«святыня, которая характеризует казань»

Верхний храм

Воссоздание храма в наши дни, хоть и в полном соответствии проекту Старова, происходило во многом уже по новым технологиям.

Альтернативой старинной кирпичной кладке главного зала верхнего храма стали монолитные монументальные бетонные конструкции. Проектировщики с гордостью подчеркивают, что главный и боковые иконостасы запроектированы с исторической точностью. Предусмотрены, по аналогии с историческими, чугунные полы, живописная роспись стен, сводов и купола, лепной декор с позолотой.

Внутри все работы, инженерные сети и т.д. – все выполнено. Выполнен также архитектурно-лепной декор, то есть к настоящему времени вся лепнина в принципе смонтирована. Сейчас происходит процесс ее позолоты согласно церковным канонам. И пока не приступали еще к росписи куполов, арок и стен храма. А это очень долгий процесс: сами понимаете, это фактически произведение искусства – а, значит, кропотливая и долгая работа», – рассказал «Татар-информ» Тимур Алишев, заместитель директора , генерального подрядчика по собору.

При этом он отметил, что технически «ничто не мешает расписывать храм уже сейчас», однако еще не определен подрядчик художественных работ. Большой купол собора традиционно будет изнутри расписан библейскими сюжетами, по стенам и аркам будут нанесены узоры орнаментальной православной тематики.

«Такие специалисты – известные на всю страну люди, и их не так много. Сейчас идет выбор подрядчика – кому же доверить такую грандиозную и кропотливую работу», – сообщил Алишев.

Он также уточнил, что чугунные плиты, аналогичные аутентичным, уже изготовлены Каслинским заводом архитектурно-художественного литья под Челябинском и доставлены в Казань.

«Это один из старейших русских заводов, который еще царскому двору поставлял изделия (основан потомком Демидовых – Ред.). Чугунные плиты пока ждут, когда будут убраны внутренние леса, чтобы их смонтировать. Работы мы не останавливаем никогда – для нас сезон года не имеет значения. Да и храм отапливается уже с прошлого года – и верхний, и нижний», – подчеркнул собеседник агентства.

Настоятельницы и настоятели

  • Петронилла (1582 — 1584)
  • Мария (1588 — 1593)
  • Мавра (?)
  • Феодосия (1631)
  • Анфиса (Левашева) (1643 — 1646)
  • Ольга (1652)
  • Марфа (Киреевская) (1654 — 1656)
  • Иулия (1680 — 1681)
  • Марфа (Воронова) (1699 — 1704)
  • Марфа (Соловцова) (1735 — 1742)
  • Евдокия (1764 — 1778)
  • Александра (1778 — 1787)
  • Павла (1788 — 1795)
  • София (кн. Болховская) (1795 — 1807)
  • Назарета (Шванвичева) (1807 — 1822)
  • Евфрасия (1822 — 1826)
  • Аркадия (1826)

Евпраксия (1826 — 1846)
Маргарита (1846 — 1847)
Аркадия (Макарова) (1847 — 1849)
Досифея (Веревкина) (1849 — 1865)

1931 — 1993 — закрытие и осквернение

Сергий Дятлов (упом. ок. нач. 2000-х ) свящ., настоятель прихода

Питирим (Рыбанин) (с 27 декабря 2007 — упом. нач. 2008) игум.

Анастасий (Меткин) (с 15 марта 2012) митр. Казанский

Несколько веков монастырь принимал паломников, а в начале XX столетия икона пропала

Больше трехсот сорока лет стекались люди в Казанский Богородицкий монастырь, чтобы поклониться пресвятому образу. Частыми гостями обители были царские особы.

1904

в этом году первозданный образ выкрали из храма

В июне 1904 года первозданный выкрали из храма. Поймали грабителей по горячим следам, однако, икону разыскать не удалось.

До настоящего времени судьба пречистого лика остается неизвестной. По одной из версий, злоумышленники разрубили ее и сожгли, поскольку основной их целью было завладеть драгоценным окладом.

Еще в 1767 году, царица Екатерина II пожертвовала для украшения ризы свою золотую с бриллиантами корону.

Инокиня Марфа в Казанском Богородицком монастыре. Из архива Анатолия Елдашева, АиФ — Казань

Существует также версия, что грабители успели продать украденную икону в тот же день. Некоторое время она находилась в частных коллекциях в Аргентине и Соединенных Штатах.

Последним держателем была завещана Папе Римскому, и по завершению процедуры наследования, передана в Ватикан.

Конкурс проектов нового собора.

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел». Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих  творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.

История

Обитель была основана в 1579 году, этот же год является годом явления иконы. В те времена восточная часть города была разрушена из-за сильного пожара, в одном из пострадавших дворов нашли образ. Существует легенда, что про место, где нужно искать святыню, рассказала людям сама Матерь Божья, являвшаяся трижды во сне маленькой дочери новгородского дворянина Матроне, жившей в Казани. После того, как было получено благословение Казанского архиерея Иеремии, икону начали искать; вскоре девочка отыскала ее в точности там, где и сказала во сне Богоматерь. Позже царь Иван IV издал указ о возведении в городе Богородицкого монастыря. Предание сообщает, что в качестве первой монахини святыни выбрали Матрону, которая приняла постриг и стала называться Маврой.

Впоследствии икона была повторена огромное количество раз, но оригинал, длительное время пребывавший в соборе Казани, сделал монастырь широко известным местом.

Святыня находилась под покровительством царя Ивана IV, который не жалел на нее средств: о роскоши и богатом убранстве монастыря знали все, равных этому месту в те времена не было. По некоторым достоверным сведениям, пожертвования известных лиц, крестные ходы и множество паломников, приходивших в монастырь для молитвы над святой иконой, приносили городской казне 70% всех доходов.

В 1590 году был построен собор из камня, туда затем была перенесена икона. По прошествии двух веков там, где находилось временное сооружение, был воздвигнут новый храм во славу иконы Богоматери. Созданием проекта архитектурной конструкции, воплощенной в классицистическом стиле, занимался именитый архитектор И. Старов. Общая высота святыни составила 44 метра. Украшен собор был пятью полусферическими куполами и тремя огромными фронтонами, имевшими колонны с каждой из сторон, кроме алтаря.

Весной 1722 года в святыне гостил Петр I, а 45-ю годами позже в монастырь наведалась Екатерина II, которая преподнесла Казанской иконе и иконе Спасителя, находившейся здесь же, две короны с бриллиантами.

Монастырские сооружения также включали в себя Никольский храм, отстроенный в начале XIX века, и Крестовоздвиженский храм, который должен был заменить Софийский. Обе постройки находились на севере и юге от собора. В результате Софийский храм не был разрушен, а новый был просто пристроен к нему. В качестве завершения общего ансамбля выступали возведенные полукругом Никольский и Настоятельский соборы. Каждый из них имел один большой полусферический купол, здания были построены в стиле классицизма. К одним из наиболее древних сооружений этого ансамбля, помимо Софийского храма, относят 55-метровую колокольню.

Летом 1904 года первозданная икона была украдена из Богородицкой святыни, сейчас ее местонахождение и судьба неизвестны. Спустя какое-то время в качестве дара от патриарха Константинопольского на ее место была помещена другая икона Богородицы, названная «Всеблаженной».

В начале XX века в подземелье святыни был выстроен подземный храм на средства великой княгини Елисаветы Федоровны. К началу революции место было наиболее состоятельным и обустроенным во всей Казанской епархии. Здесь производились свечи, функционировал цех по украшению вещей золотом и аккуратная мастерская. Обширная территория включала в себя пасеку и невероятной красоты фруктовый сад.

Монастырь продолжал расширяться, во время революции в стране он уже мог похвастаться 500 проживающими в нем насельницами. В годы же перед революцией для многих августейших особ было честью посетить это место.

Ильмира

После революции стали массово закрываться святые места. Власти постановили закрыть Казанский Кремль и все его храмы, в то время Богородицкий монастырь собрал под своей крышей все основные святыни города, среди которых были и мощи святых. Для сохранения здания в нем зарегистрировали православную общину, но позже она была перенесена в Петропавловский собор. С этого момента храм начали разорять.

Жилые помещения отдали студенческому общежитию, что привело к ухудшению состояния строений: была сломана часть дверей и окон, лестничные ступени и перила были использованы в качестве дров, большинство памятников и скульптур были уничтожены. С колокольни были сняты колокола, а основной собор по решению властей взорвали в 1931 году.

В течение какого-то времени в монастырском дворе строилась киностудия, но дело не было доведено до конца. В зданиях, которые пустовали, оборудовали табачную фабрику, а на месте монастырского кладбища стали строить новые жилые дома. Во время Великой Отечественной войны полностью переоборудовали Крестовоздвиженский храм, заселив его людьми, это привело к его окончательному разорению.

Ильмира

Последний век монастырского благоденствия

Следующий затем XIX век стал периодом особо бурного строительства, за время которого Богородицкий монастырь (Казань) изменился до неузнаваемости. В самом его начале на пожертвования дворянского дома Мусиных-Пушкиных был возведён Софийский собор, а вскоре разработан и утверждён проект полной реконструкции обители, который претворялся в жизнь почти до конца столетия.

Была снесена окончательно обветшавшая к тому времени древнейшая постройка монастыря — Николо-Тульская церковь, возведённая когда-то по приказу Ивана Грозного. На её месте построили новую тёплую церковь, где с тех пор хранилась в зимнее время чудотворная икона. Возвели также Настоятельский корпус и помещения, в которых разместились кельи инокинь. В последней четверти века на территории монастыря появилась постройка, названная Крестовоздвиженским корпусом. В ней помещался храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня, ризница, трапезная, школа живописи, квасная, хлебная и целый ряд хозяйственных помещений.

Как добраться

Добраться до места можно на метро, выйдя на станции «Кремлевская». Необходимо воспользоваться выходом направо, затем двигаться вниз по улице Батурина.

Схема метро в Казани

До святыни ходят автобусы, выходят на остановках «КАИ» (№ 22, № 28, № 89) и «Улица Батурина» (№ 22, № 28а, № 89).

Также можно добраться до церкви на собственном транспорте, направляясь от площади Свободы по улице Большой Красной по направлению к Казанскому Кремлю. Храм будет расположен справа после пересечения с улицей Япеева. Удобно воспользоваться услугами местных служб такси или вызвать машину через приложение Яндекс.Такси, Максим, Gett или Uber.

Святыни

Казанская икона Божией МатериКазанская икона Божией Матери

В Нижнеломовском Казанском монастыре находится святыня Русской Православной Церкви — чудотворная Казанская икона Божией Матери, явившаяся в 1643 году на источнике. Икона сия древнего письма живописью подобна чудотворному образу, явленному во граде Казани, но на четверть аршина меньше онаго: высота — 20 сантиметров, ширина — 16,7 сантиметров.

Вскоре после явления иконы в 1643 году последовало следующее чудо:

«Прииде от града Ломова пономарь Софоний и ста на источнице, где стояла чудот¬ворная икона и нача от возжженных свеч падающия капли воска собирати воедино, хотя нести сии в дом свой и получити себе корысть, и абие нападе на него ужас велий и невидимая сила десную руку, еюже собираше воск, обрати вспять, от чего он (пономарь) стал кричати вельми, дондеже опамятовался стал молиться Пресвятой Богородице со слезами и каятися о сем пред всеми и абие бысть помощию Божиею и милостию Пресвятой Богородицы управление руки якоже и первее».

Всего в Летописи за период с 1643 по 1717 год числится 109 чудес, именно: «исце¬лено больных руками — 10, глазами — 60, ногами — 9, страдавших тяжкою болезнию — 19, жестоким ревматизмом — 2, внут-реннею болезнию — 2, глухотою — 1, рас¬слаблением всего тела — 4, не владевшего рукою — 1, икотою и одышкою — 1».

Икона Св. Иоанна Предтечи

По преданию, в то время, когда явилась икона святого Иоанна Предтечи, села Серый Ключ еще не существовало, а было только несколько изб, в которых жили казаки. Увидев явленную икону на ключе, казаки дали знать о сем гражданам города Нижний Ломов. Жители, прибыв на место явления, взявши сию икону, перенесли ее в город и поставили в церковь, но икона чудесным образом скрылась и опять была обретена на месте прежнего своего явления. Это повторялось несколько раз. Наконец, иноки Казанской обители пожелали взять сию икону в храм Пресвятой Богородицы, с тем чтобы в честь свято- го Иоанна Предтечи соорудить особый храм.

Поскольку икона святого Иоанна Предтечи часто и на долгое время вместе с Казанскою иконою Божией Матери вы¬носилась в города и селения Пензенской губернии, то вместо нее в обители оставался список иконы. Риза и венец на списке были серебряными в позолоте, украшенными 18-ю драгоценными камнями. На ризе, на свитке в руке святого Предтечи текст: «Се Агнец Божий вземляй грехи…» (Ин. 1, 29) Икона была помещена в медном посеребренном киоте с полукруглым верхом. Риза и киот были устроены усердием братии монастыря в 1881 году.

Иверская икона Божией Матери

В списках святынь Нижне-Ломовского Казанско-Богородицкого монастыря в летописи упоминается «замечательная по древности» Иверская икона Божия Матери. Придание гласит, что икона сия в копии списана с Московской Иверской иконы Божия Матери архимандритом Варлаамом, когда тот был в Московском Чудовом монастыре наместником, и привезена им в Нижне-Ломовский монастырь, когда он вторично был назначен настоятелем сего монастыря. Вот как о сей иконе говорится в летописи:

«Икона сия пользуется великим уважением от жителей Н-Ломова и приходящих поклонников. Последние выносят сию икону на молебствия на родник в день Казанской иконы Божия Матери вместе с чудотворною Казанскою; а первые, в годины общественных бедствий, берут ее из монастыря в крестные ходы, и при молебствии о бездождии, по вере своей, часто видели и видят благодать и покровительство Царицы Небесной».

В храме в честь Казанской иконы Божия Матери есть аналой с частичками мощей святых угодников всего 39 мощевиков

  • святитель Дмитрий Растовский,
  • святитель Феодосий Черниговский,
  • святитель Феофан Затворник,
  • преподобный Максим Грек,
  • преподобный Засима Соловецкий,
  • преподобный Савватий Соловецкий,
  • преподобный Герман Соловецкий,
  • преподобный Гавриил Седмиезерский,
  • преподобный Гавриил Мелекесский исп.,
  • преподобный Антоний Радонежский,
  • Преподобных старцев Оптинских,
  • преподобных матерей Девеевских,
  • преподобномученницы Елисаветы,
  • преподобной Софии Суздальской,
  • священномученика Климента папы Римского,
  • блаженнаго Василия Московского,
  • преподобных старцев Глинских,
  • преподобных отцов Гортинских.

В Казанском храме Святой обители находятся следующие иконы святых угодников с частичками их мощей

  • Преподобный Сергий Радонежский;
  • Преподобный Серафим Саровский;
  • Пензенские Святые: свящ. исповедник Иоанн Оленевский, святитель Иннокентий Пензенский;
  • Дивеевские блаженные: Пелагея, Параскева, Мария;
  • Санаксарсские святые: прп. Александр, прп. Фёдор Санаксарский, св. праведный воин Фёдор (Ушаков);
  • Икона св. блаженной старицы Матроны Московской с частичкой гроба.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector