Наказывает ли бог?
Содержание:
- Почему Господь посылает недуги?
- Больше уже никогда не случится самое страшное
- Почему Бог не наказывает плохих людей?
- О перенесении кары на следующую жизнь и о справедливости этого
- Наказание в земной жизни
- Бог не создаёт, не посылает и не требует страданий
- За что Бог наказывает безумием?
- Является ли супружеская измена грехом?
- Почему мы читаем Писание, как детектив
- Информация:
- Происхождение выражения
- Примеры употребления
- «Бог есть любовь, поэтому он не может наказывать»
- Хорошая новость и плохая новость
- «БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, ПОЭТОМУ ОН НЕ МОЖЕТ НАКАЗЫВАТЬ»
Почему Господь посылает недуги?
Протоиерей Дмитрий Беженарь, отвечая на этот вопрос, подчеркивает, что Господь не посылает недуги, а попускает их. То есть по Промыслу Божию каждый человек оказывается в ситуации, максимально полезной для его спасения. Например, когда человек, погрязший в грехах и бытовых проблемах, заболевает, то у него появляется время отдохнуть от рутины, побыть одному и подумать о своей жизни, осознать, что он живет на Земле временно. Конечно, болеть и страдать неприятно, но иногда только тяжелое телесное заболевание способно вылечить душу. Святой Иоанн Лествичник, преподобный Исаак Сирин и святитель Игнатий Брянчанинов в своих творениях пишут, что видели, как больные люди через телесные болезни освобождались от своих душевных страстей. Кроме того, милосердный Господь иногда «болезнью укрывает от беды» (святитель Феофан Затворник), которой человек бы не избежал, будучи здоровым.
Больше уже никогда не случится самое страшное
И только теперь пришло время потопа. Который мы воспринимаем так: будто Бог, чрезвычайно жестокий и страшный, несправедливо мстит человеку, Ему словно нравится наказывать и карать, мучить и лишать жизни. И вот Он приступает к тому, чем привык заниматься. А мы должны трястись от страха и охваченные ужасом падать ниц, но нас и не подумают прощать. Громы и молнии неизбежны.
Однако здесь все сложнее. В критический момент, когда последствия грехопадения могут стать необратимыми, Бог своим промыслительным действием изменяет ход человеческой истории и направляет ее от погибели ко спасению. Он положил предел царству греха, которое строили люди, утратившие подлинный смысл своего существования, навел на землю потоп и дал ей новую жизнь. Чтобы в дальнейшем от Ноя и его сыновей Сима, Хама и Иафета произошли праведники, способные служить Богу и вести людей к Нему.
Больше уже никогда не случится самое страшное, критический этап человечеством пройден, и оно, несмотря на множество испытаний и падений, не будет целиком предано беззакониям. Зло не победит в этом мире, о чем свидетельствует знамение завета между Богом, Ноем и его сыновьями: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею» (Быт.9:13). О бесконечной милости, победе добра и Божией правды говорит она людям.
Почему Бог не наказывает плохих людей?
Иерей Николай Петров
Слово «наказание» правильно переводится и понимается как «научение». Господь никого не наказывает, не пытается доставить неприятность какую-то, а пытается научить нас всех. С нашей точки зрения человек плохой, а Господь только знает, в чем он плохой и насколько, кому и какое научение (наказание) поможет исправиться.
В этом мире нет справедливости, она будет только в Царствии Небесном. Здесь же главное, чтобы человек встретил смерть в максимально нравственном состоянии, чтобы он успел что-то исправить, совершить, понять. Поэтому Господь индивидуально подходит к каждому, зная, какое наказание на него подействует. А если человек в результате этого испытания ничего не поймет, а только озлобится еще больше, то Он не будет его как-то специально мучить. Поэтому все наши размышления об этом часто абсолютно неправильные — из-за недостатка информации.
В Ветхом Завете говорится, что Господь бьет всякого сына, которого принимает, кого любит, того и наказывает. «Плохие» люди, далекие от Бога, но Он наверняка о них заботится, не наказаниями, а другими способами пытается их спасти. А если они потом сами что-то поймут и исправятся, то возможно, и наказания будут в их жизни, чтобы они дальше совершенствовались.
В Царствие Небесное ведет узкий путь, надо нести свой крест, нет такого понятия, как справедливость, на земле. В Евангелии Он рассказывает притчу о работниках 11-го часа, которые получают столько же, сколько трудившиеся весь день. То есть очевидно, что Господь не применяет никакой справедливости, нет в Евангелии такого понятия. Человеческими мерками справедливости невозможно измерить Промысл Божий. Он много лучше, чем справедливость. Хотя некоторые считают, что раз Бог не поступает по справедливости с плохими людьми уже здесь, на земле, значит, Он и не всесилен.
Но вместо справедливости в нашей жизни действует Промысл Божий, когда Господь, зная, как и что повлияет на человека, ведет каждого к спасению. И ведь это же намного лучше! Вот если бы вам, за совершенное вами преступление, предложили на выбор справедливое наказание по суду (тюремное заключение) или некоторое задание на воле, пусть и трудное, но посильное, не слишком соответствующее преступлению, зато способствующее вашему исправлению, — что бы вы предпочли? Неужели «справедливо» терять месяцы жизни в тюрьме? То есть для себя мы понимаем, что нам выгодно и полезно смягченное наказание, хотя ясно, что закон имеет право наказать нас строго. Но это значит, что и Господь, как Всесильный, мог бы любого грешника соответственно наказать, не делает же этого, только зная лучший для него способ исправления.
Если человек оказался без вины в заключении, то это верный признак того, что Господь его любит, но, чтобы принять и вынести это, нужна вера. Без веры все эти наши размышления не подействуют. Если нет веры, то человеку кажется, что все неправильно.
О перенесении кары на следующую жизнь и о справедливости этого
Эзотерики полагают, что кара за прегрешения неминуема, однако настигнуть она может не в этой жизни, а в одной из последующих. Иными словами, наказание настигает в самый неожиданный момент, тогда, когда человек совершенно не готов его понести.
Задумывались ли вы о том, почему у одних людей жизнь складывается счастливо, хотя они не прилагают к этому никаких усилий? А другие уже рождаются болезненными, немощными и постоянно вынуждены преодолевать трудности, переживать несчастья и неудачи? Эзотерики полагают, что именно в этом и заключается кармическая справедливость, злоключения и несчастья – это не что иное, как наказание за совершенные в прошлых жизнях прегрешения.
Денежное дерево радует пышным цветением: мой секрет в уходе за листьями
«Мы по-прежнему дружим»: Деревянко прокомментировал разрыв с женой
Но так ли это? Разве справедливо то, что человек рождается больным или же то, что его всю жизнь преследуют беды и горести? Ведь сам он не знает о том, за что несет этот «тяжкий крест». Безусловно, ответа на этот вопрос не существует, философы ищут его столетиями.
Однако подобное наказание вполне можно считать не только справедливым, но и мудрым, поучительным. Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что беды и несчастья закаляют душу человека, а также учат его смирению. Иными словами, человеку дается шанс стойко перенести все несчастья и прожить отпущенный земной срок праведно.
Наказание в земной жизни
В Новом Завете исследователи выделяют несколько моментов, в которых прямо говорится, что Бог может карать людей не только в будущей, но и в земной жизни. Так, Господь распорядился, чтобы посредством апостола Павла был ослеплен лжепророк. А супружескую пару Анания и Сапфиру за грех сребролюбия и лицемерия Бог карает смертью с помощью апостола Петра. Недаром ученики обращаются к Христу со словами: «Боже карающий, Боже милосердный», подчеркивая, что Он может карать при жизни.
Игумен Никон (Воробьев) в своих проповедях говорил, что Всевышний наказывает грешников еще в их земном существовании, но делает это так, что окружающие не замечают наказания. Возмездие может прийти в виде угрызений совести, кошмаров, одиночества. Все эти кары не очевидны для других людей, но вполне ощутимы для грешников.
Более наглядными являются болезни, потери любимых людей, или случаи, когда за проступки родителей расплачиваются их дети. Такая кара дает возможность в полной мере почувствовать тяжесть расплаты, когда за неблаговидные поступки человека страдают его близкие люди.
Бог не создаёт, не посылает и не требует страданий
В самом деле, христиане верят, что Христос ничего не говорил просто, чтобы сказать. Его слова для верующих в Него – это слова Истины. Однако практически каждый из нас неоднократно задавался вопросом: почему же, несмотря на искренность молитвы, несмотря на веру и острую нужду, часто просящий не получает, по слову Христа? Не получает и самого главного – исцеления, для себя или своих страдающих близких, приходя от этого, порой, в полное отчаяние.
Одно из распространённых, к сожалению, в православии мнений – болезнь посылается Богом человеку в наказание или для страдания, чтобы искупить грехи и исправиться. Такое мнение не просто противоречит христианскому духу любви, искажая сам образ Бога, но и догматически неверно.
Грехи всего человечества раз и навсегда искупил Христос, Своими страданиями и крестной смертью. Человеку, чтобы его грехи были отпущены и прощены, нужно лишь приобщение Христу посредством Евхаристии и твёрдое намерение изменить свою жизнь в соответствии с христианским идеалом, но никак не бессмысленные мучения.
Зло бессмысленно, а страдание – это последствия зла. Богу не нужны страдания человека. И конечно Он, Сам претерпевший страшнейшие душевные и телесные муки, никому их не посылает. Более того, Христос именно с тем и пришёл в мир, чтобы избавить нас от страданий – помочь преодолеть их, выйти из-под их власти.
Современный французский православный богослов, профессор Жан-Клод Ларше в своей книге «Бог не хочет страдания людей» подробно рассматривает вопрос отношения христианства к страданию. В этом труде, конечно, есть много спорных моментов, с которыми можно не соглашаться, однако в нём доступно раскрывается мысль о том, что Бог не создавал страдания, болезни и смерти.
Всё это стало неотъемлемой частью мира в тот момент, когда мир отказался от единства с Богом. В христианском богословии присутствие страдания, греха и смерти в нашей жизни рассматривается как следствие «испорченности» изначального Божественного замысла. И любая болезнь – часть этой всеобщей «язвы», которая, как уже было сказано, не нужна Богу.
За что Бог наказывает безумием?
Иеромонах Дмитрий Першин
Безумие — это беда, последствие той катастрофы, в которую повергло всех нас грехопадение Адама и Евы. Полное исцеление от этого недуга мы обретаем во Христе, Своим Крестом и Воскресением исправившем ошибку Адама.
Я не думаю, что Бог наказывает безумием. Это либо болезнь, пришедшая в мир из-за падения Евы и Адама, — мы именуем ее падшестью человеческой природы, к проявлениям которой можно отнести весь спектр диагнозов из области психиатрии, — либо сознательный выбор человека, отвернувшегося от Творца.
Когда мы читаем в библейской книге Бытие о том, как Адам, вкусив запретный плод с древа познания добра и зла, пытался спрятаться за кустами от Вездесущего Творца, мы понимаем, что он или утратил разум, или утратил память о Боге, поместив на Его место фантом.
Уже в раю мы видим, как падший человек генерирует в своем сознании по своему подобию идола, не испытывая к нему иных чувств, кроме страха, и наивно полагая, что он локализован где-то там, за кустами, а стало быть, его можно провести. Еще до изгнания из рая человек уже очевидно утрачивает адекватность. Он стыдится Евы — она стала ему чужой: совместный грех разодрал их внутреннее единство. Но, вместо того чтобы избавиться от уродства лжи и тщеславия, которыми обезобразил первых людей коварный змей, они предпочитают избавиться друг от друга. А как иначе понять трусливую и, будем честными, подлую попытку Адама свалить свою ответственность на жену? Поэтому многие человеконенавистнические мании и фобии, неврозы и психозы и, думаю, практически все скандалы и истерики в самой глубине своей коренятся в этом разъединении самых близких людей вследствие грехопадения.
Наконец, грех лишает человека его собственной внутренней гармонии. До грехопадения все природные энергии и силы человека устремлялись ввысь и приносили пользу окружающему миру. Человек напоминал свечу, что тянется к небу и светит окружающим. После грехопадения эти добрые свойства человеческой природы одичали, превратились в страсти и начали разрывать человека на части.
В этом и состоит подвиг христианина, чтобы покаянным усилием собрать себя назад и пойти дальше. Ко Христу, Который восполнит недостающие звенья нашей природы — в их числе может быть и рассудок — Своей благодатью.
Является ли супружеская измена грехом?
В Библии есть однозначное отношение к тому, что люди изменяют
Любая измена считается грехом, причем неважно, в каком виде она проявлялась. Человек, который поддается своей похоти, не достоин любви, доверия, уважения и прочих благ, которые ему даются партнером
Совесть – это совокупность моральных убеждений и страхов, что некто свыше следит за человеком и накажет его, если он пойдет против установленных законов. Но когда человек перестает верить в Судью, который накажет за какие-то поступки, ему становится легче жить.
Почему люди начинают верить в Бога? Потому что с самого детства у каждого ребенка есть мама и папа. Кто-то из них или они оба карают ребенка за любую провинность и неповиновение. У многих людей остается «рефлекс ребенка», который должен слушаться своих родителей. Поэтому, если у ребенка есть реальные родители, которых он видит, то для взрослых людей был придуман другой родитель, беспощадный и строгий, — Бог.
Кому выгодно, что люди верят в некоего невидимого судью? Только государству. Пока люди боятся, они остаются послушными. Можно придумать законы, по которым люди будут добровольно жить, чтобы не быть наказанными. Здесь интересы людей не учитываются. Здесь учитывается только то, что выгодно тем, кто стоит во главе государства. И пока человек боится, им легче управлять.
Существует 7 грехов, которые тяжело наказываются. Прелюбодеяние считается одним из них. Таким образом, человек, который не может совладать со своими сексуальными позывами, страдает и наказывается судьбой.
Почему мы читаем Писание, как детектив
На самом деле такие представления возникают у людей сначала от личной обиды на Бога, потому что нечто в их жизни пошло не так, как им бы хотелось, но смысла этих событий они не поняли. Но еще и оттого, что Священное Писание читается невнимательно и поверхностно. Так, глазами пробежать, словно детектив какой-то
Но исследовать текст стоит очень вдумчиво, поскольку в Библии важно каждое слово. Там все на своем месте и выражено предельно точно
Нигде в Священном Писании не сказано, что Бог наделяет свое разумное и, более того, имеющее бессмертную душу творение, такой свободой, которая делает это дивное существо – человека — подобным беспечному гуляке с наследством: пил, ел, танцевал, сам не заметил, как деньги кончились, и оказался на улице. Да еще Бог оказался виноват.
Но подумаем, ведь такие ситуации в жизни возникают не столько из-за «добрых» родственников или самой свободы, сколько из-за невнимательного отношения к ней и пренебрежения другими свойствами личности, например такими, как воля и интеллект. А также от отсутствия в поле зрения человека верного направления.
Информация:
Цитата из комедии «Ревизор» (1836) русского писателя Гоголя Николая Васильевича (1809 — 1852). Слова Городничего в финале пьесы. Городничий произносит эти слова, когда выяснилось, что Хлестаков никакой не ревизор, а всего лишь небогатый проезжий дворянин и в письме осмеял Городничего (действие 5, явление 8):
«Вот, подлинно, если бог хочет наказать, то отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе1 похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто на полмизинца не было похожего — и вдруг все: ревизор! ревизор!»
1Вертопра́х — легкомысленный, ветреный человек. (Толковый словарь русского языка (1992 г.) Ожегова С. И., Н. Ю. Шведова)
Цитируется: как напоминание о том, что суровее всего человек наказывает себя сам, когда совершает неразумные поступки, упорствует в своих ошибках и заблуждениях и т. п.
Происхождение выражения
Сама мысль известна со времен античности. Из речи афинского государственного деятеля и оратора Ликурга (др.-греч. Λυκοῦργος; 800 — 730 до н.э.), которую он произнес против Леократа, которого обвинял в измене родине:
«Когда гнев богов постигает человека, то прежде всего божество отнимает у него здравый смысл и дает превратное направление его мыслям, чтобы он не сознавал своих ошибок».— Ликург Спартанский (800 — 730 до н.э.)
Ставшая крылатой латинская формула этой мысли: «Кого бог хочет наказать, того сначала лишает разума» принадлежит английскому филологу Джошуа Барнсу. Он использовал эту фразу в своих комментариях к одному из текстов, приписываемых древнегреческому поэту, драматургу Еврипиду (480—406 до н. э.):
Deus quos vult perdere dementat prius, лат.Кого Бог хочет наказать, того сначала лишает разума— Джошуа Барнс (1654 — 1712)
В русскоязычных источниках впервые упоминается в Ипатьевской летописи (XV век):
«Бог, егда хочет показнити человека, отнимает у него ум».— Ипатьевская летопись (15 в.)
Примеры употребления
«Переменяя одежду, забыл в сюртуке бумажник… Подлинно, когда бог восхощет наказать, то прежде всего восхитит разум. И только сегодня, уже в половине восьмого, пробудясь, вскочил как полоумный, схватился первым делом за сюртук, — один пустой карман! Бумажника и след простыл».— Ф.М. Достоевский (1821 — 1881), «Идиот». Лебедев, князю Мышкину
«Ввечеру Наполеон между двумя распоряжениями — одно о том, чтобы как можно скорее доставить заготовленные фальшивые русские ассигнации для ввоза в Россию, и другое о том, чтобы расстрелять саксонца, в перехваченном письме которого найдены сведения о распоряжениях по французской армии, — сделал третье распоряжение — о причислении бросившегося без нужды в реку польского полковника к когорте чести (Legion d’honneur), которой Наполеон был главою. Qnos vult perdere — dementat. [Кого хочет погубить — лишит разума (лат.)]»— Л.Н. Толстой (1828 — 1910), «Война и мир» (1863 – 1869), Том 3, часть I, II
«Тут уж меня никто не уговаривал: захочет кого Господь наказать — разум отымет, слепоту на душу нашлет!…»— П.И. Мельников-Печерский (1818 — 1883), «Красильниковы», 2
«Дочь уж именно ни с кожи, ни с рожи, но кого Бог захочет наказать, на того нашлет слепоту… Человек одурел, и стал свататься… Так судьба в петлю и потянула.»— В.И. Даль (1801 — 1872), «Пчелиный рой»
«Бог есть любовь, поэтому он не может наказывать»
Ответ: Любовь не отменяет справедливости. Кто дал право превратно толковать прямые слова Господа: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр.3:19)? Да, праведников Бог наказывает по любви: «Благочестивым Бог посылает наказание от любви, а не от гнева… …И здесь правда Божия показывается, которая малых грехов не оставляет без наказания, хотя с милостью и человеколюбием соединена» (18). Но вот с беззаконниками Господь поступает иначе. Тот же святой продолжает: «На нечестивых изливает гнев ярости Своей, и истребит память их на земле, и, лишая временной жизни, лишает и вечной. Такое наказание постигло содомлян, при Ное живших, фараона и прочих». Очень актуальным оказывается и поучение святого Иринея Лионского, жившего в III веке. Великий православный апологет отвечает лжеучителям, проповедующим, что Бог — только Любовь: «…чтобы устранить от Отца власть карать и судить, почитая ее недостойною Бога, и думая, что они придумали Бога без гнева и благого, (еретики) говорили, что один судит, а другой спасает, неразумно отнимая у того и другого разум и правосудие. Ибо если судящий (Бог) вместе с сим не благ для того, чтобы оказывать милость тем, кому должно, а осуждать тех, кого следует, то он окажется несправедливым и немудрым судиею» (6).
Слово Божие наставляет родителей наказывать своих чад для их вразумления: «Не оставляй юноши без наказания: если ты накажешь его розгою, он не умрёт; ты накажешь его розгою и спасёшь душу его от преисподней» (Притч.23:13). Здесь мы видим, что наказание является научением, следствием любви и неравнодушия. Поэтому любовь и наказание совместимы друг с другом. «Просвещаемые законом Божиим, мы научимся, что Бог, при неограниченной милости, и правосуден совершенно, что Он непременно воздаст за греховную жизнь соответствующим наказанием» (19).
Если следовать абсурдной логике гуманистов, то, если мы увидим, как избивают беззащитного младенца, то нам не стоит надеяться на вмешательство Бога, ведь «Он только Любовь», и наказывать злодея не будет. А поскольку, мы должны Господу подражать, то тогда должны просто пройти мимо, не обращая внимания на зло… Именно такой равнодушной псевдолюбви учат модернисты. Но Бог ненавидит зло. «Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» (Зах.8:17). Бог не какое-то далёкое равнодушное существо, а Личность, Любящий нас Отец, защищающий слабых и бесстрастно мстящий тем, кто обижает беззащитных. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу . Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:18).
Хорошая новость и плохая новость
Апостол Павел, упоминая об этом событии, пишет о том, что есть хорошая новость и плохая новость! Плохая новость состоит в том, что грех Адама был вменён, приписан и передан каждому представителю человеческой расы (Римлянам 5:12). Адам был представителем всего человечества; он и был в действительности всем человечеством и все будущие поколения произошли от него. В результате мы все согрешили и находимся под Божьим осуждением (Римлянам 3:19,23). Мы родились в этом мире духовно мертвыми, и как сказал Иисус Никодиму, мы должны родиться свыше (Иоанна 3:3–6).
Хорошая новость заключается в том, что если мы признаем себя грешниками и веруем в Евангелие, смерть Христа на кресте полностью покрывает наше наказание за наш грех и отворачивает Божий святой гнев. Праведность Христа вменена нам, и мы примирились с Богом (Римлянам 5:17–21). Таким образом, наше спасение не нарушает Божьей святости. Он может справедливо простить нам наши грехи, потому что Иисус сполна заплатил за них. Как говорит Новый Завет: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Иоанна 1:9).
Обратите внимание на слово «праведен». Это подводить нас к еще одной причине, почему Бог назначил за грех человека смертное наказание
Если бы люди были бессмертны, они навсегда были бы отделены от Бога. Однако благодаря крестной смерти Христа и Его воскресению, если мы признаем наш грех и верим в искупительную работу Христа за нас, наша физическая смерть вводит нас в прославленное присутствие Бога на Небесах, чтобы воссоединиться с Ним навеки. Как замечательно, что смерть, которая изначально была наказанием за грех, является тем самым средством, с помощью которого Бог воссоединяет людей с Ним и дает верующим вечное святое совершенство!
Это подводить нас к еще одной причине, почему Бог назначил за грех человека смертное наказание. Если бы люди были бессмертны, они навсегда были бы отделены от Бога. Однако благодаря крестной смерти Христа и Его воскресению, если мы признаем наш грех и верим в искупительную работу Христа за нас, наша физическая смерть вводит нас в прославленное присутствие Бога на Небесах, чтобы воссоединиться с Ним навеки. Как замечательно, что смерть, которая изначально была наказанием за грех, является тем самым средством, с помощью которого Бог воссоединяет людей с Ним и дает верующим вечное святое совершенство!
«БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, ПОЭТОМУ ОН НЕ МОЖЕТ НАКАЗЫВАТЬ»
Ответ: Любовь не отменяет справедливости. Кто дал право превратно толковать прямые слова Господа: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр.3:19)? Да, праведников Бог наказывает по любви: «Благочестивым Бог посылает наказание от любви, а не от гнева… …И здесь правда Божия показывается, которая малых грехов не оставляет без наказания, хотя с милостью и человеколюбием соединена» (18). Но вот с беззаконниками Господь поступает иначе. Тот же святой продолжает: «На нечестивых изливает гнев ярости Своей, и истребит память их на земле, и, лишая временной жизни, лишает и вечной. Такое наказание постигло содомлян, при Ное живших, фараона и прочих». Очень актуальным оказывается и поучение святого Иринея Лионского, жившего в ||| веке. Великий православный апологет отвечает лжеучителям, проповедующим, что Бог — только Любовь: «…чтобы устранить от Отца власть карать и судить, почитая ее недостойною Бога, и думая, что они придумали Бога без гнева и благого, (еретики) говорили, что один судит, а другой спасает, неразумно отнимая у того и другого разум и правосудие. Ибо если судящий (Бог) вместе с сим не благ для того, чтобы оказывать милость тем, кому должно, а осуждать тех, кого следует, то он окажется несправедливым и немудрым судиею» (6).
Слово Божие наставляет родителей наказывать своих чад для их вразумления: «Не оставляй юноши без наказания: если ты накажешь его розгою, он не умрёт; ты накажешь его розгою и спасёшь душу его от преисподней» (Притч.23:13). Здесь мы видим, что наказание является научением, следствием любви и неравнодушия. Поэтому любовь и наказание совместимы друг с другом. «Просвещаемые законом Божиим, мы научимся, что Бог, при неограниченной милости, и правосуден совершенно, что Он непременно воздаст за греховную жизнь соответствующим наказанием» (19).
Если следовать абсурдной логике гуманистов, то, если мы увидим, как избивают беззащитного младенца, то нам не стоит надеяться на вмешательство Бога, ведь «Он только Любовь», и наказывать злодея не будет. А поскольку, мы должны Господу подражать, то тогда должны просто пройти мимо, не обращая внимания на зло… Именно такой равнодушной псевдолюбви учат модернисты. Но Бог ненавидит зло. «Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» (Зах.8:17). Бог не какое-то далёкое равнодушное существо, а Личность, Любящий нас Отец, защищающий слабых и бесстрастно мстящий тем, кто обижает беззащитных. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу . Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:18).