«я обратился не для того, чтобы обрести счастье». трудное христианство клайва льюиса

Christian beliefs[edit]

See the main article on this topic: Lewis Trilemma

Lewis was a member of what is called the Anglo-Catholic branch of the Anglican church. His best-known work of apologetics Mere Christianity attempts to isolate the core of Christianity independent of particular denominations.

In this work Lewis hints that he does not believe in the standard Western Christian understanding of Jesus’ death as a substitutionary sacrifice for sin, a notion also eschewed in his Christian allegorical fiction. Lewis seems to opt for the ancient notion that Jesus’ death is a ransom paid to the devil rather than a sacrifice to God.

In his autobiography Surprised by Joy, Lewis states that obtaining life after death is a rather crass motive for becoming Christian that actually spoils what is good in Christianity.

Like many Anglo-Catholics, Lewis accepted theistic evolution, and like many Anglo-Catholics believed in Purgatory. Although Article XXII of the Anglican 39 articles rejects «the Romish doctrine concerning purgatory», Lewis construed this to mean Catholic beliefs about purgatory, rather than belief in purgatory per se.

Эксперименты Клайва С.Льюиса. Хроники Нарнии

Нарния — страна, придуманная Клайвом Льюисом

Думаю, что сразу нужно отдать должное смелости Льюиса в литературных экспериментах. Его имя не зря стоит рядом с именем Джона Р. Толкиена, автором «Властелина колец». Их справедливо признают, как отцов жанра фэнтези. Но мало кто знает, что Клайв Льюис годами вдохновлял своего друга Толкиена написать монументальный фэнтези-эпос. И каково же было удивление самого Толкиена, узнав, что Джек (а такое прозвище Льюис имел в писательских кругах) вдруг сам разродился светлой сказкой – «Хроники Нарнии», ставшей очень популярной среди детей.

Надо сказать, что создавать книги, ориентированные на детей и подростков – тоже из разряда смелости, не зря есть такая шутка, что писать для детей, так же легко, как женщине их рождать. А чтобы эту грань смелости Льюиса понять лучше, то нужно вспомнить из биографии писателя, что он женился далеко за 50, и никогда в жизни не имел детей собственных. К тому же, по свидетельству современников, дедушка Джек не очень-то ладил с любыми детьми вообще.

Но удивительно, что Льюис не ограничивал себя зарождающимся в то время жанром фэнтези. Он, заразившись примером своего современника – фантаста Герберта Уэльса, попробовал себя и в космической теме, причем весьма успешно, положив начало научно-фантастическому произведению «Космическая трилогия».

Карта Нарнии

Клайв Льюис не раз дерзал облачать уникальные ветхие сюжеты греческих мифов и поэзии, в новые красивые одежды, тем самым подарив миру великолепные философские шедевры

А сколько богатого наследия для христианской церкви оставил этот великий писатель! Тут и апологетика, и книги-аллегории, лекции, эссе, и важно отметить, что труды Льюиса воспринимаются во всех христианских конфессиях, что на самом деле – редкость!. Наверное, потому что это – Льюис!

Наверное, потому что это – Льюис!

Вообще личность Льюиса весьма занимательна для изучения. Немного о нём.

Больше не Джой Грэшем

Две недели пролетели, и Джой пришлось вернуться в Америку. Она уже знала, что любит Льюиса и собиралась разорвать отношения с Грэшемом, ожидая, что это будет нелегко. Однако судьба преподнесла ей сюрприз: муж первый объявил, что полюбил другую женщину — молодую племянницу Джой Рене Родригес. Джой забрала сыновей и уехала с ними в Англию.

Они поселились в Оксфорде. Дэвид и Дуглас пошли в школу. Клайв Льюис помогал оплачивать их образование. Выходные проводили вместе, вчетвером, как семья: Клайв, Джой и два мальчика. Льюис посвятил сыновьям Джой одну из книг «Хроник Нарнии»: повесть «Конь и его мальчик». Дэвид и Дуглас полюбили Льюиса, правда, не как отца, а скорее как эксцентричного старого дядюшку. Они называли его детским прозвищем Джек и считали, что это он нуждается в опеке с их стороны, поскольку, как и все англичане, плохо приспособлен к реальной жизни. Когда Льюис принял предложение преподавать литературу в Кембридже, Джой с мальчиками осталась в Оксфорде: они ведь только привыкли к новому месту и новой школе. Но Льюис по-прежнему проводил с ними все выходные. Он уже не мыслил себе жизни без Джой — без нее ему было просто неинтересно. Позже он вспоминал: «Ее ум был сильный и гибкий, как леопард. Ни страсть, ни нежность, ни боль не могли разоружить ее разум. Он чуял первые признаки слюней и сентиментальности, вспрыгивал и валил тебя с ног, прежде чем ты успевал сообразить, что произошло. Сколько моих мыльных пузырей она моментально прокалывала своей острой булавкой! Я быстро научился не нести вздор, разве только из чистого удовольствия наблюдать ее реакцию — горячий раскаленный толчок, из удовольствия быть ранимым и смешным в ее глазах. Ни с кем другим я так не боялся показаться смешным».

Друзья Льюиса отнеслись к его американской подруге по-разному. У кого-то Джой вызывала симпатию, но некоторые — например, Толкиен — приняли ее в штыки. Толкиен вообще не любил американцев, к тому же у него было четкое представление о том, как должна себя вести приличная женщина, и поведение Джой его возмущало. Будучи ревностным католиком, он содрогался при мысли, что его друг свяжет жизнь с разведенной женщиной. Зато Эдит Толкиен, которая не ладила с женами профессоров, сразу же подружилась с Джой, хотя самого Льюиса она не жаловала.

Толкиен опасался зря. Какими бы теплыми ни были отношения между Джой и Льюисом, писатель не собирался на ней жениться. Во-первых, он опасался «охотниц за мужьями», а Джой порою вела себя уж слишком настойчиво. У Льюиса уже имелся негативный опыт такого рода: ему нередко писали поклонницы, а одна из них даже начала его преследовать — забрасывала письмами, бродила вокруг его дома и даже написала в газете о своем тайном венчании с писателем. Во-вторых, хотя Джой развелась с мужем, англиканская церковь не признавала разводы. Сын Джой, Дуглас Грэшем, вспоминал: «Мне кажется, что Клайв довольно скоро стал испытывать к маме любовь, а не просто дружбу, но ему потребовалось много времени, чтобы осознать свои чувства и особенно, чтобы принять их».

Books and Film Legacy

Lewis was a prolific author of fiction and nonfiction who wrote dozens of books over the course of his career. His faith-based arguments as seen in texts like The Great Divorce (1946) and Miracles (1947) are held in high regard by many theologians, scholars and general readers. His satirical fiction novel The Screwtape Letters (1942) is also a beloved classic. Lewis also continued his love affair with classic mythology and narratives during his later years: His book Till We Have Faces: A Myth Retold (1956) featured the story of Psyche and Cupid. He also penned an autobiography, Surprised by Joy: The Shape of My Early Life (1955).

Lewis’ landmark series, The Chronicles of Narnia, has seen a number of on-screen iterations, including a cartoon version of The Lion, The Witch and the Wardrobe that was released in 1979 and a 1989 film series. Additionally, in 2005, a big-screen adaptation of The Lion, The Witch and the Wardrobe hit movie theaters, starring Tilda Swinton as the witch Jadis and Liam Neeson as the voice of Aslan. Two more Narnia films were brought to theaters as well: Prince Caspian (2008) and The Voyage of the Dawn Treader (2010). A movie version of The Silver Chair was slated to hit theaters in the near future, with filming starting in the winter of 2018.

Lewis’ relationship with his wife, Joy, has also been depicted in Shadowlands, presented as a play and two films; one of the film versions was directed by Richard Attenborough and starred Anthony Hopkins as Lewis.

‘The Chronicles of Narnia’

During the 1940s, Lewis began writing the seven books that would comprise The Chronicles of Narnia children’s series, with The Lion, The Witch and the Wardrobe (1950) being the first release. The story focused on four siblings who, during wartime, walk through an armoire to enter the magical world of Narnia, a land resplendent with mythical creatures and talking animals. Throughout the series, a variety of Biblical themes are presented; one prominent character is Aslan, a lion and the ruler of Narnia, who has been interpreted as a Jesus Christ figure. (Lewis would assert that his Narnia stories weren’t a direct allegory to the real world.)

Though the book received some negative reviews, it was generally well-received by readers, and the series retained its international popularity over the following decades.

Marriage

In 1954, Lewis joined the faculty of Cambridge University as a literature professor, and in 1956 he married an American English teacher, Joy Gresham, with whom he had been in correspondence. Lewis was full of happiness during the years of their marriage, though Gresham died of cancer in 1960. Lewis grieved deeply for his wife and shared his thoughts in the book A Grief Observed, using a pen name.

The Screwtape Letters

      C. S. Lewis

A masterpiece of satire, this classic has entertained and enlightened readers the world over with its sly and ironic portrayal of human life from the vantage point of Screwtape, a senior tempter in the service of «Our Father Below. » At once wildly comic, deadly serious, and strikingly original, C. S. Lewis gives us the correspondence of the worldly-wise old devil to his nephew Wormwood, a novice demon in charge of securing the damnation of an ordinary young man. The Screwtape Letters is the most engaging and humorous account of temptation—and triumph over it—ever written. Now, for the first time, The Screwtape Letters is presented with its full text alongside helpful annotations provided by Lewis enthusiast and dramatist Paul McCusker. The notes include literary, theological, and biographical information to enhance Lewis’s core themes and demystify complex ideas. McCusker also guides readers to concepts and references from the beloved author’s other treasured volumes to deepen and enrich this timeless classic. The annotated edition is the ultimate guide for understanding the heavenly truths buried in these epistles from below.

Творчество

Оставив преподавание, Уэйн стал свободным художником и начал иллюстрировать журналы и газеты. Луис рисовал загородные поместья, сельские пейзажи и животных, одно время даже подумывал зарабатывать на жизнь, создавая портреты собак.

Первые картины с изображением кошек, похожих на людей, Уэйн опубликовал в середине 1880-х. На них животные проводили балы, беседовали, играли, но пока еще не обладали человеческими чертами лица, не носили одежду и ходили на четырех лапах. Позднее коты на рисунках Луиса встали на задние лапки, научились улыбаться и в целом расширили спектр мимики, присущей людям, приоделись в модные наряды. Антропоморфные кошки Уэйна стали играть в карты, рыбачить, курить, посещать оперетту, музицировать.

Работал Уэйн продуктивно: иногда выходили 600 произведений в год, что сделало его одним из известнейших создателей сказочной живописи. Художник иллюстрировал детские книги, прессу и открытки, которые в наши дни пользуются спросом у коллекционеров. Несмотря на востребованность в работе, Луис не имел коммерческой жилки, зачастую не сохранял за собой авторских прав или вовсе не подписывал работы, чем пользовались издатели, буквально обчищая Уэйна.

Фрактальные коты Луиса Уэйна

Кроме того, художник часто ввязывался в финансовые авантюры, что привело к долгам. В 1907-м дело даже дошло до суда, после чего Уэйн сбежал в Америку, опасаясь скандала. Переехав в Нью-Йорк, Луис создал серию комиксов, которые привели в восторг американцев. Заработанные в Соединенных Штатах деньги художник инвестировал в разработку новой масляной лампы и прогорел, оставшись с еще большей дырой в кармане. Вернуться на родину ему пришлось через 3 года, когда умерла его мать.

Одно время Луис увлекался керамикой и создал серию фигурок кошек и собак в стиле кубизма. В годы Первой мировой войны и после нее Уэйн, содержавший сестер, почти не получал заказов и оказался на пороге нищеты.

Позднее из-за болезни Луис долго не мог рисовать, а когда лечение дало плоды, вернулся к кисти. Тема кошек осталась неизменной, но трансформировался стиль произведений: на картинах появлялось все больше абстрактных узоров. Так свет увидела серия с изображением фрактальных котов, которую позднее окончательно вытеснила фракталоподобная живопись. В последний год жизни Уэйн вернулся к сказочным полотнам и создал одну из своих самых известных работ — «Мальчишник».

***

Еще до конца того года Джерри Ли Льюис снова влюбился без памяти, а в 1984-м женился на Кэрри Маккарвер и развелся с ней лишь через 21 год. Дело о возможном убийстве Шоун не превратилось в скандал даже после подробного расследования корреспондента Rolling Stone Ричарда Бена Крамера. Наоборот, Льюис наконец отвоевал статус одного из основоположников рок-н-ролла и прервал выступления только в прошлом году после инсульта. По его мнению, он расплатился за грехи прошлого смертью двух любимых сыновей: трехлетний Стив Аллен утонул в бассейне в 1962-м, а 19-летний Джерри Ли-младший, игравший в группе отца, разбился на машине в 1973-м. 

Сейчас за 84-летним стариком ухаживает седьмая жена и бывшая сиделка Джудит Браун. Ему больше не грозят новые расследования и проблемы с женщинами. Убийцу беспокоит лишь суд, который грозит ему после смерти: «Я всегда размышлял, что меня ждет: рай или ад. Это очень серьезная ситуация. Она беспокоит меня, когда я ложусь в кровать. Где ты окажешься, когда сделаешь последний вздох?». 

Critics of apologetics[edit]

A thorough analysis of Lewis’ Christian apologetics is found in John Beverslius’ book C.S. Lewis and the Search for Rational Religion. In the foreword, Beverslius states that Lewis is either often treated as an almost-divine oracle or with complete contempt, and neither treatment is deserved. He regards Lewis as having a sensitive and intelligent mind that is simply wrong about Christianity, and as such his arguments should be respectfully dismantled.

A chapter analyzing Lewis’ apologetic arguments appears in S.T. Joshi’s book God’s Defenders: What They Believe and Why they are Wrong.

В июле я ожил

После
этой книги было немало тех, кто подумал, что Льюис потерял веру из-за своего
горя. Но это не так. Известно, что вплоть до 1963 года, пока
позволяло здоровье, Льюис посещал церковь. А когда он пребывал в коме и врачи
вынесли вердикт, что он уже не очнется, друзья Льюиса попросили священника
причастить умирающего. А через час после этого Льюис очнулся и попросил чаю. В
своем последнем письме своему другу Артуру Гривзу Льюис написал:

Льюис умирает 22 ноября 1963 года. Мир почти не замечает, что его покинул гениальный писатель и апологет христианства, так же, как почти не замечает, что в этот же день умер Олдос Хаксли, автор романа «О новый дивный мир». А все потому, что в этот же день был убит президент США Джон Кеннеди.

К. С. Льюис оставил нам немало удивительных
книг, которыми он проповедовал христианство, вполне осознавая, что не каждый
услышит и откликнется на зов. В одном из интервью Льюиса спросили: «Какая
религия дает самое
большое счастье?». Он ответил:

Все еще друзья?

В 1956 году не произошло непредвиденное: британские власти отказались продлевать миссис Грэшем вид на жительство. Ей надлежало покинуть страну. Остаться она могла лишь в качестве жены гражданина Великобритании. Как человек благородный, Льюис немедленно предложил ей брак. Для Льюиса это был второй брак, его первая жена умерла от деменции.

Льюис помог преодолеть формальности и получить развод, точнее, признать ее церковный брак с Уильямом недействительным. Ведь для мистера Грэшема Джой была второй по счету женой – до нее Уильям уже был обвенчан с другой женщиной. Это означало, что по-настоящему Джой выходила замуж впервые.

Англиканская церковь согласилась с доводами  писателя и богослова не сразу. Пока длилось разбирательство, Клайв Льюис и Джой Грэшем зарегистрировали брак в мэрии, скрыв этот факт от знакомых. Отношения с Джой и после регистрации брака оставались дружескими – Клайв и подумать не мог о близости с возлюбленной, пока их не обвенчает Церковь.

«Хорошая жена соединяет в одном лице всех, кто тебе необходим на жизненном пути, — рассказывал Льюис. — Она была мне дочерью и моей матерью, моей ученицей и моим учителем, моей слугой и моим господином. И всегда, соединяя в себе все эти качества, она еще была мне верным товарищем, другом, спутником, однополчанином. Моей возлюбленной; и в то же время она давала мне все то, чего мне не могла дать никакая мужская дружба (а у меня было немало друзей}. Более того, если бы мы никогда не влюбились друг в друга, мы все равно были бы всегда вместе и наделали бы много шуму. Это я имел в виду, когда однажды похвалил ее за «мужские достоинства». Она немедленно заставила меня замолчать, спросив, как мне понравится, если она сделает комплимент моим женским качествам.

Это был хороший ответный выпад, моя дорогая. Но тем не менее было в ней что-то от амазонки, от Пентесилии и Камиллы. И ты, как и я, гордилась этим и была рада, что я заметил и оценил это. Соломон называл свою жену Сестрой. Можно ли считать женщину совершенной женой, если хоть один раз, в определенный момент, в определенном настроении, мужчина не почувствует потребности назвать ее Братом?»

Толкин и Льюис: два инклинга

Джон Рональд Руэл Толкин (1892–1973)

В 32 года К. С. Льюис, как ни
старался оставаться атеистом, признает себя христианином. По его словам, он был
самым мрачным неофитом в Англии, но игнорировать тот факт, что он верит в Бога,
больше не мог. Много позже в своем эссе «Чудо» Льюис пишет:

Не последнюю роль в своем обращении К. С. Льюис отводит близкому другу профессору Джону Рональду Руэлу Толкину, с которым он познакомился 11 мая 1926 года, убежденному католику. Льюис высоко оценил труды своего друга и написал рецензии на них — «Хоббит» и «Развенчание власти».

А вот Толкин весьма критично отнесся к «Хроникам Нарнии», он считал, что они написаны слишком быстро, чрезмерно аллегоричны, за каждым героем скрывается еще один, а то и два образа, которые взяты из разных непересекающихся мифологий. Тут и минотавры с гарпиями из античности, средневековые рыцари, лев, который на самом деле ни много ни мало образ Иисуса Христа, Снежная королева, Дед Мороз, говорящие бобры и много еще кто — настоящий ералаш! Но для Льюиса «Хроники Нарнии» — это не просто сказка, а своеобразно пересказанная история Евангелия в образах, которые будут интересны и детям, и взрослым — в том числе очень серьезным и не верящим во всякие небылицы типа воскресения и вечной жизни. Ведь, как написал Льюис в самом начале книги, «когда-нибудь ты дорастешь до такого дня, когда вновь начнешь читать сказки».

Паб «Орел и дитя», где по вторникам собирались инклинги

Интересно, что «Властелин колец» и «Хроники Нарнии» создавались и оттачивались Льюисом и Толкином в одних и тех же пабах, где они и их друзья впервые читали свои черновики, спорили, пили пиво, шутили, критиковали друг друга. Называли они себя «инклинги». В названии содержится игра слов. Английское ink переводится как чернила, а само слово inkling буквально означает «намек». Получается нечто вроде клуба писателей, еще смутно представляющих, что же они пишут. На этих встречах, которые проходили более двадцати лет, впервые были зачитаны такие произведения, как «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкина, «Канун Дня всех святых» Ч. Уильямса, «За пределы безмолвной планеты» К. С. Льюиса и многие другие.

Книги христианской тематики

«Расторжение брака» — это повествование на извечные темы о существовании рая и ада. Здесь автор показывает, насколько безлик и гнетущ город призраков, выступающий в книге прообразом ада. И Льюис подводит читателя к сравнению с безграничными и славными небесами, куда можно войти через покаяние.

«Чудо», труд созданный Льюисом в 1947 году, рассказывает читателю о том, что чудо есть, но люди своим неверием, гордыней не замечают его, и оно проходит мимо них. «Просто христианство» — книга, которая давно стала настольной для многих христиан, независимо от конфессии. В ней Клайв Льюис раскрывает сущность христианства и отвечает на вопросы, связанные с верой.

В «Размышлении о псалмах» автор раскрывает суть и сущность псалмов. Книга «Четыре любви» рассказывает о видах любви и ее понимании христианами. Эссе «Исследуя скорбь» было написано, когда умерла жена Льюиса. Здесь он рассказывает об отчаянии, отрицании веры, непонимании Божьего промысла, страхе, боли.

На фронте атеисты… бывают

К 15 годам Льюис считал себя
атеистом и был рад этому. В 1917 году Льюис идет добровольцем на фронт и в чине
второго лейтенанта в день своего 19-летия оказывается во Франции. 15 апреля
1918 года в его окоп попадает снаряд (по некоторым данным, это был
«дружественный огонь»), двое его товарищей убиты, сам он тяжело ранен и госпитализирован.
Он окончательно убеждается, что Бога нет: слишком все ужасно, мерзко и
несправедливо на войне. Позднее Льюис вспоминал, что охарактеризовал бы свое
неверие как «обиду на Бога за то, что Его нет». Но помимо этого наследия войны
Льюис получает еще кое-что.

Клайв Льюис и Пэдди Мур

На фронте он знакомится с Эдвардом
Кортни Фрэнсисом Муром (по прозвищу Пэдди). Молодые люди становятся друзьями и
обещают друг другу, что, если один из них погибнет, то другой будет заботиться о
родителях погибшего. Пэдди погиб в 1918-м, в возрасте 20 лет. Льюис сдержал слово,
и более 30 лет заботился о матери и сестре погибшего друга. Можно предположить,
что К. С. Льюис обрел в матери своего друга, Джейн Кинг Мур, свою вторую мать,
а она в нем — второго сына. В письмах и в обществе Клайв называл ее своей матерью.
Они жили вместе, и Клайв заботился о ней, пока она не была госпитализирована в
конце 1940-х годов: к закату жизни миссис Мур страдала слабоумием. Умерла она в
лечебнице в 1951 году. Удивительно, но именно в тот период, когда миссис Мур
сходит с ума, брат Уорни сильно пьет, и Льюис вынужден ходить за ними, как
нянька, и еще убирать за умирающей собакой, — он напряженно работает над «Хрониками
Нарнии», пропитанными волшебством.

That Hideous Strength

      C. S. Lewis

The third novel in the science-fiction trilogy by C. S. Lewis. This final story is set on Earth, and tells of a terrifying conspiracy against humanity. The story surrounds Mark and Jane Studdock, a newly married couple. Mark is a Sociologist who is enticed to join an organisation called N. I. C. E. which aims to control all human life. His wife, meanwhile, has bizarre prophetic dreams about a decapitated scientist, Alcasan. As Mark is drawn inextricably into the sinister organisation, he discovers the truth of his wife’s dreams when he meets the literal head of Alcasan which is being kept alive by infusions of blood. Jane seeks help concerning her dreams at a community called St Anne’s, where she meets their leader — Dr Ransom (the main character of the previous two titles in the trilogy). The story ends in a final spectacular scene at the N. I. C. E. headquarters where Merlin appears to confront the powers of Hell.

Книги

Писательской деятельностью Льюис занялся, будучи преподавателем английской литературы в оксфордском колледже Магдалины, а затем в Кембриджском университете. Дебютные книги он опубликовал под псевдонимом Клайв Гамильтон: сборник стихов «Угнетенный дух» и поэму «Даймер». Его перу принадлежали сочинения по истории литературы, в частности «Предисловие к “Потерянному раю”» Джона Мильтона, и филологический труд «Аллегория любви: исследование средневековой традиции», награжденный премией имени Израэля Голланца.

Первым крупным художественным произведением Клайва стал роман «Кружной путь, или Блуждания паломника», написанный в 1933 году. Книга, описывавшая опыт Льюиса-христианина, была плохо воспринята критиками, и писатель на время оставил религиозную тематику.

Он вернулся в мир детских фантазий и начал работу над первым произведением цикла «Космическая трилогия», в который вошли романы «За пределы безмолвной планеты», «Переландра» и «Мерзейшая мощь». Прообразом главного героя, филолога Элвина Рэнсома, стал друг и коллега Льюиса, Джон Толкин – проповедник религиозных и духовных ценностей.

Книги Клайва Льюиса

Путешествия по галактике писатель заимствовал из ранних образцов фантастической литературы. Он дополнил классический сюжет элементами фэнтези, мастерски вплетая их в канву космического повествования. Параллельно с трилогией в 1940-х годах Льюис работал над повестями на религиозные темы.

«Письма Баламута» — произведение эпистолярного жанра, открывшее читателям двери в мир христианской веры и морали. Престарелый бес Баламут, прислужник Сатаны, обучал молодого племянника Гнусика хитрым приемам обработки представителей рода человеческого. Проповеди лукавого, преследовавшие цель соблазнения и низвержения в ад праведных граждан, впервые напечатали в 1941 году в периодическом издании «Гардиан». Хитрые советы задумывались как нравоучительные проповеди, поднимавшие боевой дух солдат, участвовавших во Второй мировой войне.

Клайв Льюис

Короткая повесть «Расторжение брака» посвящена размышлениям писателя на тему рая и ада. Произведение перекликается с «Божественной комедией» Данте Алигьери и «Путешествием Пилигрима» Джона Баньяна. Автобусная экскурсия на небеса, предпринятая главным героем, отражает мысли Льюиса о покаянии и неземной радости, на смену которой приходит серая реальность сущего бытия.

Оба произведения, популярные среди современников, обрели вторую жизнь в начале 2000-х годов. «Расторжение брака» стало театральной постановкой, с успехом прошедшей на Бродвее в течение нескольких сезонов. Кроме того, было объявлено о работе над экранизациями повестей, но точные даты премьер не назывались.

Книги цикла «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса

Самый известный цикл в библиографии Льюиса, «Хроники Нарнии», создавался в течение 7 лет, начиная с 1956 года. Книги, написанные для детей в жанре фэнтези, были переведены на 47 языков и проданы миллионными тиражами.

Фантастический мир Нарнии и ее окрестностей, созданный богоподобным львом Асланом, отражал религиозные представления автора. Основываясь на мифологических сюжетах, он хотел в доступной форме преподнести маленьким читателям мысли о боге и вере, поэтому в книге ясно просматривались параллели с библейским повествованием. Положительные персонажи ассоциировались с пророками и праведниками, отрицательные – с предателями и последователями Сатаны.

Иллюстрация к книге Клайва Льюиса «Лев, Колдунья и Платяной шкаф»

Льюис придумал историю о путешествии четверых детей в сказочный мир, полный чудес и опасностей, встречи по дороге с новыми друзьями и непримиримыми противниками. В каждой из 7 книг саги главные герои попадали в волшебные ситуации, преодолевали трудности на пути к цели и находили новых друзей.

В цикл вошли романы «Лев, Колдунья и Платяной шкаф», «Принц Каспиан», «Покоритель Зари, или Плавание на край света», «Серебряное кресло», «Конь и его мальчик», «Племянник чародея» и «Последняя битва». Порядок их написания не соответствовал хронологическому порядку повествования, сюжетная линия выстроилась только в 1956 году, когда все книги были опубликованы.

Экранизация книги Клайва Льюиса «Покоритель Зари, или Плавание на край света»

Серия стала популярной и быстро обрела поклонников среди детей и взрослых, но были и критические отзывы, обвинявшие Льюиса в расизме и женской дискриминации. Став культовым произведением литературы жанра фэнтези, «Хроники Нарнии» неоднократно экранизировались на телевидении и в полнометражном кино. Первый фильм по мотивам произведений Льюиса вышел на экраны в 2005 году и стал началом эпопеи из 7 картин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector