Сионизм и сионисты: мифы и факты
Содержание:
- Развитие сионизма
- Под подозрением
- [править] Источники
- Реформировать сионизм
- Создание пропагандистского фильма
- Годы Советской власти
- Откуда пошло название?
- Политический сионизм
- …Прошло три года
- Революционный сионизм
- Основы сионизма
- Идеология и история сионизма
- Противники сионизма
- Сионизм в России
- Основные тезисы сионизма
- Трудовой сионизм
- Провоцирование войн
- [править] Терминология
- Иллюминаты
- [править] Обзор
Развитие сионизма
Вторая волна переселения евреев на территорию Палестины (около 40 000) проходила в период 1904-1914 гг. и была вызвана Кишиневским погромом. После начала Первой мировой войны (1914-1918) Великобритания поддержала идею сионистов о создании в Палестине национального дома для евреев.
В результате, многие сионисты вступили в ряды британской армии, которая собиралась оккупировать Палестину. После окончания Первой мировой войны, в Палестину прибыло еще около 40 000 евреев, вследствие чего общая численность этого народа достигла отметки в 90 000 человек!
Исаак Левитан «На пути к Сиону»
Стоит отметить, что арабы нередко устраивали масштабные акции протеста против сионистов. Однако благодаря международной поддержке, евреи продолжали постепенно осваивать земли «исторической родины». В результате, в середине 20-х годов крупнейший город Иерусалим, был населен преимущественно евреями.
Во второй половине 20-х годов в Польше и Венгрии наблюдалась новая волна антисемитизма, по причине чего в Палестину переехало свыше 80 000 евреев. А когда к власти пришли нацисты, известные своей ненавистью к сионистам, иммиграция в Палестину уже исчислялась сотнями тысяч человек.
Период 1936-1939 гг. ознаменовался Арабским восстанием против сионистов. Многие европейские страны отказались принимать еврейских беженцев, спасавшихся от Холокоста. Немало государств просто не хотели портить отношения с Германией, экономика и военная мощь которой, достигла своего апогея.
Это по сути означало неминуемую гибель для миллионов сионистов. Для обхода запрета на иммиграцию в Палестину было образовано подпольное общество «Моссад ле-Алия Бет», помогавшее евреям нелегально заезжать в Палестину.
После окончания Второй мировой войны (1939-1945) новообразованная ООН представила план раздела Палестины. Согласно постановлению Иерусалим получал статус международного города под контролем ООН, с целью не допуска возобновления конфликта. Любопытно, что Лига арабских государств и Высший арабский совет отказались поддержать данный законопроект.
Еврейское государство было провозглашено 14 мая 1948 г., к чему так долго стремились сионисты. Спустя пару лет сионисты разработали и приняли Закон о возвращении, дающий право любому еврею на проживание в Израиле. К концу 50-х годов население Израиля превышало 2 млн человек.
Под подозрением
Чтобы понять, что произошло дальше, надо перенестись в Новый Орлеан, родной город Ли Харви Освальда, где он последний раз побывал в 1963 году. Вечером 22 ноября в местном баре произошла ссора между Гаем Банистером и Джеком Мартином. Банистер руководил здесь небольшим детективным агентством, Мартин работал на него. Причина ссоры не имела никакого отношения к убийству Кеннеди, это был чисто производственный конфликт. В пылу спора Банистер вытащил пистолет и несколько раз ударил им Мартина по голове. Тот крикнул: «Ты меня убьёшь так, как вы убили Кеннеди?»
Фраза вызвала подозрения. Мартина, который попал в больницу, допросили, и он сказал, что его начальник Банистер знаком с неким Дэвидом Ферри, а тот, в свою очередь, неплохо знает Ли Харви Освальда. Дальше пострадавший утверждал, что Ферри убедил Освальда напасть на президента с помощью гипноза. Мартина сочли не совсем нормальным, однако в связи с убийством президента ФБР отрабатывало каждую версию. Ферри тоже допросили, но никакого дальнейшего хода дело в 1963-м не получило.
[править] Источники
- Бернард Льюис, Semites and Anti-Semites: An Inquiry into Conflict and Prejudice, W. W. Norton & Company, 1999 p.20
- Ian S. Lustick, ‘Zionist Ideology and Its Discontents: A Research Note,’ Israel Studies Forum Vol. 19, No. 1 (Fall 2003), pp.98-103, p.98.’Zionism was and is a serious ideology and deserves to be treated as such.’
- Gadi Taub, ‘Zionism,’ in Gregory Claeys,Encyclopedia of Modern Political Thought, Sage CQ Press, 2013 pp.869-872 p.869.:’Zionism is an ideology that seeks to apply the universal principle of self-determination to the Jewish people.’
- Israel Affairs — Volume 13, Issue 4, 2007 — Special Issue: Postcolonial Theory and the Arab-Israel Conflict — De-Judaizing the Homeland: Academic Politics in Rewriting the History of Palestine — S. Ilan Troen
- Aaronson (1996). «Settlement in Eretz Israel – A Colonialist Enterprise? «Critical» Scholarship and Historical Geography». Israel Studies (Indiana University Press) 1 (2): 214–229. Проверено July 30, 2013.
- «Zionism and British imperialism II: Imperial financing in Palestine», Journal of Israeli History: Politics, Society, Culture. Volume 30, Issue 2, 2011 — pages 115—139 — Michael J. Cohen
- See for example: M. Shahid Alam (2010), Israeli Exceptionalism: The Destabilizing Logic of Zionism Paperback, or «Through the Looking Glass: The Myth of Israeli Exceptionalism» из первоисточника {`2`}., Huffington Post
- The Bible and Zionism: Invented Traditions, Archaeology and Post-Colonialism in Palestine- Israel. — Zed Books. — ISBN 978-1-84277-761-9.
- Edward Said: The Legacy of a Public Intellectual. — Academic Monographs, 2007. — ISBN 978-0-522-85357-5.
- Militarization and Violence Against Women in Conflict Zones in the Middle East: A Palestinian Case-Study. — Cambridge University Press. — ISBN 978-0-521-88222-4.
- Shared Histories: A Palestinian-Israeli Dialogue. — Left Coast Press. — P. 87–. — ISBN 978-1-59874-013-4.
- De Lange, Nicholas, из первоисточника {`2`}., Cambridge University Press (2000), p. 30.
- Gideon Shimoni, The Zionist Ideology (1995)
- Aviel Roshwald, «Jewish Identity and the Paradox of Nationalism», in Michael Berkowitz, (ed.). Nationalism, Zionism and Ethnic Mobilization of the Jews in 1900 and Beyond, p. 15.
- Wylen, Stephen M. Settings of Silver: An Introduction to Judaism, Second Edition, Paulist Press, 2000, p. 392.
- Walter Laqueur, The History of Zionism (2003) p 40
- A.R. Taylor, «Vision and intent in Zionist Thought», in The Transformation of Palestine, ed. by I. Abu-Lughod, 1971, p. 10
- Tesler, Mark. Jewish History and the Emergence of Modern Political Zionism. Bloomington, IN: Indiana University Printing Press, 1994.
- Alderman, Geoffrey. Why anti-Zionists are racists, Jewish Chronicle (November 8, 2012). Проверено 8 июня 2016.
- Formula Could Combat Campus Racism. Jewish Weekly (June 5, 2005). Проверено 8 июня 2016.
Реформировать сионизм
Реформистский сионизм, также известный как прогрессивный сионизм, является идеологией сионистского отделения реформистской или прогрессивной ветви иудаизма . Ассоциация Reform сионистов Америки сионистская организация движения в американской реформе. Их миссия «стремится сделать Израиль основополагающим для священной жизни и еврейской идентичности евреев-реформистов. Как сионистская организация, ассоциация выступает за деятельность, направленную на дальнейшее развитие Израиля как плюралистического, справедливого и демократического еврейского государства ». В Израиле реформистский сионизм связан с Израильским движением прогрессивного иудаизма .
Создание пропагандистского фильма
В начале 70-х годов прошлого века зрителям была представлена документальная кинолента под названием «Тайно и явное. Цели сионистов». Поручение на создание данного фильма было дано Политбюро ЦК КПСС при содействии КГБ СССР. В киноленте были использованы материалы, предоставленные Госфильмофондом страны, Центральным телевидением и архивом кинофотодокументов.
Снятая лента была показана высшему партийному руководству, а также представителям творческой и научной интеллигенции. Однако в широкий прокат фильм так и не вышел, а во времена перестройки и вовсе был уничтожен. Фильм восстановили в 1999 г., используя случайно сохранившуюся копию.
Итак, надеемся, теперь вы не задаетесь вопросом «Сионисты — кто это?».
Годы Советской власти
Весь период существования СССР велась активная работа сионистов по обустройству в России земли обетованной. Причем коренные народы страны должны были быть перебиты во время завоевания всего мира. Это была идея «мировой революции» Троцкого.
Самым крупным деянием сионистов против русского народа явилось создание лагерей. Это была чудовищная машина безраздельной власти, запугивания и подавления людей.
В 1937-1938 г. сионисты были пропущены Сталиным через ими же созданную систему. Осознав, что о политической власти в СССР им можно только мечтать, приверженцы идеи мирового господства начали осадную работу. Они рассаживали своих людей на ведущие посты в системе административно-хозяйственных органов, расшатывали экономику, культуру, идейное единство…
Откуда пошло название?
Термин «сионизм» произошел от названия горы Сион, расположенной на юге Иерусалима и в которой похоронен царь Давид. Собственно, еврейский народ часто называют «сыновьями и дочерьми Сиона»
Также сионизмом называли еврейское движение, которое вспыхнуло в Европе на волне популярной тогда национально-освободительной деятельности разных народов, проживавших в передовых европейских империях (Османская, Австрийская, Российская). Кроме того, сионизм часто путают с еврейским расизмом. Те, кто придерживается такого мнения, считают, что израильтяне всегда держатся обособленно, так как считают свой народ лучше других.
Сионизмом неправильно называть стремление евреев, проживающих в каком-то государстве, получить еврейскую автономию в стране своего проживание или борьбу с дискриминацией израильтян по национальному или расовому признаку. Совсем уж ошибочно считать сионистов участниками «жидо-массонского заговора» или «агентами Сионистского оккупационного правительства». По таким взглядам легко вычислить антисемита.
Политический сионизм
Леон Пинскер поддерживал практический сионизм
Политическим сионизмом в России руководили Теодор Герцль и Макс Нордау . Этот подход сионистской организации, поддержанный на Первом сионистском конгрессе, был направлен на создание для еврейского народа публично и юридически гарантированного дома в Палестине , который, среди прочего, включал первые шаги по получению государственных субсидий от установленных властей, контролирующих этот район. Натан Бирнбаум , еврей из Вены, был отцом политического сионизма, но с тех пор, как он дезертировал из своего движения, Теодор Герцль стал известен как лицо современного сионизма. В 1890 году Бирнбаум придумал термин «сионизм» и словосочетание «политический сионизм» два года спустя. Бирнбаум опубликовал периодическое издание под названием «Самоосвобождение», которое поддерживало «идею еврейского возрождения и переселения Палестины». Идея, на Бирнбаума больше всего повлиял Леон Пинскер.
…Прошло три года
Как ни странно, показания Мартина не были забыты, и в 1966 году окружной прокурор Нового Орлеана Джим Гаррисон возобновил расследование. Он собрал свидетельские показания, которые подтверждали, что убийство Кеннеди стало результатом заговора с участием бывшего пилота гражданской авиации Дэвида Ферри и бизнесмена Клея Шоу. Конечно, несколько лет спустя после убийства некоторые из этих показаний были не вполне надёжными, но всё же Гаррисон продолжал работу.
Он зацепился за то, что в отчёте комиссии Уоррена фигурировал некий Клей Бертран. Кто он такой — неизвестно, но сразу после убийства он звонил новоорлеанскому адвокату Дину Эндрюсу и предлагал защищать Освальда. Эндрюс, правда, помнил события того вечера очень плохо: у него была пневмония, высокая температура и он принял много лекарств. Однако Гаррисон счёл, что Клей Шоу и Клей Бертран — это одно и то же лицо (позже Эндрюс признался, что вообще дал ложные показания относительно звонка Бертрана).
Шоу, между тем, был в Новом Орлеане фигурой известной и уважаемой. Ветеран войны, он вёл в городе успешный торговый бизнес, участвовал в общественной жизни города, писал пьесы, которые ставили по всей стране. Гаррисон полагал, что Шоу был частью группы торговцев оружием, которые имели целью обрушить режим Фиделя Кастро. Сближение Кеннеди с СССР и отсутствие последовательной политики, направленной против Кубы, по его версии, и стали причиной убийства президента.
В феврале 1967 года подробности этого дела появились в газете New Orleans States Item, не исключено, что следователи сами организовали «слив» информации. Через несколько дней Дэвид Ферри, которого считали главным связующим звеном между Освальдом и организаторами покушения, был найден у себя дома мертвым. Мужчина умер от кровоизлияния в мозг, но странным было то, что он оставил две записки сумбурного и спутанного содержания. Если бы Ферри покончил с собой, то записки можно было бы посчитать предсмертными, но на самоубийство его смерть похожа не была.
Несмотря на шаткие улики и доказательства против Шоу, дело удалось довести до суда, слушания начались в 1969 году. Гаррисон полагал, что Освальд, Шоу и Ферри вступили в сговор в июне 1963 года, что стрелявших в президента было несколько и что убила его не та пуля, которую выпустил Ли Харви Освальд. На суд вызвали свидетелей, однако приведённые аргументы не убедили присяжных. Им понадобилось меньше часа, чтобы вынести вердикт: Клея Шоу признали невиновным. А его дело осталось в истории как единственное, доведённое до суда в связи с убийством Кеннеди.
Революционный сионизм
Под руководством Авраама Стерна , Исраэля Эльдада и Ури Цви Гринберга . Революционный сионизм рассматривал сионизм как революционную борьбу с целью собрать еврейских изгнанников из диаспоры, возродить иврит как разговорный язык и восстановить еврейское царство на Земле Израиля. Будучи членами Лехи в 1940-х годах, многие сторонники революционного сионизма вели партизанскую войну против британской администрации, пытаясь положить конец британскому мандату в Палестине и проложить путь к политической независимости евреев. После создания государства Израиль ведущие деятели этого потока утверждали, что создание государства Израиль никогда не было целью сионизма, а было скорее инструментом, который использовался для реализации цели сионизма, который они назвали Малхут Исраэль (Королевство Израиль). ). Революционных сионистов часто ошибочно причисляют к сионистам-ревизионистам, но они отличаются идеологически в нескольких областях. В то время как ревизионисты были по большей части светскими националистами, которые надеялись создать еврейское государство, которое будет существовать как содружество в Британской империи, революционные сионисты выступали за форму национал-мессианизма, которая стремилась к созданию огромного еврейского королевства с восстановленным Храмом в Иерусалиме . Революционный сионизм в целом придерживался антиимпериалистических политических взглядов и включал в себя как правых, так и левых националистов среди своих приверженцев. Этот поток также относится к категории сторонников Великого Израиля .
Основы сионизма
При упоминании названия этого сообщества у людей возникают довольно противоречивые эмоции. Сионизм в умах большинства из них ассоциируется с ненавистью и болью, коварством и силой, жестокостью и изощренностью, устойчивостью и организованностью.
1. Евреи являются народом, избранным Богом.2. Все представители других народностей просто гои (двуногий скот).3. Евреи не только имеют право, но и обязаны править всем миром.
После прочтения этой триединой формулы намного яснее становится ответ на вопрос «Сионисты — кто это?». Конечно, подобные высказывания родились в голове, без сомнения, талантливого политика. И все они легли в основу религии под названием «иудаизм». Это подтверждает прочтение Ветхого Завета. В те времена люди понимали, что самый лучший путь придания силы своим помыслам – их оформление в качестве религиозных представлений.
Идеология и история сионизма
Часто под сионизмом ошибочно подразумевают любое еврейское националистическое движение. Кроме этого, понятие «сионизм» используется также приверженцами конспирологической теории «жидо-масонского заговора», носящей антисемитский характер.
В действительности сионизм – это стремление евреев возродить свое государство именно на Земле Израиля (Земле обетованной). Вследствие этого, сионисты всегда задавались целью вернуть евреев на их «историческую родину», где их не будут преследовать и порабощать.
В 19 веке в ряде европейских стран, усилились националистические и антисемитские настроения. Интересен факт, что в данный период издавалось много различных трактатов с идеей возврата евреям исторической родины.
Подобную идею поддерживал император Наполеон Бонапарт, русский декабрист Павел Пестель, голландский принц Карл де Линь и другие политические и культурные деятели.
Первые реальные планы основания еврейского государства были изложены в 1862 г. в трудах раввина Цви-Гирша Калишера «В поисках Сиона» и Мозеса Гесса «Рим и Иерусалим».
Теодор Герцель
Примерно через 20 лет данные работы стали основой к началу практического (поселенческого) сионизма, движению «Ховевей Цион» («Палестинофилы»). Тогда же палестинофилы начали все более радикальные действия, направленные на переселение евреев в Палестину.
К слову, на тот момент Палестина представляла собой малоразвитую османскую провинцию. Первая крупная иммиграционная волна произошла в 1881 г. и скорее носила вынужденный характер. Евреям пришлось спасаться бегством от погромов в Восточной Европе.
Позже появилось такое явление, как политический сионизм, ставивший перед собой цель создать еврейское государство на земле Израиля. На международном уровне данный вопрос впервые поднялся Теодором Герцелем – автором книги «Еврейское государство».
В 1897 г. Герцель возглавил первый Всемирный сионистский конгресс в Швейцарии, где была образована Всемирная Сионистская Организация (ВСО).
Противники сионизма
Как только это политическое движение зародилось, у него, как и у всякого другого, появился ряд противников. К ним относятся религиозные и политические деятели, в состав которых входят также и сами евреи. Некоторые сионисты считают политику государства Израиль неправильной, из-за чего их тоже записывают в стан антисионистов. В основном противники сионизма делятся на две группы:
- Противники существования независимого еврейского государства. Сюда можно записать тех, кто считает, что в Израиле ущемляются права неевреев, некоторых ультраортодоксальных иудеев.
- Ультралевые сторонники космополитизма, выступающие за этноцид (ассимиляцию) евреев. Впрочем, они против любых различий по национальному признаку.
Сионизм в России
Не обошло это движение и нашу страну. А началось все с Хазарского каганата. Он находился на юго-востоке Руси и вел по отношению к ней сионистскую политику. В 965-969 году Хазар был разгромлен Святославом. Однако деятельность сионистов на этом не прекратилась. В 1175 г. они организовали заговор, в результате которого был убит Андрей Боголюбский. После этого русские князья вынесли решение не пускать евреев на территорию Руси.
Кроме того, сионисты России пошли тремя параллельными путями. Они стали уезжать в Америку, переселяться на землю обетованную, и решили захватить власть на Руси. В 1897 г. была создана «Всемирная сионистская организация» и множество других, подобных ей по своей сути. Только в России в те времена их насчитывалось порядка 500.
Основные тезисы сионизма
Историки заявляют, что всего их было 13:
Сионизм возник как ответ евреев на антисемитизм.
Пик антисемитизма, когда евреи по воле правительства уничтожались буквально в промышленных масштабах, случился в Центральной Европе, где будущих израильтян жило мало, и они почти слились с местным населением.
Сионизм резко против этноцида евреев.
Сионисты не смогли бы добиться своих целей без Первой мировой войны, которая расколола старые империи на множество национальных государств.
Сионизм – самое молодое национально-освободительное движение.
Также важно отметить, что сионисты не имели за собой денег, армии или политического влияния. Основным их оружием были принципы гуманизма и этики.
Создание государства Израиль было запоздалой мерой
Евреев к тому времени уже не надо было спасать.
Пока Гитлер не инициировал Холокост, у сионистского движения не было четкой, конкретно сформулированной цели. Тем более путей ее решения.
Арабо-израильская война – неизбежное последствие предоставления евреем собственного государства.
Арабы считают, что сионизм – агрессивное движение еврейского народа на их суверенитет.
Среди евреев тоже есть религиозные фанатики. Они активно критикуют сионизм. Левые интернационалисты вообще против национальных государств.
За всю историю сионизма ни разу не возникало удачной ситуации, чтобы реализовать его идеи в полной мере.
Еще одной целью сионистов было признание неевреями евреев как равных себе по значимости.
Трудовой сионизм
Другое разделение между этими типичными типами сионизма проистекает из идеологических различий, которые не обязательно связаны с самим сионизмом, а скорее из-за всеобъемлющего мировоззрения, которого придерживаются люди этих различных групп в отношении характера будущего еврейского государства. Под руководством Нахмана Сыркина , Бер Борохова , Хаима Арлосорова и Берла Кацнельсона : в отличие от практического и политического сионизма лейбористский сионизм стремился создать сельскохозяйственное общество не на основе частно-буржуазного общества, а, скорее, на основе морального равенства. .
Зеев Жаботинский , основатель ревизионистского сионизма
Провоцирование войн
Во все времена существовал определенный заговор сионистов, позволявший им организовывать ситуации (или принимать в них активное участие), результатом которых являлось получение существенной материальной выгоды. Как правило, это были войны. Ведь боевые действия, помимо решения задач по изменению границ государств, то есть по формированию мира в направлении, выгодного для сионистов, позволяли добывать золото.
— работа Филиппа Македонского над объединением Греции;- завоевания, сделанные Александром Македонским;- поход на Европу гуннов;- разгром вандалами и вестготами Рима;- нашествия Батыя, Чингисхана и Тамерлана;- завоевания Перу и Мексики.
Существует также мнение о том, что сионисты приложили руку к завоеваниям Гитлера, сколь бы кощунственно это ни звучало для еврейского народа.
Все эти завоевания и войны принесли неисчислимые страдания и беды. Порой с лица земли исчезали целые народы, а некоторые нации оказались отброшенными в своем развитии на много столетий назад
Однако для сионистов это было неважно. Ведь главное состояло в том, что их деяния позволяли продвигаться к цели – господству над миром
Только это и определяло все их замыслы. Во имя их осуществления организовывались заговоры и перевороты, смещались правительства и совершались революции.
[править] Терминология
Термин «сионизм» происходит от слова Сион (на иврите: ציון, Ци-йон), относящегося к Иерусалиму. По всей Восточной Европе в конце 19 века многочисленные группы на низовом уровне выступали за национальное переселение евреев на их родину, а также за возрождение и развитие иврита. Эти группы вместе назывались «Любители Сиона» и рассматривались как противодействующие растущему еврейскому движению к ассимиляции. Первое использование этого термина приписывается австрийцу Натану Бирнбауму, основателю националистического еврейского студенческого движения Кадима; он использовал этот термин в 1890 году в своем журнале Selbstemanzipation! (Самоэмансипация), само названо почти идентично книге Леона Пинскера 1882 года «Автоэмансипация».
Иллюминаты
Это движение берет свои истоки в глубокой древности. А вот слово, обозначающее его название, появилось сравнительно недавно – в 18 столетии. «Иллюминаты» в переводе с латинского — «озаренные», «просвещенные». Подразумевается, что всякий, кто является членом этого общества, знаком со светом истины. Этот свет озаряет мышление и деятельность иллюминатов и совершенно недоступен всем окружающим их «темным» людям.
Чаще всего, когда речь идет об этом явлении, имеется в виду тайное общество, которое было организовано в 1776 г. Его родоначальником выступал немецкий мистически настроенный философ А. Бейстаупт. Цель деятельности данного направления состоит в совершенствовании людей, задачей которых является строительство «нового Иерусалима», то есть совершенного общества, в котором нет нищеты, невежества и угнетения.
Несмотря на то что первые «просветленные» люди появились еще во втором веке нашей эры в Греции, расцвет этого движения пришелся именно на 18 в. Благодаря А. Бейстаупту, мистические тайны завоевали большую популярность и были в моде у представителей различных сословий и классов. Иллюминаты вели свою деятельность не только в Германии. Появились они во Франции, Англии и других европейских странах.
Нередко представители описываемого движения участвовали и в масонском сообществе. Возможно, именно поэтому нынешние сторонники существования теории мирового заговора считают их единой силой. Но основная цель иллюминатов была и остается только в просвещении народных масс, распространении высоких моральных норм, смягчении противоречий между существующими классами и замене монархии на республику.
[править] Обзор
Общим знаменателем для всех сионистов является притязание на Эрец-Исраэль как на национальную родину евреев и как законный центр еврейского национального самоопределения. Он основан на исторических связях и религиозных традициях, связывающих еврейский народ с Землей Израиля. Сионизм не имеет единой идеологии, но эволюционировал в диалоге между множеством идеологий: всеобщим сионизмом, религиозным сионизмом, лейбористским сионизмом, ревизионистским сионизмом, зеленым сионизмом и т. д.
После почти двух тысячелетий еврейской диаспоры, проживавшей в разных странах без национального государства, сионистское движение было основано в конце 19 века светскими евреями, в основном как ответ евреев-ашкенази на растущий антисемитизм в Европе, примером которого является дело Дрейфуса во Франции и еврейские погромы в Российской империи. Политическое движение было официально учреждено австро-венгерским журналистом Теодором Герцлем в 1897 году после публикации его книги Der Judenstaat (Еврейское государство). В то время движение стремилось поощрять еврейскую миграцию в Османскую Палестину.
Первоначально сионизм был одним из нескольких еврейских политических движений, предлагавших альтернативные ответы на ассимиляцию и антисемитизм. На ранних стадиях сторонники рассматривали возможность создания еврейского государства на исторической территории Палестины. После Второй мировой войны и разрушения еврейской жизни в Центральной и Восточной Европе, где зародились эти альтернативные движения, они стали доминирующими в представлениях о еврейском национальном государстве.
Создав союз с Великобританией и обеспечив на несколько лет поддержку еврейской эмиграции в Палестину, сионисты также вербовали европейских евреев для иммиграции туда, особенно евреев, которые жили в районах Российской империи, где свирепствовал антисемитизм. Союз с Великобританией был натянутым, поскольку последняя осознала значение еврейского движения для арабов в Палестине, но сионисты упорствовали. 14 мая 1948 года (5 ияра 5708 года по еврейскому календарю) движение добилось успеха в создании Израиля как родины для еврейского народа. Доля евреев в мире, проживающих в Израиле, неуклонно растет с момента возникновения движения. К началу 21 века более 40 % евреев мира жили в Израиле, больше, чем в любой другой стране. Эти два результата представляют собой исторический успех сионизма и не имеют себе равных ни в одном другом еврейском политическом движении за последние 2000 лет. В некоторых академических исследованиях сионизм анализировался как в более широком контексте политики диаспоры, так и как пример современных национально-освободительных движений.
Сионизм также стремился к ассимиляции евреев в современном мире. В результате многие евреи в диаспорах остались чужаками в своих странах и отдалились от современных идей. Так называемые «ассимиляционистские» евреи стремились к полной интеграции в европейское общество. Они были готовы преуменьшить свою еврейскую идентичность и в некоторых случаях отказаться от традиционных взглядов и мнений в попытке модернизации и ассимиляции в современном мире. Менее экстремальная форма ассимиляции получила название культурного синтеза. Сторонники культурного синтеза желали преемственности и умеренной эволюции и были озабочены тем, чтобы евреи не потеряли свою идентичность как народ. «Синтезаторы культуры» подчеркивали как необходимость поддерживать традиционные еврейские ценности и веру, так и необходимость соответствовать модернистскому обществу, например, в соблюдении рабочих дней и правил.
В 1975 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию 3379, в которой сионизм был обозначен как «форма расизма и расовой дискриминации». Резолюция была отменена в 1991 году путем замены Резолюции 3379 Резолюцией 46/86. По мнению историка Джеффри Олдермана, оппозицию сионизму (противостояние еврейскому государству) можно с полным основанием назвать расистской.