Можно ли поминать самоубиенных

Молясь, готовься к серьезным искушениям

Настоящая молитва — это не
экстатическая медитация, это труд, а
молитва за самоубийц, некрещеных людей и великих грешников —
это тяжкий труд! Во время которого вы столкнетесь с
сильными духовными искушениями и ухудшением здоровья не
только самого молитвенника, но возможно всех членов его семьи.

Есть основания считать, что,
воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем
делается как бы общником и его душевного состояния, входит в
область его душевных томлений, соприкасается с его грехами,
неочищенными покаянием.

Если усопший был православным
христианином и когда-то в земной жизни обращался к Богу с
молитвенной просьбой о милосердии и прощении, то молящийся о
нем теми же молитвами преклоняет к нему Божие милосердие и
прощение. А если душа перешла в иной мир в настроении,
враждебном к Церкви? Как можно, молясь за некрещеного или
крещенного, но отошедшего от веры, допустить себя до
некоторого прикосновения к тому богоборческому настроению,
которым душа их была заражена? Как воспринять в свою душу
все те насмешки, хулы, безумные речи и помыслы, коими были
полны их души? Не значит ли это — подвергать свою душу
опасности заражения такими настроениями? Обо всем этом
должны подумать те, кто упрекает Церковь в немилосердии.

Показателен случай из жития святого
преподобного Серафима Саровского, он рассказывал, что ему
удалось вымолить какого-то великого грешника, так вот после
этого, он великий праведник, монах, тяжко проболел несколько месяцев.

Что же ожидает не столь праведных
христиан, как св. Серафим Саровский, взявшихся своими
молитвами «спасать» дорого им родственника, убившего самого себя?! Большие искушения и проблемы со здоровьем.

Опыт свидетельствует, что с
началом келейного молитвенного поминания даже не о
самоубийце, а об некрещеных родителе,
умершем, увы, в безверии, практически чуть не сразу накатывалась болезнь на
молящегося, потом на жену (мужа), а далее — на детей. Господи, помилуй! Мне известна женщина, которая усердно
молилась за своего некрещеного отца во время беременности – дело закончилось выкидышем.

Один из уфимских священников мне
рассказал случай, когда в уже далекие советские годы молодой
человек, начавший усердно воцерковляться, по своему
чрезмерному усердию, решил спасать души покойников, чьи тела
лежат на Демском кладбище около г. Уфы. Там он составил
большой список с именами усопших, и молился об упокоении
всех подряд. В семье начались дикие скандалы между ним и
женой, дело доходило до развода, его уже взрослые дети
пустили во все тяжкие грехи; конечно, появились болезни, не
в лучшую сторону изменилась духовная жизнь этого человека.
Святой преподобный Моисей Уфимский, к которому этот
христианин тогда обратился за советом, первым делом спросил
его, за кого он молится. Когда тот рассказал о своем
молитвенном «подвиге», первые слова преподобного были совсем
не библейские: «Ты что дурак?!», и после строго запретил ему
это делать, указав на то, что там много тяжких грешников:
самоубийц, безбожников, пьяниц и т.п.

Отношение церкви к самоубийцам: история и настоящие правила погребения

Самоубийца чаще всего не нарушает законов, если рассматривают вопрос с юридической точки зрения. Он делает свой выбор. Однако такой человек переступает через еще более важный закон – Божий. Может показаться, что церковь относится к этому категорично. Однако на самом деле причиной отказа отпевания в церкви является принятие воли человека.

Самоубийство (суицид) — тягчайший грех!

Самоубийца решил отказаться от самого великого дара Божьего – жизни, Царствия Небесного. Данный факт является достаточным основанием, чтобы перестать считать его членом церкви.

С людьми, которые покончили с жизнью по своей воле, у церкви иные отношения. Для них не проводят традиционные обряды, не читают молитвы. Даже поцелуй покойного при прощании и его погребение рядом с храмом – обычные, казалось бы, вещи, и те под запретом.

Нельзя отпевать

Отсутствие возможности провести Чин погребения обусловлен тем, что самоубийство – тяжкий грех. Сложность ситуации объясняется еще и тем, что даже убийца может получить прощение, если покается, станет посещать церковь, но не тот, кто наложил на себя руки. Считается, что человек при этом впускает в душу дьявола. Соответственно, попасть в Божий храм он уже не может. Вместо отпевания проводят гражданскую панихиду. Такая процедура не сопровождается совершением религиозного обряда.

Запрет на заказ Сорокоуста

Отпевание – богослужение, которое предполагает необходимость произнесения большого количества канонов, молитв. Сорокоуст также является формой молитвенного слова. Это молебен, читаемый на протяжении 40 дней ежедневно. Учитывая, что отпевание самоубийц не проводят, под запретом и другие богослужения. Сорокоуст позволяет облегчить переход души между мирами. Если человек добровольно отказался от Царствия Божия, нельзя насильно произносить над ним молебны, даже если они являются традиционными после погребения.

Не проводится панихида

Главная цель совершения богослужения – упокоение души умершего. Но возможно это только после покаяния, прощения грехов. Значит, нельзя просить церковь принять нетленную оболочку человека, совершившего самоубийство. Проведение обряда поминовения теряет смысл, когда речь заходит о таком человеке. Если он и будет проведен, то не даст помощи душе умершего, а лишь поспособствует самоуспокоению родных.

Панихида по усопшему

Молитвы только дома

Разрешается произносить молитвы над самоубийцей, но не традиционные – об умершем: его упокоении, прощении грехов, обретении покоя в Царствие Небесном. За таких людей не просят, т. к. этим можно навлечь Гнев Божий и на себя. Рекомендуется совершать молебны келейно –дома. В церкви просить за умерших таким способом тоже нельзя.

Не рекомендуется целовать покойного суицидника

Считается, что целование умершего в лоб облегчает участь покойника в ином мире. При этом будто снимается груз забот, которые постоянно довлеют над живыми, частично ощущаются и после смерти, т. к. сохраняется память событий, когда нетленная оболочка отлетает от тела.

Погребение подальше от храма

Если интересно, зачем хоронят тех, кто лишил себя жизни по собственной воле, как можно дальше от кладбища, нужно учитывать, что в таком местевсе умершие находятся под защитой Бога. Когда человек отказывается от главного его дара – жизни, то показывает, что не нуждается в покровительстве, а значит, нельзя проводить погребение рядом с храмом. Таких людей обычно хоронят у обочины, в лесу – там, где его тело будет как можно дальше от святынь.

Похороны строго на 3 день

Чтобы ускорить дальнейший переход души умершего, похороны проводят вовремя. Для сравнения, чтобы похоронить умершего традиционным способом, допустимо ожидать, когда соберутся близкие, возможна задержка на 1-2 дня и больше. Но такой порядок является общепринятым, нарушать его, когда речь идет о самоубийце, нет необходимости. Это обусловлено тем, что даже такие люди должны быть погребены вовремя.

Траурная церемония

Предисловие

Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.

Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.

В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы.

Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Поминки после смерти

Сегодня многих людей интересует вопрос, как поминать усопшего, как лучше организовать застолье, раздавать ли калачи и платки и зачем закрывать зеркала в доме? Кто придумывает эти правила?

Редакция Мир Путешествий очень долго изучала христианские традиции в православной библиотеке. Но, посоветовавшись с священнослужителями, мы узнали, где истинное учение, а где языческая предохранительная магия.

Мы предлагаем тебе ознакомиться с советами по проведению похоронного обряда. Ведь поминовение умерших означает желание помочь душе человека и облегчить ее страдания.

Вокруг поминок много народных примет, которые стали традициями. Мы привыкли беспрекословно следовать им, пребывая в незнании и шоковом состоянии. Многих людей можно понять, ведь они надеются, что таким образом отгонят беды от своей семьи. Вот некоторые из популярных суеверий.

Похоронные суеверия

На похоронах нельзя есть вилками.
Родные не несут гроб, чтобы покойный не подумал, что его смерти рады.
Все зеркала в доме, где находится покойник, нужно закрывать черной тканью.
На поминальном обеде умершему отводится отдельное место за столом, с рюмкой спиртного, прикрытой кусочком хлеба, и тарелкой с ложкой.
Детям до 6 лет и беременным нельзя ходить на похороны.
Если покойник лежит в доме, там нельзя убирать, пока тело не вынесут за пределы помещения.
Всем, кто был на похоронах, нужно дать хлеб и платок.

Лавку, на которой стоял гроб, необходимо перевернуть на сутки и положить возле нее топор. Это делается для того, чтобы в доме не появился еще один покойник.
Нельзя оставлять в доме вещи, которые входили в контакт с уже мертвым человеком.
Дверь и ворота дома, где умер человек, следует держать открытыми три дня.

Верующие люди советуют не обращать внимание на суеверия, а советоваться с церковными служителями. Поминовение усопших — это, прежде всего, церковный молебен

«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Oтца Mоего Hебесного», — пишется в Eвангелии от Mатфея.

Согласно церковным учениям, поминать умерших надо в третий, девятый, сороковой дни после смерти и на годовщину. День смерти всегда считается первым. Самое главное не поминальная трапеза, а совместная молитва. Если твоя семья решила организовать обед в память усопшего, запомни несколько правил.

Как проводить поминальный обед

В особые дни поминовения (3-й, 9-й, 40-й и на годовщину) закажи в церкви панихиду и присутствуй на литургии, если она положена в этот день.
Посоветуйся со священником, на какой день можно перенести обед, если он приходится на большой праздник. Лучше всего проводить трапезу в субботу. Поминки в пост проводить тоже можно.

Не устраивай пышного застолья. «Если можешь помолиться за человека – помолись, не можешь помолиться – скажи о нём хорошо, не можешь сказать – подумай о нём хорошо».
В особый день поминовения следует зажечь свечу, купленную в церкви, и прочитать молитву: «Молитвами рождшия Тя Христе и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой».

Перед принятием пищи, каждый, кто сидит за обеденным столом, должен прочитать «Отче наш». После трапезы проси у Бога за всех умерших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отнем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память. Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».
На поминальном столе не должно быть много еды. Первым блюдом, которое гости едят на поминках, является кутья (коливо, или сочиво) — отваренные зерна пшеницы или риса с мёдом и изюмом. Зерно является символом воскресения, а мёд — сладостью праведников в Царстве Божьем. Кутью желательно освятить во время панихиды, но если не получается, надо окропить святой водой.

Пищу с поминок можно раздать нуждающимся, выбрасывать ее нельзя.
Приносить еду на могилу покойника неправильно, это языческая традиция.

Поминки на годовщину после смерти делают скромными. В этот день соберитесь в тесном кругу близких и помяните усопшего общей молитвой, можно без трапезы.

Почему дети страдают

Родители обрекают детей на страдания, не давая им понимания, что на самом деле является важнейшим в жизни. Они озабочены потребительством, финансовыми операциями, статусом, властью и т.д. Ребёнок видит это, перенимает те ценности, которые видит у старших, и в результате обладает тем же набором. И однажды он сталкивается с тем, что не может на этих ценностях переосмыслить кризисную ситуацию. Если в этой ситуации он не может потреблять, иметь власть, проводить финансовые операции, то он сначала теряется, а потом, понимая, что он не может жить в соответствии со своими ценностями, решает, что жить больше и не нужно. Для чего, получается, эта жизнь, если она не позволяет потреблять и получать от этого удовольствие, иметь то, что хочется (по каким-то материальным ли, физическим ли причинам)? А ничего другого он в семье и в окружении не видит… И все это происходит из-за того, что человеку были навязаны ложные ценности.

Что надо делать в Родительскую субботу 22 января?

Как правило, каждая Вселенская Родительская суббота должна начинаться с молитвы за усопших. Православным стоит посетить церковь. Люди приходят в Родительскую субботу на службу в храм, чтобы попросить у Бога прощения за грехи усопших.

В православии считается, что и после смерти люди живут. И их души нуждаются в покаянии. Молитва за умерших помогает вымолить у Бога прощение за их греховные деяния при жизни.

В церкви православным стоит прислушаться к словам молитвы священнослужителей. Нужно вдуматься в смысл сказанных слов

Обратить внимание на песнопение. И стараться отстоять заупокойную Вселенскую службу в храме до конца

На этой Родительской панихиде верующие должны искренне молиться об упокоении душ усопших. Испрашивайте во время заупокойного богослужения милосердия и прощения перед Всевышним.

Мясопустная суббота 22-го числа отмечается в субботу, за неделю до начала Великого поста. Такое название закрепилось за ней ввиду того, что следующая неделя – Масленица. Именно поэтому в старину Мясопустную субботу называли ещё Малой масленицей.

22-го февраля 2020 года можно поминать всех крещённых умерших родных и близких. В этот день в православных храмах Украины служится особая Вселенская панихида. Верующие поминают усопших, ставят заупокойные свечи. После посещения церкви стоит отправиться на кладбище.

В Родительскую субботу можно убирать на кладбище. Правда, 22-го января ещё холодно для уборки, поэтому её стоит отложить до ближайших тёплых дней. Самое главное – нужно посетить кладбище до обеда, после посещения церкви. В православии считается, что потом усопшие отдыхают. И в вечернее время их лучше не беспокоить.

Накануне родительской субботы, то есть вечером в пятницу, в православных храмах служат Великую заупокойную панихиду. Её справляют в православных храмах в 2020 году накануне Родительской субботы, в пятницу, 21-го числа.

А утром следующего дня будет служиться заупокойная Божественная литургия. И только после неё следует общая панихида

Придя в храм, важно написать заупокойные записки, где надо указать: «Об упокоении». И перечислить имена усопших рабов Божьих, за которых вы хотите подать записку об упокоении на парастас

Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

Благословен Бог наш:

Трисвятое по Отче наш:

Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.

Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас, всякого бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце, грешнии приносим, помилуй нас.

Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.

И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиеся на Тя да на погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианского.

Псалом 50-й.

И абие антифон, глас 3:

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!

Слава:

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).

И ныне:

Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Господу помолимся.

Господи, помилуй.

Молитва

Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.

Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Премудрость.

Пресвятая Богородице спаси нас.

Честнейшую Херувим:

Именем Господним благослови, отче.

Обычный (малый) отпуст.

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Если человек повесился как его поминают

Можно ли отпевать самоубийц? О правилах и запретах на похоронах самоубийц

Многие родственники, утратившие в своей семье близкого человека, который совершил акт самоубийства, нередко задаются вопросом: как хоронить самоубийцу? Можно ли его отпевать? Для человека, который исповедует христианство, в частности, православную ветвь, отпевание души усопшего становится весьма значительным и важным обрядом. Ведь отпевание – это такой же важный, как и крещение, обряд, позволяющий душе покойного подготовиться к загробной жизни.

По религиозным понятиям – самоубийца является человеком, который преступил как перед своей душой, так и перед Богом. Ведь если Бог дал вам жизнь, то лишь он имеет право ее отнять.

Хоронят ли самоубийц?

Да, самоубийц хоронят. Однако, сам процесс погребения в некоторой степени отличен от того, как хоронят людей, которые не по собственной вине свели счеты с жизнью.

Где хоронят самоубийц?

Ответ на этот вопрос заключается в следующем: самоубийц нельзя хоронить на кладбище, где погребены люди, которые умерли либо естественной смертью, либо не от своих рук. В православии самоубийство считается тяжелейшим грехом, вплоть до того, что есть такое убеждение, что человек, совершивший суицид, отказывается от статуса человека. Это значит, что самоубийц, как и домашних животных, нужно хоронить вдоль дорог, на обочинах, или же в определенных местах. Это происходит по причине того, что кладбище является местом, где покоятся люди, охраняемые Богом, лишившиеся жизни не по собственной вине.

Раньше самоубийц хоронили в лесах или же на полянах. Также, ранее были такие деревни, где суицид был достаточно распространенной причиной смерти, и по этой причине в этих деревнях было два кладбища. Первое кладбище было для людей, ушедших из жизни не по своей вине или воле, а также, для тех, кто самостоятельно отобрал у себя жизнь. Однако на сегодняшний день, люди пренебрегают тем, что самоубийцы должны быть погребены в специально отведенном месте, хотя по Библейским канонам, на кладбищах хоронить самоубийц не разрешено.

Запреты для самоубийц

Самоубийц нельзя отпевать, а похороны нужно осуществлять на третьи сутки. Нельзя плакать и скорбить по умершему, а также целовать покойного. После погребения сорокоуст за упокой также нельзя заказывать, а еще нельзя поминать покойного панихидой.

Кого относят к самоубийцам по церковным канонам?

К самоубийцам относятся не только те люди, которые совершили акт суицида известными нам способами (повешение и так далее), но и те, люди, которые будучи преступниками, были убиты во время совершения преступного деяния, люди, страдающие от тяжелых заболеваний, которые согласились на эвтаназию. В отпевании души усопшего может быть отказано, если не было установлено, покончил ли жизнь самоубийством человек или же нет.

Также, фактически, церковь относит наркоманов, токсикоманов и алкоголиков, ведь они добровольно сокращают свою жизнь и приближают и без того неминуемый момент смерти.

И все-таки: можно ли отпеть самоубийцу?

Отпеть самоубийцу можно только в том случае, если человек, который наложил на себя руки, был психически нездоров. Для того, чтобы сделать это возможным, необходимо обратиться с письменным прошением на имя архиерея Вашей епархии с указанием психической болезни, которой страдал самоубийца. Также необходимо приложить справку о болезни и о том, что человек состоял на учете. После того, когда вы получите разрешение с указом архиерея, необходимо обратиться к вашему приходу.

Также, дома можно молиться за душу усопшего не запрещено, однако это считается большим искушением, поскольку родственник самоубийцы просит прощения за человека, который совершил тяжелейший грех.

Почему люди кончают жизнь самоубийством? Что приводит людей к самоубийству?

Информацию о всех ритуальных обрядах и обычаях в Минске и других городах Беларуси, а так же задать интересующий Вас вопрос, Вы можете найти на сайте справочника Ритуальных услуг

Где смысл?

Второе дело — осторожно проанализировать стереотипы и жизненные конструкты человека в кризисе. У всех опоры-стереотипы разные

Реакции на сложившийся кризис тоже индивидуальны: один соберётся, другой ударится в панику или не захочет жить.

Если человек очень сильно хочет добиться чьего-либо внимания, достатка, успеха, взаимности, важно осторожно задать ему вопрос — «зачем, какой смысл в этом»? Люди чего-то хотят, не понимая смысла. Допустим, человек очень хочет иметь семью, детей, но по каким-то причинам это не складывается, и он в депрессии. Когда задаешь вопрос, зачем ему семья, он не может ответить

Просто отвечают, что все женятся, потом детей заводят. Надо, и всё

Когда задаешь вопрос, зачем ему семья, он не может ответить. Просто отвечают, что все женятся, потом детей заводят. Надо, и всё.

Невозможность удовлетворить свои представления и только их может привести человека к суицидальным мыслям. У любого суицидника мышление суженное. Он чувствует «как надо», но почти всегда не понимает — зачем. Он не может рассмотреть альтернативные точки зрения на проблему. Допустим, молодой человек хочет добиться расположения какой-то девушки, но не может ответить на вопрос «зачем», хочет потому, что   так решил. Он просто в плену у своей мысли. Но альтернативные взгляды надо показывать ему очень аккуратно. Главное, чтобы он не замкнулся, не стал недоверчивым, понимал, что Вы это делаете в его интересах и пытаетесь ему помочь. В первую очередь, приступам отчаяния подвержены люди неверующие, не видящие смысла ни в жизни, ни за ней.

Традиции похорон самоубиенных

Чтобы не впасть в грех и не ввести в него священника, необходимо рассказать ему все обстоятельства смерти умершего. Батюшка поможет и подскажет, что нужно делать в конкретном случае. Самоубиенных не хоронят на освященной земле церковных кладбищ. Впрочем, в современном мире на общественных (не церковных) кладбищах хоронят всех.

Погребение должно быть проведено на 3-и сутки после смерти. При этом не проводится отпевание. На тело не кладут церковное покрывало и венчик. Ведь самим фактом самоубийства этот человек отказался от Бога и спасения. Для него нельзя заказывать сорокоуст и панихиду. Нельзя приглашать священника на дом для проведения поминальных служб по человеку, совершившему суицид. На могиле самоубиенного не устанавливают крест. Родственники часто пытаются достигнуть компромисса, помещая на надгробии рисунок креста

Но важно помнить, что человеку, добровольно отказавшемуся от жизни, нарисованный на надгробии крест не поможет. Помощь ему можно оказать только молитвой и добрыми делами

Не всякая черная душа может отбелиться Божьей милостью и благодатью

Святой апостол Иоанн, апостол “любви”, как его иногда называют в Церкви, заповедовал: “Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти…”, однако предупреждал тут же “…есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился” (1Ин.5:16), то есть люди, находящиеся в таком падшем состоянии, что всякая молитва об их спасении тщетна.

Или вот – “Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа”(1Кор.16:22). Страшные слова!

Евангельские Писания и апостольские послания не дают основания считать, что Христос может спасать людей насильно, и души человека, который не позаботился очистить ее сам при жизни через покаяние и веру во Христа, вряд ли Господь может очистить, даже если об этом горячо молятся родственники.

Архимандрит Амвросий (Юрасов) приводит такой рассказ:

“Господь не желает смерти грешника, и кто обратится к Нему – спасается. Он всех призывает к покаянию, Он всех любит и желает, чтобы ни одна душа не погибла. Недаром Сам Господь принял плоть человека, сошел на землю и пострадал за нас. Это означает, что Он пострадал за всех, сколько людей было, есть и будет в мире.

Но человеку дана свободная воля – покаяться, принять в себя живого Христа, или отвергнуть Его.

Когда я служил в Преображенском соборе, часто приходилось выезжать на требы по городу. Однажды поехал на один вызов; вхожу в квартиру, меня встречают, говорят: “Батюшка, вот здесь мужчина – ему 51 год, звать Анатолий – его надо бы и пособоровать, и причастить”. Я зашел, смотрю: после операции лежит больной, ему кишку вывели в живот. Рядом бутылка с водой, на ней соска. Постоянно у него губы сохнут, он эту соску во рту держит. Спрашиваю:

-Анатолий, ты, когда исповедовался?

– Никогда.

– А желаешь поисповедоваться, причаститься?

– А мне не в чем каяться!

– Ну, как же? Ты же в церковь никогда в жизни не ходил, Богу не молился, матом ругался, пьянствовал, курил, дрался, жил невенчанный с женой. Вся жизнь – сплошной грех.

– Я в этом каяться не хочу!

А женщины, рядом стоявшие, говорят:

– Анатолий, как же?! Ведь ты же согласился, чтобы священника вызвать. Тебе надо покаяться – тебе сразу станет на душе хорошо.

– Не хочу каяться.

Я с ним беседовал, потратил 20 минут, говорю:

– Сейчас – представь себе – к тебе пришел Сам Христос в Святых Тайнах, ждет от тебя покаяния. Если ты не покаешься и не причастишься, умрешь – душу твою заберут злые духи. И рад бы потом покаяться, рад бы исправиться – а такой возможности у тебя уже не будет. Надо каяться, пока живой.

– Что заслужил – то и получу! – говорит.

Я беседовать закончил, стал одеваться

А женщины (соседки) стали убеждать его, говорят: “Анатолий, одумайся – что ты говоришь! Ведь так важно каждому человеку (особенно больному) покаяться перед смертью!” А он им говорит:. – Вы меня не уговаривайте

– Вы меня не уговаривайте.

Я оделся:

– Ну, до свидания. Если он пожелает исповедаться – дадите знать, мы приедем.

А одна из них подходит:

– Батюшка, в последний раз поговорите с ним: вдруг да согласится. Я подошел, сел около него:

– Ну, Анатолий, желаешь каяться или нет?

Он молчит. Смотрю, а у него глаза стекленеют. Я говорю:

–  Да он умирает.

Женщины:

– Как? Он же чувствовал себя хорошо!

– Он умирает, – смотрю: он вздохнул три раза – и душа вышла. Конечно, эту нераскаянную душу забрали бесы. Вот где страх, ужас! Ведь человек ушел из этого мира в Вечность. Биллионы лет пройдет страданий в огне – это только начало, конца никогда не будет. А такая была прекрасная возможность покаяться! Не все люди сподобляются, чтобы к ним пришел священник, принес Святые Тайны – Тело и Кровь Христовы… Вот, такие страшные бывают смерти”.

Может ли Бог спасти такого не желающего спастись человека? И кто поручится, что самоубийца на момент смерти не имел такое же отношение к Богу и Его Церкви ?

Некоторые могут резонно заметить – что тут разводить демагогию – полезно или неполезно молиться домашней молитвой за самоубийц, по христианскому милосердию и состраданию нужно обязательно молиться за таковых, а Господь рассудит. По первому впечатлению такие суждения кажутся оправданными. Однако…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector