Отречение петра
Содержание:
- Могила апостола Петра найдена в XX веке
- Петр всю жизнь служил Иисусу, пытаясь искупить свой грех
- Появление Иуды, его раскаяние и смерть
- Святыни апостола Петра
- Почему Петр отрекся от Иисуса Христа?
- Сравнение с предательством Иуды Искариота
- Арест Учителя
- Иуда Искариот
- Служение апостола Петра – хранителя ключей рая
- История жизни
- Оскорбление Иисуса служителем Анны
- Богословские толкования
- Могло ли все закончиться иначе?
- Святыни
- Иисус рассказал ученикам о предательстве, но они не приняли это всерьез
- Сравнение с предательством Иуды Искариота
- Петр всю жизнь служил Иисусу, пытаясь искупить свой грех
- Молитва апостолу Петру
- В искусстве и музыке
- Почему Петр отрекся от Иисуса Христа?
- Суд над Иисусом Христом.
Могила апостола Петра найдена в XX веке
Христианское предание сохранило сведения о том, что древняя римская базилика Константина находилось на месте предполагаемого захоронения Апостола. Археологические раскопки, проводившиеся в 1939-1949 годах, обнаружили древние останки, и камень с надписью «Здесь покоится Петр». В отчете исследований отражено предположение, что с большой вероятностью останки и могила принадлежали Апостолу. Изучив материалы, в 1968 году Папа Римский Павел VI объявил об открытии могилы Апостола Петра.
Почитание Первоверховных Апостолов Петра и Павла совершается 29 июня.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Петр всю жизнь служил Иисусу, пытаясь искупить свой грех
Учитель предсказывал отречение апостола Петра. После воскрешения он простил ученика. Но Петр не мог простить самого себя. Каждый раз, услыхав утренний крик петуха, мужчина плакал горько. Боль и стыд он нес в сердце всю свою земную жизнь.
Однажды после воскрешения, Спаситель явился ученикам на берегу моря. Он позвал Петра к себе
(Иов. 21:15-17)
Петр выполнил наставление Учителя. Он сеял слово Божие в Британии, Карфагене, Египте, Греции, Испании. Во имя Христа Исцелял больных, творил чудеса.
По возвращении в Рим, был схвачен за распространение веры. Апостола хотели распять так же как Учителя. Но мужчина, помня о своем поступке, зная величие Спасителя, сказал, что недостоин такой смерти.
Апостол Петр был распят на кресте вниз головой.
Предательство Петра не было намеренным. Он бы не повлиял на события того страшного дня. Но отдав свою жизнь тогда, апостол бы не смог распространить Слово Божие, не выполнил бы миссию, уготовленную ему Всевышним.
Появление Иуды, его раскаяние и смерть
Но не успели они еще выйти из зала суда, как вошел туда Иуда-предатель. При виде осужденного и связанного Иисуса раскаяние стало мучить его, и он торжественно заявил первосвященникам и старейшинам: согрешил я, предав кровь невинную
(Мф. 27, 4).
Казалось бы, что раскаяние Иуды должно было тронуть судей и доказать им их судебную ошибку в только что произнесенном приговоре; на самом же деле они, вполне соглашаясь с Иудой, что намереваются пролить кровь невинную
, спешили как можно скорее пролить ее; и потому, преодолев невольное смущение от такого неожиданного объявления предателем невиновности Того, Кого они единогласно осудили, они с холодным презрением ответили Иуде: «Какое нам дело до твоего греха? ты согрешил, ты и отвечать будешь.Что нам до того? смотри сам (Мф. 27, 4)».
Иуда мог бы броситься к ногам Иисуса и со слезами молить о прощении своего тяжкого греха, и наверное Всепрощающая Любовь простила бы искренно кающегося. Но или Иисуса успели уже увести из судилища до прихода Иуды, или же Иуда не посмел молить о прощении Того, Кого предательски выдал врагам, – как бы то ни было, однако Иуда ограничился принесением покаяния лишь перед первосвященниками и прочими членами синедриона. Он надеялся получить от них хотя малейшее облегчение своего отчаяния и повлиять на судейскую совесть в смысле немедленной отмены только что объявленного приговора; но цели своей он не достиг: силы приговора он не поколебал нисколько, сам же был презрительно и холодно отвергнут. Не зная, что делать, на что решиться, он вспоминает про полученные тридцать сребренников и бросает их первосвященникам, сам же бежит вон из судилища, нигде не находит покоя от угрызений совести и кончает жизнь самоубийством: он повесился, удавился. Из книги Деяний Апостолов, написанной Евангелистом Лукой, мы знаем, что мертвое тело Иуды сорвалось и упало, при чем расселось чрево его, и выпали все внутренности его
(Деян. 1, 18).
Советуем изучить Молитва иконе Божией Матери «Млекопитательница»
Евангелист Матфей не поясняет, куда именно вошел Иуда с изъявлением своего раскаяния; но так как повествование об этом он начинает вслед за рассказом об окончании суда над Иисусом, и начинает его словами – тогда Иуда..
. – то с большой вероятностью можно полагать, что Иуда вошел в самое судилище и в то именно время, когда синедрион находился еще там. В другое время, когда первосвященники и старейшины были отвлечены судом Пилата и Ирода, а также распятием Иисуса, Иуда едва ли мог принести им свое покаяние.
Но где Иуда бросил сребренники? Евангелист Матфей говорит, что в храме
(Мф. 27, 5). Несомненно, что он должен был бросить их там же, где так холодно отвергли его покаяние; не в храме же он каялся? Ведь там в то время, кроме очередных священников, никого не было; все первосвященники были заняты судом, а он каялся именно перед первосвященниками. А так как синедрион заседал в одном из храмовых зданий, а все здания храма, притворы и дворы его назывались общим именемхрама, то можно полагать, что бросить сребренники в одном из зданий храма означало то же, что и бросить их в храме. С другой стороны, если сопоставить слова стиха 3-го главы 27-й Евангелия Матфея –и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников , – со словами 5-го стиха той же главы –и, бросив сребренники в храме , – то можно допустить предположение, что возвращаемые Иудой сребренники не были приняты от него в зале синедриона, и потому Иуда подошел к самому храму и бросил их в него. Как бы то ни было, но первосвященники подобрали брошенные сребренники и после, на досуге, обсудили вопрос, что с ними делать.
Святыни апостола Петра
По свидетельствам ученых, мощи и апостола Петра, и апостола Павла – это их останки. Есть ряд анатомических подробностей, которые подтверждают: их тела действительно сохранились до наших дней. Мощи его находятся в соборе святого Петра в Риме.
В России апостолы Петр и Павел особо почитаются в Санкт-Петербурге. Город был поручен Петром Первым его небесному покровителю – апостолу Петру, и первый собор Северной столицы был заложен и освящен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Сейчас здесь покоятся останки всех императоров из рода Романовых (вызывают споры останки последней Царской семьи, Николая Второго).
В Петергофе, пригороде столицы, любимом Петром Первым также существует Петропавловской собор, построенный при личном участии императора Александра Третьего в неорусском стиле, подобном храму Василия Блаженного – с шатром, изразцовыми куполами и прекрасными фресковыми интерьерами.
Почему Петр отрекся от Иисуса Христа?
Фото: Pravmir.ru Может показаться, что отречение было практически случайным, став секундной слабостью. Или у Петра сработал естественный инстинкт самосохранения. При этом неоспоримо, что отречение состоялось, лидер среди учеников Иисуса, хотя бы на несколько минут, но признал, что в этот момент стоит отказаться от своей связи с Христом, хотя бы в представлении окружающих. Это тяжкое преступление против любви, связывающей людей вместе.
Петр практически сразу раскаялся в содеянном. А вот для покаяния потребовалось время, так как оно предполагало изменения в поступках. Петр не отправился на Голгофу, где среди апостолов находится только Иоанн. Неизвестно, что он делал в субботу, когда тело Спасителя покоилось в гробу.
Зато хорошо известно, что, едва услышав об исчезновении тела, он в числе первых прибыл к месту погребения. Эта поспешность как раз и стала одним из ярких признаков покаяния. Петр не позволил себе отсиживаться дома, сразу отправившись на место, где еще совсем недавно стояла охрана, которая вполне могла произвести арест последователей казненного пророка.
Сравнение с предательством Иуды Искариота
Фото: Ikonaspas.ru
С тех пор по традиции глаза Пьетро всегда оставались красными. Это было связано с тем, что до конца жизни он начинал плакать каждый раз, когда слышал крик петуха. Это лучшее свидетельство не только покаяния, но и последующего покаяния.
Более того, отрицание Петра — это грех человеческой слабости. Жалко, что рано или поздно с этим сталкивается каждый человек. Если после его завершения верующий искренне признается в этом и раскаивается, то он будет прощен Господом.
Грех, совершенный Иудой, имеет другую природу. Это грех человеческого выбора, который может быть совершен в пользу измены и получения определенных материальных благ. Или вы можете воздержаться от этого. Это не тот случай, когда все происходит мгновенно, такое ощущение, что ты в тумане. Это грех, который сознательно совершается трезвым умом и устойчивой памятью.
Арест Учителя
Фото: Elitsy.ru
Следом была молитва и последовавший арест Иисуса по доносу Иуды. Когда Христа отправили к первосвященнику Анне, только двое апостолов последовали за ним. Это были Петр и Иоанн.
Иоанн пробрался в дом, а Петр остался снаружи, подойдя к разведенному огню. Внезапно его узнала служанка, заявив: «Это же один из его учеников». Тогда Петр отрекся в первый раз. Следом еще одна женщина тоже воскликнула, что он один из последователей арестованного пророка. Снова Петр заявил, что даже не знает этого человека.
Еще несколько человек начали утверждать, что Петр – ученик Иисуса, обратив внимание на его галилейский акцент. В третий раз Петр отрекся
Только в этот момент понял всю глубину своей ошибки, совершенного греха. Вспомнил слова Христа, что тот отречется трижды, прежде чем пропоет петух, тут же услышал крик петуха. Начался рассвет, до казни Спасителя оставалось всего несколько часов.
Петр не знал, как поступить, раскаиваясь в содеянном. Он был лидером среди учеников Христа. Это был уже взрослый человек, которую большую часть жизни провел за физическим трудом, никогда до этого не задумываясь о моральных ценностях. Он всегда считал, что поступает правильно, так будет действовать и впредь. Однако даже его преданность и любовь к Спасителю оказались уязвимы.
Иуда Искариот
Библия помогает нам и в этой истории. В отрывке от говорится …
Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам,
Говоря, согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.
И бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.
НО его смерти:
Мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его;
и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови.
Я думаю, что среди СПД мы больше привыкли к теории повешения, но кто знает. В конце концов, это не имеет большого значения.
Служение апостола Петра – хранителя ключей рая
Святой Петр был сыном рыбака Ионы, братом апостола Андрея Первозванного. При рождении был назван Симоном. Апостол Андрей, которого первым позвал Христос, возвестил благую весть (именно так переводится слово «Евангелие», в общем смысле означающее учение Христа) старшему брату Симону. По свидетельству евангелистов, он стал первым человеком, который воскликнул: «Мы нашли Мессию, Имя Которого – Христос!» Андрей Первозванный привел брата ко Христу, а Господь назвал его новым именем: Петр, или Кифа – по-гречески «камень», пояснив, что на нем, как на камне, будет создана Церковь, которую не сможет победить ад.
Поэтому апостола Петра называют и хранителем райских ключей, как бы основателя Церкви.
Два простых брата-рыбака, ставшие первыми товарищами Христа в Его пути, до конца земной жизни сопровождали Господа, помогали Ему в проповеди, оберегали от нападок иудеев и восхищались Его силой и чудесами.
История жизни
В официальных источниках жизнь Иуды лишена детальных подробностей. В Библии это один из 12 апостолов Иисуса, к тому же на него возложена миссия казначея маленькой общины. Ответственная должность досталась герою за бережливость, умение отказываться от бесполезных и необоснованных трат денег. В канонических документах описан момент, когда Иуда упрекает Марию из Вифании за то, что та умастила ноги Иисуса миром стоимостью в 300 динариев. Деньги-то серьезные, вполне хватило бы накормить множество нищих.
Иуда Искариот
В следующий раз персонаж появляется во время Тайной вечери: Иуда и другие ученики Иисуса ужинают за общим столом, и учитель пророчит предательство со стороны одного из присутствующих.
Неканонические источники более щедры на подробности биографии предателя. Иуда родился 1 апреля (с тех пор день считается самым несчастливым в году). Ребенку не повезло с самого начала: перед рождением мать увидела ужасный сон, который предупреждал, что новорожденный сын погубит семью.
Иуда Искариот и Иисус Христос
Поэтому родители решили сбросить младенца в ковчеге в реку. Но Иуда остался жив и невредим, попал на остров Кариоф, а когда вырос и возмужал, вернулся в родные пенаты. Страшное пророчество исполнил – убил отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью.
Затем Иуда прозрел и раскаялся. Чтобы замолить грехи, он 33 года ежедневно, набрав в рот воды, поднимался на гору и поливал высохшую палку. Чудо свершилось – мертвое растение выпустило новые листочки, а Иуда подался в ученики Иисуса.
В других апокрифах утверждается, что герой с детства жил по соседству с Иисусом. Болезненный мальчик попал на лечение к малолетнему целителю, но во время процедуры в него вселился демон, поэтому Иуда укусил Иисуса за бок. В оставшийся шрам позже попало копье римского легионера. Часть легенд и вовсе говорит о родстве Иуды и Иисуса – персонажей даже называют братьями.
Иуда Искариот в числе 12 апостолов
По поводу значения прозвища «Искариот» нет единого мнения. Сын Симона иш Кариофа Иуда (хотя имя отца прямо не называется) получил второе имя для отличия от своего тезки, еще одного ученика Иисуса. Искариот появилось как переиначенное название родины – герой единственный из всех апостолов родился в городе Кариот (или Кариоф), остальные были уроженцами Галилеи.
Некоторые исследователи предполагают, что слово «кериййот» означает просто «пригород», деревня близ Иерусалима. Другие углядывают аналогию с греческими и арамейскими словами, что переводятся как «лживый», «убийца», «вооруженный кинжалом».
Иуда Искариот задумывает предательство
Образ Иуды сложился из описаний древних апокрифов. Персонаж представлен как невысокий и смуглый мужчина с темными волосами, крайне суетливый, любящий серебро (казначей нередко крал из денежного ящика).
В Евангелии цвет волос не указывается, этой особенностью внешности героя наделили литераторы. А позднее укоренилось мнение, что Иуда был рыжим. Например, Эмиль Золя и Оноре де Бальзак в своих произведениях использовали выражение «рыжий как Иуда». Апостол носил одежды из белой ткани, которые обязательно украшал кожаный передник с карманами. В исламе Иуда выглядит, как Иисус, – Аллах сделал так, чтобы его распяли вместо Мессии.
Икона Иуды Искариота
Смерть Иуды точно описана в Библии, правда, в двух вариантах. Предав своего учителя, казначей пошел и повесился. Легенда гласит, что для этих целей мужчина выбрал осину. Именно с тех пор листья деревьев стали дрожать на ветру, а само растение обрело удивительные свойства. Из древесины осины выходит отличное оружие против нечисти (вампиров), из нее нельзя возводить жилье, исключительно надворные постройки.
Вторая каноническая версия утверждает:
Священники не видят здесь противоречия, считая, что веревка, на которой повесился Иуда, оборвалась, и он «низринулся». По некоторым источникам, предатель Иисуса умер в глубокой старости от непонятной неизлечимой болезни.
Оскорбление Иисуса служителем Анны
Анна понял, что иного ответа и нельзя было ожидать и, вероятно, прекратил бы допрос, но стоявший тут же служитель его нашел в ответе этом нечто неуважительное к такому важному лицу, как бывший первосвященник, и, желая показать особенное усердие к своему господину, ударил Иисуса по щеке и дерзко сказал: так-то отвечаешь Ты первосвященнику?
Если бы Иисус молча перенес это оскорбление, то могли бы подумать, что Он признает его заслуженным; особенно же возгордился бы не в меру ревностный слуга таким молчаливым одобрением его поступка. Поэтому, чтобы пресечь зло в самом его начале, чтобы дать слуге почувствовать всю тяжесть его греха, Иисус побеждает зло добрым словом. «Если Я сказал худо
, – говорит Он, обращаясь к Своему оскорбителю, –то покажи, что худо , укажи, что именно в моем ответе первосвященнику ты считаешь дурным;а если Я сказалхорошо , то зачто жеты бьешь Меня ? (Ин. 18, 23)».
Признав бесполезным продолжать допрос Иисуса, Анна отправил Его связанного к настоящему первосвященнику, зятю своему Каиафе.
Богословские толкования
Отречение Петра и связанные с этим его душевные терзания находят отражения в богословских толкованиях. Описывая приход Петра в дом первосвященника «Толковая Библия Лопухина» ещё до начала рассмотрения события отречения поднимает вопрос о душевном состоянии апостола:
Феофилакт Болгарский подробно останавливается на толковании образа служанки, которая попыталась уличить Петра: «Пётр уличается служанкою, то есть человеческою немощью, вещью низменною и приличною рабам
». Петух, который привёл апостола в чувства по мнению Феофилакта является «слово Христово, не позволяющее, чтобы мы расслабели и спали, но говорящее: „бодрствуйте“ и „востани спяй“ ».
Пётр со слезами уходит со двора первосвященника
Евангелисты по разному помещают сцену отречения Петра в контекст событий суда синедриона. Синоптики помещают рассказ о всех трёх отречениях без промежутков (только у Луки сказано, что между вторым и третьим отречением прошло около часа — Лк. 22:59). При этом евангелист Лука помещает отречение перед осуждением Христа на суде у первосвященника, а Марк — после осуждения. Указывается, что версия Луки является более достоверной:
Могло ли все закончиться иначе?
Могло. И в этом убеждает история отречения и покаяния апостола Петра.
Когда Христа схватили, Петр поспешил следом. Он проник во двор дома первосвященника, куда привели Спасителя, и остался ждать у костра. Он не знал, как действовать, но хотел быть рядом с Учителем до последнего момента. Тут подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека(Мф 26:69–74). В это мгновение запел петух. И тут Петр вспомнил совсем недавно сказанные Иисусом слова: в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня(Мф 26:34). Вспомнил, вышел со двора первосвященника и горько заплакал.
Из этого рассказа совершенно ясно, что отречение Петра было результатом внезапно подступившего малодушия. Он и сам поначалу не понял, что наделал, — не понял потому, что никогда не собирался отрекаться. Наоборот! Не кто иной, как Петр, самоотверженно восклицал за считанные часы до ареста Спасителя: …хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя(Мф 26:35). Петр всей душой любил Христа, не переставал любить Его ни на минуту. Вся вина его в ту страшную ночь заключалась не в отказе от Христа, а только в излишней самонадеянности — для того Господь и попустил Петру эту минутную слабость, чтобы впредь тот меньше надеялся на себя, объяснял святитель Иоанн Златоуст.
Как только Петр осознал свое падение, он сразу же начал плакать о нем. Но не отчаялся, нашел в себе силы вернуться к остальным ученикам Христовым. Казалось бы, какой смысл был возвращаться? Ведь Христа уже казнили! Но в том-то и дело, что, кроме любви ко Христу, у Петра не оставалось больше ничего. Когда-то он воскликнул с неподдельной искренностью: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни(Ин 6:68).И вот теперь из той же самой любви ко Христу он вернулся к тем, вместе с которыми был Ему спутником в течение трех лет.
Верил ли Петр в Воскресение Христово, ждал ли его? Евангельский текст не дает твердых оснований для утвердительного ответа. Но, даже лишившись Христа, Петр жил Христом, в Котором для Петра воплотилась вся правда Божия, в Котором ему явился Сам Господь. Больше идти ему было некуда и не к кому.
Неудивительно, что, когда Христос после Воскресения явился апостолам, рыбачившим в лодке неподалеку от берега, Петр первый кинулся в воду, чтобы скорее встретиться с Ним. И получил прощение, даже не просив его. Иисус Сам трижды задал ему вопрос: Симон Ионин ! любишь ли ты Меня..?— и Петр в итоге сказал главное: Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя(Ин 21:15). Трижды отрекся — и трижды исповедал свою любовь ко Христу, и был восстановлен в апостольском звании.
Как бы ни был велик грех Иуды, истинное покаяние было возможно и для него. Но Петр, раскаявшись, поспешил исправить свою жизнь и, прежде всего, вернулся к своим единомышленникам, родным по духу людям, и вместе с ними встретил воскресшего Христа. А Иуда, никому не доверяя и, видимо, впав в отчаяние, покончил с собой. Лишая себя последней надежды…
Святыни
После смерти Петр был причислен к лику святых. На месте его могилы в 326 году была возведена базилика Константина, простоявшая 11 столетий. По указанию папы Юлия II, вместо древнего строения был возведен собор Святого Петра, богослужения в котором возобновились в 1626 году.
Мощи святого находятся под Папским Престолом, в крипте, куда ведет спуск по мраморной лестнице. У центрального нефа возвышается бронзовая статуя апостола. Паломники после молитвы прикладываются к ноге святого. В России память любимого ученика Христа была увековечена в названиях городов:
- Санкт-Петербург;
- Петропавловск-Камчатский;
- Петрозаводск.
Иисус рассказал ученикам о предательстве, но они не приняли это всерьез
В день опресноков (Чистый четверг), Учитель собрал всех 12 учеников, чтобы в последний раз перед страданиями вкусить с ними пасху. Спаситель дал им последние наставления, поведал о причащении
(Е.М. 14: 22-24)
Последний ужин Христа со своими учениками получил название Тайная Вечеря. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи
Во время трапезы Учитель предрек свое предательство одним из учеников. Речь шла об Иуде, хоть его имя не было названо. Христос заметил:
(Мф. 14:21)
Предсказал он и отречение учеников. Петр возразил:
(Иов. 13:38)
Апостол не поверил, слишком велика была любовь к Учителю.
Сравнение с предательством Иуды Искариота
Фото: Ikonaspas.ru
С тех пор, как утверждает предание, глаза Петра всегда оставались красными. Это происходило из-за того, что он до конца жизни каждый раз начинал плакать, заслышав крик петуха. Это лучшее свидетельство не только раскаяния, но и последовавшего за ним покаяния.
К тому же отречение Петра – это грех человеческой немощи. Грех, с которым рано или поздно сталкивается каждый человек. Если после его совершения верующий искренне признается себе в нем и раскается, то будет прощен Господом.
Грех, который совершил Иуда, имеет иную природу. Это грех человеческого выбора, который может совершиться в пользу предательства и получения конкретной материальной выгоды. Или можно от него удержаться. Это не тот случай, когда все происходит сиюминутно, кажется, будто ты находился в тумане. Это грех, совершаемый осознанно в трезвом уме и твердой памяти.
Петр всю жизнь служил Иисусу, пытаясь искупить свой грех
Учитель предсказывал отречение апостола Петра. После воскрешения он простил ученика. Но Петр не мог простить самого себя. Каждый раз, услыхав утренний крик петуха, мужчина плакал горько. Боль и стыд он нес в сердце всю свою земную жизнь.
Однажды после воскрешения, Спаситель явился ученикам на берегу моря. Он позвал Петра к себе
(Иов. 21:15-17)
Петр выполнил наставление Учителя. Он сеял слово Божие в Британии, Карфагене, Египте, Греции, Испании. Во имя Христа Исцелял больных, творил чудеса.
По возвращении в Рим, был схвачен за распространение веры. Апостола хотели распять так же как Учителя. Но мужчина, помня о своем поступке, зная величие Спасителя, сказал, что недостоин такой смерти.
Апостол Петр был распят на кресте вниз головой.
Предательство Петра не было намеренным. Он бы не повлиял на события того страшного дня. Но отдав свою жизнь тогда, апостол бы не смог распространить Слово Божие, не выполнил бы миссию, уготовленную ему Всевышним.
Молитва апостолу Петру
В этот день – 12 июля – накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти апостолов Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы святителю: тропари и кондаки. Их можно читать онлайн или наизусть, кроме дней памяти, также в любой трудный жизненный момент.
Апостолов первоверховные, Вселенной всей учителя, Владыку всех Бога просите мир Вселенной даровать и душам нашим великую Божию милость.
Молитву Петру и Павлу, в которой совершаются прошения сначала обоим апостолам отдельно, а потом каждому из них, также можно читать онлайн:
О святые апостолы Петр и Павел, не отходите духом от нас, грешных рабов Божьих (имена), чтобы не были мы навечно разлучены от любви Божией, но сильным заступничеством вашим защитите и охраните нас, чтобы помиловал Господь всех нас по молитвам вашим, уничтожил все грехи наши, записанные на Небесах и в аду, и подал со всеми святыми Царствие Свое, чтобы вечно прославляли мы Господа Христа, которому подобает слава, честь и благодарность всех людей.Святый верховный Апостол Петр, камень веры, стоящий твердо исповеданием твоим на Христе, Камне главном Церкви! Молись Ему, чтобы и мы, мыслями и похотями плоти всегда искушаемые и сомнениями страдающие, на Самом Христе, Камне Жизни, всегда был укреплены и руководствовались Его честью, любовью и избранием, чтобы благодатью Его и мы превратились в храмы духовные, в священство святое, для вознесения жертв молитвенных трудов наших Господу Иисусу Христу.О святой верховный Апостол Павел, сосуд избранный Христов, наполненный благодати и славы Божией! Проси Творца Вседержителя, правящего всеми творениями Его, чтобы и нас, сосуды его несчастные и слабые, сделал Он честными, освященными и готовыми на благо. Аминь.
Величание – то есть прославление апостолов в благодарность за помощь:
Возвеличиваем вас, апостолы Христовы Петр и Павел, весь мир учением своим просветивших, и все концы света ко Христу приведших.
В искусстве и музыке
Рембрандт : Отрицание Святого Петра , 1660 г.
Эпизод веками был предметом художественных произведений. Это также было инсценировано в музыкальных постановках рассказа «Страсти». Он был изображен в различных средах и методах, от мозаики VI века в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово до русских икон и масляных картин многих старых мастеров . Этот предмет иногда включался в циклы Жизни Христа или Страстей , часто как единственная сцена, в которой фигура Христа не фигурировала.
В изображении Рембрандта « Отречения от святого Петра » 1660 года , которое сейчас находится в Рейксмузеуме в Амстердаме , под влиянием гравюр Джерарда Сегерса в версии 1623 года , он представляет служанку, которая узнает Петра со свечой, освещающей лицо Питера. Два солдата с подозрением смотрят на то, как Петр говорит, в то время как вдали показан Иисус со связанными за спиной руками, который поворачивается, чтобы посмотреть на Петра. Лица Петра отворачиваются от Иисуса, и он жестикулирует левой рукой, хотя выражение его лица свободно от вызова.
Картина Караваджо « Отречение от Святого Петра 1610 года» сейчас находится в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке. Писатель Джордж Уэзерхед восхищается изображением Караваджо, тем, как Питер демонстрирует колеблющееся трепетное выражение лица, осознавая недостойную ложь, которую он рассказывал. Его губы дрожат, а глаза ищут, но не могут найти твердости истины. На этой картине Караваджо изобразил служанку с той же головой женщины, которую он использовал в своем изображении Усекновения главы Иоанна Крестителя .
Связанный с этим предметом, Покаяние Петра, показывающий конец эпизода, не часто видел католическое Контрреформации искусства , где он стал популярным как утверждение о таинстве на исповеди против протестантских атак. Это последовало за влиятельной книгой кардинала- иезуита Роберта Беллармина (1542–1621). Изображение обычно изображает Петра в слезах в виде поясного портрета без каких-либо других фигур, часто со сложенными руками, как показано справа, а иногда и с петухом на заднем плане; его часто сочетали с раскаявшейся Марией Магдалиной , еще одним образцом из книги Беллармина.
История Passion задана музыкой многими композиторами. Эпизод отрицания Петра с большой остротой передан И. С. Бахом как в Страстях по Матфею, так и по Иоанну . , стр. 365 говорит: «Мы неизбежно страдаем с Петром; но неудобный вопрос, который предлагает нам рассмотреть Бах, заключается в том, смог бы кто-нибудь из нас выйти из этого испытания с большей заслугой?».
Почему Петр отрекся от Иисуса Христа?
Фото: Pravmir.ru Может показаться, что отречение было практически случайным, став секундной слабостью. Или у Петра сработал естественный инстинкт самосохранения. При этом неоспоримо, что отречение состоялось, лидер среди учеников Иисуса, хотя бы на несколько минут, но признал, что в этот момент стоит отказаться от своей связи с Христом, хотя бы в представлении окружающих. Это тяжкое преступление против любви, связывающей людей вместе. Петр практически сразу раскаялся в содеянном. А вот для покаяния потребовалось время, так как оно предполагало изменения в поступках. Петр не отправился на Голгофу, где среди апостолов находится только Иоанн. Неизвестно, что он делал в субботу, когда тело Спасителя покоилось в гробу.
Зато хорошо известно, что, едва услышав об исчезновении тела, он в числе первых прибыл к месту погребения. Эта поспешность как раз и стала одним из ярких признаков покаяния. Петр не позволил себе отсиживаться дома, сразу отправившись на место, где еще совсем недавно стояла охрана, которая вполне могла произвести арест последователей казненного пророка.
Суд над Иисусом Христом.
Христа решили судить сразу же ночью, пока весь остальной народ спал. Религиозные лидеры пытались найти вескую причину, за что можно было бы осудить Его на смерть. В суде по очереди начали выступать разные свидетели, пытавшиеся различными способами оклеветать Христа. Но Он в ответ просто молчал и ничего не отвечал на их лжесвидетельства. Наконец, первосвященник, возглавлявший суд, не выдержал и сказал Иисусу: Что же Ты ничего не отвечаешь? Но Он снова продолжал молчать.
Тогда первосвященник прямо спросил Его: Скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус ответил: Ты правильно сказал. Тогда первосвященник в ярости разорвал одежду свою и закричал: Он богохульствует! Зачем еще нам свидетелей? Вот, теперь вы слышали богохульство Его! И все присутствовавшие закричали в ответ: Смерть Ему! Тогда стоявшие возле Иисуса стали плевать Ему в лицо, а солдаты начали бить Его.