Соловки

Содержание:

Как добраться

На самолете

На Соловки можно попасть морем и по воздуху. На главном острове архипелага расположен аэропорт, по состонию на 2021 год встречающий рейсы только из Архангельска. Самолеты на Соловки отправляются три раза в неделю — по понедельникам, средам и пятницам в 13:00, обратный рейс в 14:20.

По воде

Водный путь начинается в поселке Рабочеостровск, а также в Беломорске (на скоростной «Комете»). До Соловков морем ходят относительно небольшие катера из Кеми и достаточно вместительные, более надёжные в ветреную погоду теплоходы. Сезон навигации открывается не ранее июня. Но и летом по морю попасть на Соловки ох как непросто — шторм свыше 4 баллов отменяет и эту возможность сообщения с островами. Большие круизные лайнеры, выходящие к Соловкам из Москвы по Беломорканалу, причаливают к островам дважды в месяц.

Катера из Рабочеостровска уходят рано, поэтому оптимально — это забронировать номер в прилегающем к пристани мотеле. Это тоже надо делать заранее.

Поиск авиабилетовна Соловецкие острова
Поиск попутчиковна BlaBlaCar

Соловецкий монастырь. История.

Соловецкие острова –  это архипелаг, который состоит из огромного количества различных по размеру островов. Самый крупный из них – это собственно сам Соловецкий остров. Острова Анзерский, Большая Муксалма, Малая Муксалма, Большой и Малый Заяцкий значительно меньше по размеру, но на них также располагаются строения.

Природа

Природа Соловецких островов удивительна и неповторима. Необыкновенная красота! Уединение с природой! Сказка! Таежная зона, в которой расположен архипелаг, накладывает свой суровый отпечаток на красоту островов. Чистейшие ледяные озера, высокие холмы, луга, покрытые сочной травой, топкие болота и конечно величественные северные леса. На небольшой территории островов представлено удивительное разнообразие ландшафта.

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, вид сверху:

Соловецкий монастырь – кратко

Легендарный монастырь был заложен в начале XVв. Три бесстрашных подвижника – Савватий, Герман и Зосима обустроили на холодном острове в Белом море первую келью. Вскоре монахов посетило видение – божественной красоты храм, стоящий на окраине Большого Соловецкого острова. Ценой невероятный усилий церковь была построена, монахи были жалованы грамотой, дарующей им остров и все окрестные земли в вечное пользование. После смерти монахов-основателей их мощи были перенесены в специальную обитель.

Весьма быстро храм на далеких островах ледяного моря стал местом многочисленных даров от властителей государства

Особенное внимание к этому монастырю легко объяснимо – монастырь помог упрочить положение русских самодержцев в этом регионе. Ведь Поморье – это источник ценной рыбы, меха, соли, речного жемчуга, ценнейшей важской смолы, кожи морских зверей

Соловецкий монастырь стал проводником царской власти в этом богатом, но удаленном от Москвы регионе. Именно поэтому монастырь на островах всегда получал различную помощь от центральных властей. Его необычный статус подтверждается картами тех лет – он отмечен на них всегда, а ведь такой чести удостаивались не все города. Такое особое положение привело к тому что уже в XVIв на острове стали возводить каменную крепость. Старец Трифон, одновременно являющийся военным инженером и зодчим, превратил монастырь в настоящую крепость. Это было не лишним, так как Соловецкие острова много раз находились в осаде, как шведов, так и англичан. Быстро строения на островах стали не только монастырем, крепостью, но и тюрьмой. Все изменилось после реформы патриарха Никона. Монахи не приняли нововведение и остались верны вере отцов. Почти 10 лет северный монастырь держали в осаде правительственные войска. После взятия крепости все приверженцы старой веры были уничтожены. Несколько десятков лет монастырь находился в запустении. Лишь визит Петра I на Соловки вновь возвел обитель в ранг значимых.

Вплоть до Революции 1917 года Соловецкий монастырь наряду с Валаамским монастырем и Оптиной Пустынью был самым почитаемым и посещаемым всем русским народом. Попасть туда стремились и в качестве монахов, послушников, трудников, богомольцев. Строгий устав монастыря служил образцом для людей, монахи Соловецкого монастыря вызывали уважение и почитание.

Трагедия 1920 года

Трагедия разыгралась в 1920 году, когда было конфисковано имущество монастыря и уничтожена вековая обитель. Почти 20 лет Соловецкий монастырь прослужил в качестве лагерей особого назначения. Это был один из самых больших лагерей в России на то время. Здесь отбывали свой срок самые различные люди – служители церкви и вчерашнее дворянство, интеллигенты и уголовники.

Во время Второй Мировой Войны на Соловецких островах работала школа юнг и учебный отряд. В 1967 на островах было решено организовать Соловецкий музей-заповедник. Новая страница Соловецкого монастыря открылась в 1988 году, когда открылся церковный приход. Если ранее духовная жизнь на острове хоть и велась, но тайно, то теперь иеромонах Герман при большом скоплении народа открыто освятил часовню святителя Филиппа. Уже в 1990 году монастырь принял первых послушников. А еще через два года мощи первых соловецких подвижников Зосимы, Савватия и Германа вернулись из Петербурга в Соловецкий монастырь.

Соловецкие острова сегодня

Соловецкие острова ежегодно привлекают тысячи туристов . Одни следуют зову веры, других манят загадочные лабиринты, третьи просто хотят насладиться уникальной природой.

Где находится Соловецкий мужской монастырь

Монастырский комплекс расположен в Архангельской области, на Соловецких островах, находящихся в акватории Белого моря. Они считаются своеобразными морскими воротами, символично открывающими путь к Онежской губе.

Центральная усадьба Соловецкого мужского монастыря размещена на юго-западе самого крупного острова архипелага — Большого Соловецкого, в границах древней одноименной крепости. Ее восточные стены обращены к Святому озеру, а западные — к бухте Благополучия. Часть приписанных к монастырю объектов находится вне крепостных стен и на ближайших островах — Анзерском, Заяцком, Большой Муксалме. Остальные — за пределами Соловецкого архипелага.

Расстояние от Архангельска до Центральной усадьбы обители составляет около 300 км, от Карельского побережья — 50 км, от Санкт-Петербурга — более 600 км, от Москвы — 1000 км.

Колокол Благовестник, vladkonst

История создания Соловецкого монастыря

  • Монастырь имеет очень богатую и давнюю историю, начало которой датируется 1429 г., когда препп. Савватий и Герман поселились на севере острова и основали первую пустынножительную обитель. Далее в течение многих лет постепенно выстраивались деревянные храмы и монастырские кельи.
  • В конце XVI века тут началось основательное каменное строительство, монастырь постепенно приобретал вид настоящего каменного города-крепости, который в последующие годы выстоял не одну атаку.
  • Печальное время в жизни монастыря началось уже в конце XVII века, когда монастырская братия (как и многие другие священнослужители) выступила с протестом против церковных реформ патриарха Никона. Монастырь был разграблен, а многие его обитатели заточены в тюрьмы или казнены.
  • Хотя церковная жизнь в стенах монастыря продолжалась, но часть его с тех пор была занята тюрьмой, куда ссылались неугодные священнослужители со всей России.
  • Второй «удар» произошел с приходом к власти большевиков. Монастырь был закрыт, его настоятели жестоко убиты, а в священных стенах с этих пор разместился лагерь особого назначения. Это были темные и кровавые времена.
  • В годы ВОВ тут размещался Учебный центр военного флота, а в конце 60-х гг. прошлого века – Краеведческий музей.
  • И только в 1990 году монахи вновь вернулись в Соловки на правах свободных жителей, и церковная жизнь в монастырских стенах возобновилась.

1990 — возобновление монашеской жизни

25 октября 1990 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви было определено: «Возродить монашескую жизнь в Соловецком Зосимо-Савватиевском ставропигиальном мужском монастыре и исполняющим обязанности наместника монастыря назначить игумена Германа (Чеботаря)». Эта дата и считается днем возобновления Соловецкой обители.

С этого момента в монастыре появляются первые послушники. С 1992 года наместником монастыря назначен игумен (ныне архимандрит) Иосиф (Братищев). В августе 1992 года мощи соловецких чудотворцев Зосимы, Савватия и Германа, хранившиеся в Санкт-Петербурге, были перенесены в монастырь. С этого дня 22 августа в Русской Православной Церкви появился новый праздник — собор Соловецких святых. С 2009 года наместником монастыря назначен епископ Порфирий (Шутов).

Соловецкий монастырь — ставропигиальный, то есть подчиняется не местной епархии, а непосредственно Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу, который имеет сан священноархимандрита.

Современная жизнь монастыря не ограничивается одними лишь богослужениями. Соловецкий монастырь издает немало православной литературы, в монастыре собрана огромная библиотека (12 тысяч томов), пользоваться которой могут не только монахи, но и паломники, и жители поселка Соловецкий. Действуют в монастыре и воскресные школы — и детская, и взрослая, а также детская музыкальная школа.

Где жить

В поселке Соловецкий. Тут всего несколько отелей, поэтому лучше бронировать жилье заранее. Дешевле всего остановиться в гостинице «Петербургская» — 450 рублей за кровать в восьмиместном номере. Гостиница стоит в центре поселка, до монастыря буквально пара шагов. Еще есть гостевые дома (от 800 рублей за одну ночь с человека) и турбазы (от 1500 рублей за номер).

Можно снять комнату у местных жителей или поставить палатку — кемпинг находится на берегу озера Банное. Это окраина поселка, 10 минут пешком до монастыря. Поставить палатку в другом месте не получится: вся территория архипелага считается заповедной. Место в палаточном лагере стоит 300 рублей в сутки с человека. К жизни в палатке на Соловках надо хорошо подготовиться: спальник на минусовую температуру, горелка, котелок, толстый коврик и непромокаемая палатка — вот необходимый минимум.

Мы жили в глубине острова на турбазе на озере Варяжское. Сначала расстроились, что не на берегу — когда еще поживем на Белом море — а потом осознали все преимущества. На побережье постоянные пронизывающие ветра, и при августовских +8°C это не то, что хочется ощутить сразу после пробуждения. Наша турбаза была в двух километрах от поселка, рядом со зданием бывшей тюрьмы. В душе горячая вода, на завтрак — блинчики с медом, интернета не было, зато была баня с купелью прямо в озере.

Монастырь во времена Советской власти. Беззакония соловецкого концлагеря, музей и возрождение

После совершения октябрьского переворота 1917 года, в монастыре происходили страшные злодеяния XX века.

1920

в этом году монастырь закрывают

На то время в обители жило около 400 насельников. Большинство разъехались по разным местам. 60 монахов уезжать отказались, и остались вольнонаемными рабочими в организованном совхозе «Соловецкий». Богослужения разрешили совершать только ночью, в церкви на монастырском кладбище.

На Пасху 1923 года в обители произошел сильный пожар, от которого выгорела большая часть помещений. В этом же году из Архангельска прибыли первые заключенные.

Первые заключенные Соловецкого лагеря, 1923 год

На месте монастыря власти организовали Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). В последние годы лагерь переименовали в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН).

Сюда направляли на перевоспитание людей, подозреваемых в нелояльности к Советской власти, — в основном духовенство и интеллигенцию.

1923-1939

в этот период Соловках побывало около 100 000 человек, 40 000 из которых погибли

В те годы Соловки превратились в ад на земле. Самый страшный концлагерь времен ГУЛАГа устроен на острове Анзер. Сюда с большого острова отправляли умирать тех, кто не имел сил работать. Узников держали в неотапливаемых бараках, почти не кормили.

На большом острове, на Секирной горе — находится Вознесенский скит. Во времена репрессий здесь основали штрафной изолятор. 90% узников оттуда в лагерь не возвращались. Трупы сбрасывались вниз по ступеням в могильник. Сейчас на этом месте стоит Поклонный крест, и совершаются заупокойные молитвы.

Поклонный крест на Секирной горе Соловецкого монастыря

Во времена советского ГУЛАГа, весь строевой лес на острове вырубили. Это послужило причиной закрытия лагеря в 1937 году.

В дни войны на этом месте располагалась школа юнг. Затем отряд Военно-морского флота. В середине 60-х годов в монастыре начались реставрационные работы, а в 1967 году основан Соловецкий историко-архитектурный музей-заповедник.

В 1989 году на острове вновь основались иноки.

Дополнительная литература (в порядке публикации) [ править ]

Воспоминания

  • Мальсагов, С.А. (1926). . Лондон: Филпот. OCLC   .
  • Владимир Васильевич Чернавин (1935), Бостон: Хейл, Кушман и Флинт.
  • Бабина-Невская, Берта (1999). «Моя первая тюрьма, февраль 1922 года». Пока не расскажут мою сказку : 97–111. Отрывок из мемуаров, написанных в 1970-х годах левым эсером (тр. Джона Кроуфута)
  • Адамова-Слиозберг, Ольга (1999). «Мое путешествие». Пока не расскажут мою сказку : 28–34. Отрывок из мемуаров, написанных в 1940-х и 1950-х годах раскаявшимся беспартийным коммунистом (тр. Салли Лэрд)
  • Ольга Адамова Слиозберг (2011 г.), « Мое путешествие: как одна женщина выжила в сталинском ГУЛАГе» , издательство Northwestern University Press: Evanston, Ill. (Полный текст мемуаров, переведенный Кэтрин Грэтвик Бейкер).

Исследования

  • Ашер, Авраам (июль 1969 г.). «Соловецкие пленники, меньшевики и Социалистический Интернационал». Славянское и восточноевропейское обозрение . 47 (109): 423–435.
  • Майкл Якобсон (1993), Истоки ГУЛАГа: система советских лагерей, 1917–1934 гг. Лексингтон, Кентукки: Университетское издательство Кентукки.
  • Галина Михайловна Иванова, Кэрол Аполлонио Флат и Дональд Дж. Рэли (2000), Социализм в трудовых лагерях: ГУЛАГ в советской тоталитарной системе. Нью-Йорк: М. Е. Шарп.
  • Барон, Ник (январь – март 2002 г.). . Cahiers du monde russe . 43 (1): 139–180.
  • Рой П. Робсон (2004), Соловки: история России, рассказанная через ее самые примечательные острова. Кембридж, Массачусетс: Издательство Йельского университета.
  • Шубин, Даниила Х. , ISBN 978-1365413582 

Почитание Соловецких святых

Почитание святых Савватия, Зосимы и Германа началось ещё в 15 веке, преимущественно среди жителей Поморья. К преподобным обращались с молитвой во время шторма на море. К их мощам привозили одержимых нечистыми духами.

Из документальных свидетельств о чудесах в 16-17 веке известен случай, произошедший с купцом Митрофаном. Однажды, когда он плыл по морю, подлялся сильный шторм и была опасность потопления судна. На помощь призывали Господа и Божью Матерь, но ветер не утихал. Тогда Митрофан вспомнил о Зисиме Соловецком. Как только он обратился к нему за помощью, то увидел преподобного на корабле. Тот своей мантией бил по волнам. Буря утихла. Пораженный случившимся, купец принял монашество на Соловках.

Как-то монах Иосиф находился на острове Кузове, который лежит западнее Соловецких островов. Взойдя ночью на гору для молитвы, он посмотрел на Соловки. Там он увидел два огненных столпа, восходивших от земли до неба из середины монастыря. Когда Иосиф рассказал об увиденном другим монахам, они сказали ему:

В 1602 году священнику Григорию из города Тотьба Пермской губернии было явление преподобного Германа Соловецкого. Святой дал поведение написать его икону вместе с преподобными Зосимой и Савватием. Многие приходившие к этому образу верующие получали исцеления от различных болезней.

Библиография [ править ]

vтеРусский Север
Ключевые локации
  • Архангельск
  • Белозерск
  • Берёзово
  • Каргополь
  • Кемь
  • Холмогоры
  • Кижи
  • Кола
  • Кондопога
  • Лальск
  • Мангазея
  • Пустозёрск
  • Сольвычегодск
  • Тотьма
  • Великий Устюг
  • Вологда
  • Яренск
Монастыри
  • Ферапонтов монастырь
  • Каменный монастырь
  • Кирилло-Белозерский монастырь
  • Монастырь на острове Кий
  • Корела монастырь
  • Печенгский монастырь
  • Монастырь Сия
vтеОсновные крепости из Западной России
  • Гдов
  • Ивангород
  • Изборск
  • Кириллов
  • Копорье
  • Корела
  • Кронштадт
  • Ладога
  • Новая Двина Форт
  • Новгород
  • Орешек
  • Порхов
  • Псков
  • Смоленск
  • Санкт-Петербург
  • Trångsund
  • Выборг
  • Ямбург
  • Укрепления 19 века
Авторитетный контроль
  • ISNI :
  • LCCN :
  • NKC :
  • SELIBR :
  • SUDOC :
  • VIAF :
  • WorldCat Identities :

1548 год — игуменом Соловецкого монастыря стал Филипп Колычев

Московский боярин Федор Колычев в 1537 году примкнул к мятежу князя Андрея Старицкого, мятеж, как известно, не кончился удачей, и ему пришлось бежать от преследования. Бежал он на край земли — в Соловецкий монастырь. Полтора года был послушником, потом пострижен в монашество с именем Филипп. Восемь лет прожил Филипп в обители, прежде чем решением монастырского собора был избран игуменом. Он оказался великолепным хозяйственником, много сделал для внутреннего и внешнего благоустройства обители, превратил Соловки в настоящий промышленный и культурный центр Северного Поморья.

Митрополит Филипп Колычев, вышивка

В 1485 и 1538 годах монастырь сильно горел. Стало понятно, что нужны каменные строения. В 1552 году Филипп начал строительство каменных церквей, а в 1590–1594 годах была отстроена знакомая всем оборонительная гранитная стена вокруг кремля. На островах и в поморских вотчинах появились новые хозяйственные и промышленные сооружения. Монастырские промыслы механизировали, возвели новые келейные корпуса, больницу для братии.

Именно при игумене Филиппе на Большом Соловецком острове появилась сеть каналов, объединившая 78 озер для питания Святого озера и водоснабжения монастыря. На каналах встали мельницы. Был организован первый в Корельском уезде железоделательный оружейный завод на берегу реки Пялы. В монастыре процветали ремесла: он владел солеварнями, кузницами; монахи и послушники ловили и разводили рыбу, добывали зверя, выращивали овощи — и это в суровейшем северном климате!

Повсеместное почитание преподобных Зосимы, Германа и Савватия также инициировал Филипп Колычев. Храмы и монастыри в честь святых открывались в Астрахани, Казани, даже в Сибири! Заметно увеличились пожертвования в монастырь.

Во все века властьимущие щедро одаривали северный форпост России, но именно в XVI–XVII веках авторитет Соловецкого монастыря вырос колоссально не только в северном регионе, но и по всей России, и пожертвования от царя и богатых людей потекли на Соловки рекой. Например, в 1548 году Иван IV пожаловал монастырю волость Колежму с солеварнями, угодьями и всеми оброками (то есть местные жители теперь должны были платить подати не государству, а монастырю), остров на реке Суме с тремя дворами, в 1550 году реку Сороку (рукав реки Выг со множеством островов) с оброками.

Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность выстроить на Соловках два больших каменных собора: Успенский и Преображенский. В монастырь регулярно присылалась драгоценная церковная утварь. В 1548 году царской грамотой монастырю было разрешено вести беспошлинную торговлю солью на 10 тыс. пудов в год (в 1542 году такое право было только на 6 тыс. пудов), в 1551 году Иван IV подтвердил это право. Монастырь получил ряд деревень на реке Суме и многочисленные солеварни на морском берегу. В 1556 году по челобитной Филиппа царь освободил их от оброка в пользу царской казны.

Последние минуты жизни митрополита Филиппа. 1880-е. Художник А. Н. Новоскольцев

В 1560 году в Соловецкий монастырь заточили протопопа Сильвестра, бывшего духовника Ивана Грозного и то ли популяризатора, то ли автора знаменитой книги «Домострой» (тут мнения историков расходятся).

В 1651 году вместо игуменства была учреждена архимандрия (то есть настоятель имел уже сан не игумена, а более высокий — архимандрита, и это означало повышение статуса монастыря). До марта 1682 года, когда учредили Холмогорскую епархию, монастырь находился в пределах Новгородской епархии.

В 1565 году царь Иван Грозный вызвал Филиппа из Соловецкой обители и предложил занять кафедру митрополита Московского. Дальнейшая история печальна — святитель Филипп не побоялся обличить жестокие репрессии царя, за что в 1568 году был смещен с кафедры, арестован и заточен в Отроч Успенский монастырь в Твери, где через год был задушен ближайшим сподвижником Ивана Грозного, Малютой Скуратовым. Общецерковное почитание митрополита Филиппа как святого началось с 1652 года, когда мощи его были перенесены в Москву.

3

Подвижники благочестия

Святую обитель прославили подвижники благочестия, в разное время подвизавшиеся в монастыре, его скитах и пустынях. Особенно почитаются на Руси преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV в.) — первоначальники обители; преподобный Елисей Сумский (XV — XVI ), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI в.), преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (XVI в.), святитель Филипп, митрополит Московский (XVI в.), преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (XVII в.), преподобный Диодор (в схиме Дамиан) Юрьегорский (XVII в.), преподобный Елеазар, основатель СвятоТроицкого скита на острове Анзер (XVII в.), преподобный Иов( в схиме Иисус), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (XVIII в.). Соловецким постриженником и учеником преподобного Елеазара Анзерского был Святейший Патриарх Московский и всея России Никон (XVII в.).

Соловецкие лагерь и тюрьма XX века

Экспозиция «История Соловецких лагерей и тюрьмы (1920—1939)» открылась в 2010 году в бараке бывшего Управления Соловецких лагерей особого назначения, который был построен в 1929 году. Повествует о лагерях для заключенных, о жизни и порядках в них, о мерах наказания, попытках побега и т.д.

К сожалению, данная экспозиция — единственная на всем архипелаге, рассказывающая о самом главном и самом страшном, произошедшим на Соловках за всю их многовековую историю — лагере и тюрьме. Соловки должны были стать в России главнейшим мемориальным центром-покаянием перед тысячами загубленными судьбами и жизнями людей. Но стали преуспевающим местом святости, где все меньше остается места для памяти о жертвах политического режима.

Сколько прошло людей через Соловецкие лагерь и тюрьму с 1920 по 1939 годы? Сколько погибло здесь от болезней, непосильного труда, голода или расстрела? За 19 лет через Соловки (без отделений на материке) прошло около 300 тыс. человек, из них погибло примерно около 20 тыс. человек.

Расстрелы проводились как одиночные, так и массовые. В 1937 году в рамках Большого террора в СЛОН пришел приказ из Москвы о массовом расстреле. Соловецкие заключенные были разбиты на три этапа. Первый соловецкий этап численностью 1111 человек был вывезен на материк и расстрелян в 19 км от Медвежьегорска — в урочище Сандармох. Второй этап в количестве 500 человек был погружен на баржи в декабре 1937 года и отправлен для расстрела в Ленинграде. Третий этап в количестве 200 человек вывезти с острова не успели — навигация закончилась, они были расстреляны в феврале 1938 года на Соловках.

Сандармох

Расстрелы всегда проводились тайно, обычно ночью, хоронили мертвых в общих могилах, которые также были засекречены. Долгие годы было не известно, где именно находятся останки 1111 человек Первого этапа. Найти их удалось только летом 1997 году поисковику Юрию Дмитриеву в сосновом лесу под Медвежьегорском. На месте найденных 236 растрельных ям создан мемориальный комплекс «Сандармох». Здесь также расстреливали и хоронили жителей и спецпоселенцев Карелии, заключенных Беломорско-Балтийского лагеря. Всего здесь захоронено 6241 человек.

Где захоронен второй соловецкий этап не обнаружено до сих пор. Предположительно, что заключенные не доехали до Ленинграда, а были расстреленны где-то в районе Лодейного поля. Одним из них был Павел Флоренский.

История Соловецкого лагеря была рассекречена в условиях перестройки — только в 1988 году. До этого момента все следы пребывания лагеря на островах уничтожались, а экскурсии, проводимые на Соловках, раскрывали только историю монастыря. В 1989 году была впервые создана экспозиция по истории Соловецких лагерей.

Судьба Соловецкого монастыря в советский период

С приходом советской власти монастырь закрыли. В 1923 году обитель стала лагерем особого назначения (СЛОН). С 1937 года здесь располагалась Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН). Это было место заключения церковных служителей, белогвардейцев, противников новой власти, раскулаченных крестьян.

Большая часть братии покинула стены монастыря, лишь 58 человек добровольно остались на Соловках. До 1932 года они могли совершать богослужения в кладбищенской церкви. 

Соловецкие узники мужественно стояли за православную веру. Сложно даже перечислить всех погибших в этом месте за 16 лет существования лагеря и тюрьмы. Но даже самые тяжелые условиях жизни не смогли сломить истинно верующих людей. Для них это был путь обретения истинной веры.

В 1974 году на Соловецких островах организовали  природный музей-заповедник. Только 1990 году монастырь вернули православным.

Бухта Благополучия

Система небольших морских заливов на Большом Соловецком острове, на берегу которого стоит Соловецкий Кремль. Глубина гавани очень мелкая, поэтому не каждый мог без определенных навыков и сноровки причалить к этому берегу. До революции 1917 года в этих местах располагалась монастырская пристань, в прибрежной зоне находились часовни и гидротехнические сооружения. Они сохранились лишь частично, в настоящий момент восстанавливаются.

До закрытия монастыря в этой достопримечательности Соловецких островов также стоял поклонный крест, он высился на корге посередине бухты. В наши дни, в 2004 году, в этом же месте был установлен новый крест, весящий тонну и имеющий высоту 8 метров.

Паломничество в Соловецкий монастырь

На Соловки стремятся не только православные паломники, но и туристы. Их привлекает суровая природа, «страшная» история, стремление приобщиться к духовному потенциалу Соловков. Православные же едут к Соловецким святым.

Прежде чем попасть в Соловецкий монастырь, нужно добраться до города Кемь (Республика Карелия). Здесь находится подворье обители.

На проезд морем на монастырском катере паломникам требуется получить благословение. В случае плохой погоды на море Кемское подворье предоставляет ночлег. Паломническая служба просит сообщать заранее о количестве желающих посетить монастырь. Это нужно, чтобы можно было разместить посетителей в гостиничных корпусах обители.

Также в Соловецкий монастырь можно попасть авиарейсом из города Архангельск.

Юридический адрес: 164070, Архангельская область, п. Соловецкий.

Телефон: + 7 (818)3590298

Сайт: http://solovki-monastyr.ru

Интересные факты о Соловках

  • Появление островов связано с отступлением ледников, которое произошло почти 12 000 лет назад.
  • Реки на островах отсутствуют, зато есть много реликтовых озер, порядка 600.
  • Болота занимают 1/8 часть архипелага.
  • Соловки среди других островов Белого моря, являются самыми большими и, даже, превышает размеры знаменитых Мальдив.
  • Примечательно, что на островах водятся популяции 30-ти видов комаров.
  • Березы архипелага имеют причудливую изогнутую форму, которая образуется под действием ветров.
  • Животный мир здесь представлен лисами. белками, оленями, зайцами  и др, птиц насчитывается 200 видов.
  • Первые стоянки первобытного человека относятся к 3 веку до н.э..
  • До сегодняшнего дня исследователи спорят, кто построил Соловецкую крепость, по одной из версий, она была сооружена еще до прихода монахов.
  • В 1669 году началась осада крепости и длилась она 8 лет. Монахи отказывались придерживаться новых правил богослужения, введенных патриархом Никоном.
  • Не смотря на климат, который не назовешь теплым, здесь выращивали в парниках арбузы, дыни, персики. Тепло подавалось с воскобительного завода по трубам.
  • У монастыря была своя гидроэлектростанция, установленная в 1911 году между Сухим доком и Святым озером. Ее разрушение произошло во времена правления Брежнева.

P.S. Отправляясь в путешествие на Соловецкие острова, помните о переменчивости погоды в этих местах, положите в дорожную сумку теплую одежду, головной убор и удобную обувь. В летнее время пригодятся кремы и мази от комаров

Патриарх Никон

Будущий патриарх Никон (в миру Никита Минич) родился в 1605 году под Нижним Новгородом. Мальчиком убежал от мачехи в монастырь, но позже покинул обитель, женился, стал сельским священником и переехал в Москву. Потрясенный смертью своих троих детей, он убедил жену уйти в монастырь и сам удалился сначала на Белоозеро, а затем — на Соловки. В 30-летнем возрасте принял постриг от основателя Анзерского скита преподобного Елеазара и был наречен именем Никон. Годы строгой жизни на острове Анзер с Елеазаром многое ему дали, так как Елеазар был книжным человеком: собирал книжные пожертвования, переписывал книги, писал собственные сочинения. Никон в своей дальнейшей жизни тоже не только «исправлял» книги, но и собирал их, жертвовал в монастырские библиотеки. Он собран самую богатую тогда в Москве библиотеку — более одной тысячи томов.

Слава Елеазара, который был «своим человеком» в доме Романовых, сыграла в карьере Никона большую роль. Не исключено, что именно благодаря Елеазару Никон впервые встретился с будущим своим другом — царем Алексеем Михайловичем, бывшим в ту пору еще подростком.

В 1639 году будущий реформатор был вынужден покинуть Троицкий скит на Анзерском острове архипелага из-за конфликта со своим духовным отцом. Став в 1649 году митрополитом Новгородским, в чьем официальном подчинении находилась и Соловецкая обитель, Никон стал всячески притеснять место, давшее ему когда-то приют.

В 1652 году Никон, согласно царскому желанию, избран был в патриархи. Шестилетнее управление Никоном Русской Церковью ознаменовалось возникновением раскола, непосредственной причиной которого считается исправление Никоном церковных книг. Знаменитое «соловецкое сидение» — вооруженное сопротивление монахов Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам патриарха Никона — обернулось для обители, когда-то покровительствовавшей будущему патриарху, падением, казнями и разорением на долгие годы.

4

Возрождение монастыря, современная жизнь монахов

Совет по делам религий, после долгого рассмотрения заявления общины, — зарегистрировал на Соловках религиозное общество.

14 апреля 1989

день рождения соловецкой общины

В 1990 году на остров прибыл первый священник — иеромонах Герман (Чеботарь), нынешний духовник Соловецкого монастыря.

Иеромонах Герман, первый священнослужитель и духовник Соловецкого монастыря

На территории монастыря сейчас проживает около 30 монахов.

Игумен Соловецкого монастыря — архимандрит Порфирий. Родился в 1965 году в г. Саров, в семье ученых. Окончил Московский авиационный институт, затем Московскую духовную семинарию. В 1997 году принял постриг в Троице-Сергиевой лавре.

10 октября 2009 года назначен наместником в Соловецкий ставропигиальныйо мужской монастырь. На Соловки прибыл в праздник Иверской иконы Пресвятой Богородицы, 26 октября того же года.

Наместник и игумен Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий

В 1992 году состоялось знаменательное событие. Мощи преподобных Германа, Савватия и Зосимы возвратились в монастырь.

22 августа 1992

возвращение святых мощей на Соловки

Торжествах возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Соловецкие святые вновь обрели свою обитель.

Реквизиты монастыря, как добраться до острова

Наименование: Религиозная организация «Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Юридический и почтовый адрес: 164070, Архангельская область, п. Соловецкий

Тел. / факс: + 7 (8183590) 298

Как добраться до Соловков — подробно изложено на сайтах:

  • Соловки — как добраться, гостиницы, экскурсии и информация для туристов;
  • Как самостоятельно добраться до Соловков.

Подробная карта Соловецких островов с указанием достопримечательностей Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector