Молитва «символ веры» в православии
Содержание:
- Текст Символа веры
- Молитва о крестных детях
- Мольба знак веры для крещения, история
- Толкование
- Текст молитвы с ударениями
- Что собой представляет
- Как зарождалась молитва “Символ веры” и Крещение
- Текст молитвы — как читать
- Как проводят обряд крестин
- Символ веры: толкование
- Сила молитвы «Символ веры»
- Значимость и толкование
- Важность Символа веры
- О чем говорится в тексте и зачем его учить
- Зарождение молитвы «Символ веры»
Текст Символа веры
В церковнославянском языке нет буквы “ё”, потому все е нужно читать как “е”.
Скачать в формате Microsoft Word
1‑й. Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца не́бу и земли, видимым же всем и невидимым. | Верую во единственного Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. |
2‑й. И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Им же вся бы́ша; | (Верую) и во единственного Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного, рождаемого от Отца в вечности; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено; |
3‑й. Нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася; | Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком; |
4‑й. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и страдавша, и погребенна; | Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного; |
5‑й. И воскре́сшаго в третий день, по Писанием; | И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими). |
6‑й. И восше́дшаго на небеса, и седя́ща одесну́ю Отца; | И восшедшего на небеса и сидящего справа от Отца; |
7‑й. И па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым, Его́же Царствию не будет конца. | И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству Которого не будет конца. |
8‑й. И в Духа Святаго, Господа, Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки. | (Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков. |
9‑й. Во Еди́ну, Святу́ю, Соборную и Апостольскую Церковь. | (Верую) и во Единственную, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь. |
10‑й. Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов. | Исповедую одно Крещение во оставление грехов. |
11‑й. Ча́ю воскресе́ния мертвых. | Ожидаю воскресения мертвых. |
12‑й. И жизни будущаго века. Аминь. | И жизни будущего века. Истинно так. |
Все случаи употребления в славянском Символе веры слова «единый» соответствуют различным формам слова eis в греческом тексте. Оно означает «один, одна, одно» с акцентом на единственность.
Верую – верю, я убежден; Единороднаго – единственного; прежде всех век – прежде всякого времени, от вечности; единосущна Отцу – имеющего одинаковую сущность (природу, естество) с (Богом) Отцом; Им же вся быша, – и Им, то есть Сыном Божиим, все сотворено; воплотившагося – принявшего на Себя тело человеческое; вочеловечшася – сделавшегося человеком, подобным нам, но не переставая быть Богом; воскресшаго – ожившего: по Писанием – согласно со Священным Писанием, где пророки предсказали, что Он воскреснет из мертвых в третий день; восшедшаго – вознесшегося; одесную – по правую сторону Бога Отца, Слова седяща одесную
, то есть сидящего с правой стороны (эту фразу следует понимать в том смысле, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом);паки – опять, во второй раз; мертвых – умерших, которые тогда воскреснут; Его же Царствию не будет конца – после суда настанет бесконечно царство Его; Животворящаго – дающего жизнь; спокланяема и сславима – Духу Святому следует поклоняться и прославлять Его наравне с Отцом и Сыном, т. е. Дух Святой равный Богу Отцу и Богу Сыну; Глаголавшаго пророки – Дух Святой говорил через пророков; Соборную – согласную, единодушную, охватывающую людей со всей вселенной; исповедую – открыто признаю словом и делом; чаю – ожидаю; И жизни будущаго века – настанет после всеобщего суда вечная жизнь. ***
Молитва о крестных детях
Быть крестным — довольно серьезная ответственность и не только перед родителями ребенка, но и перед Богом. Духовные родители должны быть примером для малыша во всем, но в первую очередь — в духовном и нравственном смыслах.
Важно! Искренняя молитва крестных помогает преодолеть жизненные трудности, наполняет человека духовной силой и не дает упасть духом. Существуют официальные тексты молитв о крестниках, однако не возбраняется молиться о своих духовных детях любыми другими молитвами и также обращаться к Святым покровителям
Кроме того, молиться о крестниках можно любыми молитвами о детях, обязательно добавляя в текст, что дети являются крестными
Существуют официальные тексты молитв о крестниках, однако не возбраняется молиться о своих духовных детях любыми другими молитвами и также обращаться к Святым покровителям. Кроме того, молиться о крестниках можно любыми молитвами о детях, обязательно добавляя в текст, что дети являются крестными.
Быть крестной – значит, стать второй мамой, которая всегда может прийти на помощь
Одна из наиболее известных молитв о крестных детях — молитва Иоанна Крестьянкина:
Мольба знак веры для крещения, история
Символ веры – это одна из основных молитв в Православии. Две другие – Отче наш, Богородица Дева радуйся. Символ веры (еще называют – знак веры, но это неверное название) точно дает догматы Православия. Именно здесь помещены все они. Часто эту молитву называют «Верую», по ее началу – это скорее не молитва, а исповедание веры, то, в чем православный человек полагает основание своей жизни.
Этот текст молитвы можно назвать основным во время совершения Таинства Крещения ребенка или взрослого. Ведь человек крестится в Православную веру, а значит, принимает ее как Истину. Для подлинного вхождения в общение с Богом через это великое Таинство нужно читать полную молитву, понимать все догматы Православия.
Также Символ веры – это настоящий исторический сборник истин Православия. Он дополнялся в течение тысячи лет Вселенскими соборами Церкви. Поэтому, досконально поняв текст исповедания веры, можно узнать о Православии все. Читается Символ веры и ежедневно по утрам, чтобы помнить, во что верует православный христианин, за что молится. К сожалению, у католиков и протестантов Символ веры отличается – потому что отличаются догматы. Также Символ веры обязательно читается во время Божественной Литургии.
Толкование
Мы уже говорили, что Символ веры состоит из 12 членов (частей, стихов). В каждом стихе говорится о том, во что мы верим.
- Наш Бог — это Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух. Все три лица Святой Троицы едины и не раздельны. Первое лицо — это Бог Отец, который является Творцом всего мира: видимого и невидимого.
- Второе лицо Святой Троицы — это Господь Иисус Христос Сын Божий. Он был рождён Богом Отцом, имеет одну сущность с Ним.
- Чтобы нас спасти от греха, чтобы мы имели возможность наследовать жизнь вечную, Бог Отец посылает на Землю своего Сына, который рождается там от Пречистой Девы Марии нашествие Святого Духа. Воплотившись в человека, Он имел в себе две природы: Божественную и человеческую.
Рис. 5. Господь принял на себя смерть, чтобы мы имели Жизнь Вечную.
- Принял на себя наши грехи, чтобы спасти нас, был распят, страдал и умер на Кресте.
- В третий день Он воскрес.
- После своего Вознесения на Небеса, Он сел справа от Отца в Царствии Небесном.
- Мы верим в то, что Иисус Христос опять придёт на Землю, когда наступит Конец Света, но уже во всей своей Славе. И будет судить всех: живых и мёртвых. Царствовать Он будет вечно.
Рис. 6. Страшный суд Божий
- Третье лицо Святой Троицы — Святой Дух. Он исходит от Бога Отца, даёт жизнь всему живому и говорит с людьми устами святых Пророков.
- Церковь — едина: Святая, Соборная и Апостольская.
- Чтобы наследовать жизнь вечную, человек должен принять Таинство Крещения. Погружаясь трижды в Святую воду, человек отрекается от всего греховного и даёт обет служить Господу.
- Мы верим в то, что в последний день все умершие воскреснут, тела соединяется с душами и после «Страшного Суда», каждый пойдёт в то место, куда заслужил: в Царствие Небесное и будет пребывать вечно с Господом, либо в ад и будет пребывать в вечных муках.
- Все мы верим и надеемся попасть в Райскую обитель и жить с Господом в Вечной радости. Аминь — все сказанное есть истина, да будет так!
Текст молитвы с ударениями
Следует подготовиться к этому заранее, потому что разница между вашими домашними чтениями и церковными может быть разительна. Здесь вы можете найти нужный вариант, который можно распечатать с ударениями.
Постарайтесь выучить наизусть строки, их немного. Даже если это нужно на какое-то единичное мероприятие
Во-первых, так вы покажете важность события, на которое вы приглашены. А во-вторых, Символ веры пригодится вам еще не раз
У каждого из нас бывают сложные моменты, трудности, болезни, предательства. Чтобы пережить их легко и с достоинством, возьмите себе на вооружение Символ веры. Если вы сомневаетесь в том, что в ответственный момент можете подзабыть слово-другое, вот вариант для печати с ударениями крупным шрифтом.
Что собой представляет
В молитве «Символ веры» в сокращенном виде изложено христианское вероучение. Она состоит из 12 предложений, начинаясь со слова «верую». В раннехристианский период и наши дни ее должен был знать наизусть каждый, кто проходил обряд крещения. Ее читает священнослужитель в начале и конце обряда и новообращенный.
Крестины младенцев не отличаются от таинства взрослых по смыслу, но вместо несмышленышей молитву читает один из крестных родителей. Если младенец – девочка, то ее читает крестная мама, если мальчик – то крестный отец. У ребенка появляются духовные наставники, которые молятся о нем и проявляют заботу. Выбор крестных требует серьезного подхода: это должны быть верующие православные, посещающие церковь и выполняющие заветы Господа. Молитву на обряде произносят наизусть или пользуются молитвословом.
Как зарождалась молитва “Символ веры” и Крещение
Современный свой вид молитва “Символ веры” обрела не сразу. Зарождение молитвы “Верую” началось ещё в те времена, когда христианская церковь только начала свое формирование. Истоки её восходят к тому периоду, когда новообращенных христиан стали готовить для крещения. В арсенале древней церкви имелось несколько кратких “символов веры”, преследовавших цель донести до новообращенных догматы, в которые им следует верить, и напомнить об их призвании в этом мире.
С течением времени обряд крещения претерпел немало изменений, и это не могло не отразиться на молитве “Символ веры” — она разрослась и пришла в итоге к современному своему виду.
В частности, необходимость дополнения и уточнения молитвы была вызвана появлением в 4 веке ложных учений о Боге Сыне и Боге Святом Духе.
- В 325 году состоялся I Вселенский Собор, созванный для утверждения истинно верного учения о Божьем Сыне. Причиной созыва стало начало распространения ложного учения Ария, который утверждал, что Бог Сын был всего лишь высшим творением Господа. Отцы I Вселенского собора сформулировали первые 7 постулатов молитвы.
- Следующие 5 истин приняли во время II Вселенского Собора в 381 году. Тогда утвердили истинное учение о Духе Святом — в противовес ложному учению Македония, отрицавшего божественное достоинство Святого Духа.
Вариант “Символа веры”, составленный на двух соборах и практикуемый церковью в настоящее время, стал называться Никео-Цареградским — в честь тех городов, где эти соборы прошли (Никея, Константинополь (Царьград).
Текст молитвы — как читать
Перед любой молитвой нужно соблюсти несколько несложных правил: • Читать молитву, прибегая к милости Господа, лучше в тишине, по крайней мере, вас ничто не должно отвлекать
• Важно сосредоточиться на словах молитвы, чтобы мысли не разбегались. • Вы можете молиться и на работе, и в ходе какой-то деятельности, но не с самого начала, а когда почувствуете, что это возможно, что молитва делает светлее ваше сердце, освещая верой и ощущением всеприсутствия Божия ваши чувства
• Откажитесь от механического заучивания и повторения, стараясь осознавать смысл проговариваемых слов и их глубокое значение. • Подготовьте ваши мысли к молитве, поразмышляйте о всесилии Божием, преклонитесь с любовью пред Господом.
Как проводят обряд крестин
Крестить младенца можно через неделю после родов. Для таинства причащения ребенка к Православной Церкви необходимы будущие духовные наставники (крестные родители). При выборе крестных родителей Церковь обязует соблюдать следующие правила:
- крестные должны быть православными верующими;
- мать – старше 13 лет;
- отец – старше 15 лет;
- не могут состоять в браке, кровном родстве.
Ребенку не обязательно иметь двух крестных. Достаточно крестной матери для девочки, отца – мальчику. Обряд начинается с отречения новообращаемого от дьявола. За младенца его исполняет крестный/крестная. Будущий духовный наставник повернут лицом на запад, стоит с воздетыми руками и отвечает на вопросы батюшки (ответы надо знать заранее). Затем его поворачивают на восток, он опускает руки и трижды утверждает о своей причастности к Христу.
После чтения обязательных молитв ребенка трижды опускают в купель. Крестные в это время молятся про себя о крестнике. По завершении крещения батюшка проводит чин воцерковления. В завершение он читает молитву матери, которая должна перекреститься и отвесить земной поклон, после чего принять ребенка на руки от священника.
Символ веры: толкование
Чтобы лучше понять, что такое Символ веры в Православии, необходимо ознакомиться с его структурой. Символ веры составляют 12 предложений, членов, и каждый являет собой выражений истины, догмат Православной веры. Это догматы о Боге Отце, Боге Сыне, Боге Святом Духе, о Церкви, Крещении, Воскресении мёртвых и Вечной жизни. Всё это основополагающие понятия Православия.
Большинство членов, а именно со 2-го по 7-й, посвящены Богу Сыну, Искупителю грехов человечества. Далее приведём толкование каждого члена этого священного текста.
В первом члене, начинающимся словами «Верую во единого Бога…» Вера подразумевается как основа, фундамент всех взаимоотношений Бога и созданного Им человека. Бог – Творец не только нашего материального мира, но и духовного. Всё держится на Боге и подвластно Ему. Бог является Отцом для всех людей.
Второй член гласит, что Иисус Христос – вторая ипостась Святой Троицы. Он был рождён Богом-отцом в вечности и равен Ему. Чтобы опровергнуть ересь арианства, подчёркивается, что Иисус Христос является не сотворённой Личностью, а рождённой.
Третий член: Господь принял человеческое естество и явился в мир, чтобы спасти наш род. У Него были человеческие тело и душа, но Он одновременно был и Богом. Иисус Христос был зачат непорочно, без участия семени, Святым духом.
Строки четвертого члена призваны напоминать нам, что Иисус Христос был реальной исторической фигурой, жившей в конкретный исторический период. Он умер в страданиях и его погребли, как человека. Его Жертва была проявлением высочайшей Любви к человечеству.
Пятый член: как и предсказывалось в ветхозаветных пророчествах, а также самим Иисусом Христом, Он воскрес на третий день после казни. Христианство основано именно на вере в воскресение Христа.
Шестой член: до искупительной Жертвы Спасителя души всех умерших, в том числе и праведников, находились в аду. Спаситель победил смерть и грех, вызволил души праведников из ада и вознёсся на Небеса ко Своему Отцу, проложив туда путь и нам. Иисус Христос совершил обновление нашего порабощённого грехом естества, показал путь Истины и Спасения. Благодаря Христу мы теперь тоже можем победить смерть и воскреснуть для Вечной жизни. Слова о том, что Спаситель воссел в Царствие Небесном справа от Бога Отца, указывают на Их равность в качестве ипостасей Святой Троицы.
В седьмом члене говорится, что Иисус Христос вновь придёт на землю в конце человеческой истории, но уже в качестве судьи. Откроются дела и прегрешения всех людей. Бог оставит грешников, а праведников возьмёт в своё Царство, в Вечную Жизнь. Именно Сын Божий будет вершить суд над людьми, потому как Он ещё и Сын Человеческий, освятивший человеческую природу.
Восьмой член гласит, что третья ипостась Троицы – Святой Дух. Христианам нужно поклоняться и славить Святого Духа, дающего жизнь и благодать, без которой невозможно спастись. Святой Дух говорил и наставлял устами пророков, а также сошёл на апостолов в виде огня через 50 дней после Воскресения Христа. Так апостолы получили дар проповедовать по всему миру и совершать чудеса.
В девятом члене верующие говорят, что почитают основанную Господом Святую Церковь, хранительницу Христового учения. Апостольское преемство хранится в Церкви уже две тысячи лет, передаваясь через рукоположение. Все, кто исповедует Христа, составляют Соборную Церковь. Спастись вне Церкви для христианина невозможно.
Десятый член: христиане верят, что Крещение смывает с человека все грехи, обновляет, перерождает его, делает членом Святой Церкви. Благодать, которую Господь даёт при Крещении, помогает в духовной борьбе и ведёт человека ко спасению души.
Одиннадцатый член: мы все созданы для бессмертия и, умирая для этой жизни, переходим в Вечность. В Судный день Господь воскресит всех умерших людей и отделит праведников от грешников. В Вечной жизни наши души будут иметь новые, обновленные тела. Православные христиане ждут воскресения мёртвых и вечную жизнь.
Двенадцатый член говорит, что после Страшного суда Бог создаст новую, обновленную Землю и установит на ней Своё Царство Правды. Верующие ждут пришествия Христа, его победу над сатаной и надеются на спасение своих душ. Слово «Аминь» означает согласие со всем вышесказанным.
Символ веры нужно знать наизусть каждому христианину. Эти торжественные и священные строки произносятся человеком в Таинстве Крещения, чтобы исповедовать свою готовность стать частью Святой Церкви. На каждой Литургии Символ веры соборно поётся всеми верующими. Также Символ веры входит в ежедневное утреннее молитвенное правило.
Сила молитвы «Символ веры»
Церковь утверждает, что в «Символе веры» сосредоточена сама суть учения о православии для христиан. Ее доктрина заключена в имени: символизировать правоверие, приводя двенадцать частей писания (по количеству апостолов), нужно с полным осознанием того, что вы произносите святые слова. Начало каждого предложения со слова «Верую» делает акцент на возврате единения духовного мира человека с божественной сутью, заключенной во всем живом.
Сила слова – непреложна и несомненна. Произнося молитву, верующий избавляется от сомнений, заново обретает истинные знания и впускает в разум и душу надежду.
Подписывайтесь
на наш канал или в
Следи за нами в соц. сетях!
Значимость и толкование
В православии «Символ Веры» насчитывает тысячелетия еще со времен апостолов и будет значим всегда. Это первое обращение, не направленное к какому-либо святому или Создателю, а история, освещающая главные положения религии: во что верит и чего ждет каждый православный христианин. Имеет огромное значение для церкви.
Нередко его путают с молением Георгия Победоносца «Верую Господи», направленного на защиту от врагов, злых людей, болезней и невзгод.
Особенное значение молебен имеет во время таинства крещения. Это первые священные слова, с которыми ребенок начинает жить под крылом своего ангела-хранителя. Начинается со слова «верую», что подтверждает принятие вероисповедания, и состоит из 12 членов (предложений), каждый из которых имеет свой смысл. Вот полное объяснение значения по предложениям:
- 1. Верим в Бога Отца, Создателя всего живого и неживого на земле и на небе: все, что можно увидеть глазами и нельзя, в то, что все во вселенной было создано Им.
- 2-7. Верим в Иисуса Христа, единственного сына Божия, рожденного первым от Святого духа и Девы Марии, имеющего человеческий облик и являющегося продолжением Господа. Посланным Отцом для нашего спасения. Распятого на кресте, страдавшего и погребенного. Что на третьи сутки после погребения Иисус воскрес и был вознесен к Создателю и остался с ним на небесах.
- 8. Верим в Святого Духа, через которого Господь даровал жизнь и говорил с пророками.
- 9. В святость церкви как дома Божьего.
- 10. Желание человека принять Господа в сердце свое через обряд Крещения, тем самым начав духовную жизнь, чтобы после смерти Бог даровал вечную жизнь в Раю.
- 11-12. Верим в воскрешение мертвых во время второго пришествия Христа и что будет великий суд, на котором решится, чья душа попадет в рай или ад. И наступит новая вечная жизнь.
Важность Символа веры
Важность Символа веры состоит в том, что именно в нём правдиво и действительно отражается суть православия — всё то, во что должен верить каждый мирянин. Произнося строки этой молитвы мы кратко «напоминаем» себе главное в христианском вероучении
Всего в догмате двенадцать частей, в каждой из которых по одному предложению. Каждый член Никео-Цареградского символа начинается со слова «Верую». В первой части говорится о вере в Бога Отца, который сотворил наш мир; со второй части по седьмую — о жизни Иисуса Христа на земле: о страданиях при распятии на кресте и о воскресении. В восьмом предложении рассказывается о Духе Святом; в девятом — о Церкви, которая является главным святым местом уединения людей и Бога; в десятом — о святом крещении и в последних двух частях — о бессмертии человека, а также о жизни вечной.
Символ веры является одной из трёх молитв, которые входят в краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского. По его мнению, с помощью данного догмата, молитв «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся» можно достигнуть духовного идеала. Поэтому Символ веры должны понимать все православные христиане.
Это интересно: Молитва царя Соломона — изучаем внимательно
О чем говорится в тексте и зачем его учить
Молитва Символ веры состоит из 12 частей. Каждая является законченным догматом, которые следуют один за другим, показывая историю вселенной в динамике — от сотворения мира до Страшного суда. Если понять внутреннюю логику, запомнить будет намного проще.
В нынешнем виде молитва Символ веры утверждена была лишь в конце 5 в., в основном чтобы избежать различных ересей. До этого различные формы использовались для крещения, но не утверждались Соборами.
Конечно, дети не в состоянии ни понять, ни тем более выучить церковно-славянский вариант молитвы Символ веры. Для этого и необходимо присутствие крестных в такой решающий день. Они берут на себя обязанность по чтению молитв, которые малыш должен усвоить, когда вырастет. Никакого «детского» варианта Символа веры не существует, это итак сжатое и довольно короткое изложение.
1-й стих повествует о качествах Бога, в которого верует христианская церковь. Сказанное здесь относится к Богу Отцу. Именно Он сотворил все из первобытного хаоса. «Небо и земля» тут обозначают не только вселенную, но также духовную и физическую реальность.
Для крестного весьма желательно не просто вызубрить молитву наизусть, потому что так сказал батюшка. Символ веры надо понимать, чтобы в дальнейшем научить крестника. Ведь для этого и нужны восприемники, а не просто ради кумовства.
2-й стих разъясняет свойства Христа как Бога, поясняется его неразрывная связь с Отцом. Догмат о Троице — один из самых сложных, он не познается одной лишь логикой. Тут необходима вера, которая поможет понять, как три лица могут оставаться одним. При этом каждое из них обладает собственными чертами.
3-й стих повествует о Боговоплощении. Очень важный постулат, который говорит о том, что ветхозаветные пророчества сбылись во Христе. Этим же утверждается Новый Завет. Сын Божий, явившийся во плоти, совершенно и навсегда изменил отношения Бога и человека.
Чтобы выучить необходимые молитвы, придется потрудиться, «пошевелить мозгами» — но такова обязанность крестных родителей. Если не хватает сил даже на такое дело, возможно не стоит брать на себя ответственность за духовное воспитание ребенка.
4-й стих — повествует о распятии и крестных муках Спасителя. Здесь есть как историчность, так и глубокий богословский подтекст. Ведь без этой страшной жертвы люди не смогли бы попасть в рай.
5-й стих — после печали, постигшей учеников после Распятия, их ожидала радость Воскресения, о чем здесь говорится, причем очень кратко.
6-й стих — повествует о том, что произошло с Иисусом после Воскресения. В данное время Он находится в обителях небесного Отца, куда вознесся на глазах апостолов в день Пятидесятницы.
7-й стих — здесь уже говорится о будущем — о Страшном Суде, на котором будут судить все человечество.
8-й стих — посвящается Святому Духу, его свойствам.
Про Него тоже велись отчаянные богословские споры. До сих пор между католиками и православными в этом вопросе нет согласия — а именно в том вопросе, от кого Он исходит.
9-й стих — провозглашает роль Церкви в деле спасения. Главой Церкви во всех классических течениях признается Сам Христос.
10-й стих — здесь речь идет о Таинстве крещения, которым омываются все грехи.
11-й и 12-й стихи — завершают христианскую эсхатологию. Ведь нынешний мир по учению Христа — конечен, как и земная человеческая жизнь. Напоминать об этом — святая обязанность Церкви.
Если немного посвятить времени разбору каждого стиха, Символ веры окажется не таким уж сложным.
Зарождение молитвы «Символ веры»
Символ веры зародился как подготовка новообращенных, собирающихся принять крещение. В далекие времена крестились, как правило, уже взрослые люди. Точно так же, как и сегодня, воцерквлялся каждый в результате своего собственного, именно его пути. Так как любое обращение, любое соприкосновение человека с Богом – тайна божественного промысла, открыть завесу которого нам не дозволено. Кто-то ищет Бога, переполнившись несчастьями, попав в беду. Прочие находят Бога, увидев его как свет радости и благодати.
Возникновение веры в душе человека – загадка. Но, тем не менее, вера в Христа – дорога человека к Церкви, к общине верующих во Христа. Именно вера стремится и призывает к объединению верующих, которые как раз своим единением, любовью один к другому показывают свету, что они последователи Христовы.
Жизнь новоуверовавшего, как христианина брала свое начала с его визита к епископу тамошней Церкви, и тот наносил крест на лбу, словно обозначая знак Христа. Человек явился к Богу, уверовал во Христа. Но теперь ему полагается выяснить содержание веры. Он превращается в ученика. Согласно церковным писаниям его начинают оглашать. Так как христианство – не всего лишь чувство, а встреча с Истиной, непростой подвиг принятия ее всецело. Словно человек, у которого страстная любовь к музыке, чтоб играть на инструменте, обязан освоить трудное обучение, аналогично уверовавший во Христа, возлюбивший его, обязан теперь осознать глубину своей веры и то, к чему она призывает.
В канун празднования Пасхи – потому как в ранней Церкви крестили в пасхальную ночь – любой, собирающийся принять крещение торжественно читал слова молитвы «Символ веры», производя «отдачу» его, принимая свое вхождение в единение веры и любви. У любой крупной тамошней церкви – Римской, Антиохийской и так далее, имелся собственный символ веры для крещения. И даже при том, что они были везде выражением единой и неделимой веры, стилистикой и фразеологией, они различались.