Притча о десяти девах (мф 25:1–13)
Содержание:
В искусстве [ править ]
Эта притча была популярным предметом для живописи, скульптуры, музыки и драмы.
Фридрих Вильгельм Шадов , Притча о мудрых и глупых девственницах , 1838–1842 гг. (Фрагмент), Штедельский музей , Франкфурт-на-Майне.
Живопись
Притча была изображена на нескольких картинах, в том числе на запрестольных образах в Северной Европе. Недавний пример из 1954 года принадлежит Туве Янссон . В XIX веке этой темой занялись и художники движения назареев .
Скульптура
Три мудрых девы появляются со Христом на Страсбургском соборе .
Скульптуры мудрых и неразумных дев были распространенным мотивом в средневековой церковной архитектуре в Европе, особенно для украшения дверных проемов, а резные фигуры, представляющие их, появляются во многих средневековых церквях и соборах готического стиля , в том числе:
- Амьенский собор
- Осерский собор
- Лаонский собор
- Собор Парижской Богоматери
- Собор Нотр-Дам, Реймс
- Страсбургский собор
- Эрфуртский собор
- Магдебургский собор
Девы также изображены на соборах Швейцарии и других стран; На портале, ведущем в главную церковь Ованаванка (1216-1221) в Армении, вырезаны сцены из притчи о мудрых и неразумных девах.
Вездесущность таких скульптур вдохновила на создание вымышленного описания: резные фигурки на дверях собора Кингсбридж в романе Кена Фоллетта « Мир без конца» , действие которого происходит в позднем средневековье .
Музыка
Третья строфа Wachet auf, ruft uns die Stimme , здесь как заключительная часть хоральной кантаты Баха.
Эта притча вдохновлена несколькими религиозными музыкальными композициями. Его послание было сформулировано в гимне Филиппа Николаи « Wachet auf, ruft uns die Stimme », который Иоганн Себастьян Бах использовал в своей хоральной кантате Wachet auf, ruft uns die Stimme , BWV 140 . Притча образует тему для нескольких гимнов, в том числе гимна 19-го века Джорджа Фредерика Рута «Узри, идет жених» , который начинается так:
«Мудрые девы» — одноактный балет, написанный в 1941 году Уильямом Уолтоном на музыку Иоганна Себастьяна Баха в хореографии Фредерика Эштона.
« Keep Your Lamp Trimmed and Burning » — это госпел-блюзовая песня, основанная на этой притче. Он был записан такими артистами, как Blind Willie Johnson , Reverend Pearly Brown и Rev. «Blind» Gary Davis .
Нерелигиозная музыка также использовала притчу в качестве темы, например, балет «Мудрые и глупые девы» шведского композитора Курта Аттерберга (1887–1974), написанный в 1920 году.
Ссылка сделана на притчу в песне Джонни Кэша 2002 года « Человек приходит », которая во многом основана на Библии.
В альбоме 1974 года Genesis — The Lamb Lies Down on Broadway ссылка на притчу сделана в песне The Carpet Crawlers : «Мудрые и глупые девы хихикают, их тела ярко светятся».
Американский композитор также написала ораторию по этой притче. [ необходима цитата ]
Драма
С раннехристианских времен история о десяти девственницах рассказывалась как мистерия . St Мефодий написал Банкет Десяти девах , детективный спектакль в греческом языке. «Спонсус» , пьеса середины 11 века, была исполнена как на латыни, так и на окситанском языке. Немецкая пьеса « впервые была исполнена 4 мая 1321 года. Была также голландская пьеса позднего средневековья.
Евангельские Девы*
Мф 25:1–13
Евангельские девы, невозможно не помнить о вас.
Счастливые и несчастные, мудрые и юродивые.
Вы, как огонь, греющий — и обжигающий, светящий — и ослепляющий.
Царство Небесное подобно вам.
Пять из вас юродивы, пять из вас мудры.
Как счастливы вы, мудрые девы.
Вы взяли то, что Господь вам дал, чем Господь хотел украсить вашу жизнь.
Вы смирили себя, заставили понять и принять Его Святую волю в своей жизни.
Не сказали “Нет!” Богу, любовь Которого успели понять, прожить, пережить.
Сказали “Да!”.
Он вам открывался — вы Его открыли.
Он вам показал Себя — вы Его увидели.
Он вам давал — и вы брали.
Наслаждайтесь же теперь Его вечной премудростью, Его вечным счастьем, Его вечным блаженством.
Но не надо плакать и вам, не надо плакать вам, девы, что оказались юродивыми.
Какое утешение может быть для вас полезным?
Вот — ты.
Вспомни, как ты готовилась, молилась.
С каким трепетом каждый раз ты думала об этом замечательном событии. Все, кто тебя видел, умилялись сердцем, и слезы выступали у них на глазах.
Еда была для тебя просто средством для жизни. Украшения были для тебя пустой мишурой. Музыка и танцы не будоражили твое сердце.
Твой взор был направлен к единственному моменту твоей жизни, и все остальное просто не существовало.
Где же ты прошла мимо своего спасительного елея?
А ты?
Ты воспитывалась в лучших школах, получала лучшие знания от лучших учителей. Твоему уму поражались мудрейшие из мудрейших. Как легко ты побеждала их в философских спорах.
Посрамленные тобой, они пели тебе хвалебные песни.
Как просто было тебе взять твой спасительный елей…
И ты — не плачь!
Твоей красоте поклонялись…
Вспомни, какие прекрасные стихи тебе посвящались.
Песни тебе непрестанно звучали под твоими окнами. Какие прекрасные люди были готовы отдать тебе свое сердце. Сколько дорогих подарков ты отвергла.
Кто из них протягивал тебе твой спасительный елей?
И ты — вытри слезы.
Оглянись на свою жизнь.
Может, когда-нибудь и исполнятся молитвы твоей матери, и ты перестанешь воспринимать мир только через свои капризы.
Да, ты трудно ей досталась. Твоим болезням не было предела. Не счесть тех бессонных ночей, что в слезах провела она около тебя.
Как она хранила твой покой, как пыталась доставить тебе радость.
Ты же все плакала и кричала, что желала совсем другого, чтобы мама шла и несла тебе то, чего ты совсем ведь и не хотела.
И что же?
Она ведь уговаривала тебя взять с собою этот твой спасительный елей!
А ты — и не плачешь?
Ты этого по сути и ожидала?
Да, правда, ты всю жизнь ожидала от окружающих тебя людей только обмана. Тебе везде виделся только подвох и чья-то выгода.
Все вокруг тебя были хитры и подлы.
Все только и ждали момент, чтобы нанести тебе рану — чем больнее, тем лучше.
Ты нашла свое оружие и защиту. Ты просто заранее никому никогда не верила. Тебя было невозможно обмануть — как, впрочем, и сказать тебе правду.
Действительно, зачем тебе было брать с собой твой спасительный елей?
Не плачьте.
Чем утешить вас?
У вас есть еще ваше будущее…
Господь редко дает только один шанс…
Публикация диакона Георгия Малкова
Послесловие
Диакон Георгий Малков
Крик посреди ночи.
«И как жених замедлил, то задремали все и уснули.» Матф. 25:5. В этом между ними не было различий. И их не упрекают за то, что они уснули. Поэтому этот сон не означает, что они охладели или отпали, но возможно, наступило время, когда они не могли работать. (Иоанна 9:4) Они находились в покое.
«Но в полночь раздался крик: вот, жених идёт, выходите навстречу Ему!» Матф. 25:6. Тогда проснулись все девы. Теперь им понадобились лампы. Этот крик прозвучал для дев, находящихся во тьме. У каждой из них были уши, которые слышали, прозвучавший крик. Теперь им предстояло возвещать об этом на крышах. Они приготовили свои светильники. Но для того, чтобы они могли светить ночью, одного масла, которое было в светильниках, было слишком мало. Неразумные девы в ужасе наблюдают за тем, как угасают их светильники. Они поняли, в чём была их ошибка и спешат к мудрым девам, чтобы купить у них масла. Однако у мудрых дев запасено масла только для них самих, у них нет лишнего, чтобы отдать неразумным. И им пришлось отправиться за маслом к торговцам – жить этой жизнью, чтобы сокрушать оливы, взбив масло, наполнить им свои сосуды.
Жизнь является светом для людей. Поэтому никто не может одолжить свет у других. И сегодня мы видим тех, кто живёт во грехе, пытаясь скрыться среди христиан. Они пользуются доверием у людей, потому что ходят на собрания, и выглядят хорошими людьми. Однако настанет время, когда всё откроется.
Когда прозвучал зов, было поздно покупать масло. Жених пришёл, и девы, которые были готовы к встрече с Ним вошли вместе с ним в праздничный зал. «После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! Отвори нам! Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.» Матф. 25:11-12. Они ходили перед лицом людей, не задумываясь о свидетельстве Жениха. Он не смог обратиться к ним так, как Он обращался к Марии. Он не знал их.
Пусть каждый из нас проснётся и уразумеет, как важно собирать масло в свои сосуды. Тогда мы сможем избежать того, что грядет, и устоим перед Сыном Человеческим! (Луки 21:36). Притчу от десяти девах ты можешь прочитать в Матф
25:1-13
Притчу от десяти девах ты можешь прочитать в Матф. 25:1-13.
Опубликованная выше статья является отредактированной версией главы «Десять дев» из книги «Невеста и блудница», опубликованной в сентябре 1946 г. издательством «Скрытые Сокровища». Copyright Stiftelsen Skjulte Skatters Forlag
Дела плоти.
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное.» Гал. 5:19-21.
Все вышеописанные дела и им подобные являются явными делами. И все знают, что это грех. Если мы так поступаем, тогда будет нелегко поверить нашему христианству. Все десять дев были девами и все десять сокрушали в себе оливы, чтобы у них было масло. Однако пять мудрых дев позаботились не только о том, чтобы их светильники горели там и тогда, но и о масле, которое взяли с собой.
Эти «дела плоти» будут проявляться в повседневной жизни, в различных испытаниях, когда мы находимся среди людей. Именно тогда наши светильники должны светить. Пять неразумных дев тоже отвергают себя в обстоятельствах жизни, довольствуясь тем, что их светильники светят и люди не могут осудить их. Однако, они вовсе не задумываются над тем, что то скудное количество масла, которое они добывают быстро сгорит. Мудрые девы собирают масло в свои сосуды. Когда испытания приходят к концу они испытывают самих себя. В тишине перед лицом Божьим, они видят себя, свою человеческую природу, которую они сокрушают. Сейчас они не излучают свет для кого-то, но собирают масло в сосуды. Это скрытая жизнь со Христом в Боге.
Неразумные девы довольны тем, что люди не могут осудить их, так как они делают столько доброго во внешнем. Они не знают ни минуты покоя. Мир и покой пред лицом Божьим? Нет. На это нет времени. В этом они подобны Марфе. Она несмотря на своё усердие в служении Иисусу, оставалась обращенной к земле. Она не понимала Марию, которая сидела у ног Иисуса и собирала елей в свой сосуд.
ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О ДЕСЯТИ ДЕВАХ
От Преподобного Серафима Саровского
В притче о мудрых и юродивых девах, когда у юродивых недоставало елея, сказано: Шедши купите на торжищи. Но когда они купили, двери в чертог брачный уже были затворены, и они не могли войти в него.
Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них прижизненных добрых дел. Такое разумение не вполне правильно. Какой же это у них был недостаток в добрых делах, когда они хоть юродивыми, да все же девами называются? Ведь девство есть наивысочайшая добродетель, как состояние равноангельское, и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей.
Я, убогий, думаю, что у них именно благодати Всесвятого Духа Божиего недоставало. Творя добродетели, девы эти, по духовному своему неразумию, полагали, что в том-то и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделали мы-де добродетель, и тем-де и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было. Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей, без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят благодати Духа Божиего, и говорится в отеческих книгах: Ин есть путь, мняйся быти благим в начале, но концы его — во дно адово.
Коптская песенка о десяти девах
Было десять девиц, жениха поджидавших —
Было пять мудрых, было пять глупых.
Десяток был.
Глупых пятерка пошла к пятерке мудрых.
Десяток был.
Дайте нам малость масла — наши лампады угасли —
пока Господин не пришел. Десяток был.
Молвят те: Не, не, не, нам самим не хватает.
Десяток был.
На площадь идите, купите масло для ваших лампад.
Как только ушли и пришли — явился Жених.
Пришли и стучатся — не открывает двери Жених.
Десяток был.
Молвит Он: Прочь идите! Ступайте себе, вас не знаю!
Имя Моё получили — дел же Моих не творили.
Перевод с коптского
протоиерея Леонида Грилихеса
Дионисий. Притча о разумных и неразумных девах.
Собор Рождества Богородицы. Ферапонтов. 1500–1502 гг. Прорись
Притча о десяти девах.
Фреска монастыря Дечаны.
Сербия. Косово. XIV в.
Протоиерей Георгий Сучков
Толкование
В притче Господь сравнивает Царствие Небесное с брачным пиром. Это пир, на который могут зайти далеко не все верующие. Многие привыкли думать то, что если человек верит в Бога, если он знает все церковные правила, то есть воцерковлен, живет в ожидании Христа и делает добрые дела, да еще и никого не осуждает, это является гарантией для его спасения.
Но в притче Господь говорит совсем не так, как мы считаем. Люди неверующие, те, которые не живут в ожидании женщина, то есть те, которые не живут в ожидании Пришествия Господня, находятся за границами этой притчи. Их в этом рассказе нет. Он о тех, кто верит во Христа.
Девы, которые вошли на брачный пир – это верующие. Те, которые были брошены во тьму внешнюю, тоже верующие и ожидающие пришествия Мессии.
«Девы» – это церковь, человеческие души.
«Жених» – это Спаситель наш Господь Иисус Христос.
«Горящий светильник» – это вера или молитва.
«Масло» – это благодать Святого Духа, подающаяся нам через служение ближнему.
«Продающие» – это наши ближние.
В этой притче мы не случайно видим цифру 5. Пять дев умных и пять дев неразумных. Что означает эта цифра? Об этом мы можем только догадываться. Но это единая с одной стороны и противопоставляемая с другой пятерка встречается в Священном Писании достаточно часто. Это и длина крыльев херувимов в иерусалимском храме, и пять шестов из дерева ситтим, пять столбов и пять подножий, пять шекелей (сумма выкупа за первенца), пять светильников, сделанных царем Соломоном, пять козлов, пять агнцев (которые являются частью мирной жертвы Господу), пять ран Христа, пять перемен одежд Вениамина, данных ему Иаковом, пять братьев из десяти, которых представил Иосифу фараон и так далее.
Неразумных и мудрых отличает друг от друга не просто наличие или отсутствие масла, а то что одни думали и готовились к долгой ночи ожидания Спасителя, а другие просто имели веру в своем сердце. Эта приятная вера помогает жить, не задумываясь о том, что в действительности вера – это угождение Богу. Ведь веру, не угождающую Богу, имеют даже бесы, но она не спасает их.
То, что они девы, это указывает на их чистоту. Они думают, что Господь будет проявляться в жизни тогда, когда им это надо. Но разумные говорят: «Предстану перед Тобой Господи и буду ожидать». Одни говорят сами себе: «Все еще успеется: жить, исправляться, заботиться о домашних, смотреть в глаза своей жене, ходить в храм. Пока будем просто молиться». А другие говорят: «Что я буду делать завтра, если сегодня я умру? Что я оставлю после себя здесь и что я возьму в вечность?».
Масло закончится и двери закроются. Это произойдет до того, как ты успеешь понять, что случилось. Надеешься на тех, у кого есть масло в сосудах, а сам довольствуешься лишь тлеющим светильником? Надеешься, что за тебя молятся в 12 монастырях Афона? Что ты пожертвовал в храм колокол и больше непрестольное Евангелие? Что у тебя есть три знакомых батюшки? Что однажды ты сидел на Пасху вместе с архиереем? Разве эта надежда спасет нас?
Христос говорит: «Будешь просить, но никто не поможет». Прицепом нельзя войти в Царство Божие. Двери в ковчег закрылись прежде, чем начался потоп. Еще на Земле светило солнце и пели птички, и масло в светильниках еще не иссякло, но врата уже закрылись.
«Вы думаете, что знаете меня? Но я вас, не знаю. Вы не проливали слез перед моим образом, не искали меня в Священном Писании, в молитвах, вы не разделяли со мной трапезу, вы берегли свои силы и оберегали свой покой. Вы не отдавали себя, не растрачивали себя. Я вас не знаю», – говорит Христос.
В этой притче скрыта еще одна глубокая мысль – два народа, ожидающих прихода Мессии. Сегодня один народ – это принявший Духа Святого в день Пятидесятницы, а другой народ, который говорил: «Вы обмануты! Вы напились сладкого вина!».
Интерпретации
Притча представляет собой последовательность ответов на вопрос в Матфея :
Другие притчи в этой последовательности включают притчу о растущей смоковнице (от Матфея 24: 32–35) и притчу о верном Рабе (от Матфея 24: 42–51). Притча о десяти девственницах усиливает призыв к готовности перед лицом неопределенного времени этого второго «пришествия». Это было описано как «притча о наблюдении». Подобно притче о потерянной монете , это притча о женщинах, которая следует сразу же за предыдущей притчей о мужчинах и делает то же самое.
Эта картина Иеронима Франкена Младшего (ок. 1616 г.) дает моралистическую интерпретацию притчи.
В этой притче Иисус Христос — жених, повторяя ветхозаветный образ Бога как жениха в Иеремии и подобных отрывках, а девы — это христиане. Ожидаемое событие — Второе пришествие Христа . RT France пишет, что эта притча является «предупреждением, адресованным специально тем, кто в исповедующей церкви, которые не должны предполагать, что их будущее безусловно обеспечено».
Притча критикует девственниц не за то, что они спят, поскольку обе группы так и поступают, а за то, что они были неподготовленными, так как они не принесли масла (неясно, удастся ли глупым девственницам купить масло в ту ночь: большинство магазинов было бы закрыто. ). Исследователь Нового Завета Дэн О. Виа рассматривает историю подружек невесты как пример трагической притчи с перевернутым U-образным сюжетом . Восходящее действие притчи — это подготовка к приходу жениха, но когда жених опаздывает, наступает кризис. Это поворотный момент (разворот или перипетия ), который ведет к катастрофе.
Притча написана не в восхвалении девственности, и, действительно, Людовик Гранадский в своем «Путеводителе грешников» 1555 года пишет: «Никто не ходатайствует перед Женихом за пять неразумных дев, которые, презрев плотские удовольствия и задыхаясь в них, их сердца огонь похоти, более того, после соблюдения великого совета девственности, они пренебрегли заповедью смирения и возгордились из-за своей девственности ».
Спенсер В. Кимбалл дал LDS взгляд на различие между мудрым и неразумных дев, и почему они не смогли поделить нефть: «Это не было эгоизмом или недоброжелательность Вид масла, которое необходимо , чтобы осветить путь и загореться. темноту невозможно разделить. Как можно разделить послушание принципу десятины; умиротворение ума от праведной жизни; накопление знаний? Как можно поделиться верой или свидетельством? Как можно разделить отношение или целомудрие … должен получить такое масло для себя «.
О Протоиерее Георгии Сучкове
(*14.03.1965–†15.01.2006)
В предыдущем выпуске журнала уже была опубликована одна из небольших работ скончавшегося в прошлом году псковского протоиерея Георгия Сучкова “Проповедь” (см. “Альфа и Омега” № 3(47) за 2006 г.). Печатая ныне еще один из его текстов, который можно определить и как экзегезу, сопроводим эту публикацию несколькими словами об авторе.
Юрий Владимирович Сучков родился в Петербурге в семье преподавателей: в школьные годы жил в Пскове. В 1984–1986 годах служил в армии, после чего учился в Саратовской консерватории (закончил в 1991 г.).
В этом же году началась его деятельная церковная жизнь, всегда воспринимавшаяся им как живое, ответственное и одновременно радостное служение Богу и ближним. Поначалу он становится певчим Свято-Троицкого кафедрального собора в Пскове. Уже после его кончины регент Любовь Быкова вспоминала: “Юра был очень отзывчивым, жизнерадостным, всегда успевал сказать ласковое слово, и, конечно, иметь такого тенора в церковном хоре — мечта любого регента. Он украшал наш хор своим пением и оставил самые добрые воспоминания”. Вскоре “певчий Юра” стал диаконом Георгием, а в 1992 г. был рукоположен в сан иерея — кажется, единственный среди всех псковских священнослужителей — Святейшим Патриархом Алексием II. В 1994 г. он был переведен в псковский храм Святого Александра Невского, а с 1998 г. и до самой своей кончины являлся настоятелем здешнего же храма “Старого” Вознесения (в 2005 г. возведен в сан протоиерея). Ко Господу он отошел 15 января 2006 г., в день преставления преподобного Серафима Саровского, которого, наряду с блаженной Ксенией Петербургской, очень почитал.
И собратья-священники, и прихожане — все вспоминают о нем с особой душевной теплотой: “Очень добрый был священник, народ любил его и тянулся к нему… Любые житейские беды и сложности он, как представлялось, переносил с видимой легкостью, никогда не обременял окружающих, и казалось, что все у него легко и просто… он умел сглаживать шероховатости между людьми, помогал выйти из тяжелой ситуации… Батюшка обладал даром исповедания, к нему шли на исповедь самые разные люди, раскрывая отцу Георгию свою душу… Рядом с батюшкой чувствовалось, как изливается на тебя любовь Христова… При опросе, который был проведен в Духовном училище среди учащихся, его назвали любимым преподавателем”. Храм не смог вместить всех пришедших на отпевание батюшки: здесь собрались священники большинства псковских храмов и великое множество народа со всего Пскова.
Перед кончиной отец Георгий мучительно болел, но, несмотря ни на что, был исполнен подлинного — христианского! — оптимизма; это вообще было основным качеством его жизни, которая вовсе не протекала, как представлялось большинству, спокойно и радостно. У него было много житейских сложностей и душевных травм; к тому же, не обладая достаточно крепким здоровьем, он еще и подвергался физическим нападениям безбожников. И потому совершенно прав был возглавивший отпевание отца Георгия Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий, сказавший тогда в прощальном слове: «Протоиерей Георгий прожил тяжелую жизнь, нам недоступны ее тайны, которые отражались на его сердце. Мы сочувствовали ему, но он многое скрывал… Он всегда готов был послужить Церкви и, невзирая на свои тяготы, говорил: “Да всё хорошо”. По-человечески отец Георгий рано ушел из этой жизни, но ничего не совершается без Промысла Божия, и нам надо помолиться Богу, чтобы Он простил ему все согрешения, которые могут быть и у каждого из нас. Мы же только скажем: “Блажен путь, воньже идеши днесь, душе, яко уготовася тебе место упокоения”».
Почти все время своего священнического служения отец Георгий отдавал приходу; на себя времени у него оставалось мало, и потому духовным писательством он мог заниматься весьма редко. К тому же он был весьма скромен, лишь однажды дал нам несколько листков с размышлениями о любви Божеской и человеческой и о душе. В слове своем, как и в жизни, он утверждал неразрывное единство Бога и человеческой души. Обретению подлинной жизни, неустанным поискам души в себе — как драгоценного дара Божия — и была посвящена вся жизнь протоиерея Георгия.
Вечная ему память.
Перевод с коптского. Л. Е. Грилихес, 2007
Великий Вторник, или Как зажечь светильник своего сердца?
На Литургии Преждеосвященных Даров Великого Вторника читается евангельская притча о десяти девах: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25:1–13).
Разберем с Божьей помощью духовную символику этой притчи. Жених – это Христос. Десять дев – человечество. Пришествие Жениха – это Второе Пришествие Христово и Страшный суд. Символ брака – это символ брака души человеческой и Бога. Символ вечного блаженства праведников в раю. Светильники – это наша жизнь. Масло в светильниках – наши добрые дела. Огонек в светильниках – это вера в Бога. Сон – смерть. Пробуждение – символ частного Страшного суда после смерти и Всеобщего Страшного суда. Полночь – символ внезапности прихода Спасителя. Девы с горящими светильниками – праведники, которые войдут в рай. Юродивые девы – грешники, которые за жизнь не потрудились совершить добрые дела и достойно подготовиться к Пришествию Христову. Потому они не войдут в Царствие Небесное, но попадут в ад.
Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос делает из этой притчи однозначный и вполне определенный вывод: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий».
Что же такое бодрствование в евангельском понимании? Эта тема тесно смыкается с темой вышеупомянутой притчи, а именно «елея в светильниках». Елей – это символ милости, но не только Божией, но и нашей – символ милости к людям и творения им добра, символ стремления жить по заповедям Божиим, жить жизнью Церкви Христовой, бороться со своими страстями и похотями и преображать себя ради стяжания Духа Святого.
Но откуда начинается творение этих добрых дел? В чем их основа и начало? Ответ этот нам дает бедная вдова из Евангелия (см. Лк. 21:1–4), которая положила в сокровищницу храма все, что она имела, все пропитание свое. Положила из-за любви к Богу не только все, что имела, но и в высшем смысле пожертвовала собой ради Творца – своим насыщением, своим чревом, своим комфортом. Она не только положила в сокровищницу храма монеты, но, образно выражаясь, отдала Богу всю себя. И, конечно, я в этом уверен, ушла обласканная Господом как любящим Отцом.
Вот чего от нас хочет Господь. Он желает, чтобы мы принесли в жертву Ему своего Исаака, самое дорогое, что у нас есть – сердце свое. И это не насилие, не жестокость, а начало новой жизни. Потому что распинаются страсти, а воскресает святость, умирает грех, а восстает праведность. В таком случае обновляется все естество человека и максимально возможно соединяется с Богом, получая от Него полнокровную полноценную жизнь и обилие благодатных даров.
Но для этого нужно встряхнуться, пробудиться от леностного сна, смахнуть с себя земную пыль, возжечь лампадку на престоле своего сердца и шагнуть навстречу Богу.