Житие петра и февронии муромских: история святых

Краткое содержание сюжета

Удельный князь Павел ( русский : Павел ) очень обеспокоен тем, что коварная змея вошла в привычку навещать его жену, переодевшись князем. Его жена узнает, что единственный, кто может уничтожить змею с помощью магического меча, — это брат Павла, Петр ( русский : Пётр ). Питер убивает змею, но ее кровь проливается на него, и его тело покрывается болезненными струпьями. Никакие врачи не могут помочь, но затем Петр слышит о Февронии ( русский язык : Феврония ), мудрой молодой крестьянской девушке , которая обещает исцелить его. В награду он соглашается на ней жениться. Однако после исцеления он не сдерживает своего обещания, а вместо этого посылает ей богатые дары. Вскоре тело Петра снова покрывается корками. Феврония снова исцеляет его, и на этот раз они женятся. Вскоре после смерти князя Павла в Муром воцарились Петр и Феврония. В бояре недовольны иметь бабу для принцессы , и они просят Феврония покинуть город, взяв с собой все , что богатства она хочет. Феврония соглашается, прося позволить ей выбрать только одно. Бояре узнают, что мудрая девица хочет взять с собой только мужа, чтобы Петр и Феврония вместе уехали из Мурома. Поскольку в городе больше нет князя, между боярами начинается борьба за власть, что приводит к опустошению Мурома, и, наконец, Петра и Февронию просят вернуться. Они правят мудро и счастливо до последних дней, которые проводят в отдельных монастырях. Зная, что они умрут в тот же день, они просят похоронить их в одной могиле. Русская православная традиция не допускает монаха и монахиню , чтобы быть похороненным вместе , но тела дважды нашли исчезнуть из оригинальных гробов и , наконец , остаются в общей могиле навсегда.

О книге

В течение дня современный человек сталкивается с различными стрессовыми нагрузками, что неизбежно приводит к эмоциональному истощению. Именно поэтому необходимо уметь отвлекаться от реальности и восполнять баланс положительных эмоций. Одним из наиболее эффективных способов, без сомнения, является чтение книг. С книгами жизнь становится интереснее и веселей, а многие жизненные неурядицы кажутся не такими уж и серьезными.

Интересующиеся книгами жанра древнерусская литература смогут добавить в на свою книжную полку произведение Эпосов, легенд и сказания «Повесть о Петре и Февронии». В книге автор делится с нами своими размышлениями на многие злободневные темы современности и взаимоотношений между людьми

Детально проработанные персонажи, удивительный сюжет и тонкое описание чувств и эмоций — всё это непременно отвлечет Вас и завладеет Вашим вниманием

Ермолай Еразм. Повесть о Петре и Февронии

Повесть возникла в ХV веке на основе устной легенды, отразившей в себе народно-поэтические мотивы борьбы со змеем и отгадывания загадок вещей девой. Окончательная литературная обработка повести относится, вероятнее всего ко времени канонизации Петра и Февронии (на церковном соборе 1547г.) к середине XVI века.

ПОВЕСТЬ ОТ ЖИТИА СВЯТЫХ НОВЫХ ЧЮДОТВОРЕЦЬ МУРОМСКИХ,

БЛАГОВЕРНАГО И ПРЕПОДОБНАГО И ДОСТОХВАЛНАГО КНЯЗЯ ПЕТРА,

НАРЕЧЕННАГО В ИНОЧЕСКОМ ЧИНУ ДАВИДА,

И СУПРУГИ ЕГО БЛАГОВЕРНЫЯ И ПРЕПОДОБНЫЯ И ДОСТОХВАЛНЫЯ

КНЯГИНИ ФЕВРОНИИ,

НАРЕЧЕННЫЯ В ИНОЧЕСКОМ ЧИНУ ЕУФРОСИНИИ.

БЛАГОСЛОВИ, ОТЧЕ.

Сеи убо в Русиистеи земли град, нарицаемыи Муром. В нем же бе самодръжствуяи благоверный князь, яко же поведаху, именем Павел. Искони же ненавидяи добра роду человечю, диавол всели неприазненнаго летящаго змиа к жене князя того на блуд. И являшеся еи своими мечты 1 яко же бяше и естеством, приходящим же людем являшеся, яко же князь сам седяше з женою своею. Теми же мечты многа времена преидоша. Жена же сего не таяше, но поведаше князю мужеви своему вся ключьшаяся ей. Змии же неприазнивыи осиле над нею.

Князь же мысляше, что змиеви сътворити, но недоумеяшеся. И рече к жене си: «Мыслю, жено, но недоумеюся, что сътворити неприазни тому. Смерти убо не вем, каку нанесу нань 2. Аще убо глаголеть к тебе какова словеса, да въспросиши и с лестию 3 о сем: весть ли сеи неприазнивыи духом своим, от чего ему смерть хощет быти. Аще ли увеси 4 и нам поведаеши, свободишися не токмо в нынешнем веце злаго его дыханиа и сипениа 5 и всего скарядиа 6, еже смрадно есть глаголати, но и в будущии век нелицемернаго судию Христа милостива себе сътвориши». Жена же мужа своего глагол в серцы си 7 твердо приимши, умысли во уме своем: «Добро тако быти».

Во един же от днии неприазнивому тому змию пришедшу к неи, она же добру память при сердцы имея, глагол с лестию предлагает к неприязненному тому, глаголя многи иныя речи и по сих с почтением въспросив его хваля, рече бо, яко «много веси, и веси ли кончину си 8, какова будет и от чего?» Он же неприязнивыи прелестник 9 прелщен добрым прелщением от верныя жены, яко непщева 10 таину к неи изрещи, глаголя: «Смерть моя есть от Петрова плеча, от Агрикова а меча».

Жена же, слышав такову речь, в сердцы си твердо сохрани и по отшествии неприязниваго того поведа князю мужеви своему, яко же рекл есть змии. Князь же то слышав, недоумеяшеся, что есть смерть от Петрова плеча и от Агрикова меча, имеяше же у себе приснаго 11 брата, князя именем Петра; во един же от днии призва его к себе и нача ему поведати змиевы речи, яко же рекл есть к жене его.

Князь же Петр, слышав от брата своего, яко змии нарече тезоименита 12 ему исходатая 13 смерти своеи, нача мыслити не сумняся мужествене, како бы убити змия. Но и еще бяше в нем мысль, яко не ведыи Агрикова меча.

Имеяше же обычаи ходити по церквам уединяяся. Бе же вне града церковь в женьстем монастыри Воздвижение честнаго креста. И прииде ту един помолитися. Яви же ся ему отроча, глаголя: «Княже! Хощеши ли, да покажу ти Агриков мечь?» Он же хотя желание свое исполнити, рече: «Да вижу, где есть!» Рече же отроча: «Иди во след мене». И показа,ему во олтарнои стене межу керемидами 14 скважню, в ней же лежаше мечь. Благоверныи же князь Петр взем мечь той, прииде и поведа брату своему. И от того дни искаше подобна времени да убиет змия.

По вся же дни ходя к брату своему и к сносе своеи на поклонение. Ключи 15 же ся ему приити во храмину ко брату своему. И в том же часе шед к сносе своеи во храмину и видев у нея седяща брата своего. И, паки пошед от нея, въстрете некоего от предстоящих брату его и рече ему: «Изыдох убо от брата моего к сносе моеи, брат же мои оста в своем храму. Мне же, не косневшу 16 ни камо же, пришедшу ко сносе моеи и не свем 17 и чюжуся 18, како брат мои напреди мене обретеся у снохи моеи».

Текст

Редакции

Существуют четыре редакции и многочисленные копии сказки, свидетельствующие об огромной популярности этого произведения в XVI и XVII веках.

Авторство

Автор сказки — Гермолай-Эразм (Ермолай-Еразм), приехавший в Москву из Пскова в середине 16 века, чтобы стать протопопом одного из дворцовых соборов. В 1560-х годах он стал монахом и, как считается, покинул Москву. Несмотря на установленном авторство пьесы, большинство ученых постулировать , что его основу лежит в устных преданиях о Муроме .

Происхождение

Дмитрий Лихачев утверждает, что повесть о Петре и Февронии существовала в письменной форме еще в 15 веке, до Гермолая-Эразма. Это утверждение подтверждается записанной церковной службой XV века, в которой восхваляют муромского князя Петра (Петра), победившего над змеем, и его молодую жену Февронию, с которой он был похоронен в одной могиле. Предполагается, что главные герои произведения — исторические личности. Петр обозначает муромского князя Давида Юрьевича, который правил в Муроме, но умер монахом в 1228 году. Предположительно, этот князь женился на крестьянке . Однако многие подробности о князе в сказке являются вымышленными и были созданы и изменены с течением времени в устных легендах Мурома.

С этой книгой читают

Повесть о настоящем человекеПолевой Борис Николаевич

Перед вами книга из серии «Классика в школе», в которой собраны все произведения, изучаемые в начальной, средней школе и старших классах. Не тратьте время на поиски…

4.61
 (27)

Броненосцы Петра Великого. ТетралогияКун Алекс

Наш современник яхтсмен, путешествуя по Белому морю, попадает в шторм и после удара молнии переносится в 17 век… Век великих свершений будущего императора российского…

3.9
 (3)

Повесть временных летНестор Летописец

«Повесть временных лет» – наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII веку. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников,…

4.25
 (4)

Повесть и рассказы из сборника «Современная эротическая проза»»Куклин Лев Валерианович

В сборник «Современная эротическая проза» вошли эротические произведения писателей Петербурга и Москвы, а также русскоязычных зарубежных прозаиков — произведения…

3.4
 (3)

Плотские повестиПоляков Юрий Михайлович

В сборник известного прозаика Юрия Полякова включены новые повести `Возвращение блудного мужа` и `Подземный художник`, а также знаменитое `Небо падших`, выдержавшее с…

4.2
 (3)

Полное собрание романов и повестей в одном томеБулгаков Михаил Афанасьевич

Романы и повести М. Булгакова несомненно входят в золотой фонд русской классики ХХ века: и культовые блистательные — «Мастер и Маргарита» ,»Белая гвардия», «Собачье…

4.6
 (4)

Повесть о жизни Паустовский Константин Георгиевич

В книгах помещено пять автобиографических повестей: «Далекие годы», «Беспокойная юность», «Начало неведомого века», «Время больших ожиданий» и «Бросок на юг»….

4.5
 (4)

Повести БелкинаПушкин Александр Сергеевич

Осенью 1830 года из-за эпидемии холеры Пушкин оказался в заточении в своем имении Болдино. За полтора месяца он написал пять повестей – пять «сказочек», «побасенок», как…

4.3
 (49)

Жанр и литературное значение

Фольклорное происхождение этого рассказа объясняет резкие расхождения между этой работой и канонических агиографических произведений. В 1547 году Петр и Феврония были канонизированы, и сказку начали интерпретировать как агиографический отрывок. Это было, однако, не включенным в Великой Минее чтении ( Великолукские Минеи Chetii на русском языке ) из — за его нетрадиционную форму и в значительной степени светского содержания.

Советские ученые рассмотрели Повести о Петре и Февронии в качестве начального этапа секуляризации в русской литературе . Многие ученые отмечают индивидуальный характер произведения, его ориентацию на жизнь человека. Это свидетельствует о растущем интересе и внимании общества к личности и предвещает развитие в России просветительских ценностей .

Смысл сюжета

В повести рассказывается о жизни и судьбе супругов, полной испытаний, чудес и предзнаменований.

В чем нравственный и поучительный смысл повести о Петре и Февронии

Главная идея — верность супругов. Герои прошли много испытаний, но не оставили друг друга:

  1. Изгнанная боярами княгиня не пожелала взять с собой ничего, кроме мужа.
  2. Петр не остался править городом без Февронии. Он отказался от тленного временного богатства, неосознанно следуя промыслу Божьему.
  3. Чувствуя скорую благочестивую кончину супруги вместе приняли монашество, завещая положить их тела в один гроб.

В повести о Петре и Февронии таится поучительный смысл, заключенный в призыве жить честно и выполнять данные обещания:

  1. Князь нарушил данное слово о женитьбе взамен на исцеление. Петра снова охватила болезнь, но мудрая девушка спасла его.
  2. Бояре просили Февронию покинуть Муром, забрав с собой все, что пожелает. Девушка выбрала мужа. Петр оставил правление, но не оставил жену.
  3. В монастыре Феврония стала перед выбором: завершить дело послушания (закончить вышивать покров) или сдержать данное мужу слово. Святая выбрала второе, аккуратно оставив работу для следующей рукодельницы.

Супруга всегда была с мужем. В этом и есть смысл повести о Петре и Февронии. При первой встрече мужчина был опустошен духовно и физически.

Супруг и супруга — одно целое. Блаженная вылечила благоверного сначала физически, затем — духовно. Смысл произведения о Петре и Февронии заключается в супружеской верности. Княгиня не бросила мужа ни при княжестве, ни при кончине.

Тайный смысл сказания о Петре и Февронии

Написанная монахом повесть полна аллегорий. Главный смысл Петра и Февронии — стремление показать пример христианской семьи.

Искушение

Блаженную несколько раз искушали деньгами и подарками. Предлагали плату за исцеление Петра, присылали подарки в знак благодарности за его спасение. От всего Феврония отказалась.

Бояре предлагали любые блага за отказ от князя. Феврония пожелала оставить все, но забрать мужа.

Гордыня

Князь не желал жениться на дочери древолаза. Затем боярские жены отказывались принимать правление простолюдинки, начали подговаривать своих мужей изгнать блаженную.

Бояре настраивали Петра против жены, говоря о том, что она не соблюдает этикет. Княгиня после трапезы собирала со стола крошки. Однажды Петр открыл ладони, но увидел в них благовония.

В этой сцене скрыт смысл «Петра и Февронии» о секретах семейной жизни. Супруги сталкиваются с бытовыми проблемами. Привычки могут быть разными, но исправлять их можно терпением, а принимать — с благоговением.

Власть дается Богом

Княжество — мирское служение Богу. Покинув Муром, Петр переживал о своем положении: неужели он сам оставил княжеское служение Богу? Феврония, предвидя будущее, уверила князя в том, что Господь их не оставит.

Блаженная, обладая даром чудотворства, укрепила дух мужа. Она благословила обрубки деревьев, на которых готовился ужин. Утром на их месте стояли могучие деревья, обросшие листвой. Вскоре вельможи приплыли к блаженным супругам с просьбами возобновить правление.

Феврония и Петр правили городом, живя по заповедям, тем и богатея.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector