Пономарь
Содержание:
- Обязанности пономарей за вечерним Богослужением
- Я — пономарь
- Структура РПЦ — схема и описание
- Кто такой пономарь и как им становятся?
- Как стать пономарем
- Если у вас есть желание научиться петь, то начинайте прямо сегодня!
- Епископы
- Как правильно пишется, ударение в слове «пономарь»
- Что должен делать пономарь в храме?
- Архивы
- Аналоги пономарского служения
Обязанности пономарей за вечерним Богослужением
-
Перед пением 103 псалма, пономарь должен падать свечу и кадило;
Также именно данный богослужитель, должен подать кадила перед началом пения;
Перед началом малого хода, он должен выйти со свечами и падать кадило священнослужителю;
Во время того момента, как выносят Евангелие, пономарь должен вынести свечи;
Во время проведения помазания именно он выходит с благословенным Элем и держится сосуд.
В современной православной церкви, пономарь представляет собой некого прислужника. Основной его задачей является материально-техническое сопровождение, то есть он должен обеспечивать правильное прохождение богослужения. В современном мире пономарь готовит одеяния для священнослужителей храма, в то же самое время именно он отвечает за подготовку многих сосудов для проведения службы. Данные Служитель храма росжигает кадило и свечи в алтаре. Следовательно, он должен убедиться в том, что все нюансы выполнены для того, чтобы священнослужитель мог провести службу без суеты и различных проблем, то еть говоря человеческим языком: «Без сучка и задоринки». Во многих храма за последние несколько лет стало актуальным, что пономари исполняют некую роль чтецов, следовательно, они, таким образом, помогают работе клироса, то есть хора. В тот момент, когда в храме не проходят службы или иные деяния именно пономарь отвечает за чистоту и сохранность всего инвентаря, который находится вблизи алтаря или на территории храма.
Стоит отметить, что зачастую данными служителями Всевышнего являются мужчины, которые прежде были праведными прихожанами. В то же самое время очень часто случаются ситуации, когда алтарниками спустя несколько лет становятся дети тех или иных прихожан определенного храма. Богослужители утверждают, что в случае, если в приходском храме не хватает мужчин для того, чтобы избрать их для алтарного служения, тогда служители храма могут избрать самых благочестивых женщины из числа прихожан, но в то же самое время они должны быть пожилого возраста. Следовательно, можно сказать о том, что пономарем ни в коем случае не может быть юная девушка, особенно данное правило, касается русской церкви, поскольку в иных державах данное деяние допустимо
Православным верующим людям также важно знать и о том, что в монастырях ни в коем случае не бывает мужчин пономарей, поскольку там служат алтарницы – женщины. Однако согласно церковных канонов, женщинам строго запрещено заходить в алтарь, однако для женщин, которые проживают в монастыре и служат в сане алтарницы делаются исключения
Такие деяния были совершены вследствие того, что для русской церкви свойственна некая категоричность.
Многие люди утверждают о том, что в разнообразных храмах, которые принадлежат антиохийскому патриархату можно встретить вблизи алтаря служителей пономарей, которые имеют женский пол и в тоже время они молоды. Таким образом, многие свидетели говорят о том, что в антиохийском патриархате можно встретить девушек облаченных в стихарь (одеяние пономарей), следовательно, они являются пономарями храма. Однако такое деяние для Русской Православной христианской церкви немыслимо.
Я — пономарь
Человек, нечасто бывающий в храме, может, слышал, а может, встречал где-то у русских классиков такое слово — пономарь, или алтарник. Человеку церковному это слово знакомо хорошо. Но скажет ли и он, кто этот человек и что именно он делает в церкви? Ответ на этот вопрос «в общем» нетрудно получить, наблюдая за ходом богослужения. Можно прочитать об этом в книгах. Но интереснее услышать его из уст самого пономаря — прихожанина, который еще вчера сам стоял в храме и с любопытством, а иногда даже с долей зависти наблюдал за происходящим.
И вот день начала моего пономарства обговорен. Я, между прочим, волновался (как, собственно, волнуюсь и по сию пору перед каждой службой). Меня встретил старший пономарь Алексей и провел в алтарь. Священники говорят, что, поднимаясь по ступеням солеи, мы уже оказываемся не на земле, но приближаемся к Небесам. А сам алтарь… Ну что вам сказать? Многие знают его устройство по православным телепрограммам, читали в печатных изданиях. Святой Престол, горнее место, жертвенник, иконы. У человека верующего и богобоязненного один вид этого места вызывает душевный трепет. Здесь своя, особенная тишина. Здесь, как нигде, чувствуется незримое, но явственное присутствие Бога. А иногда кажется, что вовсе и не незримое! Воздух как бы пропитан Его присутствием. Он Сам здесь и смотрит на тебя. Естественно, свистеть, кричать, смеяться, даже громко разговаривать в алтаре нельзя. Да и не хочется, честно говоря, по вышеперечисленным уже причинам. Это святое место, и вести себя там надо соответственно. Но иногда, что греха таить, находят тяжелые мысли, или забываешься, или появляется беспричинное веселье. Вот здесь надо быть крайне осторожным. Таким образом на тебя воздействует враг рода человеческого. Человек поднялся на ступеньку, пусть маленькую, но выше над своей греховной жизнью. Хочет быть лучше, чище, ближе к Богу. А для лукавого нож острый, когда душа хочет вырваться из его липких объятий! Так что искушения и в жизни алтарников присутствуют, и у каждого свои. Но на то и дал нам Господь волю, чтобы их преодолевать. Чем же все-таки занимается в храме пономарь? Да, собственно, очень многим. Говоря современным языком, обеспечивает техническую поддержку богослужения. Он приходит раньше начала службы, уходит позже ее окончания. Нужно подготовить облачения для священников и диаконов, проследить за чистотой в алтаре. Зажечь лампадки в храме, принести просфоры, приготовить остальные предметы для богослужения. Плюс участие в самой службе — выносить свечи, протирать иконы, держать елейницу во время елеопомазания. И многое другое, что скрыто от глаз прихожан. Традиции и устав богослужений утверждены Вселенскими Соборами и временем. Поэтому делать все надо правильно и точно. У пономаря нет права на ошибки, так как они нарушают ритм богослужения. Именно поэтому алтарник должен быть очень внимателен и расторопен. Ведь на него смотрят сотни глаз. И конечно, Сам Господь Иисус Христос. Священник должен служить Богу, а чтобы служба прошла гладко и чинно, помогать должен пономарь.
Я пока пономарь так себе. Службу знаю плохо, невнимателен, постоянно что-нибудь забываю. Но недостаток информации рано или поздно будет восполнен. Службой своей откровенно горжусь. Горжусь и оказанным мне доверием моего духовного отца. Может, он разглядел во мне зачатки чего-то хорошего, о чем я пока и не подозреваю. Спасибо ему за это.
Александр Яхонтов Журнал «Православие и современность» №9 (25) 2008 год
Структура РПЦ — схема и описание
В ввиду некоторой сложности церковной структуры, ее стоит рассмотреть более детально, для глубокого понимания алгоритмов работы священников.
Звания епископов
К ним относятся:
Патриарх: пожизненное главное звание предводителя РПЦ, на данный момент на Руси это Кирилл. Викарий: правая рука епископа, его заместитель, но он не имеет своей епархии и не может управлять епархией архиерея. Митрополит: наместник, руководящий митрополиями, в том числе и за пределами Российской Федерации. Архиепископ: звание старшего епископа, считается почетным титулом. Епископ: третья ступень священства в православной иерархии, часто имеет звание архиерея, управляет епархией и назначается Священным синодом.
Звания иереев
Иереи делятся на «черных» и «белых».
Рассмотрим «черное» духовенство:
Иеромонах: монах-священнослужитель, к нему принято обращаться словами: «Ваше Преподобие». Игумен: руководитель (настоятель) монастыря. До 2011 в России это звание являлось почетным и не обязательно соответствовало посту начальника какой-либо обители. Архимандрит: наивысшее звание для священнослужителя, принявшего монашеский постриг. Часто является настоятелем крупных монашеских обителей.
К «белым» чинам относят:
Протопресвитер: высший чин РПЦ в его «белой» части. Дается как награда за особую выслугу в некоторых случаях и только по просьбе Священного синода. Протоиерей: старший священник, также может использоваться формулировка: старший иерей. Чаще всего протоиерей осуществляет руководство каким-либо храмом. Получить такую должность можно не ранее пяти лет верной службы по получении наперстного креста и не раньше десяти лет после хиротонии. Иерей: младший чин священнослужителей. Священник может быть женат. К такому человеку принято обращаться так: «Батюшка» или «Отец, …», где после отца идет имя священника.
Звания диаконов
Далее следует ступень диаконов, они тоже делятся на «черное» и «белое» духовенство.
Список «Черного» духовенства:
Архидиакон: старший чин среди диаконов в монашеской обители. Его дают за особые заслуги и выслугу. Иеродиакон: священник-монах любого монастыря. Стать иеродиаконом можно после таинства хиротонии и пострига в монахи.
«Белое»:
Протодиакон: основной епархиальный диакон, к нему, как и к архидиакону, принято обращаться со словами: «Ваше высокоблаговестие». Диакон: священник, который стоит на самой начальной ступени иерархии РПЦ. Это помощники для остальных, более высоких рангов священнослужителей.
Кто такой пономарь и как им становятся?
В причт храма помимо священнослужителей входят миряне, которые несут различные послушания. Одно из них – пономарство. Пономарь – это человек, в обязанности которого входит следить за порядком во время совершения богослужения.
В древности пономари заботились о сохранности храмового имущества, об его освящении, наблюдали за поведением прихожан. В определенное время пономарь закрывал врата храма, чтобы никто из непосвященных – оглашаемых, инаковерующих, еретиков – не смог проникнуть на совершаемую Евхаристию, участие в которой могут принимать лишь крещеные христиане.
В настоящее время в обязанности пономаря входит приготовление облачений священнослужителей, подготовка некоторых сосудов, разжигание кадила, возжжение светильников и свечей в алтаре. Служение пономаря позволяет проводить службу чинно и без суеты. Кроме того, пономари, как правило, исполняют обязанности чтецов. Пономарями могут стать только мужчины (за редким исключением, к примеру, для женских монастырей).
В алтаре во время богослужения пономарь прислуживает в специальном одеянии – стихаре. Между тем пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии, второй же – нет. Чтобы стать пономарем или алтарником, необходимо иметь пламенное желание помогать в алтаре священству в присутствии Живого Бога, примерное поведение и веру.
Как же становятся алтарниками? Расскажу вам свою историю. Мне было одиннадцать лет, учился я в воскресной школе Свято-Андреевского храма города Маркса уже третий год. И довольно часто посещал богослужения в нашем приходе. Таинственное, загадочное и в какой-то мере непонятное чувство всегда влекло меня узнать, понять, как устроено все в алтаре, как совершают жертву Богу, по какому распорядку все происходит на службе.
В очередную субботу, до начала урока по церковнославянскому языку, учительница сказала, что настоятель протоиерей Валерий Генсицкий предложил мне попробовать себя в качестве алтарника. Я был ошеломлен, но согласился без раздумий.
В долгожданный воскресный день я стоял на паперти храма, ждал настоятеля. Батюшка встретил меня, сразу объяснил правила поведения в алтаре. А я, будучи ребенком, не до конца осознавал происходящее. И вот сам алтарь, Святая Святых христианского храма. Меня покорила обстановка этого места. Здесь своя, особенная тишина. Здесь как нигде чувствуется незримое, но действительное присутствие Живого Бога.
Батюшка подвел меня к старшему пономарю Сергию Карабанову, который прислуживал в храме более двадцати лет. Он встретил меня очень по-доброму: объяснил все, дал советы, за что ему я сердечно благодарен.
Стихарь носить мне сразу не благословили. Настоятель дал неделю «подготовки», я впитывал, наблюдал и усваивал информацию. Было это все в первую неделю поста. Непередаваемое чувство страха, радости, благоговения переполняли меня во время постовых богослужений, а песнопения покоряли до глубины души.
Прошло пять лет. За это время стремление служить в алтаре во мне только усиливалось. Особенно радостно бывает принимать участие в крестном ходе на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия, в Покровск приезжают священно-, церковнослужители и миряне со всех благочиний. Здесь я увидел – нас много, и только вместе мы сила. И сила эта — в соборной молитве Воскресшему Господу и Его Пречистой Матери.
Алексей Николаенко
13 октября 2020 г.
Оставить комментарий
Поделиться в:
Как стать пономарем
В древности «поставление в парамонаря» было особым чином. Церемония носила характер хиротесии, то есть полноценного посвящения в церковнослужение. Сегодня эту процедуру редко воспроизводят. Обязанности пономаря в наши дни достаточно тривиальны, чтобы обойтись обычным устным разрешением настоятеля храма. Он же благословляет алтарника на ношение стихаря. Впрочем, при посещении прихода архиереем надлежит получить и епископское благословение. Многие пономари в наше время также испрашивают разрешения на ношение подрясника, что, в принципе, не является церковной традицией, а носит характер местного обычая. Но чтобы стать пономарем, не требуется ничего особенного. Достаточно просто являться постоянным прихожанином храма, участвовать в церковной жизни и иметь хорошую репутацию среди членов общины. В таком случае можно попросить благословения у настоятеля приобщиться к пономарскому служению.
Важно понимать, что современный пономарь – это чаще всего мирянин, которому вверено особое послушание в храме, а не священнослужитель. В крупных храмах, как правило, некоторые алтарники являются штатными, то есть профессиональными
Их работу курирует и организует старший пономарь в храме. Такие люди исполняют свое служение не только по зову сердца и благословению духовника, но и по трудовому договору, соответственно, получают заработную плату. Для них пономарство связано с ежедневным посещением богослужений. Прочие же алтарники появляются на службах только в праздники, воскресенья и тогда, когда сами этого захотят.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделись в соц.сетях:
Если у вас есть желание научиться петь, то начинайте прямо сегодня!
Архиерейский хор на первой службе в Богоявленском кафедральном соборе
Регент архиерейского хора Богоявленского кафедрального собора Горловки архидиакон Дамаскин (Леонтьев):
Как набирают певчих и чтецов?
Я понятия не имею, как и, самое главное, где их можно набирать. Могу рассказать историю каждого певчего из своего хора. Все они пришли к нам или в одно время со мной, или позже.
У каждого человека свой неповторимый путь к Богу, в храм, на клирос. В основном состав у нас молодой, от 15 до 22 лет, но есть и люди среднего возраста. Кто-то воцерковлён с детства, кто-то начал ходить в храм уже будучи взрослым. Кто-то хочет научиться певческому искусству, другие приходят за компанию и остаются навсегда, третьи уже умеют петь, и им хочется применить свой талант в Церкви. Я рад всякому человеку, которому пение вообще, и церковное пение в особенности, интересно и приносит радость.
Что нужно уметь, чтобы петь в кафедральном соборе или в приходском храме?
Критерии для набора певчих и в соборах, и в приходских храмах, я думаю, одинаковые. Прежде всего, это искреннее желание научиться пению и чтению. В советский период основными критериями для певцов были хорошие вокальные данные и элементарные знания по теории музыки — музыкальная грамота, умение читать ноты с листа. В идеале приглашали профессиональных вокалистов с музыкальным образованием.
Сейчас ситуация другая. И у нас, и в особенности на приходах острая нехватка певчих и чтецов, а люди с музыкальным образованием уже трудятся на каком-нибудь приходе. Остаётся лишь один путь — воспитывать певчих с нуля.
Юношеский хор Богоявленского кафедрального собора
Здесь есть два варианта. Первый, и самый качественный, с моей точки зрения, — начинать работу с воспитанниками воскресной школы, которая есть на каждом приходе. В нашем Богоявленском кафедральном соборе благодаря этой работе уже существует прекрасный молодёжный хор, которому всего три года. Он состоит исключительно из воспитанников воскресной школы «Росток».
Второй вариант внедряю я в архиерейском хоре. С началом войны хор практически распался. В самые трудные месяцы 2014 года оставалось всего четыре человека. Именно они и стали закваской для нового коллектива. Ко мне приходят молодые ребята и девушки с просьбой взять их на обучение — без музыкального образования, с непроявившимся ещё голосом, но с огромным желанием научится петь! Я ставлю их рядом с опытными певчими, которые знают репертуар хора. Так эти юные люди постепенно начинают постигать певческую науку.
Это долгий процесс. Каждому, кто приходит к нам на хор, я говорю следующее: вам придётся учиться год, не меньше. Только через год вы поймёте, что к чему. Если человек не из трусливых (ведь такая перспектива некоторых пугает), то у него всё получится. Сейчас в нашем хоре восемнадцать певчих, и я уверен, что это не предел. Поэтому скажу всем: не бойтесь. Если у вас есть желание научиться петь, то начинайте его приводить в исполнение прямо сегодня!
За что можно потерять место в хоре?
В моей практике подобных случаев не было. Были люди, которые не смогли ужиться лично со мной — у меня скверный характер. Был случай, когда я сказал певчей, что она не отрабатывает то денежное вознаграждение, которое получают певчие, и она обиделась и перестала вообще приходить.
Безусловно, каждый труд должен быть вознаграждён. Во всех храмах певчие получают определённую сумму денег за выход, но когда для поющего в хоре денежный вопрос стоит на первом месте, то это начало конца. Тут нужно задуматься: а туда ли человек пришёл? Церковный хор — это не светский коллектив, поэтому главный и единственный критерий профессиональной пригодности для пения на клиросе — вера в Того, Кого мы прославляем за каждым богослужением — вера в Бога.
Беседовала Екатерина Щербакова
Фото диакона Михаила Ильчука и Александра Шурлакова
Епископы
Фото: Aif.ru Это наивысший священный чин. В прямом переводе с греческого данное понятие переводится как «архиерей» или «надзирающий». Священнослужитель становится епископом после Таинства Хиротонии, по-другому Рукоположение. Его проводит собор епископов, то есть несколько священнослужителей этого ранга, собравшиеся вместе.
В православной традиции епископы наделены теми же полномочиями, что и апостолы. Они возглавляют приходы, а также являются непосредственными руководителями священнослужителей. Имеет право проводить все без исключения Таинства.
Епископы считаются равными по благодати, однако, ради получения помощи в трудных ситуациях часть епископов наделяется дополнительными правами.
Патриарх
Это епископ, руководящий православной церковью в целом государстве. Данный титул дословно переводится с греческого как «семья» и «начальствующий».
При этом в отдельных православных странах церковью руководит архиепископ, например, в Польше или Греции. В Грузии и Албании во главе стоит католикос, а Александрийской и Римской церквями управляет папа.
Митрополит
Это словно с греческого переводится как «столичный». Митрополитом называют руководителя значительной по территории церковной области. В православии ее именуют епархией.
В своей структуре епархии подразделяются на благочиния, еще более мелкая территориальная единица – приход. Митрополит – это почетный священнический титул, являющийся также своеобразной наградой за многолетнее служение церкви или особые заслуги.
Архиепископ
В раннем христианстве сан архиепископа в церковной иерархии стоял выше митрополита. В его непосредственном ведении значилось несколько митрополий, находившиеся в подчинении ему.
В настоящее время в РПЦ архиепископ – почетный сан, предшествующий митрополиту.
Епископ
Священник в сане епископа руководит относительно небольшой по площади территорией. В некоторых случаях у него есть в управлении самостоятельная область или он может являться помощником старшего по рангу архиерея. В таком случае его называют викарным. То есть он сам не имеет собственной епархии в управлении, а обязан помогать в руководстве местному архиерею.
Как правильно пишется, ударение в слове «пономарь»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова закольцевать(глагол), закольцевал:
Предложения со словом «пономарь»
Цитаты из русской классики со словом «пономарь»
— За поповым перелазом подралися трое разом, — зачастил Веткин церковной скороговоркой, — поп, дьяк, пономарь та ще губернский секретарь. Совайся, Ничипоре, со-вайся.
ПОНОМА́РЬ , -я́, м.
Низший церковный служитель в православной церкви; псаломщик. (Малый академический словарь, МАС)
Дополнительно
ПОНОМА́РЬ , -я́, м.
Низший церковный служитель в православной церкви; псаломщик.
Предложения со словом «пономарь»
И вот взял его пономарь
жить у себя в доме, и должен был парень звонить в колокол.
Стоило крестьянину встретить пономаря
, как он приходил в бешенство.
– Если уж на то пошло, – ответил пономарь
, – этому он мог бы у меня научиться; вы его только ко мне пришлите, а я уж его пообтешу как следует.
Морфология
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Источник статьи: https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE/%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%8C
Что должен делать пономарь в храме?
Само слово «пономарь» в русском языке искажено. Греческий оригинал пишется как «парамонарь» и переводится «привратник», «приставник». Со временем в Русской Православной Церкви переиначенное греческое слово «пономарь» вытеснило оригинал и стало широко употребляться.
Изначально пономарство как явление возникло в древней Церкви в связи с Ее непростым полулегальным-полуподпольным положением. За проведение богослужения можно было оказаться арестованным римскими властями, вызвать гонения иудействующих или народный языческий бунт. Кроме того, христиан было тогда в разы меньше, чем язычников, потому приходилось следить за приходящими и причащающимися людьми.
Вот почему контроль за храмовыми дверями являлся не только символическим, но реально важным делом. Из среды верующих избирались благочестивые мужчины, способные выполнять функцию охранников, молящихся от нападения и контролируемых, чтобы оглашенные или находящиеся под епитимьей христиане покидали храм до начала Литургии верных.
Со временем и особенно после Миланского эдикта, подписанного святым равноапостольным императором Константином в 313 году, Церковь получила официальный статус и была избавлена от гонений. Не нужно уже было так охранять вход в храм. Пономари начинают выполнять другие функции, связанные с помощью священнику в алтаре, особенно в служении Литургии. Они следят за освещением храма, возжигают светильники, подают кадило, греют воду на «теплоту» для Таинства Евхаристии, выходят со свечами во время входа, совершают другие важные действия. Также пономари часто выполняют обязанности чтеца. Особенно в чтении Апостола, «шестопсалмия», паремий. Следят также они и за порядком во время богослужения. Выполняют и другие функции. Например, уборщика в алтарях между службами. Потому их стали еще называть свещеносцами, кандиловжигателями, алтарниками.
Ранее над пономарями совершали специальный чин хиротесии. Этот чин предусматривает также возложение на поставляемого архиереем рук. Но без совершения Таинства Священства. Потому чин хиротесии совершается не возле престола, а на середине храма.
Но сейчас чин хиротесии применяется преимущественно для поставления в чтецы и иподиаконы. Для того чтобы получить право стать пономарем, достаточно благословения настоятеля храма.
В алтаре во время богослужения пономарь прислуживает в специальном одеянии – стихаре (с греческого языка переводится как «стих», «строка», «прямая линия»). Стихарь представляет собой аналог священнического подризника. Он выглядит как прямая длинная рубаха почти до пяток. Стихарь может быть любого цвета, используемого в богослужебных облачениях. Сзади на спине обычно на стихаре вышивается крест. Стихарь – символ чистоты – нравственной и телесной, которую должен иметь человек, вступающий во Святое Святых – алтарь, место обиталища Бога.
Между тем пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Между ними разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии; второй же нет. Он не имеет права совершать богослужения самостоятельно, прикасаться к Престолу и жертвеннику.
Но функцию пономаря также умалять нельзя. В книге, представляющей собой руководство для священников «Учительное известие», написано, что священник не имеет права совершать Литургию, если в алтаре нет лица мужского пола, помогающего ему.
Из опыта скажу, что значение толкового пономаря во время богослужения очень трудно переоценить. Во время одной диаконской хиротонии митрополит Антоний Сурожский назвал диакона хранителем священнической молитвы. Это действительно так. Диакон возглашает ектении, подает кадило и пр., единственно для того, чтобы в материальном плане «разгрузить» священника. Ведь он должен предстоять у Престола Божия, ходатайствуя за народ перед Богом. И для этого ему нужно полностью, максимально сосредоточенно углубиться в молитву.
В приходах, где нет диаконов, функцию хранителя священнической молитвы выполняет пономарь. Он берет на себя материально-техническую часть: возжигания лампад, разжигания кадила, приготовления просфор, воды и вина и т. д. для того, чтобы душа священника смогла всецело предаться молитве и творить ее с Божьей помощью для спасения вверенных ему людей.
Потому, конечно же, пономарь (мужчина ли, отрок ли, дитя), углубляясь в Церковь, углубляясь в алтарь, несет равноангельское служение, помогающее творить самое важное дело на Земле – святую Литургию – Таинство, освящающее-обожающее нас и служащее для нашего спасения. Иерей Андрей Чиженко
Иерей Андрей Чиженко
Архивы
АрхивыВыберите месяц Ноябрь 2021 (73) Октябрь 2021 (91) Сентябрь 2021 (57) Август 2021 (61) Июль 2021 (95) Июнь 2021 (64) Май 2021 (101) Апрель 2021 (85) Март 2021 (71) Февраль 2021 (86) Январь 2021 (98) Декабрь 2020 (116) Ноябрь 2020 (109) Октябрь 2020 (135) Сентябрь 2020 (135) Август 2020 (162) Июль 2020 (143) Июнь 2020 (141) Май 2020 (173) Апрель 2020 (256) Март 2020 (195) Февраль 2020 (127) Январь 2020 (106) Декабрь 2019 (151) Ноябрь 2019 (122) Октябрь 2019 (132) Сентябрь 2019 (139) Август 2019 (132) Июль 2019 (150) Июнь 2019 (118) Май 2019 (130) Апрель 2019 (136) Март 2019 (122) Февраль 2019 (137) Январь 2019 (156) Декабрь 2018 (182) Ноябрь 2018 (143) Октябрь 2018 (146) Сентябрь 2018 (103) Август 2018 (82) Июль 2018 (99) Июнь 2018 (63) Май 2018 (67) Апрель 2018 (65) Март 2018 (69) Февраль 2018 (63) Январь 2018 (69) Декабрь 2017 (59) Ноябрь 2017 (69) Октябрь 2017 (54) Сентябрь 2017 (55) Август 2017 (54) Июль 2017 (75) Июнь 2017 (62) Май 2017 (64) Апрель 2017 (46) Март 2017 (53) Февраль 2017 (35)
Аналоги пономарского служения
Каждому православному верующему человеку на планете известно, слово типикон. Поскольку оно, как и ранее обозначает богослужебный устав православной христианской церкви.
Согласно такому уставу пономарь по-иному может именоваться как:
-
свещеносец;
кандиловжигатель;
параекклисиарх.
Однако из-за сложности произношения, в современном мире не используются такие термины, которые звучат в типиконе, следовательно, даже служители храма не используют их в ежедневном обиходе
Важно отметить, что современная православная церковь в России называет пономарем простого, то есть обыкновенного алтарника. Следовательно, можно сделать вывод, что пономарь – это не только священнослужитель, но и человек, у которого имеется большое количество обязанностей, которые связаны с алтарем в храме, церкви или монастыре
То есть любой православный верующий человек, посещая храм, всегда видит пономаря, однако не знает, как именно называется его работа.