Нести крест свой
Содержание:
- Происхождение фразеологизма
- Святые отцы о несении креста
- Лукавая проповедь о пути без креста.
- Бог не может являться причиной страданий человека
- Очищающий огонь страданий
- Значение выражения
- Крест – не орудие пытки
- Миф № 7. Уронить свой нательный крест — тоже к несчастью. Особенно если это произошло на кладбище. В этом случае поднимать свой крест нельзя: он уже принадлежит духам умерших.
- Праздник или трагедия?
- Не можешь быть спасен, если не хочешь нести крест
- Страдания как фактор развития личности
- Этимология выражения «Нести крест свой».
- Не можешь быть спасен, если не хочешь нести крест
- «Тебе легко рассуждать!»
- Не можешь быть спасен, если не хочешь нести крест
- Очищающий огонь страданий
- Можно ли носить два креста
- Миф № 4. Несколько крестов — лучше, чем один^
- Глубокая истина человеческого существования
- Ангел Хранитель, несущий Крест
- Миф № 11. Нательный крест, который сломался, нужно бросить в реку или закопать^
Происхождение фразеологизма
В Священном Писании подробно описано, как Христос, подобно многим другим приговорённым к распятию, нёс на Голгофу собственный крест. В Евангелии от Марка слова Спасителя переданы так: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».
Крестная мука Христа стала очистительной жертвой, образом страдания, через которое можно приблизиться к Царствию Небесному. Если говорить совсем просто, только страдая, человек становится лучше.
Переходя от аллегорий к реалиям прошлого, остаётся вспомнить, что несение поперечной перекладины креста преступником считалось обязательной частью казни. Приговорённый тащил пятидесятикилограммовую ношу до самого места казни, где рею прибивали к заранее приготовленному столбу.
Пока он шёл, сгибаясь под тяжестью перекладины, толпа смотрела на него и насмехалась. Необходимо было претерпеть не только физическое, но и нравственное страдание — справедливое, по меркам древнего правосудия, наказание за совершённое преступление.
Казнимый переставал быть человеком в глазах окружающих, и делалось это для того, чтобы другим легче было принять факт его казни. Таким образом, несение креста изначально понималось как справедливая расплата за содеянное, а фраза «неси свой крест» прочитывалась как «плати за то, что сделал».
Распятие Христа полностью изменило смысл выражения. Казнь невинного показала, что каждый из нас, вроде бы «не сделавших ничего плохого», достоин наказания, потому как грех лежит в природе человека. Восхождение над внутренним Адамом, «ветхим человеком» — это путь Христа, путь принятия ноши и преодоления себя.
Спускаясь с небес на землю, можно подытожить рассказ так: «На испытания не следует роптать. Им нужно радоваться, потому что они дают нам шанс стать лучше».
Святые отцы о несении креста
«Взять крест свой — значит добровольно и с усердием подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздываются бессловесные стремления нашей плоти».
***
«Кто принял крест свой, отвергшись себя, тот примирился с самим собою — обстоятельствами своими, с положением своим, внешним и внутренним, тот только может разумно и правильно последовать Христу».
«У каждого из нас есть свой крест. Он слагается из всего, что беспокоит и тяготит наш дух, что терзает сердце на правом пути ко Господу во все дни нашей жизни».
«Желай, чтобы дела твои устраивались не как тебе представляется, но как угодно Богу…»
«Если хочешь последовать Господу нашему Иисусу Христу, то соблюдай заповедания Его. Если хочешь распять с Ним ветхого твоего человека, то устрани от себя тех, кто сводит тебя с креста, и приготовь сердце твое переносить благодушно уничижение, любить оскорбляющих тебя, смиряться перед всеми, обуздывать свои пожелания. Молчи языком и устами, не осуждай никого в сердце твоем».
***
«Ношение креста есть упразднение всякого греха; от этого рождается любовь, без которой не может быть ношения креста».
«Крест наш состоит в страхе Господнем. Поэтому как распятый не может двигаться, как бы ему хотелось, так и мы свою волю и желания должны направлять не к тому, что нам приятно и что льстит нашим похотям, но по закону Господа, с Которым мы сораспялись
И как пригвожденный ко кресту не думает о настоящем и предметах своей страсти, не заботится о завтрашнем дне, не желает владений, не гордится, не спорит, не ревнует, не скорбит о настоящем, не помнит прошедших обид, но считает себя умершим для всего вещественного, думает только о том, куда он пойдет через несколько минут, так и мы, пригвоздившись к страху Господню, должны умереть для всего, то есть не только для плотских пороков, но и для всего мирского, и обратить всё внимание туда, куда можем в каждую минуту переселиться, ибо таким образом мы можем умертвить все наши похоти и плотские страсти»
«Враги креста Христова (Флп. 3: 18) те, кто противится Кресту Христову. Как? Крест Христов учит идти тесным путем — они идут просторным. Крест учит смиряться — они гордятся. Крест учит отсекать свои прихоти — они совершают. Крест учит терпеть — они гневаются и злобствуют. Крест учит распинать плоть со страстями и похотями (см. Гал. 5: 24) — они мудрствуют по плоти. Крест учит умирать для греха, а жить для Бога — они живут для себя и греха. Крест учит Небесного искать — они мудрствуют о земном».
«Есть два способа взойти на крест: один — распятие тела, а другой — восхождение в созерцание. Первый бывает следствием освобождения от страстей, а второй — следствием действительности дел духа».
06.08.2020
Лукавая проповедь о пути без креста.
В последнее время, появилось великое множество лукавых делателей, имеющих вид служителей Христовых, которые учат совершенно иному, чему учил Христос, и обещают совершенно иное, что обещал Христос — а именно, комфортное и беззаботное христианство, в котором можно прекрасно обойтись и без отвержения себя, своих эгоистических желаний и вожделений, и без несения креста своего.
Никто не может утверждать, что его обманным путем побудили следовать за Иисусом. Иисус никогда не пытался подкупать людей, обещая им легкий путь. Он не обещал людям покоя и благоденствия. Заявить человеку, что он должен быть готов нести свой крест, значило сказать ему, что он должен быть готов к тому, что на него будут смотреть как на преступника, что он должен быть готов умереть.
Бог не может являться причиной страданий человека
– Как реагировать, если на слова о том, что и Господь за нас пострадал, люди в беде и муке отвечают, что лучше бы Бог и Сам не страдал, и им страданий не посылал?
– Страдание является всегда следствием нарушения законов нашего существования. Во-первых, страдание – это нарушение закономерности жизни, нашего человеческого организма, души, закономерности социальной, общественной жизни. Во-вторых, страдание – от страстей: Бог не может являться причиной страданий, человек своими похотями вызывает атмосферу вражды, нестроений и проистекающих отсюда бед.
В этой связи очень важно подчеркнуть Бог – есть Вечная Любовь! Он никогда, никого не наказывает! Наказание, в нашем понимании – это справедливое воздаяние за нарушение каких-то договоренностей путем причинения определенного ущерба, даже в форме физической боли – но это наше человеческое представление наказания
Очищающий огонь страданий
Но не все было так оптимистично для самого пророка. Когда Христос проповедовал, он свято верил в то, что говорил. Однако, пройдя сквозь все испытания, даже он засомневался в себе, в вере и даже в Боге. Недаром на кресте Иисус воскликнул: «Отец, зачем ты покинул меня!»
Об этой фразе написано много книг и разные исследователи стараются ее толковать и так и эдак. Но несомненно одно: она доказывает, что подвиг Христа дает некоторой эталон для человеческого мужества вообще. Потому что на самом деле, когда он нес крест и переживал жуткие страдания, он еще не знал, спасет ли его Отец или нет. Именно поэтому значение фразеологизма «нести крест» (выражение и образ страдающего пророка) призывает не роптать на судьбу, а стойко переносить ее удары, сколько бы они ни продолжались.
Страдания, боль, разнообразные горести обессмысливают существование — такова их природа. Человек должен противостоять утрате смысла и помнить о подвиге Христа, вне зависимости от того, верит он или нет. Пусть он представит, что Христос был простым сыном плотника, которого по ошибке (ложному доносу) распяли на кресте.
И тут значение фразеологизма «нести крест» (выражение это устойчивое в языке) приобретает не только бытовой, но и этический, высокоморальный смысл.
И все равно закончить надо как-то позитивно. Может быть, кому-то мало факта того, что Христос страдал значительно больше, когда совершал крестный путь. Таких читателей вполне можно понять.
Значение выражения
Фразеологизм «нести свой крест» означает «жить, стойко, со смирением перенося все посылаемые испытания». Так говорят о людях, которые не падают под бременем невзгод, идут вперёд, как бы тяжела ни была ноша.
В быту близкое по смыслу выражение «это мой крест» можно услышать из уст жены, не довольной мужем, или от начальника, обречённого выполнять большую часть работы без поддержки коллектива. Такие сетования выглядят нелепыми рядом с картинами реальных бедствий.
Призыв же нести свой крест, не падая духом, чаще исходит от людей верующих, либо от тех, кто вырос в русле негласно существовавшей в простом народе традиции смирения и благочестия. К этому часто прибавляют пословицу «Господь терпел – и нам велел».
Кругом немало людей, несущих свой крест с достоинством. Это тяжелобольные или те, кто ухаживает за ними, это переселенцы, жертвы войн, катастроф и социального неравенства – все, у кого отнято многое, без чего трудно представить свою жизнь обычному человеку.
Крест – не орудие пытки
В Новом Завете о кресте говорится в контексте исполнения пророчеств Ветхого Завета.
Никогда на заре существования Церкви крест не воспринимался христианами как орудие пыток, позора, казни. Он всегда воспринимался как символ славы, орудие воскресения, место прославления. «Он царствует с креста» – это выражение возникло в среде первых христиан как перевод стиха из псалма 95 «Он царствовал с древа»
Для правильного понимания важно иметь в виду, что ксилон (дерево), семейон (знак), ставрос (крест как столб или кол) выступают взаимозаменяемыми понятиями в сборнике тестимоний
Во II веке христианские авторы начинают прибегать и к внебиблейским параллелям. Они рассматривают крест как иероглиф человека, выражающий через сочетание вертикальной устремленности вверх и открытости по горизонтали внутреннюю суть человека. Что означает осенять себя крестным знамением, как не внутреннее уподобление воскресшему Христу?
Миф № 7. Уронить свой нательный крест — тоже к несчастью. Особенно если это произошло на кладбище. В этом случае поднимать свой крест нельзя: он уже принадлежит духам умерших.
Ничего страшного в этом нет. Перекрестись, поцелуй свой крест и снова надень его на себя. То же самое на кладбище. Придавать какое-то сакральное значение кладбищенской земле или самому месту не стоит. Духи умерших находятся у Бога, в Его обителях, они не на кладбище. Здесь одно из народных суеверий, которых великое множество.
С ранних веков появились разные формы православных крестов, каждая из которых имела своё духовное значение.
Крест восьмиконечный
Он наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был распят Христос. Верхняя перекладина означает надписание «Иисус Христос Царь Иудейский», которое сделал Понтий Пилат, а нижняя — подножие.
Крест «мальтийский», или «георгиевский»
Эта форма креста была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского на Мальте. Георгиевский крест стал высшей наградой воинов. Нередко кресты такой формы встречаются и в качестве нательных.
Крест каплевидный
«Капли» на концах символизируют кровь Иисуса. Такой крест впервые был нарисован на первом листке греческого Евангелия, датируемого II веком. Он также символизирует борьбу за веру до конца.
Крест четырёхконечный
Православная Церковь, называя этот крест «латинским», не отвергает его, также признавая истинной формой креста, равночестной другим. Начиная с III века такое самое простое изображение креста появляется в римских катакомбах.
Крест святой Нины
По преданию, крест, сплетённый из веток виноградной лозы, вручила Пресвятая Богородица просветительнице Грузии, посылая её на проповедь. Реликвия хранится в Сиони, кафедральном соборе города Тбилиси. Уменьшенные копии святыни очень популярны в Грузии.
Праздник или трагедия?
Все события, переживаемые нами в Церкви, насыщены самыми разными чувствами и переживаниями, здесь могут быть рядом радостью и скорбь, страх и надежда на воскресение. Как и каждая встреча с Богом для нас – это и суд, и радость встречи, и воскресение, и страшное Второе пришествие.
Вообще, всякое евангельское событие, отраженное в православном богослужении, это встреча с реальностью. Но реальность не может быть однозначной, так как мы в ней пока еще живем, мы ее еще осуществляем. И, с одной стороны, встреча с реальностью для человека – это всегда большое счастье, потому что он встречается с правдой. В тоже время, эта правда не всегда бывает сладкой.
Вот и сейчас, мы будем стоять в храме перед Крестом и понимать, что наша горькая правда встречи с крестом такова, что это одновременно и страдания и свет, и переживание отдаленности от Бога, и радость от того, что Он нас все же безмерно и бесконечно любит.
Не можешь быть спасен, если не хочешь нести крест
Библия описывает следующий случай:
Как видим отсюда, этот человек хотел наследовать жизнь вечную и правильно жил. Но этого не было достаточно. Господь Иисус не имел нужды в его имении, но Он увидел, что имение было идолом для него, который и остался привязан к нему. Любовь к имуществу не позволяла ему взять крест и последовать за Иисусом.
Нет ли в твоей жизни чего-то, какого-то человека, или какой-то цели, к которой бы ты настолько привязан, что не можешь полностью посвятить жизнь Христу и не можешь взять и нести свой крест. Не позволяй быть обманутым и огорченным. Возьми крест и иди по следам Иисуса Христа, Царя Царей и Господа Господствующих, Который понес Свой крест, чтобы принести вечное спасение. Какая разница между крестом Христа и крестом, который должен нести христианин?
Страдания как фактор развития личности
Страдание — важный фактор человеческого развития. Без него невозможна личностная зрелость. У страданий существует внерелигиозный смысл. Они помогают человеку выпиливать себя настоящего, отсекая все лишнее. И как любая другая, операция подобного рода очень болезненная.
На вопрос, о том, что значит «нести свой крест», можно ответить так: это значит молча переносить лишения, проблемы, горести, не ропща на судьбу. Другое дело — зачем? Ведь нужна же высшая цель, чтобы, идти дальше. А вот тут, в этом пункте, каждый человек сам делает свой выбор.
У каждого свой крест — эту фразу используют довольно часто, не всегда придавая ей религиозную окраску. Жизненные пути людей настолько индивидуальны и непредсказуемы, что иногда кажется: такое возможно только в кино. И как человек может выдержать такие испытания?
Этимология выражения «Нести крест свой».
Ведь само выражение «Нести свой крест» происходило от одной особенности казни через распятие, которую практиковали римляне.
Преступник, осужденный на казнь, должен был нести на себе тяжелую деревянную перекладину, именуемую «патибулум», к которой прибывали руки казнимого.
И когда человека вели по улице с патибулумом на плечах, все видели, что это ведут преступника, ведут на страшную и позорную казнь. И многие, пытаясь усилить страдания осужденного на смерть, кидали в него камнями, плевали, обливали нечистотами.
И вот именно это предлагает нам сделать Христос – взять и возложить на себя свой крест, свой патибулум, орудие казни, и сделаться в глазах этого мира преступниками, изгоями.
И все, что будет делать этот мир — это только лишь пытаться усилить тяжесть нашего креста. Не нужно ждать от мира того, что он будет помогать нам его нести.
Не можешь быть спасен, если не хочешь нести крест
Библия описывает следующий случай:
Как видим отсюда, этот человек хотел наследовать жизнь вечную и правильно жил. Но этого не было достаточно. Господь Иисус не имел нужды в его имении, но Он увидел, что имение было идолом для него, который и остался привязан к нему. Любовь к имуществу не позволяла ему взять крест и последовать за Иисусом.
Нет ли в твоей жизни чего-то, какого-то человека, или какой-то цели, к которой бы ты настолько привязан, что не можешь полностью посвятить жизнь Христу и не можешь взять и нести свой крест. Не позволяй быть обманутым и огорченным. Возьми крест и иди по следам Иисуса Христа, Царя Царей и Господа Господствующих, Который понес Свой крест, чтобы принести вечное спасение. Какая разница между крестом Христа и крестом, который должен нести христианин?
«Тебе легко рассуждать!»
— Говорят, что Господь не посылает испытаний выше человеческих сил. Почему же тогда некоторые люди не выдерживают своего креста, отчаиваются, ропщут, даже кончают жизнь самоубийством?
— Очень сложный вопрос. Мне часто приходится исповедовать и причащать болящих. Страдания их, действительно, кажутся порой невыносимыми. Если я начну говорить о смысле и ценности креста, такой человек скорее всего подумает про себя: «Тебе легко рассуждать, ты-то не страдаешь. Сейчас причастишь меня и побежишь дальше по своим делам — здоровый и молодой. А мне тут еще неизвестно сколько мучиться». И ведь будет прав! Рассуждать о страданиях может только тот, кто сам в данный момент страдает, только его слово может убедить. То есть по сути ответить на ваш вопрос может только Сам Христос. И когда я прихожу к больному человеку, то стараюсь помочь ему встретиться с Христом. Не говорю от имени Христа, что надо претерпеть, а стараюсь, чтобы он лично встретил Христа, услышал Его. Только человеческими силами тут не поможешь, гораздо больше надежды на Божию благодать, которую мы получаем в Таинствах. А если перед причастием прочитать тяжелобольному назидательную проповедь с прозрачным намеком на его маловерие, велика вероятность, что причастится он отнюдь не с сокрушенным и смиренным сердцем. По моей вине! Не нравоучение нужно страдающему, а утешение, сочувствие. Тогда есть надежда, что таинство он примет с верой, и благодать Божия коснется его сердца, он сам почувствует, что крест, данный ему Господом, не превышает его сил. Мой же долг перед причастием выслушать его исповедь и, как бы он ни роптал, с любовью сказать ему: «Я понимаю, как тебе тяжело, но постарайся, если веришь мне, лично встретиться с Христом».
— Вы считаете, священник никогда не должен говорить человеку, что его страдания — это его крест?
— Я это иногда говорю людям, но ни в коем случае не категорично. Например, болеет человек, я предлагаю ему молиться об исцелении и сам обещаю помолиться (и молюсь), но иногда добавляю: «Мы не знаем, но, возможно, это ваш крест, тогда придется смириться и нести его». Не каждому можно это сказать, кого-то и такие осторожные слова травмируют, а наша задача — поддержать человека морально, помочь ему не отчаяться. Того, кто укреплен в православной вере, может поддержать напоминание о том, что воля Божия о нас часто не совпадает с нашими желаниями. Но не надо понимать крест как что-то постоянное, неизменное. Бог есть Любовь, Он вовсе не хочет, чтобы мы мучились, а попускает страдания в надежде, что они помогут нам переосмыслить свою жизнь, измениться, выйти на другой духовный уровень. Я бы сравнил крест с хирургической операцией. Хирург делает пациенту больно, чтобы вернуть ему здоровье, насколько это возможно. Крест — тоже операция, но на душе. Больной душе! Если человек перенес ее правильно, под влиянием болезни произошла переоценка ценностей, возможно, он больше не нуждается в этом кресте, и Господь от него избавляет. Приходят другие кресты, например, болезнь близких. Значит, сегодня для духовного роста человек должен научиться состраданию, жертвенной любви к ближнему. В этом смысл креста — в нашем духовном возрастании.
Многим людям страдания помогли прийти к Богу в зрелом возрасте. А кто-то, наоборот, из-за этого еще больше озлобился. Мне кажется, что страдания высвечивают суть человека. Бог любит всех, стучится в каждое сердце, но уважает свободу выбора.
Не можешь быть спасен, если не хочешь нести крест
Библия описывает следующий случай:
Как видим отсюда, этот человек хотел наследовать жизнь вечную и правильно жил. Но этого не было достаточно. Господь Иисус не имел нужды в его имении, но Он увидел, что имение было идолом для него, который и остался привязан к нему. Любовь к имуществу не позволяла ему взять крест и последовать за Иисусом.
Нет ли в твоей жизни чего-то, какого-то человека, или какой-то цели, к которой бы ты настолько привязан, что не можешь полностью посвятить жизнь Христу и не можешь взять и нести свой крест. Не позволяй быть обманутым и огорченным. Возьми крест и иди по следам Иисуса Христа, Царя Царей и Господа Господствующих, Который понес Свой крест, чтобы принести вечное спасение. Какая разница между крестом Христа и крестом, который должен нести христианин?
Очищающий огонь страданий
Но не все было так оптимистично для самого пророка. Когда Христос проповедовал, он свято верил в то, что говорил. Однако, пройдя сквозь все испытания, даже он засомневался в себе, в вере и даже в Боге. Недаром на кресте Иисус воскликнул: «Отец, зачем ты покинул меня!»
Об этой фразе написано много книг и разные исследователи стараются ее толковать и так и эдак. Но несомненно одно: она доказывает, что подвиг Христа дает некоторой эталон для человеческого мужества вообще. Потому что на самом деле, когда он нес крест и переживал жуткие страдания, он еще не знал, спасет ли его Отец или нет. Именно поэтому значение фразеологизма «нести крест» (выражение и образ страдающего пророка) призывает не роптать на судьбу, а стойко переносить ее удары, сколько бы они ни продолжались.
Страдания, боль, разнообразные горести обессмысливают существование – такова их природа. Человек должен противостоять утрате смысла и помнить о подвиге Христа, вне зависимости от того, верит он или нет. Пусть он представит, что Христос был простым сыном плотника, которого по ошибке (ложному доносу) распяли на кресте.
И тут значение фразеологизма «нести крест» (выражение это устойчивое в языке) приобретает не только бытовой, но и этический, высокоморальный смысл.
И все равно закончить надо как-то позитивно. Может быть, кому-то мало факта того, что Христос страдал значительно больше, когда совершал крестный путь. Таких читателей вполне можно понять.
Можно ли носить два креста
Необходимость или желание носить два крестика одновременно может возникнуть по разным причинам:
- Один крестик – данный при крещении в младенчестве, второй, более красивый и дорогой, приобретенный в зрелом возрасте самостоятельно.
- Один крестик свой, второй – подаренный близким человеком или священнослужителем.
- Свое распятие, второе – принадлежавшее очень близкому умершему человеку.
По этому поводу существуют диаметрально противоположные мнения. Согласно первому, носить два распятия сразу – тяжелый грех. Кстати, его поддерживают и некоторые священнослужители с ортодоксальным мышлением. Они же ассоциируют потерю креста с огромной трагедией: якобы, это самое страшное, что может произойти с христианином.
Большинство слуг Господних новой школы считает, что можно носить сколько угодно крестов – вреда от этого не будет. Правда, и пользы тоже: от количества символов степень Божьего благословения не зависит. Вера находится внутри, в душе и сердце.
Миф № 4. Несколько крестов — лучше, чем один^
Часто можно увидеть, что люди надевают на себя и крест, и иконку, и ладанку. На одной руке браслет с иконками, на другой браслет с крестом, на поясе повязка с молитвой… Но это прямое язычество. Человеку кажется, чем больше он на себя чего-то наденет, тем больше у него будет защита. Так думали язычники — чем больше я жертв богам принесу, надену амулетов, тем лучше боги будут меня оберегать.
Православный христианин понимает, что нательного креста вполне достаточно. Не надо его чем-то «усиливать». Как говорит сейчас продвинутая молодёжь, не надо «апгрейдить». Достаточно одного нательного креста. А два, три креста — абсолютно ни к чему. Ведь тогда получается, что человек не верит в силу своего креста.
Глубокая истина человеческого существования
Как относиться к страданиям, болезням, скорбям? Каждый христианин должен знать, что в первую очередь, когда эти скорби объективны, и мы ничего не можем сделать – нужно терпеть! Следующий этап: реально взглянуть на свою жизнь, не обвинять кого-то, а подобно евангельскому разбойнику констатировать: …мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли… (Лк.23:41). Только при стяжании взгляда без прелести на свою жизнь человек может подняться выше: «Господи, я Тебя благодарю за ниспосланное испытание!»
Поразительно, но именно страдание и боль иногда человека преображают настолько, что они могут послужить мощным толчком к обретению подлинной веры! Страдания воспитывают наш дух, это средство укрепления духа человека, чтобы мы утвердились в верности Богу.
И если попытаться в своей жизни осуществить то, к чему призывает Господь: стремиться преодолевать страдания и скорбь через терпеливое и мужественное несение креста, поставлять в центр своей жизни Бога и следовать Его заповедям, то мы с неизбежностью убедимся в том, что это не простые слова, но глубокая истина человеческого существования.
Подготовила Марина Богданова
Ангел Хранитель, несущий Крест
Иконы святых в виде двустороннего рельефа, похожего на плоскую скульптуру, на Руси делали с глубокой древности. Из летописей известно, что уже в XVI веке большие рельефные иконы из дерева существовали на Русском Севере и в Новгороде. В XIX веке получили распространение подобные небольшие нагрудные образки из металла. Их называли просечными, так как фон вокруг изображения после литья выбивали, или просекали.
Образок в виде Ангела Хранителя – это не просто украшение, а настоящая миниатюрная икона. В руках Ангел держит традиционные символические атрибуты Ангелов Хранителей: крест – знак послушания Христу и следования Его заповедям, меч – символ непримиримой борьбы, которую он ведет с бесами, отражая их нападения на людей.
Слово «ангел» означает «вестник». Ангелы – верные служители Божьи, которых Господь посылает возвещать Свои повеления. Ангелы тварны, как и люди, но имеют другую природу. На иконах они изображаются в человеческом обличье с большими крыльями. Могучие крылья ангелов символизируют быстроту, с которой они исполняют повеления Бога, а небольшие ленточки у ушей –тороки, или слухи – показывают, что они всегда слышат Его голос.
Ангелов бесчисленное множество, и все они составляют стройную Небесную иерархию. Ангелы Хранители ниже остальных чинов и ближе всего к людям. Они служат защитниками каждого из нас. Падших поднимают, благочестивым помогают и никогда не оставляют на протяжении земной жизни.
У каждого человека есть свой Ангел Хранитель, который дается ему Богом в Крещении и который всегда невидимо находится рядом с ним. Служение Ангела Хранителя состоит в том, чтобы не только охранять человека, а способствовать спасению его души для вечной жизни. Поэтому Ангелы Хранители духовно наставляют человека в вере и благочестии и молятся о нем Богу. При земной кончине именно Ангел Хранитель отводит душу усопшего в Вечность.
Ангелы Хранители принимают живое и деятельное участие в человеческой судьбе. Как создания чистые и святые, способные только любить и благотворить, Ангелы Хранители делают все, чтобы служить к нашему истинному благу и спасению. Постоянно находясь рядом, Ангел Хранитель не только по желанию человека таинственно наставляет его на все доброе и полезное, не только возносит его молитвы к Богу, но еще и сам от себя охраняет и защищает человека, от врагов видимых и невидимых, и сам от себя ходатайствует за него пред Богом.
Ангелы Хранители, как и люди, существа личные, но мы не знаем частного имени каждого из них. Не можем мы узнать и имени своего Ангела Хранителя. Поэтому Православная Церковь не имеет специальной церковной службы для Ангелов Хранителей вообще и для каждого из них в отдельности. Но она обязывает нас почитать и благодарить своего Ангела частно, в домашних ежедневных молитвах, обращаться к нему за покровительством и защитой как к ближайшему духовному наставнику.
Над созданием образа трудились художник Виктория Булдыгина и творческий коллектив .
Миф № 11. Нательный крест, который сломался, нужно бросить в реку или закопать^
Сломанный нательный крест следует отнести в храм. В каждой церкви собирается очень много подобных вещей, которые приносят люди. Эти вещи просто хранят. Старенькие иконы, у которых уже стёрлись лики, сломанные крестики. Они сохраняются в святом месте
В нашем Покровском храме Зайцево наверху, на хорах, есть ризница, и в ней специально отведённое место, где сохраняются такие иконки, крестики, которые люди приносили в храм со словами «Батюшка, мы не знаем, что с ними делать». Зайцево — посёлок старинный, и у очень многих людей такие вещи дома были. Обязательно нужно принести такие святыни в храм, чтобы они не попирались или кто-нибудь их не выбросил.
Если крест из благородного металла, золота или серебра, владелец может отнести его в ювелирную мастерскую и попросить переплавить в другой крест. Но нельзя выплавлять из него какое-то другое изделие. Неправильным будет и продать его.
Ни в коем случае нельзя святыню выбрасывать куда-либо — в реку или озеро, а также закапывать. С крестом нельзя так обращаться. Даже если храм далеко, человек, который носит крест, всё равно ведь его посещает.
Крест — знамя нашего спасения. Мы ведь не закапываем свои знамёна. Знамя, которое приходит в негодность, сдаётся в музей, где оно с почестями хранится. Если твой крест сломался или он уже старенький — отнеси его в храм, где он будет храниться с почестями.