Могилы знаменитостей на волковском кладбище

Железнодорожный музей под открытым небом

Открытый в 2003 году музей уже завоевал популярность у любителей железных дорог. Однако толп туристов там, конечно, не бывает. В экспозиции представлены самые разные локомотивы и вагоны дореволюционного и советского периодов. Здесь стоят и послевоенные тепловозы «весёленькой» расцветки, и паровозы-гиганты с профилями Ленина и Сталина, и платформы для перевозки зенитных орудий, и массивный артиллерийский поезд ТМ-3-12, который использовали во время Зимней войны с Финляндией в 1939-1940 годах, а также в 1941 году. Вы можете подняться на тормозные площадки. Однако внутрь вагонов заходить не разрешается, и там не так интересно, как в других железнодорожных музеях. Музей «спрятался» за заброшенным Варшавским вокзалом.

Кировский райсовет

Планируют перестроить вокзал, чтобы он стал продолжением музея. Будем надеяться, что при перестройке не уберут забавный памятник Ленину, который мрачно выглядывает из ниши на фасаде. В любом случае, посмотрите на эту статую, пока она на месте. В десяти минутах ходьбы от железнодорожного музея находится Балтийский вокзал и станция метро – «Балтийская». С привокзальной площади отправляются маршрутные такси в Петергоф и автобусы «Евро-Линии» в Западную Европу. Отделка станции «Балтийская» сделана в морском стиле и посвящена военно-морской истории. Голубовато-серые мраморные стены, а также своды, напоминающие раздутые ветром паруса, украшены бронзовыми камеями с портретами русских адмиралов. Кроме того, на станции есть мозаика, изображающая исторический выстрел «Авроры» в 1917 году.

Железнодорожный музей

Смерть

Несмотря на то, что Александр Блок принял Октябрьскую революцию и пожелал жить и работать в тяжёлые времена вместе со своей страной, власть предержащие относились к нему с недоверием. Это не помешало сверх меры загрузить его работой в различных комитетах и комиссиях, почти не оказывая ни моральной, ни материальной поддержки. К лету 1921 года в условиях голодного и холодного революционного Петрограда физические, психические силы Александра Блока оказались почти полностью исчерпанными, жизнь для него потеряла смысл. Некоторые полагают что, его спасло бы лечение в санатории в Финляндии, но решение о выезде вместе с женой затягивалось в течение нескольких месяцев и было получено практически в день его кончины.

Кладбища Ленобласти
подробная информация

Кладбища Санкт-Петербурга
подробная информация

РИТУАЛЬНЫЕ ТОВАРЫ
НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОХОРОН

Блоку назначали различные лекарства, собирали консилиумы, но в течение лета 1921 года его состояние постоянно ухудшалось и шло неуклонное нарастание сердечной слабости, причиной смерти было названо воспаление сердечных клапанов. По мнению современных врачей это был подострый септический эндокардит, незаметно начинающееся заболевание, чаще поражающее мужчин в возрасте двадцати-сорока лет. Предполагают, что в случае Блока эндокардит был обусловлен хроническим тонзиллитом, то есть намного раньше следовало провести операцию по удалению постоянно воспалявшихся миндалин. До настоящего времени септический эндокардит не всегда верно диагностируют и лечат его, причём не всегда успешно, с применением антибиотиков, которые начали широко использовать лишь, начиная с 1940-х годов.

Перезахоронение

В двадцатую годовщину со дня смерти Александра Блока планировали перезахоронить его прах на участке «Литераторские мостки» Волковского некрополя. Однако этому помешали начавшаяся война и горестный блокадный период истории Ленинграда. За время блокады исчезли могильный крест и стоявшая рядом скамейка, а сама могила почти полностью сравнялась с землёй. Со временем первоначальному месту упокоения поэта был возвращён его изначальный вид с крестом, скамейкой и дополнительно установленным небольшим памятником-кенотафом.

В конце сентября 1944 года были извлечены из могил на Смоленском погосте останки Александра Блока и его родственников, на подводе перевезены на «Литераторские мостки» и там захоронены, на участке, раньше принадлежавшем семейству Швахгейм. По прошествии двух лет на новой могиле был установлен простой обелиск из чёрного мрамора с барельефным портретом поэта и памятной надписью. Место упокоения поэта и его родственников окружено фигурной металлической оградкой.

Как утверждают современники прах А. Блока был перенесён на новое место не полностью, говорят, что это был лишь его череп. Так что у Александра Блока ныне два места последнего упокоения — на Смоленском и Волковском кладбищах Санкт-Петербурга. И все, кому дорого творчество выдающегося русского поэта-символиста, приходят почтить его память и возложить цветы к обеим могилам.

Еврейские кладбища

В настоящее время часть территории лютеранского кладбища занята могилами представителей иудейской религии ― это еврейское кладбище. Его история начинается с того, что в 1802 году евреям предоставили территорию между рекой Волковкой и западной границей лютеранского погоста. Со временем она было заполнена могилами, и власти были вынуждены добавить к ней значительную площадь, также примыкающую к захоронениям лютеран, но на этот раз с юго-восточной стороны.

Этот участок получил название Нового еврейского кладбища, а первоначальный, соответственно, Старого. Площади обоих некрополей сравнительно небольшие ― по 0, 2 гектара каждый. В 1916 году осуществлялась прокладка трамвайных путей по набережной реки Волковки, и часть памятников, мешавших строительству, пришлось перенести на новый участок. В настоящее время среди надгробий, сохранившихся на еврейском кладбище, самое старинное датируется 1867 годом, а принадлежит оно петербургскому врачу Генриху Курицкому.

После революции на территории некрополя была осуществлена значительная перепланировка, в связи с которой общая площадь уменьшилась, а часть надгробий безвозвратно пропала. Многие памятники на Волковском кладбище вместе с останками тех, кому они были посвящены, перенесли на новые места. К их числу относятся могилы И. С. Тургенева, Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. А. Блока и многих других деятелей искусства и науки. В этот же период были полностью уничтожены Всесвятская и Успенская церкви.

История

Связанная с этим некрополем традиция восходит к 1802 году, когда здесь возле церкви Воскресения Словущего похоронили А. Радищева (могила не сохранилась, позже на кладбище был установлен кенотаф). В 1844 году здесь был захоронен историк и переводчик Д. И. Языков, в 1848 году — публицист В. Г. Белинский. В 1861 году рядом с могилой Белинского был похоронен ещё один критик левого толка, Н. А. Добролюбов, а в 1868 году рядом с ними — публицист Д. И. Писарев.

На «Литераторских мостках» похоронены писатели И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, Г. И. Успенский, С. Я. Надсон, А. И. Куприн, революционеры Г. В. Плеханов и В. И. Засулич, Н. С. Тютчев, учёные Д. И. Менделеев, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. С. Попов, скульптор В. В. Козлов и др. Здесь же покоятся мать В. И. Ленина и его сёстры.

В 1935 году «Литераторские мостки» были превращены в отдел Государственного музея городской скульптуры. Сюда были перенесены останки литераторов с кладбищ, которые предназначались к уничтожению, — Н. Г. Помяловского, А. А. Блока, И. А. Гончарова. В отдельных случаях переносили только надгробия, но не сами останки. На территории некрополя насчитывается около 500 надгробных памятников, в том числе имеющих значительную художественную ценность.

В ходе реконструкции Волковского кладбища и создания музея «Литераторские мостки» были бесследно утрачены или затеряны могилы многих выдающихся петербуржцев, деятелей отечественной истории, науки и культуры, таких как В. Ф. Адлерберг, Е. В. Аладьин, генерал-лейтенант Н. И. Ахвердов, сын камердинера Петра III А. Я. Бастидон, А. П. Башуцкий, П. Я. Башуцкий, генерал-лейтенант, профессор Николаевской инженерной академии Н. В. Болдырев, П. Г. Бутков, А. Л. Витберг, сенатор Н. М. Гамалея, книгоиздатели И. П. Глазунов и И. И. Глазунов, С. Н. Глинка, И. И. Григорович, профессор-акушер С. А. Громов, П. Ф. Данилов, обер-священник армии и флота И. С. Державин, издатель «Медицинского вестника» врач-офтальмолог Д. И. Дмитровский, А. И. Ермолаев, И. В. Забелин, П. В. Злов, П. М. Копьев, главный священник армии и флота В. И. Кушневич, К. Н. Лебедев, отец М. В. Петрашевского В. М. Петрашевский, Д. П. Рунич, С. В. Руссов, А. И. Рыхлевский, Ф. Ф. Сидонский, А. Ф. Смирдин, генерал-майор С. Н. Старов — участник дуэли с А. С. Пушкиным, А. Н. Страннолюбский, лейб-медик Д. К. Тарасов, А. И. Теребенев, И. И. Теребенев, композитор А. С. Фаминцын, Д. И. Языков.

Последующее благоустройство и расширение территории

Но как бы ни были ничтожны кладбищенские доходы, всё же удалось, хоть и с большим трудом, скопить определённую сумму и в 20-х годах XIX века построить по проекту архитектора П. Ф. Воцкого те самые Святые ворота, которые сохранились до наших дней, и часть прилегающей к ней ограды. Следующее десятилетие было отмечено последней прирезкой 20500 саженей земли и закладкой каменного храма, автором проекта которого и исполнителем работ был петербургский архитектор Ф. И. Руска. С тех пор Волковское кладбище вплоть до Октябрьского переворота оставалось в своих неизменных границах.

В середине века была выстроена ещё одна каменная церковь. Название своё ― Паномарская ― она получила по имени купца Паномарёва, на чьи пожертвования была построена и освящена в 1852 году. Место для неё выбрали на равном удалении от Вознесенской и Спасской церквей, а строил её всё тот же архитектор Ф. Руска. Здесь, в склепе, расположенном под церковными плитами, нашёл упокоение прах самого жертвователя, на чьи средства было осуществлено строительство. Это было сделано в традициях, освящённых веками: построить храм и в нём же быть погребённым.

Тремя десятилетиями позже появилась ещё одна церковь, называвшаяся в просторечии по имени благодетеля, финансировавшего постройку. Это заложенная в 1885 году и единственная действующая сегодня на территории погоста церковь Иова Многострадального. Она была построена на средства потомственного почётного гражданина Иова Михайловича Крюкова и долгое время в среде окрестных жителей именовалась Крюковской. Следует заметить, что её очень любил и неоднократно посещал император Николай II, считавший святого Иова своим небесным покровителем.

Захоронения выдающихся деятелей искусства и культуры

Как и многие кладбища Санкт-Петербурга, Волковский некрополь находился на заболоченном и сыром месте ― таковы особенности местной почвы. Чтобы как-то решить проблему передвижения по территории объекта, решено было мостить дорожки досками ― это и послужило причиной тому, что отдельные участки кладбища стали называться «мостками». К концу XIX века таких дорожек-мостков насчитывалось около ста двадцати, а их общая протяжённость превышала двенадцать вёрст.

С середины XIX века северо-восточная часть некрополя получила название Литераторские мостки. Это объясняется сложившейся к тому времени традицией хоронить здесь выдающихся деятелей литературы, науки и искусства. Одним из первых тут был погребён А. Н. Радищев. Его могила не сохранилась, но в память о крупнейшем писателе и публицисте екатерининской эпохи на стене Воскресенской церкви уже в наши дни была установлена памятная мемориальная доска.

На территории Литераторских мостков нашёл своё упокоение и один из ближайших друзей А. С. Пушкина ― поэт А. А. Дельвиг. Недалеко от его могилы можно увидеть двойное захоронение, обнесённое общей чугунной оградой. Здесь покоятся столпы российской словесности ― В. Г. Белинский и Н. А. Добролюбов, а чуть поодаль от них ― Д. Н. Писарев и И. С. Тургенев. Перечислить всех, кто похоронен на Волковском кладбище и на его Литераторских мостках, очень трудно, так как их имена относятся к обширнейшему периоду прогресса творческой мысли в России.

Лютеранское кладбище

В настоящее время лютеранским кладбищем называется участок восточнее православного кладбища, однако исторически он состоит из пяти участков: лютеранского, старообрядческого, единоверческого и двух еврейских.

Лютеранское кладбище

Лютеранское кладбище было основано во второй половине XVIII века напротив православного за речкой Волковкой. Кладбище предназначалось для захоронения лютеран, которые составляли в то время значительную часть населения Санкт-Петербурга. Прошение о выделении места под кладбище было подано от конвента Петрикирхе ещё в 1741 году, но место в сто двадцать сажен длиной и восемьдесят шириной под кладбище было выделено только в 1773 году после закрытия Сампсониевского кладбища. Первым, кто был похоронен на этом кладбище, оказался немецкий купец Иоганн Гебхард Бретфельд, умерший 30 мая 1773 года. По этой причине долгое время кладбище называлось Бретфельдовым.

План лютеранского кладбища, 1914 год

В 1790 году на средства Петрикирхе был построен мост через речку и новая дорога к кладбищу.

В 1842 году построены каменные ворота с деревянной оградой.

В 1877 году по проекту архитектора И. Вольфа было начато строительство часовни, которую освятили 21 мая 1879 года.

В 1900 году были построены новые, более высокие, ворота, необходимость в которых была вызвана увеличившейся высотой катафалков. Архитектором являлся Е. Гельман, который ранее был автором проектов ряда деревянных сооружений на территории кладбища. Ансамбль кладбища приобрёл законченный вид.

В 1920-е годы все деревянные постройки, принадлежащие кладбищу, были разобраны на дрова, ворота и часовня — на кирпичи. Многие захоронения из-за отсутствия надлежащего ухода были разрушены. Позже некоторые памятники вместе с захоронениями были перенесены в некрополь Александро-Невской Лавры (например, захоронение Росси), некоторые были перенесены отдельно, как образцы художественных надгробий.

В 1990-е годы начались работы по обследованию кладбища по инициативе Санкт-Петербургского немецкого общества. В 1996 году работы закончились. В ходе этих исследований было описано более 2000 памятников, 3800 захороненных лиц, все данные занесены в компьютерную базу.

25 января 1998 года на Волковском лютеранском кладбище неизвестными было разрушено 82 могильных памятника.

Старообрядческое кладбище

Старообрядческое кладбище было основано купцами Воробьевым и Волковым в 1787 году. Оно располагалось севернее лютеранского. 31 августа 1834 года к лютеранскому кладбищу примкнули участки Волковой деревни, отделяющие старообрядческое и лютеранское кладбища. В настоящий момент оба кладбища составляют единое целое. В 1884 году на территории старообрядческого кладбища по проекту архитекторов Ф. И. Габерцетеля и А. О. Томишко были построены мужская и женская богадельни с молельными, закрытые в 1930-е годы, а позже перестроенные под диспансер. К началу 1990-х годов на кладбище не сохранилось старинных памятников

Единоверческое кладбище

Единоверческое кладбище было основано в конце XVIII века. В 1799 на правом берегу Волковки построили деревянную часовню, позже к ней пристроили алтарь и колокольню, и в 1801 году освятили Сретенскую церковь. В 1813–1818 годах у по проекту архитектора В. И. Беретти была построена каменная Благовещенская церковь, которая в 1835–1836 гг. перестраивалась А. И. Мельниковым. В советское время все церкви были уничтожены. В XX веке кладбище также слилось с лютеранским.

Еврейские кладбища

Старое еврейское кладбище, устроенное в 1802 (1809) году, располагалось между речкой Волковкой и западной границей лютеранского кладбища. Новое еврейское кладбище, устроенное в 1859 (1862) году, располагается вдоль западной стороны бывшей Нобелевской улицы, примыкая к юго-восточной части лютеранского кладбища. Площадь каждого из этих еврейских кладбищ — приблизительно 0,2 гектара. В 1916 году часть надгробий со старого кладбища была перенесена на новое в связи с прокладкой трамвайных путей по набережной реки Волковки. К настоящему времени на новом кладбище сохранилось несколько надгробий, на старейшем из них — доктора Генриха Курицкого — указан 1867 год.

Похороны

Александр Блок умер утром 7 августа. О том что похороны состоятся утром 10 августа, стало известно только накануне, так что опубликовать объявление в газетах не успели. Были лишь расклеены афиши, извещавшие о похоронах. Тем не менее собралось около тысячи провожающих, что было удивительно для обезлюдевшего за послереволюционные годы Петрограда. На протяжении шести километров от улицы Декабристов (бывшей Офицерской), где жил Блок, до кладбища открытый гроб с телом несли на руках. Не было ни музыки, ни прощальных речей.

Отпевание состоялось в церкви Воскресения Христова, стоявшей на берегу речки Смоленки, близ ворот кладбища. Похоронили покойного на Гинтеровской (ныне Блоковской) дорожке Смоленского кладбища рядом с могилами его родственников. К расположенной в глубине кладбища могиле с простым деревянным крестом и стоящей рядом скамейкой в последующие годы приходили все, кто желал почтить память поэта.

От Кировской площади до Автово

Пройдя от станции метро «Нарвская» 200 метров по проспекту Стачек, вы окажетесь на огромной Кировской площади, которая должна была, по сталинскому проекту, стать одной из главных площадей нового центра города. В середине площади высится памятник С.М. Кирову непомерной величины. С южной стороны площади стоит здание в конструктивистском стиле, возведённое в 1926 году. Сейчас в этом доме с одного конца находятся кинотеатр и районная администрация. Ещё одно примечательное здание – это первая школа, построенная после революции. Школа была сооружена в 1925-1927 годах. У неё выпуклый фасад, а общий план напоминает серп и молот.

Кировская площадь

В районе станции метро «Кировский завод» также есть на что посмотреть. Колонны самой станции украшены символами нефтедобывающей и сталелитейной промышленности и энергетики. За пассажирами «наблюдает» хмурая статуя Ильича в конце платформы. Кировский (в прошлом – Путиловский) завод – один из самых известных в Санкт-Петербурге. Он был основан в 1801 году и вскоре стал крупнейшим предприятием России. Там работало более 40 тысяч человек. Этот завод был колыбелью российского рабочего движения.

Увольнение четырёх путиловцев послужило искрой, от которой вспыхнула революция 1905 года, а локаут привёл к свержению царизма в 1917 году. Во время блокады завод находился под фашистским обстрелом, но работа здесь никогда не прекращалась. Рабочие бывали так истощены, что привязывали себя к рабочим местам, чтобы не падать в обморок от голода. После войны на заводе производили турбины для атомных подводных лодок и другую сложную военную технику. Такая специализация поставила предприятие на грань банкротства в 1990-е годы, когда военные ассигнования были резко сокращены.

Станция метро «Автово»

Сейчас финансирование завода налаживается благодаря поставкам вооружения в Индию, Китай и Малайзию, однако часть производственных помещений по-прежнему в запустении. Во время войны линия фронта проходила в непосредственной близости от того места, где сейчас находится станция метро «Автово». Поэтому сама станция оформлена как своеобразный военный мемориал. В отделке эскалаторов и платформ прослеживаются военные мотивы.

На станции «Автово» 46 колонн. 30 из них покрыты мрамором, а 16 имеют очень необычную стеклянную облицовку. За фигурными стеклянными панелями встроены зеркала, чтобы не были видны бетонные несущие конструкции. В районе Автово находится музей «Анна Ахматова – Серебряный век». Музей создан поклонниками творчества Ахматовой. Экспозиция повествует о жизни поэтессы, а также о её друзьях – поэтах и художниках Серебряного века. Среди них были такие знаменитости как Блок, Мандельштам, Рерих и Бакст. Музей находится в десяти минутах ходьбы от станции «Автово», по адресу: Автовская улица, дом № 14.

Могила Ивана Павлова

Появление нового погоста

Волковское кладбище начинает свою историю с постановления Сената, датированного 11 мая 1756 года. Согласно этому документу, был отведён значительный участок земли для захоронения жителей близлежащих районов Санкт-Петербурга. Территорию для погоста выделили, но средств на его содержание и благоустройство почти не отпускали, так как хоронить предполагалось в основном городскую бедноту. Доходов в казну кладбище не приносило. Похоронить на Волковском кладбище было очень дёшево, и места на нём предоставлялись либо совершенно даром, либо за символическую плату. В результате государство устранилось от всякой опеки над ним.

Подобная дешевизна явилась причиной того, что Волковское кладбище стало быстро разрастаться. Известно, например, что за первые полгода его существования было произведено около девятисот захоронений. В дальнейшем темпы заполнения территории увеличивались, что послужило причиной ряда вынужденных прирезок площади. Вначале места для погребений выбирались без всякой системы и при полном отсутствии плана.

Особенный хаос вносили казённые учреждения и военные команды, хоронившие своих служащих, где им вздумается, и не считавших нужным согласовывать действия с администрацией. Относительный порядок начал устанавливаться только после передачи кладбища в епархиальное ведомство, которая последовала по высочайшему Указу от 13 сентября 1781 года. С этого дня всеми организационными и хозяйственными вопросами стал заниматься вновь назначенный настоятель Иван Григорьев ― человек исполнительный и энергичный. Благодаря его стараниям появились учётные документы, ставшие в наши дни бесценным историческим материалом, позволяющим воссоздать картину тех лет.

Православное кладбище

План православного кладбища и Литераторских мостков, 1914 год

Волково кладбище было основано по указу Сената 11 мая 1756 года в связи с закрытием по приказу императрицы Елизаветы Петровны кладбища при церкви во имя Иоанна Предтечи. Своё название кладбище получило из-за находившейся рядом (на другом берегу Волковки, в то время называвшейся Чёрной речкой) Волковой деревни, которая, в свою очередь, получила своё название из-за большого числа волков, населявших окружающую местность. Согласно документам того времени, волки нередко нападали стаями на одиноко идущих людей в этой местности даже в XVIII веке.

На содержание кладбища выделялось немного средств, оно предназначалось для малоимущих людей, поэтому благоустройством кладбища никто не занимался. Кроме того, не велось надзора за тем, кто и где устраивает захоронение. По этой причине на кладбище отсутствовали дорожки, во многих местах их невозможно было провести, не задев могил.

В 1808 году указом императора Александра I территория кладбища была существенно увеличена.

В 1812 году кладбище было обустроено: были выкопаны канавы, посажены деревья. В 1888 году, после крушения императорского поезда возле станции Борки по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны на Волковском кладбище был похоронен погибший при крушении её камер-казак Тихон Сидоров, чья могила на Глазуновской дорожке сохранилась до настоящего времени.

В годы блокады на кладбище устраивались массовые захоронения, место которых отмечено памятником. В настоящее время кладбище имеет статус действующего.

Храмы

В 1759 году на территории кладбища была построена первая деревянная церковь, которую 3 декабря освятили во имя Спаса Нерукотворного Образа. К 1795 году она обветшала и была разобрана.

Могила камер-казака Тихона Сидорова, погибшего при исполнении служебных обязанностей во время крушения императорского поезда в 1888 году

В октябре 1777 года построена деревянная церковь «в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме», эта церковь сгорела 1 января 1782 года и в том же году на её месте под руководством архитектора Ивана Старова началось строительство каменной Воскресенской церкви, которое завершилось в 1785 году. В 1832—1834 годах по проекту Павла Воцкого была сооружена колокольня и ворота.

С 1837 по 1842 год велось строительство новой каменной церкви Спаса Нерукотворного под руководством архитекторов Франца Руски и Викентия Беретти.

С 1850 по 1852 год по проекту Руски строится другая каменная церковь, которую 26 августа освятил во имя Всех Святых митрополит Никанор. Строительство велось на средства купца П. И. Пономарёва, поэтому в народе её прозвали Пономарёвской.

В 1885 году началось строительство церкви во имя Святого праведного Иова. Церковь строилась на средства Прасковьи Михайловны Крюковой над могилой её мужа — Крюкова Иова Михайловича, купца 1-ой гильдии и потомственного почётного гражданина. Архитектор И. А. Аристархов, работавший над созданием этого храма, умер до окончания строительства и был похоронен в подцерковье. Строительство закончилось в 1887 году. В советское время и в годы блокады храм не закрывался и действует по сей день.

В 1910—1913 годах на территории кладбища по проекту Андрея Аплаксина была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1920—1930-х годах кладбище претерпело значительные изменения. Было разрушено много склепов и памятников, часть могил была перенесена, в 1929 году была разрушена Успенская церковь, в 1930-х — Всесвятская. Спасскую церковь в 1937 году перестроили под цеха завода «Монументскульптура». Храм Воскресения Словущего закрыли 28 января 1936 года, через полгода после организации музея-некрополя «Литераторские мостки», которому и передали здание. В 2008 году храм стал снова действующим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector