Молитва за самоубиенного: к кому обращаться
Содержание:
- Что мы можем противопоставить безысходности?
- Если у корабля неправильная цель
- Из практики кризисного психолога
- Расшатать испорченную опору
- На Радоницу поминают самоубиенных, некрещеных усопших только в домашних молитвах
- Молитва о некрещеных усопших
- Берем от жизни все?
- Где смысл?
- Болит душа!
- Почему дети страдают
Что мы можем противопоставить безысходности?
По словам психолога Михаила Игоревича Хасьминского, чтобы помочь человеку преодолеть кризис, надо, прежде всего, самому быть духовно и мировоззренчески, интеллектуально подготовленным. Нужно иметь опыт, который достойно противостоит потребительским стереотипам, эгоцентризму, безответственности. Кроме того, человеку который находится в кризисе, необходимо искреннее понимание и участие. Хотя надо быть готовым к тому, что человек в этом состоянии может быть и закрыт, и не идти на контакт. Его состояние не следует примерять на себя, погружаться в безысходность с ним. Первое дело — попытаться понять его, поговорить так, чтобы он чувствовал участие, но не давление. Иногда даже этого хватает.
Если у корабля неправильная цель
Чтобы предупредить суицид у человека, который рано или поздно столкнется с кризисом, надо дать человеку надежнейшие убеждения и ценности. Человечество, несмотря на огромное желание уйти от Бога, так и не смогло создать никаких надежных основ для преодоления кризисов, кроме традиционных религиозных ценностей. Эти ценности аккумулировали в себя опыт преодоления кризисных ситуаций многих десятков поколений, разработали экзистенциальные объяснения смысла жизни, включили в себя опыт помощи людям, находящимся на грани. Современные философские течения, напротив, дав ложные и ограниченные цели, ничего для преодоления тяжелых кризисов (смерть близкого, сильнейшая экзистенциальная фрустрация и.т.п.) предложить не смогли.
Гедонизм и культ потребительства, господствующий сейчас, не только ничего не предлагает, но и активно провоцирует суициды, патологические зависимости и.т.п. Именно от этого и растет количество суицидов. Если у корабля неправильная цель и отсутствуют приборы навигации, то он непременно попадет в катастрофу.
Родителям, которые приводят ко мне ребёнка в состоянии кризиса, я задаю вопрос, который услышал в лекции профессора А.И. Осипова: «Если вы отправляете ребёнка в лес, в глухую тайгу, что вы дадите ему с собой?» Вспоминают про спальник, спички, котелки… И никто не говорит — «карту и компас».
Такова и реальная жизнь. Родители обеспечивают любыми вещами, вместо того, чтобы дать карту и компас, который будет нравственно, социально ориентировать детей по жизни
Особенно важно дать смысл жизни, без которого жизнь не будет сознательной, а будет стихийной. Именно правильный ориентир дает возможность человеку, если он заблудился, выйти из леса
Из практики кризисного психолога
Михаил Игоревич приводит примеры из своей практики: «Ко мне приходит подавленный человек, у которого умирает от рака жена. Он приходит за тем, чтобы получить «алгоритм чуда», чтобы я рассказал ему, что бывают всё же чудеса… Я сказал ему об этом. Но основная цель — «сдвинуть» его с мыслей об этом мире, навести на мысли о том, что будет за ним
Я сказал, что, мол, Вы занимаетесь качеством жизни супруги — это крайне важно. Но понимаете ли Вы, что отвечаете и за то, что будет в вечности? В данном случае для него болезнь — зло, прекращение земной жизни, смерть — плохо, просто невыносимо
Но когда спрашиваешь: что такое болезнь? — человек начинает думать, и ответа не находит, он не знает. Нельзя думать, что если сейчас откроешь ему истину — болезнь это посещение человека Богом. Тогда человек развернется и уйдет в своем горе. Но человеку надо задать вопрос: почему мудрые люди, старцы говорили, что болезнь это посещение Божие, и сами много и сильно болели? Прп. Амвросий Оптинский, старец Паисий, блаженная Матрона… И человек начинает задумываться… Он пытается понять и постепенно у него начинается другое мышление. Наша задача — вывести человека из кризиса и отчаяния в другое состояние сознания, в начале размышление.
А когда начинаешь спорить — настрой даже подавленного человека может измениться, он начинает искать аргументы, возмущаться. И когда люди начинают активно возмущаться, интересоваться, спорить — о настроении небытия и суицида речь уже не идет.
Так, девушка, которая не хотела жить, придя на форум на pobedish.ru возмутилась статьей кризисного психолога: «кто это такой, чего он учит. Да я ему сейчас сама всё объясню». Вышел оживленный спор, который девушка проигрывала и разозлилась. У нее появился некий азарт, и мысль перестала крутиться вокруг суицида. Постепенно кризисный психолог, который беседовал с нею и обладал аргументами, стал для нее авторитетом, у которого она уже просила совет. И в итоге психолог посоветовал ей сходить в церковь, исповедоваться. Девушка уже смогла принять его слова. А если бы разговор начался с «иди, покайся», она бы отвернулась.
Никакие лозунги и программы человек в кризисном состоянии не услышит. Он не приемлет даже то, что реально помогает. Часто бывает, что человек приходит к психотерапетву и начинает рассказывать свою проблему. А когда ему указываешь на то место в его жизни, где была сделана ошибка и откуда проблема пошла, пациент говорит, что это его не интересует, и продолжает рассказывать о своих ощущениях.. Но задача психотерапевта — вылечить, исправить. Бывает, что человек просто хочет сочувствия. Он не исправится, опять вляпается в тот же кризис, но ему нужно сочувствие. Тут надо понимать — с кем достаточно поговорить, выразить сочувствие в данный момент, а с кем можно работать над собой…
И конечно, нужна диагностика, потому что суицидальные мысли и отчаяние могут возникать от болезни, от органических причин. И тогда человек нуждается в соответствующей терапии.
В поведении людей с суицидальными мыслями и намерениями, есть общие черты. Согласно исследованиям, это чувство изоляции от других людей, чувство брошенности, ненужности, абсолютного одиночества. Человеку кажется, что его страдания невыносимы, что никто не переживал подобного, и неспособен его понять. Продолжение жизни для него означает продолжение страданий. Кроме того, восприятие самоубийцы предельно сужено, внешнее для него не существует. Исходя из этого, человек, стремящийся помочь, должен «дистанцироваться», не навязываться и, в то же время, готовым быть рядом, принять и понять. Это поможет ослабить чувство брошенности и изоляции. Исследователи рекомендуют избегать конфронтации, убеждения в неправильности и неприемлемости шага, лозунгов и подобного. Напротив, доверие и участие в человеке позволит в определенный момент высказаться против самоубийства как решения, указать на то, чего человек в своем ослеплении не замечает. Это может быть напоминание о близких или прямое указание на нелогичность поступка «от душевной боли уничтожением тела не спасёшься», а также указание на кризис и пути выхода из него. В конце концов, поколения людей испытывали те же проблемы. Но умели, с Божьей помощью, их переживать.
Расшатать испорченную опору
Чтобы человека сдвинуть с этой позиции, надо расшатать стереотипы, на которые он опирается. Его стереотипы, которые завели в тупик до такой степени, что он думает о суициде. Но, только «расшатав» и «вытащив», надо дать новые, настоящие. Такие как молитва, храм, помощь людям, опираясь на которые он выживет и будет жить с пониманием. Но, если не вытащив старые, «надстраивать» поверх, — это неверно. И, безусловно, заниматься таким душевным преобразованием можно только человеку сведущему и подготовленному.
Стереотип поведения образуется с детства: на какой-то стимул выдается определенная реакция. Реакция закрепляется, получается психологический рефлекс. Сейчас так подается реклама — стимул-реакция, как для собачек Павлова. Показывают в рекламе дорого одетую особу и сами же озвучивают: «О, как хорошо!». А у человека от многократного и повсеместного повторения образуется, например, рефлекс: дорого одеться — это хорошо. Почему хорошо, для кого хорошо — человек не задумывается. Такое отношение летит со всех сторон, и многие люди впитывают его как губки. Когда в душе человеку не на что опереться, ему «сгодится» любой суррогат. Если я понимаю, зачем живу, что я делаю, я уверенно себя чувствую и мне не нужны эти тряпки, эти суррогаты…
Вот такие и тому подобные жизненные стереотипы расшатываются посредством вопросов. Вот, допустим, человек воспитывался и рос с убеждением, что Бога нет. К нему возникает вопрос: «А откуда у Вас такие знания? Докажите. пожалуйста, так, чтоб и нам убедиться». Это «раскачивает» человека, он напрягает мозги и начинает думать над тем, что бы ответить «этим глупым верующим». Допустим, что он думает над аргументами и придумывает: «Ленин так сказал». Ему задается вопрос «Почему Ленин? А Паскаль и Достоевский сказали, что есть»: Человеку придётся «включать голову», чтобы вести разговор, а, следовательно, он начинает смотреть шире.
На Радоницу поминают самоубиенных, некрещеных усопших только в домашних молитвах
Поминовение усопших накануне дня Святой Троицы ведет свое начало со времен апостольских и установлено ввиду того, что событием Сошествия Святого Духа заключилось домостроительство спасения человека, но в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего Духа Утешителя, Которого они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы о умерших и даже о «иже во аде держимых»
Стоит отметить опасность соблазна многих прихожан поминать самоубийц в этот день, предполагая, что в Троицкую Родительскую Субботу поминаются абсолютно все усопшие, невзирая на то, как они покинули этот мир.
Но это является заблуждением! Нет такого дня, в который можно было бы помянуть один раз в год в Церкви самоубийцу. Нет такого правила. Православная Церковь никогда и ни при каких обстоятельствах не в праве поминать самоубийц, как самостоятельно прервавших один из величайших Божиих даров – саму жизнь.
Более того, церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (14 правило патриарха Тимофея Александрийского), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения. Искушения эти были весьма опасными, вплоть до умственного помешательства и того, что молящийся сам начинал испытывать непреодолимую тягу к совершению суицида.
Нужно молиться домашней молитвой (но и на нее надо взять благословение священника), совершать дела милосердия, добродетели, жить благочестиво. И благочестивая жизнь даст свои плоды, если мы понимаем, что побуждает нас к этому благочестию память о родственнике, ушедшем из жизни таким греховным образом. Совершая добрые дела в жизни ради своего родственника, мы верим, что Господь облегчит участь усопшего. Но и для нас это будет ограждение – Господь хранит благочестивых от всякого зла, от всех нападений вражьих.
Исключение делается только для психически больных людей — их могут поминать. Потому что психически больной человек не отвечает за свои поступки, и поэтому ему оказывается снисхождение.
Конечно же, священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, отходят от Церкви, не получая утешения.
В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших утешительные молитвы.
Название чина говорит само за себя – “молитвенного утешения сродников”, а не “служба об упокоении”, это именно для родственников, для их утешения и укрепления в скорби будет служиться служба. Об отпевании и поминовении людей, покончивших жизнь самоубийством, речи как не шло, так и не идет.
Молитва о некрещеных усопших
Большая трагедия, если человек умирает, не будучи крещенным. Этого уже не исправить. И по церковным законам отпевать его в храме, поминать на Литургии — нельзя. Но всегда у близких остается право личной молитвы о некрещеных умерших. Как же это лучше делать?
Что происходит после смерти
Каждая душа после смерти идет на частный суд, который состоится на 40-й день после смерти. Считается, что молитвы о некрещеных умерших помогают душе покойного проходить воздушные мытарства и способы даже облегчить его участь. В самый день смерти можно:
- прочесть 17 кафизму — псалмы и необходимые молитвы об упокоении;
- на кладбище совершить мирской чин литии;
- поставить свечу в храме и помолиться.
Заказать панихиду и церковное поминание нельзя. Это делается потому, что человек сам при жизни не выражал желания принадлежать к Церкви, отвергался Бога.
Святые отцы также советуют подавать милостыню за тех, кто умер без покаяния, не приняв Христа.
Если умер младенец
Великое горе — потеря маленького ребенка. Но Святая церковь верит, что все младенцы оказываются в раю. Об этом написано в Евангелии. Молитва о некрещеных младенцах совершается также частным порядком, как и о других людях, не ставших членами Церкви. Дети, хотя и не имеют сознательных плохих поступков, все же несут на себе печать первородного греха Адама и Евы. Вот почему Церковь считает необходимым крестить маленьких детей.
- Молитва об усопших родственниках
- Молитва детей об усопших родителях за упокой души — здесь
- Молитва перед чтением Евангелие — https://bogolub.info/molitva-pered-chteniem-evangeliya/
Может показаться несправедливым, что дитя не познало жизни. Но ведь нам неизвестно, как сложилась бы его судьба. Считается, что Господь забирает к Себе, чтобы уберечь человека от более страшной беды, это касается и детей. Надо верить в благость Божию, не отчаиваться и благодарить за все, хотя это бывает и сложно.
Молитва Льва Оптинского об умерших некрещенными
«Помилуй, Господи, душу раба Твоего (имя), отшедшего в жизнь вечную без Святаго Крещения. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя».
Хорошо молиться Матери Божией, прочитывая по четкам «Богородице Дево, радуйся…» (сколько позволяют силы: от 30 до 150 раз в день). В начале и в конце этого правила надо просить Богородицу помочь душе умершего.
Православная традиция требует поминать усопших неоднократно, особенно важны первые 40 дней после смерти. . Молитва по усопшему до 40 дней…
2 Текст молитвы об усопших родителей. 3 О поминании усопших дома. 4 Молитва об усопших родителях до 40 дней. . Молитва о некрещеных усопших — здесь.
Между ними идут особые молитвы, в которых у Бога испрашивается милость к душе покойного, можно помянуть не только новопреставленного , но и всех усопших. . Молитва о некрещеных усопших.
В жизни каждого человека случаются некоторые события, какие определяют его жизнь на годы вперед, а иногда и на десятилетия. Но все мы неизбежно сталкиваемся со смертью рано или поздно.
Продолжаем тему поминовения близких. Потеря особенно тяжела, потому что кажется необратимой. Но, как христиане, люди должны помнить, что существует невидимый мир, где души встретятся в свое время.
Православная традиция требует поминать усопших неоднократно, особенно важны первые 40 дней после смерти. . Молитва по усопшему до 40 дней…
2 Текст молитвы об усопших родителей. 3 О поминании усопших дома. 4 Молитва об усопших родителях до 40 дней. . Молитва о некрещеных усопших — здесь.
Между ними идут особые молитвы, в которых у Бога испрашивается милость к душе покойного, можно помянуть не только новопреставленного , но и всех усопших. . Молитва о некрещеных усопших.
В жизни каждого человека случаются некоторые события, какие определяют его жизнь на годы вперед, а иногда и на десятилетия. Но все мы неизбежно сталкиваемся со смертью рано или поздно.
Продолжаем тему поминовения близких. Потеря особенно тяжела, потому что кажется необратимой. Но, как христиане, люди должны помнить, что существует невидимый мир, где души встретятся в свое время.
Оставить комментарий Cancel Reply
Православная традиция требует поминать усопших неоднократно, особенно важны первые 40 дней после смерти. . Молитва по усопшему до 40 дней…
2 Текст молитвы об усопших родителей. 3 О поминании усопших дома. 4 Молитва об усопших родителях до 40 дней. . Молитва о некрещеных усопших — здесь.
@2017 Боголюб – первый интернет-журнал о христианстве. Бог любит нас.
Берем от жизни все?
Относительно нашей жизни можно привести следующее сравнение. Человек приходит в школу — учиться. Не получать удовольствие, бегая с ребятами, сооружая снежную бабу, поедая бутерброды (хотя это тоже нужно, но не это является главным в обучении). Настоящее обучение всегда связано с определенным страданием и лишением. Человек вынужден сидеть на положенном месте, учительница задает задания, которые надо выполнять, ученик тратит время, ограничивает себя во многом. Человек учится, чтобы потом получить достойный результат, диплом в соответствии с качеством обучения, достойную работу. Но если человек не знает, не верит в то, что после выпуска что-то с ним ещё будет, в этом случае его труд, его просиживание штанов, его самоограничения во время учебы действительно не объяснимы! В этом случае получается, что никакого смысла в его обучении нету — учиться для того, чтобы просто пострадать, напрячься, закончить школу и уйти в темноту, в пустоту…
В этом случае, вместо сосредоточенной учёбы, естественней заняться потребительством, игрой, пикниками, что сейчас людям и предлагается со всех сторон: «Бери от жизни все», «Один раз живем». Ведь человеку непонятен смысл его «обучения» в школе Жизни. Непонятен и смысл страданий, лишений, которые он при этом терпит. Жизнь это школа, а не пикник — с этим согласны все религии. Но с этим не согласны атеисты, люди, не думающие о смысле, гедонисты и потребители. У них сегодня это вызывает непонимание и протест. Люди не хотят страданий, а жизнь ими полна и, сталкиваясь с ними, люди безоружны и ничего не могут понять… Их ложный смысл разрушается, а взамен они ничего принять не могут. И разрешить ситуацию им не удается, но находится, на их взгляд, легкий способ выхода…
Если человек видит, что его обучение связано со страданиями, он может сказать: ах, здесь так неприятно, лучше сразу уйти из школы в другой мир. Но что может встретить такого человека за порогом? Он не хотел учиться, не сдал своего экзамена, ушёл до окончания обучения, плюнул на Учителя, не захотел трудиться. Такому человеку не полагается диплома, да и вообще ничего хорошего. Он сам отказался от будущего. И сделал его невыносимым.
Но многие родители не хотят объяснять своему чаду такую «притчу» о школе, дипломе и дальнейшем пути, ради которого мы учились, потому что не готовы принять это сами. Потому что придется переделывать себя, принимать другие ценности, изменяться, а это всегда некомфортно. Но, не поступая так, родители обрекают своего ребенка на тяжелейшие кризисы. Это не обязательно будет суицид. Это могут быть наркотизация, алкоголизация, невозможность создать семью и.т.п.
Здесь есть и наша вина. Мы, православные, знаем, что святые отцы и великие старцы говорили, что в этом мире мы не должны быть привязаны ни к чему (власть, деньги, статус и.т.п.), что жизнь дается нам для обучения души, а не для бесконечных удовольствий, что нам важнее то, что ждёт за смертным порогом. А об этом говорится очень мало, даже в Церкви.
В результате неудовлетворенные «обделённые» люди, не хотят жить от всего, чего угодно — от отсутствия машины до отсутствия расположения какой-нибудь девушки.
Еще много проблем происходит и от банального неумения преодолевать трудности. Ребёнка освобождают от физкультуры, оберегают от армии, от проблем с учебой. Человек, не научившись преодолевать сложности, в один из дней решает, что единственный выход — уйти от них совсем. И жестоко ошибается.
Где смысл?
Второе дело — осторожно проанализировать стереотипы и жизненные конструкты человека в кризисе. У всех опоры-стереотипы разные
Реакции на сложившийся кризис тоже индивидуальны: один соберётся, другой ударится в панику или не захочет жить.
Если человек очень сильно хочет добиться чьего-либо внимания, достатка, успеха, взаимности, важно осторожно задать ему вопрос — «зачем, какой смысл в этом»? Люди чего-то хотят, не понимая смысла. Допустим, человек очень хочет иметь семью, детей, но по каким-то причинам это не складывается, и он в депрессии. Когда задаешь вопрос, зачем ему семья, он не может ответить
Просто отвечают, что все женятся, потом детей заводят. Надо, и всё
Когда задаешь вопрос, зачем ему семья, он не может ответить. Просто отвечают, что все женятся, потом детей заводят. Надо, и всё.
Невозможность удовлетворить свои представления и только их может привести человека к суицидальным мыслям. У любого суицидника мышление суженное. Он чувствует «как надо», но почти всегда не понимает — зачем. Он не может рассмотреть альтернативные точки зрения на проблему. Допустим, молодой человек хочет добиться расположения какой-то девушки, но не может ответить на вопрос «зачем», хочет потому, что так решил. Он просто в плену у своей мысли. Но альтернативные взгляды надо показывать ему очень аккуратно. Главное, чтобы он не замкнулся, не стал недоверчивым, понимал, что Вы это делаете в его интересах и пытаетесь ему помочь. В первую очередь, приступам отчаяния подвержены люди неверующие, не видящие смысла ни в жизни, ни за ней.
Болит душа!
Удивительно, что, даже решив уйти из жизни, человек не хочет задуматься о том, как он сможет решить эту задачу. Когда приходят пациенты с суицидальными мыслями, они жалуются, что болит душа, а не тело. И я говорю: как же ты хочешь избавиться от боли в душе, лишив себя тела? Где логика? Эта банальная логика действует на многих достаточно отрезвляюще. А религиозная платформа позволяет ещё шире смотреть на вещи и понимать истинную цель, брать дополнительный ресурс для преодоления этой ситуации. Поняв то, что сознание переходит границу смерти, что пустоты после смерти нет — человек не станет совершать суицид, потому что тогда это бессмысленно. (Если не считать случаи психических заболеваний, которые надо рассматривать в отдельной статье).
Об этом говорит и логика. Ведь нет ни одного человека, по-настоящему верующего (не внешне верующего захожанина в церковь), который бы закончил жизнь самоубийством. Или ты – верующий, или самоубийца. Тут третьего не дано.
«Бессмертие, обещая вечную жизнь, тем крепче связывает человека с землей. Тут, казалось бы, даже противоречие: если жизни так много — то есть, кроме земной, еще и бессмертная,— то для чего бы так дорожить земной-то жизнью? А выходит именно напротив, ибо только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель свою на земле. Без убеждения же в своем бессмертии связи человека с землей порываются, становятся тоньше». Ф.М. Достоевский. Дневник писателя.
Почему дети страдают
Родители обрекают детей на страдания, не давая им понимания, что на самом деле является важнейшим в жизни. Они озабочены потребительством, финансовыми операциями, статусом, властью и т.д. Ребёнок видит это, перенимает те ценности, которые видит у старших, и в результате обладает тем же набором. И однажды он сталкивается с тем, что не может на этих ценностях переосмыслить кризисную ситуацию. Если в этой ситуации он не может потреблять, иметь власть, проводить финансовые операции, то он сначала теряется, а потом, понимая, что он не может жить в соответствии со своими ценностями, решает, что жить больше и не нужно. Для чего, получается, эта жизнь, если она не позволяет потреблять и получать от этого удовольствие, иметь то, что хочется (по каким-то материальным ли, физическим ли причинам)? А ничего другого он в семье и в окружении не видит… И все это происходит из-за того, что человеку были навязаны ложные ценности.