Ученический проект «роман у. голдинга «повелитель мух»

[править] Суть

Может, зверь этот и есть. Может, это мы сами.
— Саймон

Гангстер вкурил суть. А ? Суть книги составляет символическое описание морального разложения человечества и грехопадения. Срыв покровов с темных и грязных уголков сознания, которые есть у каждого. Фактически книга состоит из символов и намеков чуть менее, чем полностью:

  • раковина-труба и общие собрания — символ демократии/изначальной свободы/etc.;
  • сигнальный костер — вера в хорошем смысле, моральные принципы и устои;
  • спасение с острова — спасение человечества в целом и души каждого в отдельности;
  • страх перед вымышленным зверем — страх перед неизвестным, перед смертью;
  • поклонение голове свиньи, бесовские танцы племени охотников — темные культы начиная от человеческих жертвоприношений, инквизиции и заканчивая фашизмом;
  • убийство единственного, кто отважился отправиться на гору и убедиться, что никакого зверя нет. Что характерно, убили его ровно из-за того, что приняли за зверя в темноте;
  • прибытие взрослых как раз в тот момент, когда детишки уже спалили остров, совершили убийство (и не одно), приготовились убить главного героя и насадить его голову на палку;
  • также неиллюзорно доставляет тот факт, что взрослые спасли детей, увидев уже не сигнальный костёр, а пожар, уничтоживший остров.

Восхищение книгой вызывает то, как Голдинг разложил все по полочкам и вытащил наружу самые темные стороны человеческой души.

Глава пятая: Зверь выходит из вод

Ральф понимает, что теперь говорить нужно ясно и чётко. Он собирает собрание, на котором требует соблюдать установленные ими же правила: поддерживать костёр, по нужде ходить в строго определённое место, а мясо готовить на горе, возле основного костра. Малышами снова овладевает страх, мальчик пытается их успокоить, убеждая в том, что на острове, кроме маленьких поросят, никого нет. Хрюша делает попытки объяснить страх по научному.

Малыши рассказывают, как видели зверя среди ночи то в лесу, то выходящим из моря. Главный хочет решить наконец-то, есть зверь или нет, проведя голосование. Джек не выносит этого. Собрание прерывается. Все ребята бегут к морю, чтобы убить зверя.

Глава четвёртая Длинные волосы, раскрашенные лица

  • Ребята понемногу начинают привыкать к самостоятельной жизни на острове. Малыш Персиваль несколько дней прячется в импровизированном шалаше, после чего он утратил интерес к играм и начал плакать.
  • Отряд Джека поддерживает огонь, дающий столб дыма. Малыши играются на берегу, строя песчаные замки. Они держатся отдельно от взрослых мальчиков.
  • Джек в джунглях находит глину и рисует кровожадную рожицу. Хрюша выдвигает идею соорудить песочные часы.
  • Внезапно ребята замечают проходящий мимо корабль, однако, дыма от костра почти нет, из-за чего судно проплывает мимо. Ральф поднимается на гору и видит всеми брошеный костёр. Джек в это время убивает первую свинью. Светловолосый «главный» сердится на предводителя хора. Сам охотник понимает, что злость мальчика неспроста, однако, ему очень обидно из-за всеобщего равнодушия к его «подвигу» (убийству свиньи).
  • Между ребятами затевается серьёзная ссора. Хрюша поддерживает своего друга, за что получает удар кулаком в живот. Джек разбивает его очки от бессильной злобы.
  • Ральфу кое-как удаётся восстановить спокойствие и мир, утвердив свою позицию главного.

Влияние на культуру

Глубокий смысл романа заключается в противопоставлении двух начал. Автор предоставляет характеристику мальчиков:

  • Ральф — пример рационализма и цивилизованности;
  • Джек — воплощение дикости и первобытности.

А сам Повелитель мух — голова убитой свиньи — критиками была принята как образ демона, дьявола. Саймон, которого мальчики убили во время ритуального танца, олицетворяет Христа. Рецензии на роман в основном положительные. Его считают одним из важнейших произведений в английской литературе прошлого века благодаря необычному сюжету. Кратко «Повелитель мух» можно назвать знамением мутации западной культуры. Роман показывает, что Бог умер, а Дьявол продолжает жить и процветать.

Антиутопия позволяет исследовать глубину человеческой деградации. Счастливого конца у произведения нет, ведь даже спасшие мальчиков моряки пришли из мира, где идет ядерная война. Голдинг в аннотации к книге говорил, что он противопоставляет свое сочинение представлению о том, что дети всегда являются жертвами взрослых.

Произведение несколько раз экранизировали:

  • «Повелитель мух», 1963;
  • «Генезис», 1971;
  • «Деготь крови», 1975;
  • «Повелитель мух», 1990.

Фильмы 1975 и 1990 года, по сути, пересказ книги со значительными поправками и изменениями. Из романа взяты только имена персонажей и идея сюжета. Подробный анализ «Повелителя мух» пригодится для читательского дневника. А для более полного понимания произведения лучше прочесть полный текст.

https://youtube.com/watch?v=YeT7Rii9Afk

«Взрослых здесь нет… Мы все должны решать сами…»

Почему же дети, оказавшись на острове, так стремительно превращаются в дикарей? Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, базовая потребность, дающая ребенку возможность нормально развиваться, – ощущение защищенности и безопасности, которое обеспечивается родителями (в первую очередь матерью), ближайшим окружением и обществом в целом.

При этом чем младше ребенок, тем сильнее его потребность в ощущении защищенности и безопасности. В «Повелителе мух» это видно по поведению младших мальчиков-шестилеток, которые плачут и кричат во сне. Старшие мальчики ведут себя иначе. В подростковом возрасте дети постепенно становятся более самостоятельными и начинают выстраивать свою собственную жизнь.

Но каким образом дети без взрослых могут решать насущные проблемы? Юрий Бурлан дает исчерпывающий ответ на этот вопрос, раскрывая, что дети, еще только развивающие свои свойства и нарабатывающие культурные ограничения, без взрослых могут построить лишь архетипичное сообщество, объединяясь на чувстве неприязни к жертве или чужому:

«Дети ищут жертву. Так они объединяются и получают чувство защищенности и безопасности. Как они это делают? Архетипично. Им нужна жертва – тот, кто выделяется. Его пробуют на роль жертвы – по поступкам, но особенно по имени. И начинают травить этого ребенка…» []

В романе Голдинга мы можем наблюдать такое архетипичное преступное детское сообщество во всех подробностях. Даже удивительно, как натурально и подробно удалось автору описать то, к чему может привести отсутствие в жизни детей мудрого руководства взрослых, ведь в обычной жизни практически нет случаев полной изоляции.

В романе есть эпизод, в котором Роджер, уже бессознательно готовый стать жестоким убийцей, бросает камешки в малыша, который играет на берегу, строя песчаные замки. Камни падают вокруг, ломая башенки из песка, но в самого мальчика, которого зовут Генри, Роджер запустить камнем не может – его еще удерживают прошлые запреты, готовые рухнуть в любой момент:

«Но вокруг Генри оставалось пространство ярдов в десять диаметром, куда Роджер не дерзал метить. Здесь, невидимый, но строгий, витал запрет прежней жизни. Ребенка на корточках осеняла защита родителей, школы, полицейских, закона. Роджера удерживала за руку цивилизация, которая знать о нем не знала и рушилась». []

Значимость произведения Уильяма Голдинга прежде всего в том, что он без всяких романтических прикрас продемонстрировал нам, что будет с «венцом природы», когда цивилизация внутри него рухнет. Когда стресс, угроза выживанию настолько велики, что сбивают все наработанные столетиями кожные запреты закона и зрительные культурные ограничения, на которых и держится цивилизация.

Описание книги «Повелитель мух»

В эту книгу вошли три романа одного из величайших писателей прошедшего столетия, лауреата Нобелевской премии Уильяма Голдинга, объединенные характерной для его творчества темой Слова — слова, одновременно объединяющего людей и разъединяющего их, связующего человека с Богом — или с отрицанием всякого божества.»Повелитель мух» — дебютный роман Голдинга, ставший его своеобразной «фирменной маркой» и дважды экранизированный… «Зримая тьма» — причудливый роман-притча, в которой Уильям Голдинг по-своему обыгрывает многие философские и литературные «идеи-фикс» шестидесятых… «Шпиль» — необычная и изысканная стилизация под исторический роман, за рамками которой скрывается размышление об избранничестве человека, преданного единой, высшей цели… Три романа, в которых «вечная тема» Голдинга решается ярко, мощно и всякий раз — оригинально.

Отсроченный фурор

«Повелитель мух» был написан в Солсбери, где Голдинг после увольнения из флота занимался преподавательской деятельностью.

Путь к читателю у романа был труден. Рукопись отвергло более 20 издателей. Дочь Голдинга Джуди Карвер вспоминала, как ее безденежный отец страдал из-за каждого письма с отказом: «Мое первое воспоминание было не о самой книге, а о множестве посылок, которые очень быстро возвращались обратно и снова куда-то отправлялись. Должно быть, он был убит горем из-за каждого возврата, но тратил деньги на новые посылки».

Наконец издательство «Faber & Faber» согласилось опубликовать роман, поставив при этом ряд условий: во-первых, автор должен был убрать первые несколько страниц, описывающие ужасы ядерной войны.

Другая существенная правка касалась описания одного из героев романа — Саймона. По просьбе издателя, мальчик не должен был иметь приписанных ему изначально характеристик Иисуса Христа. Несмотря на внесенные изменения, черты святого мученика в Саймоне прослеживаются вполне явственно.

Голдинг отмечал, что намеренно включил в повествование образ Спасителя: «Я подразумевал образ Христа в романе, потому что личности, подобные Христу, встречаются в роде человеческом; на самом деле, я не мог описать полную картину или почти полную вероятную картину человеческих возможностей, пока один не стал потенциально фигурой Христа».

Школьнице кричали: «Добивай ее!» Каких детей видит священник на комиссии по делам несовершеннолетних

В этом контексте знаковый эпизод — описание рассуждений мальчика о звере: «Саймон шел впереди Ральфа, и его одолевали сомнения — страшный зверь, с когтями, сидит на вершине горы и не оставляет следов, а за близнецами не мог угнаться? Сколько бы Саймон ни думал про этого зверя, его воображению явственно рисовался человек — героический и больной».

Саймон практически один из всех ребят способен на напряженную рефлексию. Именно он разгадывает страшную тайну падения их детского сообщества. Он понимает, что зло — это не загадочный зверь в глубине леса, а болезнь, живущая в каждом человеке, именно поэтому чисто внешние усилия по «улучшению» порядка вещей бесполезны. Он полон решимости донести эту весть до своих «собратьев», но по страшному недоразумению его «соплеменники» во время ночного пира у костра принимают его за зверя и убивают.

Это неумышленное и не спланированное убийство тем не менее провоцирует племя на еще более осознанную охоту на всех инакомыслящих. Смерть Саймона стала поворотным моментом истории, своеобразной точкой невозврата, после которой ужас всего происходящего начал только нарастать. Так, второй жертвой становится Хрюша, гибель которого наступает уже в результате вполне осмысленных действий. Следующей мишенью оказывается Ральф, на которого начинается охота.

Так или иначе все ключевые герои романа (Саймон, Джек, Ральф) и атрибуты, их характеризующие, косвенно указывают на знакомые всем христианские образы.

После своего выхода в сентябре 1954 года «Повелитель мух» не произвел фурора в книжных магазинах. В тот же год было продано всего 4 тысячи 662 копии, после чего книга и вовсе была снята с печати. Но в ближайшее десятилетие — благодаря признанию критиков и уважению научного сообщества — роман приобрел огромную популярность. К середине 1960-х годов «Повелитель мух» стал бестселлером и был введен в программу многих английских колледжей и школ.

В 2005 году журнал «Time» назвал произведение одним из 100 лучших романов на английском языке с 1923 года.

Саймон. Кадр из фильма «Повелитель мух» (1963)

Глава двенадцатая: Вопль охотников

Оставшись один, мальчик понимает, что дикари его не оставят в живых. Он мечется по всему острову в поиске укрытия. Позже близнецы ему рассказывают, что Джек заставил их перейти на его сторону физическим насилием, а также предупреждают бывшего лидера о готовящейся охоте на него. Ральф принимает решение спрятаться вблизи лагеря и просит близнецов «отвести» дикарей от него в другую сторону.

Избитые братья выдают Вождю местонахождение светловолосого парнишки. Племя сбрасывает вниз каменную глыбу. Парень убегает в лес, от куда его принуждают выйти дымом. Ральфу удаётся выбежать из чащи на берег моря, где встречает двух матросов и морского офицера. Ребята спасены.

Рецензии на книгу «Повелитель мух»

Рейтинг:

93

Wingardium Leviosa

6 января 2015 | 02:18

два мира чувств и понятий, неспособные сообщаться

меня очень тронула эта книга, прочитала буквально за день. на первый взгляд всё кажется очень простым и очевидным, но смысл произведения настолько многогранен, как и душа человека! писатель пытается раскрыть нам разностороннюю сущность человеческой натуры, которая порой, увы, бывает очень жестокой, пугающей, способной на тяжкие грехи в силу отсутствия сдерживающей силы. и хотя по началу главные герои старались сохранить более менее цивилизационное и культурное общество, в котором они изначально росли, с каждым днём эти попытки становятся всё менее успешными. и если в начале произведения, дети и подростки воспринимают мир без взрослых как некую идиллию, со временем их иллюзии разрушаются в пух и прах. казавшаяся дружба и симпатия сменяются ненавистью и неприязнью, а вера в спасение и надежда на мир постепенно исчезают. ощущение абсолютной власти и силы приходит с первой кровью. эти новые чувства затмевают собой всё и даже желание вернуться в привычный мир цивилизованных людей. напряженную атмосферу дополняет

Полезная рецензия?

4
1

Рейтинг:

30537

Future sailors

8 октября 2014 | 19:39

Извращённая версия «Робинзона Крузо». Книга, которую невозможно забыть, страшная и притягательная одновременно. «Повелитель мух» — классическое произведение XX века. Автор даёт нам возможность заглянуть в самые мрачные глубины человеческого сознания, вытаскивает наружу, то, что глубоко спрятано в так называемом цивилизованном мире, то, что тут же проявляется стоит лишь остаться в бедственном положении, когда главное — борьба за выживание, звериные инстинкты — новый этикет, правила отсутствуют, а разум заменяет мистика.

Полезная рецензия?

1
0

«Бей свинью! Глотку режь! Выпусти кровь!»

Почему роман Голдинга «Повелитель мух» вызывает такую бурную смесь чувств и эмоций – ужас и страх вперемешку с отвращением? Потому что в ходе повествования на наших глазах происходит нарушение основного человеческого табу – запрета на убийство. А поскольку жестокими убийцами себе подобных становятся дети, это страшно и отвратительно вдвойне.

Оказавшись на необитаемом острове, поначалу маленькие англичане автоматически продолжают соблюдать правила и законы цивилизованного общества. Однако под давлением сверхстресса, вызванного трагическими обстоятельствами катастрофы и необходимостью самостоятельного выживания, они теряют культурный слой, скатываются в архетипичное состояние и утрачивают природное табу на убийство.

Этому способствуют и ритуальные пляски, которые охотники устраивают, раскрашивая лица разноцветной глиной, превращая их в красно-бело-черные маски. «Маска завораживала и подчиняла… чувство дикости и свободы дарила защитная краска». А Джек сокрушается лишь о том, что не хватает барабанов.…

Уильям Голдинг показал нам со всеми подробностями постепенный процесс превращения в убийцу. Так, при первой встрече с дикой свиньей в джунглях Джек не смог ударить ее ножом, потому что «даже представить себе нельзя, как нож врезается в живое тело, из-за того, что вид пролитой крови непереносим». Однако прошло совсем немного времени, и убийство стало для него ежедневной рутиной.

Что мы видим в итоге? Поначалу ритуальная песня: «Бей свинью! Глотку режь! Выпусти кровь!» позволяет охотникам убивать животных – ведомые автором романа, мы можем наблюдать, как они «зажали бьющуюся свинью… а потом долго, жадно, как пьют в жару, отнимали у нее жизнь». Когда плотина запретов и ограничений сломлена, уже невозможно остановиться – мы видим убийство Саймона, затем Хрюши. И, наконец, слышим слова близнецов Эрика и Сэма, полные ужаса: «Роджер заострил палку с обоих концов…» Что означают эти загадочные слова? А то, что Ральфу собираются отрезать голову, насадить на кол и принести в жертву Зверю…

Сюжет

В военное время в результате авиакатастрофы на необитаемом острове оказывается группа детей, эвакуированных из Англии. Среди них выделяются два лидера: Ральф и Джек Меридью (их имена являются отсылкой к известной книге «Коралловый остров» Р.М.Баллантайна, где старших из трёх главных героев звали Ральф и Джек). Первый на острове успел познакомиться с толстым, страдающим астмой, но рассудительным и догадливым мальчиком в очках, которого дразнят Хрюшей; второй же является старостой церковного хора и пользуется непререкаемым авторитетом у хористов. После выборов, на которых победил Ральф, Джек и его хористы провозглашают себя охотниками.

Ральф предлагает строить шалаши и развести костёр на горе, чтобы их могли заметить и спасти. Его все поддерживают. Костёр разводят с помощью очков Хрюши. Вскоре появляются слухи, что на острове обитает некий «Зверь (змей)». Немалую пищу фантазии детей даёт труп парашютиста, шевелящийся из-за ветра, раздувающего парашют.

Джек с охотниками добывают мясо диких свиней. Он всё больше выходит из-под власти Ральфа. Наконец Джек отделяется от племени и предлагает другим мальчикам вступить в его племя, обещая охоту, мясо и иной, «дикарский» образ жизни на острове. Он уходит жить на другую часть острова. Некоторые мальчики уходят за ним. Так образуется второе племя.

Появляется нечто вроде примитивного культа Зверя и поклонения ему. Охотники ублажают его жертвами и дикими плясками — инсценировками охоты. В разгар одной такой пляски, потеряв над собой контроль, «охотники» убивают одного мальчика, Саймона.

Постепенно все дети переходят в «племя охотников». Ральф остаётся с Хрюшей и близнецами Эриком и Сэмом. Только они ещё помнят, что единственный шанс спастись — разводить костры в надежде привлечь спасателей. Ночью группа Джека нападает на Ральфа и его друзей, чтобы отнять очки Хрюши. Они нужны для получения огня, чтобы жарить мясо.

Ральф с ребятами направляются к Джеку в надежде вернуть очки. Дикари убивают Хрюшу, сбросив на него со скалы валун, и берут в плен близнецов. Ральф остаётся один. Вскоре на него начинается охота. Охотники, пытаясь выкурить Ральфа из зарослей джунглей, поджигают деревья. Начинается пожар.

Ральф, спасаясь от копий, которые бросают в него другие дети, добегает до берега. В это время, увидев дым, на остров высаживаются спасатели-военные. Переговорив с их офицером, Ральф начинает плакать «над прежней невинностью, над тем, как темна человеческая душа, над тем, как переворачивался тогда на лету верный мудрый друг по прозвищу Хрюша». Плачут и другие дети. Символично, что детей спасают именно взрослые — моряки военно-морского флота.

Образ Повелителя мух

Повелителем мух автор называет голову убитой свиньи, насаженной охотниками Джека на кол после одной из удачных охот (сам Джек говорил, что это дар зверю). С ней сталкиваются Саймон и впоследствии Ральф; причём Саймон, страдая психическим заболеванием, разговаривает с ней. Голова называет себя Зверем и подтверждает догадку Саймона, что «Зверь» находится в самих детях, предрекая скорую гибель Саймона.

Влияние на массовую культуру[править]

Infinite Ryvius

Здесь нужно добавить как можно больше отсылок к ПМ в разного рода книгах, играх и фильмах. Упомянуть экранизации, сказать о The Genesis Children и сериале Общество от Netflix. Обязательно упомянуть о том, что на Западе ПМ является такой же школьной классикой, как, например, «Преступление и наказание» у нас.

  • Отсылка:
    • The Binding of Isaac: один из боссов — сниженная по статусу отсылка на книгу «Duke of Flies» (Герцог Мух).
    • Metal Gear Solid V: Элай со свиной головой и армией детей-солдат.
  • Теперь БАНАНОВЫЙ!:
    • Аниме-сериал Infinite Ryvius: Солнечная система — новый океан гедульд, глубоко в который погружаться могут очень немногие. Крейсер «Ривайес» — может. Впрочем, на социальные эффекты в оставленных без наблюдения подростковых группах это влияет слабо.
    • Визуальный роман Swan Song (Flying Shine) — японский «Повелитель мух», только с кошмарным землетрясением, изнасилованиями, сектантством и полицейской диктатурой. И без прибывающих в конце спасителей, которые всё разрулят.
  • Калифорнийская панк-рок-группа The Offspring, «You’re Gonna Go Far Kid» — к заглавному злодею/главному герою песни прямо обратятся как к Повелителю мух.
  • «Рай беспощадный» Артема Каменистого. Просто «Рай беспощадный».

Антиробинзонада «Повелитель мух» У. Голдинга | Литерагуру

Английский писатель Уильям Голдинг написал 12 романов, но мировую известность ему принесла антиутопия «Повелитель мух» — литературный дебют автора. Голдинг взял за основу архетипический сюжет Дефо и создал антиробинзонаду, то есть показал постмодернистскую трактовку известного мифа о человеке на необитаемом острове.

Постмодернистская интерпретация мифа

В результате авиакатастрофы несколько английских школьников разных возрастов оказались в изоляции от цивилизованного мира. Таким образом, писатель смоделировал пограничную ситуацию, обеспечивая «чистоту опыта». Со временем дети (в основе своей) сбрасывают личину цивилизованности, раскрашивают лица, как дикари, и без раскаяния убивают своих товарищей, сжигая остров дотла.

Изначально школьники выбирают демократический способ правления, выдвигая кандидатуру главного (Ральфа) и сочиняя правила поведения, обязательные для всех. Для собраний они оборудуют специальную площадку, а для передачи слова используют рог. Дети строят незамысловатый быт, собирая фрукты, строя шалаши и разведывая местность.

Однако вскоре встает вопрос охоты, который может решить только один человек – Джек – олицетворение грубой силы и тоталитарной власти. Он один не боится убить животное, поэтому собирает группу охотников и отправляется в походы на дичь.

Постепенно Джек забирает власть в свои руки, предлагая «племени» дикую и веселую жизнь взамен занудного ожидания спасения, которое предлагает Ральф. Ответственность и дисциплину ребята сменяют на дикие пляски у костра и постоянную жажду крови. Их новым идолом становится свиная голова на копье – тот самый повелитель мух.

Этим жертвоприношением они задабривают зверя (мертвого парашютиста, который в темноте показался им чудовищем). Во время ночного пира у костра они принимают Саймона за зверя и убивают его. После первого неосознанного убийства племя начинает охоту на несогласных с новым режимом.

Второй жертвой становится Хрюша, которого убивают уже вполне осознанно. После принято решение затравить Ральфа, как дикого зверя. Мальчик спасается в лесу, тогда Джек и компания поджигают лес, чтобы выманить его. В момент, когда Ральф выбегает на открытое место, к берегу причаливает бригада спасателей.

Когда школьников в шутку спрашивают, есть ли жертвы, они отвечают: «Всего лишь двое» (если считать мальчика, пропавшего в самом начале, то трое). То есть, для них ценность человеческой жизни упала настолько, что двое убитых – это «всего лишь». Они привыкли к крови и больше ее не страшатся.

Очевидно, что антропопессимизм, свойственный постмодернистской литературе, проявил себя и у Голдинга.

Философская «начинка» постмодернизма в романе проявляется так: Оказываясь на острове, герои переживают экзистенциальное прозрение, высвобождая свою экзистенцию.

Только вот в большинстве из них верх берет темное начало, которое как раз таки надо сдерживать, чтобы оно не разрушило мир до основания.

Полемика с просветительской концепцией человека

Если у Дефо вера в Господа и трудолюбие обеспечили герою спокойную и даже комфортную жизнь на острове, то у Голдинга детей не спасли ни кажущаяся на первый взгляд невинность, ни безупречные манеры, привитые в английских частных школах.

Если учение Tabula rasa (теория просветителей) утверждало, что человек рождается чистым, как белый лист, и его личность зависит только от степени просвещения, то точка зрения Голдинга опровергает эту идею. Он изображает школьников, не испорченных жизнью и в то же время воспитанных и образованных.

Они еще не успели стать циничными и порочными взрослыми, которые посылают знаки в виде мертвых парашютистов. Однако с течением времени на острове становится ясно, что люди не рождаются чистыми. В каждом из них изначально заложен целый мир противоречивых страстей, в каждом из них был дикарь и цивилизованный человек.

В ком-то победил один, в ком-то — другой. Но от одного воспитания не зависели ни победа, ни поражение.

То, что изобразил Голдинг, реалистичнее.

Воинственный 20 век показал, что человека не учит история (Вторая мировая война началась через двадцать лет после Первой), не красит образованность (вспомнить хотя бы художника Гитлера), не спасает воспитание. Он с детства способен научиться убивать, если имеет к этому врожденную склонность. Когда он окажется на острове, его сущность вряд ли изменится к лучшему.

Глава первая: Морской рог

Время действия не уточняется. Во время войны детей эвакуируют на самолёте. В результате случившейся авиакатастрофы, мальчишки самых разных возрастов оказываются на необитаемом острове. Из джунглей выходят на берег моря два мальчика. Один из них светловолосый, другой — толстый в очках. Мальчики знакомятся и разговаривают о катастрофе. Толстый мальчик в очках — его в школе дразнили Хрюшей — пытается сообразить, где взрослые. Светловолосый мальчик — Ральф двенадцати лет — полагает, что на острове они одни, и никаких взрослых с ними нет. Хрюша рассказывает о себе: он носит очки с раннего детства (трёх лет) и у него астма. Ральф находит розовую гранитную площадку, а за ней замечает красивую бухту. Светловолосый парнишка плавает, Хрюша — нет. Отец Ральфа — капитан, имеющий второй ранг; у толстого мальчика нет отца, его вырастила тётка — хозяйка собственной кондитерской. Светловолосый мальчик верит в то, что отец их спасёт, а Хрюша во время полёта на самолёте слышал разговор пилотов, в котором те сказали о ядерном взрыве. Толстый мальчик считает, что все погибли, и только им удалось уцелеть.

Ральф находит на дне моря большую раковину кремового цвета. Хрюша предлагает использовать её в качестве рога, чтобы созвать всех уцелевших ребят. На громкий зов светловолосого мальчишки первым из леса выходит шестилетний Джонни, а после него и остальные ребята самых разных возрастов. Предпоследними из джунглей показываются близнецы Эрик и Сэм, после которых появляется стройный отряд хористов, одетых по форме и в чёрные шапочки. Отряд возглавляет Джек Меридью, который очень разочарован отсутствием на острове взрослых.

Собравшиеся мальчики общаются друг с другом, знакомятся. Проводится собрание, в результате которого ребята выбирают «главного» между Ральфом и Джеком. Большинством голосов выбран Ральф. Джек раздосадован. Новый «главный» предлагает Джеку возглавить отряд хористов, которые станут охотниками.

Ральф, Джек и мальчик, который постоянно падает в обморок (Саймон) идут на разведку. Ребята поднимаются на вершину горы и убеждаются в том, что они действительно находятся на безлюдном острове. Ральф счастлив, он считает остров своим.

На обратном пути ребята натыкаются на запутавшуюся в лианах свинью. Джек заносит нож для удара, но не может сделать его. Свинья убегает. Джек даёт себе слово, что в следующий раз не струсит.

Влияние на культуру

Глубокий смысл романа заключается в противопоставлении двух начал. Автор предоставляет характеристику мальчиков:

  • Ральф — пример рационализма и цивилизованности;
  • Джек — воплощение дикости и первобытности.

А сам Повелитель мух — голова убитой свиньи — критиками была принята как образ демона, дьявола. Саймон, которого мальчики убили во время ритуального танца, олицетворяет Христа. Рецензии на роман в основном положительные. Его считают одним из важнейших произведений в английской литературе прошлого века благодаря необычному сюжету. Кратко «Повелитель мух» можно назвать знамением мутации западной культуры. Роман показывает, что Бог умер, а Дьявол продолжает жить и процветать.

Антиутопия позволяет исследовать глубину человеческой деградации. Счастливого конца у произведения нет, ведь даже спасшие мальчиков моряки пришли из мира, где идет ядерная война. Голдинг в аннотации к книге говорил, что он противопоставляет свое сочинение представлению о том, что дети всегда являются жертвами взрослых.

Произведение несколько раз экранизировали:

  • «Повелитель мух», 1963;
  • «Генезис», 1971;
  • «Деготь крови», 1975;
  • «Повелитель мух», 1990.

Фильмы 1975 и 1990 года, по сути, пересказ книги со значительными поправками и изменениями. Из романа взяты только имена персонажей и идея сюжета. Подробный анализ «Повелителя мух» пригодится для читательского дневника. А для более полного понимания произведения лучше прочесть полный текст.

Глава 5. Зверь выходит из вод

Ральф устраивает собрание. Он предлагает поговорить серьёзно. Мальчик требует, чтобы выработанные ранее правила неукоснительно соблюдались: дым поддерживался, в туалет ходили в строго отведённое место, мясо жарили только на горе, у основного костра. Затем Ральф в очередной раз пытается успокоить малышей, говоря о том, что на острове нет никакого зверя, за исключением поросят. Хрюша пытается объяснить страх с научной точки зрения. Малыш Фил рассказывает, как ему снились «крученые на деревьях», а потом он проснулся и увидел в лесу что-то большое и страшное. Саймон признаётся, что ночью в лес ходил он, но малыш Персиваль говорит, что зверь выходит из моря. Ральф предлагает определиться с тем, есть зверь или нет, проголосовав за это. Джек выходит из себя. Собрание распадается. Все бегут к морю, чтобы убить зверя. Ральф, Хрюша и Саймон обсуждают потребность во взрослых.

Влияние на культуру

Глубокий смысл романа заключается в противопоставлении двух начал. Автор предоставляет характеристику мальчиков:

  • Ральф — пример рационализма и цивилизованности;
  • Джек — воплощение дикости и первобытности.

А сам Повелитель мух — голова убитой свиньи — критиками была принята как образ демона, дьявола. Саймон, которого мальчики убили во время ритуального танца, олицетворяет Христа. Рецензии на роман в основном положительные. Его считают одним из важнейших произведений в английской литературе прошлого века благодаря необычному сюжету. Кратко «Повелитель мух» можно назвать знамением мутации западной культуры. Роман показывает, что Бог умер, а Дьявол продолжает жить и процветать.

Антиутопия позволяет исследовать глубину человеческой деградации. Счастливого конца у произведения нет, ведь даже спасшие мальчиков моряки пришли из мира, где идет ядерная война. Голдинг в аннотации к книге говорил, что он противопоставляет свое сочинение представлению о том, что дети всегда являются жертвами взрослых.

Произведение несколько раз экранизировали:

  • «Повелитель мух», 1963;
  • «Генезис», 1971;
  • «Деготь крови», 1975;
  • «Повелитель мух», 1990.

Фильмы 1975 и 1990 года, по сути, пересказ книги со значительными поправками и изменениями. Из романа взяты только имена персонажей и идея сюжета. Подробный анализ «Повелителя мух» пригодится для читательского дневника. А для более полного понимания произведения лучше прочесть полный текст.

Финал романа

Придя в себя, Саймон обнаружил тело парашютиста и понял, что зверь на самом деле нестрашный. Он поспешил вниз, чтобы сообщить об этом остальным. Ральф и оставшиеся с ним мальчики отправились к Джеку. Началась сильная гроза. Охотники пировали, танцевали и изображали поимку зверя. Спустился Саймон, дикари окружили его, стали бить и кусать, рвать на куски. Когда они отступили, на земле осталось только мертвое тело. Сильный ветер снес в воду парашютиста, а вскоре волны забрали и Саймона.

Ральфа поддерживали только Хрюша и некоторые малыши. Хотя лидер волновался по поводу убийства, другие делали вид, что ничего не случилось. Но ночью на небольшую группу напали охотники и отобрали очки толстяка. Джек до этого придумал особый механизм, позволяющий рычагом сбросить со скалы каменную глыбу.

Близнецы, Хрюша и Ральф с копьями отправились к лагерю дикарей. Их уже ждали разрисованные и вооруженные охотники. Толстяк стал на колени, так как ничего не видел без очков, он ждал Ральфа. Мальчик начал драться с Джеком. А в это время Роджер сбросил на голову Хрюши камень с помощью механизма. Глыба раздавила мальчика и раковину, которую он держал. Тело унесло море, а Джек ранил Ральфа копьем. Бывшему лидеру пришлось бежать в чащу и прятаться.

Недалеко от пещеры дикарей он нашел первое жертвоприношение — свиной череп на копье. Ночью в лагере охотников сменились часовые — на дежурство заступили близнецы. Ральф попросил мальчиков не раскрывать его убежище, но те испугались и донесли обо всем Джеку. Утром дикари начали поиски бывшего предводителя, а затем подожгли остров, чтобы выкурить его.

Ральф убегал из последних сил и внезапно увидел на берегу моряка-офицера. Дым заметили военные катера, они подплыли к берегу острова. Мальчик признался ему, что дети здесь одни и двое из них уже мертвы. Когда офицер увидел дикарей, он сказал, что англичанам пристало выглядеть пристойнее, а остров ранее был гораздо спокойнее. Ральф согласился с ним и под силой эмоций расплакался. Остальные ребята также разрыдались.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector