Мария скобцова

Использованные материалы

  • Нивьер Антуан. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995: Биографический справочник. Москва: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2007 – с.311-312.
  • «Преподобномученица Мария (Скобцова)», статья справочника Религиозная деятельность русского зарубежья:

  • Мария, монахиня (Скобцова (Пиленко, Кузьмина-Караваева) Елизавета Юрьевна), страница официального сайта Московского Патриархата:

  Справочник Религиозная деятельность русского зарубежья, сайт Свято-Филаретовского института — , а также о.А.Мень в своей лекции «Мать Мария» (см. ) указывают, что Елизавета Пиленко – «первая женщина, окончившая Санкт-Петербургскую духовную академию (заочно)». Но исходя из достаточно подробных биографических данных представленных на сайте Ксении Кривошеиной «Мать Мария» (см. ) это вызывает сомнения

  по другим данным – в

  по другим данным – в

  В Париже пройдет круглый стол, посвященный памяти матери Марии (Скобцовой), 31 мая 2013 года, портал Седмица.Ru —

  М.В. Шкаровский. Отношение Поместных Православных Церквей и Украинской Греко-Католической Церкви к холокосту во время Второй мировой войны, страница сайта «Богослов.ру» —

  Блог священника Максима Плякина, .

  М.В. Шкаровский. Отношение Поместных Православных Церквей и Украинской Греко-Католической Церкви к холокосту во время Второй мировой войны , страница сайта «Богослов.ру» —

биография

19 февраля года Елизавета Пиленко вышла замуж за помощника присяжного поверенного Дмитрия Кузьмина-Караваева, бывшего большевика и близкого знакомого многих петербургских литераторов. Весной года оставила мужа (официально развод был оформлен только в конце года) и уехала из Петербурга в Анапу.

Летом года Кузьмина-Караваева вышла замуж за Д. Е. Скобцова, кубанского казачьего деятеля, бывшего некоторое время председателем Кубанской Краевой Рады. Весной года, после разгрома Белого движения на Кубани, Елизавета Скобцова с матерью С. Б. Пиленко и дочерью Гаяной эвакуировались в Грузию, где у Елизаветы Юрьевны родился сын Юрий, затем вся семья Скобцовых эмигрировала в Константинополь, некоторое время жила в Сербии, а в январе года переехала в Париж.

Во время нацистской оккупации Парижа общежитие монахини Марии на улице Лурмель стало одним из штабов Сопротивления. В июне года, когда нацисты проводили массовые аресты евреев в Париже и сгоняли их на зимний велодром для последующей отправки в Освенцим, монахине Марии удалось тайно вывезти оттуда четырех еврейских детей в мусорных контейнерах. Дома на Лурмель и в Нуази-ле-Гран стали убежищами для евреев и военнопленных, м. Мария и о. Димитрий Клепинин также выдавали евреям фиктивные свидетельства о крещении.

9 февраля года гестаповцы арестовали Марию (Скобцову), которую сначала держали в тюрьме форта Роменвиль, а затем отправили в концлагерь Равенсбрюк. Монахиня Мария была казнена в газовой камере Равенсбрюка 31 марта года, за неделю до освобождения лагеря Красной армией.

7 мая года указом Президиума Верховного Совета СССР награждена Орденом Отечественной войны II степени (посмертно).

Биография Девы Марии.

Непорочная Дева Мария родилась в Назарете в Галилее. После ее обручения с Иосифом (обручение — первый этап еврейского брака) ей явился ангел Гавриил и объявил ей, что она станет матерью обещанного Мессии.  После первого выражения недоверия при объявлении, она ответила: «Я раба Господня. Да будет мне по слову твоему». Иосиф Обручник планировал спокойно разойтись с ней, но и ему явился во сне ангел Господень и говорил ему «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго».

Обручение Марии с Иосифом. И. Чернов 1804-1811 гг.

Ангел в подтверждение своих слов также сообщил Марии, что ее родственница Елисавета, ранее бесплодная, зачала по милости Господа. Мария отправилась в дом родственницы своей, где своими глазами увидела беременность Елисаветы и полностью поверила в слова ангела.  Тогда Дева Мария произнесла благодарную речь Господу, которая известна как Магнификат или славословие Девы Марии.

Пробыв три месяца в доме Елисаветы, Мария вернулась в Назарет. Согласно Евангелию от Луки, Иосиф, муж Марии, по указу римского императора Августа должен был вернуться в родной город Вифлеем, чтобы пройти там римскую перепись. Во время пребывания в Вифлееме Мария родила Иисуса в яслях, так как для них не нашлось места ни на одном постоялом дворе. На восьмой день младенец Марии был обрезан по еврейскому закону, и наречен Иисусом, что по-еврейски означает «Яхве есть спасение».

По прошествии дней очищения, Иисуса отнесли в Иерусалим, чтобы представить пред Господом, как того требовал обычай. Дева Мария принесла в жертву две горлицы и два голубиных птенца. Здесь же о будущем младенца пророчествовали Симеон и Анна. После посещения Иерусалима, Непорочная Дева Мария и Иосиф Обручник вместе с младенцем Иисусом вернулись в Галилею, в город свой Назарет.

Согласно Евангелию от Матфея, ночью Иосифу явился ангел, и предупредил, что царь Ирод хочет убить младенца. Святое семейство бежало ночью в Египет и оставался там в течение некоторого времени. После смерти Ирода в 4 г. до н. э., они вернулись в землю Израиля, в Назарет в Галилее.

канонизация

13 ноября года в речи перед раввинами Патриарх Алексий упомянул мать Марию (Скобцову):

В августе года на экуменическом съезде в Помероле, организованном протестантской женской общиной, было составлено и послано Патриарху Московскому Алексию II прошение о прославлении Марии (Скобцовой) и ее сподвижников, подписанное православными, протестантскими и католическими богословами.

В году митр. Антоний (Блум) обратился к митр. Ювеналию Крутицкому и Коломенскому как к Председателю канонизационной комиссии с рассмотреть вопрос о прославлении матери Марии.

16 января года канонизирована Константинопольским Патриархатом как преподобномученица.

Во время торжественного чина прославления новоканонизированных святых 1—2 мая года в Александро-Невском соборе в Париже в богослужениях участвовали христиане разных конфессий. Архиепископ Парижа кардинал Жан-Мари Люстиже сказал, что католики тоже будут почитать этих мучеников как святых и покровителей Франции.

сочинения

  •  Кузьмина-Караваева, Е. Скифские черепки. — СПБ: Цех поэтов, 1912.
  •  Кузьмина-Караваева, Е. (Мать Мария) Жатва духа / Составление, подготовка текстов, примечания — А. Н. Шустов. — СПб.: Искусство-СПБ, 2004. — ISBN 5-210-01543-2.
  •  Кузьмина-Караваева Е. Ю. Как я была городским головой // Воля России. — 1925. — № 4. — С.63 — 80; № 5. — С. 68—88.
  •  Мария (Скобцова), мать. «Вот голый куст, а вот голодный зверь…» // Журнал Московской Патриархии. — 1988. — № 3. — С. 77.
  •  Мария (Скобцова), мать. Типы религиозной жизни // Вестник РХД. — 1998. — № 178.
  •  Кузьмина-Караваева Е. Ю. Равнина русская / Составление, вступительная статья, примечания — Шустов А. Н.. — СПб.: Искусство—СПб, 2001. — ISBN 5-210-01541-6.
  •  Мария (Скобцова), мать. Настоящее и будущее церкви. Что такое церковность. — К.: Quo vadis, 2010. — С. 252.
  • Мать Мария (Скобцова; Кузьминина-Караваева Е. Ю.) // Красота спасающая: живопись, графика, вышивка / Составитель и автор Ксения Кривошеина, предисловие митрополита Смоленского Кирилла. послесловие проф. Жоржа Нива (Франция); примечания, летопись жизни матери Марии — Шустов А. Н.. — СПб.: Искусство-СПБ, 2004. — ISBN 5-210-01573-4.

См. также библиографию до 2000 г. — Дата обращения: 25.09.2017.

источники

  •  Агеева, Л. «Петербург меня победил»: Документальное повествование о жизни Е. Ю. Кузьминой-Караваевой — матери Марии. — СПб: Ж-л Нева, 2003. — 400 с. — ISBN 5-87516-016-0.
  •  Гаккель С. А. Mother Maria Skobtsova: Deaconess Manqué? // Eastern Churches Review. — 1967. — № 1 (3), Spring.
  •  Гаккель С. А. One of Great Price. The life of Mother Marie Skobtsova, Martyr of Ravensbruk. — 1965.

    •  Гаккель С. А. Мать Мария. — 1980.;
    •  Гаккель С. А. Мать Мария. — М.: Всецерковное православное молодежное движение, 1993.
    •  Гаккель С. А. Мать Мария. — М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1994.
  •  Гаккель С. А. Мария (Скобцова). Типы религиозной жизни. — 4-е. — М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2009.
  •  Емельянова, Т. Жанр средневековой мистерии: О творчестве матери Марии (Скобцовой) // Страницы. — 1997. — Т. 2. — № 4. — С. 586-595.
  •  И.Я. . «Отец Александр Мень и мать Мария (Скобцова) — свидетели для XXI века»: // Страницы. — 2000. — Т. 5. — № 3. — С. 475-477.
  •  Кривошеин, И. Мать Мария (Скобцова) (к 25-летию со дня кончины) // Журнал Московской Патриархии. — 1970. — № 5. — С. 30-42.
  •  Кривошеина К. И. Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней. — М.: Эксмо, 2015. — 696 с. — (Религия. Великие люди ХХ века). — ISBN 978-5-699-69950-6.
  •  Мнухин, Л.; Авриль, М.; Лосская В. Российское зарубежье во Франции 1919-2000. — М.: Наука, 2008.
  •  Нивьер, Антуан. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995. Биографический справочник. — М.-Париж: Русский путь, YMCA-Press, 2007.
  •  Обоймина Е. Н. Свет земной любви: Елизавета Кузьмина-Караваева — мать Мария. — М.: НЦ ЭНАС, 2009. — ISBN 978-5-93196-936-7.
  •  Карпенко, Димитрий о. Мария Парижская – неудобная святая // Православие и мир. — 2010. — 29 декабря. — Дата обращения: 25.09.2017.
  •  Лепахин, Валерий. Мать Мария: мемуарист, подвижница, богослов // Русская мысль. — 1992. — № 3988.
  •  Линник Ю. В. Мать Мария // Вестник РХД. — 1991. — № 161. — С. 121-132.
  •  Шполянский, Михаил о. О братолюбии. К вопросу о предстоящей канонизации матери Марии (Скобцовой) // Вестник РХД. — 2004. — № 187.
  •  Яновский В.С. Воспоминания о матери Марии // Просветитель. — 1995. — №2/03. — С. 263-268.

Сноски

В 1932 году она принимает монашеский постриг и открывает общину для всех нуждающихся

Она заочно заканчивает Свято-Сергиевский православный богословный институт.

А в 1932 году принимает от митрополита Евлогия монашеский постриг, получив имя Мария, в честь святой Марии Египетской.

1932
в этом году Елизавета принимает постриг и получает имя Мария

По благословению духовного отца Сергия Булгакова, монахиня Мария начинает свое служение в миру.

30-е годы в Париже были очень трудные. Голод, безработица приобретала масштабы бедствия. Мать Мария решила открыть дом для всех страждущих и обремененных.

Денег у нее не было, но вера в Бога, благословение Господне, дало возможность открыть дом.

Она была очень энергичной и доброжелательной монахиней. Община Марии Скобцовой стала известна многим в Париже.

Там находили приют больные, одинокие, бездомные, женщины легкого поведения, наркоманы.

Все тяготы повседневных забот, разделяли с ней ее члены семьи: мать, сын, дочь Гаяне. Помогали ей в столовой и в церкви, переделанной из старого гаража.

Мать Мария находила время писать статьи, сочинять стихи. В 1935 году, при поддержке митрополита Евлогия, матушка Мария организовала объединение «Православное дело».

«Православное дело» разворачивает обширную общественную деятельность: создает два общежития для бедных, открывает приходскую школу, курсы псаломщиков, миссионерские курсы.

Открытие дома для всех страждущих и обремененных. Соратники и помощники матушки Марии

Святая матушка Мария помогала людям выжить в страшных условиях концлагеря

В жизни матери Марии было очень много испытаний и искушений. Но она достойна перенесла все тягости судьбы, полагаясь и молясь только Богу. Господь благословил ее жизнестойкостью и непоколебимой верой.

Мать Мария, обладала многими качествами, помогающими выжить в страшных условиях концлагеря. Она помогала людям, даря свою любовь и веру.

16 января 2004 году Константинопольский патриархат канонизировал матушку Марию как преподобномученицу, она была причислена к лику святых. Вместе с ней был канонизирован ее сын Юрий.

Смысл и итог своей жизни сама мать Мария описала в одном четверостишии:


Мария
монахиня

Популяризацией трудов и наследия Марии Скобцовой занимается Ксения Кривошеина, написавшая о ней несколько книг и множество статей.

Мемориальная доска на доме где родилась Елизавета Пиленко. Рига, улица Элизабетес. В 2016 году в Париже была открыта улица Марии Скобцовой, урожденной Елизаветы Пиленко

Детство матери Марии (Скобцовой)

Лиза Пиленко (будущая мать Мария (Скобцова)) родилась в семье юриста Юрия Дмитриевича Пиленко и Софии Борисовны (урожд. Делоне). В 1895 году Юрий Пиленко вышел в отставку и переехал с семьей в Анапу, где в шести верстах от города находилось имение Джемете с виноградниками, доставшееся ему после кончины его отца отставного генерала и винодела Д.В. Пиленко. В мае 1905 года за успехи в виноградарстве Ю.Д. Пиленко был назначен директором Императорского Никитского ботанического сада и училища садоводства и виноделия. Семья переехала в Ялту, где Лиза Пиленко окончила 4-й класс ялтинской женской гимназии с наградой 2-й степени. Весной 1906 года Ю.Д. Пиленко был переведён на службу в Петербург, но выехать к месту назначения не успел — 17 июля он скоропостижно скончался в Анапе. Лиза была потрясена этой трагедией и, по её собственным словам, потеряла веру в Бога.

В августе 1906 года овдовевшая С.Б. Пиленко с двумя детьми (у Лизы был младший брат Дмитрий) переехала в Петербург. В 1909 года Лиза поступила на высшие Бестужевские курсы (философское отделение историко-филологического факультета). В феврале 1908 года познакомилась с А. Блоком, с которым у неё впоследствии завязались сложные отношения и длительная переписка.

Юность. Замужество. Творческий путь

19 февраля 1910 года Елизавета Пиленко вышла замуж за помощника присяжного поверенного Дмитрия Кузьмина-Караваева, близкого знакомого многих столичных литераторов, вместе с ним посещала собрания «на башне» Вячеслава Иванова, заседания «Цеха поэтов», религиозно-философские собрания, общалась с Николаем Гумилёвым, Анной Ахматовой, Осипом Мандельштамом, Михаилом Лозинским. Оставила Бестужевские курсы, не получив диплома, весной 1912 года издала первый сборник стихов «Скифские черепки», положительно встреченный критикой.

Скоро Кузьмина-Караваева начала тяготиться атмосферой столичной эстетической элиты и уехала сначала на немецкий курорт Бад-Наухайм, а затем в Крым, где общалась с Алексеем Толстым, Максимилианом Волошиным, Аристархом Лентуловым. Весной 1913 года оставила мужа (официально развод был оформлен только в конце 1916 года) и уехала из Петербурга в Анапу. 18 октября у Кузьминой-Караваевой родилась дочь, которой она дала имя Гаяна (греч. «земная»). В начале 1914 года послала Блоку рукопись своей новой книги стихов «Дорога», которую он вернул с замечаниями на полях, однако сборник так и не был издан.

Для Кузьминой-Караваевой наступило время душевного разлада, «перепутья», по её собственным словам. Она всё больше интересовалась религиозными вопросами, размышляла о цели и смысле жизни. В апреле 1915 года опубликовала философскую повесть «Юрали», стилизованную под Евангелие, а в апреле 1916 года – сборник стихов «Руфь», куда вошли многие стихи из неопубликованной «Дороги».

влияния

В феврале года познакомилась с А. Блоком. Посещала собрания «на башне» Вяч. Иванова, заседания «Цеха поэтов», религиозно-философские собрания, общалась с Николаем Гумилевым, Анной Ахматовой, Осипом Мандельштамом, Михаилом Лозинским.

Духовная дочь о. Сергия Булгакова. В эмиграции была близка к кругу Николая Бердяева, Георгия Федотова.

Матери Марии посвящен модернистский бестселлер о. Сергия Гаккеля «One of Great Price. The life of Mother Marie Skobtsova, Martyr of Ravensbruk» («Мать Мария») ( год).

В романе Алексея Толстого «Хождение по мукам» петербургский период ее жизни послужил прообразом персонажа «Елизавета Киевна». Судьбе матери Марии посвящен фильм года «Мать Мария» с Людмилой Касаткиной в главной роли.

Во Франции действует «Общество матери Марии», в Санкт-Петербурге — «Союз друзей матери Марии», в Риге — «Общество друзей матери Марии» (сопредседатель Елена Павлова). В году на Кубани создано общество «Православное дело» им. матери Марии (председатель А. А. Соловьев). Есть экспозиция о ней в народном музее с. Юровка, где было поместье семьи Пиленко. В Анапском археологическом музее создан мемориальный зал, посвященный ей. На набережной Анапы установлен памятный знак. Имя матери Марии увековечено на памятных досках в Париже и Риге, в Санкт-Петербурге и Равенсбрюке. В Иерусалиме, в музее Яд Вашем на Аллее Праведников мира в ее честь посажена олива, а в Александровском подворье установлена памятная доска.

31 марта года в Париже состоялась церемония открытия улицы имени Марии (Скобцовой). Новая улица примыкает к улице Лурмель в XV округе, где размещалось объединение «Православное дело».

Популяризацией трудов и наследия Марии (Скобцовой) занимается Ксения Кривошеина, написавшая о ней несколько книг и множество статей. Также она создала сайт www.mere-marie.com.

Жизнь

Памятная доска Марии Скобцовой в Санкт-Петербурге

Родился в аристократической семье в 1891 году в Риге , Российская Империя (ныне Латвия ). Ей дали имя Елизавета Пиленко. Ее отец умер, когда она была подростком, и она приняла атеизм . В 1906 году ее мать переехала с семьей в Санкт-Петербург , где она оказалась вовлеченной в радикальные интеллектуальные круги. В 1910 году она вышла замуж за большевика по имени Дмитрий Кузьмин-Караваев . В этот период жизни она активно участвовала в литературных кругах и писала много стихов. Ее первая книга, «Скифские черепки», представляла собой сборник стихов этого периода. К 1913 году ее брак с Дмитрием закончился, и последний впоследствии перешел в русский католицизм и стал русским католическим священником.

Взглянув на человечность Христа — «Он также умер. Он вспотел кровью. Они ударили Его по лицу» — она ​​начала возвращаться в христианство. Она переехала — теперь со своей дочерью Гайаной — на юг России, где ее религиозная преданность возросла.

Разъяренная Львом Троцким за закрытие съезда партии эсеров , она спланировала его убийство , но ее отговорили коллеги, которые отправили ее в Анапу . В 1918 году, после большевистской революции , она была избрана заместителем мэра Анапы на юге России. Когда антикоммунистическая Белая армия взяла под свой контроль Анапу, мэр бежал, и она стала мэром города. Белая армия осудила ее за то, что она большевик. Однако судьей был ее бывший учитель Даниил Скобцов, и она была оправдана. Вскоре они полюбили друг друга и поженились.

Вскоре политическая волна снова повернулась. Чтобы избежать опасности, Елизавета, Даниил, Гаяна и мать Елизаветы София бежали из страны. Елизавета была беременна вторым ребенком. Сначала они отправились в Грузию (где родился ее сын Юрий), а затем в Югославию (где родилась ее дочь Анастасия). Наконец, в 1923 году они прибыли в Париж . Вскоре Елизавета посвятила себя богословским исследованиям и общественной работе.

В 1926 году Анастасия умерла от гриппа. Гайана была отправлена ​​в Бельгию в школу-интернат. Вскоре брак Даниила и Елизаветы распался. Юрий в итоге жил с Даниэлем, а Елизавета переехала в центр Парижа, чтобы работать напрямую с теми, кто больше всего в ней нуждался.

Епископ призвал ее принять обеты монахини, что она сделала только с заверением, что ей не придется жить в монастыре, изолированном от мира. В 1932 году с разрешения Даниила Скобтова был дан церковный развод, и она приняла монашеский постриг. Она взяла религиозное имя «Мария». Ее духовником был отец Сергей Булгаков . Позже о. Дмитрия Клепинина отправят капелланом дома.

Мать Мария сделала арендованный дом в Париже своим «женским монастырем». Это было место с открытой дверью для беженцев, нуждающихся и одиноких. Вскоре он также стал центром интеллектуальных и богословских дискуссий. В Матери Марии эти два элемента — служение бедным и богословие — шли рука об руку.

Оценки и канонизация

В 1985 году мемориальным центром Яд Вашем матери Марии посмертно было присвоено звание «праведник мира».

7 мая 1985 года указом Президиума Верховного Совета СССР награждена Орденом Отечественной войны II степени (посмертно)

В 1992 году на экуменическом съезде во Франции, организованном общиной протестантских сестёр, было составлено и послано Патриарху Московскому Алексию II прошение о прославлении Марии (Скобцовой) и её сподвижников, подписанное православными, протестантскими и католическими богословами.

16 января 2004 года канонизирована Константинопольским патриархатом как преподобномученица. Вместе с ней были канонизированы её сын Юрий Скобцов, священник Димитрий Клепинин и Илья Фондаминский. В консервативных кругах Русской Православной Церкви канонизация вызвала неодобрительные отзывы

Во время торжественного чина прославления новоканонизированных святых 1—2 мая 2004 года в Александро-Невском соборе в Париже в богослужениях участвовали христиане разных конфессий. Архиепископ Парижа кардинал Жан-Мари Люстиже сказал, что Католическая Церковь тоже будет почитать этих мучеников как святых и покровителей Франции.

31 марта 2016 года в Париже состоялась церемония открытия улицы Марии (Скобцовой). Новая улица примыкает к улице Лурмель в XV округе, где размещалось объединение «Православное дело».

Авторские иллюстрации в сборнике стихов (1937)

Елизавета Юрьевна участвовала в выборах во время Февральской революции

Когда началась Февральская революция, Елизавета Юрьевна, вступила в партию эсеров. Она с большим энтузиазмом приняла эту революцию.

Идеология эсеров была, на тот момент, ближе всего ее настроению. Она всегда находилась в центре политических событий.

1918
в этом году Лизу выбирают членом муниципального совета по образованию и здравоохранению

В 1918 году в Анапе начинается неразбериха с властью, проходят выборы в городскую думу. Лиза, принимает активное участие в этих выборах.

Ее выбирают членом муниципального совета по образованию и здравоохранению, а вскоре – городским главой. Она все силы отдает на защиту людей от грабежей и террора.

Детство Мария Скобцова провела в Анапе и Крыму

Лиза Пиленко родилась в 1891 году в Праге. Ее отец, Юрий Дмитриевич Пиленко был юрист, а мать — София Борисовна, происходила из знаменитого рода Дмитриевых-Мамоновых.

Когда Лизе было 4 года, семья переехала в Анапу. После смерти деда Лизы, ее отцу достались в наследство имение, и виноградники.

20 декабря 1891
день рождения Марии Скобцевой

С помощью родителей и интеллигенции Анапы, юная Лиза получила начальное домашнее образование. С раннего детства, она проявляла большие способности к рисованию и литературе.

Ее отец много времени уделял воспитанию и обучению детей. Она очень любила своего отца, он был ее первым другом.

В доме семьи Пиленко всегда царила атмосфера дружелюбия, открытости, доброжелательности. Это очень повлияло на дальнейшую судьбу маленькой Лизы, и оставила глубокий след в ее воспитании и душевном росте.

Лиза Пиленко, 1903 год. Детство прошло на юге, в Анапе и Крыму. Она росла в атмосфере любви и взаимоуважения. Это очень сказалось на ее душевном и духовном росте

Весной 1905 года ее отца назначают директором Никитского ботанического сада.

Семья переезжает в Крым. А после, в 1906 году отца Лизы переводят в Санкт-Петербург в Департамент Земледелия.

Он привозит жену и детей в Санкт-Петербург, а сам возвращается в Анапу и скоропостижно умирает.

1906
в этом году семья Марии переезжает в Санкт-Петербург

Смерть отца очень потрясла Лизу, стала настоящим ударом судьбы.

В ее душе уже тогда зародился протест против смерти и несправедливости. Все чаще она стала задумываться о Боге.

Навигатор — это от лукавого….

Алексей: А недавно мне позвонил друг и сказал, что “завтра мы вместе едем в Оптину пустынь”. Знакомый иеромонах Ф. как раз был там в командировке и пригласил нас погостить, пообщаться с насельниками, помолиться. Я тут же стал собирать в дорогу все семейство. Но в итоге поехать решили только я и старший сын второклассник Егор. Друг тоже временно “забуксовал”… 

“Да-да, ура, едем!” — подпрыгивал он, радуясь не только увлекательной поездке, но и возможности пропустить школу, ведь выезд был намечен на вечер четверга. Но я, как серьезный отец, взял с собой сумку с учебниками, клятвенно пообещав жене, что мы вызубрим все вдоль и поперек, намного опередим программу, выиграем математическую олимпиаду, шахматный турнир и еще что-нибудь очень почетное…

Наш путь туда-обратно заслуживает отдельного описания… До сих пор меня мучает вопрос: “Навигатор — это Божие дело или бесовское наваждение?”

Зачем-то я его включил, хотя дорогу примерно знал. И он повел нас куда-то на Брянщину. В такие колдобины завел, как будто тут еще вчера танки проходили. “А теперь поворачивайте налево”. А налево — сугробы метра полтора. Я начал было унывать, но потом устыдился, взбодрился и начал молиться. И неистово так молился, что раздвинулись сугробы…

Егор: Папа…
Алексей: Ну, ладно, ладно… Почти раздвинулись… Неожиданно показалась какая-то дыра и сквозь нее была видна проселочная дорога, которую недавно почистили от снега.

Примечания

  1. . www.russkije.lv. Дата обращения: 25 ноября 2019.
  2. . kuban.mk.ru. Дата обращения: 25 ноября 2019.
  3. . mere-marie.com. Дата обращения: 27 февраля 2021.
  4. . www.limonow.de. Дата обращения: 27 февраля 2021.
  5. . ZN.ua. Дата обращения: 25 ноября 2019.
  6. . mere-marie.com. Дата обращения: 25 ноября 2019.
  7. . mere-marie.com. Дата обращения: 25 ноября 2019.
  8. ↑ . mere-marie.com. Дата обращения: 29 января 2019.
  9. . mere-marie.com. Дата обращения: 29 января 2019.
  10. . www.pravmir.ru. Дата обращения: 29 января 2019.
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 декабря 2013.
  12. ↑ . azbyka.ru. Дата обращения: 25 ноября 2019.
  13. . www.kiev-orthodox.org. Дата обращения: 25 ноября 2019.
  14. . www.pravmir.ru. Дата обращения: 25 ноября 2019.
  15. . www.blagogon.ru. Дата обращения: 25 ноября 2019.
  16. . www.interfax-religion.ru. Дата обращения: 25 ноября 2019.

В 1940 году дом матушки Марии становится убежищем для партизан и евреев

В 1940 году в Париж пришли немцы, наступила оккупация.

Но тяжелые времена не дали матери Марии поникнуть, уйти в себя. Она благословляла Господа, помогала людям.

1940
в этом году Париж оккупировали немцы, но Мария продолжала помогать нуждающимся

Она установила контакт с мэрией, ее дом взяли под покровительство и объявили муниципальной столовой.

Это позволило матушки Марии кормить детей, женщин, калек. Мэрия выделила карточки и продукты этой столовой.

Дом матушки Марии быстро стал известным, там находят убежище партизаны, евреи, всем кому угрожает опасность.

Мать Мария тесно была связана с движением «Сопротивления».

Она получала поддельные документы для партизан, организовывала пересылку писем и посылок для заключенных, спасла троих еврейских детей, пряча их в мусорных баках.

В заключение….

Алексей: Об Оптиной пустыни можно говорить бесконечно — о проникновенных службах, насельниках, обо всем… Но мне хочется сказать еще вот что… Когда вы в первый раз туда попадете, она вряд ли потрясет вас своими размерами, грандиозностью, величием храмов…Но здесь есть запах… Да-да… Именно запах — тихий, едва уловимый запах сосредоточенной монашеской жизни. И еще любви, которая течет еще оттуда, из прошлого, от старцев — к нам.

Я где-то читал, что философ позапрошлого века Иван Киреевский говорил: «Если вы хотите основательно ознакомиться с христианством, то необходимо познакомиться с монашеством, со старчеством, а в этом отношении лучше Оптиной Пустыни трудно найти». Для меня этот дух живет там и сейчас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector