Информационно-аналитические материалы государственной думы

Деятельность

III Госдума была созвана в ранее обозначенный срок — 1 ноября 1907 года. Она работала с годовыми сессиями; внутри каждой традиционно устраивались 2 перерыва (на религиозные праздники — Рождество и Пасху). Всего состоялось 5 парламентских сессий.

За годы своего существования Госдума проделала колоссальную работу. Депутатами было рассмотрено 2571 правительственных законопроектов (79 отклонено), подготовлено 205 законодательных предложений, составлено 157 депутатских запросов правительству и прочее.

Большинство законопроектов, рассмотренных III Думой, были мелкими и несущественными (так называемая «законодательная вермишель»). Они в основном касались смет и штатов различных государственных учреждений. Но вместе с тем депутаты III созыва приняли и ряд важных законов, оказавших влияние на социально-экономическое и политическое развитие России:

  • о крестьянском землевладении и землеустройстве (рассматривался более 4 лет);
  • страховые законы по обеспечению рабочих в случаях временной нетрудоспособности;
  • о введении местного самоуправления в западных регионах империи,
  • закон о местном суде и прочее.

Среди вопросов, вызвавших бурные прения, оказались вопросы:

  • сущности госустройства России,
  • изменения Основных законов,
  • неприкосновенности личности,
  • вероисповедания и религиозных общин и прочее.

Октябристы, стоявшие во главе Думы, не желали повторить судьбу I и II Думы и боялись роспуска. Поэтому они пытались предупредить конфликтные ситуации и пресекали любые попытки внесения на рассмотрение «скандальных» законопроектов (касающиеся религии, прав и свобод, еврейский и польский вопросы).

Однако за 5 лет без скандалов не обошлось. Многие парламентские заседания сопровождались словесными перепалками и оскорблениями, инициаторами которых зачастую выступали представители правой фракции и эсдеки.

Новой Думе удалось наладить взаимодействие с правительством. Большинство депутатов уже не смотрели на Совет министров как злейшего врага и «шайку преступников». Этому способствовал авторитетный премьер-министр Столыпин, умевший склонить оппонента на свою сторону. Однако период приемлемых отношений быстро закончился, и между ветвями власти наметился пассивный конфликт. Дума стала намеренно затягивать рассмотрение «спорных» законопроектов или отклонять их без объяснения причин.

Деятельность

IV Госдума начала работу 15 ноября 1912 года. За 5 лет состоялось 5 парламентских сессий:

  • 1-я – ноябрь 1912 – июнь 1913 гг.
  • 2-я – октябрь 1913 – июнь 1914 гг.
  • 3-я – январь 1915 г.
  • 4-я – июль – сентябрь 1915 г.
  • 5-я – ноябрь 1916 – февраль 1917 гг.

В первые же дни работы правительство завалило Госдуму так называемой «законодательной вермишелью». На 1-й и 2-й сессиях депутаты рассмотрели более 2 тысяч несущественных законопроектов.

Важные законодательные инициативы Думы, вынесенные на рассмотрение Госсовету, блокировались. В связи с этим Госдума «тормозила» законопроекты царского правительства. Фракции все чаще вступали в жесткую полемику с друг другом, поэтому не могли сосредоточиться на своей непосредственной работе.

26 июля 1914 года законодательный орган был собран на экстренное заседание. Оглашение указа императора Правительствующему Сенату об открытии Госдумы и «Высочайший манифест» по поводу вступления Российской империи в войну был встречен аплодисментами депутатов. Большинство из них поддержало это решение и заявило, что для победы готово тесно сотрудничать с властью. Последующие заседания Думы проходили в обсуждениях военных вопросов и событий на фронте.

Неудачи на Восточном фронте и нарастание социального напряжения привели к новому росту оппозиционных настроений. IV Госдума вступила в открытый конфликт с исполнительной властью. В августе 1915 года большей частью депутатов был создан «Прогрессивный блок», выступающий за создание «министерства общественного доверия» и ограничение самодержавия. В связи с этим император досрочно прекратил сессию Думы.

В ходе 5-й сессии депутаты Госдумы активно обсуждали проблемы, связанные с тяжелой продовольственной обстановкой в России. Бюджетная комиссия высказалась о необходимости введения фиксированных закупочных цен на хлеб и карточной системы снабжения продуктами. В декабре 1916 года Дума, резко раскритиковавшая правительство, была распущена на каникулы.

Должностные лицаIV Государственной Думы:

Председатели: Михаил Владимирович Родзянко (октябрист; 1912 – 1917 гг.).

Товарищи председателя:

  • Урусов Дмитрий Дмитриевич (прогрессист; 1912 – 1913 гг.);
  • Волконский Владимир Михайлович (беспартийный; 1912 – 1913 гг.);
  • Львов Николай Николаевич (прогрессист; 1913);
  • Коновалов Александр Иванович (прогрессист; 1913 – 1914 гг.);
  • Варун-Секрет Сергей Тимофеевич (октябрист; 1913 – 1916 гг.);
  • Протопопов Александр Дмитриевич (октябрист; 1914 – 1916 гг.);
  • Некрасов Николай Виссарионович (кадет; 1916 – 1917 гг.);
  • Бобринский Владимир Алексеевич (националист; 1916 – 1917 гг.).

Секретарь -Дмитрюков Иван Иванович (октябрист; 1912 – 1917 гг.)

Основные события работы Государственной думы :

  • 5 декабря 1912 г. с декларацией правительства выступил В. Н. Коковцов ( председатель Совета министров Российской Империи ) .
  • 1912-1914 гг. свыше 2 тыс. законопроектов, внесенных Правительством.
  • Бюджет на 1914 г. был утверждён правительством и опубликован не как закон, а как документ, подписанный императором и составленный «согласно постановлениям Государственной думы и Государственного совета».
  • С началом I -ой мировой войны сессии Государственной думы созывались нерегулярно, основное законодательство осуществлялось правительством помимо Государственной думы.
  • 3-я сессия была созвана для принятия бюджета.
  • На чрезвычайной сессии 1914 все фракции, кроме социал-демократической, проголосовали за военные кредиты.
  • 22 августа 1915 г. было достигнуто соглашения о создании «Прогрессивного блока», в состав которого вошли 236 депутатов Государственной думы («прогрессивные националисты», группа центра, земцы-октябристы, октябристы, прогрессисты, кадеты) и 3 группы Государственного совета (академическая группа, центр и внепартийные). Программа блока сводилась к требованиям создания «правительства доверия», частичной амнистии за политические и религиозные преступления, отмены ряда ограничений в правах национальных меньшинств, восстановлении деятельности профсоюзов и др.
  • 3 сентября 1915 г. Государственная дума была распущена на каникулы.
  • 9 февраля 1916 г. возобновились занятия Государственной думы.
  • На 5-й сессии Государственная дума отказалась от «деловой работы», приступила к обсуждению общего положения в стране. «Прогрессивный блок» потребовал отставки Б. В. Штюрмера и А. Д. Протопопова .
  • 10 ноября 1916 г. Б. В. Штюрмер ( председатель Совета министров Российской Империи ) получил отставку.
  • Новый председатель Совета министров Российской Империи А. Ф. Трепав предложил Государственной думе несколько законопроектов, касавшихся просвещения и местного самоуправления. В ответ Государственная дума выразила недоверие правительству. К ней присоединился Государственный совет.
  • 16 декабря 1916 г. Государственная дума вновь распущена на каникулы.
  • 25 февраля 1917 г. издан указ о перерыве занятий Государственной думы.
  • 27 февраля 1917 г. частным совещанием членов Государственной думы был создан Временный комитет Государственной думы, который в ночь на 28 февраля 1917 г. принял решение «взять в свои руки восстановление государства и обществ».
  • 2 марта 1917 г. создания Временного правительства

Окончание работы Государственной думы: 6 октября 1917 г. Государственная дума распущена Временным правительством в связи с началом выборов в Учредительное собрание.

Принятых законов: Всего за 1907 – 1912 Государственная дума рассмотрела 2432 законопроекта.

Выборы в Думу IV созыва

Летом 1912 года III Госдума в установленный срок завершила свою работу. В сентябре-октябре 1912 года были проведены выборы в IV Думу.

Подготовка к очередным выборам началась еще в 1910 году, когда утихла смута «первой революции». Правительство рассчитывало в этот раз создать работоспособную Думу и усилить в ней свои позиции. Поэтому представители власти воздействовали на выборы в различных регионах России полицейскими репрессиями и всевозможными махинациями. Также правительство обратилось за помощью к духовенству, предоставив ему возможность участия в съездах в качестве делегатов от землевладельцев.

Несмотря на давление официальной власти, выборы отразили политическую оживленность в стране. Всего было избрано 442 депутата. Ее состав сформировался из представителей следующих сил:

  • Союз 17 октября (октябристы) – 98 человек;
  • Умеренно-правые и националисты – 88;
  • Правые – 65;
  • Конституционно-демократическая партия (кадеты) – 59;
  • Прогрессивная партия – 48;
  • Центристские партии – 32;
  • Социал-демократы – 14;
  • Трудовая партия (трудовики) – 10;
  • Представители прочих партий и беспартийные – 28.

Государственную Думу возглавил лидер партии октябристов Михаил Родзянко.

В целом, новый парламент по партийному составу не существенно отличалась от предыдущего. Из 442 человек 299 (68 %) впервые стали депутатами, а 8 имели опыт работы в Госдумах I-III созывов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector