Притча о работниках в винограднике

Иисус хочет научить,что такое «…во сто крат».

И начинает рассказывать эту притчу. Хозяин — это Иисус. Он пошёл нанять работников и договорившись с ними об оплате,пришли к соглашению. Ключевое слово здесь «договорившись». Они договорились работать за динарий в день.

Выйдя около третьего часа(9 часов утра) хозяин увидел других,стоящих праздно(ничего не делающих). И их позвал,говоря: идите и вы в виноградник мой,и что будет следовать,дам вам. Они пошли.

Здесь уже нет никакого соглашения,нет договора о сумме оплаты за работу. Далее опять выйдя около шестого и девятого часа(12 и 15 часов),сделал то же. Снова никакого соглашения. Наконец,выйдя около одиннадцатого часа(около 17 часов вечера) он нашёл других,стоящих праздно. (Еврейский день заканчивается в 18 часов). Он говорит им:что вы стоите здесь целый день праздно?

Они говорят ему:никто нас не нанял. Он говорит им:идите и вы в виноградник мой,и что следовать будет,получите.

Здесь тоже никакого соглашения нет. Можно понять этих последних. У них семьи,дети. Надо чем то кормить,платить налоги и так далее. И их никто не нанял по каким то причинам. Наверно они были не по нраву работодателю. Может быть плохо одеты,не бриты. Когда то,кого то из нас выбирали последним. Будь то школа,институт или производство. Нам известно это неприятное чувство — быть последним

Человек всегда обращает внимание на сильных,успешных людей

«Когда же наступил вечер,говорит господин виноградника управителю своему:позови работников и отдай им плату,начав с последних до первых. И все получили по динарию»

Притча о работниках в винограднике кажется трудной для восприятия простого человека

Итак, перед нами лежит притча о работниках в винограднике или по-другому еще называют притча о виноградаре и работниках. Кажется на первый взгляд, что все просто. Рассказ о том, как рабочие трудились в винограднике. Но так ли это? Для начала разберем, что же такое притча.

Притча — это такой короткий назидательный рассказ, который написан в иносказательной форме, то есть та форма, которая носит в себе скрытый смысл. В притче есть нравственное поучение, то есть мораль, вывод из всего сказанного.

Владимир Иванович Даль считал, что притче больше близка басня, но отличается она лишь широтой обобщения, а также значимостью заключенной идеи

Например, если рассматривать великих писателей, то многие считали, что притча — это поучение в примере. Так считал известный писатель, этнограф, лексикограф и собиратель фольклора Владимир Иванович Даль.

Он считал, что притче больше близка басня, но отличается лишь широтой обобщения, а также значимостью заключенной идеи. В притче нет обрисовки характеров, а также нет указаний на то, где и в каком месте это происходит.

К жанру притчи обращались и многие другие писатели, например, Лев Толстой, Бертольд Брехт, Франц Кафка.

Значение притчи о винограднике и виноградарях

Божьи пути всегда отличаются от человеческих путей. Люди прославляют сильных, могущественных людей. Однако Бог говорит: «Если хочешь увидеть Мою силу, Мне нужно видеть твою слабость». Наша сила — это препятствие Божьей силе. Но когда я слаб, тогда я на самом деле силён. Потому что тогда проявляется Божья сила. Благодать привлекается нашей слабостью. Господь восхищается нами, когда мы готовы быть слабыми. Ведь тогда Он может проявить Свою силу, власть и чудеса.

«И пришедшие около 11 часа получили по динарию». Хозяин начинает с последних, которых никто не нанял и отдаёт им плату за полный день. Они получили во сто крат. Последние получили полное благословение.

Пришедшие же первыми, думали, что получат больше. Они работали весь день. Но согласились они на динарий. И, получив, стали роптать на хозяина дома. Он же в ответ сказал одному из них:

(Мф 20:13) Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?

«Глаз твой завистлив». Ведь известно, что если око чисто, то и всё тело чисто. Если око будет худо, то и всё тело будет тьма.

(Мф 20:16) Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Символическое значение отлучки хозяина, его слуг и плодов

Отлучка же хозяина, по мнению толкователей, ─ время прошедшее с тех пор, как Господь вывел избранный Им народ из египетского рабства. Согласно Священному Писанию, это историческое событие относится примерно к 1400 году до н. э. Следовательно, в притче Господь имеет в виду срок, охватывающий собой почти полтора тысячелетия.

Слуги, посылаемые к виноградарям ─ пророки, которые, как известно, были гонимы первосвященниками или убиты. На протяжении своей истории еврейский народ и его правители многократно отступали от исполнения Закона, данного им Богом, и даже не раз впадали в язычество. В этих случаях Господь выделял из их среды наиболее достойных людей (пророков), устами которых обличал творимые беззакония. Многие из них были убиты или претерпели различные гонения.

Плоды, которые хозяин ожидал получить от своих работников, суть духовное возрастание народа и его богопознание. Выйдя из египетского плена, народ израильский был полон пережитков язычества, и обязанностью священников было воспитать его в духе Законов Моисеевых.

Проповеди в праздник Пятидесятницы

Как и все прочие отрывки из Евангелия, эта притча звучит во время богослужений, а затем разъясняется с церковных амвонов. Согласно традиции, установившейся ещё много веков назад, проповедь о злых виноградарях принято читать в Неделю 13-ю по Пятидесятнице.

Чтобы не возникло ошибок в понимании этой датировки, отметим, что на церковнославянском языке словом «неделя» обозначается не семидневный период с понедельника по воскресенье (он именуется «седмицей), а лишь воскресный день. Он седьмой по счёту, и его порядковое число, как известно, ни на что без остатка не делится, кроме как на само себя или на единицу. Отсюда и пошло слово «неделя». Поэтому следует понимать, что проповедь о злых виноградарях звучит с церковных амвонов в 13-е воскресенье после Троицы ─ праздника, именуемого также Пятидесятницей.

Притча, пережившая время

В притче о виноградарях говорится, что некий хозяин, насадив виноградник, позаботился обнести его оградой, возвести башню и устроить точило ─ резервуар для получения виноградного сока. Поручив дальнейшие труды своим работникам ─ виноградарям, он удалился. Когда же настало время собирать урожай, хозяин послал в виноградник слуг, чтобы те принесли ему плоды трудов его работников.

Но виноградари, по словам Иисуса, побили их камнями и с бесчестьем выгнали. Пытался хозяин послать и других слуг, но с ними повторилась та же история. Наконец, он отправил в виноградник своего любимого сына, надеясь, что уж его-то они постыдятся, поступят должным образом. Однако вместо этого злые виноградари убили его, надеясь, что, расправившись с наследником, сами станут хозяевами виноградника.

Завершив притчу о злых виноградарях, Иисус обратился с вопросом к собравшемуся вокруг Него народу, среди которого находились первосвященники и старейшины. Он спросил о том, что, по их мнению, сделает хозяин с этими работниками, и получил ответ, что злодеев он предаст лютой смерти, а попечение о винограднике поручит более достойным своим слугам.

Что сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?

(Мф 19:16) И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

Здесь говорится о юноше, который был богат и не захотел ради Иисуса оставить богатство своё. Пётр спрашивает Иисуса:

(Мф 19:27) Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?

Далее Господь отвечает Петру:

(Мф 19:28-29) Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.

Слово «всякий» явно относится к нам. «Оставит», это не значит развод или ещё что-то. Это значит, что должен быть расставлен приоритет.

К ЕВАНГЕЛИЮ

Оглавление книги

Мф. 19, 30 Многие же будут первые последними, и последние первыми

Cр. Мф. 20, 16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Мк. 10, 31 Многие же будут первые последними, и последние первыми.

Лк. 13, 30 И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.

№120 по согласованию. Фразы предыдущая — следующая.

Это старый библейский парадокс: вечно лучшее достается младшим. А старшие сами виноваты! В мультфильме про американца-простофилю Симпсона главный герой оправдывает свои нелепые поступки, восклицая: «Я тут первый день!» Отсутствие опыта якобы — обстоятельство, оправдывающее ошибку. Не то в религии: тут отсутствие опыта чаще преимущество. Не случайно в Евангелии запечатлено поверье, что исцелялся в купальне тот, кто первый бросался в нужный момент в воду. Не случайно первый день праздника был торжественнее прочих

Свежесть взгляда — легковесное и непрочное преимущество там, где требуется усилие человека (о чем есть очаровательный рассказ Честертона), но это важное преимущество там, где о человека требуется просто не мешать Богу, восхититься Его откровением и дать через себя действовать. Подвижники докучают Иисусу глупыми спорами о том, спасутся ли другие — а Иисус напоминает им, что и они, много дней проведшие в изучении Писания и исполнении Закона, могут погибнуть именно потому, что считают, будто количеством этих дней купили себе вход в Царство Божие

Да нет, первый день — или, если по притче о работниках двенадцатого часа — первый час я здесь, ничего не заслужил и именно поэтому Богу легче дать спасение мне, чем другому. Лучше забыть про свой опыт молитвы, умудрения и добрых дел, но чувствовать, насколько каждый день перед Богом — первый. Тогда появляется надежда, что Бог, как и обещал, сделает этот день тем последним днем, в который изольет Духа Своего на всякое создание (Деян. 2, 17).

В Евангелии Фомы читается: «Иисус сказал: Старый человек в его дни не замедлит спросить малого ребенка семи дней о месте жизни, и он будет жить. Ибо много первых будут последними, и они станут одним

«. Примечательное соединение двух фраз: призыва быть как дети (Мф. 18, 3) и призыва не лезть вперёд. Что может сказать младенец старцу? Ничего — и это самый ценный ответ, оптимистический ответ, ибо младенец отвечает главным — тем, что существует и напоминает о том, что не надо путать свой личный конец с концом света. Самое, конечно, примечательное в добавленных словах «и они станут одним» — то есть, последние это не какие-то неблагоразумные дамы, которые будут гореть в аду за опоздание. Старик и младенец — одно, одно человечество. Первые и последние — одно, одна Церковь, и поэтому можно никого не расталкивать, можно и на диване не валяться сверх необходимого.

Некоторый огрызок (реферат) притчи о званых на пир в Лк. 14, 10.

Толкование

Однажды Господь рассказал притчу о винограднике и злых виноградарях. Мы немного поразмышляем об этой притче.

Притча о злых виноградарях изложена у всех трех евангелистов синоптиков – Матвея, Марка и Луки. Мы можем догадываться, что евангелистов очень впечатлила эта притча, если каждый решил ее рассказать. Ведь не каждая притча повторяется другими евангелистами. Здесь три евангелиста говорят об одном и том же

Кроме того, видно, что эта притча имеет важное значение для изучающих Святое Евангелие

Некий человек посадил виноградник, обнес его изгородью, построил башню, точило и отдал его в руки виноградарям. По прошествии времени послал слуг для того чтобы получить плоды. Слуг прогнали, избили и кого-то даже убили. Он опять послал слуг, и с ними поступили так же по-злодейски.

Тогда хозяин виноградника сказал: «Пошлю сына моего, может его устыдятся». Но злые виноградари сказали друг другу: «Это наследник, давайте убьем его и завладеем всем виноградником». Его вывели за пределы виноградника и убили. О чем эта притча?

«Хозяин виноградника» – это Господь.

«Виноградник» – это израильский народ.

«Изгородь» – это заповеди, закон Моисея.

«Башня» – храм.

«Точило» – жертвенник.

«Виноградари» – духовные лидеры израильского народа (священство, левиты, книжники, ученые люди, учителя, равнины и князья). Именно от них зависело духовно-нравственное состояние народа Божия.

И вот Господь посылает слуг, то есть пророков. Но их прогоняют. Их не хотят слушать, избивают и убивают. Господь посылает опять. С ними поступают так же. Тогда Бог приходит в этот мир Сам. Как нам известно, Его убили вожди израильского народа. Он был распят на кресте.

Эта притча о духовной несостоятельности вождей израильского народа и религиозной несостоятельности народа Божия под предводительством этих злых виноградарей.

Также эта притча касается каждого из нас. Ведь у каждого из нас есть свой виноградник. Чтобы лучше понять смысл, нужно вспомнить притчу о талантах. Талант – это денежная единица, но в широком смысле – дарование, которого Господь наделил каждого из нас. И вот по силам, кому-то дано пять талантов, кому-то – два, а кому-то – один. Но с каждого Господь потребует отчета: какие плоды они принесли. Таланты бывают приятные (духовные, душевные, физические, материальные и так далее) и неприятные (болезни, нищета, одиночество и так далее). Через все можно получить прибыль и некий духовный плод.

В этом смысле мы должны понимать, что у каждого из нас есть виноградник, и когда-то Господь пошлет к нам Своих слуг или Сам придет, чтобы призвать нас к ответу. Об этом полезно задумываться каждому из нас. Какая ваша цель в жизни? Не просто ведь, чтобы детей вырастить, внуков понянчить или карьеру сделать, дом построить, дерево посадить и так далее? Это все пути. Они могут быть разными, но цель одна – Царствие Небесное.

Образ сына хозяина, его убийство и последующее возмездие

Под сыном и наследником Иисус, несомненно, имеет в виду Самого Себя, посланного Отцом небесным для спасения людей. Одним из основополагающих догматов христианства является учение о Святой Троице, представляющей Собой три ипостаси Единого Божества. В ней неслитно и нераздельно соединились Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Воплощением второй ипостаси и является Иисус Христос.

Убийство сына ─ это пророчество о Его собственной грядущей казни на кресте, которое Ему предстояло претерпеть во искупление всех людей мира, поражённых первородным грехом и в результате обречённым на вечную смерть.

Приход самого хозяина истолковывается как Второе пришествие Христово, когда каждому человеку воздастся по его делам. В этот день вострубят архангелы Божьи и призовут людей на Страшный Суд Отца Небесного.

Притча о хозяине виноградника

Седмица 2-я Великого поста

Сегодня, в день памяти сорока мучеников Севастийских, звучит Евангелие, в котором Иисус рассказывает притчу о человеке, нанявшем работников в свой виноградник.

Картина, описанная в притче, отражает вполне реальную для Палестины того времени ситуацию. Уровень безработицы был высок, и многие желающие заработать свой динарий часами праздно простаивали на солнцепеке в надежде, что кто-нибудь наймет их (картина, знакомая и в наши дни по многим странам мира, включая Ближний Восток). С другой стороны, многим фермерам, у которых не хватало рабочих рук, приходилось неоднократно в течение дня выходить на рынок в поисках дополнительных работников. Спрос на таких работников особенно увеличивался осенью, в период сбора урожая.

С точки зрения житейской справедливости поступок хозяина виноградника, выплатившего одинаковую сумму трудившимся разное время работникам, кажется неправильным. Но в Новом Завете человек познаёт милость как свойство Бога, не зависящее от поведения людей: Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Этой теме посвящены многочисленные притчи Иисуса, в том числе притча о работниках в винограднике: каждый работник получает от Бога равную награду вне зависимости от того, с какого часа он начал трудиться.

Откровение о милосердии Божием и идея о том, что незначительные усилия и даже простое намерение приравниваются к долгому и продолжительному труду, находят свое отражение в пасхальную ночь, когда читается «Огласительное слово» Иоанна Златоуста. Большая часть этого слова основана на притче о работниках в винограднике: «Кто работал с первого часа, тот пусть получит сегодня должную плату. Кто пришел после третьего часа, пусть с благодарностью празднует. Кто успел прийти после шестого часа, пусть нисколько не беспокоится; ибо ничего не лишится. Кто замедлил до девятого часа, пусть приступит, нисколько не сомневаясь. Кто успел придти только в одиннадцатый час, — пусть и тот не страшится за свое промедление. Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого…».

Узнать больше вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие». Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.

Толкование образов хозяина, виноградника и ограды

Многие христианские богословы и святые отцы церкви посвятили свои труды толкованию изложенной выше притче о виноградарях. На основании их работ вошло в традицию наделять используемые в ней образы значениями, раскрытыми ниже.

Под хозяином виноградника Иисус подразумевает Бога ─ Творца мира и всего сущего в нём. Виноградник ─ это не что иное, как сам еврейский народ, на которого возложено сохранение веры. В дальнейшем образ виноградной грозди или лозы прочно утвердился в христианской символике, став олицетворением общности людей, составивших земную Церковь Господню.

Оградой является Закон Божий, полученный избранным народом через Моисея. В самом начале сороколетнего странствия по пустыне Господь на горе Синай сообщил Своему пророку, возглавившему исход евреев из Египта, свод предписаний, касающихся религиозной и общественной жизни.

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Неделя 13 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Если не знать истории взаимоотношений народа Божия, Ветхого Израиля, со своим Богом, не знать, не читать Библию, например, никогда в жизни, или прочитать эту Вечную Книгу как собрание мифов и легенд древних евреев, подобно тому как читаем мы в детстве русские народные сказки, ни на минуту не сомневаясь, что печка, которая сама пироги да блины печёт, существует только на страницах книжки, а к реальности прочитанный текст никакого отношения не имеет, так вот, если не знать, как народ Божий относился к своему Богу, может показаться, что ситуация, представленная в евангельской притче о злых виноградарях, нереальна, фантастична, придумана от начала до конца, так же как невообразима в обычной жизни скатерть-самобранка. И вот почему: нас всех с самого детства приучали благодарить за добро, а в этой притче мы сталкиваемся с ситуацией, когда вместо благодарности благодетель получает сына, убитого теми, кого он облагодетельствовал. Примеряя эту ситуацию на себя, каждый из нас, вздохнув с облегчением, скажет: “Это не про меня, меня ещё мама научила за каждое доброе дело говорить спасибо”. И подумав так, будет совершенно прав: мы и в самом деле никого в “благодарность” за добро не убивали.

Есть ещё одно, не менее радикальное утешение для современного слушателя и читателя этой притчи. Очевидно, что история о жестокой неблагодарности злых виноградарей рассказывается Христом Спасителем первосвященникам и старейшинам иудейским, тем самым вождям народа Божия, которые все три года, пока продолжалось общественное служение Господа нашего, искали смерти Сына Человеческого. Поскольку в памяти человечества сии последние остались только как злобные распинатели и завистливые богоненавистники, любой современный читатель Евангелия может, кажется, со спокойной совестью повторить слова фарисея из другой притчи Христовой: “Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь” (Лк.18.11).

Если так, тогда, спрашивается, зачем это Церковь из года в год, из века в век предлагает чадам своим эти священные тексты? Для того ли, чтобы мы были знакомы с “делами давно минувших дней, преданьями старины глубокой”? Для того ли, чтобы “на законных основаниях” погордились, подобно Понтию Пилату, тем, что “невиновен я в крови Праведника Сего” (Мф.27.24).

Помню, как в молодости я читал с трудом добытые, редкие тогда духовные книги. Читал с карандашом в руке, делая выписки и заметки. Читал и думал при этом: “Вот это место прямо про Сашу, а вот это – про Олю, надо ей непременно его прочитать!” Должна была пройти жизнь, чтобы стало понятно: это всё про меня! Это меня должно ударять в сердце, да так, чтобы было больно и горестно, потому что жизнь моя – не повод надуваться от гордости, не повод повертеться перед зеркалом: ах, до чего же хорош! Жизнь моя – время для покаяния, время для изменения, время для духовного роста, который только тогда и возможен, когда каждый упрёк Господа я не передаю через плечо соседу, а принимаю на себя, в свою душу, в своё сердце.

Евангелие написано не для кого-то, кто жил давно и далеко. Слово Божие обращено к каждому из нас, здесь стоящих. Невоцерковлённые христиане, то есть те, кто посещает храм на Пасху и на Родительскую, а чаще просто заходит свечку поставить “на удачу”, в большинстве своём убеждены, что Церковь существует для “утешения”, для того чтобы услышать в ней “доброе, ласковое слово”, для того чтобы “душа согрелась”. Грейтесь, дорогие мои! Только что прозвучало для нас, жаждущих душевного тепла, Слово Божие: “…злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои” (Мф.21.41).

У каждого из нас есть выбор: принимать эти слова на свой счёт или, оглядываясь по сторонам, поискать глазами, к кому бы они могли относиться. И только от этой нашей реакции зависит, спасёмся мы или погибнем в будущем веке. Только то, как мы соотносим свою жизнь и то, что говорит нам Христос со страниц Вечной Книги, определит нашу вечную судьбу. Многие из нас уже сделали первый шаг в правильном направлении. Мне часто приходится слышать от наших прихожан, что слово проповеди, произнесённой священником, неожиданно ответило на какой-то личный вопрос, осветило какой-то затаённый грех. Слава Богу! Теперь нужно сделать следующий шаг. Попробуем услышать, что говорит нам Господь каждым Своим словом, для чего он сегодня мне, лично мне, рассказал эту страшную притчу о злых виноградарях и о камне, который “отвергли строители”. Аминь.

17 сентября 2000 г.

ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О РАБОТНИКАХ В ВИНОГРАДНИКЕ, ПОЛУЧИВШИХ РАВНУЮ ПЛАТУ

От Блаженного. Феофилакта Болгарского

Царство Небесное есть Христос. Он уподобляется человеку, потому что принял наш образ. Он домовладыка, так как господствует над домом, то есть церковью. Сей-то Христос исшел из недр Отца и нанимает работников в виноградник, то есть для изучения Писаний и исполнения заповедей, содержащихся там. Можно и так понимать: Он нанимает всякого человека возделывать виноградник, то есть совершенствовать во благом собственную душу. Он нанимает одного утром, то есть в детском возрасте, другого — около третьего часа, то есть в отроческом возрасте, иного около шестого и девятого часа, на двадцать пятом или тридцатом году, вообще, в мужском возрасте, и около одиннадцатого часа — старцев, ибо многие уверовали, будучи уже старцами. Или иначе: под днем разумеется настоящий век, ибо в течение его мы работаем, как в течение дня. В первом часу дня Господь призвал Еноха, Ноя и их современников, в третьем — Авраама, в шестом — Моисея и живших вместе с ним, в девятом — пророков, а в одиннадцатом, под конец веков — язычников, у которых не было ни одного доброго дела: их «никто не нанимал», то есть ни один пророк не был послан к язычникам.

Вечер есть кончина века; при кончине все получают по динарию; динарий — это благодать Святого Духа, которая преобразует человека по образу Божию, делает его причастником Божеского естества. Более понесли труда жившие до пришествия Христова, так как тогда еще не была разрушена смерть, не был сокрушен дьявол, и был жив грех. Мы же, благодатью Христовой оправдавшись в крещении, получаем силу побеждать своего врага, уже прежде низложенного и умерщвленного Христом. По первому толкованию, те, которые в юности уверовали, несут более труда, чем пришедшие ко Христу в старости. Юноша переносит «тяготу» гнева и зной похоти, а старик спокоен от этого. Тем не менее все сподобляются одинакового дара Святого Духа. Притча научает нас, что можно и в старости чрез покаяние получить Царство Небесное, ибо старость и обозначается одиннадцатым часом. Но, согласно притче, не будут ли святые завидовать получившим равные с ними награды? Никоим образом. Здесь показывается только то, что блага, уготованные праведным, так обильны и высоки, что могли бы возбудить зависть.

Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея. М.: «Лепта», 2005.

От Святителя Феофана Затворника

В притче о наемниках и тот, кому один только час работать пришлось, был одинаково вознагражден Домовладыкою. Часы дня в этой притче — образ течения жизни нашей. Одиннадцатый час — последнее время этой жизни. Господь показывает, что и те, которые до этого срока дожили, не работая Ему, могут начать работать и угодить Ему не меньше других. Нечего, следовательно, отговариваться старостью и отчаиваться, полагая, что уже не к чему начинать. Начинай не робея; милостив Господь; все тебе даст, что и другим, и по чину благодати здесь, и по закону правды там. Только усердием побольше разгорись и посокрушеннее поскорби о нерадении, в котором проведена вся почти жизнь. Скажешь: там позвал хозяин, пусть и меня позовет Господь. А разве не зовет? Не слышишь разве в церкви гласа Господня: придите ко Мне все и апостольского призвания: как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом (2 Кор. 5, 20).

Феофан Затворник Вышенский, свт. Мысли на каждый день года. М.: «Правило веры», 2009.

От Протоиерея Андрея Ткачева

9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;

11 и, получив, стали роптать на хозяина дома

12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?

14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;

15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?

16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector