Авангардизм
Содержание:
- Лучизм
- Архитектура
- Авангардная литература — что это такое
- Левое искусство
- История возникновения
- Тексты
- Теория
- Кубизм
- «Круглый дом»
- Примитивизм
- Всёчество
- Историческое значение русского художественного авангарда
- Как все начиналось
- Дом-«колбаса» и школа с водонапорной башней
- Жилкомбинат ГРЭС № 1
- Эстетика и художественные черты авангарда в живописи
- Конструктивизм
- Выводы
Лучизм
Михаил Ларионов. Петух (Лучистый этюд). 1912 год
Одна из первых систем беспредметной живописи, разработанная Михаилом Ларионовым. Лучизм, считал Ларионов, должен связать в единой гармонии видимый материальный мир и мир духовный. Первые лучистские работы художник создал в 1912 году, и тогда же они были показаны на выставках «Мира искусства». В 1913 и 1914 годах лучистская живопись Ларионова экспонировалась на выставках «Мишень» и «Номер 4». Для реалистического лучизма характерны анималистические сюжеты. Для следующей стадии лучизма — пневмолучизма — использование других техник (например, вставки из папье-маше, знаков вроде нот, крестов и проч.).
Архитектура
Большинство из них имеют упрощённую форму с акцентированными угловыми частями. Много домов с башенными силуэтами, угловыми лоджиями и балконами. Жилые комплексы Москвы этого периода можно смело поставить в один ряд с европейскими аналогами – жилыми кварталами Берлина, Амстердама, Вены. Творения зарубежных мастеров амстердамской школы превосходят в плане индивидуальности постройки советских авторов, однако следует учитывать трудные условия, в которых работали наши соотечественники.
Сегодня самым авангардным городом Европы считается Роттердам. Его жители каждый день имеют возможность смотреть на архитектурные творения, парящие в воздухе. А в Музее Бойманса-ван-Бёнингена собрано большинство произведений авангардного искусства.
Некоторые архитектурные примеры авангардного стиля поражают своей абсурдностью: унитаз на постаменте М. Дюшана или композиция из консервных банок Э. Уорхола.
Дом архитектора Мельникова (1929 г.) – пример здания, построенного в рамках конструктивизма (одно из авангардных течений). Примечательно, что в доме отсутствуют балки и стропила, вместо этого используется тес, уложенный на ребро. Простота и утилитаризм форм при полном отсутствии декора – одна из особенностей данного стилевого течения.
Рекомендуем также ознакомиться с архитектурой Рококо.
Школа управления “Сколково”, Москва
Авангардная литература — что это такое
Истоки авангардной литературы
Термин «авангард» произошел из французского языка; дословный перевод этого понятия звучит как «передовой отряд» (фр. avant-garde).
Изначально это слово имело прямое отношение к военному делу и пришло в искусство непосредственно из военной лексики. Под авангардом понимался небольшой отряд, который действовал в первом эшелоне атакующей армии. Находясь на острие наступления, войсковой авангард обеспечивал развал оборонительных линий противника и подготавливал подход основных сил армии.
Примечание
Впервые свое значение в искусстве термин авангард приобрел во французской художественной критике во второй половине XIX века. Им начали определять некоторые явления и тенденции в сфере искусства.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Однако первые признаки авангардизма в литературе зародились в 1909-1910 гг. в виде футуристических манифестов итальянских поэтов. Основоположником футуризма в литературе стал итальянский поэт Ф. Маринетти, написавший «Манифест итальянского футуризма», «Красный сахар».
Также среди представителей литературного направления можно отметить работу французского писателя Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» и «Замок» чешского писателя Франца Кафки.
Определение авангардной литературы
В широком смысле под авангардом в искусстве понимались действия некоторых творцов, определяющих свое дело как новое и передовое. В узком смысле под авангардом понимаются специфические художественные средства и приемы, характерные для того или иного направления художественного творчества, существующего в культурной парадигме модернизма.
Определение
Литературный авангард — это направление письменного творчества, одно из течений в единой культурной парадигме модернизма, ставящее своей основной задачей преодоление человеческого «Я» в искусстве и жизни через отрицание буржуазных ценностей и художественных традиций прошлого ради коллективного блага и построения лучшего мира в будущем.
Литературный авангард — это собирательное понятие. Литературоведы и критики относят к авангарду несколько литературных школ, творчество представителей которых может значительно отличатся друг от друга.
К этим школам относятся:
- сюрреалисты;
- дадаисты;
- футуристы;
- имажинисты.
Представители литературного авангарда зачастую уходили не просто от привычных литературных форм, а от самого текста как средства выражения. Например, В. В. Маяковский занимался плакатным искусством, а дадаисты — фотографией. Подходы дадаистов в дальнейшем стали основой для рекламной деятельности. В России понятие авангардной литературы связывают с именами первых футуристов — Р. Якобсоном, Е. Бобринской, С. Бирюковым.
Важную роль в литературе авангарда сыграли психоаналитические теории Зигмунда Фрейда. Его концепции о роли бессознательного в формировании человеческой личности заложили основы сюрреализма в его литературном проявлении.
Один из главных представителей живописного сюрреализма, испанский художник Сальвадор Дали, побудил своего друга поэта Лорку к написанию сюрреалистической поэзии. Оба художника внимательно следили за работами Фрейда и Бретона.
Левое искусство
Александр Родченко. Вариант обложки журнала
«Леф» «Леф» — «Левый фронт», журнал, выходивший в Москве в 1923–1925 годах, главный редактор — Владимир Маяковский. Несколько номеров оформлены Александром Родченко. (шарж на О. Брика). 1924 год
Весной 1915 года после Выставки картин левых течений в Петрограде термин «левое искусство» наравне с понятием «футуризм» стал применяться по отношению к новаторскому искусству. В 1917 году были созданы три федерации; одна из них называлась «левой» и объединяла большинство художников-авангардистов. К 1919-му термин меняет свое значение: теперь так называют беспредметников и пролетарских художников. В начале 1920-х последние образуют группировку вокруг журнала «Леф».
История возникновения
К концу XIX века его стали применять в художественной критике, но не в качестве названия стиля, а для обозначения новых, передовых идей. И только уже после Второй мировой войны слово «авангард» стало использоваться в роли объединяющего термина, прикрепляемого к любым видам искусства, антитрадиционным по форме.
Авангардизм в искусстве тесно связан с модернизмом. До сих пор вопрос соотношений этих двух понятий остаётся открытым: их полностью противопоставляют и, наоборот, взаимозаменяют. Но всё-таки модернизм в большей мере считают предшественником авангарда, определяя разницу между стилями. Так, модернизм проявил себя как эстетический бунт: это была революция в искусстве. Авангард же – это бунт против всякой художественной традиции в любом направлении.
Искусство авангарда
Особенно отметился русский авангардизм в живописи, появившись в СССР как протест против тоталитарного режима. Самыми яркими представителями русского авангарда считаются Казимир Малевич и Василий Кандинский.
Характерные черты авангарда:
- осознанно экспериментальный характер произведения искусства;
- революционно-разрушительный пафос;
- антитрадиционность;
- принципиальное новаторство в формах, приёмах, средствах;
- эпатажность и даже скандальность;
- стирание границ между видами искусств и синтез разных искусств.
Появившись в переломный момент, авангард принял на себя функцию разрушителя, пророка и творца абсолютно нового искусства. При этом каждый из представителей видел его выражение по-своему, поэтому рамки авангардных течений очень велики.
Тексты
А. Зименков, В. Терехина. «Русский футуризм: Стихи. Статьи. Воспоминания» (2009)
Подготовленный сотрудниками Института мировой литературы и несколько раз переизданный, этот сборник дает отличное представление о всех футуристических объединениях на основе поэтических текстов, прокламаций и манифестов, критики и воспоминаний современников. Среди первоисточников в том числе — ключевые тексты о кубофутуристической живописи и музыке. Вместе с объемным томом «Поэзия русского футуризма» (1999), изданном в легендарной серии «Новая библиотека поэта», в котором собраны преимущественно поэтические произведения, читатель получает стереоскопическое представление о всем русском литературном авангарде, за исключением творчества обэриутов.
Теория
Петер Бюргер. «Теория авангарда» (2014)
Книга, без упоминания которой не обходится ни один серьезный разговор об авангарде. Опираясь на критическую теорию неомарксизма, литературовед Бюргер создал такую теоретическую модель авангарда, в которой нет места ни модернизму, ни послевоенным движениям. Лишь в тех случаях, когда задачей становится разрушение всего каркаса института искусства, у нас, согласно Бюргеру, есть право причислять художественное явление к авангарду. Этим критериям удовлетворял советский конструктивизм, дадаизм и отчасти сюрреализм. Несмотря на критические стрелы, летящие в сторону этой местами ограниченной концепции, более последовательной и ясной пока что не удалось выстроить никакому другому исследователю.
Екатерина Бобринская. «Русский авангард: границы искусства» (2006)
В отличие от большинства искусствоведческих исследований, книга Екатерины Бобринской сочетает в себе детальность описания с культурологическим обобщением, учитывающим не только отечественную художественную сцену, но и западные аналоги. В книге, выстроенной по тематическому, а не историческому принципу, обсуждаются ключевые для русского авангарда феномены: коллаж и фотомонтаж, конструкция, футуристический «боди-арт», концепция случайности и многие другие.
Кубизм
Жорж Брак. Скрипка и подсвечник. 1910 год
Кубизм сформировался во Франции осенью 1908 года в работах Жоржа Брака и Пабло Пикассо. В Россию он проникает разными путями. Так, художница Александра Экстер регулярно привозит из Парижа разные сведения о новом модном стиле, а в 1908 году коллекционер Сергей Иванович Щукин открывает всем желающим свой особняк в Большом Знаменском переулке. В собрании среди прочего есть работы кубистов, и в галерею регулярно заходят будущие бубновалетцы. В 1912 году в сборнике «Пощечина общественному вкусу» выходит статья художника и поэта Давида Бурлюка «Кубизм». Кубизм, пишет он, подразумевает плоскостное понимание мира или канон сдвинутой конструкции, а его важнейший прием — изображение объекта с нескольких точек зрения. Три года спустя в манифесте «От кубизма к супрематизму» Казимир Малевич определяет сущность направления как «диссонанс», происходящий в результате «встречи двух форм»: «В принципе кубизма лежит еще очень ценная задача, не передавать предметы, а сделать картину. <…> В нашей эре кубизма художник уничтожил вещь как таковую с ее смыслом, сущностью и назначением».
«Круглый дом»
Таганрог, ул. Александровская, 107
1 / 5
Екатерина Пономарева
2 / 5
Екатерина Пономарева
3 / 5
Екатерина Пономарева
4 / 5
Екатерина Пономарева
5 / 5
Екатерина Пономарева
Строившийся с 1929 года по 1932-й жилой дом для рабочих завода «Красный котельщик» стал памятником архитектуры регионального значения совсем недавно — в конце 2016-го. Трехэтажное здание на 36 квартир известно как «круглый дом» — первый в СССР. Правда, кольцо разрывается в северной части, из которой можно попасть во двор. Таганрожцы посвятили дому одну из городских легенд: это первая буква «С» в слове «СССР», а три остальные просто не успели достроить. Правда, если посмотреть на карту, становится очевидно, что оставшиеся три «буквы» просто некуда вместить.
С автором проекта здания вышла путаница. До недавнего времени им считали то некоего Боголюбова, то видного ростовского архитектора Михаила Кондратьева. Но оказался им Иван Таранов. 23-летний выпускник архитектурного отделения Харьковского политеха в 1929-м трудился в Южном машиностроительном тресте, в который входил «Красный котельщик». План «круглого дома» с пояснением Таранова обнаружился в восьмом номере журнала «Строительная промышленность» за 1929 год. В книге Романа Хигера «Проектирование жилищ» этот же проект сопровождает текст, из которого понятно, почему подобных зданий в стране больше почти не строили: «Не имея экономических преимуществ перед прямоугольным планом, как показали подсчеты, кольцевой план в гигиеническом смысле хуже прямоугольного, так как внутренний двор, на который ориентированы служебные помещения квартир, замкнут и лишен необходимого проветривания». Добавим, что с гигиеной обитатели дома с самого начала испытывали некоторые проблемы: туалеты в квартирах предусмотрены не были, а ванные комнаты были общими.
Когда строительство уже заканчивалось, молодой архитектор перебрался в Москву, где устроился в Метропроект (затем — институт «Метрогипротранс»). В столице в соавторстве с женой Надеждой Быковой Таранов спроектировал станции метро «Сокольники», «Новокузнецкая», «Белорусская» (кольцевая) и еще несколько станций; павильон «Механизация» (затем «Космос») на ВСХВ (ВДНХ).
Примитивизм
Михаил Ларионов. Весна. Времена года (Новый примитив). 1912 год
Направление раннего русского авангарда (конец 1900-х — начало 1910-х). Среди особенностей примитивизма — инфантильные, детские формы и пропорции фигур, неуклюжая пластика, имитация любительского рисования, наивная сказочность. Принципиальную роль здесь играла опора на национальную традицию, на образцы древнего и народного искусства, прежде всего икона, лубок, скульптурную архаику. Впервые слово было использовано поэтом и критиком Сергеем Маковским в статье о выставке «Голубая роза»: «Они — возвестители того примитивизма, к которому пришла современная живопись, ища возрождения у самых родников — в творчестве непосредственном, не обессиленном тяжестью исторического опыта. <…> Современный сознательный примитивизм, понятый как основная задача, — последняя победа художнического освобождения». Летом 1907 года термин также используется в анонсе выставки Бурлюков в Херсоне.
Всёчество
Термин придумал весной 1913 года Илья Зданевич — художник, писатель, издатель и журналист. В основу всёчества легли художественно-эстетические идеи Михаила Ларионова и художников его круга: в каталоге к выставке «Мишень» он признал все существующие стили — кубизм, футуризм, орфеизм и другие. 5 ноября того же года Зданевич публично представил свою концепцию в Москве на закрытии выставки Наталии Гончаровой. Лекция называлась «Наталия Гончарова и всёчество». После этого Зданевич отправился в Петербург, чтобы и там пропагандировать идеи всёчества на лекциях и в диспутах. Эти выступления носили характерный для авангарда эпатажный характер. Так, в конце выступления «Раскраска лица» 9 апреля 1914 года Зданевич выкрасил лицо черной краской, а 17 апреля того же года на акции «Поклонение башмаку» отрицал все, что считалось прекрасным, и воспел красоту башмака, «красивого, подобно автомобилям и двигателям».
Историческое значение русского художественного авангарда
Авангард в России имел недолгую, но достаточно насыщенную жизнь:
- образовывались новые художественные объединения,
- каждый художник стремился создать новое течение,
- и все эти направления сосуществовали одновременно.
Значение данного течения заключается в следующем — он:
открыл относительность форм, средства и способов художественного мышления
выработал огромное количество новых форм, приемов, подходов к решению художественных проблем и задач
привел к возникновению новых видов искусства (кино, фотографии и др)
показал важность экспериментальной работы в художественном творчестве
показал исчерпанность основных видов новоевропейского искусства
Многие идеи, наработки, находки этого художественного направления российского искусства до сих пор находят свое применение в художественной жизни современной России.
И еще у нас есть кроссворд по этой теме — здесь
Как все начиналось
К началу 20 века живопись, как и многие иные виды искусства, достигла такого высокого уровня, что многим стало казаться: это высшая точка, дальше развиваться некуда. Проще говоря, художникам надоело писать природу и портреты в традиционных пропорциях и цветах. На волне таких настроений стали искать какие-то новые пути, формы, способы. И, как это часто бывает в такие периоды, начали с отрицания предыдущего опыта. Символисты считали, что надо изображать не реальность, а чувства человека
Импрессионисты, наоборот, отрицали какой-либо смысл, а считали важной лишь форму, разлагая ее на простейшие геометрические фигуры и признавая лишь основные цвета – желтый, красный и синий. А кто-то искал истину в примитивном народном искусстве
Это породило много направлений в европейском изобразительном искусстве начала 20 столетия. Все вместе их стали именовать авангардом, то есть передовым, новым. Для картин этого жанра характерно новаторство и эпатаж зрителя.
Самым острым и разнообразным был русский авангард. Он пошел дальше всех в своих отрицаниях, но был и самым плодотворным. Сейчас картины легендарных русских авангардистов продаются на мировых аукционах за миллионы долларов.
Дом-«колбаса» и школа с водонапорной башней
Кемерово, ул. Абызова, 4 и 12
1 / 2
Кемеровский историко-архитектурный музей-заповедник «Красная Горка»
2 / 2
Кемеровский историко-архитектурный музей-заповедник «Красная Горка»
В 1922 году в Кемерово (тогда — Щеглов) приехал голландский инженер Себальд Рутгерс, увлеченный левыми идеями. Здесь он основал Автономную индустриальную колонию «Кузбасс» (Кузнецкий угольный бассейн). За пять лет существования она выросла в мощную промышленную компанию с представительствами в Москве, Нью-Йорке и Берлине. Колонией руководили голландцы — 25 человек, а всего здесь работало 5 тысяч русских и 750 иностранных рабочих и инженеров. В 1926 году по приглашению Рутгерса в колонию приехал голландский архитектор Йоханнес Ван Лохем, увлеченный концепцией рабочего «города-сада» и социализмом.
Он должен был спроектировать жилье и инфраструктуру для шахтеров и специалистов, живших в основном в землянках. По проекту Ван Лохема предполагался поселок на 5 тысяч домов, школа, театр, кооператив, рабочий клуб. Приемы голландской архитектуры пришлось приспосабливать к сибирскому климату, а также изобретать новые строительные материалы и технологии и даже налаживать выпуск собственного кирпича марки «АИК». Не все грандиозные замыслы удалось осуществить. Тем не менее Ван Лохем спроектировал множество домов разных типов, в том числе блокированные, по принципу голландских таунхаусов. Такие дома было проще отапливать; кроме того, у каждой квартиры был отдельный вход и палисадник. Однако рабочие не приняли эту форму жилья и прозвали дома «колбасами». Как писал сам архитектор в письме родным, они «вызвали большое сопротивление у рабочих, привыкших жить в отдельно стоящих лачугах и считающих цепь сомкнутых домов отвратительной». В сентябре 1927 года Ван Лохем, разочарованный советским бюрократизмом, вернулся в Голландию. А по его проектам, раскритикованным и обруганным жителями, в Кемерово продолжали строиться сотни домов, потому что они оказались наиболее экономичными и удобными.
Сейчас эти дома расселены и представляют собой руины, хотя и считаются памятниками архитектуры регионального значения.
Чуть лучше сохранилась школа, спроектированная Ван Лохемом: в ней он соединил приемы голландской архитектуры и традиционные русские, сибирские мотивы «острога». Нижний этаж школы — кирпичный, верх — сруб с водонапорной башней в угловой части. В высокой башне на спрятанном внутри сруба железобетонном каркасе стоял бак на 150 тонн воды, снабжавший весь поселок и пожарное депо неподалеку. Школа в форме буквы «г» следовала традиции голландских школ, когда все классы с большими окнами ориентированы только на солнце — на юго-запад и юго-восток, а коридоры проходят с северной стороны. Сейчас школа, как и дома-«колбасы», заброшена, хотя также охраняется государством.
Жилкомбинат ГРЭС № 1
Новомосковск, ул. Вокзальная, 56
1 / 3
Александра Селиванова
2 / 3
Александра Селиванова
3 / 3
Александра Селиванова
Среди свалок и зарослей выселенного из-за плохой экологии Заводского района, около полузаброшенной железнодорожной станции «Новомосковск-2» стоит дом-призрак — огромный жилкомбинат для инженеров и сотрудников крупнейшей в регионе гидроэлектростанции. Грандиозные планы 1920–30-х редко удавалось воплотить в жизнь целиком: циклопические постройки и руины затеряны в лесах, на окраинах и вдоль так и не проложенных магистралей.
План этого дома, напоминающего самолет, близок экспериментальным разработкам домов-комбинатов рубежа 1920–30-х годов, которые должны были обучать людей новому «обобществленному быту», где приготовление пищи и питание, стирка и воспитание детей делегируются специализированным отделам дома. В доме ГРЭС, построенном по проекту архитектора Дмитрия Соболева, жилые корпуса «А» и «Б» соединяются переходами с центральной частью — трехэтажным детским сектором — детсадом, расположенным в полукруглом объеме с террасой на крыше (теперь в нем ведомственная гостиница). Сбоку размещались большая столовая, аптека и магазин, в подвале — прачечная.
Все здание на уровне первого этажа огибает черный цоколь. Это решение помогает собирать разнообразные объемы и выступы дома в единую связанную структуру. Черно-белая полосатая фактурная поверхность, с одной стороны, интерпретирует мотивы традиционного руста Руст — (с лат. «простой», «грубый») рельефная кладка или облицовка стен различных видов камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью., а с другой — кажется созвучной западному «обтекаемому стилю» (streamlined style), популярному в США в 1930-е годы. Включенные в состав черного раствора осколки стекла и угольная крошка (возможно, использование такой отделки имело не только декоративное, но и символическое значение и подчеркивало роль Подмосковного угольного бассейна) сверкают на солнце, и это создает неожиданный эффект «драгоценности» цокольной части здания, обычно наиболее грубой. Необходимым элементом стиля являются и сильно закругленные углы здания, усиливающие ощущение движения, текучести объемов. Это и углы корпусов, обращенные внутрь двора с детским садом, и углы ризалитов Ризалит — часть фасада, во всю высоту выступающая за его основную линию.; поверхность дома как будто засасывается внутрь, насквозь, в проезды под переходами в глубине, и вновь выплескивается крупной волной — объемом детского сада.
Жилкомбинат — немногое оставшееся от былой роскоши одного из самых репрезентативных районов Сталиногорска, который в 1930-е претендовал на роль химической столицы Европы.
Эстетика и художественные черты авангарда в живописи
Для данного направления характерны:
эксперимент (чаще осознанный) как манифест и как практическое направление творчества
отрицание традиционного искусства, а также эстетических и моральных норм обывательского, «буржуазного» мира
революционный и подчас разрушительный пафос творчества
отказ от канонов 19 века в изобразительном искусстве, т.е. отказ от изображения видимой действительности
стремление создать новое в формах, приемах, средствах художественного мира
эпатажный характер поведения и презентации
признание и преклонение пред достижениями научно-технического прогресса
поиски Духа как панацеи от материализма
- с одной стороны, рационализм в искусстве (например, конструктивизм),
- с другой – иррациональность художественного творчества (например, в сюрреализме)
приветствие любых социальных изменений в обществе (русская революция)
Если европейские авангардисты вдохновлялись творчеством «примитивных» народов, то художники российского течения свои приёмы черпали из древнерусского и крестьянского искусства, городского народного промысла: лубочных картинок и магазинных вывесок.
В то же время они во многом опирались на модернистские направления европейского искусства (кубизм, футуризм, фовизм и т.д.).
Искусство авангардной живописи проникнуто духом нигилизма, революционной агрессией и соединяет в себе деструктивное и созидательные начала.
Как эстетика он нацелен на изменение человеческого сознания и, возможно, самой человеческой природы.
Конструктивизм
Эль Лисицкий. Проект небоскреба у Никитских Ворот, вид с Тверского бульвара
От латинского constructio — «построение». Основные черты конструктивизма — строгость, лаконизм и геометричные формы. Официально стиль был обозначен в 1922 году в одноименной книге художника и теоретика искусства Алексея Гана. Среди самых известных конструктивистов — Владимир Татлин, Александр Родченко, Варвара Степанова, архитекторы Моисей Гинзбург, Константин Мельников, братья Веснины. Конструктивизм распространился в самых разных сферах художественного творчества: театральных декорациях и костюмах, книжном оформлении, архитектуре и проч.
Выводы
Стиль авангард в целом несложно реализовать, если следовать нескольким правилам:
- смело экспериментировать с цветом;
- применять самые современные материалы;
- использовать однотонные яркие текстуры, дополняя их разноцветными акцентами;
- выбирать различные геометрические формы;
- использовать максимальное освещение.
Интерьер в стиле авангард – отличное решение для людей ярких, динамичных, самобытных. Главное – суметь оформить помещение так, чтобы необычность удивляла, но вместе с тем всё смотрелось гармонично и просто.
Также стоит рассмотреть направление модернизм, если вы обладаете живым умом и ярким энтузиазмом. Для более спокойных людей идеально подойдет ретро-стиль или же стиль эпохи Возрождения.