Самаритянин часовни

Гипотезы

Джон Дарли и Дэниел Батсон выдвинули следующие гипотезы, которые необходимо было проверить:

  1. Люди, размышлявшие на религиозные и этические темы в то время, когда потребовалась их помощь, будут не более предрасположены к оказанию помощи, чем люди, думавшие о чем-либо другом.
  2. Если люди спешат, когда они столкнулись с ситуацией, в которой требуется их помощь, то они будут менее склонны предложить помощь, чем люди, которые никуда не спешат.
  3. Люди с религиозностью такого же типа, как религиозность самарянина (религиозные нормы являются самоценными, выполнение религиозных норм происходит как реакция на повседневную жизнь, духовный поиск), будут помогать чаще, чем люди с религиозностью такого типа, как у священника и левита (религиозные нормы выполняются ради вознаграждения).

Дарли и Батсон рассуждали таким образом: можно предположить, что священник и левит, будучи глубоко религиозными по своим убеждениям и участниками богослужений по роду своей деятельности, по дороге думали на религиозные темы и, возможно, торопились на службу и другие важные встречи, связанные с их общественной деятельностью.

Самаритянин же, будучи не столь религиозным и занятым, был в гораздо меньшей степени поглощен мыслями о предстоящих встречах, его ждали гораздо меньше людей, и он не так торопился, поэтому мог заметить нуждавшегося в помощи. Кроме того, авторы рассуждают о типах религиозности: искренней, идущей «от сердца», и «профессиональной», которая могла иметь место у служителей культа. Самаритянин действует спонтанно, а не из религиозных соображений, поступает согласно своему внутреннему душевному порыву.

Культура и религия

Языками самаритян являются иврит (самаритянская письменность на основе первоначального еврейского алфавита, близкого к финикийскому). Самаритяне Шхема владеют также арабским языком.

Религия — разновидность (секта) иудаизма. Священные книги — Тора и Книга Иисуса Навина (в отличающихся от канонических вариантов версиях — особенно последняя).

Хоронят самаритян на кладбище на горе Геризим. Семь дней родные и близкие усопшего читают Тору, а на восьмой мужчины должны сбрить бороду.

Численность — около 720 человек на 2008 год, 745 человек на 2011 год.

Почему самаряне добрые?

Даже тот, кто не имеет представления, кто такие самаритяне, твердо уверен в одном: что они добрые. Потому что все слышали выражение «добрый самаритянин». Так уж случилось, что история самаритян самым тесным образом переплелась с историей еврейского народа. Самария (ивр.«Шомрон» — «сторожевая башня») лежит на Западном берегу реки Иордан. Первоначально эту территорию занимали хананейские племена – потомки Ханаана, внука Ноя. Однако, в 13 в. до н.э. Ханаан захватили евреи, пришедшие из Египта, и образовали в нем свое государство Израиль со столицей в Хевроне. Позже, в 10 веке до н.э. еврейское государство раскололось на два царства: Иудею со столицей в Иерусалиме, и Израиль со столицей в Самарии.

Самария была построена Израильским царем Амврием в 925 году до н.э. на горе Семерон (ивр.«Шомрон»), от которой и унаследовала свое название.

Это интересно: 4036,Салтыков Щедрин краткая биография (видео)

Притча о добром самаритянине

История начинается с того, что один человек по дороге из Иерусалима в Иерихон подвергся нападению разбойников. Избитый до полусмерти и ограбленный, он был брошен умирать на обочине. Мимо него прошли несколько людей, но они не оказали ему помощь. Первым был священник, который заметил несчастного, но прошел мимо. Вторым оказался левит (представитель особого еврейского сословия священнослужителей из колена Левия), который также прошел мимо. Следующим был самаритянин, представитель этнической группы, которую евреи не признавали единоверцами и с которыми их разделяла многовековая вражда. Казалось бы, этот человек имел все основания пройти мимо. Однако именно он перевязал раны несчастного, отвел его в гостиницу и оплатил расходы на содержание, пока тот не поправится.

«… а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И подошел, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же (Евангелие от Луки, 10: 29-37).»

Исследователи предполагали, что священник и левит не помогли нуждающемуся не от душевной черствости, а, возможно, были слишком заняты мыслями о духовном, вот и не заметили его

Иначе говоря, их внимание в тот момент было сфокусировано на другом. Дарли и Батсон решили поставить эксперимент, чтобы выяснить это

Условия эксперимента

Эксперимент решили проводить на студентах-добровольцах из Принстонской богословской семинарии. Для «жертвы», нуждавшейся в помощи, важным фактором была вероятная оценка пострадавшего участниками как «сомнительного». То есть человек должен быть плохо одет, иметь болезненный и неопрятный вид, но не должно быть понятно, действительно ли он пострадал, болен, пьян или даже потенциально опасен. Встреча с «пострадавшим» не должна была восприниматься испытуемыми как нечто спланированное, находящееся под наблюдением. Поэтому решено было инсценировать эту встречу по дороге из одного заданного пункта в другой, между выполнением других заданий.

Для эксперимента было отобрано 67 студентов. Им не была раскрыта истинная цель эксперимента, вместо этого участникам было объявлено, что они участвуют в исследовании профессиональной карьеры студентов семинарии. Перед началом эксперимента студенты заполнили опросники на выявление их типа религиозности. Перед ними была поставлена задача: пройти несколько экспериментальных процедур в разных помещениях, находившихся в разных зданиях, путь между которыми занимал несколько минут пешком. У дороги из одного здания в другое экспериментаторы поместили актера, который изображал пострадавшего.

Зависимой переменной в данном эксперименте являлось то, окажут ли студенты помощь пострадавшему, и какую. Независимыми переменными были временные рамки — до какой степени студент спешил в другое здание, а также тема речи, которую он должен был там произнести. Одним студентам дали достаточно времени на дорогу, другие же были ограничены во времени. Темы также различались: одни должны были рассказать о своих представлениях, на какой должности они будут работать эффективнее всего, другие — рассказать притчу о добром самаритянине.

В результате эксперимента было отобрано 47 студентов: 7 из них оказались в дальнейшем недоступными для связи по телефону, а 4 догадались о цели эксперимента.

Для оценки религиозности использовались 5 личностных шкал, в основном заимствованных из работ Олпорта и Росса (Allport, Ross, 1967), которые провели разграничение между «подлинной» и «поверхностной» религиозностью.

Исследование проводилось в течение трех дней, с 14 по 16 декабря 1970 года, с 10 до 16 часов. Такие узкие временные рамки были созданы для того, чтобы исключить разницу в погодных условиях и освещении, что могло бы повлиять на ход эксперимента. Испытуемые были разделены по экспериментальным группам случайным образом.

Закон доброго самаритянина

Под этим условным названием в США известен комплекс нормативно-правовых актов, касающихся помощи пострадавшим до приезда спасателей.

Практически каждый штат имеет собственный извод закона, но все они базируются на принципах здравого смысла:

  • Человек обязан помогать пострадавшему только в том случае, если их связывают семейный узы, он является лечащим врачом или виновником бедственного положения. Во всех остальных случаях закон оставляет право спасения на усмотрения каждого гражданина;
  • Если прохожий решил добровольно подойти к пострадавшему, то он не имеет права покидать место происшествия до приезда «скорой». Единственное исключение: опасность для жизни самого помощника;
  • Успешное спасение чужой жизни не подлежит оплате, даже если действия производил квалифицированный специалист;
  • При прочих равных условиях «самаритянин» не несет ответственности за возможную потерю здоровья в результате медвежьей услуги;
  • Мнение пострадавшего имеет значение. Если он явным образом выразил желание не принимать помощь, то нарушение его волеизъявления будет караться по всей строгости закона.

Выражение «добрый самаритянин»

Фраза стала крылатой и используется для обозначения того, кто готов пожертвовать самым последним ради абсолютно незнакомого человека. Именно это значение отражено в названии некоторых больниц, госпиталей и благотворительных организаций.

Нередко выражение используется в переносном значении, в отношении тех, кто выставляет свою «доброту» напоказ.

Богословская наука лишена подобных одномерных толкований легендарной притчи:

  • Греческий философ Ориген интерпретирует ее как спасение Адама Иисусом, что говорит о неизбежности Второго Пришествия. Прошедший мимо священник олицетворяет бессердечный закон, защищающий власть имущих;
  • Августин предложит еще более символическое толкование: Иерихон олицетворяет вечную жизнь, прошедшие мимо – Ветхий Завет, хозяин дома (где приютили пострадавшего) – Апостола Павла. По мнению современных философов, такая трактовка признается «мешаниной», не имеющей к оригинальному посылу никакого отношения;
  • Одна из ведущих фигур Реформации Жан Кальвин полагал, что история говорит о наличии врожденных обязательств между всеми людьми на земле.

Библия является фундаментом Западной цивилизации. Культура любой страны, принявшей христианство, содержит многочисленные отсылки к ближневосточному фольклору. Так, для обозначения бескорыстного человеколюбия говорят: «добрый самаритянин». Данное выражение, одинаково хорошо понимают как в Нью-Йорке, так и в Москве.

Видео: откуда это пошло, притча

В этом ролике Анна Свиридова расскажет притчу о добром самаритянине, как важно помогать малознакомым людям:

Иисус и Самарянка

Иисус был отвергнут Иудеями. Они составили заговор против Него.

(Ин 4:3) То оставил Иудею и пошел опять в Галилею.

Это тоже была Еврейская местность, но менее религиозная, чем Иудея.

Комментарий!
Говоря пророчески, Иисус Христос оставил Израиль с целью вернуться туда, когда сердца людей станут такими же смиренными, как у Галилеян.

(Ин 4:4) Надлежало же Ему проходить через Самарию.

Есть причина, почему Ему надлежало проходить через Самарию.

В Самарии была грешница, которую надлежало спасти. Она была язычница.

Иисус оставил Израиль, спас нас, а затем пошел в Галилею. Когда Он вернется, то придет к смиренному Израилю.

(Ин 4: 5-6) Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

(Ин 4:7) Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

У женщины было пять мужей и тот, с кем она жила, не был ей мужем. Иначе говоря, она жила в прелюбодеянии (сожительстве). Иисус должен был пройти через Самарию ради этой женщины. Это свидетельствует о Его любящем сердце.

Ранее Никодим приходит к Иисусу ночью(Ин 3:2).

Здесь Иисус приходит в то место в полдень.

Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя, там, где все мы едва живые.

Он сел у колодца и сказал: «Дай Мне пить».

Иисус не сказал ей сразу, что у нее было пять мужей, и надо об этом поговорить.

Беседа Иисуса с Самарянкой

(Ин 4:9) Женщина Самарянская говорит ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? Ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

Иудеи не ходили тем путем.

(Ин 4:10) Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

В конце беседы Иисус открыл ей Своё Имя, сказав: «Это Я, Который говорю с тобою».

Когда Господь говорить «Я», это означает «Я Есьм». Так было открыто Имя Бога Моисею в горящем кусте.

Самарянка так обрадовалась, потому что внутри нее был источник. Она побежала в языческий город Самария, хотя там были и другие города. Она назвала Его Христом и больше уже не боялась, потому что до этого она приходила к колодцу, чтобы избежать встречи с другими женщинами. А теперь она идет в город и громко проповедует. Она стала Евангелисткой за один день. Никакой семинарии или библейской школы она не заканчивала, просто встретилась с Иисусом, с Его любовью.

(Ин 4:39) И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.

Израиль отверг Иисуса, и Он проводит время с язычниками два дня.

Забыл ли Он Израиль?

Нет. Не забывайте, Иисус Мессия Израиля.

По пути мы получили спасение.

(Ин 4:41- 42) И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он — истинно Спаситель мира, Христос.

По прошествии двух тысяч лет Он снова сфокусируется на Израиле, когда Израиль будет смирен.

(Ин 4: 43) По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошел в Галилею.

Исцеление сына царедворца

В конце главы говорится о царедворце.

Иисус пришёл в Кану, где Он совершил первое чудо — превращение воды в вино. Там к нему пришел царедворец, сын которого был при смерти, и умолял Иисуса прийти в Капернаум. Господь сказал ему: «Пойди, сын твой здоров».

Библия говорит, что царедворец поверил Иисусу и еще одну ночь провел в Кане, он не помчался к сыну проверить, жив ли тот.

Расстояние между Каной и Капернаумом 26 км.

На следующий день, когда царедворец возвращался домой, выбежали слуги ему навстречу и сказали: сын твой здоров.

(Ин 4:52) Он спросил у них: в котором часу ему стало легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставили его.

(Ин 4:53) Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: «Сын твой здоров», и уверовал сам и весь дом его.

(Ин 4:54) Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.

Иисус Христос, Господин над временем и пространством.

Мы знаем, что живем в последние времена. Мы — те люди, живущие после двух дней. Мы — то самое поколение «третьего дня».

“Истинный иврит” – язык самаритян

Предметом гордости самаритян является их язык. Они считают, что говорят именно на том наречии иврита, которое знали древние евреи.

Самаритянский старейшина Ицхак Симхай так высказался по этому поводу: “В отличие от большинства нынешних евреев, мы, самаритяне, Землю Израилеву, иначе говоря, Страну обетованную, никогда не покидали, а потому каких-либо заимствований из чужих языков иметь не можем”. Правда, на этот счёт многие евреи могут с ним поспорить, но в этом и заключается вечное единство и соперничество двух народов.

Впрочем, в Библии утверждается, что ассирийский правитель, желая помочь кутейцам (самаритянам), изгнанных со своей родины, отправил к ним еврейского священника, после чего те приняли иудаизм. Если верить библейским преданиям, евреи изгнаны не были, а кутейцы лишь влились в их этнос.

Самаритянский канон гораздо меньше еврейского и содержит первые пять книг еврейского масоретского текста из Библии Авраам Вальдман / thetower.org

Верования

Основные верования самаритян следующие:

  • Есть один Бог , Яхве , тот же Бог, которого признали . Вера в единство Творца, которое есть абсолютное единство. Это причина причин, и она наполняет весь мир. Его природа не может быть понята людьми, но в соответствии с его действиями и в соответствии с его откровением своему народу и добротой, которую он проявил к ним.
  • Тора является единственной истинной священной книги, и был дан Богом Моисею . Тора была создана до сотворения мира, и всякий, кто верит в нее, получает гарантированное участие в Грядущем Мире. Статус Торы в самаритянстве как единственной священной книги заставляет самаритян отвергать Устную Тору , Талмуд и всех пророков и Священные Писания, за исключением книги Иисуса Навина, чья книга в самаритянском сообществе значительно отличается от Книги Иисуса Навина в Танахе / Стар. Завещание . По сути, отвергается авторитет всех постторских разделов Танаха и классических еврейских раввинских трудов ( Талмуд , включающий Мишну и Гемару ). Моисей считается последним из пророков.
  • Гора Гаризим, а не Иерусалим, — единственное истинное святилище, избранное Богом Израиля. Самаритяне не признают святость Иерусалима и не признают Храмовую гору , утверждая вместо этого, что гора Геризим была местом, где произошло связывание Исаака .
  • Апокалипсис, названный «днем мести», будет концом дней, когда фигура по имени Тахеб (по сути, самаритянский эквивалент еврейского Мессии ) из колена Иосифа, будь то Ефрем или Манесса, станет пророк, подобный Моисею, на сорок лет, и приведет к возвращению всех израильтян, после чего мертвые воскреснут . Затем Taheb обнаружит шатер Моисея Скинии на горе Гаризит, и будет похоронен рядом с Иосифом , когда он умрет.

Притча о добром самаритянине

Среди назидательных историй, поведанных Иисусом Христом простому народу, выделяется сказ о милосердном обитателе области Самарии.

Один из законоучителей (т. е. толкователь иудейского закона) решил осведомиться о способах обрести вечную жизнь. Иисус ответил, что достаточно жить в любви с ближними. Ответ показался вопрошающему слишком расплывчатым, и пророк решил проиллюстрировать его случаем из жизни:

  • Героем притчи является еврей, пешком преодолевавший дорогу в Иерихон;
  • Но на пути ему попались бандиты, которые ободрали его до нитки и оставили умирать посреди дороги;
  • Несчастный долгое время лежал на оживленном пути, но никто не помогал ему. Что обычный благопристойный еврей, что священник не находили в себе жалости к нему;
  • Но помощь подоспела от одного из оказавшихся в здешних краях самарян (их евреи считали давними врагами). Тот не пожалел последних денег ради помощи умирающему.

Таким образом Иисус продемонстрировал законнику необходимость помогать любому оказавшемуся в беде

И не важно, откуда он родом, какой он религии и национальности.

Склонность оказывать помощь не связана с религиозностью

Ученые выяснили, что склонность оказывать помощь нуждающимся в ней никак не связана с религиозностью человека. А вот с занятостью и нехваткой времени — да. Так что в определенной ситуации и религиозный, и неверующий человек могут не заметить, что кто-то попал в беду, спеша по своим делам. Спешили ли на самом деле герои притчи о добром самаритянине? Этого мы никогда не узнаем точно, как и то, были ли черствыми священник и левит, испытали ли они внутренний конфликт.

От этого поступок самаритянина не становится менее значимым, но два других персонажа уже выглядят не столь отталкивающе, как могло бы показаться вначале. Хотя, если перечитать притчу, там явно сказано, что они заметили несчастного: «По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо». Так что о невнимательности из-за спешки здесь речь не идет.

Таким образом, при оценке поведения людей лучше избегать стереотипов, особенно при недостатке данных о ситуации. Опираясь только на факты и не поддаваясь эмоциям, можно легко избежать манипуляций сознанием с помощью специально созданных для этого историй. Когда-то это были притчи, а сейчас это может быть любой громкий случай, попавший в средства массовой информации. Также не стоит забывать о том, что вне наших этических и религиозных убеждений мы прежде всего биологические существа со своими физическими ограничениями.

Список использованной литературы:
  • 1. John М. Darley, С. Daniel Batson. «From Jerusalem to Jericho»: A Study of Situational and Dispositional Variables in Helping Behavior. — Journal of Personality and Social Psychology, 1973, 27. P. 100-108. Приводится по изданию: Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000. С. 457-469.
  • 2. Дэниел Бэтсон — биография и профессиональная деятельность Дэниела Батсона. — http://ru.knowledgr.com/02046338/
  • 3. Дэниела Батсон http://batson.socialpsychology.org/ — персональная страница, перечень публикаций

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Что показал эксперимент?

Из эксперимента следует совершенно однозначный вывод: занятые и не занятые религиозными мыслями люди одинаково склонны оказывать помощь попавшим в беду. А вот спешка довольно существенно влияет на стремление оказывать помощь пострадавшим.

Значимость норм оказания помощи, подкрепленная притчей о добром самаритянине, казалось бы, должна была сильнее повлиять на поведение испытуемых. Но статистически значимого влияния не было, к удивлению самих экспериментаторов. Значит ли это, что постоянная спешка, привычная для современного общества, привела к снижению этических норм? И люди, зная, что кому-то нужна помощь, сознательно игнорируют его?

Экспериментаторы считают, что нет, так как у спешащего человека происходит некоторое замедление интерпретаций увиденного либо эмпатических реакций на ситуацию. Это так называемое «сужение когнитивной карты», описанное еще У. Толменом. То есть, испытуемые видели жертву, но вовремя не осознали, что ей нужна помощь, и не восприняли увиденную ситуацию как случай, где нужно принимать этическое решение.

Другие же испытуемые успели это осознать и оказались перед сложным выбором: помочь внезапно встреченному человеку или выполнить свой долг перед экспериментатором, который уже ждал в другом здании. Это сложный внутренний конфликт, который, однако, нельзя назвать черствостью. Экспериментаторы отмечали, что некоторые испытуемые были взволнованы из-за того, что им пришлось принять такое решение.

Фестивали и памятные даты

В самаритяне сохранить сценарий прото-древнееврейский , сохранить институт в Первосвященства и практику забоя и едят ягнят на пасхальной накануне. Они празднуют Песах , Шавуот и Суккот, но используют другой способ, чем тот, который используется в иудаизме, чтобы определять даты ежегодно. Йом Теруа (библейское название « Рош ха-Шана ») в начале тишрея не считается Новым годом, как это принято в раввинистическом иудаизме.

Пасха особенно важна в самаритянской общине, кульминацией которой является принесение в жертву до 40 овец. Омер остается в основном без изменений; однако неделя перед Шавуотом — это уникальный праздник, отмечающий неизменную приверженность самаритянству со времен Моисея. Шавуот характеризуется почти дневной непрерывной молитвой, особенно над камнями на Геризиме, которые традиционно приписываются Иисусу Навину.

Во время Суккота , то шалаш строится в домах, в отличии от наружных установок , которые являются традиционными среди евреев. Самаритянский историк Беньямим Цедака прослеживает традицию сукки в помещении до преследования самаритян во времена Византийской империи . Крыша самаритянской сукки украшена цитрусовыми и ветвями пальм , мирта и ивы , согласно самаритянскому толкованию четырех видов, обозначенных в Торе для праздника.

Протоиерей Павел Великанов:

Притча о милосердном самарянине – одна из ключевых притч в христианстве, потому что она затрагивает важнейший корень – проблему любви. Прежде всего, любви, как правило, катастрофически не хватает. Забежишь к старикам-родителям на несколько минут, больше сил нет. Сядешь с детьми читать так нужный детям стишок, прочитаешь один, на большее не хватает. Надо что-то сделать доброе соседу неприятному, ворчливому, нерадостному, хочется отложить на другой день. В чем же причина?

В то же самое время мы прекрасно знаем, что когда чья-то любовь оказывается обращенной на нас самих, она нас окрыляет. А собственную любовь приходится буквально выдавливать из себя с огромным усилием. И почему же эта любовь с таким высоким уровнем энергопотребления? Нет, конечно, нельзя сказать, что мы никого вообще не любим. Это очень редко встречается, когда человек вообще никого не любит.

В действительно же любовь, как правило, избирательна. Мы не то, что решаем вечную проблему любить или не любить, конечно же, любить, вопрос в том, кого любить из этого огромного списка претендентов. В первую очередь мы выбираем тех, кто любит нас. Это наша семья, наши дети, близкие, родители. А всем остальным? Остальным остается то, что остается. Мы не особо-то на самом деле жалеем, ведь их всех много, а мы одни.

Абсолютно точно так же думали и думают по сей день те самые иудеи, которые обращались ко Христу с вопросом: «Кто же мой ближний? Кому в первую очередь необходимо помогать?» И своей притчей Господь в пух и прах разносит это, казалось бы, праведное, общечеловеческое представление о ближнем. Не все знают о том, что, с точки зрения ветхозаветного закона, поступок двух иудеев – священника и левита, которые не оказали помощь валявшемуся в луже крови человеку, на самом деле простителен, ведь оба шли в храм, в Иерусалим, для того чтобы участвовать в богослужении. Они прекрасно знали, что если они коснутся трупа, то они не смогут участвовать в богослужении. И их вполне можно понять, они не хотели становиться преступниками ритуала. Они вспомнили об этом законе в тот самый момент, когда другой, быть может, совсем про него и забыл бы.

Любовь – это всегда память о других. Нелюбовь – это всегда память о самом себе. Оба священника очень хорошо помнили о себе и о всех тех условностях, которые окружали их бытие. Поэтому им было легко, в общем-то, безболезненно забыть про того несчастного, который в этот самый момент требовал их участия и помощи. Но разве самарянин не мог точно так же пройти мимо пострадавшего, тем более, что этот пострадавший был, мягко говоря, не очень приятен ему по целому множеству причин, ведь он был иудеем, иудеем, которые с самарянами не общались. Но ведь самарянин именно за это и получил похвалу от самого Бога, что он смог переступить через наши человеческие условности и сделать то, что от него ждал Бог – помочь живому, находящемуся на границе между жизнью и смертью, человеку.

Смысл этой притчи вполне очевиден: Бог хочет, чтобы мы перестали разделять все человечество на категории «свои» и «чужие». Те, которые могут нам вернуть обращенную к ним любовь, и те, которые порой ее даже и не заметят. Ближний – это не тот, кто тебе близок и приятен, не тот, кто связан с тобой узами кровного родства, единством мировоззрения или общими интересами. Ближний – это тот, кто нуждается в тебе, это тот, кому ты на самом деле сейчас можешь оказать помощь. Только такая любовь, совершено бескорыстная любовь, которая не ожидает и которая понимает, что никогда не получит никакого ответа и даже благодарности, на самом деле и является тем самым мощнейшим источником любви ко всем остальным, которой нам катастрофически не хватает.

Не верите? Попробуйте хотя бы один раз в неделю сделать настоящее доброе дело без всякой задней мысли о благодарности, о возврате потраченного времени, сил, может быть, даже денег. Если вы сделаете такое доброе дело своим правилом в жизни, то очень быстро вы увидите, что качество вашей жизни меняется, акценты вашей жизни смещаются, и вы вдруг с изумлением обнаружите для себя, что эти, казалось бы, жалкие, никчемные с мирской точки зрения, добрые дела, могут стать мощнейшим фундаментом вашего настоящего подлинного человеческого счастья.

* * *

«Ты самарянин и бес в тебе» (Ин. 8:48) – говорили самому Иисусу, потому что галилеян считали подозрительно близкими нечистым язычникам, уж больно далеко они живут от благочестивого Иерусалима и Храма, да и речь у них другая. И не на Свою ли будущую судьбу Он указывал в этой притче – отверженного, проклятого, висящего на древе (Втор. 21:23), но спасающего всех, сходящего в страшную глубину отверженности, самую бездонную глубь этой бездны.

Фото: libertyreport.ru

Если ты попал в беду, если для всех ты – отверженный и нечистый – не бойся. Там, в этой глубине отверженности и нечистоты – стоит Иисус Христос, Самарянин, обесчещенный и проклятый, и победивший, и в Своей победе оставшийся в этих глубинах – чтобы Его мог найти каждый несчастный. Он там так же, как Он на престоле Отчем, в великой, ни с чем не сравнимой силе. И немощь Его смешивается с силой нераздельно и неслиянно. И Он – ближний твой. И ты, когда тебе станет легче, когда ты исцелишься – иди, и будь таким же, потому что у вас на двоих одно имя – ты христианин, ты Христов.

«Суть дела – в этом: если мы преломляем хлеб с Ним, если мы пьем от Его чаши, мы становимся Его соратниками. Мы призваны к трапезе Господней как друзья, имеющие равные с Ним права; разделяя с Ним признаки Его господства, мы тем самым призываемся разделить с Ним и Его страдание. Ибо мы, ветви, настолько едины с Ним, Лозой, так тесно, так полно с Ним соединены, что Он может сказать нам, как сказал Своим ученикам после Воскресения: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21).

Не говорит ли Он каждому из нас: идите в мир, волей, не по принуждению, а как Я пошел; примите на себя все ограничения падшего мира; разделите всякое страдание, всякий голод, всякое одиночество, всякую человеческую беду. Но разделите также все, что есть в мире любви, красоты, славы и ликования. Живите среди людей, но оставайтесь людьми свободными: без страха и корысти, без превозношения и без ненависти.     

Живите среди них и для них всю свою жизнь. Справедливо сказал апостол Павел: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп. 1:21): легче умереть, сгорев скорой смертью, чем выдерживать долгую борьбу для того, чтобы восторжествовали милосердие и сострадание, справедливость и любовь.

Иисус хочет сказать этим: сойдите, если нужно, в самые мрачные задворки ада, как Я сошел; с теми, которые были узниками смерти, Я сошел в долину смерти; так же идите и вы в этот человеческий ад… Для многих в наши дни ад – это старческие дома, психиатрические больницы, тюремные камеры, колючая проволока вокруг лагерей… Идите в самые глубины беспросветности, одиночества и отчаяния, страха и мучений совести, горечи и ненависти.

Сойдите в этот ад и оставайтесь там, живые, как Я это сделал, живые той жизнью, которой никто не может у вас отнять. Дайте мертвым возможность приобщиться этой жизни, разделить ее. Раскройтесь, чтобы мир Божественный излился на вас, потому что он – Божий. Светитесь радостью, которой не одолеть ни аду, ни мучению» (митрополит Антоний Сурожский).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector