Как определить, что ваше отношение к еде
Содержание:
- Аркадий Инин сейчас
- Ведущие:
- Аркадий Инин — артист, писатель, сценарист
- Что определяет любого хорошего практикующего психолога
- Разные подходы
- Творчество
- Кто такой психолог
- Онлайн-школа в формате марафона это:
- Ответственность перед собой и… Богом
- Почему иногда стоит легализовать лень
- Чем занимается психология как наука
- Жена и дети Аркадия Инина
- Что такое психология и нужна ли она христианину
Аркадий Инин сейчас
У знаменитого сценариста, писателя и драматурга нет страницы в «Инстаграме», но в Сети множество фото Инина с коллегами, женой и сыновьями. Он охотно дает интервью и в свои годы (отпраздновал 80-летний юбилей в 2018 году) держится молодцом.
В 2018-м Аркадий Яковлевич появился в программе «Мой герой» и ответил на вопросы Татьяны Устиновой, порадовав многочисленных поклонников таланта живостью ума и отличным чувством юмора. В том же году появился на передачре «Смак» на Первом канале, став гостем Ивана Урганта.
Аркадий Инин в программе «Смак»
Весной 2019-го Аркадий Инин прокомментировал смерть Георгия Данелии. Драматург назвал Данелию, Рязанова и Гайдая «тремя китами, на которых держалась наша комедия».
Ведущие:
Борис Сергеевич Братусь
- советский и российский психолог
- доктор психологических наук
- заслуженный профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
- член-корреспондент Российской академии образования
- действительный член Российской академии естественных наук
- декан факультета психологии РПУ св. Иоанна Богослова
- основатель и руководитель Московской школы христианской психологии и Научно-практического института психологии личности
- победитель Национального конкурса «Золотая Психея»
- спикер крупнейших Российских и международных конференций
Наталия Владимировна Инина
- психолог с 15-ти летним консультационным опытом
- автор метода «Работа с «внутренним ребенком». Психология взросления»
- более 5000 благодарных клиентов
- более 100 проведенных авторских психологических тренингов, курсов и мастерских
- автор бестселлера «Испытание детством» (5 изданий)
- преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова и РПУ св. Иоанна Богослова
- победитель Национального конкурса «Золотая Психея»
- спикер крупнейших Российских и международных конференций
Татьяна Анатольевна Климова
- практический психолог
- театральный педагог, тренер
- ученый секретарь секции Театральной психологии и педагогики Российского психологического общества
- один из учредителей и разработчиков программ Московского общественного Центра школьной театральной педагогики
- ведущая авторских психологических тренингов и психологических мастерских «Психология переживания», «Психология личностного роста», «Развитие сензитивности», «Развитие креативности» и проч.
- преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова, МГПУ
- спикер крупнейших Российских и международных конференций
Только в опыте совпадения с самим собой, преодолев свою инфантильность и эгоцентризм, человек способен возрастать в личностном и духовном смысле. И здесь заканчивается психологизация, как способ самооправдания, снятия с себя ответственности, перекладывания ее на кого-то другого, на родителей, генетику и так далее. И здесь открывается возможность подлинной жизни взрослого человека. Эта трезвая, зрелая, свободная и ответственная жизнь не обещает быть легкой, но, несомненно, будет удивительно богатой и интересной.
Наталия Инина
Аркадий Инин — артист, писатель, сценарист
Аркадий Инин является автором сценариев к 48 кинофильмам, среди которых: «Вперёд, гвардейцы!» (1972-2007), «Ералаш» (сюжеты «Откуда дровишки?», «Осторожно, ученик!», «Добро побеждает зло» и др.). Сценарий для своей лирической комедии «Отцы и деды» писатель создавал, зная, что его главного героя будет играть Анатолий Папанов
Артист настолько тонко сыграл главного героя, что после премьеры этого кинофильма (1982) Аркадий Инин был удостоен премии «Золотое плато» (Италия, 1984) за его сценарий.
За бесконечную любовь к жизни творчество Инина привлекло внимание знаменитого режиссера Леонида Гайдая, поставившего по его сценариям такие шедевры советского кино, как «Частный детектив, или Операция “Кооперация”» (1984) и «На Дерибасовской хорошая погода…» (1992). Главные роли в этих кинолентах сыграл Дмитрий Харатьян
По произведениям Инина сняты кинокартины «Тонкая штучка» (1999); «Утёсов. Песня длиною в жизнь» (2006), а также семейная кинокомедия «Дедушка моей мечты» (2014), вошедшие в копилку Золотого фонда российского кинематографа.
Актерское мастерство Аркадия Инина проявилось в кинофильме «Однажды двадцать лет спустя» (1980), в фильмах Леонида Гайдая, где он играет роли второго плана, в сериале «Утёсов. Песня длиною в жизнь», в котором он сыграл роль одессита на юбилее. Сценарий этого телевизионного фильма принес Аркадию Яковлевичу премию Министерства культуры РФ. Библиография писателя-сценариста и драматурга содержит около 40 книг, среди которых юмористическая энциклопедия «Женщина от А до Я», первый выпуск которой датирован 2005, а пятый — 2020.
Что определяет любого хорошего практикующего психолога
Фото: st-tatiana.ru/Иван Джабир
Мне, как практикующему психологу, очень повезло, что я закончила психологический факультет МГУ
Я очень часто слышу от моих практикующих коллег, что практика — это важно, здорово, это то, чем надо заниматься, не нужно вникать в тонкости научной психологии. Но, давайте представим, что человек говорит: не хочу быть врачом, хочу быть просто хирургом
Довольно абсурдное желание для медицины, но почему-то оно не является абсурдным для психологии.
Научное базовое образование дает понимание общих закономерностей функционирования психики, позволяет понять ее особенности, тонкости, дает тот контекст, тот профессиональный взгляд, который определяет любого хорошего практикующего психолога.
Не случайно, самые известные, ведущие практики в области психологического консультирования являются выпускниками психологического факультета МГУ.
Разные подходы
Существуют разные подходы. К примеру, психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда, который считал, что подсознательное — это некий резервуар, в который мы сбрасываем тот негативный опыт обстоятельств и чувств, с которым не в состоянии взаимодействовать.
Наталья Инина. Фото: st-tatiana.ru/Иван Джабир
Другие психологи, например, Карл Густав Юнг, считали, что бессознательное наоборот некое глубинное пространство, в какой-то степени связанное с душой, которое человек не осознает не потому, что он не хочет осознавать, а потому что он просто не имеет навыка и опыта это делать. С точки зрения Юнга, идея Фрейда относительно максимального осознавания своего бессознательного является утопией. Он считал, что человек никогда не сможет полностью осознать бессознательные слои психики, но он должен учиться взаимодействовать с этими глубинными структурами, и именно это позволить ему обрести свою целостность, свою личность.
В этом плане мы можем выйти из психологического контекста в контекст жизни верующего человека. Часто мы сталкиваемся с подобным феноменом: мы приходим на исповедь и говорим одно и то же, можем говорить об этом годами, при этом искренне пытаемся что-то изменить, но ничего не получается. Или получается все настолько мало и медленно, что руки опускаются.
Когда мы с профессором Братусем читаем лекции в Московской духовной Академии на курсах повышения квалификации московских клириков мы говорим об этом. У священников схожие наблюдения, они тоже часто наблюдают этот сложный и печальный феномен.
Сейчас издательство Сретенского монастыря выпускает серию книг схиархимандрита Гавриила Бунге. Выпущены книги про гнев, про чревоугодие, про уныние. Автор опирается на учение монаха-пустынника Евагрия Понтийского (IV век н.э.), которого называет классиком христианской психотерапии. В этих книгах, в частности, говорится, что страсти паразитируют на человеческих инстинктах, импульсах, не интегрированных в сознание. Не осознаваемые инстинкты, черты характера начинают восприниматься человеком как нечто объективное и в результате начинают им управлять. Если мы начинаем понимать, что происходит с нами, чем мы мотивированы, что нас побуждает так или иначе поступать, если мы начинаем понимать глубинные причины, побуждающие нас к определенному поведению, то мы начинаем становиться субъектом, а не объектом собственной жизни.
Творчество
В творческой копилке Инина сценарии к 4 десяткам мелодрам и кинокомедий, любимых советскими, а потом и российскими зрителями. В двух картинах, по праву вошедших в золотой фонд советского кинематографа («Одиноким предоставляется общежитие» и «Однажды 20 лет спустя»), снялась Наталья Гундарева. Актриса, которую Аркадий Яковлевич называл великой, превратила мелодрамы в кинохиты.
Наталья Гундарева (кадр из фильма «Одиноким предоставляется общежитие»)
В одном из интервью Инин поделился, что у кинозвезды Гундаревой был непростой, «мужской» характер. Актриса в обыденной жизни казалась жесткой и сдержанной, но на съемочной площадке превращалась в королеву, которой под силу сыграть любую роль: в драме, комедии, фарсе.
Сценарии к двум названным выше мелодрамам Аркадий Инин написал «под Гундареву», и актриса идеально «влилась» в предложенные роли. То же со сценарием к лирической комедии «Отцы и деды», который писатель создал специально для Анатолия Папанова. Премьера фильма состоялась в 1982 году, главные роли разделили Папанов и Валентин Смирнитский.
Анатолий Папанов (кадр из фильма «Отцы и деды»)
В 1987-м вышла картина «Единожды солгав…», режиссером которой выступил Владимир Бортко. Сценарий к ленте времен перестройки написал Инин, а ключевых персонажей сыграли Елена Соловей и Юрий Беляев.
Еще один проект по сценарию Аркадия Яковлевича, за воплощение которого взялся Бортко, — детективная комедия «Удачи вам, господа». В ней блистали талантами Николай Караченцов, Дарья Михайлова, Виктор Павлов и Валентина Талызина.
Дарья Михайлова (кадр из фильма «Удачи вам, господа»)
Творчество Инина пришлось по душе и гению кинокомедии Леониду Гайдаю, взявшему у юмориста и драматурга сценарии для лент «Частный детектив, или Операция “Кооперация”» и «На Дерибасовской хорошая погода…». Главные роли в лентах сыграл Дмитрий Харатьян.
Юмористические монологи и шутки сатирика охотно брали артисты для исполнения в передаче «Вокруг смеха», у истоков которой стоял Инин.
В 2000-х писатель не затерялся, а его творчество не утратило актуальности. По его сценариям поставлены кинопроекты «Собачий вальс», «Портрет товарища Сталина», сериалы об Утесове и Маяковском.
Дмитрий Харатьян (кадр из фильма «Частный детектив, или Операция “Кооперация”»)
Во многих фильмах, в основу которых легли его сценарии, Аркадий Инин сыграл эпизодические роли. В мелодраме «Однажды двадцать лет спустя» зрители узнали драматурга в образе одноклассника главной героини, а в комедии «На Дерибасовской…» — в роли мафиози.
Лента стала последней в фильмографии Леонида Гайдая, к творчеству которого Инин испытывает особый трепет. По словам прозаика, в дни рождения и смерти режиссера по сложившейся традиции он вместе с Дмитрием Харатьяном посещает могилу Гайдая.
Обширна и библиография писателя, в которой более 30 изданных книг. Среди них читатели выделяют юмористическую энциклопедию «Женщина от А до Я», увидевшую свет в 2005 году.
Писатель Аркадий Инин
Творческие вечера и концерты юмориста и прозаика собирают аншлаги. В апреле 2018 года в арт-кафе «Вишневый сад» состоялся творческий вечер Инина, где он поделился со зрителями воспоминаниями о знаменитых современниках, представил новые произведения и рассказал о юморе в кинематографе.
Драматург известен активной общественной позицией. Не скрывает отрицательного отношения к гей-парадам и называет советский строй наиболее эффективным, хотя и не идеальным. Критикует Михаила Горбачева за развал СССР, поддерживает присоединение Крымского полуострова к РФ и самопровозглашенные республики на востоке Украины.
Кто такой психолог
Психолог — это тот человек с которым стоит обсуждать проблемы отношений, воспитания, самоотношения, самооценки, уровня коммуникативности и т.д. Психолог — некий профессиональный собеседник, который сопровождает человека в трудные моменты его жизни.
Фото: st-tatiana.ru/Иван Джабир
Обычно человек рассуждает в таком ключе: “Я человек взрослый, вполне осознающий себя, действующий в соответствии с собственными планами и задачами. Я есть я. Мне не за чем обращаться к кому-то за помощью. Куплю книжки, посмотрю передачи, договорюсь с самим собой, разберусь во всем сам и выйду из кризиса”. Однако этот типичный прием не срабатывает, человек годами пытается решать свои проблемы, углубляясь в них все глубже и глубже.
Онлайн-школа в формате марафона это:
90 дней погружения в мир вашей психики с целью проработки трех основных блоков. Вы осознаете и скорректируете ваш характер, сможете увидеть и преодолеть детские травмы, станете по-настоящему взрослым и осознанным человеком, обретя истинные цели, ценности и смыслы.
Каждому блоку работы посвящен отдельный модуль, который разрабатывался специально для дистанционного формата, чтобы в легкой и доступной форме вы смогли измениться, оставшись самим собой:
Модуль 1 — Характер на пути к счастью
Модуль 2 — Психология взросления: как стать взрослым без посторонней помощи?
Модуль 3 — Духовные проблемы человека
Вы узнаете как:
- избавиться от страхов, проблем, неудач
- лучше понимать себя, причины того или иного поступка, решения, реакции
- познать свой характер и открыть его ресурсы
- заменить неконструктивные (но привычные) паттерны поведения на конструктивные
- относиться к жизни творчески
- осознать и преодолеть детские травмы
- научиться лучше понимать других людей и превратить общение в радость
- выбрать достойного спутника жизни
- обрести гармонию в семейных отношениях
- стать по-настоящему взрослым, ответственным и свободным человеком
- найти свои истинные цели, ценности и смыслы
Ответственность перед собой и… Богом
– У одних прокрастинация вызывает чувство тревоги и беспокойства, поэтому люди, заподозрив неладное, спешат что-то с этим делать. Другие делать ничего не собираются и самокритично списывают сложившееся положение вещей на свою распущенность, несобранность, черту характера, словом, дают индульгенцию безволию. Почему так бывает?
– Любая подмена опасна. «Прокрастинация» – и есть своего рода подмена. Наше подсознание переигрывает сознательную часть психики. Человек декларирует одно, делает другое. Так начинается жизнь среди кривых зеркал. Но это опасно как для самого человека, так и для окружающих, ведь тогда в основе самоотношения, и в отношениях с другими людьми, будет лежать ложь, а жизнь будет превращаться в лабиринт, в котором выхода нет.
Понимаете, проблему невозможно решить на том «этаже», на котором она возникла. Ответы всегда ждут нас на другом «уровне». Вот еще один наглядный пример.
Ко мне обратилась симпатичная женщина. Она много работала, была великолепным специалистом, которого высоко ценили коллеги и начальство. Но, увы, дама была одинока: ни детей, ни семьи.
На работу – летела, с работы – не могла уйти, так сильно ей не хотелось возвращаться домой. Да и со временем дом стал походить на ночлежку без всякого уюта и порядка, на печальное пристанище, в котором хозяйка ела, смотрела телевизор и сидела в интернете. Женщина, которая мечтала об устроенности, не находила в себе сил навести в доме элементарный порядок. Она бесконечно жаловалась на прокрастинацию.
– Я каждый день даю себе слово, что начну новую жизнь: наведу порядок и разберу вещи. Но возвращаясь с работы, вновь сажусь к телику с тарелкой еды. И так день за днем, – грустно говорила она мне.
– Что вам мешает? – спрашивала я.
– А для кого мне это делать?
Ну что здесь можно сказать? Действительно, многое мы можем делать для других, но как трудно чувствовать ответственность перед самим собой. Это не только требует внутренней дисциплины, привычки, навыка. Это требует сильной внутренней мотивации. Слава Богу, такая мотивация нашлась!
Я ей рассказала о том, что недавно пришлось погрузиться в изучение жизни и быта древних людей. И там обнаружила, что люди эти жили перед лицом Бога. Все что ни делали, имело отношение к вечности. Любой акт: приготовление пищи, сбор урожая, постройка дома – все имело сакральный смысл. Такое отношение к жизни свойственно подлинной религиозности. Жить в свете вечности, перед лицом Бога, что может быть достойнее?
И я предложила женщине попробовать так пожить: уборку, мойку посуды, наведение порядка превратить из скучного, рутинного дела в действо, освященное высоким смыслом. Вообще, иначе отнестись к своему дому, и сделать из ночлежки достойное место, в которое может войти Господь.
Знаете, как бы возвышенно это не прозвучало, но она вдохновилась. Увидела себя, свой дом, свою жизнь в ином свете и с «иной высоты». И это помогло решить не только проблему «прокрастинации», но, что куда существеннее, решить проблему внутреннего одиночества и бессмысленности собственной жизни.
– Говорят, что найти причину, значит найти решение. С прокрастинацией это так? Вообще, насколько это частый запрос к психологу?
– Я уже говорила, люди часто прячут за поверхностными запросами куда более серьезные проблемы. Прийти и сказать: «я – прокрастинатор» – проще, чем признаться, что страдаешь от одиночества, потери смысла своего существования или эгоцентризма. Понимаете, себе самому в этом признаться трудно, чего уж говорить про другого, пусть даже и психолога.
Трудность в том и состоит, что человек не осознает подлинных причин своего дискомфорта и потому хватается за очевидное, например, за модный ярлык – прокрастинацию. Люди чаще всего приходят именно с такими запросами: «у меня проблемы с прокрастинацией», «я все время опаздываю», «у меня сложности с коммуникацией», «у меня высокая тревожность».
Что делать с такими запросами? Да, есть тысячи приемов «унять боль». Можно предложить различные методики по повышению эффективности, улучшению планирования, по наращиванию здоровых навыков, но все эти приемы будут работать на сознательном уровне, не касаясь нашей души. В результате корневая система, породившая проблемы, так и не будет исцелена. Со временем она порастет бурьяном, а мы так и будем бороться то с «тревожностью», то с «прокрастинацией», бороться «С», а не «ЗА».
А бороться то нужно за человека, за его личность, за его достоинство, за его свободу, ответственность, рост и развитие. И если эти задачи будут хотя бы поставлены, то это уже будет большой победой над психологическими «сорняками», прорастающими на поле нашей души.
Наталья Инина. Фото: mitropolia.spb.ru
Почему иногда стоит легализовать лень
– «Я прокрастинатор», «накатила прокрастинация», «не могу взяться за работу, опять заболел прокрастинацией» – такие формулировки нередко слышим мы от друзей и знакомых, еще чаще вылавливаем в сети. Прокрастинация – модный синоним лени и усталости?
Наталья Инина
– Современный мир, увы, стремится все упростить и поименовать. Слово «прокрастинация» я действительно слышу на каждом шагу.
Недавно позвонила клиентка, которая нуждалась в консультации. Мать четверых детей жаловалась на лень и прокрастинацию. Выяснилось, что целыми днями она крутится как белка в колесе. А свои не просто короткие, а микроскопические паузы упорно называет прокрастинацией. Я спросила, в чем же выражается «прокрастинация». И была поражена. Многодетная мама никак не может собраться и выучить иностранный язык, о котором давно мечтает. Она откладывает «на потом» все, что касается ее личных интересов, потому что считает куда более значимыми свои семейные дела и обязанности.
Чтобы внести ясность, я попросила ее расписать день и обозначить время, когда она «ленится». Как и предполагала, речь шла о пятнадцатиминутных передышках, за которые женщина готова была корить себя бесконечно возгласами: «я – прокрастинатор!».
Мы договорились легализовать «ужасную лень». Выделить для нее «официальные» получасовые перерывы, в которые женщина научится отдыхать, а не грызть себя чувством вины за «безделье», сидя в полумертвом от усталости состоянии. Проанализировали ее «график прокрастинатора», и она сама назначила себе время, правда всего час в неделю, для изучения иностранного языка.
Привожу этот пример, чтобы продемонстрировать путаницу, которая возникла в последнее время вокруг модного термина “прокрастинация”.
Лень далеко не всегда имеет отношение к прокрастинации, хотя бы потому, что лень – явление ситуативное. Например, человек устал, переутомлен, у него нет сил что-либо делать, вот он и «ленится», но куда правильнее было бы назвать это состояние не ленью, а отдыхом.
Сегодня утрачена культура отдыха. Человек разучился чувствовать себя, позабыл как с собой контактировать. Оттого и переходит грань переутомления, проваливается в бессилие, усталость, которое нередко именует «ленью».
Безусловно, лень может быть и чертой характера. Человек может быть инертен, предпочитать пассивный образ жизни, избегать напряжения, воздерживаться от серьезных усилий и уклоняться от вызовов. Но в равной степени за ленью может прятаться проблема, которую человек сам в себе не осознает. И эта проблема может быть как физиологической, так и психологической.
– Если не лень, то что такое прокрастинация?
– Это устойчивая склонность человека откладывать важные дела «на потом», заменяя их пустыми и часто бессмысленными мелочами. К примеру, вам нужно написать статью, сделать годовой отчет, что-то еще в этом духе, но вы сидите в соцсетях, слоняетесь из угла в угол и в пятый раз идете пить чай
То есть делаете все, чтобы не приступить к важному делу. Очевидно, что речь не идет о пятнадцатиминутках многодетной матери
Прокрастинация может иметь самую разную природу. Может зависеть как от сложности ситуации, в которой оказался человек, так и лежать в плоскости психологической, зависеть от природы личности.
Чем занимается психология как наука
Наука «психология» молодая, она образовалась в последней трети XIX века. Ей примерно 140 лет, что по историческим меркам очень мало. Ее задача — понять психику человека.
Научная психология — это не наука о душе. Душой она не занимается. Она занимается психикой, сложнейшим аппаратом, через который мы слышим, видим, понимаем. Достаточно зайти в кабину самолета, чтобы понять, чем занимается психология: там вы найдете 200-300 приборов, а с точки зрения психологии в один момент человек может видеть 7 плюс минус два объекта. Возникает вопрос: как сделать так, чтобы 100 важных показателей в один нужный момент попали в это самое число семь плюс минус два?
Каждое решение требует психологических исследований. Это не наше произволение, это не решается путём голосования, это не решается на ток-шоу. Основной корпус психологии — не про личность, не про мотивацию или комплексы. Это тонкие исследования того, как человек видит, слышит, понимает и т.д. Другое дело, что сам аппарат психики не существует без хозяина. Вот сейчас вы слушаете и что-то запоминаете. Что сейчас запоминает? Ваша память? Это большой вопрос — запоминает ли память. Вполне возможно, что ваша память сейчас думает о другом. Ваша память, если бы она была человеком, сказала бы: «Пойдем, устала я, потому что у меня этой информации слишком много». Но кто-то другой в вас говорит: «Нет, это интересно, ты уж напрягись и посиди».
Фото: st-tatiana.ru/Иван Джабир
То есть за нашими психическими процессами всегда лежит нечто: личность, мотив, то, ради чего мы это делаем. Самой по себе памяти ничего не надо. И восприятию лучше бы поспать. Это надо вам, некой более высокой инстанции, которая использует этот аппарат.
Что касается души, то она не входит в систему науки. Для того, чтобы понять разницу между психикой и душой, приведем пример. Какая атмосфера царствует в вашей общине? Душевная. Люди долго и счастливо живут друг с другом. Как они живут? Душа в душу. Теперь попробуйте заменить слово «душа» на слово «психика». Какая здесь атмосфера? Психическая. Люди долго и счастливо живут друг с другом. Как они живут? Прекрасно, психика в психику. Чувствуете, какая разница?
Это не значит, что психология вообще душу не изучает. Это значит, что она в сфере души изучает определенные аспекты. Если мы берем слово «душа», то понимаем, что оно имеет около 20 значений: это и чувство, и память, и тело. И только одно есть значение, которое означает связь с Всевышним: душа, как непротяженное образование, имеющее ненаучные параметры. А наука занимается тем, что можно увидеть, измерить и воспроизвести. Наука — это всего лишь определенный способ мышления, ее нельзя нагружать тем, чем она не должна быть загружена. Наука не изучает ни начала, ни концы, не отвечает на многие вопросы и не должна этого делать. Более того, наука — это прямое порождение христианской цивилизации. Она появляется только в христианстве, ее не было в языческих цивилизациях. И не нужна была язычеству наука. Для того, чтобы объяснить испарения в озере, язычник просто обращался к духу этого озера. Христианство это не приемлет, поэтому именно христианство породило науку. Опять же не так давно. Расцвет науки произошел в середине XVIII века.
Со второй половины XX века психология начинает подбираться к более вышележащим процессам, которые называются личностью, они связаны с поведением человека, с его мотивацией, комплексами и т.д. И это связано с очень важным процессом, который начался после Второй Мировой войны сначала в странах Запада, а теперь имеет место и у нас. Это процесс, связанный с секуляризацией общества, с тем, что человек в этом обществе достаточно, как оказывается, одинок, находится в условиях превалирования ложных ориентиров для его личностного развития. В этих условиях человеку нужна помощь. Оказывается, эта помощь не противоречит духовному развитию, но ее ничем нельзя заменить в современном мире. Так появились практическая психология, психотерапия и т.д.
Жена и дети Аркадия Инина
У Аркадия Инина и его замечательной супруги Инны двое детей. Вадим — старший сын учился после окончания школы во ВГИКе, сейчас занимается организацией кинопроизводства. Костя — это младший, которого Аркадий Яковлевич называет несосредоточенным гением: он занимался рекламой, работал в IT-сфере по производству компьютерных игр и немного увлекался журналистикой… Есть внук Павел, который окончил ВГИК, получив профессию продюсера, а потом окончил курсы, став кинорежиссером.
Сняв короткометражный фильм, Павел попал на Каннский КФ, о чем его знаменитый дед с гордостью сообщает своим друзьям. Парень получил аккредитацию, где указано время показа его фильма, однако поездку ему никто не оплатил — все за свой счёт.
Что такое психология и нужна ли она христианину
Моя область исследований — клиническая психология, психология личности, философия психологии.
Отношение к психологии и психологам в храмах и в православном мире в целом двойственное и довольно настороженное. И это можно понять. Действительно, если вы зайдете в любой книжный магазин, найдете отдел с надписью «психология», то вы увидите, что стеллажи забиты литературой о том, как выйти замуж, как уйти из замужества и т.п. И все это называется психологией. Естественно, ревностно верующий человек оттуда сразу уйдет, так и не дойдя до последнего шкафа, в котором скромно лежат книги по психологии внимания, психологии памяти, по общей психологии и т.д. И этот печальный современный контекст с неизбежностью влияет на отношение к психологии: преподавать ли ее в духовных заведениях или не преподавать.
Фото: st-tatiana.ru/Иван Джабир
Сразу следует сказать, что такое отношение к психологии — одно из последствий той катастрофы, которая произошла в нашей стране в 1917 году, которая длилась три четверти века. Психология в духовных учреждениях была в качестве учебного предмета всегда, начиная с Киево-Могилянской Академии. Первый учебник по психологии в России написал дьякон Кондорский, который позднее стал иереем, а затем и протоиереем. Это была часть образования, в том числе и духовного образования. Психология имеет свои истоки именно в духовных учреждениях. Конечно, это была психология не о том, как заработать миллионы. Она опиралась на учение Церкви, на ее догматы.
Процитирую вам немецкого психолога Германа Эбингауза: «У психологии давнее прошлое и короткая история». Это значит, что психология была всегда, потому что всегда люди интересовались другими людьми, всегда им было интересно, почему один вспыльчивый, а до другого не достучишься, почему с людьми что-то происходит, как люди видят, как они измеряют расстояние и т.д. Всюду есть психология.
Меняются представления о времени, меняются представления о восприятии. Но и это тоже связано с психологией.
Мы с вами находимся в великолепном архитектурном комплексе. Изначально он был построен архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым. Казаков так переживал то, что здание Московского Университета сгорело во время войны 1812 года, что это стало одной из причин его смерти. Потом появился Доминико Жилярди, стал все это строить заново. Современные архитекторы, которые восстанавливали решетчатое ограждение здания, поставили неправильную конструкцию и нарушили пропорцию, потому что решетка должна быть ниже, она не должна загораживать величественность здания. Они нарушили не только архитектурную пропорцию, но и психологическую, потому что если вы хотите, чтобы здание выглядело высоким, надо снизить высоту ограждения. Эти многочисленные тонкости относятся к тому аппарату, который называется психикой.
Кем дана нам психика? Дана она нам Самим Господом Богом. Это уникальный аппарат, который ничем нельзя заменить. Он дает нам возможность творить чудеса внутри нас. Если человек станет в конце комнаты, то по идее в моем мозгу он должен отражаться маленьким, а тот человек, который стоит передо мной, должен отражаться большим. Тем не менее, я сразу увижу, что человек вдалеке высокий. Для того, чтобы объяснить это маленькое чудо, которое называется константностью восприятия, я должен рассказать вам о работе множества физиологических, психологических и иных механизмов. Мы — обладатели очень богатого психического аппарата, который позволяет нам запоминать, видеть, причем, именно то, что надо видеть и слышать. Весь мир построен под человека.
Есть замечательное выражение у митрополита Антония Сурожского: «Наука есть познание Творца путем познания Его творения». Это очень точные слова, в том числе относящиеся и к психологии.