Можно ли бить детей: 8 фактов о физическом наказании
Содержание:
- Как не кричать на ребёнка
- Кнут без пряника
- Методы воспитательной работы
- Причины непослушания детей
- «Без муки нет науки»
- Что делать с непослушным малышом?
- Большой сюрприз для маленьких
- Чтобы перестать бить ребенка, потребуется время
- «Шлёпать» — не значит «бить»
- Общая характеристика воспитательного процесса
- Последствия физических наказаний у разных малышей
- Почему нельзя бить ребенка по голове
- Можно ли шлепать годовалого малыша?
- Что делать, если вы отшлепали ребенка?
- Чем опасны физические методы воспитания?
- По закону шлепать можно
Как не кричать на ребёнка
Существуют семьи, в которых такая тактика воспитания не используется. Вместо крика используются другие, более здоровые методы воспитания. Воспользуйтесь этими советами, чтобы тоже прекратить кричать на своего ребенка, и избежать неприятных последствий.
1. Не бойтесь ошибаться
Часто родители не хотят признавать то, что они могут допускать ошибки. Они уверены, что в результате они потеряют уважение со стороны своего ребенка. Но, на самом деле, каждый ребенок хочет иметь более «настоящего» родителя, который может быть как идеальным, так и неидеальным. Вы должны показать ребенку, что вы только познаете основы воспитания. Он должен понимать, что вы тоже время от времени можете совершать ошибки в тех или иных вещах.
2. Отражение родителей
Если мы хотим вырастить и воспитать воспитанного человека, который способен без труда контролировать свои эмоции, то, в первую очередь, мы должны сами стать такими людьми. Ведь родители являются главным примером для ребенка до определенного возраста
Здесь важно понимать, что эмоции необходимо не заживать или вытеснять, а именно управлять ими. Чувствам всегда нужно давать выход, иначе это плохо отразится на здоровье. Но этот выход должен иметь приемлемую форму
Но этот выход должен иметь приемлемую форму.
3. Ребенок не действует «на зло»
Малыш не умеет многих вещей. Он не может так хорошо контролировать свои движения как взрослый. В таком возрасте дети часто проявляют искренний и безграничный интерес к окружающему миру. В процессе познания мира могут произойти различные неприятности. Например, после игры остаются разбросанные по комнате игрушки, проливается напиток, пачкается одежда. Кричать на него за это не имеет смысла. Ведь ребенок делает это ненамеренно. Он просто не знает, что так нельзя, и как правильно. А приучить к порядку и ответственности можно и другими способами.
4. Не доводите себя
Если вы устали, то сделайте перерыв в делах. В этом случае нужно выполнять такие же действия, как и при аварийной ситуации в самолете. В первую очередь родители должны надеть маску на себя, а уже потом – на ребенка. Каждая мама должна уметь не только работать и заботиться о семье, но и нормально отдыхать и уделять себе время. Если вы чувствуете, что скоро сорветесь, посмотрите фильм, примите ванну. Это гораздо лучше, чем срывать зло на детях.
5. Умейте остановиться
Если вы ощущаете, что вас накрывает волна гнева, необходимо переключить свое внимание. Родители должны научиться концентрировать внимание на себе. Психологи советуют использовать такой прием: возьмите себя «на ручки» и пожалейте
Ведь вы так устали, а ребенок выпачкал всю свою одежду, и теперь ее придется стирать. Такой прием поможет меньше кричать на ребенка. Вы сможете понять, что причиной гнева является усталость, а не вина детей
Психологи советуют использовать такой прием: возьмите себя «на ручки» и пожалейте. Ведь вы так устали, а ребенок выпачкал всю свою одежду, и теперь ее придется стирать. Такой прием поможет меньше кричать на ребенка. Вы сможете понять, что причиной гнева является усталость, а не вина детей.
6. Сочувствуйте ребенку
Для родителей проводятся специальные тренинги, на которых используют различные упражнения. Для того чтобы родители поняли, что чувствует ребенок при крике, используется такое упражнение: один человек приседает на корточки, а другой начинает в течение нескольких минут его отчитывать. Как правило, присевший человек через это время начинает чувствовать страх и плакать. После такого упражнения родители повышают голос намного реже. Попытаться представить себя на его месте можно и без тренинга.
7. Проявляйте уважение
Какой бы ни была ситуация, всегда сохраняйте связь с ребенком и уважайте его. Он должен ощущать, что вы остаетесь на его стороне.
8. Учитывайте свои чувства
Если вы часто срываетесь на крик, необходимо всегда анализировать обстановку и свои чувства. Это поможет как можно лучше понять, почему вы так поступаете, и как этого избежать.
9. Придумайте образ
Иногда сдержать эмоции бывает действительно трудно. Для этого можно использовать такой прием: представьте, что вы спокойная мама-слониха, которую вывести из себя крайне сложно. Это поможет удержаться от криков. Также можно заучить несколько успокаивающих мантр, и при необходимости повторять их.
10. Расставляйте приоритеты
Важно помнить, что воспитание основывается на построении взаимоотношений ребенка и родителей. Через некоторое время вам уже не придется воспитывать ребенка, но отношения между вами останутся навсегда. И они будут такими, какими вы сами их сделаете
И они будут такими, какими вы сами их сделаете.
Кнут без пряника
Педагогика СССР решительно восстала против телесных наказаний, однако негласно на детвору по-прежнему сыпались затрещины, оплеухи и тумаки. Наказание-устрашение сменилось наказанием-принуждением. 20 раз отжаться, выучить 10 стихотворений, 3 раза перемыть полы — и прочие ненавистные или трудно выполнимые задания.
В детских садах озорников выставляли без трусов в дверях спальни во время тихого часа. Не желавшим спать завязывали полотенцем глаза. Инструментом семейного воспитания оставался отцовский ремень: «влепить 25 пряжек» считалось обычным делом.
По образцу партийных собраний в школах устраивали «проработки» нарушителей дисциплины на пионерских и комсомольских сборах. Портреты провинившихся размещали на «Доске позора», а их проступки клеймились в стенгазетах. Репродукция монументального — 168 на 259 см — полотна Сергея Григорьева «Обсуждение двойки» украшала стены множества советских школ.
Современные родители чаще практикуют наказания-лишения — вожделенных покупок, карманных денег, любимых игр, обещанного отдыха. Психологический прессинг и постоянная боязнь по-прежнему калечат душу, ломают характер, уродуют личность детей.
Методы воспитательной работы
Как только карапуз начинает самостоятельно передвигаться на ножках, он неизбежно подвергается воспитательному воздействию со стороны взрослых. “Не ходи туда! Не бери каку в руки! Отойди от телевизора!” – целый день малыш что-то делает не так. Какими бывают меры воспитательного воздействия?
За всю свою историю развития человечество сформировало три воспитательных метода:
- авторитарный;
- демократический;
- смешанный.
В первом случае малыш подвергается дрессуре или муштре: он обязан с точностью выполнять все приказы взрослых, иначе будет подвергнут наказанию. Малыш привыкает к подобному воспитательному стилю. Хорошо, если он не сопровождается физическими внушениями.
Демократический метод предполагает общение с карапузом, дает ему право выразить свое мнение и отстаивать позиции. К такому стилю общения готовы родители, которые не жалеют своих сил на воспитательный процесс и желают сформировать из крохи целостную личность с чувством человеческого достоинства.
Причины непослушания детей
Дети часто идут наперекор родителям, отказываясь хорошо себя вести или выполняя действия точно наоборот. Как выяснили психологи, этому есть несколько причин:
стремление самоутвердиться;
попытка привлечь родительское внимание;
упорство в противоречии взрослым;
неуверенность в себе;
ошибки воспитания;
чрезмерные ожидания от своего чада.
Каждый карапуз – уникальная личность, и как только он начинает соображать, воспринимает себя самостоятельным человеком, оставаясь в глаза взрослых крохой. Если его постоянно одергивать и раздражаться от его попыток что-то сделать, то психика может пострадать, а самооценка – сильно снизиться.
На фоне этого родители удивляются, почему нельзя шлепать ребенка по попе рукой, раз он не слушается? Потому что он делает попытки доказать собственную самостоятельность.
Как побороть непослушание?
Раз малыш не слушается и продолжает плохо себя вести и делать всё наперекор взрослым,можно ли бить ребенка ремнем по попе? Нет!Прежде всего, эта проблема родителей – выбор метода воспитания.
В Японии, к примеру, детей до пяти лет вообще нельзя ни ругать, ни наказывать – священный период в жизни каждого человека, когда его воспитывают только словами. Так и российские родители должны найти адекватную замену шлепкам рукой или ремнем:
- переключение внимания на любой другой объект;
- увести его домой или от того места, где он начал капризничать;
- поговорить, пытаясь в беседе решить проблему.
В крайне случае можно прикрикнуть на карапуза, дернуть его за руку или отнять игрушку.
Чтобы узнать об этом, родители должны спрашивать своего карапуза обо всем, что происходит в садике и выискивать упоминания о физическом насилии
Важно защищать свое чадо, даже если его наказывают из лучших побуждений
«Без муки нет науки»
Обучение издревле столь же прочно ассоциировались с телесными наказаниями. Розги заботливо развешивались по стенам и расставлялись по углам классных комнат. В школьном лексиконе бытовало латинское выражение manum ferŭlae subducĕre — букв. «подставлять руку под розгу», перен. «идти в школу». Согласно английской пословице, надлежит целовать палку, которой учат (to kiss the rod that governs). Согласно русской, «пожалеть розгу — испортить ребенка».
Для школьных телесных наказаний использовались специальные приспособления. Особой изобретательностью отличались, опять же, англичане. Одна из ритуальных позиций школьной порки называлась horsing — от слова «лошадь» (horse). Тело наказуемого привязывали к колодке или удерживали двое помощников, часто из числа самих учеников — и секли розгами по спине и ягодицам.
Нерадивых учеников шлепали паддлом (англ. рaddle — весло, лопатка) — вытянутой пластиной с рукоятью. Лупили колотушкой с грушевидным расширением на конце и круглой ямкой — чтобы вскакивали волдыри. В викторианских школах непосед обуздывали с помощью приспособления в виде двух соединенных веревочкой деревянных планок с отверстиями для пальцев. Планки с зафиксированными руками связывали узлом за спиной ребенка.
В образовательных учреждениях Шотландии по детским ладоням прохаживался тоуси, или тоуз (tawse) — кожаный ремешок с раздвоенным концом и деревянной рукояткой. В ряде немецких гимназий педагог исполнял свои прямые обязанности, а телесными наказаниями ведал специальный «синий человек», der blau Mann. В ход шли также линейки и указки, острые спицы и перья. Школяров и юных подмастерьев ставили коленями на горох, соль, битый кирпич. Устраивали «выволочку», таская за волосы и выкручивая уши.
На спины провинившимся в классе цепляли тетрадки с ошибками и выставляли в коридор или водили по всей школе, принуждая выслушивать издевки и терпеть нападки однокашников. На шею вешали грифельные доски и оставляли «стоять столбом» до конца урока. Принуждали «бить поклоны» в полуобнаженном виде на школьном дворе. За прогулы и опоздания привязывали к ногам кирпичи и прочие «потешные» предметы.
Что делать с непослушным малышом?
Японская традиция запрещает ругать и наказывать детей до пяти лет. Это время считается священным, к ребенку нельзя прикасаться в воспитательных целях. Как быть, и можно ли шлепать ребенка, если он не понимает слов? В этой ситуации лучше сделать так:
переключить внимание карапуза на другой объект;
увести его с места, где он балуется и не слушается;
попытаться договориться.
Многие родители, и даже психологи, советуют при неадекватном поведении малыша легко стукнуть ладонью по попе. Нужно ли это делать? Мамы мотивируют свое право ударить так: от неожиданности кроха забывает о своих шалостях и начинает воспринимать воспитательную информацию лучше. Может, это и рационально. Но последствия такого подхода будут негативными: со временем.
Чем заменить шлепок по попе? В крайнем случае, можно:
- крикнуть на малыша;
- одернуть его за руку.
Запомните, что право кричать на ребенка или одернуть его за руку имеют только родители. Не позволяйте воспитателям в детском саду грубо обращаться с малышом: они не имеют на это право. Тем более, шлепать по попе или по спине! Если вы узнаете об этом от малыша, поставьте вопрос ребром на собрании или в кабинете заведующей. Кроха должен чувствовать защиту своих родителей.
Как еще можно наказать маленького непослушника? Допускается изолировать малыша: поставить в угол на непродолжительное время или закрыть в своей комнатке. Можно лишить прогулки на детскую площадку или не дать сладости.
Большой сюрприз для маленьких
Угроза побоями часто превращалась в жестокую потеху для взрослых. Один из вопиющих фактов хранит биография министра иностранных дел Великобритании Джорджа Керзона (1859−1925). В детстве он подвергался изощренным унижениям няни, мисс Параман. Был случай, когда она велела мальчику сначала самому написать дворецкому, чтобы тот приготовил розги, а затем приказала дворецкому еще и прочитать эту записку слугам.
Особая забава — дарить розги детворе на праздники — стала популярным сюжетом живописи и литературы. В повести Николая Лескова «Смех и горе» есть такой эпизод. Вечером дядя интригует юного племянника обещанием: «Мой милый друг, тебя завтра ждет большой сюрприз». Наутро бедный парнишка видит висящего на голубой ленте вербного купидона с пучком розог, кокетливо перевязанного такой же голубенькой ленточкой. К ленте прикреплена рифмованная записочка от веселого и находчивого дядюшки: «Кто ждет себе ни за что ни про что радостей, тот дождется за то всяких гадостей».
Чтобы перестать бить ребенка, потребуется время
Для чего я это пишу? Потому что шаг 2-й — это полностью выйти из чувства вины. Нет, вы не снимаете с себя ответственность за происходящее. Но для успешной работы над собой необходимо избавиться от чувства вины. Это будет вам мешать.
Поэтому прямо сейчас просто остановитесь! Жизнь уже так сложилась, что у вас есть определенные психические реакции на определенные события. Вы в процессе изменений. На это нужно время. Вот что должно быть у вас в голове, а не «я ужасная мать, истеричка, бедный мой ребеночек».
Если вы срываетесь давно и часто, то это уже устоявшийся шаблон поведения. Невозможно быстро научиться жить по-новому. Какое-то время вы будете учиться, пробовать новое и накапливать опыт. Скорее всего, за это время вы несколько раз снова сорветесь. Это нормально, ведь абсолютно никто не может сразу «встать и пойти», приходится несколько раз упасть и споткнуться.
«Шлёпать» — не значит «бить»
Не найдётся двух человек, для которых слово «шлёпнуть» будет значить одно и то же. Кто-то сильнее физически, кто-то слабее, у кого-то «тяжёлая рука», а кто-то не шлёпает, а «гладит». Мужчина скорее всего шлёпнет значительно сильнее, чем женщина, а ещё маленький непоседа может увернуться от удара, так что ладонь попадёт не по попе, а по спине или косточке, причинив ребёнку куда больше дискомфорта, чем планировал родитель.
Важно понимать, что между шлепком и ударом — большая разница. Шлепок должен быть мерой воспитательной, скорее обидным, чем болезненным способом расставить все точки над «ё»
Как бы то ни было, всерьёз бить детей совершенно неприемлемо.
Общая характеристика воспитательного процесса
С первых движений малыш подвергается корректировке своих действий взрослыми: «брось немедленно», «не ходи туда», «не делай так» и многое другое. Родители делают подобное в воспитательных целях, при этом формируя определенный стиль воспитания:
- Авторитарный – воспитание напоминает дрессуру животных или армейскую муштру.Кроха должен с точностью следовать указаниям взрослых, чтобы не быть наказанным. Вынужденно дети привыкают к такому обращению, хотя у некоторых возникают истерические проявления, вызывающие у взрослых потребность физического внушения приказов (могут шлепать ремнем или давать подзатыльник).
- Демократический– постоянное общение с карапузом, предоставление ему права на свое мнение и позицию. Этот стиль характерен родителям, максимально вкладывающимся в воспитательный процесс и стремящимся к формированию целостной личности у крохи.
- Смешанный – знаменитые «кнут и пряник», когда взрослые ориентируются по обстоятельствам, ужесточая ограничения или ослабляя их. Обычно такая методика используется, когда нет много времени на воспитание – в случае проступка легкое наказание и ввод ограничений, при послушании и хорошем поведении – поощрения и комфортный режим взросления.
Последствия физических наказаний у разных малышей
Совокупные последствия зависят от полного врожденного набора векторов. Например:
Обладатели зрительного вектора имеют огромный эмоциональный диапазон. У них переменчивое настроение, близко стоят слезы. Если физически наказывать таких ребят — они страдают страхами и фобиями, становятся истеричными и тревожными.
Обладатели звукового вектора погружены в себя, это природные интроверты. Взрослые могут срываться, когда такие малыши попросту их не слышат, приходится многократно все повторять. Когда звуковик утрачивает чувство защищенности и безопасности — он уходит в себя еще глубже. Вплоть до потери контакта с внешним миром и психических заболеваний (шизофрения, аутизм). Особенно сильно на него влияет крик, которым частенько сопровождаются наказания. Он наносит непоправимый ущерб психике из-за особой чувствительности ушек маленького звуковика.
Неторопливые, обстоятельные носители анального вектора от природы самые послушные и лояльные дочки и сыновья. Но когда они растут в некомфортном для себя ритме (их торопят, обрывают, подгоняют), то они бывают упрямыми, обидчивыми, спорщиками. И по этой причине попадают под горячую руку взрослых. При физических наказаниях у них формируется очень тяжелый жизненный сценарий: обида на мать. И уже взрослый человек видит весь мир в черном цвете: обижен на всех, думает, что ему везде недодали, не уважают, не ценят.
Любой малыш получает психологические травмы от битья. У современных ребят объем психики намного больше, чем у предыдущего поколения. И восприимчивость к любому воздействию намного тоньше. Так можно ли родителям бить своих детей? Просто знайте, что сегодня битые дети — это убитое будущее.
Почему нельзя бить ребенка по голове
Мало того, что с психологической точки зрения, такой метод воспитания совсем неприемлем, он еще может навредить физическому здоровью малыша. Голова — это самая важная и слабая часть детского тела. Черепная коробка у детей еще очень хрупкая, поэтому нельзя бить ребенка по голове, так как даже незначительный удар может спровоцировать возникновения серьезных отклонений в развитии.
Такой «метод воспитания» может привести к таким серьезным последствиям, как нарушения зрения, ухудшения развития речевого аппарата, развития проблем с памятью и другое.
Удары по голове или лицу могут спровоцировать разрыв клеточных мембран и повреждение сосудистых стенок детского мозга, чтов будущем может привести к:
- полной потери зрения и слуха;
- умственной отсталости;
- эпилепсии;
- параличу.
Данные последствия можно квалифицировать как телесные повреждения средней или тяжелой тяжести. В Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность за избиение детей. О том, за что и какую ответственность могут понести родители или другие субъекты правонарушения, читайте в данной статье:Уголовная ответственность за избиение ребенка.
Можно ли шлепать годовалого малыша?
Ребенок, которому исполнился 1 год, очень редко спокойно сидит на месте. Для него характерно исследовать все вокруг, причем для этого он использует не только руки, но и язык. Только в таком сочетании может быть составлена полноценная картина мира. Диван оказывается шершавым и невкусным, папины щеки могут больно уколоть, кошка очень теплая и гладкая — примерно так происходит познание окружающего малышом.
Очень часто можно увидеть родителей, которые шлепают ребенка не только по попе, но и по рукам. Делать этого нельзя, к такому выводу единодушно пришли психологи. Удар по рукам разрушает весь эмоционально-познавательный процесс. После того как ребенок ощутил даже небольшую боль, он может потерять весь исследовательский интерес, что затормозит его развитие.
Все, что делает ваш ребенок в возрасте до 3 лет, должно восприниматься спокойно и с долей юмора. Шлепающий малыша папа (или мама) выглядит очень нецивилизованно и даже дико. Терпение — это самая главная черта родителей, которая позволит малышу уяснить, что плохо, а что хорошо. Ребенок не будет бояться, а четко усвоит, что и почему ему делать можно, а что — нельзя.
Один из важнейших психологических приемов заключается в том, чтобы к каждому запрету прилагать разрешение. Например, нельзя рисовать на стене, но можно — в альбоме. В этом случае вы и запрещаете, и одновременно указываете правильную линию поведения.
Не забывайте о том, что шлепок не всегда является мерой воспитания, чаще всего — никогда. Если ребенок тянется рукой к розетке, то многие инстинктивно шлепают его, предотвращая непоправимое. При этом шлепок — это реакция взрослого на опасность, проявление страха, но не воспитание. Пример с розеткой может быть даже оправданием для многих родителей, но, к сожалению, нередки случаи, когда за гораздо более безобидные вещи ребенок может получить ощутимый удар.
Что делать, если вы отшлепали ребенка?
Если мама все-таки шлепнула ребенка (или это сделал папа), но не является сторонником детских шлепков как воспитательной меры, то стоит задуматься над причиной своего поступка. Что вынудило вас поступить именно так, а не иначе? Возможно, вам не хватило терпения, вы находились в стрессовой ситуации, не смогли найти другого пути решения проблемы. Если вам удастся четко ответить на вопрос, то это станет первой ступенью на пути правильного и полноценного воспитания ваших детей.
В современном мире на каждом человеке лежит масса обязанностей и необходимость разрешить множество проблем. Зачастую взрослые испытывают недостаток финансовых средств, проблемы в отношениях с супругом (супругой) и близкими родственниками. На людей направлены огромные потоки информации, с которыми иногда не под силу справиться. Все это накладывает отпечаток на эмоциональную сферу человека. Главное, это суметь правильно расставить приоритеты в своей жизни. Полноценное воспитание ребенка должен стать одним из главных. Ответ на вопрос о том, можно ли шлепать ребенка, должен быть отрицательным.
После того как вы поняли причину своих действий, поговорите с ребенком. Выясните причину его плохого поведения и непослушания или объясните, почему нельзя делать то, за что его наказали. Пользуйтесь простыми и понятными словами, обязательно напомните, что вы все равно любите его.
Помните о том, что физическое наказание вызывает страх у ребенка и ввергает его в состояние стресса, с которым сложно справиться неокрепшему организму. Это может стать не только источником поведенческих отклонений, но и проблем со здоровьем.
Метки:Наказание
Рекомендуем так же прочитать по этой теме:
- Как правильно воспитывать девочку
- Применение препаратов при гиперактивности у детей
- Процесс воспитания: если ребенок украл в магазине
- Важная роль матери в воспитании ребенка
Один ответ
- Мария Во многих статьях пишут, что нельзя шлёпать по рукам. И нигде о том как остановить действия ребенка в 1.5 года, который не умеет говорить сам и не понимает всего, что говорите вы. Если он пытается, сделать что-то опасное для себя, вы говорите «нельзя», ему любопытно+протест, он повторяет попытку и слышит снова «нельзя», и за словами больше ничего не происходит. Он повторяет свои действия и следит за вашим поведением, пока не надоест. И потом, когда вас не будет рядом, он сделает, то что вы ему запрещали, потому что любопытство разгорелось и он понял, что ничего кроме вашего недовольства не последует. И что в итоге? Как надо было поступать, чтобы ребенок усвоил запрет? Хорошо, если малыш впоследствии серьезно не навредит себе или окружающим. Физическое воздействие в данном случае является доступным средством для понимания. Малыш поймет что у «нельзя» есть предел, и если родители сказали «нельзя», то надо остановиться, а непослушание приведет к неприятному и обидному шлепку. Малыш вспомнит это, когда останется один и захочет сделать то, что «нельзя» и убережется от последствий. Безусловно с ребенком нужно разговаривать, общаться, объяснять. И по мере его развития необходимость в физическом воздействии будет отпадать сама собой.
Ответить
Чем опасны физические методы воспитания?
Многие родители уверены, что перенеся рукоприкладство в раннем возрасте без последствий, могут использовать те же способы и на своих детях. Так ли это, можно ли шлепать ребенка по попе, если этого требует воспитание? Категорически нельзя бить детей, даже в воспитательных целях!
Это может обидеть кроху, сделать ему больно и вызывать ответную агрессию. Используя шлепанье детей, взрослые потом удивляются проявлениям жестокости при взрослении. Также возможны и иные последствия: неуверенность в себе, боязнь проявления инициативы.
К чему приводит насилие в семье:
- получение психической травмы;
- травмы телесные;
- нарастание агрессии;
- ответные реакции в виде попыток делать исключительно наперекор;
- мстительность.
Все эти симптомы проявляются в детстве не сразу, они становятся заметными при взрослении и приобретении самостоятельности. Почему нельзя маленького ребенка бить рукой (дажелегко), чем опасно такое воздействие?
Боязнь быть наказанным у крохи имеет физическую основу – начинаются проблемы с выделительными системами (энурез), сжимается горло, перехватывается дыхание. Эти возможные проблемы родители должны помнить постоянно, особенно когда задаются вопросом можно ли ребенка бить по попе рукой.
По закону шлепать можно
Врач-терапевт Жиль Лазими координирует масштабную кампанию, направленную против телесных наказаний детей. Его возмущают французы: «У мужей больше нет права бить их жен. Хозяева предприятий не имеют права бить своих служащих. Мы не имеем права поколотить соседа. Но зато у нас есть право отлупить собственного ребенка, который только растет и не может защитить себя!».
Доктор Лазими борется за то, чтобы во Франции приняли закон, запрещающий телесные наказания детей. В 33 странах такие законы уже существуют (среди них Украина, Кения, Того, Тунис). Первой — в 1979 году — его приняла Швеция. В 2013 году такой закон появился в Гондурасе.
А вот французы упираются. Конечно, в Уголовном кодексе написано, что бить ребенка запрещено. Но, по словам Пьера-Бриса Лебрюна, профессора права, «хоть закон и осуждает насилие, особенно над ребенком — это отягчающее обстоятельство, но в законе не упоминаются родители. Получается, что в законе однозначно не написано, что родители не имеют право бить своего ребенка. И поэтому большинство считает, что у них как раз это право есть».
В 2009 году педиатр и депутат Эдвиж Антье внесла в Национальное собрание законопроект о запрещении телесных наказаний. «Кого люблю, того и бью» — ответили французы и… дружно проголосовали против (80% согласно опросу TNS Sofres, 2009 год).
Многие ученые считают, что у такой любви к порке — исторические корни, поскольку веками учителя и родители «исправляли» непослушных детей розгами. После французской революции, которая многими воспринималась как оскорбление власти короля — отца нации, составили новый Гражданский кодекс. «Он давал pater familias (главе семейства. — Е.С.) все права и делал его гарантом общественного порядка, — пишет профессор истории Иван Жаблонка. — Такая же история и во многих других латинских странах: там закрывают глаза на насилие над детьми во имя прав отца».