Моисей раздвинул море

МОИСЕЙ – библейский сюжет для детей

Взгляните, какая хорошенькая корзиночка стоит в камыше на берегу реки! Посмотрите, какой милый крошка барахтается в ней! Что же это за ребёнок и почему он здесь в корзинке? А вот послушайте. Вы знаете, как Иосиф и его братья поселились в Египте. От них произошло очень много людей и составился целый народ, который назывался евреями.

Пока Иосиф был жив, пока помнили его заслуги, потомкам Израиля жилось в Египте хорошо. Но потом египтяне начали притеснять их, бить и изнурять тяжёлыми работами. Когда же род Израилев чрезвычайно умножился, то безжалостный египетский царь приказал убивать и бросать в реку всех новорождённых мальчиков, рождающихся у израильтянок.

И в это время у одной еврейки родился сын. Мать любила своего малютку и долго скрывала его при себе, чтобы его не убили. Но когда ребёнок подрос и мог быть замечен, она сплела корзинку, осмолила её, чтобы в неё не попадала вода, положила туда своё дитя и отнесла на берег реки. А его старшая сестра Мариам стала издали наблюдать, чтобы с ребёнком не случилось чего дурного.

Дочь фараона спасает Моисея

Скоро к реке пришла купаться царская дочь, её сопровождали служанки, которые игрою и пением развлекали царевну. Она увидела корзинку с младенцем и сжалилась над ним:

— Это, верно, еврейское дитя; бедненькое, как мне жаль его! — промолвила дочь фараона.

Мариам слышала это, вышла из-за деревьев и спросила царевну:

— Добрая госпожа, не позвать ли вам женщину покормить ребенка?

Царевна отвечала:

— Позови!

Мариам убежала и привела свою мать. Тогда дочь фараона сказала ей:

— Возьми это дитя и выкорми его, а когда подрастёт, то принеси его ко мне во дворец, и я дам тебе за это денег!

Теперь мать была спокойна за жизнь своего сына, так как сама египетская царевна была его покровительницей. Она усердно молилась и благодарила Бога за спасение своего ребёнка.

Когда мальчик подрос, она отвела его во дворец. Там дали ему имя Моисей. При дворе Моисея воспитали как египтянина и научили разным наукам. Но он всегда знал, что принадлежит другому народу. Спустя много лет, когда Моисей стал взрослым, он понял, что египтяне притесняют и мучают его одноплеменников, израильтян. И заболело сердце у Моисея: жаль ему было евреев, и он очень хотел помочь им.

Однажды Моисей пришёл туда, где работали его соплеменники, и увидел, как надсмотрщик избивает еврея. Моисей не стерпел этого, заступился и нечаянно убил египтянина.

Но об этом узнали слуги фараона, и Моисею пришлось бежать из Египта. Он поселился у священника Мадиамского Иофора, женился на его дочери и стал пасти его овец.

Неопалимая купина

Однажды Моисей, находясь со стадом далеко в пустыне, увидел чудное явление. Смотрит: перед ним стоит куст терновника, весь в огне. Куст этот горел огнём, но не сгорал. Моисей захотел ближе подойти к дивному кусту, чтобы лучше его рассмотреть, но вдруг слышит голос из пламени:

— Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал плач сынов Израилевых и повелеваю тебе вывести их из Египта!

Моисей отправился к царю египетскому и сказал, что Господь повелел ему отпустить израильский народ. Но фараон не соглашался отпустить бесплатных работников, евреев. Тогда Ангел по повелению Господа, после многих вразумлений и наказаний, умертвил всех старших детей египтян. И только после этого фараон испугался и разрешил евреям уйти из его страны.

Сыны Израилевы возблагодарили Бога за избавление и радовались тому, что у них такой сильный Господь. Этот день евреи назвали Пасхой. Бог заповедал Своему народу каждый год праздновать Пасху как день избавления от египетского рабства.

Рождение Моисея

Согласно библейскому рассказу, Моисей родился в Египте в еврейской семье в те времена, когда евреи находились в рабстве у египтян, приблизительно в 1570 году до Р. X. (по другим оценкам около 1250 года до Р.Х.). Родители Моисея принадлежали колену Леви́я1 (Исх.2:1). Его старшей сестрой была Мириам, а старшим братом — Аарон (первый из еврейских первосвященников, родоначальник священнической касты).

1Леви́й — третий сын Иакова (Израиля) от его жены Лии (Быт.29:34). Потомками колена Леви́я являются левиты, на которых лежали обязанности священнослужения. Поскольку из всех колен Израиля левиты были единственным коленом, не наделённым землей, они находились в зависимости от своих собратьев.

Как известно, израильтяне переселились в Египете ещё при жизни самого Иакова-Израиля2 (XVIIв. до Р.Х.), спасаясь от голода. Они жили в восточной египетской области Гошен, граничащей с Синайским полуостровом и орошаемой притоком реки Нила. Здесь они имели обширные пастбища для своих стад и могли свободно кочевать по стране.

2Иаков, или Яков (Израиль) — третий из библейских патриархов, младший из сыновей-близнецов патриарха Исаака и Ревекки. От его сыновей произошло 12 колен народа Израильского. В раввинистической литературе Иаков рассматривается как символ еврейского народа.

Со временем израильтяне все более размножались, и чем более они размножались, тем враждебнее относились к ним египтяне. В конце концов евреев стало так много, что это стало внушать страх новому фараону. Он сказал своему народу: «Вот племя израильское размножается и может стать сильнее нас. Если случится у нас война с другим государством, то израильтяне могут соединиться с нашими врагами». Чтобы племя израильское не усиливалось, решено было обратить его в рабство. Фараоны и их чиновники стали угнетать израильтян, как пришельцев, а потом начали обращаться с ними, как с покоренным племенем, как господа с рабами. Египтяне стали принуждать израильтян к самым тяжелым работам в пользу государства: их заставляли копать землю, строить города дворцы и памятники для царей, приготовлять глину и кирпич для этих построек. Были назначены особые надзиратели, которые строго следили за исполнением всех этих принудительных работ.

Но как ни притесняли израильтян, они все-таки продолжали размножаться. Тогда фараон отдал приказ, чтобы всех новорожденных израильских мальчиков топили в реке, а в живых оставляли только девочек. Этот приказ исполнялся с беспощадной строгостью. Израильскому народу грозило полное истребление.

В это бедственное время у Амрама и Иохаведы, из колена Левия, родился сын. Он был настолько прекрасен, что от него исходил свет. Отцу святого пророка Амраму было явление, говорившее о великой миссии этого младенца и о Божием благоволении к нему. Матери Моисея Иохаведе удалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев. Однако, не имея более возможности его прятать, она оставила младенца в осмоленной корзине из тростника в зарослях на берегу Нила.

Моисей, опускаемый матерью на воды Нила. А.В. Тыранов. 1839-42гг.

В это время дочь Фараона пошла к реке купаться, в сопровождении своих прислужниц. Увидев в тростниках корзину, она велела её открыть. В корзине лежал крошечный мальчик и плакал. Дочь Фараона сказала: «это, должно быть, из еврейских детей». Она сжалилась над плачущим младенцем и по совету, подошедшей к ней, сестры Моисея Мириам, издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мириам привела свою мать Иохаведу. Таким образом, Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его. Когда мальчик вырос, его привели к дочери Фараона, и она воспитывала его у себя, как своего сына (Исх.2:10). Дочь фараона дала ему имя Моисей, что в переводе означает «вынутый из воды».

Нахождение Моисея. Ф. Гудолл, 1862

Существуют предположения, что этой доброй принцессой была Хатшепсут, дочь Тотмеса I, впоследствии знаменитая и единственная в истории Египта женщина-фараон.

В христианстве

История жизни пророка Моисея во всех трех религиях совпадает: еврейский подкидыш, воспитанный в семье египетского фараона, освобождает свой народ и получает от бога десять заповедей. Правда, в иудаизме имя Моисея звучит иначе – Моше. Также иногда евреи называют пророка Моше Рабейну, что в переводе означает «наш учитель».


Православная икона Моисея

В христианстве знаменитый пророк почитается как один из главных прообразов Иисуса Христа. По аналогии с тем, как в иудаизме Бог дарит людям Ветхий Завет через Моисея, так и Христос приносит на Землю Новый Завет.

Также важным эпизодом во всех ветвях христианства считается появление Моисея в паре с пророком Илией перед Иисусом на горе Фавор во время Преображения. А Православная церковь включила икону Моисея в официальный русский иконостас и назначила 17 сентября днем памяти великого пророка.

9Сооружение скинии

После этого начал Моисей сооружать посреди стана скинию, как показал ему Господь на горе. Это было делом всего народа Израильского. Поставили скинию в первый день первого месяца, т. е. ровно через год после выхода из Египта.

Скиния состояла из трех частей: Святая Святых, Святилища и двора. Святая Святых являлась самой главной частью храма. В ней находился Ковчег Завета, который представлял собой ящик из дерева ситтим, обложенный внутри и снаружи коваными золотыми листами. Ковчег считался самой большой и главной святыней храма. Моисей, по повелению Божию, положил в Ковчег скрижали, а перед Ковчегом поставил сосуд с манной.

Когда Скиния была закончена, Моисей ее освятил, помазав все ее священные предметы елеем. Тогда же для совершения богослужений при Скинии были избраны Аарон и его сыновья из колена Левия. Если до дарования закона у евреев любой глава семьи мог выполнять священнические обязанности, т. е. приносить жертвы Богу, то теперь священниками могли быть только потомки Аарона. Во главе священников стоял первосвященник. Первым первосвященником был Аарон, которого помазал Моисей. Для помощи в службе священникам при скинии были поставлены остальные представители колена Левия (не потомки Аарона) — левиты.

Когда скиния была сооружена, тогда покрыло ее облако, «и слава Господня наполнила скинию» (Исх. 40.34). Облако над скинией было символом присутствия Господа среди Израиля.

Десять казней и исход Моисея из Египта

Пришедший к фараон святой, сорок лет проживший ранее в этом дворце, с дерзновением приказал отпустить всех евреев из плена. Для Египта это была катастрофа, отпустить всех рабов было равносильно остановке жизни.

Правитель Египта не отреагировал на явленные чудеса, его жрецы могли делать то же самое, он ужесточил условия работы для рабов.

Тогда были явлены 10 казней. Господь, видя неповиновение поклонников язычества, посылает новые испытания.

  1. На следующее утро Творец приказал братьям пойти к священной по египетским законам реке Нилу и ударить по ней жезлом. Как только жезл коснулся водной поверхности, вся вода в реке, водоемах, кувшинах у египтян превратилась в кровь. Фараон обещает отпустить евреев, но как только вода снова стала прозрачной, забывает о своем решении.
  2. Через неделю Аарон по воле Господа протянул руку к Нилу, и жабы покрыли все поверхности Египта. Они были в домах, постелях, на столах, в каждом уголке. Фараон взмолился упросить Бога прекратить кару, снова дав обещание освободить рабов, и снова не выполнил обещание.
  3. Третьей казней стало нашествие мошек, тучами покрывших землю.
  4. За мошками Бог посылает песьих мух, укусы которых особо болезненны. Чудо этой казни было в том, что Творец наказал египтян без участия Аарона, сохранив от песьих мух дома евреев. Фараоново сердце смягчается, он обещает выполнить волю Божью и просит помолиться о нем, и снова ожесточается.
  5. Во время пятой казни от моровой язвы гибнет весь египетский скот, домашние животные евреев остались живы.
  6. Для совершения шестой казни Всевышний приказал выбранному пророку набрать в руку пепел и подбросить его, развеяв по ветру. В тот же момент тела египетского народа и их животных покрыли гнойные нарывы. Господь являл казни и прощения, показывая Свою силу наказывать и миловать.
  7. Следующей казнью стал град, сопровождавшийся ударами молний. Погибли от града виноградники и деревья, молнии убили скот, но стихия не коснулась земли Гесем, где жили евреи. Ненадолго хватило раскаяния фараона, его сердце вновь стало жестоким.
  8. Такого наказания не ожидал даже фараон. Как только Моисей протянул жезл над землей, с ветром огромной силы появилась саранча, уничтожая на своем пути всю зелень. Египет представляет собой выжженную пустыню, но Рамзес остается непреклонным.
  9. Девятая казнь выразилась в том, что густая темнота накрыла землю, доказав, что египетский бог солнца Ра всего лишь идол, лишенный силы. Через три дня фараон уступил, но ненадолго, еврейский народ стенал от его жестокости.
  10. Терпение Господа было исчерпано. Он приказывает евреям совершить первую в их истории Пасху, заколоть ягнят, их кровью помазать косяки дверей. Кровь ягнят стала знаком в следующую ночь для ангела смерти, идущего забирать души египетских первенцев.

Наутро Египет утонул в криках египетских матерей, не минула чаша эта и фараоновский дворец. Выйдя с мертвым сыном на руках, Рамзес приказал отпустить евреев на свободу.

Важно! В десяти казнях Всевышний Творец явил Свою силу и славу, Пасха — освобождение из рабства, стала главным еврейским праздником на все века

Как Моисей вывел евреев из Египта

Дочь фараона воспитывала мальчика как собственного сына. А мать-кормилица, не признаваясь в своем родстве с ребенком, много рассказывала Моисею о народе израильском, о его тяжкой доле.

У мальчика были лучшие учителя, он стал образованным человеком, который в полном благополучии жил среди египтян.

Уже будучи юношей, Моисей решил посмотреть, как живут его сородичи, и покинул пределы дворца. Его очень огорчила рабская зависимость евреев, с которыми обращались хуже, чем со скотом.

Однажды он поссорился с одним надсмотрщиком египтянином, который жестоко обращался с рабами-евреями, и в пылу ссоры убил его. Это было большое преступление.

Моисей понял, что если о нем донесут фараону, то ему не сносить головы. Он не стал возвращаться во дворец, покинул Египет и оказался в земле Мадиамской.

Он жил у священника Иофора, занимался скотоводством, женился на одной из его дочерей, заимел детей.

Когда он пас скот у горы Хорив на Синае, рядом с ним неожиданно воспламенился терновый куст и оттуда раздался голос, предсказавший ему высшее предназначение — отправиться в Египет и спасти израильский народ, вернуть его на историческую родину.

Моисей так и сделал. Он вернулся в Египет и попросил фараона отпустить народ израильский на три дня в пустыню для совершения молитв и жертвоприношений, но тот категорически отказался.

Никакие уговоры на него не действовали. Народ еврейский нужен был ему для выполнения тяжелых работ. Позднее сын фараона также не захотел отпустить на свободу народ израильский.

Моисей и горящий терновый куст. Художник Д. Фетти

Убийство Моисеем египтянина. Неизвестный художник

Жизнеописание[править | править код]

Основной источник сведений о Моисее — библейское повествование. Его жизни и деятельности посвящены четыре книги Пятикнижия (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), составляющие эпопею Исхода евреев из Египта.

Паоло Веронезе. Нахождение Моисея. 2-я треть XVI в. Картинная галерея. Дрезден

Рождение и детствоправить | править код

Книга Исход повествует о том, что родители Моисея принадлежали колену Леви (Исх.). Моисей родился в Египте в царствование фараона, который «не знал Иосифа» (Исх.), бывшего первым вельможей при его предшественнике. Правитель усомнился в верности Египту потомков Иосифа и его братьев и обратил израильтян в рабов.

Но каторжный труд не сократил численности евреев, и фараон приказал топить в Ниле всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола. В ту пору в семье Амрама родился сын Моисей. Матери Моисея Иохаведе (Йохевед) удалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев. Не имея более возможности его прятать, она оставила младенца в корзине в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона, пришедшая туда на купание.

Поняв, что перед ней один «из еврейских детей» (Исх.), она, однако, сжалилась над плачущим младенцем и по совету сестры Моисея Мариам (Исх.), издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мариам позвала Иохаведу, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его. «И вырос младенец, и она привела его к дочери фараона, и он был у неё вместо сына» (Исх.).

Существуют предположения, что этой доброй принцессой была Термутис, дочь Рамсеса II, или, по другому предположению, Хат-асу (Хатшепсут ??), дочь Тотмеса I, знаменитая впоследствии самостоятельная правительница Египта из XVIII династии.

Моисей был посвящен «во всю мудрость египетскую», то есть во все тайны религиозного и политического миросозерцания Египта. Предание рассказывает, что он во главе египетского войска совершил блестящий поход в Эфиопию и женился на эфиопской принцессе Фарбис.

Из Библии известно только, что Моисей, глубоко огорчённый рабским положением своего народа, однажды в порыве ярости убил египетского надзирателя, жестоко обращавшегося с рабами-израильтянами, и, опасаясь наказания, «убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской» Исх. у священника Иофора (Итро), Исх., или (второе имя) Рагуила . Там он женится на его дочери Сепфоре (Ципоре) и пасёт скот своего тестя.

Откровение и Исходправить | править код

Пася скот у горы Хорев (Синай), он из «неопалимой купины» получил призыв Бога к освобождению своего народа и, возвратившись на берега Нила, вместе с братом Аароном ходатайствовал перед фараоном об освобождении сынов Израилевых из Египта.

Рембрандт. Моисей, разбивающий скрижали,

Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращение вод Нила в кровь; нашествие жаб; мор скота; болезнь на людях и скоте, выразившаяся в воспалениях с нарывами; град и огонь между градом; нашествие саранчи; тьма; смерть первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота.

Сыны Израиля двинулись в путь, чудесно перешли через море. В третий месяц по выходу из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Моисей получил от Бога Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства (Торы). Моисеево законодательство и особенно знаменитое «Десятословие» легло в основу нравственного кодекса всего культурного человечества. Так Сыны Израиля стали настоящим народом — евреями. Здесь же, на горе, получил указания о постройке Скинии и законам богослужения.

Моисей дважды всходил на гору, оставаясь там по 40 дней, и видел Бога лицом к лицу. Во время его первого отсутствия народ страшно согрешил: сделал Золотого тельца, перед которым израильтяне начали служить и веселиться. Моисей в гневе уничтожил тельца.

Дальнейшая жизньправить | править код

Жил Моисей 120 лет. Сорок лет провёл во дворце, другие сорок — со стадами овец в земле мадиамской, и последние сорок — в странствовании во главе израильского народа по Синайской пустыне, которое было сопряжено для Моисея со множеством невзгод. Несмотря на великие трудности, Моисей остался служителем Божиим, продолжал вести свой народ, учить его и наставлять. Он возвестил будущее колен Израилевых и приход Мессии. Но в землю обетованную не вошёл, как и Аарон, из-за греха, совершенного ими у вод Меривы в Кадесе (не проявили достаточной веры, чтобы явить святость Божию). Моисей умер перед самым входом в Землю Обетованную и был похоронен на горе Нево. Его могила была скрыта Богом, чтобы склонный, в то время, к язычеству израильский народ не сделал из неё культа.

6Рефидим. Битва с амаликитянами

Из пустыни Син Моисей повел народ вглубь Синайского полуострова к горе Синай. Последней остановкой перед Синаем было местечко Рефидим. И снова у евреев не было воды для питья, и опять начался ропот. И взмолился Моисей к Богу: «что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями» (Исх. 17.4). И тогда повелел ему Господь взять свой жезл и ударить им в скалу. Моисей сделал так, как сказал ему Бог, из скалы пошла вода, и народ утолил свою жажду.

В том же Рефидиме израильтянам предстояло помериться оружием с воинственными племенами пустыни — амаликитянами, решившими преградить дорогу израильтянам и поживиться добычей. Моисей поручил командование своими войсками храброму и талантливому воину Иисусу Навину, который быстро повел свои отряды против врага. Битва продолжалась с утра до вечера с переменным успехом. Моисей в сопровождении Аарона и Ора взошел на гору и усердно молил Господа о победе израильского войска. Когда Моисей подымал руки и горячо молился, брали верх израильтяне, а когда он от усталости опускал руки, победа переходила к амаликитянам. Тогда Аарон и Ор стали помогать Моисею, поддерживая его руки, и к захождению солнца Иисус Навин победил амаликитян. На том месте, где проходила битва, Моисей воздвиг благодарственный жертвенник.

Жизнь пророка во дворце

После того как Моисей немного подрос и перестал нуждаться в кормилице, его мать отвела будущего пророка во дворец. Там он прожил довольно долго, а также был усыновлен дочерью фараона. Моисей знал, какого он рода, знал, что он еврей. И хотя обучался наравне с остальными детьми царской семьи, но не впитал в себя жестокости.

История Моисея из Библии свидетельствует о том, что он не стал поклоняться многочисленным богам Египта, а остался верен верованиям своих предков.

Моисей любил свой народ и каждый раз страдал, когда видел его мучения, когда видел, как нещадно эксплуатировали каждого израильтянина. Однажды случилось то, что заставило будущего пророка бежать из Египта. Моисей стал свидетелем жестокого избиения одного из народа его. В порыве ярости будущий пророк вырвал плеть из рук надсмотрщика и убил его. Так как никто не видел, что он сделал (как думал Моисей), то тело было просто закопано.

Через некоторое время Моисей понял, что многим уже известно о том, что он сделал. Фараон приказывает арестовать и убить сына своей дочери. Как относились друг к другу Моисей и Рамзес, история умалчивает. Почему за убийство надсмотрщика его решили судить? Можно учитывать разные версии происходящего, однако, скорей всего, решающим было то, что Моисей был не египтянином. В результате всего этого будущий пророк решает бежать из Египта.

История Моисея

В возрасте 40 лет Моисей увидел, как надсмотрщик бьет еврея, и в гневе убил египтянина. Испугавшись последствий Моисей сбежал из Египта в Аравию. Там он женился на дочери священника Иофора – Сепфоре, от которой родились два сына – Гирсам и Елиезер. Следующие 40 лет своей жизни пророк Моисей провел в семье своей жены, будучи обычным пастухом.

Однажды он пас стада и ушел далеко от дома к горе Хорив. Там он увидел терновый куст (Неопалимая Купина), который горел, но не сгорал. И услышал голос Бога из середины куста, Который приказывал ему вернуться в Египет и вывести из рабства израильский народ. При этом Бог наделил Моисея даром творить чудеса. А так как он был косноязычен (видимо, заикался), Бог назначил ему в помощнику его брата Аарона.

По преданию, косноязычие Моисея объясняется случаем из детстве. Моисей сидел на коленях фараона и играя случайно дернул его за бороду. Фараон за такой проступок хотел приказать казнить Моисея. Но дочь фараона попыталась доказать невинность поступка. Моисею протянули кусок золота и горячий дымящийся уголь. Ребенок выбрал уголь. Обжег пальцы и засунул их в рот, чтобы остудить, тем самым повредив и язык.

Терновый куст, увиденный Моисеем, получил название Неопалимая Купина. Это символ Богородицы, рождшей Бога и не поврежденной.

Воспитание во дворце Фараона

Ребенок волей Бога попал во дворец к жене фараона Асие, которая взяла его к себе на воспитание. Служанки жены фараона, увидев, что по реке плывет сундук с ребенком, подобрали его и забрали во дворец, принеся ребенка Асие, которая увидев его, озаренное пророчеством, личико, упросила своего супруга оставить мальчика в живых в надежде, что мальчик может оказаться полезен их семье. Приближенные фараона говорили ему о том, что этот ребенок может стать источником проблем для него, поэтому его следует бросить в море, но его жена сделала все, чтобы спасти этого ребенка. Моисей остался жить во дворце, но ни одна из кормилиц, что были при дворце, не смогли кормить этого младенца, поскольку их грудь начинала гореть огнем, и тогда для мальчика нашли кормилицу-иудейку, которой, по велению Бога, стала мать Моисея. Разлука со своей матерью была недолгой: Всевышний Аллах исполнил обещание и вернул ребенка матери.

Фараон относился к ребенку с недоверием, а когда однажды ребенок схватил его за бороду, чуть не вырвав клок волос, фараон разозлился и кликнул палачей, чтобы они казнили младенца. Жена упросила помиловать Моисея и сказала, что малыш еще не понимает, что он делает.

Когда Моисей вырос и стал совершеннолетним, Господь ниспослал ему озарение: Муса увидел, насколько правитель притесняет его народ, и тогда Моисей стал обличать фараона в том, что он проявляет по отношению к еврейскому народу несправедливость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector