Почему страдает и терзается раскольников после преступления

Страдает ли герой из-за убийства старухи?

После совершения преступления Родион Раскольников терзается не от того, что он лишил жизни человека, а скорее от той реакции, которую он не ожидал от самого себя: ему страшно, отвратительно, противно, что он не тот, кем себя считал. В конце романа герой понимает, что самым большим преступлением было то, что он не смог поступить так, как следовало – перешагнуть и продолжать жить, как ни в чём не бывало. Он не выдержал душевных терзаний, пошёл и сдался в полицию, явился с повинной – лишь об этом жалеет герой, что он “тварь дрожащая”.

Само по себе убийство процентщицы не мучает героя. Он искренне проникся идеей и её смерть была неотвратимым фактом. Старуха снится Родиону – это его душа мучается от греха. Страшнее смертного греха для героя страх осмеяния и разоблачения: не даром во сне ему чудится, будто бы он убивает жертву, а она смеётся над ним. Смех слышен из соседних комнат, с лестницы – это символ того, что Раскольников боится осмеяния и осуждения.

Преступление и наказание

Примечательно, что преступлению Достоевский отводит в своём романе лишь первую часть, тогда как остальные пять занимает наказание главного героя.

Вместе с жадной старухой-процентщицей, которая, по утверждения Раскольникова, была одним из самых бесполезных существ на земле, гибнет ни в чём не повинная её сестра Елизавета, оказавшаяся рядом в момент преступления.

На Раскольникова нападают уныние и страх. Деньгам, полученным в результате ограбления, он не может найти применение и закапывает их в землю.

Главный герой понимает, что совершённое им преступление, как ничто другое, показывает, к какому классу людей он относится на самом деле. Муки совести от содеянного, которые не испытывают право имеющие, ставят его в один ряд с дрожащей тварью.

Однако вопреки его ожиданиям близкие люди пытаются ему помочь и привести в чувство. Мать, сестра и лучший друг в сложную минуту оказываются рядом с отверженным героем. Они хотят узнать о его состоянии, но сам Раскольников понимает, что не стоит их любви и заботы.

Но именно благодаря совершенному злу у него появляются новые знакомые в лице Мармеладова Семёна Захарыча, его жены Екатерины и дочери Сони. Чтобы скрасить их бедственное положение, он жертвует Мармеладовым деньги, присланные родительницей.

Но благородные чувства быстро уступают место злобе и раздражительности. Больше всего на свете Раскольников жаждет одиночества. Ему горько от того, что он не прошел испытание. Родион не причисляет себя к преступникам и, даже более того, решает запутать следствие. Но беспрестанная ложь и царящая в воздухе напряжённая обстановка отнимают у него последние душевные силы.

Раскольников понимает, что вся его идея — ложна и преступна. Но признать свою вину перед общественностью он не может.

Раскольников до и после преступления таблица

Он практически заболевает.

Раскольников впадает в бредовое состояние, много спит, теряет аппетит. Он теряет ощущение времени. Душевные муки поглошают все его силы: «. сам дрожа всем телом. « «Ноги его дрожали.

«От страху», — пробормотал он про себя. Голова кружилась и болела от жару.

«Ну для чего ты отыскал меня в начале болезни?

Рекомендуем прочесть: Льгота пенсионерам по уплате налогов на авто в костромской области

Я, может быть, очень был бы рад умереть. « Сразу после преступления Раскольников чувствует, что «казнь за убийство» уже наступает. Душевные муки становятся невыносимыми: «Что, неужели уж начинается, неужели это уж казнь наступает? Вон, вон, так и есть!» Следующие дни после убийства до явки с повинной (около 10 дней) Раскольников глубоко страдает.

В его душе разгорается внутренняя борьба, которая изнуряет его: «Раскольников до того устал за все это время, за весь этот месяц.

« «Я как-то слаб, Дуня; уж очень устал.

Тайна франта с папиросой

В блужданиях по Петербургу накануне убийства Раскольников замечает на бульваре пьяную девушку и мужчину средних лет, который ее преследует. Раскольников считает, что «франт» хочет ею воспользоваться, подбегает к городовому и призывает его как-то вмешаться в ситуацию:

«Вон он теперь отошел маленько, стоит, будто папироску сверты­вает… Как бы нам ему не дать? Как бы нам ее домой отправить, — подумайте-ка!»

Городовой отреагировал на уговор Раскольникова. Почему? Он проникся сочув­ствием к девушке, или его смутило что-то в поведении франта? Вспомним, что происходило в Петербурге в описываемое время. Из-за аномальной жары и участившихся пожаров Сенат выпустил постановление, запрещающее курить на улицах города. 3 июля был опубликован документ, в котором, впрочем, содержались достаточно общие фразы. Но полицейские стали присматриваться к каждому курильщику, а жители города не рисковали закуривать в обществен­ных местах.

Чтобы решение Сената вступило в реальную силу и были утверждены штраф­ные меры, соответствующее распоряжение должен был выпустить глава сто­личной полиции — обер-полицмейстер. Это произошло 30 июля. В новом доку­менте присутствовали уточнения, что курить нельзя возле складов с легко­воспламеняющимися веществами, около Зимнего дворца и близ всех городских церквей, а в остальных местах — можно. В описываемые дни (7–20 июля 1865 года) герои об этих послаблениях еще не знают, но к потенци­альным нарушителям уже присматриваются.

Преступление

Изначально Родион Раскольников раздумывает над теорией сильной личности. Будучи молодым человеком и нигилистом, считающим, что все правила и устои изжили себя и ничего хорошего новому обществу не приносят, он хочет перевернуть вес мир. Он желает наполнить его сильными личностями, способными на всё, а, как известно, хочешь изменить мир – начни с себя. За идеал сильной личности Раскольников принимает выдающегося человека своего времени – Наполеона Бонапарта. Именно он в его глазах – сильная личность, способная на всё ради власти, в том числе и на убийство. Убийство старухи-процентщицы для Родиона становится испытанием собственной души. Поставив себя на порядок выше обычных людей, «тварей дрожащих», Раскольников считает, что сможет убить и остаться спокойным, так как данное преступление в его голове выглядит как благо во имя общества.

После преступления раскольников

С изумительным искусством рисует Достоевский в «Преступлении и наказании» состояние души Раскольникова после убийства. Прежде всего, он – весь во власти кого-то жалкого, животного страха. Деньгами он не воспользовался, – зарыл их в каком-то дворе и затем, больной, нравственно измученный, заперся у себя в комнате, весь порабощенный одним только инстинктом самосохранения, боясь, что его поймают, что его посадят.

https://youtube.com/watch?v=EuaVUjPPljA

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

Теперь «мания величия» сменяется у него «манией преследования». Прежних гордых мечтаний о том «новом слове», которое скажет он людям своим «делом» (убийством старухи), – не осталось и следа. «Наполеон» – обратился в затравленного зайца. Он заметает всяческие следы, он хитрит, подличает (сцена в участке; разговор с Никодимом Фомичом).

Потом он испытывает ужас одиночества. В теории он легко рвал связи свои с человеческим обществом, с его «принципами». Но когда он, на деле, порвал эти связи и оторвался от того целого, «круглого, цельного», о котором говорит и Толстой в «Войне и Мире» – он почувствовал одиночество: он со страхом чувствовал, что не может радоваться приезду матери и сестры, что трудно ему, «преступнику», дышать одним воздухом с ними, что порвались какие-то невидимые связи его с людьми. Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг охватывает всю его душу.

Он ясно ощущает, что не только с чувствительными экспансивностями, как давеча, но даже, с чем бы то ни было, ему уже нельзя более обращаться к этим людям в квартальной конторе, и, будь это все его родные братья и сестры, а не квартальные поручики, то и тогда ему совершенно незачем было бы обращаться к ним и даже ни в каком случае жизни; он никогда ещё до сей минуты не испытывал подобного странного, ужасного ощущения. И, что всего мучительнее, это более ощущение, чем сознание, непосредственное ощущение мучительнейшее ощущение из всех, до сих пор пережитых им в жизни ощущений.

Он то доходит до ясного понимания, что сделанное им гадко и подло , то его мучат страшные кошмары, доводящие до временного помешательства, то мелькает в нём его прежняя, потускневшая теперь «гордыня», – ему опять хочется поиграть роль «героя». Письмоводителю Заметову он, бравируя, говорит о том, как неумело иные преступники скрывают себя от рук правосудия. Когда, не зная, что он убил старуху, при нем говорят об убийстве, говорят, что «убийца не обокрал старуху потому, что руки дрогнули: обокрасть не сумел, не выдержал, – Раскольников как будто обиделся», – делает характерное замечание Достоевский.

Но эти беглые проблески прежнего эгоизма и мании величия не могли спасти его от сознания, что он – не великий человек, а – «вошь», что своего «нового слова» он не доказал, – что всей тяжестью легло на него проклятие его совести, – что он – не протестующий реформатор, а жалкий «отщепенец», «отверженец».

Но неожиданно как раз в это время ему удается совершить доброе дело, – все свои деньги он отдал осиротелой семье Мармеладова. Сознание сделанного доброго дела, радость, что чувство альтруизма не чуждо его душе, что не навсегда оторвался он от других людей, наполнила его существо.

«Он сходил тихо, не торопясь, весь в лихорадке и, не сознавая того, полный одного, нового, необъятного ощущения вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни. Это ощущение могло походить на ощущение приговоренного к смертной казни, которому вдруг и неожиданно объявляют прощение.

«Довольно! – произнес он решительно и торжественно, – прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь привидения. Есть жизнь! Разве я сейчас не жил!»»

https://youtube.com/watch?v=Ei4ydLhPxRA

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 2 серия

Он смутно начинает сознавать, что спасение для него – в том, чтобы слиться опять с людьми, от которых он оторвался. Нужно было подчинить себя требованиям жизни человечества, – и чтобы войти в него, нужно согласиться на несение «наказания», нужно было открыть свое преступление. И вот, Раскольников чувствует позывы выдать себя в руки правосудия – но борется с этим чувством, пока на его пути не встречается Соня Мармеладова.

«Если действительно всё это дело сделано было сознательно, а не по-дурацки, если у тебя действительно была определенная и твердая цель, то каким же образом ты до сих пор даже и не заглянул в кошелек и не знаешь, что тебе досталось, из-за чего все муки принял и на такое подлое, гадкое, низкое дело сознательно шел?» – говорит он сам себе.

rushist.com

Анализ эпизода, романа евского Преступление и наказание (часть 6, глава 7)

Но, несмотря на внутренние вспышки и переживания, на отдаленность от общества, он находит близкого ему по внутренним качествам человека – Свидригайлова. Автор не спроста соединяет их вместе, ведь они так похожи: каждый ведет двойную внутреннюю жизнь и оба способны убить. Однако Раскольников не пропащая душа, у него есть совесть, которая не дает ему жить спокойно после убийства. Видя в Свидригайлове свою проекцию и то, к чему он стремится, Раскольников ужасается, но все же не отвергает свою теорию.

Рекомендуем прочесть: в каком случае не могут приставы забрать транспортное средство

Анализ эпилога: Преступление и наказание

Эпилог может многое прояснить и в самой личности писателя. Достоевскому идея создания «психологического романа» пришла в то время, когда он сам отбывал каторгу и находился под воздействием христианской концепции о том, что только любовь и всепрощение спасут мир. Преступление и наказание — проблемы общества.

Что же хотел вложить в эпилог романа «Преступление и наказание» автор? Почему происходит возрождение Раскольникова к новой жизни? Что даёт этому толчок? Только ли страшный сон про поразивший людей вирус безумия, который толкнул его упасть в колени Сони?

Нет, перерождение героя началось с самого начала романа. Оно рождалось и в те 13 дней, что он грезил убийством, и в те полтора года, которые он провёл в душевных метаниях в остроге. Всё это время душа Раскольникова, как заблудший ребёнок, металась в поисках выхода из лабиринта чёрных, удушающих мыслей и идей.

А потом был следующий толчок — смерть матери. А затем страшная по своей сути и противоестественная для сторонников христианства сцена в церкви. Церковь — святое место, где по определению нельзя поднять руку даже на закоренелого убийцу. Но ведь именно в церкви «собратья — каторжане» готовы были убить Раскольникова, сами не отдавая себе отчёт в том, что такого плохого сделал им этот человек.

Столкнувшись со смертью матери, посмотрев в лицо собственной смерти и панически страшась смерти неожиданно заболевшей Сони, Родион в душе начинает изменяться.

Анализ эпилога «Преступления и наказания» даёт понять, что процесс перерождения зреет где-то в тайниках его души. Зреет долго и трудно, незаметно для него самого. А потом в одно мгновение совершается прозрение: он, плача, бросается перед Соней на колени. И они молчат.

Они только смотрят друг на друга и понимают, что теперь всё плохое позади. Понимают и читатели, что это не Раскольников сделал Соню сторонницей своей «мечты», а Соня обратила его в свою веру.

Не гордыня и презрение к роду человеческому за счёт самовозвышения, а именно всепрощающая христианская любовь должна в итоге преобразить мир. Анализ эпилога позволяет понять, что человек без сигнального маячка внутри очень легко может свернуть в сторону мрачную, попасть под влияние злых сил.

Маячком же, определяющим, где свет, а где тьма, служит Бог — источник всеобъемлющей и всепрощающей любви.

Каково псих. состояние Раскольникова до, во время и после убийства?

Какое может быть психическое состояние у человека, который собрался убить старуху-проценщицу, никому не нужную и только этим сделать доброе дело, избавив от злодейки свет? Человек, который доведен до отчаяния сложившимися обстоятельствами, жалкими условиями существования, бедностью, невозможностью помочь своим близким? А вокруг него только жизнь с ее нищетой, жалкими трущобами Петербурга, грязь улочек и «вонь», «духота», господство денег и убогая жизнь людей? Как может он себя чувствовать, убедив себя, что делает хорошее дело и оправдывая таким образом свои поступки? Наверное, Родион Раскольников был в тот момент, до совершения преступления, наделен определенной решимостью, до деталей обдумал свои поступки. На него влияют несколько обстоятельств. Это его жизнь в таких условиях, «тесной каморке», невозможность заплатить за обучение в университете; письмо от матери, где она сообщает ему, что Дуня собирается выйти замуж за Лужина; его встреча и разговор с Мармеладовым; сон Раскольникова. С одной стороны, Раскольников стремится помочь всем обреченным, сделав одно доброе дело, двизимый гуманной целью: «За одну жизнь тысячи спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен!». С другой стороны — у него возникает теория, что люди делятся на две категории: «низших, служащих лишь материалом для воспроизведения себе подобных, и высших, то есть собственно людей, которые во имя достижения цели могут позволить себе все, даже «кровь по совести». И сам он не знает, к какой катеории принадлежит: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Какое у него состояние до его поступка? — он сам не верит, что может такое совершить: «Боже! — воскликнул он, — да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой, теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором… Господи, неужели?» Во время преступления Родион Раскольников выполнял задуманное, действовал по плану. Его разум был во власти идеи и он все делал, как решил. Ему даже хотелось не раз уйти. После совершения преступления им овладели страх, рассеянность. После преступления у главного героя романа что-то вроде «помутнения рассудка». Ему кажется, что все знают о том, что он совершил. В конце концов, он готов признаться в содеянном. До совершения преступления Родион рассуждал:

Образ раскольникова с цитатами

> > Раскольников — великодушный и добрый молодой человек:»Великодушен и добр…» «…оба великодушные…» (мать о Раскольникове и его сестре Дуне) «Последние деньги на похороны вдове отдал!» (Разумихин о Раскольникове) Раскольников — благородный человек, по мнению Порфирия Петровича: «Я вас, во всяком случае, за человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с…» Родион Раскольников — высокомерный молодой человек: «…оба вы меланхолики, оба угрюмые и вспыльчивые, оба высокомерные и оба великодушные…» (мать о Раскольникове и Дуне) Раскольников — удрученный бедностью, но гордый, властный человек: «…каково это всё перетащить на себе человеку, удрученному, но гордому, властному и нетерпеливому…» Раскольников — нетерпеливый человек: «Повторяю, нетерпеливы и больны вы очень, Родион Романыч.» «Как не надо сбавки, как не надо!

Родион был приверженцем теории Наполеона третьего. Теория заключалась в том, что существуют обычные люди и те, кто творят историю. Для тех, кто творит историю, не писаны никакие законы. Они торжественно идут к своей цели.

Нетерпеливый вы человек!» «…человеку…

Сочинение Образ и характеристика Раскольникова

Роман Достоевского «Преступление и наказание» неслучайно не теряет своей актуальности сквозь века и продолжает читаться и изучаться в школах, ведь главной темой его является сложный психологический конфликт главного действующего лица — Родиона Раскольникова. Он проживает в Петербурге и учится на юридическом факультете, но за неимением средств вынужден покинуть обучение. Внешность его была довольно-таки привлекательной: у Родиона были темные глаза, темно-русые волосы, он был достаточно высоким и стройным, да и просто хорош собой, несмотря на то, что вынужден был носить дешевую одежду. Интересно, что после преступления внешность героя уже описывается несколько иначе: он угрюмый, злой, мрачный, скрытный. Но поскольку «Преступление и наказание» является романом социально-психологическим, гораздо важнее описать именно психологический портрет лирического героя.

Одним из ключевых элементов всего произведения смело можно назвать теорию Раскольникова, ведь через нее раскрывается истинная сущность главного героя и именно эта идея в конце-концов и побуждает его совершить грех. Казалось бы, довольно заурядный, как для такого известного романа, случай: человек не имеет денег и решает их украсть, в процессе чего приходится убить человека. Если бы этим все ограничивалось, вряд ли произведение стало бы настолько известным. Интерес привлекает именно мотив  упомянутого преступления. Раскольников совершает его не ради денег, а для того, чтобы проверить истинность своей собственной теории. Он написал статью, в которой разделил всех людей на Земле на низших и высших, первый и второй разряды, героев и обычный материал, ресурс для них. Замышляя убийство старушки, Родион хочет определить, к какой группе принадлежит он сам. Совершив запланированное, он осознает, что, вопреки своим ожиданиям, является не Наполеоном, не героем, а обычной «тварью дрожащей», ведь переживает и жалеет о содеянном, а сразу после преступления в панике даже не может найти в квартире денег и ценностей . Так и разочаровался Раскольников в себе и своей теории.

Однако, теория эта могла бы так и остаться всего лишь идеей и не воплотиться. Родион вынашивал такие мысли давно, но, скорее всего, если бы не письмо о том, что сестра Дуня вынуждена насильно выходить замуж за человека, которого не любит, он бы так и не перешел от планов к действию. Противоречивая личность. С одной стороны, Раскольников действует ради помощи родным, но какими методами, какой ценой… Он решился убить, а когда домой раньше положенного времени вернулась сестра процентщицы, он убил еще и ее, беременную и ни в чем не виноватую.

Неотъемлемым элементом произведения являются также сны Раскольникова. Они сопровождают его от самого начала произведения вплоть до пребывания героя на каторге после его явки с повинной и отражают страх героя быть раскрытым и пойманным. Большую роль отыграла каторга в Сибири, на которой Родион пребывал вместе с Соней Мармеладовой, в личностном преображении героя. Фактически, там он обрел новую жизнь, искупил свои грехи, насколько это было возможно, и очистил душу. На самом же деле, другая, душевная каторга, началась еще сразу после совершения преступления в подсознании героя, а в Сибири она просто пришла к своему логическому завершению. Сначала Раскольников совсем не сожалел о содеянном преступлении, он всего лишь жалел о том, что у него не получилось осуществить его на должном уровне, скрыть от всех и переступить через себя, доказать, что он поистине «Наполеон», человек второго разряда. В конце же, хотя автор об этом прямо не говорит, можно предположить, что, с помощью Сони и под ее влиянием, Родион понимает, что он совершил, сожалеет об этом и делает все для того, чтобы стать на истинный путь и не сворачивать с него.

Характеристика центрального персонажа

С самого начала романа раскрывается противоречивость души главного героя. Перед читателем Раскольников предстаёт обычным парнем, вчерашним студентом, который не отличается ничем примечательным. Молодой человек находится в остром положении: он беден, доведён до отчаяния, носит рваньё, душа его болит.

Тем не менее Родион задумывается над нравственным конфликтом — может ли человек совершить преступление, если у него благая цель.

Раскольников задумывается — какой же он на самом деле? Добрый гражданин или тот, кто имеет право переступить закон? Решающим моментом для него становится убийство старушонки-процентщицы. Отобрав жизнь, Родион должен был получить право руководить слабой частью населения, однако, он заплатил неожиданную цену. Как ведёт себя Раскольников после преступления?

  • Чувствует душевные терзания.
  • Находится в постоянной борьбе с самим собой.
  • Приближается к сумасшествию.
  • Изводит себя — постоянно прокручивает в голове совершённое, обдумывает поступок.
  • Борется с мучениями совести, не может смириться с тем, что он сделал.

Эти страдания не позволяют Родиону стать тем, кто руководит миром, добивается целей, идя по головам. Почему после убийства Раскольников не воспользовался награбленным? Несмотря на доступность богатства, которое мужчина мог забрать себе, он сторонится идеи присвоить чужое добро.

Герой ожидал, что право совершать противозаконные действия позволит ему жить среди тех, кто руководит миром, но в итоге получил терзания совести и раскаяние.

Человеческие переживания и муки дают парню повод упрекать самого себя за жуткое совершение. Положить конец этому состоянию может лишь одно — явка с повинной. Ответить на вопрос раскаялся ли Раскольников помогает цитата: «Разве я старушку убил? Я себя убил, а не старушку!». Эти слова он произнёс Соне Мармеладовой, первому человеку, который узнал о содеянном.

Последствия совершенного преступления для Раскольникова

Главный герой перестал бояться своего страшного наказания — каторги, ссылки в Сибирь. Мужчина тонкой душевной организации съедает себя заживо, нарушив библейскую заповедь «Не убий».

Следуя святому писанию, человек, нарушивший волю Божью, после смерти попадает в ад. Но для Раскольникова ад создался уже на Земле, в его разуме и теле. Расплатой за грех для Родиона становится не физическое наказание, а моральное мучение, которое будет происходить до тех пор, пока он сам не сможет простить себя за содеянное.

Соня Мармеладова берётся за поддержку мужчины, отправляясь с ним в Сибирь.

Почему раскольников страдает?

Ведь своим поступком он хотел оградить униженных и оскорбленных людей от таких, как они, а получается, что его теория сближает его же с ними. Раскольников уже никому, даже себе, не может объяснить зачем и почему убил, он начинает понимать, что человек не вошь.

Я не старушонку убил, я себя убил — говорил он Соне, осознавая свой поступок.Муки совести, страх перед разоблачением, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а тварь дрожащая, понимание бессмысленности убийства все это ложится на душу Раскольникова. Задумывая преступление, Раскольников не учел, что будет так мучатся, что в нем живут человеческие чувства, что после преступления он не сможет общаться с людьми, чувствуя свою вину.

На мой взгляд, это его самая главная ошибка. Раскольников думал, что сможет исправить общество, но ошибся. И его теория рушится.

Реализация и развенчание

Развив свою теорию, студент решается на ее подтверждение. С самого начала весь его точно разработанный план нарушается. Он убивает не только процентщицу, которая представляет собой зло, но и ее сестру Лизавету, так как она оказалась случайным свидетелем. Это не соответствует его идеологии и становится первой из проблем. После совершенного злодейства читатель подробно наблюдает, как развивается страх, паранойя героя. Он даже падает в обморок в полицейском участке, а после — серьезно заболевает.
Рис. 3. Родион Раскольников. И. С. ГлазуновСтрах разоблачения полностью поглощает Раскольникова — он отгораживается от всего мира, погружается в опасное и губительное одиночество.Даже после того, как в убийстве обвинили другого персонажа, Раскольников боится показаться и пустить в ход полученные деньги, чтобы помочь обездоленным. Однако его страдания вызваны не только страхом. Родион по своей натуре был человеком добрым и чувствительным. Всему его существу было невыносимо насилие и, переступив через себя, он нарушил душевное равновесие, обрести которое смог очень нескоро. Он говорит “Я не старуху убил, я себя убил!”, понимая губительность своих действий для души. Он ставит себя на одну ступень с законченными мерзавцами вроде Лужина и Свидригайлова.
Несмотря на свою замкнутость и скрытность, Раскольников все же нуждается в общении. Достигнув полного отчаяния, он рассказывает о содеянном Соне Мармеладовой (малознакомой и глупой проститутке). В ней он видит более сильную личность, ведь, несмотря на ее род занятий, который лишил ее нравственности, и нищету, она смогла сохранить любовь к людям, готовность к самопожертвованию. Соня опровергает его теорию, так как не относится ни к первой, ни ко второй категории. Она сама распорядилась своей жизнью и даже в ужасных условиях смогла сохранить чистоту души.
Рис. 4. Двор Раскольникова. И.С. ГлазуновПод влиянием Мармеладовой он признается в преступлении и отправляется на каторгу. Даже здесь он не сразу понимает, что его теория ошибочна. Осознание этого приходит к нему только в последнем сне, в котором люди убивают друг друга во имя благополучия человечества, и итогом этого становится пустынная земля. Только после этого сна Родион постепенно возвращается к христианским ценностям, осознавая, что все люди равны, и жизнь — величайший дар, который нужно беречь. Опровергая теорию Раскольникова, Достоевский подводит читателя к мысли, что единственный способ изменить человечество — это христианская любовь и самопожертвование.Предлагаем вам также посмотреть видео с анализом теории Раскольникова из романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” и экранизированными важными моментами произведения.

Итог эксперимента

Гордость не давала жить Раскольникову там, в Сибири, на каторге: он стыдился себя за то, что оказался слишком слабым, чтобы реализовать свой план до конца. Он не смог помочь другим, сделал свою семью несчастной, не спас ни одной души и загубил свою. Родиона не мучает совесть за то, что он лишил жизни человека – этот факт он пережил достаточно спокойно.

Он мучается лишь от осознания собственной слабости, от того, что его теория провалилась. “Разве я старушку убил? Я себя убил!” – так рассуждает молодой человек. Две недели после убийства Алёны Ивановны и её сестры Лизаветы он находится в состоянии, близком к помешательству: теряет сознание, его бьёт озноб, бросает в дрожь, накатывает ужас от понимания того, что случилось, он боится, что его “раскусят”.

Героя не радует то, что было целью преступления: добытые драгоценности и возможность спасти тысячи жизней. Все цели, желания уходят на задний план; совесть, гордость – не дают герою жить дальше. Только любовь даёт шанс Раскольникову обрести покой и примириться с людьми.

Статья будет полезна при подготовке к сочинению “Почему Раскольников страдает после преступления?” Тест по произведению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector