«легенда и пионер мировой космонавтики»: умер дважды герой советского союза алексей леонов

Награды Леонова

Леонов – дважды герой СССР (с разницей в 10 лет). Уже в XXI веке он получил орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, а в мае 2019-го – тот же орден, но уже I степени. Есть у него этот орден и IV степени – «за развитие отечественной пилотируемой космонавтики».

Также у Леонова были в коллекции и другие ордена – Красной Звезды, Ленина (два раза, в те же годы, что и присваивали звание Героя СССР) и Дружбы. Его награждали как за вклад в освоение космоса, так и за общественную деятельность.

Есть в биографии советского космонавта и награждение иностранными орденами и медалями – Болгарии, Венгрии и ГДР (все – 1965), Вьетнама и Сирии (обе – 1966); Италии (1967), Монголии (1975) и Украины (2011).

Марки Леонова

О своем детском увлечении рисованием Леонов не забывал. В содружестве с художником-фантастом Андреем Соколовым он создал ряд почтовых марок СССР на космическую тему. Их дебют в филателии состоялся в марте 1967 года, когда была выполнена серия из трех марок, посвященная Дню космонавтики. Затем еще одна — об освоении Вселенной. И еще — к 15-летию космической эры. Марки этой серии были признаны лучшими марками СССР 1972 года в разделе «Советская наука и техника».

Почтовый блок СССР с рисунком Леонова и факсимиле его подписи (ЦФА № 5064)

P. S. NASA прервало прямую трансляцию с Международной космической станции, чтобы сообщить о смерти Алексея Леонова. В сообщении американского агентства Леонов назван легендарным космонавтом, открывшим эру миссий в открытом космосе. Также отмечено, что проект «Союз-Аполлон», в котором участвовал Леонов, заложил основы международного сотрудничества на МКС.

Его именем названы, в частности, кратер на обратной стороне Луны и Международный аэропорт Кемерова. В романе Артура Кларка «2010: Одиссея Два» и в его экранизации «Космическая одиссея 2010» в честь Алексея Леонова назван советский межпланетный космический корабль.

Подготовил Евгений Мездриков

Экипировка

  1. Разработанный в НПП «Звезда» скафандр для выхода в открытый космос был белого цвета, а не оранжевого как раньше и обладал рядом систем жизнеобеспечения и защиты от холода и радиации. Имея вес 100 кг, он значительно превышал этот же показатель предыдущих моделей. В невесомости это не играло никакой роли, но при тренировках на Земле было проблемой.
  2. Для того, чтобы сделать скафандр жёстким, в нём воздухом создавали давление, и как говорил Леонов, просто сжать в кулак руку в перчатке требовалось усилие в 25 кг.
  3. В настоящее время экипировка космонавтов значительно легче и удобнее и оснащена всевозможной электроникой, в ней можно уже часами находиться в открытом космосе, правда стоит это чудо инженерной мысли в районе 15 млн. долларов.
  4. Нештатная посадка космонавтов в тайгу, поставила вопрос об обеспечении их более мощным оружием, чем пистолет Макарова. К их костру выходили из чащи медведи, которых пришлось отпугивать выстрелами и только по счастливой случайности всё благополучно закончилось.
  5. Тульский оружейный завод по инициативе Леонова создал космический пистолет ТП-82, которым в 1986 году был оснащён советско-французский экипаж.

Рогатка — страшное оружие

А потом началась война. Хлеба давали по минимуму. Чтобы ещё еды раздобыть, мальчишки бегали в тайгу.

«Мы там жили два-три дня, стреляли из рогаток, копали… Я до сих пор знаю, какая трава, как надо её есть… Вот медуница, там дальше шкирда, пучка, саранка… Мы это все собирали. На птиц охотились. Например, дрозд – это сто граммов хорошего мяса. Перепелка – ещё вкуснее», — говорил о военных годах Алексей Леонов. На заводе делали 10-мм проволоку, ребята ее резали и делали пульки. Или из шарикоподшипников. «Рогатка и такие шарики – это оружие страшное. А мама дома готовила еду на всех. У матери ужин был – такая большая кастрюля ведёрная и сковородка чугунная килограммов на пять», — вспоминал он.

Человек, показавший, как выглядит Космос

Свой талант художника Алексей Архипович продемонстрировал всему миру. Он стал первым, кто изобразил на полотне, как выглядит космическое пространство в цвете, что не удавалось сделать при помощи фотоаппаратов.

В честь знаменитого космонавта названа планета в созвездии Весы.

Несмотря на подвиги, не все представители молодого поколения знают, кто их соотечественник, и Леонов космонавт жив или нет. Человек, вписавший свое имя в историю человечества, живет в Москве. В 2014 году помимо множества государственных наград, он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством III степени».

Биография космонавта Леонова – это история живой легенды, человека, который внес огромный вклад в освоение космоса и показал всему человечеству, как выглядит Вселенная за пределами нашей планеты.

11 октября 2019 года в возрасте 85 лет, скончался космонавт Леонов.

Путь в авиацию

Неплохим вариантом Леонову показалась школа летчиков, предоставлявшая своим курсантам полное обеспечение. В 1953 г. в нее осуществлялся комсомольский набор. Юноша без колебаний подал документы в это учебное заведение. Так совершенно в ином русле стала развиваться биография космонавта Леонова.

Молодой человек успешно прошел все конкурсные испытания и стал курсантом авиационной школы, расположенной в Кременчуге. В этом учебном заведении будущий космонавт Леонов прошел курс начальной летной подготовки. После этого он был переведен в г. Чугуев, где продолжил обучение в военном авиационном училище, готовившем летчиков-истребителей. С 1957 г. Леонов проходил службу в десятой гвардейской авиационной дивизии, которая дислоцировалась в г. Кременчуге. Здесь же произошла его встреча с будущей супругой Светланой, которая стала его женой уже через три дня знакомства.

Подготовка к космической миссии


Скафандр «Беркут»

Лобанов Андрей/wikipedia.org

В шлюзе ракеты разместили две камеры чтобы запечатлеть то,как космонавт покидает корабль и возвращается обратно. Еще одну камеру разместили снаружи. За бортом,на случай непредвиденной ситуации,космонавта ждали баллоны с запасом воздуха для наддува шлюзовой камеры и баллоны с аварийным запасом кислорода.

Леонову для выхода в открытый космос разработали специальный скафандр «Беркут». С помощью многослойной герметичной оболочки в скафандре поддерживалось оптимальное давление. Для того чтобы защитить космонавта от теплового воздействия солнца,скафандр выкрасили в белый цвет. Капитан корабля также имел с собой новенький скафандр — на случай,если придется помогать коллеге за бортом.

О призвании

Если бы любовь к небу и космосу не переборола во мне любовь к рисованию, я точно стал бы художником. Помню, маленький был – рисовал постоянно, а сестра Раиса меня поддерживала и защищала: «Пусть рисует, у Лени – дар божий».

Не знаю про божий дар, но зов неба я, мальчишка с сердцем художника и мечтами о путешествиях, почувствовал еще в родной Листвянке. Потом в моей жизни много лет был космос. И в творчестве был только космос.

Мои космические работы сделаны по замерам приборов, которые я сам сконструировал и сделал. Только одну работу «Здесь родилось человечество» я сделал несколько утрированно. <…>

В полетах я черпал вдохновение, воссоздавая столь непохожие на земные цвета космоса. Эти космические цвета захватили мое воображение. Когда я уже был в отряде космонавтов, у меня появилось желание создать цикл картин о космосе и завоевании его человеком. На борт «Восхода-2» я взял с собой цветные карандаши, и мне удалось выкроить несколько минут, чтобы зарисовать виды, которые произвели на меня наибольшее впечатление. 

Алексей Леонов подарил свои картины Третьяковской галерее. Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

При этом меня вдохновляло сознание того, что в этой области живописи я был первым. Я рисовал Солнце и Землю, и когда это делал в полете, во мне рождалось такое чувство, будто я – космический Микеланджело!.. И думал, как бы он это все сделал. Он на земле неповторим, а в космосе нашел бы то, что мы никто никогда не найдем.

Это же потрясающе! Мне первому из землян удалось увидеть наш Земной шар не через иллюминатор, а в свободном парении с высоты пятьсот километров. Никакая, даже самая совершенная аппаратура не может точно передать увиденное в космосе. Только человеческий глаз и кисть художника способны донести до людей красоту нашей Земли, открывающуюся с космической высоты. 

Детство и учёба

Оглавление

  1. Первопроходец космического вакуума родился 30 мая 1934 года в маленьком селе Листвянка Тисульского района. Сейчас это территория Кемеровской области.
  2. В семье Леоновых было 8 детей, Алеша был самым младшим.
  3. В 1936 году отца многодетного семейства из-за доноса репрессировали, и дети с матерью остались без средств. К счастью помогла старшая сестра, которая выйдя замуж, за 22-х летнего Могилёвского парня, в это время жила и работала в Кемерово. В лютый мороз её супруг приехал на розвальнях в Листвянку, укутал всех в тулупы и увёз в город. Все разместились в комнате размером16 квадратных метров барака. Вспоминая детство, Леонов всегда восхищался мужеством этого человека, ведь он приютил у себя семью репрессированного.
  4. В 1939 году отца Леонова реабилитировали, и с приходом кормильца жизнь стала немного легче, но ненадолго, так как в 1941 году началась Великая отечественная война.
  5. Одним из увлечений с детства у Алёши была авиация. Читая конспекты брата, который учился в авиационном техникуме, к моменту окончания школы он уже довольно хорошо знал устройство авиадвигателей, а также теоретическую часть о полётах.
  6. Лет с десяти будущий художник расписывал ковры, по натянутой отцом простыне хозяйственными красками, причём, грунтовку он готовил сам, используя для этого столярный клей, олифу, мел и ржаную муку. Оплату за выполненную работу получал двумя буханками хлеба.
  7. Алексей начинал учиться в кемеровской школе №35, а заканчивал учёбу в средней школе № 21 в Калининграде, куда переехала вся семья в 1948 году.

Место под кроватью

В 1937 г. многодетная семья Леоновых переехала в Кемерово к старшей дочери Шуре и её мужу. «Я точно могу сказать, я бы так не смог – к себе тёщу беременную притащить и еще восемь чужих детей… Настоящий героизм!» — так Леонов отзывался о поступке зятя Антона Ходановича.

Уголок Леонова в библиотеке. Вскоре здесь будет настоящий музей. Фото: администрация Кемеровской области

Молодая чета строила ГРЭС в Кемерове, руководство им выделило комнату. «На 16-ти квадратных метрах в бараке 11-ть человек разместились. В углу стояла голландская печка, которая занимала метра три квадратных. Кому расскажешь теперь – не верят. У меня штатное место под кроватью было», — вспоминал космонавт.

Угрозы

Вы все, конечно же, смотрели фильм «Гравитация», получивший 7 Оскаров, а потому должны иметь хорошее представление о всех опасностях, угрожающих космонавту в открытом космосе. Это опасность потерять связь с кораблем, опасность столкнуться с космическим мусором и, наконец, опасность истечения запасов кислорода до возвращения на корабль. Помимо этого существует и опасность перегрева или переохлаждения, а также поражения радиацией.

Связь

Леонов был привязан к кораблю прочным фалом длиной пять с половиной метров. В ходе полета, он неоднократно вытягивался на всю длину и снова подтягивался к кораблю, фиксируя все свои действия на кинокамеру. В 60-х еще не существовало ракетных ранцев (устройство для перемещения и маневрирования космонавта) позволяющих полностью свободно отделяться от корабля и возвращаться на него, так что тонкая крепкая веревка на двух металлических карабинах — это в буквальном смысле все, что связывало Леонова с жизнью и возможностью вернуться домой.

Обломки

вероятность столкнуться с каким-либо космическим мусором, вращающимся на орбите Земли, в 1965 году была еще очень мала. До полета «Восхода-2» в космосе побывали всего лишь 11 пилотируемых кораблей и несколько спутников, при этом на довольно низких орбитах с относительно большой плотностью атмосферных газов, соответственно, большая часть мельчайших частиц краски, обломков и прочего мусора, остающегося после этих кораблей, вскоре сгорала, не успев причинить никому вреда. До формулирования синдрома Кесслера было еще далеко, и советская космическая программа не воспринимала эту опасность всерьез.

Кислород

Скафандр «Беркут», разработанный специально для выхода в открытый космос и имевший полную автономность, имел запас всего в 1666 литров кислорода, а для поддержания необходимого давления газа и жизнедеятельности космонавта необходимо было тратить больше 30 литров в минуту. Таким образом, максимальное время пребывания вне корабля составляло всего лишь около 45 минут, и это на все про все: вход в шлюз, выход в открытый космос, пребывание в свободном полете, возвращение в шлюз и ожидание времени его закрытия. Общее время выхода Леонова составило 23 минуты 41 секунду (из них вне корабля 12 минут 9 секунд). Никакого запаса на исправление ошибок или спасение не предусматривалось.

Температурный режим и радиация

Леонов успел фактически чудом успеть завершить свой выход до попадания корабля в тень от Земли, где низкие температуры могли осложнить все его действия и привести к смерти. В кромешной тьме он бы не смог справиться с фалом и входом в шлюз. Нахождение на солнечной стороне в течение каких-то 12 минут заставляло его обливаться потом. «Терпения уже не было, по лицу пот тек не градом, а потоком, да такой едкий, что глаза жгло» — вспоминает Леонов. Что касается радиации, то тут ему относительно повезло. На апогее орбиты почти в 500 километрах над землей, «Восход-2» задевал только нижний край радиационно-опасной зоны, где излучение может составлять до 500 рентген/час (смертельная доза за несколько минут), кратковременное нахождение в ней и хорошее стечение обстоятельств не привели к страшным последствиям. По приземлении у Леонова зафиксировали дозу в 80 миллирад, что значительно превышает норму, но к повреждениям здоровья не приводит.

Полет на Луну и первая стыковка с американцами

После выхода в космос включен в советскую «лунную» программу, он мог стать первым человеком на Луне. В начале декабря 1968 года члены трех подготовленных экипажей написали письмо в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить стартовать немедленно, несмотря на неудачи предшествующих беспилотных запусков. Разрешения не дали. В июле 1969 года на Луне успешно высадился экипаж американского «Аполлон-11». И советский проект свернули. Подробнее о «лунных» программах СССР читайте здесь.

Второй полет в космос Леонов совершил в 1975 году в качестве командира космического корабля «Союз-19» по программе «ЭПАС» (программа «Союз — Аполлон»). Тогда, в разгар так называемой «разрядки» между СССР и США, впервые была проведена стыковка кораблей двух стран.

«Задумывалось, что все произойдет над Москвой. Но в итоге вышло еще символичнее и пронзительнее. В мае 1945-го союзники встретились на Эльбе, а в июле 1975-го русские и американцы пожали друг другу руки над Эльбой. Поколение детей подхватило эстафету отцов. Если не будет нормальных отношений между людьми, и страны никогда договориться не смогут. Все ясно, как божий день! Только политики никак не в силах понять очевидного. А я и в 75-м это четко сознавал. Рядовым американцам конфронтация была не нужна, нам — тоже. Поэтому мы без лишних слов обнялись с астронавтами и сели отметить удачную стыковку».

По случаю стыковки выпили. Только не водку, а борщ. Леонов решил всех разыграть и на тубы с едой заранее наклеил стикеры «Столичная», «Московская», «Пшеничная». Американцы, по его словам, поверили, сначала упирались и отказывались пить, потом все-таки попробовали и даже расстроились, сказав, что надо было настоящую водку налить. 

Возвращение Леонова на корабль

После 12-ти минут и 9-ти секунд свободного полета космонавт начал возвращение на борт корабля. Алексей Архипович должен был войти в шлюзовую камеру «ногами вперед», однако по причине сильно раздутого скафандра и наличия видеокамеры в руке, космонавту пришлось войти «головой вперед». Спустя 23 минуты и 41 секунду пребывания в космосе Алексей Леонов вернулся в шлюзовую камеру и закрыл за собой люк. Несмотря на установленные правила, космонавт открыл шлем скафандра еще до того, как шлюз был заполнен воздухом, чтобы протереть глаза, залитые потом.

В шлюзовой камере, диаметром всего один метр, космонавту предстояло сделать кувырок, чтобы успешно возвратиться на корабль. Вскоре, согласно протоколу, шлюзовая камера была отстрелена. Но по причине температурных деформаций была образована щель в люке, которая вела к разгерметизации. В данный момент система автоматически повысила количество подаваемого кислорода. Исход ситуации мог быть плачевным, так как повышенное количество кислорода создавало угрозу взрыва. Однако, находясь в состоянии кислородного отравления, Алексей Леонов случайно изменил подачу кислорода. Спустя семь часов космонавты устранили утечку и процент кислорода на борту корабля стал понижаться.

Непредвиденные обстоятельства

При подготовке к полету на земле были отработаны 3000 различных аварийных ситуаций и их решений. Но Леонов говорил, что по закону в космосе случится и 3001-ая, и ее тоже нужно будет решить. Так и произошло.

В открытом космосе мягкий скафандр раздулся из-за избыточного давления (внутри 0,5 атм, снаружи — ноль). «Руки у меня выскочили из перчаток, а ноги из ботинок», — вспоминает Леонов. Космонавт оказался внутри большого надутого шара. Пропали тактильные ощущения и чувство опоры. А еще предстояло собрать фал в бухту, чтобы не запутаться в нем, забрать кинокамеру, которую он держал в руках и войти в узкий люк надувной шлюзовой камеры. Решение надо было принимать очень быстро, и Леонову это удалось.

Но это порождало страшные последствия — из-за падения парциального давления кислорода он попадал в зону закипания азота (кессонная болезнь, известная у ныряльщиков). А нужно было спешить. Командир корабля Беляев, видя, что тень неумолимо приближается, и в полной темноте и при предельном минусе Леонову уже ничто не сможет помочь, торопил своего пилота.

Леонов сделал несколько попыток войти в шлюз, но все они были неудачными, скафандр не слушался и не позволял зайти вперед ногами, как положено по инструкции. Каждая неудача приближала страшную гибель: кислород был на исходе. От волнения и напряженной работы пульс Леонова участился, он стал чаще и глубже дышать.

Тогда Леонов в нарушение всех инструкций сделал последнюю отчаянную попытку — сбросил с помощью клапана давление в скафандре до предельного минимума, втолкнул кинокамеру в шлюз и, развернувшись вперед головой, втянулся внутрь на руках. Это удалось сделать лишь благодаря отличной физической подготовке — измотанный организм отдал последнюю энергию этому усилию. Внутри камеры Леонов с большим трудом развернулся, задраил люк и, наконец, отдал команду выровнять давление. В 11:52 в шлюзовую камеру начал поступать воздух — это и стало окончанием выхода Алексея Леонова в открытый космос.

Космонавтика

Не сумев получить художественное образование, Леонов поступил в Военную авиационную школу в Кременчуге, которую окончил в 1955 г. Затем он еще 2 года отучился в Чугуевском авиационном училище летчиков, где смог стать первоклассным пилотом.

В тот период биографии Алексей Леонов стал членом КПСС. С 1959 по 1960 годы служил в Германии, в рядах советской армии.

Юрий Гагарин и Алексей Леонов

В то время парень познакомился с руководителем Центра подготовки космонавтов (ЦПК), полковником Карповым. Вскоре он встретился с Юрием Гагариным, с которым у него завязались очень теплые отношения.

В 1960 г. Леонова зачислили в первый отряд советских космонавтов. Он вместе с другими участниками ежедневно упорно тренировался, стараясь достичь наилучшей формы.

Через 4 года конструкторское бюро, которым управлял Королев, приступило к постройке уникального космического корабля «Восход-2». Данный аппарат должен был позволить космонавтам выйти в открытый космос. Позже руководство выбрало 2-х наилучших кандидатов для предстоящего полета, которыми оказались Алексей Ленов и Павел Беляев.

Исторический полет и первый выход человека в открытый космос состоялся 18 марта 1965 г. За этим событием пристально наблюдал весь мир, включая конечно же США.

После этого полета Леонов входил в число космонавтов, которых готовили для полета на Луну, однако этот проект так и не был реализован руководством СССР. Очередной выход Алексея в безвоздушное пространство состоялся 10 лет спустя, во время проведения знаменитой состыковки советского корабля «Союз-19» и американского «Аполлона-21».

Дальнейшая работа

В 1965 – 1969 годах Алексей Архипович был одним из космонавтов, которых готовили к программе освоения Луны. Но, уступив первенство США, СССР прервал работу в этом направлении.

В 1968 А. Леонов закончил обучение в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского.

В июле 1975 г. он совершил еще один полет в космос вместе с В.Н. Кубасовым на «Союз-19». Полет длился чуть менее 6 суток. По программе «Союз-Аполлон» в него была включена стыковка кораблей двух государств.

С 1970 по 1991 г. Леонов был заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. В 1981 году получил ученую степень кандидата технических наук. С 1991 г. легендарный космонавт на пенсии. В 1992-1993 годах он руководил космической программой , затем стал заместителем председателя совета директоров «Альфа-Банка».

Награды, почетные звания

Дважды Герой Советского Союза (1965, 1975). Награжден двумя орденами Ленина (1965, 1975), орденами Красной Звезды (1961), «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени (1975), «За заслуги перед Отечеством» I, III и IV степеней (2019, 2014, 2000), Дружбы (2011).

Лауреат премии Ленинского комсомола (1980), Государственной премии СССР (1981), премии правительства РФ им. Ю. А. Гагарина в области космической деятельности за 2011 г.

Отмечен благодарностью президента РФ (1996), почетной грамотой правительства РФ (2009).

Удостоен иностранных званий и наград: Герой Социалистического Труда Болгарии (1965), Герой Труда Вьетнама, ордена Георгия Димитрова (Болгария, 1965), Карла Маркса (ГДР, 1965), Государственного Знамени (Венгрия, 1965), «За отличие» I степени (Сирия, 1966), «За заслуги» III степени (Украина, 2011) и др.

Среди его наград — золотые медали им. К. Э. Циолковского (Академии наук СССР) и им. Ю. А. Гагарина (Международной авиационной федерации, FAI), международная премия Фонда Андрея Первозванного «Вера и Верность» (2016).

Летчик-космонавт СССР (1965). Заслуженный мастер спорта (1965). Член Союза художников СССР (1965), почетный член Российской академии художеств (2004). Действительный член Международной академии астронавтики, академик Российской академии астронавтики.

Почетный гражданин более 30 городов России и стран мира: Калуги (1965), Калининграда (1965), Кемерово (1967), Перми (1965), Байконура (1976, Казахстан), Сан-Антонио (Чили) и др. А также почетный гражданин Московской (2014), Владимирской (2016) областей.

Биография советского космонавта Алексея Леонова

Леонов был известен всему миру тем, что он стал первым космонавтом, который вышел в открытое космическое пространство 18 марта 1965 года. Его подвиг был совершен в тандеме с партнером в лице Павла Беляева, Леонов совершил полет на космическом судне «Восход – 2».

Было зафиксировано, что это путешествие на борту корабля первое, когда люди имеют возможность выхода в открытый космос. А спустя 10 лет, 15 июля, Алексей Архипович вновь полетел изучать космическое пространство в качестве командира борта «Союз — 19».

Алексей Леонов был рожден 30 мая 1934 года. Местом его рождения было село Листвянка, это район Кемеровской области. В семье космонавта помимо него было еще 7 братьев и сестер. В 1937 году его отца репрессировали, и все члены семьи были принудительно вынуждены покинуть свой родной дом.

Алексей Архипович проходил обучение в учебных учреждениях города Кемерово № 35 и 37. А в 1947 году все Леоновы отправились в Калининград за главой семейства, так как там теперь было его новое рабочее место. Также там проживали их родственники, и к слову, на данный момент до сих пор они живут именно там. В 1953 году Леонов с успехом получил образование в Калининградской школе №21.

Затем Алексею Леонову удалось поступить в 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в Кременчуге. И в 1955 году он успешно освоил предложенную программу, а спустя два года Леонов уже смог закончить Чугуевское военное училище летчиков, а затем вступить в КПСС.

В 1960 году Леонова взяли в первый отряд советских космонавтов, а уже через 5 лет все узнали о его полете с Павлом Беляевым. Алексей Архипович при выходе в открытый космос проявил себя как отзывчивый и мужественный человек, который сможет преодолеть трудные ситуации. К слову, на борту произошла одна внештатная ситуация, когда у Леонова слишком сильно раздулся костюм, и не пускал его назад в корабль.

Также с 15 по 21 июля 1975 года Леонов второй раз отправился в космическое пространство, где пробыл 5 дней 22 часа и 30 минут. Именно тогда была осуществлена стыковка нескольких космических бортов разных стран.

Возвращение домой

Борьба Леонова за жизнь была завершена; люк за его спиной захлопнулся, отделив тесный светлый уютный мирок кабины «Восхода-2» от темного бесконечного холода космического пространства. Но тут возникла другая проблема. Начало повышаться парциальное давление кислорода в кабине, оно дошло уже до 460 мм и продолжало расти, — и это при норме в 160 мм. Малейшая искра в электросхемах приборов могла привезти к взрыву. Позднее выяснилось, что из-за того, что долгое время «Восход-2» был стабилизирован относительно Солнца, он нагревался неравномерно (с одной стороны +150°С, а с другой -140°С), что привело к незначительной деформации корпуса. Датчики закрытия люка сработали, но осталась небольшая щель, из которой улетучивался воздух. Система автоматики исправно обеспечивала жизнеобеспечение космонавтов, подавая в кабину кислород. Разобраться самостоятельно с этим экипаж был не в силах, и космонавтам оставалось лишь с ужасом наблюдать за показаниями приборов. Когда общее давление достигло 920 мм, люк под его напором захлопнулся, и угроза миновала — вскоре атмосфера внутри кабины нормализовалась.

Но и на этом беды космонавтов не закончились. В штатном режиме корабль должен был начать программу посадки после 17-ого витка, но тормозная двигательная установка не сработала в автоматическом режиме, и корабль продолжал с бешеной скоростью нестись по орбите. Сажать корабль пришлось в ручном режиме, Беляков сориентировал его в правильное положение и направил в безлюдную местность в тайге в районе Соликамска. Больше всего тогда командир боялся попасть в густонаселенный район и задеть линии электропередач или дома. Был также риск залететь на недружественную на тот момент территорию Китая, но всего этого удалось избежать. После включения тормозных двигателей и торможения в атмосфере потянулись мучительные секунды ожидания. Но все обошлось: парашютная система сработала в штатном режиме, и «Восход-2» приземлился в 30 километрах юго-западнее города Березники в Пермской области. Командир блестяще справился с задачей, отклонившись от расчетной точки всего на 80 км с учетом того, что корабль летел со скоростью около 30 000 км/ч.

С вертолета очень быстро обнаружили красные парашюты, повисшие на верхушках деревьев, но вот найти место для посадки и вытащить удачно приземлившийся экипаж не было никакой возможности. Двое суток Беляев и Леонов просидели в заснеженной тайге, ожидая прибытия помощи. Не вылезая из скафандров, они закутались в теплоизоляционную обшивку, обмотались стропами парашютов, развели костер, но в первую ночь согреться не удалось. Наутро им сбросили продукты и теплые вещи (пилоты сняли куртки со своих плеч), на канатах спустили группу с врачом, которая, добравшись до приземлившихся космонавтов, смогла обеспечить им лучшие условия. Все это время неподалеку вырубали площадку для приземления эвакуационного вертолета, куда космонавты могли добраться на лыжах. Уже 21 марта Беляев и Леонов были в Перми, откуда доложили об удачном завершении полета лично генсеку КПСС Леониду Брежневу, а 23 марта героев встречала Москва.

Летчик-испытатель

События, описанные в биографии космонавта Леонова, касающиеся его профессии и будущих свершений, происходят в школьные годы. Именно тогда он начинает увлекаться летным делом, самолетостроением, авиамоделированием. Он знал наизусть знаменитых авиаторов, просматривал киноленты про летчиков.

Поспособствовал этому старший брат – авиационный техник. Благодаря его конспектам, Алексей Архипович изучил конструкции самолетов, двигатели и основы полетов.

Параллельно с живописью и летным делом, Леонов занимался спортом (легкой атлетикой, велоспортом), что поспособствовало его поступлению в 1953 году в военную школу города Кременчуга, где будущим летчикам преподавали азы летного дела.

Молодого и талантливого парня заметили и в 1955 году пригласили в высшее военное училище летчиков-истребителей, которое находится в городе Чугуеве.

В период с 1957 по 1959 год, Алексей Леонов служил в армии на территории нынешней Украины.
В это время Леонов запоминается отважным поступком: он сумел посадить истребитель с неисправной гидросистемой, несмотря на опасность взрыва.

Образование, ученая степень

В 1955 году Алексей Леонов окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в городе Кременчуге (Украина), в 1957 году — Чугуевское военное авиационное училище летчиков (Украина; ныне — Харьковский национальный университет Воздушных сил им. Ивана Кожедуба) по специальности «летчик-истребитель». По окончании в 1968 года инженерного факультета Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского (ВВИА) получил специальность «конструкция и эксплуатация воздушно-космических аппаратов и двигателей к ним» (квалификация — «летчик-инженер-космонавт»). В 1981 году окончил адъюнктуру при ВВИА.

В 1981 году в ВВИА защитил диссертацию кандидата технических наук.

Второй полет в космос

  1. В 1965 -1969 годах в нашей стране работала программа по подготовке человека к высадке на Луну. Алексей Архиповича был её участником.
  2. Запуск ракеты к ночному светилу с космонавтами на борту должен был произойти 9 декабря 1968 года, но разрешения на полёт не дали.
  3. В 1971 году Леонова назначили командиром в основной экипаж корабля «Союз-11», но из-за болезни члена экипажа Кубасова, весь состав полностью заменили. В космос полетел дублирующий состав, который погиб при посадке. Ещё раз смерть подстерегала героя, когда он ехал в кремль на автомобиле Брежнева. Машина была обстреляна террористом из пистолета, к счастью космонавт не пострадал.
  4. По программе «Союз-Аполлон» в 1975 году Алексей Архипович полетел второй раз уже в качестве командира корабля. За пять суток полёта наряду со стыковкой космических аппаратов СССР и Америки, была проделана масса работы, включающая биологические, физические, медицинские, технологические и другие эксперименты. Командир «Аполлона» Томас Стаффорд стал другом Леонова, впоследствии, космонавт оказал содействие американцу, по усыновлению двух осиротевших детей из России.
  5. С 1970 по 1991 год Леонов занимал должность зам. начальника Центра подготовки космонавтов. За этот период он написал 10 научных трудов и сделал 4 изобретения.
  6. В 1992 году заслуженный космонавт закончил трудовую деятельность в авиакосмической отрасли, но продолжил работать сначала президентом инвестиционного фонда, потом вице-президентом «Альфа-Банка».

Награды, звания и прочее

Перечислять все награды и почетные звания Алексея Архиповича Леонова, наверное, нет смысла – они воистину бесчисленны. Мы перечислим лишь некоторые советские и российские:

  • Дважды Герой Советского Союза;
  • орден «За заслуги перед Отечеством» III степени — за достигнутые трудовые успехи, значительный вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации, заслуги в освоении космоса, гуманитарной сфере, укреплении законности, активную законотворческую и общественную деятельность, многолетнюю добросовестную работу;
  • орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени — за большие заслуги перед государством в развитии отечественной пилотируемой космонавтики;
  • орден Дружбы — за большой вклад в развитие отечественной пилотируемой космонавтики и многолетнюю плодотворную общественную деятельность;
  • Премия Правительства Российской Федерации имени Ю. А. Гагарина в области космической деятельности (2011) — за развитие отечественной пилотируемой космонавтики, личное участие в осуществлении первых пилотируемых полетов, развитие международного сотрудничества в области космической деятельности, популяризацию достижений отечественной космонавтики;
  • два ордена Ленина;
  • орден Красной Звезды;
  • орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени;
  • медали;
  • Лётчик-космонавт СССР;
  • Звание «Почётный гражданин г. Кемерово»;
  • Почётный знак «За заслуги перед Смоленщиной»;
  • Почётное звание «Почётный гражданин Московской области»;
  • Звание «Почётный гражданин Калининградской области»;
  • Звание «Почётный гражданин Владимирской области»;
  • Медаль Алексея Леонова № 001.

В городе Кемерово летчику-космонавту А.А.Леонову на ул.Весенняя установлен бронзовый бюст. В его честь в Кемерово назван международный аэропорт.

Подвиг Леонова, совершенный им во время выхода в открытый космос нашел свое отражение во многих документальных и художественных фильмах. Назовем некоторые:

  • Я мог никогда не вернуться (кино, 2005).
  • Алексей Леонов. У бездны на краю (Профи ТВ, Первый канал, 2009).
  • Алексей Леонов. Космический пешеход (Les films de la Castagne, Les Docs du Nord, Screen-film, Франция — Россия, реж. В.Козлов, 2011).
  • Космонавт Алексей Леонов (студия Роскосмос, 2013).
  • Алексей Леонов. Прыжок в космос («Россия», 2014).
  • Алексей Леонов. Первый в открытом космосе.
  • «Время первых» (2017). В роли А.Леонова актёр Евгений Миронов.

Все фото взяты из открытых источников в интернете

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новости: самое читаемое

  • «Кузбасс Онлайн»: здесь решают
  • В Кузбассе подписано обращение о необходимости сохранения мира
  • В Тяжинском районе ищут школьницу, которая ушла в лес и не вернулась
  • В Кузбассе заработала горячая линия по вопросам ежемесячной выплаты на детей
  • Власти Кузбасса прокомментировали слух о запрете продажи алкоголя в новогодние праздники
  • Выплаты «за ковид» в Кузбассе продлены до октября
  • Директор шахтоуправления «Карагайлинское»: «В случае консервации мы будем вынуждены пойти на сокращения»
  • В Кузбассе возобновят долгожданную работу фуд-корты, бассейны и сауны
  • «Ночь музеев – 2020» в Кузбассе проходит в режиме онлайн

(Visited 1 484 times, 19 visits today)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector