Религии африки

Группы народов

В Африке проживает 1,2 млрд. человек. Насчитывается от 500 до 8000 народов, куда входят малые народы и этнические группы. Некоторые народы могут состоять из нескольких человек, крупных народов не много. Наибольшие по численности:

  • египетские арабы (76 млн. человек);
  • марокканские арабы и хауса (по 35 млн.);
  • йоруба (30 млн.);
  • игбо (26 млн.);
  • оромо и фульбе (по 25 млн.);
  • амхара и мальгаши (по 20 млн.);
  • суданские арабы (18 млн.).

На какие народы делится африканский континент?

Северная Африка

Египетские арабы – основа населения Египта и самая обширная группа народов Африки. Они являются потомками древних египтян, но со временем культурный облик сильно изменился. Большинство египтян перешли в ислам. Хотя немало человек остались христианами или как их называют – коптами.

Марокканские народы – вторая по численности группа африканских народов, появившаяся в результате покорения арабами местных племен, не составлявшие единого народа.

Также из крупнейших арабских народов можно отметить суданских арабов, ливийцев и мавританцев.

Западная, Центральная и Южная Африка

Эти части континента населены африканцами негроидной расы, которая подразделяется на три группы:

  1. Негрская самая многочисленная. Характерные особенности народа: высокорослость (средний рост примерно 1,8 м), темная кожа. Группа проживает в Западной и Центральной Африке.
  2. Негрилльская. Людей этой группы называют пигмеи. Ее особенности – это низкорослость (рост до 145 см), более светлая кожа, сильно развитый третичный волосяной покров. Проживают в Южной и Экваториальной Африке.
  3. Бушменская группа характеризуется низким ростом, узким носом, более светлой кожей с красноватым оттенком. Сосредоточены в Экваториальной Африке

Восточная Африка

Здесь преобладает эфиопская подраса, являющаяся результатом смешения европеоидной и негроидной рас.

Два крупных народа эфиопской расы – оромо и амхара. Народы оромо проживали на восточном побережье, были кочевниками и мусульманами. А амхара были христианами и занимались земледелием.

На востоке распространены народы банту. Вблизи великих африканских озер – руанда.

К эфиопской расе относят и сомалийский народ, которых около 16 млн. человек.

Обычаи и традиции

В Африке сосредоточено большое количество различных племен и общин, благодаря чему перемешалась культура континента. Также воздействие на африканскую культуру оказала европейская и арабская культуры. Племена, проживающие в Африке чтут и уважают древние традиции, в т.ч. утративших смысл.

Больше всего традиций связано с браком. Перед вступлением в брак жених обязательно платит выкуп отцу новобрачной. В современной Африке выкуп платиться деньгами, но раньше в качестве выкупа выступал домашний скот. Считается, что такая традиция помогает укрепить отношения между двумя семьями, а родители невесты видят, что жених способен ее обеспечить.

Свадьбу отмечают в полнолуние. Когда луна тускло светит и месяц молодой, это считается плохим знаком. Родители будущей жены не отмечают праздник, для них это утрата. Во многих африканских племенах распространено многоженство. Мужчина может вступить в брак, когда становится самостоятельным и способен обеспечить своих невест. Жены вместе ведут хозяйство, воспитывают детей, занимаются приготовлением пищи. В таких племенах уверены, что полигамные отношения скрепляют несколько семей, между которыми хорошие отношения. Полигамная семья вместе охотится, занимается хозяйством, имеет хороший достаток. Чтобы племя процветало и имело достаток, члены семьи должны прилагать усилия и трудиться. Каждому отводится определенный род занятий.

После свадьбы новобрачные несколько дней не выходят из дома. Перед свадьбой невеста пешком идет к дому будущего мужа вместе с приданным.

В некоторых общинах взрослым мальчикам проводят обрезание, процедура может длиться несколько месяцев. В это время нельзя плакать, кричать, иначе мальчика будут считать трусом.

У африканцев есть и жуткие традиции. Например, в племенах долины Омо, если женщина забеременела не от законного супруга, она делает аборт или убивает ребенка после родов. Зачатие ребенка происходит с благословения старейшины или жрецов. Если правила нарушены, ребенка считают «неправильным» и, он привлечет зло в виде засухи, голода и болезни.

В племенах Центральной Африки и сомалийского полуострова женщины после рождения ребенка уходят в специальные хижины и не имеют права возвращаться в течение 40 дней (если родилась девочка – 80 дней). Родившая женщина считается «нечистой» и физическая близость с мужем запрещена.

Культура Африки интересна и разнообразна. Здесь люди живут соблюдая традиции и правила быта, складывающиеся годами. Континент наполнен большим количеством племен, имеющих особенности. Благодаря этому разнообразию Африка очаровывает и притягивает туристов.

Традиционные религии

Африканские традиционные религии, исповедуемые примерно 15 % африканцев, включают в себя разнообразные представления фетишизма, анимизма, тотемизма и культа предков. Некоторые религиозные представления являются общими для многих африканских этнических групп, но обычно они уникальны для каждого этноса.

Общими чертами для большинства африканских религий является представление о Боге-творце (демиурге), который создал Вселенную (например, Олодумаре в религии йоруба), а затем «удалился на покой» и перестал участвовать в земных делах. Также часто встречаются истории о том, как сын божества жил среди людей, но после того, как они причинили ему какое-то зло, он вознёсся на небо.

Общим также является отсутствие веры в рай, ад, чистилище, однако существует представление о потусторонней жизни; нет материальных носителей божественного вроде святых писаний или пророков. Популярны также анимистические представления, вера в магию. Есть религии, основанные на приёме психоактивных растений (бвити, бьери), сочетающие в себе различные элементы перечисленного.

Многие африканские христиане и мусульмане сочетают в своих религиозных представлениях некоторые аспекты традиционных религий.

Африканские традиционные религии легли в основу вуду (унаследовавшего большое количество черт религии йоруба), а также кандомбле в Бразилии.

Христианско-африканские культы

Христианско-африканские культы — синкретические культы, сочетающие элементы христианства и местные традиции. Формировались среди коренного христианизированного населения, в первую очередь, на юге африканского континента, с конца XIX века.

Изначальной целью афрохристианских культов был пересмотр догматов христианства в соответствии с менталитетом африканских народов, стремление создать «чёрное христианство». Кроме того, африканцам, успевшими к началу XX века. познакомиться с основными догматами христианства, было непонятно, как принцип равенства, добра и справедливости, провозглашаемый в качестве основного христианскими проповедниками, мог соответствовать колониальным захватам.

Афро-христиане обвинили белых в искажении Святого писания, указывая, что действительным богоизбранным народом являются чёрные и помещая Иерусалим в Эфиопию или в другие центры на африканском континенте.

Первая афрохристианская секта была основана в 1882 году в Капской колонии.

Некоторые африканисты рассматривают создание афро-христианских церквей как способ борьбы с колониализмом :

С установлением колониального господства и возникновением новых социальных групп в африканских обществах появляются иные формы протеста. Одной из наиболее ранних была религиозно-политическая, прежде всего создание афро-христианских церквей. Может показаться странным, что идеологическое обоснование антиколониализма африканцы заимствовали из той самой религии, которую навязывали им завоеватели. Произошло это потому, что христианство выступало с идеей всеобщего равенства перед Богом, кроме того, оно давало новообращённым возможность осознать себя частью более широкой общности, чем клан, семья, община. Объединяться по-новому могли лишь те люди, которые хотя бы в какой-то мере отошли от старых форм объединения. Таковы были те, кто принял новую веру. Как правило, именно эти люди оказывались больше всего выбитыми из традиционного, привычного уклада жизни. К тому же новая религия в целом больше подходила к реалиям колониального общества, чем традиционные верования. Но антиколониальный протест у её адептов был неразрывно связан с разочарованием в европейцах как подлинных христианах, со стремлением утвердить в этой вере себя и свой мир.

В начале XX века количества церквей существенно выросло.

Сегодня афрохристианство имеет собственную догматику, обрядность и иерархию. Для него характерна мессианистская направленность, а также заимствованное из традиционных африканских религий представление об отстранённости бога-демиурга и вера в предсказания, получаемые посредством человека.

Афрохристианство подразделяется на пять больших групп:

  • Адаптированно-христианские секты
  • Мессианские секты
  • Языческо-христианские секты
  • Эфиопские секты (Чёрные церкви)
  • Ветхозаветные секты

Наиболее значимым являются:

  1. растафарианство;
  2. кимбангизм — церковь последователей Симона Кимбангу, (возникшая в 1920-е годы в Белигийском Конго, современный ДРК).

Традиционные религии Африки

Несмотря на популярность всемирно известных церквей, традиционные религии Африки всё также востребованы и используемы, как и столетия назад. Данные верования прошли длиннейшую историю в уединении от всего мира, связаны они с африканскими традициями передаваемыми племенами из поколения в поколение. Всё это было связано с обыденной жизнью, природой, пониманием мира, поэтому отражало истинную сущность африканцев.

В связи с этим такие ритуалы настолько укрепились в сознании и жизни людей, что доныне проявляются во многих странах континента в той или иной степени. Обычно подобные религии встречаются в Чёрной Африке, причём многие африканцы могут спокойно исповедовать любую иную веру, тайно поклоняясь давним традициям.

Все традиционные религии Африки имеют общие черты, первой из которых является погребальный культ выраженный в глубоком почитании предков и всех умерших. Каждый, кто оставил жизнь, становится особым объектом для живых наследников, всеми семьями и родами почитали ушедших, проводили специальные ритуалы, чтобы духи помогали в жизни.

Именно так жил южноафриканский народ тхонга, для его представителей все души предков становились почитаемыми объектами. Такой культ у них семейный, жертвы и ритуалы совершают для духов двух линий – материнской и отцовской. Аналогично живёт и восточноафриканский народ джагга.

Следующей чертой африканских верований является тотемизм, который по сей день встречается некоторыми элементами в культуре стран Африки на востоке и юге, здесь тотемами являются животные. Бечуаны и сейчас имеют тотемические танцы.

Отдельно стоит культ животных, который произошёл от древнего страха перед опасными зверями. Для многих африканских народов таким почитаемым стал леопард, являющийся очень опасным хищником. Ещё встречаются культы различных змей, в Дагомее имеется даже соответствующий храм.

Те народы Африки, которые занимаются земледелием, часто формируют культ божеств, покровительствующих аграрному делу, они почитают повелителей различных природных объектов (леса, холмы, ручьи и т.д.). У зулусов даже имеется богиня Номкубулвана, дающая, при поклонении ей, плодородие земель.

Именно с африканскими традиционными религиями связано понятие фетишизма, ведь это явление встречается тут у многих народов. Фетишем выбирали любые предметы, помогающие и защищающие. Однако эти самые вещи помимо пожертвований узнавали и всевозможные надругательства, это делалось преднамеренно, чтобы спровоцировать фетиш на выполнение желаемого.

Говоря о традиционных религиях Африки, нужно вспомнить и о культе жрецов, которые встречались не только в вуду но и во многих других направлениях. Вообще, жрецы всегда считались важнейшими людьми в племенах, также были те, кто практиковал особые умения:

  • магию;
  • гадания;
  • знахарство.

Среди современных африканцев встречаются подобные личности, которые помимо перечисленных функций могут выполнять и иные, например, являются духовными лидерами для местных. К тому же часто жрецы объединяются в союзы, которые распространяют своё влияние и на иные сферы, в том числе и на административные.

Культура Северной Африки

Северная Африка характеризуется тем, что заселёнными территориями являются лишь земли возле водоёмов, а большая часть региона отводится жаркой пустыне Сахара.

Средиземноморское побережье постоянно посещалось иноземцами — европейцами и арабами, поэтому их влияние на местную культуру очень существенно. В связи с этим местное население теперь говорит на арабском, в таком же духе выполнена и архитектура.

В давние годы в Египте проповедовали христианство, там же писались древние и нынче в Абу-Мена приезжают христианские паломники. Однако арабы принесли с собою ислам, исповедуемый и сейчас. При этом разрушались храмы иных религий, которые являлись величайшими постройками.

Народы, проживающие на территории пустыни, больше сохранили свои верования. Среди них много племён со своими языками и традициями. Часто для удобства официально используют какой-то европейский язык, а между собой общаются на местном наречии.

Северный регион Африки отличается огромным количеством культурных памятников, которые относятся к Всемирному достоянию:

  • развалины Мемфиса — древнего города (Египет);
  • загадочные пирамиды в Гизе (Египет);
  • памятники (Египет);
  • город Феса со средневековыми кварталами (Марокко);
  • Тассилин-Аджер — плато (Алжир);
  • Развалины Карфагена — величественное государство в одном городе (Тунис).

Является Африка. Это огромный континент, который омывается двумя морями (Средиземным и Красным) и двумя океанами (Атлантическим и Индийским). На её территории находится пятьдесят пять государств, где проживает более миллиарда человек.

Народы этой части света самобытны и уникальны, со своими верованиями и традициями. Какая религия в Африке самая распространенная? И почему она так популярна на континенте? Какие ещё религии Африки мы знаем? В чем их особенности?

Начнем с любопытных сведений об одном из самых жарких мест мира.

Здесь были найдены первые останки Ученые доказали, что человечество зародилось именно в этой части света.

Наряду с самыми известными мировыми религиями, такими как христианство, ислам и буддизм, в некоторых уголках континента существуют и экзотические религии народов Африки: фетишизм, древние культы и жертвоприношения. Среди самых необычных из них — поклонение звезде Сириус, которое распространено в племени догонов, одного из многочисленных племён западной части континента. А в Тунисе, например, государственной религией считается ислам. Его исповедует большая часть населения.

Интересно, что в одной из самых экзотических — Эфиопии — не принято выражать бурные эмоции. На улицах и в общественных местах следует воздерживаться от любого проявления чувств.

Боги Африки

На таком континенте, как Африка, множество разнообразных племен, и тяжело перечислить всех  почитаемых на этой территории божеств. С богами Северной Африки мы знакомы с детства. Это боги Египта.

Сегодня мало кто поклоняется им, относится с таким же трепетом и уважением, но и сейчас египетская цивилизация – одна из богатых и загадочных.

Несмотря на разнообразие всех божеств Центральной и Южной Африки, есть те, что выполняют одинаковую функцию, но в различных племенах носили другие имена.

Африканский Баал (Балу)

Это особенный бог. Буквально имя переводится как «хозяин, господин, владыка». Встречается в религиях различных народов. Сначала это слово было нарицательным. Обозначало бога любого племени и местности. Такой титул давался князьям. Поэтому это собирательный, разносторонний образ. Встречается в различных ипостасях.

  • Баал-Брит («бог союза») — этому существу поклонялись евреи после смерти Гедеона.
  • Баал Пеор — один из моавитских Баалов.
  • Баал-Хаммон — божество солнца, у  отдельных племен одно из главных существ – даровало людям плодородие.
  • Баал-Хаддат — повелитель грома, бури, земли, давал урожай и изобилие.
  • Ху-Баал — один из божеств у древних арабов.
  • Баал-Белен — ещё одна ипостась, ассоциировалась с повелителем солнца.

Согласно многим преданиям, отец Балу – Дагон, бог изобилия, пищи, земледелия и рыболовства. Многие функции Балу заимствовал у отца. Упоминается и в качестве покровителя войны, битв.

Бог-творец

Теория существования божества, сотворившего мир, распространённая. У такого бога-творца много имен: Адудва (бауле), Алуруа (ашанти), Амма (до-гон), Ио (бамбара), Кулотиоло (сенуфо), Леза (ила, мамба).

У народов Африки к творцу не обращались в мольбах и просьбах, он не имеет культа. Люди считали  божество величественным, могущественным и важным. А значит, ему нет дела до проблем простых смертных.

Считалось, что с мольбами стоит обращаться к приближенным к людям богам. О творце предпочитали не говорить. Есть ещё отличительная особенность божества — у него либо неопределенный пол, либо присуща двуполость. Это неудивительно, верховное существо должно совмещать разнообразные признаки.

Бог действующий

Встречается еще одно магическое существо в различных религиях — божество это управляло судьбами людей. Народы верили, что принимает сущность любой облик (людской — реже всего), обитает оно в небесах,  вершит человеческие судьбы, управляет природой и стихиями.

Каждый народ наделял такое божество своими отдельными качествами, приписывал ему удивительные способности. У масаев Нгаи (Энгаи) такое божество одновременно управляло дождем, громом, молнией и войной.

Местные жители верили, что божество одобряет грабежи, налеты племени. К нему обращались непосредственно перед набегом на либо разбоем. У других народов божество ассоциировалось с трудолюбивым пауком, супруга его – богиня плодородия.

У племени шона этот бог также повелитель грома, его считали первопредком. Многие верили, что он награждал людей дождями либо наказывал жуткой засухой.

Различные божества занимали значимую роль в жизни племен. Они обеспечивали авторитет власти в Африке на всех уровнях. Сегодня верховные боги благословляют не вождей и предводителей общин, а президентов.

В Танзании чтят верховного бога Мунгу, он общегосударственный символ. От него зависят благополучие и счастливое будущее страны. В гимне Танзании есть такие слова:

Группы

Согласно классификации предложенной Токаревым в его работе «Религия в истории народов мира», коренное население Африки можно разделить, по уровню социально-экономического развития, на три группы:

Первая группа

Бродячие охотничьи племена, не знающие земледелия и скотоводства.
В первой группе самым распространенным является так называемый охотничий культ. Суть его заключается в том, что представители племен проходят обряд посвящения связанный с охотничьим ремеслом, и просят у некоего духа или божества ниспослать им удачу в предстоящей охоте.

Вторая группа

Земледельцы и скотоводы (готтентоты, народы банту, народы Судана и бассейна Великих озер).

Представители большинства народов черной Африки — к югу от Сахары – это, как правило уже давно достигшие более высокого уровня общественного развития группы. Эти народы издавна знают земледелие, многие из их, особенно в восточной и южной Африке, разводят домашних животных; земледелие и скотоводство находятся в разных соотношениях в различных районах.

Из этого, как правило у народов второй группы проистекает некий общей архетип некоего бога-демиурга напрямую связанный с земледелием.
Отличительными чертами второй группы являются: культ предков, тотемизм, зоолатрия, земледельческие культы, фетешизм, жречество, культ кузнецов, племенные боги и т.д.

Третья группа

К третьей группе относятся народы древних цивилизаций (коренное население Марокко, Алжира, Туниса, Ливии, Египта, Эфиопии, Сомали).

Перечень отличительных черт третей группы очень схож со перечнем второй группы: культ предков, тотемизм, зоолатрия, земледельческие культы, фетешизм, жречество и т.д. Отличие лишь в сформированности культов.

Проблема исследования

При изучении истории, неизбежно натыкаешься на вопрос, почему при наличии немалых археологических данных, и даже широко известных, мы практически ничего не знаем о самой истории Африки, подавляющее большинство литературы, которая касалась темы Африки крутиться в основном вокруг культуры и антропологии, в то время как история бралась лишь поверхностно, а чаще всего по просто с начала колониального периода? И не смотря на огромные достоинства этих работ, у них есть один общий недостаток, они все датируются 60-ми, а в лучшем случае 70-ми годами ХХ века.

Ответ в общем то вытекает из вопроса. Колониальный период, в массе своей изничтожил нарождавшееся африканское общество, которое было застигнута врасплох их более расторопными европейскими коллегами по историческому процессу. Тут можно без деталей, сказать просто: традиции, письменность и культура были в массе своей утрачены безвозвратно. Однако, даже то что дошло до нас в форме устных преданий еще только предстоит проанализировать и систематизировать. А связанная с этим проблемы вытекает всё из того же. Видя особое пристрастие коллег по историческому процессу к приращению собственных богатств за счет местного населения, они, годы спустя, не спешат открывать все свои истории и источники.

Тотемы

Многим известно, что у народов Африки есть тотемные животные. В связи с этим появилось много сказаний и ритуалов. У народов, с уважением относившихся к змеям, есть такой обряд.

Новорождённого ребёнка клали со змеей. Когда она не трогала малыша, считалось что он заслуживает жизни. Когда нападала, убивали как нечистого.

Согласно верованиям, тотемное животное сохраняет связь с определенной этнической группой. Тотем племени – сильное животное, то этот хищник пощадит поклоняющихся ему людей.

Но когда тотемное животное нападало на поклоняющегося человека, это говорило о том, что он незаконный член рода. И человека изгоняли. Во многих областях Африки запрещалось употреблять мясо таких животных в пищу. Поклонение тотемам сегодня практически не сохранилось у народов Африки.

Африканская культура богата. Многие столетий она развивалась и трансформировалось. Но разнообразные культы, вера в богов, поклонение идолам ещё распространены на территории континента. И до скончания времен останутся верные древним традициям предков люди.

Масаи из Восточной Африки

Племя обитает на землях Танзании и Кении. Его представители не умеют исчислять свой возраст, не имеют документов, сложно определить их численность. Главным является вождь, которому разрешается заводить до четырех жен. Обитаемые земли не годятся для выращивания культур. Масаи охотятся, разводят скот. Женщины ухаживают за детьми, готовят вкусную пищу, за которую получают от мужей благодарность. Последние выпасают скот.

До 15 лет дети ничем не занимаются. Они во всем подражают взрослым, периодически участвуют в охоте или выполняют домашние дела. В 16 лет молодым людям разрешено вступать в брак, девушка при этом должна быть непорочной. Поначалу свекровь живет с молодыми, является хранительницей их денег.

Известна особая любовь масаев к крови животных. Они прокалывают живому быку артерию на шее, в емкость спускают какое-то количество жидкости, после чего на рану накладывают глину. После этой процедуры животное продолжает жить. Скот не используется в качестве источника питания, а продается.

Самое необычное в Африке

8. Лишний вес –признак богатства

Выходцы из Мавритании имеют очень странное убеждение — чем полнее женщина, тем богаче ее муж.

Если даже мужчина довольно беден и живет на улице, но при этом, у него толстая жена, такой человек считается почитаемым и уважаемым гражданином.

По этой причине девочек отдают в специальные лагеря. Там их откармливают, и они покидают лагерь настоящими толстушками.

Таким образом, в то время как остальная часть мира, подсчитывает калории, боясь поправиться, мавританские женщины с удовольствием объедаются жирной пищей и радуются каждому набранному килограмму.

Религии народов Африки

Страница 1 из 9

Африка – второй по величине континент после Евразии. Это относительно мало заселенный материк (примерно 13% населения Земли при 20% всей поверхности суши). На огромных африканских просторах возникло множество разных народностей. На севере живут арабы, а также древние кочевые племена – берберы, тауреги. Население так называемой Черной Африки делится на многочисленные этносы, классификация которых постоянно пересматривается. В Южной и Восточной Африке проживает множество переселенцев из Европы и Азии, в частности, из Индии.

Коренное население Африки можно условно разделить по уровню социально-экономического развития на три большие группы. Первую составляют кочевые охотничьи племена бушменов и пигмеев, не знающие земледелия и скотоводства. Ко второй, самой многочисленной группе, можно отнести большинство земледельческих и скотоводческих народов Тропической и Южной Африки. Третья группа объединяет народы Северной и Северо-Восточной Африки, которые еще с древних времен жили общей жизнью с передовыми народами Средиземноморья, утратив элементы своего патриархального уклада. Эти народы развивались по собственному пути, отличавшемуся от пути развития племен Тропической и Южной Африки. Здесь издавна существовали цивилизации, основанные на земледелии и скотоводстве, самой известной из которых была цивилизация Древнего Египта. К западу от нее располагались могущественные рабовладельческие государства: Карфаген и Нумидия. Поэтому религиозные системы народов Северной Африки были более развиты, а племенные культы стали весьма редким явлением. Уже в начале нашей эры Древний Египет стал одним из центров зарождения христианства, вскоре распространившегося по всей Северной Африке.

Экономические и политические условия жизни, повлиявшие на формирование религиозных верований народов Северной Африки, создавали финикийцы. Свои колонии на побережье Северной Африки они основывали с начала I тысячелетия до н.э., самым могущественным из которых стал Карфаген; к VI в. до н.э. все побережье подпало под его власть. Затем Северная Африка более четырех веков являлась частью Римской империи. Она была христианизирована примерно в то же время, что и северное побережье Средиземноморья. В V в. н.э. побережье Северной Африки оккупировали племена вандалов. Начиная с VIII в., с ростом влияния ислама, история Северной Африки отделяется от истории Европы. Ислам вытеснил христианство практически из всех африканских стран; исключение составили большая часть Эфиопии и области Египта, где сохранились приверженцы христианства – копты. В XI–XII вв. Альморавиды объединяют Магриб (страны Северной Африки) и Андалусию в одну обширную империю, которая затем переходит в руки Альмохадов. Через этот регион проходят торговые пути между Черной Африкой и Европой; наступает расцвет арабо-андалузской цивилизации. Следует подчеркнуть, что в африканских странах ислам сильно видоизменился под влиянием местных условий. В некоторых областях он сохраняет лишь внешние формы. Тем не менее, мусульманскими считаются Алжир, Тунис, Марокко, Судан, Сенегал, Мавритания, Сомали, Ливия, Центрально-Африканская республика и некоторые другие государства.

На территории Южной, Восточной и Центральной Африки существовали многочисленные царства, которые тесно контактировали с мусульманским миром. В конце XV в. на западных и восточных побережьях Африки появляются первые европейские колонии. С колониальными захватами связана новая эпоха распространения в Африке христианства. В целом, однако, успехи христианизации оказались достаточно скромными; местное население часто сохраняло верность традиционным культам. Отношение к ним со стороны христианских миссионеров стало более толерантным, когда среди церковных иерархов появились выходцы из Африки. Показательно, что христианство оказалось в большей степени, чем другие мировые религии, способно к взаимодействию с первобытными верованиями.

<< Первая < Предыдущая 1 Следующая > Последняя >>

В Африке негры исповедуют множество религий, от христианства до тотемизма

В Африке негры исповедуют самые различные религии. Колонии европейских держав и приток туристов способствовал укоренению христианства во всех его проявлениях. К тому же в Африке есть множество христианских течений, адаптированных под верования коренного населения.

В Танзании, например, можно увидеть изображения Иисуса Христа с чёрным цветом кожи.

15% 
столько африканцев исповедует традиционные религии

Хорошо себя чувствует в Африке и иудейская традиция, и ислам. Буддизм и индуизм тоже широко представлены на Чёрном континенте.

Но проникновение иноземных религий не до конца вытеснило традиционные африканские верования. 15% негров следуют традиционным верованиям. Их там богатый ассортимент. Отличительные черты этих религий:

  • Шаманизм
  • Анимизм
  • Тотемизм

Христианский священник-негр. Фото: nsad.ru

Православию тоже нашлось место среди негритянского населения Африки. Вот что рассказывает православный журналист Екатерина Степанова о племени Масаи:

Екатерина Степанова
журналист

Традиции масаев чётко регламентируют их жизнь. Дети воспитываются по возрастным категориям, между которыми установлены традиционные отношения.

Юноши и девушки проходят церемонии инициации. Жениться в юном возрасте категорически запрещается, прежде мужчины должны проявить себя в войне и охоте.

До недавних пор, чтобы получить право стать воином (мораном) молодой масай должен был убить льва. Официально эта практика больше не применяется, хотя, по некоторым сведениям, она продолжает существовать.

Отец Марк настоятель — местный церковный социальный отдел.

При храме отец Марк организует массовый бесплатный медицинский прием (медицина в Кении платная, поэтому далеко не у всех есть возможность встретится с доктором), окормляет 60 сирот, устраивает встречи групп взаимопомощи для больных СПИДом, миссионерствует среди масаев, которые с радостью по его приглашению приходят на воскресную службу.

Отец Марк читает Евангелие на местных языках — на суахили, масаи и кикуйю

Русское золотое облачение мы привезли батюшке из Москвы — оно было куплено в том числе на пожертвования читателей журнала «Нескучный сад». Отец Марк очень благодарил, сказал, что будет молиться за всех жертвователей!

И даже признался, что никогда в жизни такой красоты не видел, как у Патриарха. В Кении очень трудно купить православное облачение — нет подходящих материалов, мало кто умеет шить фелони. Обычно священник десятилетиями служит в одном и том же облачении, пока оно не износится до дыр.

Подробнее с этим материалом можно ознакомиться на сайте «православие.ru»

Мусульманами

После установления ислама его быстрое распространение и завоевания вытеснили традиционные африканские религии либо в результате обращения, либо в результате завоеваний . Традиционные африканские религии оказали влияние на ислам в Африке, и считается, что ислам имеет больше общего с традиционными африканскими религиями, но произошел конфликт, особенно из-за монотеистической позиции ислама и появления мусульманских реформаторов, таких как Аския .

В регионе Сенегамбия люди Серер , «сильную связь со своим древним религиозным прошлым», стали привело к битве при Фандане-Тиутиун . Примерно в то же время (с 11 века) народ догонов в Мали, исповедующий столь же древнюю религию , также чего они покинули свою родину и перебрались на откос Бандиагара . Там они вошли в контакт с древним народом теллем — преемниками древних толоев . Этот контакт привел к вытеснению теллемов, которые позже вымерли по неизвестным причинам, возможно, из-за скрещивания с другими группами.

Традиционные африканские религии терпимы по отношению к другим богам, что допускает общее сосуществование нескольких религий. Некоторые авторы считают это еще одной причиной возникновения других религий в Африке. Большинство последователей традиционных религий приспособились к исламу в начале его распространения в Африке, но в Западной Африке только с приходом колониализма ислам приобрел массовую привлекательность, превратив даже группы, исторически враждебно относившиеся к исламскому господству, в мусульманские общины.

Во многих случаях конфликтующие группы решили объединиться с мусульманскими армиями против других африканских общин.

Отношение

Отношения ислама и традиционных африканских религий были далеко не враждебными, а скорее определялись соглашением и сосуществованием. Традиция джихада оставалась второстепенной темой. В империи Сонгай правитель Сонни Бару придерживался или синкретизировал аспекты африканских традиционных религий, и Аския бросил ему вызов, потому что он не считался верным мусульманином. Позже Аския вела войны против тех, кто был политически неприсоединившимися мусульманами и немусульманами.

После того, как Дунама Даббалеми из династии Сайфава обратился в ислам, он вел джихад , или священную войну, против сторонников религии канури , стремясь уничтожить ее присутствие.

На побережье Суахили мусульмане не интересовались проповедью, колонизацией или джихадом. Только в 18 веке ислам распространился во внутренние районы. Молефи Асанте отмечает, что:

Самые странные обычаи

7. Приготовление блюд на воде из-под мертвеца

У племени чева в Малави есть одна леденящая кровь традиция.


Особо впечатлительным людям может стать плохо…

Итак, когда в племени умирает человек, остальная часть племени переносит его тело в священное место, перерезает горло и заливают туда чистую воду.

В то же самое время кто-то другой давит на живот покойного, таким образом, продвигая воду и остатки пищи, чтобы всё это вместе с кровью вышло из задней части трупа.

Довольно отвратительная процедура, не так ли?

Но еще больше шокирует то, что они дальше делают с этой водой.

После того, как эта ужасная церемония завершится, вся деревня отправляется к повару, и из этой воды готовится еда для всей деревни.

Как и в большинстве случаев с африканскими племенами, основная идея этой церемонии — защитить все племя от злых духов.

Вывод

Подводя итог, я считаю, что необходимо поставить целью вести активную археологическую работу в местах наиболее вероятного нахождения очагов местных культур, а также налаживать контакты с местным населением, ведущим изолированный образ жизни. Здесь есть немало сложностей, главные из которые бедность и недоверие, которые неизбежно служат источникам для войн, которые в Африке происходят достаточно регулярно, в следствии чего полноценная археологическая экспедиция крайне затруднительна. Отвечая на вопрос о давности исследований, то здесь причина кроется так же в политической и экономической нестабильности исследуемого региона, а также политическая нестабильность в мире вообще (со времен распада СССР полноценных научных работ по Африке не было).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector