Соборная палата

Московский епархиальный дом

Считается, что Лихов переулок получил свое название в XIX веке от фамилии одного из домовладельцев. Но и до этого его название вызывало тревогу — Дурной. Поэтому версия, что здесь частенько грабили людей, вопросов не вызывает. Как бы там ни было, в 1902 году все изменилось — центральным зданием улицы стал Московский епархиальный дом.

Первоначальный вид Московского епархиального дома. Источник

Идея построить здание пришла митрополиту Владимиру, будущему священномученику Киевскому. Епархиальный дом объединил разбросанные по всему городу церковные учреждения. В 1910 году открылись пастырские курсы и первые женские богословские курсы — в истории России такого еще не было. Дом стал центром духовной жизни города: здесь служили лучшие проповедники, проводились образцовые (без сокращений) службы, читались лекции по церковной истории, географии, богословию и археологии для всех желающих, организовывались концерты духовной музыки. Все это проходило во Владимирском зале — огромном помещении рядом с домовым храмом в честь святого равноапостольного князя Владимира.

Оружейная палата Кремля

Оружейную палату называют музеем-сокровищницей. Она находится в здании Большого Кремлевского дворца, построенного по проекту Константина Тона. В 9 залах представлено более 4000 экспонатов: яйца Фаберже, доспехи, посуда.

5 чудес Оружейной палаты:

  • Шапка Мономаха с собольей опушкой — ей венчали на царство
  • Кареты XVI-XVIII веков: от открытой колымаги английских мастеров до зимнего возка, на котором везли на коронацию Елизавету Петровну
  • Кольчуга Шуйского — по преданию после кончины князя ее отдали Ермаку
  • Двойной трон для коронации будущего Петра I и его брата Ивана
  • Мантия последней русской императрицы Александры Федоровны — накидку сшили из меха 800 горностаев

В Оружейную палату пускают по времени. Сеансы начинаются в 10:00, 12:00, 14:30 и 16:30.

Здание Арсенала

Пушка у здания Арсенала / фото автора

Когда вы пройдете через Троицкие ворота, слева будет лимонное здание Арсенала. До пожара 1701 года на его месте были амбары, в которых хранили запасы хлеба на случай осады.

Считается, что план Арсенала — тогда его называли Цейхгаузом — нарисовал Петр I. Он хотел сделать оружейный склад и музей военных трофеев. Вдоль здания стоят пушки всех мастей. Всего на территории Кремля их 875.

Подойти близко, чтобы рассмотреть архитектуру, не позволит охрана: внутри сейчас казармы Комендатуры Кремля. Дальше находится действующая Резиденция Президента, поэтому вход также запрещен.

Все остальные объекты находятся по правую руку.

Как попасть в Кремль

От касс есть два пути: направо к Кутафьей башне и налево к Боровицким воротам. Если у вас билеты в Оружейную палату или в Алмазный фонд, лучше идти налево, к Боровицким.

Но я предлагаю пойти направо и подняться по ступенькам к Кутафьей башне.

История говорит, что этой дорогой — от Кутафьей по мосту через Троицкие ворота — шли гости к дворцам царицы и царевен. Этот путь вел и ко двору патриарха.

Пройдя дальше, гости древнего Кремля попадали на Ивановскую площадь. Там кипела официальная жизнь, зачитывались указы.

В Кутафьей башне есть бесплатная камера хранения для рюкзаков и крупных вещей. Пропускной режим строгий: запрещают проносить гироскутеры, самокаты, велосипеды. Исключение — прогулочные детские коляски.

Далее расскажу, что посмотреть в Московском Кремле самостоятельно, а куда можно попасть только с экскурсией и по времени.

Соборная палата сегодня

Соборная палата – самый просторный зал в доме, его длина – 35 м, ширина – 17 м, высота стен – 9 м. Перед алтарем есть возвышение – солея, которая в сочетании с высокими потолками обеспечивает расхождение звука до последних рядов.

В советское время в помещении располагался зал для кинопоказов, который к 1990 г. был в аварийном состоянии. Во время реставрации убранство Соборной палаты восстанавливали по фотографиям и архивным описаниям.

Сегодня в зале, рассчитанном на 750 человек, проходят концерты по мотивам классических музыкальных произведений. На сцене выступают именитые ансамбли под руководством дирижеров высшего уровня. Проводятся познавательные лектории о становлении Русской церкви, о войне и революции, об искусстве и происхождении музыкальных инструментов.

Как добраться

Адрес епархиального дома: Лихов переулок, д. 6. Посетить его можно, добравшись на автобусе №15 до остановки «Каретный ряд» или Т10 — до остановки «Театр кукол им. Образцова».

Ближайшая станция метро – «Цветной бульвар», время в пути до Соборной палаты – 15 минут пешком. Чуть дальше находится станция «Трубная», от нее можно дойти за 20-25 минут в быстром темпе.

Царь-пушка как символ военной мощи

Интересный факт. Царь-пушку занесли в книгу рекордов Гиннесса как пушку наибольшего калибра. Специалисты рассчитали, что она могла бы стрелять ядрами из камня весом до 1 тонны!

Кстати, ядра, расположенные рядом с ней, декоративные. У царь-пушки уникальные габариты:

  • диаметр ствола снаружи – 120 см;
  • узорный пояс около дула – 134 см;
  • калибр – 890 мм.

По это причине ее нельзя отнести к определенному классу орудий. Сегодня пушка считалась бы мортирой. Но по классификациям того времени конструктивно это дробовик.

Как и царь-колокол, царь-пушку украшают узоры и изображения. Спереди на стволе можно рассмотреть фигуру царя Федора Ивановича на коне. На ней имеются надписи – послания для русского народа. В том числе написано имя умельца, сделавшего царь-пушку. Это Андрей Чохов.

История

Саму царь-пушку сделали больше 400 лет назад – в 1586 году, а опору для нее и ядра намного позже (только в 1859 году). История царь-пушки кратко:

  1. Борис Годунов подсказал царю Федору Ивановичу отлить орудие из бронзы «царского» размера. Пушка должна была символизировать мощь России и добавлять трибуне для царских указов величие.
  2. Андрей Чохов отлил пушку по указу царя. Ее поставили на Красной площади рядом с Лобным местом. Со стороны виделось, будто бы она защищает Покровский собор и Спасские ворота.
  3. Царь-пушку много раз перемещали: то во двор Арсенала, то к воротам, затем к старому зданию Оружейной палаты. Наконец, в 1960 году ее перевезли туда, где она стоит сегодня – к храму-колокольне Ивана Великого. Для того чтобы сдвинуть пушку с места, понадобилось 200 лошадей.
  4. Во время оккупации Москвы французской армией в 1812 году был взорван двор, где стояла пушка. К счастью, она не пострадала. Сгорела только деревянная опора – лафет.
  5. В 1835 году для пушки выковали новый, замысловатый чугунный лафет с орнаментом, который можно увидеть сегодня. Его покрыли бронзовой краской.

Царь-колокол и царь-пушка

У царь-пушки есть три копии. Первые две очень похожи на оригинал. Они были сделаны из чугуна в 2001 году в Ижевске. Один экземпляр был установлен у входа в завод «Ижсталь», второй подарили Донецку. Третья копия стоит на площади в Йошкар-Оле. Она меньше кремлевской пушки в два раза, сделана из стали, а узор на ней простой.

Кто и как может пройти в Кремль бесплатно

В столичный Кремль бесплатно пропустят детей младше 7 лет, участников Великой Отечественной войны, Героев СССР и РФ, инвалидов I и II групп. Они могут посмотреть как архитектуру Соборной площади, так и экспозиции в храмах.

Пройти на кремлевскую территорию (без посещения соборов) имеют право пенсионеры, дети до 16 лет, военнослужащие-срочники.

Каждый вторник Музеи Московского Кремля бесплатно открыты для учащихся колледжей и лицеев, детей до 18 лет, многодетных родителей.

Эти правила установлены для граждан РФ. Бесплатные билеты необходимо оформить в кассах, предъявив документ на льготу.

Адреса залов

  • Концертный зал РАМ им. Гнесиных – Малый Ржевский пер, 1 (метро «Арбатская», «Баррикадная», «Краснопресненская»)
  • Музыкальная гостиная дома Шуваловой – Поварская улица, 30 (метро «Арбатская», «Баррикадная», «Краснопресненская»)
  • Светлановский зал Московского международного Дома музыки – Космодамианская наб., 52, стр. 8 (метро «Павелецкая»)
  • Соборная палата – Лихов переулок, 6 (метро «Цветной бульвар», «Тверская», «Маяковская»)

Билеты на концерты, условия участия в конкурсе и расписание мастер-классов на сайте www.alexanderfrauchi.com и в кассах концертных залов.

Художественный руководитель конкурса и фестиваля – Дмитрий Илларионов. Директор конкурса и фестиваля – Валентина Фраучи.

Башни Московского Кремля

Кутафья башня Московского Кремля / фото автора

Перед вами Кутафья башня — самая широкая и низкая из всех кремлевских. Слово означает: маленькая, полноватая, неуклюжая. В старину так говорили про неповоротливых женщин. Сегодня это единственная сохранившаяся в цитадели башня-стрельница.

От Кутафьей башни дорога идет по Троицкому мосту — старейшему каменному в столице. Здесь в 1598 г. народ и войско встречали избранного на царство Бориса Годунова. Мост оформлен зубцами «ласточкин хвост». До начала XIX века под ним текла река Неглинная.

Впереди Троицкая башня. В XVI-XVII веках через ее ворота из Кремля выезжали царица, царевны и патриарх. Здесь же в Кремль проходили на работу дьяки Кремлевских приказов и служащие царских дворцов.

Всего в столичной цитадели 20 башен. О Спасской, Царской и других читайте в статье «Москва за один день: маршрут для тех, кто в столице проездом».

Алмазный фонд

Алмазный фонд — это выставка, которая находится в Оружейной палате, но принадлежит Гохрану. Сюда вы попадете только с экскурсией. Группы формируются каждые 20 минут.

В фонде собраны царские регалии, парадные украшения, природные алмазы. Всего 114 подлинных экспонатов. Например, карта России из бриллиантов и двухкилограммовая корона Российской империи, стоимость которой оценивают почти в миллиард рублей.

Интереснейший экземпляр — безукоризненный алмаз Шах в 88,7 карат. Камень — подарок персидского принца русскому правительству. Есть версия, что принц преподнес его как компенсацию за убийство Грибоедова, автора «Горе от ума».

Буквально в нескольких метрах находится выход из Кремля через Боровицкие ворота.

Каждый десятый — мученик

Многие члены Собора приняли мученическую смерть, около 50 (т.е каждый десятый) из них причислены к лику святых. Сегодня со стен восстановленной Соборной палаты смотрят те, кто голосовал за новый выбор истории Русской церкви — Патриарха (уже под грохот снарядов, даже сыпалась штукатурка)

Гонения на Церковь и расправы над священниками обсуждались уже на третьей сессии Собора 1917-1918 гг. Она началась с панихиды по убиенному царю Николаю II и закончилась чтением первого мартиролога новомучеников, пострадавших от советской власти.

Согласно этому списку, к концу заседаний Собора 121 член Русской Православной Церкви пострадал за веру, 118 человек находилось в заключении. В числе новомучеников были названы митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), епископ Тобольский Гермоген (Долганев), епископ Орловский Макарий (Гневушев) и епископ Кирилловский Варсонофий (Лебедев); два архимандрита; восемь протоиереев, в том числе Философ Орнатский, настоятель Казанского собора в Петрограде, и Иоанн Восторгов, настоятель собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве; 20 священников; 8 монахов и 7 мирян. Среди новомучеников, чьи имена не были известны, было 7 священников и 18 мирян.

Вид на Соборную палату из центральной части Владимирского собора. Фото: диакон Андрей Радкевич

В сентябре 1918 года работу Поместного Собора насильственно остановили: большевики отняли здание. Впоследствии многие члены Собора пострадали и приняли мученическую смерть, около 50 (т.е каждый десятый!) из них ныне причислены к лику святых.

Икона Собора новомучеников членов Поместного собора 1918 года

17 ноября 2008 года, в канун дня памяти Патриарха Тихона, над восстановленным золотым куполом Князь-Владимирского храма установили крест, начались регулярные богослужения в нижнем храме. Подъем креста – это торжественный момент и захватывающее зрелище – такая радость!

Фото: диакон Андрей Радкевич

В феврале 2010 года Епархиальный дом посетил Святейший Патриарх Кирилл. Он твёрдо сказал: «Этот дом нужно восстановить!» и оказал решающую помощь, без которой не удалось бы освятить обновлённый Епархиальный дом и Князь-Владимирский храм к 1000-летнему юбилею святого равноапостольного князя Владимира в 1915 г.

Соборная площадь

Я рекомендую прийти на Соборную площадь в субботу. С апреля по конец октября в 12:00 здесь проходит развод караулов Президентского полка — пешего и конного.

Зрелище потрясающее: на фоне старинных церквей играет оркестр и маршируют красавцы-военные. Они перестраиваются, показывают строевые приемы с оружием. Самый захватывающий момент — «конная карусель». 20-минутное представление проходит бесплатно для всех, кто находится на территории Кремля.

Далее расскажу о храмах и палатах Соборной площади. Знакомиться с ними будем по часовой стрелке.

Архангельский собор

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Алевиз Новый

Врата Архангельского собора / фото автора

Первый каменный собор заложил на этом месте князь Иван Калита в 1333 году. Здание, которое дошло до наших дней, возвели в XVI веке.

Это не просто храм, а усыпальница царей и князей. Внутри 46 гробниц: погребены Иван Грозный и его сын, Михаил Романов и братья Петра I. Усыпальница Годунова стоит пустой: его останки вынесли из храма в 1605 году по приказу Лжедмитрия I, чтобы «не осквернять» церковь.

В южной пристройке храма посмотрите выставку, посвященную Вознесенскому женскому монастырю. Его основала Евдокия, жена Дмитрия Донского.

Благовещенский собор

  • Даты постройки: 1484–1489
  • Архитекторы: покровские мастера Кривцов и Мышкин

Благовещенский собор / фото автора

Благовещенскому храму более 500 лет. Первоначально он был квадратным и с тремя главками. Сейчас их девять.

Собор работает как музей. Спуститесь в подклет, там организовали экспозицию «Клады и древности Московского Кремля». Выставлены оружие, ювелирные изделия, денежные слитки — всего более 1500 экспонатов.

Раз в год, 7 апреля, в Благовещенском проходят патриаршее богослужение. С крыльца выпускают в небо белых голубок.

Грановитая палата

  • Даты постройки: 1487–1491
  • Архитекторы: Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

Фрагмент облицовки Грановитой палаты / фото автора

У строения необычный фасад: его облицевали белым камнем, который обтесали на 4 грани. Поэтому палату и назвали Грановитой. Это самый древний церемониальный зал Москвы. Здесь проходили Земские Соборы и Боярские Думы.

Через парадное Красное крыльцо выходил царь. После революции крыльцо разобрали, чтобы построить партийную столовую. Восстановили только в 90-х годах, так что это — исторический новодел.

Церковь Ризоположения

  • Даты постройки: 1484–1485
  • Архитектор: неизвестен

Скромная Церковь Ризоположения выглядит миниатюрной, но в XV веке она была одной из крупнейших в Москве. У храма один купол. По архитектурным особенностям и облику он напоминает храм Покрова на Нерли.

В крытой галерее стоит посмотреть выставку деревянной скульптуры. В небольшой экспозиции представлены резные иконы, складни, кресты.

Успенский собор

  • Даты постройки: 1475–1479
  • Архитектор: Аристотель Фиораванти

Успенский собор Кремля / фото автора

С 1498 года в Успенском соборе венчали на царство, поэтому он считается главным в Кремле.

Южный фасад собора украшен изображением Богоматери Владимирской — копией иконы, которая хранилась в храме, а теперь перенесена в Третьяковскую галерею.

В храме сохранились росписи и иконостас XVII века. Одна из важнейших реликвий собора — Гвоздь Господень.

Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов

  • Даты постройки: 1635–1656
  • Архитекторы: русские зодчие Огурцов и Константинов

Патриаршие палаты и Собор 12 апостолов. На заднем плане фрагмент Государственного Кремлевского Дворца / фото автора

Патриаршие палаты — редкий памятник гражданского зодчества. Их возвели по распоряжению патриарха Никона на месте более древних.

Поднимитесь на второй этаж, чтобы увидеть постоянную выставку, посвященную русской культуре XVII века. В экспозиции есть старинная мебель, предметы царской охоты, драгоценная посуда, золотое шитье.

В церкви Двенадцати апостолов работает выставка икон.

Колокольня Ивана Великого

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Бон Фрязин

Колокольню возвели в память об Иване III. Столетие спустя по указу Бориса Годунова сооружение достроили. Оно стало самым высоким в Москве XVII века — 81 метр.

Всего здесь 22 колокола. Самый большой весит 64 тонны, самый древний — Медведь — отлит в 1501 году.

Подняться на колокольню разрешают только с мая по сентябрь. Выход на смотровую площадку строго по времени: 10:15, 11:30, 13:45, 15:00 и 16:00.

О лучших смотровых площадках Москвы читайте здесь.

Единственный в России храм

Епархиальный дом в Лиховом переулке, современный вид

Домовый храм на втором этаже Епархиального дома был посвящен равноапостольному князю Владимиру. Его роспись и убранство поручили выдающемуся иконописцу и реставратору Василию Гурьянову (1867-1920).

Такого храма в Москве в то время больше не было: его купол по высоте уступал только Храму Христа Спасителя.

В 1918 году именно здесь Патриарх Тихон служил первую панихиду по убиенной царской семье.

С самого начала в Князь-Владимирском храме ежедневно совершалось богослужение. Воскресные и праздничные литургии пели хоры Общества любителей церковного пения и рабочих московских фабрик. Воскресная вечерня совершалась с общим народным пением, после которого в зале Епархиального дома проводились беседы.

После революции, когда советская власть начала отбирать церковные здания, Князь-Владимирский храм еще некоторое время действовал как приходской. В начале 1920-х гг. храм закрыли.

Второй храм – в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, и отцов Поместного Собора 1917-1918 годов — был создан на первом этаже в процессе реконструкции Дома.

Фото с сайта pstgu.ru

Декан богословского факультета ПСТГУ священник Павел Хондзинский:

— Это единственный храм с таким посвящением. Вероятно, в связи с тем, что этот храм освящен в честь новомучеников и исповедников, выходивших на свой подвиг из стен Епархиального дома, он сразу стал «намоленным». Все священники, служащие в нем, говорят, как чувствуется в нем присутствие святых, которым храм посвящен.

Храм в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, и отцов Поместного Собора 1917-1918 годов. Литургия

12 ноября, пятница

11:00–13:00 – Музыкальная гостиная дома Шуваловой – Мастер-классы Петрита Чеку (Хорватия)

13:00–15:00 – Музыкальная гостиная дома Шуваловой – Мастер-классы Жереми Жува (Франция)

15:00–17:00 – Музыкальная гостиная дома Шуваловой – Мастер-классы Рикардо Гальена (Испания)

11:00–17:00 – Соборная палата – Репетиции финалистов с оркестром (закрыто для публики)

12 ноября, 19:00 – Концерт «ГРАНД-ТУРНИР: Илларионов, Дервоед, Чеку»

Светлановский зал Московского международного Дома музыки

Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», дирижер – Сергей Тарарин

Ведущий – Артём Варгафтик

Музыка И. С. Баха, Л. Боккерини, Ф. Шуберта, М. де Фальи, И. Альбениса, Э. Вилла-Лобоса, А. Пьяцоллы, А. Зеленского, Х. Родриго

Три выдающихся классических гитариста – Дмитрий Илларионов, Артём Дервоед и Петрит Чеку (Хорватия) – впервые встретятся на одной сцене в формате гитарного турнира. Уникальное шоу пройдет в четырех раундах при участии Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония».

Каждый раунд представит один стиль – барокко, романтизм, неоклассика, авангард. Выбор оружия, то есть, произведения в этом стиле – за самими участниками. Каждый из них продемонстрирует виртуозное владение искусством интерпретации, но поразит в результате не соперников, а скорее публику.

В роли секунданта вечера выступит неповторимый Артём Варгафтик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector