Бездетность: наказание или промысл?

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Почему Бог допускает мученическую смерть?

Чаще всего говоря о мученической смерти у меня как у священника возникает образ наших святых. И в этом измерении очевидно, что мученическая смерть — самое замечательное, что может быть с человеком. Господь сказал, что блаженны те, кого поносят за Его имя, проклинают. Здесь все понятно: путь на страдания и крест — осознанный выбор любящих Бога больше жизни. И Господь просто исполняет их волю. Святые сами радовались возможности пострадать, не избегали этого креста, а к нему стремились. Даже тот, кто в какой-то момент избегал, старался уклониться, потом преодолевал этот страх силой воли и шел на смерть за Христа, понимая, что это лучшее, что может с ним произойти.

В наше время чаще всего под мученической смертью подразумевается смерть насильственная или же смерть, которой сопутствуют страдания. Возможно ли получить рациональное объяснение такой мученической смерти, особенно если вопрос этот звучит как претензия к Богу, как ропот на Его несправедливость и жестокость? Как мы, верующие, можем размышлять о смерти от страданий, смерти в мучениях?

Мы знаем, верим, чувствуем, что Господь всех нас любит, поэтому не просто допускает, а дает кому-то из нас, верующих или сомневающихся, возможность часть неправедной жизни искупить болью, страданиями перед смертью. К сожалению, часто мы забываем и не видим, как приходится отвечать за последствия своего свободного выбора и своих поступков. И без веры очень сложно осознать, что последствия эти могут ощущаться не только в этой жизни, на земле, но и в вечности. Господь предпочитает освободить нас от вечных мучений, чтобы мы здесь максимально очистились для той жизни. Проще понять, когда мучения связаны со страстями: человек чревоугодием или другими вредными привычками накликал на себя болезнь, беду. Но если он страдал, мучился здесь от последствий греха, то дальше Господь имеет возможность сказать, как и расслабленному, которому Он вернул здоровье: «Иди и больше не греши».

Важнее всего, что сами страдания, с точки зрения христианской, не так страшны, потому что они временны. Мы придаем большое значение мученичеству перед смертью, потому что это последнее время человека на земле. Но все видится иначе, если посмотреть на мучения с точки зрения вечности. Когда человек уже умер, то он пребывает в вечности и ему уже не так принципиально, сколько он мучился — один день или годы. Душа его уже свободна от тела, поэтому конечные страдания и мучения не являются трагическими — они становятся таковыми только в перспективе бесконечности. Земные страдания проходят, а если они еще и приносят пользу душе в вечности, то слава Богу за них.

Когда находишься рядом с близким, который страдает и умирает мученически, нужна вера, чтобы понять Бога, который любит наших близких еще больше нас. Все наши переживания зачастую связаны с тем, что это я так люблю человека, который страдает. Но если знать и верить, что Господь любит близкого нашего, страдающего в мучениях, еще больше, то это успокаивает и утешает.

Верующий человек не может сказать, что он сам любит кого-то больше, чем Господь. Наша любовь эгоистична, потому что страдания мы пропускаем через себя: мучаемся, потому что близкий испытывает боль. А Господь любит просто, без оглядки на Себя. Если Он умер на Кресте за всех нас, то конечно, Он любит нас. И если уж Он допускает мучения человека перед смертью, то это не просто так. Для кого-то в этом мире любовь Божия, смысл мучений близких, детей могут быть скрыты нашими собственными грехами, окружающим миром, а в вечности Любовь явится со всей очевидностью.

Не верить будет невозможно, увидев эту Любовь лицом к лицу.

А пока мы здесь и нам не хватает веры, то существуют страдания от таких вопросов. Если же хотя бы теоретически пытаться понять эту любовь Божию, то сосредотачиваешься не на вопросах и страданиях, а на доверии Богу и на том, чтобы быть рядом с болеющим человеком, помочь ему, разделить его временные мучения.

Люди хотят утешить, а не причинить боль

Как правило, тезисами выше люди пытаются хоть как-то родителей поддержать или приободрить

Обесценивание, скрытое в них, действительно может ранить, но важно понимать, что они звучат не со зла

Мне кажется, если бы к ним шло какое-то пояснение намерений, горюющим могло бы быть чуть легче. В нашей ситуации мне помогало, прежде чем раниться или обидеться, попробовать их «перевести» для себя.

Мне самой было важно наполнить приход долгожданного сына, и тем более его внезапную и непредсказуемую смерть смыслом… 

Смыслом, который давал бы силы как-то с этим смириться и жить дальше. 

Кроме того, я понимала, что люди, которые нас окружают, не желают мне зла, поэтому я переводила их слова так: 

«Я бы хотел(а), чтобы то, что ты проходишь, не разрушало тебя, чтобы у тебя оставался смысл жить и вера в будущее». 

«Я надеюсь, что ты сможешь восстановиться в этой ситуации».

Если чьи-то тезисы не совпадали с моей картиной мира, я напоминала, что, говоря с другими о смерти, многие в те редкие моменты позволяют поговорить о ней самим себе

Важно помнить, что для многих чужая ситуация утраты срабатывает триггером к их собственным страхам и потерям. Мне помогало помнить, что в этот момент люди говорят о своем

Конечно, немного обидно в моменты, когда нуждаешься в поддержке, быть для кого-то всего лишь зеркалом, но так мы устроены. 

Когда я стала добавлять «мне кажется…», «мне важно думать, что…», «мысль о том, что… дает мне надежду», воспринимать чужие неловкие соболезнования и выражения чувств стало намного легче. 

«Я надеюсь, что вы еще успеете родить нового малыша» или «Я уверена, 37 лет не возраст — у меня знакомая родила первенца в 43, поэтому я верю, что вы тоже успеете!» — и оказывается, что человеку действительно не все равно, он искренне хочет, чтобы у нас были свои дети.

Мне важно верить, что нам суждено встретиться в иных мирах с теми, кого мы любим», — и человек стремится поделиться своей картиной мира, которая дает надежду. 

Но, конечно же, если речь о том, что говорить пострадавшим, и вам важны чувства того, кто перед вами, важно задуматься, как может понять вашу фразу собеседник, не сделает ли она ему хуже или больней? Не у всех найдется в той ситуации ресурс, чтобы «переводить». 

Есть ли надежда на спасение?

— Жена спасается чадородием. Сегодня это устойчивое словосочетание, весьма расхожее в православных кругах. Но как быть тем, у кого в силу обстоятельств детей нет? Что, никакой надежды?

Протоиерей Алексий Уминский

— Мне кажется, достаточно странно было бы воспринимать слово «чадородие», сказанное в известном послании апостола Павла (1 Тим 2:15), как просто «репродуктивность». Ведь тогда получается, что любая языческая репродуктивность, в основе которой лежит лишь архетип продолжения рода, — спасительная.

Мы знаем, что семья праведных Иоакима и Анны не была многодетной, как и семья святых Захарии и Елисаветы. Наоборот, долгое время им приходилось нести поношения за бесчадие. Но ведь утробная религиозная идея о том, что продолжение рода и есть как бы твое продолжение в вечности, для нас, христиан, неактуальна — мы ведь знаем, что спасение — это обретение Царства Небесного, как об этом говорит Новый Завет. Так что, по-моему, в данном случае апостол Павел имеет в виду не просто многодетность.

И хотя, разумеется, многодетность — благо, воспринимать ее как некое единственно возможное для женщины духовное делание, необходимое ей для спасения, — это не просто неверно, но даже опасно. Ведь все люди разные, а человеческий ресурс очень ограничен: кому-то многодетность действительно посильна, а кому-то непосильна совершенно.

Оксана Головко

Многодетность хороша, когда она осмысленна, когда она наполнена родительской любовью и одновременно духовными и физическими силами. Но, увы, бывает, что в семьях, где много детей, эти дети оказываются лишенными полной меры необходимой родительской любви, заботы и внимания. И не потому, что родители плохие. Просто у них сил не хватает.

— Что же тогда, на Ваш взгляд, имел в виду апостол Павел?

— На мой взгляд, он говорил о том, что женщина, как христианка и мать, должна как можно больше вложить в воспитание своих детей

Одного или многих — неважно, главное, стольких, сколько будет Богу угодно. В любом случае она несет за них ответственность перед Богом и должна даровать им полноту материнской любви, организовать окружающее их пространство как храм Божий в своей семье

— Но как в таком случае спасаться женщине бесплодной?

— Она спасется следованием за Христом, исполнением Христовых заповедей, и прежде всего — заповедей любви. Так же, как спасется и мужчина. А вот из логики странно трактующих высказывание апостола Павла выходит, что мужчина спасется сам по себе, он и так хорош, а женщине надо еще и детей родить. Но это, конечно, неправильно. Ведь это совершенно убогое понимание фразсемы, вырванной из контекста Священного Писания. Она просто не может толковаться и читаться в том смысле, что женщине надо быть исключительно репродуктивной машиной и в том якобы состоит главная ее заслуга перед Богом.

Ведь в противном случае для нас идеалом христианской семьи должна стать мусульманская семья или люди племени мумба-юмба. Именно они живут установкой: чем больше детей, тем вероятнее, что хотя бы часть из них не умрет, останется в живых и, как следствие, род будет продолжаться. Только что в этом от христианства?

— Но бездетные супруги часто ощущают, что в их жизни не хватает чего-то очень важного…

— Да, когда в семье нет детей — это связано с очень большим человеческим страданием. Потому что в христианских семьях очень хотят иметь детей, исходя из самой природы христианского брака. Он осмысляется как брак, в котором любовь — это прежде всего любовь жертвенная, приносящая себя кому-то. И дети — тот плод брачной любви, которому родители могут себя отдать. Когда этого не случается, супруги действительно чувствуют свою неполноту и неполноценность. Может ли быть это наказанием Божьим? Далеко не всегда. Могут ли эти семьи толковать бесчадие как поношение в ветхозаветном смысле? Думаю, что ни в коем случае.

Карма рода

С другой стороны, один единственный человек может положить конец череде несчастий и невезений в семье. Он может искупить грехи своих предков, проживая глубокую духовную жизнь.

Когда человек живет честной, истинной и чистой жизнью, духовное благословение распространяется на 7 поколений вперед.

Следовательно, последствия поступков отражаются на 7 поколений назад и вперед и зависят от чистоты и силы духовности одного человека.

Один знаменитый медиум поведал историю о том, как еще в далеком 1995 году он провел особый обряд, с помощью которого (в соответствии с традицией американских индейцев), 4 дня и 4 ночи он связывался со своими предками и разговаривал с ними.

Предки рассказали ему, что им больно, и они нуждаются в облегчении своих страданий. Облегчение зависело от той жизни, которую проживал этот медиум в данный момент. Они также сообщили, что у предка, жившего несколько поколений назад, когда-то было ведение, что именно этот медиум спасет всю семейную линию от несчастий.

Запомните, всё, что вы делаете со своей жизнью, затронет не только лично вас, но и 7 поколений, начинающие отчет от вас. Ваши действия являются частью взаимосвязанных поступков. Рано или поздно карма обязательно настигнет вас и ваших потомков.

К сожалению, из-за недостатка знаний и неверия большинство и не подозревает о том, что их действия имеют кармические последствия для их детей и дальнейших поколений. Если бы люди были более осведомлены об этом, они, пожалуй, не совершали бы многих вещей, которые совершают сегодня.

Это, кстати, знали еще в древние века, но почему-то об этом забыли в наши дни.

Бог может дать детей в ответ на искреннюю молитву, но лучше Его не просить

Случается, что Бог, по большой любви к нам, уступает на настойчивую и искреннюю молитву. Подобным образом родитель может купить ребёнку вредный продукт, просто потому, что сын или дочки очень уж слёзно просят. Мы знаем, что это навредит, но, в конце концов, иногда томления чада перевешивают.

Но не стоит пытаться давить на это. Христианские авторитеты соглашаются, что даже если Бог уступит и позволит всему свершиться по воле человека, события эти всё равно будут иметь печальный итог.

Это тот случай, когда Всевышний даёт нам на собственном опыте пережить ошибку и понять, что не стоит указывать Богу, как и что делать.

Важно услышать слова поддержки

Психологи говорят, что, когда у нас умирает кто-то близкий, мы частично умираем вместе с ним — настолько нас опустошает смерть, особенно внезапная, к которой мы не были готовы. Смерть — это всегда травма, всегда рвется привычная картина мира.

Часто те, кто остались в живых, испытывают чувство вины. За то, что не смогли ничего исправить. За то, что не смогли уберечь. Даже за то, что они все еще живы.

В этот момент нам особенно требуется принятие. Некое подтверждение: ты есть, ты живой, ты хороший, ты имеешь право жить дальше, ты не виноват.

И эта потребность в признании рождает необходимость в том, чтобы окружающие признали факт случившегося и горечь от этого факта. 

Так проявляется внутренний конфликт, в котором, с одной стороны, хочется получить принятие, подтверждение, что ты есть, с другой стороны, страшно себя проявить, чтобы не стало еще больней, чтобы не обжечься о реакцию. 

Человек, который проживает утрату, как правило, очень раним

Все его существо проживает острую боль, особенно если с момента трагедии прошло недостаточно времени (важно оговориться, что «достаточность» тут будет у каждого своя — у кого-то месяц-два, а кому-то не хватит и нескольких лет). И от этой «оголенности» все становится намного острее. 

Если мы будем тактичнее, проживающим горе станет хотя бы немного легче.

Фото: из личного архива Теххи Полонской

Страдания переполняют землю

Когда встречаешься с людьми, которые пережили страшную трагедию, говорить о страданиях трудно. Если бы я сейчас смотрел в глаза матери, у которой погиб ребенок, мужу, у которого погибла жена, сыну, у которого погибла мать, я не знаю, что бы я сказал… Хотя я сам пережил подобное и понимаю, как это тяжело. У меня умерла жена, умерло трое моих внуков в младенчестве. Мир становится черно-белым вместо цветного. Еда теряет свой вкус, когда ты рядом с близким человеком переживаешь опыт умирания. Хотелось бы, чтобы страданий не было, чтобы все жили счастливо, весело, радостно, чтобы никто не болел раком, рассеянным склерозом, чтобы люди никогда не попадали в автокатастрофы, чтобы не разбивались самолеты. Но тем не менее страданий и скорби никому не миновать. Они есть в жизни. Как к ним относиться?

Недавно ко мне пришел один человек — очень хороший, очень верующий. Он рассказал, что не может больше молиться, не может заходить в храм. С ним произошла страшная история. У него была знакомая двадцати лет, которую он знал с детства. У этой бедной девушки были долгие периоды депрессий, она была психически тяжело больна. Они с мамой были некрещеные, неверующие. Однажды эта девушка пропала. Ее долго не могли найти. Но по телефону смогли определить, что она пошла в лес, туда, где были вышки, с которых летом можно прыгать вниз на резиновом канате — такой аттракцион. Когда мой друг искал ее, он очень горячо молился. Ему казалось, что Бог его слышит и что она обязательно останется жива. Но он сам ее нашел. Она была мертва. Девушка покончила собой, спрыгнув с вышки. Это было страшно. И он не смог принять то, что Бог допустил смерть этой девочки. Ясно, что мир несовершенен. Но как всесильный Бог, который сотворил этот мир, как Он мог это допустить? И как можно верить в Бога, когда такое происходит на земле?

Победить зло и избежать страданий можно, если следовать путём Господа

Вопрос о том, почему, если Бог всемогущ, он допускает существование в мире зла и страданий известен человеку давно. Ответ на него дан в Евангелии. Для того чтобы понять это и обрести оружие против зла и страданий необходимо знать, что:

никакого «невинного» страдания не существует, так как люди по своей природе греховны, так, например, в это связи можно привести следующую цитату из Библии:

(Римлянам 3:23)

мир проклят из-за непослушания первочеловека Слову Божьему, но в один день Бог снимет это проклятие и всё восстановит:

(Откровение 21:4)

в мир пришёл Спаситель, который страдал больше всех смертных когда-либо. Тем самым избавил мир от тяготеющего над ним Проклятия, указав путь к спасению.

(1 Коринфянам 15:3)

человеку посылаются страдания для того, чтобы он мог задуматься о Боге и необходимости спасения, для чего обратиться ко Христу с покаянием и верой. Страдая, человек очищается от первородного греха и становится подобен Христу.

Каждый христианин должен помнить о том, что Бог любвеобилен и милостив. Даже если страдания и болезни присутствуют в нашем мире, это означает только то, что существует первородный грех.Именно из-за него пришло зло в наш мир.

Всем нам, как возлюбленным чадам Божьим, необходимо помнить о том, что в послании Римлянам сказано:

(Римлянам 8:28)

Дионисий. Распятие. 1500 год. Иисус – пример страданий на пути ко спасению

При этом ни один православный не может уверенно заявить о том, что он спасен. Дело в том, что спасение – это дело всей жизни человека. Невозможно в один день обрести то единство с Богом, которое разрушил первый человек, впав в грех.

Католики, протестанты и представители других ветвей христианства утверждают, что путь к спасению прост. Он, по их мнению, состоит в посте, молитве, отказе от обжорства, пьянства, наркотиков.

Но спасение — это нечто большее, нежели внешне прилежное участие в жизни прихода.

Мы знаем, что был первый Адам, которого Господь возвысил. С этой высоты, по гордыне своей он пал, так как согрешил. Однако существует и второй Адам — Иисус Христос.

Он пришёл в наш мир даровать свободу от греха, спасти нас и вознести нас на небеса. Все люди умерли в Адаме, но по милости Божьей им суждено воскреснуть в Христе.

Земной путь Христа, в том числе и путь страданий, должен служит нам примером того, как необходимо бороться со злом и преодолевать страдания на пути к спасению.

Даже римский прокуратор Понтий Пилат, присутствуя при страстях христовых, поразился тому, как стойко выдерживает Он упрёки, оскорбления, физические мучения и сказал о Нём народу:

(Ин. 19,5)

Расставаясь с учениками, Христос объявил им:

(Ин. 16,33)

Это означает, что зло никогда не отступит добровольно и с ним необходимо бороться.

При этом необходимо всегда помнить о том, что христианство не зовёт к страданиям. Его задача — указать верующим на то, что на пути борьбы со злом имеется опасность пострадать.

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их святая София

Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых.

Христианство — это религия любви. Любя Бога, христианин любит и создание его — человека.

Таким образом, спасаясь, он спасает и окружающих. Естественно, что на этом пути будет непонимание, зависть, злоба, мучения и т.д.

Имея примером Господа нашего Иисуса Христа, любой христианин может преодолеть все препятствия, которые воздвигает Диавол на его пути к спасению. Только следуя путём Господа, можно победить зло и избавится от страданий!

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

«Это ваш жизненный урок»

Есть фразы, которые будут уместны только в случае, если человек их скажет сам себе. 

Фразы, которые придадут потере малыша (или другого близкого человека) некоторый смысл. Сам родитель может задуматься и ответить себе, какой урок или опыт он получил. 

Сам родитель может решить, будет ли он менять мир или просто свою жизнь

Не важно, о чем именно будет его решение: написать книгу, пойти в благотворительность, взять ребенка из детдома, уйти с работы и заняться делом, о котором он всегда мечтал. При этом те же фразы, которые звучат от других, даже самых близких людей, не говоря уже о посторонних, будут ранить

Что именно это может быть?

«Это твой (ваш) жизненный урок».

«То, что не убивает, делает нас сильней».

«Ты должен сделать вывод, чему тебя учит эта ситуация».

«Возможно, сейчас для него было не лучшее время…»

«Все, что ни делается, все к лучшему».

«На все воля Божия…»

«Невинные души попадают в рай!»

Важно помнить, что у того, кто горюет, может быть отличное от вас видение того, как устроен мир, он может принадлежать к другой религиозной конфессии или его вера проходит через кризис после трагедии. 

Даже если вы искренне верите в то, что говорите, если уверены, что человек справится, что он сможет принять ситуацию как опыт, ваши слова сейчас сделают ему только хуже, потому что они призваны блокировать эмоции горя, работают на демонстрацию того, что нет повода переживать. Даже если он с вами согласен, особенно если согласен, то получается, его боль — неуместна? 

Как распознать у ребенка опасные последствия ковида

— Дети болеют коронавирусной инфекцией гораздо реже, чем взрослые, — объясняет врач-педиатр, кандидат медицинских наук Евгений Тимаков. — Но, с другой стороны, выявляется она гораздо реже, чем у взрослых. Потому что с детьми реже обращаются за помощью. Так как коронавирусная инфекция у детей протекает в более легкой форме, часто — малосимптомной. 

Процент детей, которые заболевают коронавирусной инфекцией, вырос. Если прошлой весной болели 4–5%, то сейчас — от 10 до 12% в зависимости от региона, отметил собеседник «Правмира». 

— Где-то у 2% детей заболевание протекает в тяжелой форме. И самое тяжелое осложнение — это мультисистемный воспалительный синдром. Это аналог цитокинового шторма у взрослых. Он развивается, как правило, у детей, которые имеют сопутствующую патологию, и риски развития осложнений имеют дети с хроническими заболеваниями, аутоиммунными, сахарным диабетом. Это дети с избыточной массой тела. Летальные исходы у детей, к счастью, единичны, но они есть, — продолжает Евгений Тимаков. 

Фото: Gustavo Fring / pexels

При этом он считает, что болезнь не может привести к летальному исходу за несколько часов. Потому что коронавирус не вызывает осложнения так быстро. 

— Коронавирусная инфекция накопительная. В описанных случаях, скорее всего, коронавирус развивался до этого, но не были распознаны симптомы. Пятна на руках — это однозначно действие мультисистемного воспалительного синдрома. Он развивается чаще всего через 1–6 недель после перенесенной инфекции. Любые высыпания после коронавирусной инфекции требуют осмотра врача и зачастую госпитализации, чтобы проводить специфическую терапию, — заключает он.

Родителям нужно обращать внимание на следующие симптомы у детей: 

  • усталость;
  • утомляемость;
  • нарушение сна; 
  • одышка; 
  • изменение цвета кожных покровов; 
  • боль в грудной клетке, в ногах, в мышцах, в суставах;  
  • длительная высокая температура. 

В этом случае однозначно нужно обращаться к врачу. 

Правильный батюшка

А еще обиделась она на священника, отца Антония. Когда все же пришла на подворье со своим Генкой, так сына назвали. Через боль пошла.

Отец Антоний был настоятелем в храме, куда они с мужем ходили. Назначили его туда месяца за три до рождения Генки. А предыдущий — по возрасту ушел на покой. Близко они не общались — здоровались только. Исповедь ее молча раза три выслушал. Вот и все…

Синдром Дауна. Это случилось с нами

Но за это время успела Вика заметить, что любил отец Антоний порядок. Фанатично. Даже сдвинутые со своих привычных мест церковная лавочка или подсвечник могли поколебать его душевное равновесие

Тогда он тщательно и скрупулезно объяснял храмовым тетушкам о важности порядка в жизни христианина

На службах у него тоже царили порядок и благоговение. А не как при прошлом настоятеле — «разброд и шатание». Каждый знал теперь свое место, послушание и последовательность действий.

Отец Антоний и проповеди больше всего любил говорить о правилах и порядке семейного устроительства. Как целомудренно жить, как жениться-замуж выходить. Как постные дни соблюдать, как правило и Писание читать (он очень любил это слово — «правило») и какова в семье иерархия.

— И тогда все у нас, братья и сестры, будет хорошо, — резюмировал он. — И чада у нас будут хорошие — послушные и здоровые! Аминь!

Было у батюшки с матушкой двое детей. Хотели еще. Виктория сама слышала, как говорил он: «Духовенству ПОЛОЖЕНО многочадие».

Матушка его, Елена, кстати, была тогда беременна. Так что можно считать, что положенного многочадия отец Антоний уже достиг.

Вот таким был этот новый настоятель. К нему и подошла Виктория со своей бедой. Чтобы правильно рассудил.

Все некрещеные попадают в ад

Об участи некрещеных людей рассуждали многие богословы и старцы. Нередко в качестве вступления к своим размышлениям они приводили цитату из Евангелия: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:16). Как говорил блаженный Феофилакт Болгарский веровать недостаточно, необходимо еще и креститься, «ибо кто уверовал, но не крестился, а остается еще оглашенным, тот не спасен еще».

К аналогичному мнению склонялись и другие священники. Они также были уверены в том, что тем, кто не испытал таинство крещения, путь в рай закрыт. Так святитель Кирилл Иерусалимский утверждал, что тот, «кто не принимает крещения, тот спасения не имеет». Однако святитель отмечал, что это не относится к так называемым мученикам. Амвросий Медиоланский тоже говорил о том, что никто не может войти в царствие небесное иначе как через таинство крещения.

Однако современные толкователи не столь категоричны. Например, богослов Сергей Худиев пишет, что по упомянутой выше цитате из Евангелия трудно судить о загробной жизни. «Мы просто не знаем» — подводит итог Худиев.

Трагическая смерть детей на Рождество: почему Бог попускает такое?

В ночь на Рождество Христово трагически погибли дети. Беда случилась ночью с 6 на 7 января 2021 года в деревне Кучеры Борисоглебского района Ярославской области. Православная семья Скорихиных вечером легла спать пораньше, чтобы утром всем вместе пойти на праздничную Литургию. А около полуночи загорелся дом. Огненная стихия быстро охватила старый деревянный сруб. Трое деток – Анастасия (11 лет), Иоанн (8 лет), Татиана (5 лет) – погибли. С тяжелыми ранами спаслись родители Алексей и Мария.

Есть скорби, от которых леденеет кровь, а голос умолкает. Ибо кто вернет родителям самых родных, бесценных – деток, в которых вся их жизнь, всё счастье, заветные надежды? Мы – не ангелы, мы люди, и потому утрата на земле наших деток – для нас безутешное горе.

Вот очень простое жизненное правило: хочешь измерить глубину чьей-то скорби – примерь ее на себя. Соотнеси гибель детей с возможной утратой своих собственных деток. Поставь себя на место родителей, утративших чад, – и увидишь, что пред силой охватившего их горя какие-либо рассуждения бессмысленны. Объяснения и доводы рассудка слабы, увещания не действуют, а произнесенное слово оказывается фальшивым. Поэтому с трагической гибелью невинных детей прекращается какое-либо назидание. Поэтому пусть никто не произносит своего суда, просто пусть каждый от сердца помолится о почивших детях и с состраданием помолится об оставшихся живыми родителях.

Но почему попущено такое? Почему именно на Рождество, когда всем подается радость? Почему Бог не уберег их в Свой праздник?

У меня перед глазами протоиерей Василий Романюк, его дети, его скорбь: две из четырех его дочек также перед Рождеством Христовым сгорели в огне. Он мчался домой что есть силы, молился как мог, но деток всё равно не спасли. Их выводила старшая дочь. Вывела младшую, а две другие испугались и спрятались в шкаф. Огонь не позволил старшей вернуться за ними. Пожарная приехала без воды, а возле пруда застряла. Словно по какому-то велению свыше трагедии позволено было случиться. Душу отца Василия раздирали всевозможные искушения, но каким-то непостижимым образом ему было дано утешение: он увидел, как Божия Матерь держит его дочек за руки, а сами они несказанно радуются. Господь принял их в Небесные обители.

Страдания – всегда тайна. Тайна непостижима для слабого рассудка человека. Нам хочется понять смысл трагедии с позиции своей краткой жизни. Такая попытка обречена на крах. Ибо отнятого земного пути, возможных земных радостей, успехов – не вернуть. Но если есть что-то более высшее, несказанное, восполняющее скорби земного пути – то да, страдания оправданы и имеют смысл.

Тайна страданий – она же и тайна Божиего сострадания нам. Потому что Бог – неизреченная Любовь, Всемогущество, Вечность – стал смертным Человеком, чтобы страдать вместе с нами. Эту тайну постигла Божия Матерь. Она еще нянчила на руках Своего Сына, а Ей уже предсказано о Его муках и смерти. Он еще Младенец, а Ему уже преподнесли смирну – символ погребения. Он еще не ступил Своими ножками по нашей грешной земле, а Его уже ищут убить. Преподобному Пимену Великому (об этом свидетельствует его ученик, авва Исаак) дано было созерцать Голгофу, он видел Крест, на котором распят Спаситель, и видел, как рядом стоит Божия Матерь и плачет. Разве этот плач сможет кто-то из людей утешить? Глубину материнской скорби не восполнит ничто человеческое. Восполнит только Божие. И это ведает Божия Матерь.

Вот элементарная истина – страдания не исчезли с рождением Христа. Потому что наше странствие – вне Райских врат. Неизбежны утраты, в которых зияет какая-то страшная несправедливость. Эта несправедливость поселилась лишь потому, что мы сами в свое время ушли от Бога. В мир вторглось зло, а разве зло бывает справедливым?

Да, страдания на земле неизбежны, но с Рождением Христа в них появился смысл. Они – собственно то горнило, которое переплавляет наши души для Райской красоты. Они и есть путь к Раю.

Тайна страданий – она же и тайна спасения нашего. Сын Божий для того стал Младенцем, чтобы принять на Себя участь страждущих младенцев. И не только их, а участь всех несправедливо страдающих.

Тайна страданий непостижима. И даже когда нам хочется отдать свою жизнь за других, Бог ведет нас более трудным путем: у нас отнимаются самые дорогие, любимые, близкие. И это тяжелее принять. Но у Бога никто не забыт.

«Это те, – говорит Священное Писание, – которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога… Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7: 14–17).

О чудесах

— Значит, супругам, если у них не получается с деторождением, стоит оставить мечты родить ребенка?

— Но в нашей жизни всегда есть место чуду. Тем более, если речь о молодой семье, жизнь которой еще не определилась окончательно. У таких людей должна быть надежда на чудо, на милость Божию.

В моем приходе были случаи, когда родители со всеми минусами здоровья, с медицинскими заключениями о бесплодии, все же рожали. Рожали по обету, по молитве, и очень часто рожали, потому что обращались в монашескую республику Афон. В монастырь Хиландар, где из гроба святого Симеона Мироточивого, отца святого Саввы Сербского, уже много-много столетий растет виноградная лоза.

В принципе, мне не свойственны разговоры о чудесах: смущает некая экзальтация в этих вопросах. Но тут уже ничего поделать не могу. Сам, несколько раз лично бывая на Афоне, привозил из Хиландара засушенные ягодки винограда. И с иконой святого Симеона, с молитвой давал их некоторым нашим прихожанам, которые, исполнив сорокадневное правило поста и молитвы, потом вкушали эту ягодку, причащались и… зачинали детей. У меня в приходе таких случаев несколько.

Но чудо дается, если действительно есть плод молитвы и великое упование на Бога. Не вырывание у Бога: «Дай во что бы то ни стало!», а готовность принять Его любое решение: «Да будет воля Твоя!» Главное — бездетная семья не должна чувствовать себя неполноценной. Супруги всегда должны помнить, что если Бог есть любовь во всем, то можно Его и не понимать, но нужно жить, спокойно Ему доверяя.

Почему умирают дети. Пример трех сестер

Пришла на сеанс женщина 54-х лет. Она была последней из трех сестер-тройняшек, одна из которых ушла из этого мира при родах, а вторая к 4-м годам развила болезнь мозга (сейчас не помню что именно), мешавшую ей нормально развиваться, что повлекло ранний уход в 45 лет (за 9 лет до проводимого сеанса).

Во время беременности, ввиду тройной нагрузки, не было ясно выживет ли их мама, и она действительно почти умерла при родах, чудом оставшись в живых. Однако потом, в течение 10-ти месяцев от рака ушел их отец. Можете себе предствить ситуацию. Подопечная хотела узнать, почему так получилось, за что такое наказание.

Оказалось, что все 5 упомянутых (душ родителей и детей) обычно воплощаются вместе, как семья. При этом, их урок на эту жизнь был в следующем: дети должны были прожить жизнь только с одним родителем.

Таким образом по изначальному плану мама действительно должна была перейти в мир иной во время родов, но на семейном совете там наверху, по своим внутренним причинам, было решено, что уйдет отец, их роли поменялись.

Душа первого ребенка (ушедшего младенцем еще на входе в воплощение) не пожелала проходить столь травмирующий опыт и ретировалась, пока не поздно, пока полностью не зашла в физический мир и не закрылась связь с тонким.

Вторая сестра, ушедшая 9 лет назад, решила преподнести себе экстра-жесткий урок развитием болезни, и таким образом оставить особенную печать о данном воплощении, дабы больше таких сложных сценариев не повторять. При всем этом, именно трем сестрам пришлось выбирать кто именно из родителей должен уйти…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector