Космонавт береговой георгий тимофеевич

Задний план

Beregovoy родился 15 апреля 1921 года в Федоровка, Полтавской области , Украинской ССР (ныне Украина ). Его отец работал телеграфистом на железной дороге. У него было два старших брата; Старший Виктор тоже стал летчиком, а младший Михаил — офицером Советских войск ПВО . Виктор был пойман во время Великой чистки в конце 1930-х, был арестован и казнен в 1938 году. Впоследствии он был реабилитирован . Георгий окончил школу в 1938 году в Енакиевском , Донецкой области , Украина. Он вступил в ряды ВВС СССР в 1941 году и вскоре был направлен в штурмовую часть на Ил-2 «Штурмовик» Ильюшина . В ходе Второй мировой войны он совершил около 185 боевых вылетов и быстро поднялся по служебной лестнице, завершив войну капитаном и командиром эскадрильи

Его командиром был тогда полковник Николай Каманин , знаменитый полярный летчик и будущий руководитель подготовки космонавтов по советской космической программе , которая впоследствии станет важной

После войны он стал летчиком-испытателем, а в течение следующих шестнадцати лет испытал около шестидесяти различных самолетов, дослужившись до звания полковника и заместителя начальника отдела летных испытаний ВВС. В 1962 году он подал заявку и был принят на подготовку космонавтов, которую спонсировал его бывший командующий во время Второй мировой войны генерал Каманин, который в то время возглавлял подготовку космонавтов.

В 1956 году окончил Военно-воздушную академию .

Через голову

В мае 1967 г. В Госкомиссию поступило заявление от космонавта Константина Феоктистова, в котором он просил назначить его командиром будущего «Союза». Просьбу космонавта поддержал конструктор Василий Мишин, сменивший Королёва, после его смерти, на посту Главного конструктора ОКБ-1. В поддержку Феоктистова выступили и другие руководители космической отрасли.

Но против этой кандидатуры резко выступил генерал Николай Каманин, руководивший программой подготовки и отбора космонавтов. Каманин считал, что по состоянию здоровья Феоктистов не может лететь в космос, тем более в должности командира корабля. Это было слишком рискованно как для самого космонавта, так и для остального экипажа.

Однако несмотря на сопротивление Каманина, в июне 1967 года Феоктистов всё равно стал готовиться к полёту. Но делать это ему пришлось на базе ЦКБЭМ, потому что к проведению подготовки в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) Феоктистова не допускал Каманин. Впрочем, к февралю 1968 года давление на Каманина возросло настолько, что тот вынужден был допустить Феоктистова к тренировкам на базе ЦПК, включив его в экипаж Георгия Берегового.

Береговой Георгий Тимофеевич (1921-1995 гг.)

Краткая биография:

Число выходов в открытый космос: 6;

Георгий Береговой – 71-й советский космонавт и герой СССР: биография с фото, космос, личная жизнь, знаменательные даты, первый полет, Союз, позывной Аргон.

Береговой Георгий Тимофеевич — 71 космонавт СССР и 248 космонавт мира.

Береговой Георгий Тимофеевич появился на свет пятнадцатого апреля 1921 года. В Украинской Советской Социалистической Республике в небольшом селе Федоровка, в Карловском районе Полтавской области.

Погиб тридцатого числа, в июне 1995 года. На сегодняшний день его могила находится на Новодевичьем кладбище, в городе Москва.

Его мать — Береговая, по девичьей фамилии Ситникова, Мария Семеновна была домохозяйкой. Родилась в 1896 году  и скончалась в 1974 году. Его отцом являлся Береговой Тимофей Николаевич, родившийся в 1888 г. и умершим в 1950 году.

Его жена — Береговая Лидия Матвеевна проработала методистом, позже стала преподавать в одной из школ Звездного города. От их брака на свет появились — Людмила Елисеева, работающая художником-модельером (1956 г.) и Виктор Береговой (1951г.) — профессор МАИ.

Георгий строил мебельные изделия для дома и дачи, а также увлекался столярными работами разного типа. В свободное время ему нравилось танцевать вальс и петь.

В Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) космонавт с позывным — «Аргон», занимал двенадцатое место, а в мире тридцать второе. Совершил один полёт, продлившийся трое дней, двадцать два часа, пятьдесят минут и сорок пять секунд. По призванию являлся летчиком-космонавтом Союза Советских Социалистических Республик (СССР), второго набора Военных Воздушных Сил.

В 1937 году космонавт окончил 8 классов в городке Енакиево . В тот же период, в том же месте жительства, он начал занятия в аэроклубе.

Начав посещать авиационную военную школу Ворошиловграда, имени Пролетариата Донбасса Харьковского ВО, 12 декабря, 1938 года и закончив её 13 июня 1941, где он повысился до летчика бомбардировочной авиации.

В декабре 1942 года началась подготовка в пятом учебном авиаполку, двести шестьдесят четвёртой ШАД, третей ВА фронта. Закончил он её 25 марта 1943 года.

В 1945 года с 3 июня до 7 ноября он присутствовал в отделении, где проходила подготовка командиров МВО, как слушатель.

В 1947 году в Лиманском Селе, области Одессы, он сдал экзамены за девятый класс, неоконченной им средней школы имени Никиты Сергеевича Хрущева.

Начиная 9 июля 1947 г. и заканчивая 23 августа 1948 г., он являлся слушателем факультета КВВА. 25 декабря 1956, закончив заочное отделение, он получил статус офицера ВВС высшего образования.

В апреле 1975 года ему понадобилось защитить диссертацию, за что он занял место кандидата психологических наук.

Через три года, в июне, он заслуженно заполучил звание «старший научный сотрудник».

Космос

Космическая подготовка ОКП, с разрешением генерала Н. П. Каманина, проходила с 25 января 1964 года по 23 января 1965 года.  Георгий смог изучить конструкцию КК «Восход» «Восход-2» и «Восток».

В марте 1965 г. начал интересоваться применением космических, летательных аппаратов в бою.

В 1966 году с января до мая, подготовился к совместному военному полёту с В. Шаталовым, длительность которой должна была состоять из 20 дней. Несмотря на завершенную подготовку и пройденные тренировки, полёт был отменен по причине закрытия программы «Восход» в 1966 году.

С декабря 1966 года до мая 1968 года прошёл подготовку, как командир КК «Союз» (7К-ОК) первоначально, находясь в группе 3 экипажа, а с июня 1967 г. первого экипажа. По неизвестным причинам, полёт со стыковкой двух кораблей был перенесен.

В августе 1968 г. начал проходить подготовку, как командир-пилот «Союза-3», используя программу стыковки с кораблем «Союз-2». Операция была завершена в октябре этого же года.

С 26 по 30 октября 1968 года получил звание командира-пилота КК «Союз-3».

Главную задачу выполнить не получилось, было сложно создать стыковку с кораблем «Союз 2». Два сооружения могли сблизиться лишь на тридцать метров, но потом автоматика отталкивала их друг от друга. А по причине большой траты топлива, пришлось прекратить, пытаться выполнить эту задачу.

Первый полёт продлился трое суток двадцать два часа пятьдесят минут сорок пять секунд.

«Мама до конца дней жалела, что не настояла на лечении отца за границей»

 — Мама поступила в Харьковский университет на исторический факультет, — продолжает рассказ Виктор Георгиевич. — Когда окончила второй курс, поехала с отцом в Сумы знакомить его со своей мамой, нашей бабушкой, просить благословения. Будущая теща поначалу категорически воспротивилась. Боялась, что замужество помешает маме завершить образование. Отец дал слово, что семейная жизнь не станет препятствием для маминой учебы. Он и сам заочно учился в Военно-воздушной академии, которая теперь носит имя Юрия Гагарина.

Ко времени женитьбы Георгий Тимофеевич служил уже летчиком-испытателем в научно-исследовательском институте ВВС в подмосковном гарнизоне Чкаловское, это неподалеку от будущего Звездного (которого тогда еще и в помине не было). Там находилась воинская часть, а остановка электричек называлась просто «41-й километр».

Мама рассказывала, что в первый день, когда папа привез ее к себе, у них в городке хоронили разбившегося летчика. Еще вспоминала, как они с друзьями отмечали ее окончание университета и один из товарищей предложил тост за второе рождение Георгия. Мама насторожилась. Ведь отец старался всячески оберегать ее от своих неприятностей. Летчики же сказали ей: твой Жора, Лида, настоящий мужик. На днях посадил совершенно деформированный от перегрузок самолет.

— Отчего отец умер?

 — Мама считала, что из-за своего упрямства. С юности столько пережил… Старшего брата арестовали и объявили врагом народа. Потом война. После нее испытательные полеты. Да и космос здоровья не прибавил. Понадобилось шунтирование сердца. Предлагали сделать за границей. Тогдашний премьер-министр Виктор Степанович Черномырдин давал деньги. А папа лег в московский кардиологический центр, где делали такую же операцию Ельцину, а перед этим — тому же Черномырдину. Только Виктора Степановича оперировали в пятьдесят лет, а отца — в 74. Операцию проводил профессор Акчурин — хирург, оперировавший Ельцина. Она прошла успешно, сердце после нее заработало. Но потом отец потерял сознание, 12 дней не приходил в себя, у него парализовало дыхание… Мама до конца дней жалела, что не настояла на лечении за границей… Не зря говорят: врачи на Родине золотые, а вот выхаживать после операции не умеем.

— А чем занималась Лидия Матвеевна?

 — Преподавала историю в школе Звездного городка. Учила дочек Гагариных… Титовых немножко — они вскоре уехали в Москву. Наташу Попович учила, и детей Зудовых, и Волыновых. Все дети, говорила, хорошо учились. Шалопаев не было.

Кстати, во время поездки с отцом в США мама обнаружила поразительную вещь: наши дети, оказывается, знают историю Америки лучше, чем американские мальчишки и девчонки. В Штатах они встретились с известным киноактером Кирком Дугласом. Возле гостиницы решили сфотографироваться. Отец увидел Дугласа на фоне советского флага и спрашивает: «Кирк, как ты чувствуешь себя на фоне советского флага? Не будет ли у тебя неприятностей»? — «Откуплюсь!» — засмеялся тот.

— Это правда, что печально известный террорист Ильин принял Георгия Тимофеевича за Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева и из-за этого Береговой чуть не погиб в январе 1969 года?

 — Вы имеете в виду некоторое сходство бровей? В тот день руководство страны торжественно встречало вернувшиеся из полета экипажи кораблей «Союз-4» и «Союз-5», и праздничный кортеж направился в Кремль. Террорист, устроивший стрельбу возле Боровицких ворот, вряд ли видел, кто находится в первой машине. А там ехали Береговой, Андриян Николаев, Валентина Терешкова…

Террориста сбил мотоциклист из охраны. Он был ранен. Но одна из пуль Ильина попала в голову пожилому водителю, который успел уже оформить пенсию, но начальство попросило его еще денек поработать. Он погиб. Осколки стекла легко ранили отца. Срикошетившая пуля поцарапала спину Андрияну Николаеву. Когда водитель потерял сознание, двигавшаяся на подъем машина остановилась, начала скатываться назад. Отец не растерялся и рванул рычаг ручного тормоза. Реакция у него была хорошая.

13227

Читайте нас у Telegram-каналі,
та

Память

Памятная серебряная монета Национального банка Украины. 5 гривен. 2011 г.

Локомотив поезда «Георгий Береговой»

  • Почётный гражданин городов Калуга, Щёлково (Россия), Луганск, Енакиево, Винница, Конотоп (Украина), Телави (Грузия), Плевен, Сливен (Болгария)
  • Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Г. Т. Берегового на Аллее Воинской Славы в Парке Вечной Славы города Киева торжественно открыл Премьер-министр Украины Н. Азаров 1 мая 2013 года (автор идеи создания Аллеи Воинской Славы — гвардии полковник Олег Гук).
  • В Енакиево установлен бронзовый бюст.
  • В Енакиево установлена памятная стела почётному гражданину города.
  • В Енакиево именем Георгия Тимофеевича Берегового названы проспект, парк и сквер.
  • Колокол в память о Г. Береговом — самый крупный из девяти колоколов, установленных в 2009 году на колокольне Свято-Георгиевского храма, расположенного в парке имени Берегового в Енакиево. На колоколе вырезана надпись «В память Георгия Берегового от семьи Януковичей».
  • В Енакиево есть музей космонавта Георгия Берегового (бывший краеведческий музей).
  • Мемориальная доска на школе в Енакиево, где Г. Береговой учился с 1928 по 1936 гг.
  • На доме в посёлке Чкаловский (Щёлково), в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.
  • Мемориальная доска со скульптурными портретами открыта 9 мая 2015 года на доме № 2 в Звёздном городке в память трёх лётчиков — участников Великой Отечественной войны: Г. Т. Берегового, Н. Ф. Кузнецова и П. И. Беляева (скульптор Андрей Следков).
  • В городе Алма-Ата (Казахстан) в честь Берегового названа улица.
  • В городе Шахтёрске (Донецкая область) существует улица Берегового.
  • Донецкому планетарию в 2011 году было присвоено имя Георгия Берегового.
  • 8 апреля 2011 г. Национальный банк Украины выпустил серебряную монету номиналом 5 гривен, посвящённую Георгию Береговому.
  • 15 апреля 2011 г. Южная железная дорога с Карловского железнодорожного вокзала торжественно запустила новый поезд № 92/91 сообщением «Полтава — Москва» под названием «Георгий Береговой».
  • В 2012 году имя Г. Т. Берегового присвоено Донецкому лицею с усиленной военно-физической подготовкой и учебно-воспитательному комплексу школе-лицею «Открытый космический лицей» Симферопольского городского совета Республики Крым.
  • Является прототипом космонавта генерала Крутогорова из романа Александра Казанцева «Фаэты» (1974).
  • В Донецке именем Г.Т. Берегового назван Донецкий Военный Лицей-Интернат

В городе Луганск (Украина) именем Г.Т. Берегового названа СООШ № 29.

Предположительно послужил прототипом заглавного героя «Песни лётчика-испытателя» Владимира Высоцкого.

Карьера космонавта

В 1965 году полковник Береговой должен был лететь на следующий год на « Восходе-3» , но миссия так и не была запущена.

25 октября 1968 года Береговой вывел в корабль «Союз-3» : он почти четыре дня находился на орбите Земли на высоте до 252 км. В рамках своей миссии Береговой дважды маневрировал своим кораблем на позиции сближения с беспилотным спутником Союз-2, но не смог установить прямую физическую связь с кораблем, прежде чем вернуться 30 октября 1968 года.

Тем не менее полет Берегового был в некотором смысле обнадеживающим успехом для советской пилотируемой космической программы, и полковник был отмечен как герой по возвращении. «Союз-3» был единственным космическим полетом Берегового, и вскоре после этого он ушел в отставку, получив звание генерал-майора.

Примечания

  1. Береговой Георгий Тимофеевич // Большая советская энциклопедия:
  2. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 15 ноября 2017.
  3. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 15 ноября 2017.
  4. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 15 ноября 2017.
  5. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 15 ноября 2017.
  6. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 15 ноября 2017.
  7. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 15 ноября 2017.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 сентября 2018.
  9.  (англ.). spacefacts.de. Дата обращения: 27 января 2018.
  10. Советские и российские космонавты. 1960—2000 / Сост.: И. А. Маринин, С. Х. Шамсутдинов, А. В. Глушко. Под редакцией Ю. М. Батурина. — М.: ООО Информационно-издательский дом «Новости космонавтики», 2001. — ISBN 5-93345-003-0.
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 сентября 2015.
  12. // Собрание сочинений в 3-х томах. — М.: Детская литература, 1989. — Т. 1. — 496 с. — ISBN 5-08-001356-7.

«Чтобы поступить в аэроклуб, юноша бросил школу и пошел на завод»

— Как Георгий Тимофеевич стал летчиком?

 — Первым примером для него стал его старший брат Виктор — летчик, начальник парашютной станции Челябинского аэроклуба. Его, к сожалению, в 1937 году арестовали и расстреляли, как и многих других невинных людей разных профессий, — продолжает Виктор Георгиевич. — Средний брат — Михаил Георгиевич — генерал-лейтенант в отставке, в свое время командовал радиотехническими войсками ПВО страны. Сейчас ему 93 года.

На снимке слева: Георгий Береговой полетел в космос в 47 лет, в то время как туда летали мужчины не старше сорока

Отец же, как и дядя Витя, с юности бредил небом. Школьником хотел поступить в Енакиевский аэроклуб. Сказали, что туда берут только рабочих. Так папа после восьмого класса бросил школу, устроился на металлургический завод. Опять незадача: 16-летних в аэроклуб не принимали. Помог друг дяди Виктора начальник летно-парашютной школы Василий Зарывалов.

Курсант Береговой стал прекрасным летчиком. Не раз получал нагоняи за лихачество. Но воевать пришлось на штурмовиках. Сначала летал на одноместном (сзади беззащитном) Ил-2 — без стрелка. Немецкие истребители били их, как куропаток.

Трижды горел и Береговой.

— И после таких злоключений у него не пропало желание летать?

 — Это означало бы стать трусом. Подобное, вспоминал отец, он видел лишь раз. Горящий штурмовик стремительно снижался. Прыгать с парашютом было поздно. Увидев на лугу стога сена, летчик выпрыгнул из кабины, бросив стрелка в неуправляемой машине. И тут проявилась высшая справедливость: от удара о землю стрелка выбросило из кабины прямо… в стог сена, а летчик… промахнулся и сломал себе позвоночник.

Был ли отец бесстрашным человеком? Он не любил громких слов и честно говорил: «Иногда боялся так, что поджилки тряслись. Но страх — в определенной мере даже хорошо, это сигнал об опасности. Только если страх не держать в узде, он сам может стать опасностью. Его нужно обуздывать знанием техники, опытом, которые дают уверенность в себе».

Войну командир эскадрильи капитан Береговой закончил 11 мая 1945 года неподалеку от города Брно в Чехословакии. Потом продолжил службу в части, которая осваивала американские истребители «Кингкобра» (»Королевская кобра»). В душе он всегда оставался истребителем. Мог на штурмовике броситься в атаку на вражеский истребитель.

Пришло время поступать в академию. А общее образование у отца — всего лишь восемь классов! И бывалый фронтовик, майор-комэск, Герой Советского Союза ходил в вечернюю школу вместе с солдатами и младшими офицерами, чтобы получить аттестат зрелости.

— Как Георгий Тимофеевич познакомился с вашей мамой?

 — А там же, во время учебы в вечерней школе, в библиотеке части в поселке Лиманском под Одессой. Мама, тогда еще десятиклассница, приехала из Сум навестить брата-офицера. Они начали переписываться.

Результаты космической миссии

Космонавт Береговой провел полет общей длительностью 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. Также Георгий Тимофеевич стал старейшим на то время человеком, посетившим орбиту нашей планеты.

В результате опыта полученного во время миссии корабля «Союз-3», сделали два основных вывода:

  • Не производить стыковку в тени
  • Не производить стыковку на первом витке вокруг Земли

Несмотря на подробный отчет с множеством нюансов и подробным описанием недостатков корабля, который был тщательно составлен Георгием Береговым, космонавт не был доволен своей работой. Сегодня же результат модернизаций корабля данной серии очевиден, кораблями «Союз» было проведено 47 полетов с целью доставки экипажа на Международную космическую станцию.

Почему они не встретились?

Уже на следующий день 31 октября, сразу после посадки, Береговой выступил с докладом на Госкомиссии по разбору полёта. Рассказывая о несостоявшейся стыковке, он сообщил следующее:
— С 200 метров я стал управлять причаливанием вручную. Корабли сблизились до 30-40 м. В этот момент я ясно увидел, что бортовые огни «Союза-2» образуют трапецию, и я никак не могу загнать их на одну линию. Я понял, что стыковки не будет, и решил «зависнуть» и ждать рассвета. На светлой стороне Земли я увидел вблизи «Союз-2», но курсы кораблей расходились на 30°. Я сделал ещё попытку приблизиться к «Союзу-2», но курсы стали расходиться ещё больше…
Впоследствии техническая комиссия ЦКБЭМ внимательно исследовала все имевшиеся данные о полёте «Союза-3» и «Союза-2» и смогла полностью восстановить реальную картину произошедшего.

В то время, согласно принятой методике стыковки, сразу после старта активный корабль должен был выводиться в зону ближнего сближения на расстояние 10-20 км от пассивного корабля. После этого начинала работать система «Игла», которая в автоматическом режиме проводила сближение кораблей. При этом командир корабля только контролировал её работу, не вмешиваясь в управление. Когда корабли сближались на расстояние в 200 м, космонавт переходил на ручное управление и выполнял сначала причаливание, а затем стыковку.

Автоматическое сближение «Союза-2» с «Союзом-3» проходило нормально, неисправностей на борту кораблей не было. Но когда расстояние между кораблями сократилось до 200 м, выяснилось, что угол по крену выбран не полностью, т.е. корабли не выровнены относительно друг друга. В то же время Береговой, следуя инструкции, перешёл на ручное управление, но вместо того, чтобы слегка довернуть корабль в нужном направлении, он слишком сильно дёрнул рукоять управления, совершив резкий манёвр. В результате корабли оказались в перевёрнутом положении относительно друг друга на 180°, однако Береговой этого не заметил.

Второй ошибкой космонавта было то, что он не обратил внимания на тот факт, что бортовые огни на концах солнечных батарей «Союза-2» находились в неправильном положении. В результате этого при дальнейшем сближении пассивный корабль «Союз-2» стал отворачивать по углу рысканья от перевёрнутого «Союза-3», чтобы избежать столкновения.
В результате стыковку провести не удалось, и автоматика развела корабли на безопасное расстояние, чтобы избежать их столкновения. Тогда Береговой попробовал облететь отвернувшийся от него «Союз-2» и состыковаться снова. Но и эта его попытка не увенчалась успехом. К тому времён запас топлива для системы ориентации и стабилизации «Союза-3» был израсходован почти полностью.

Оставшегося количества перекиси водорода едва хватило на ориентацию перед спуском на Землю. Вывод комиссии был однозначным: причиной невыполнения программы полёта (срыв стыковки) явилась ошибка космонавта. Однако нельзя всю вину за срыв полетного задания возлагать только на Георгия Тимофеевича

Необходимо принять во внимание следующие факторы: во-первых, стыковка проводилась на первом же витке после выведения «Союза-3» на орбиту (в это время космонавт находился в состоянии острой адаптации к условиям космического полёта)

Во-вторых, стыковка была осложнена ночными условиями, и поэтому космонавт плохо видел свою цель.
В-третьих, ему не у кого было попросить помощи и подсказки, ведь он находился вне зоны радиовидимости наземных средств связи.

В-четвёртых, необходимо отметить, что процесс сближения кораблей в перевёрнутом положении на тренажёре «Волга» не отрабатывался. Таким образом, ещё на стадии подготовки к полёту были
Г допущены четыре ошибки, которые спровоцировали и усилили ошибку ь / самого Берегового. Однако, несмотря на все произошедшее, в официальных сообщениях ТАСС не было сказано ни слова о неудавшейся стыковке. Напротив, полёт Берегового освещался нашей прессой как очередной крупный успех советской космонавтики. Сам Георгий Тимофеевич был награждён второй Звездой Героя Советского Союза (первую он получил за боевые заслуги во годы Великой Отечественной войны), а также вторым орденом Ленина. К чести руководителей космической отрасли, из космонавта не стали делать козла отпущения. Все понимали, что ошибки на этапе освоения неизбежны, поэтому данный случай не сказался на карьере самого Георгия Тимофеевича.

Так, например, он первым из космонавтов получил звание генерал-майора. А вскоре, в 1972 г., Береговой возглавил ЦПК имени Ю. А. Гагарина и почти 15 лет занимал эту должность

Будучи начальником ЦПК, Георгий Тимофеевич особое внимание уделял тщательной и безукоризненной подготовке космических экипажей, зная на своём личном опыте, что космос не прощает даже малейшей ошибки

Выстрелы в Кремле

На дворе ещё стояла эпоха, когда космос будоражил умы, а космонавты были героями. Советская пресса и правительство этому всячески способствовали. В газетах заранее публиковали анонсы будущих торжественных приёмов в Кремле в честь космонавтов.

Один человек решил этим воспользоваться.

Младший лейтенант Ильин 21-го января 1969 года покинул расположение части, прихватив с собой два пистолета Макарова и четыре обоймы с патронами. По заранее купленному билету он полетел с оружием в Москву. Времена стояли ещё самые невинные, никаких изнуряющих личных проверок не существовало.

Летел Ильин с одной единственной целью — убить генерального секретаря ЦК КПСС Брежнева. Который, несомненно, будет присутствовать на широко анонсированном приёме в честь космонавтов в Кремле на следующий день.

Экипажи кораблейСоюз-4» иСоюз-5» провели долгожданную стыковку с переходом из корабля в корабль через открытый космос. Делали они это на солнечной стороне Земли, над территорией СССР, в конце первых суток полёта, — опыт неудачиСоюза-3» был учтён.

Всё это надо было хорошо отпраздновать.

Ильин раздобыл милицейскую форму, в которой без проблем прошёл в Кремль и встал в оцепление в ожидании проезда кортежа. Увидев приближающийся правительственный кортеж, Ильин по-македонски, с двух рук, открыл огонь по второму автомобилю в отряде.

Автомобиль, на котором везли космонавтов

Всё это было, конечно, феерическим проколом советских спецслужб.

В этой машине Брежнева не было, он вообще то ли уже въехал в Кремль ранее, то ли находился в хвосте колонны. В небронированном лимузине ЗИЛ-111, попавшем под огонь, ехали советские космонавты. На заднем сиденье находились Адриан Николаев, Валентина Терешкова и Алексей Леонов, на переднем — Георгий Береговой.

В космонавты не брали тех, кто не умел молниеносно реагировать на изменение обстановки. После первых же выстрелов все, кто был на заднем сиденье, упали на пол. А сидевший на пассажирском месте Береговой перехватил управление у получившего смертельные ранения водителя и увёл машину из-под обстрела.

Ильина сбил один из мотоциклистов эскорта, после чего стрелка задержали. Он провёл 20 лет в психиатрической больнице и сегодня проживает в городе Санкт‑Петербурге.

А назначенный на 22 января 1969 года приём прошёл, как будто ничего не случилось.

Схожесть с генсеком

Советская космонавтика отмечала серьезный успех, поскольку в начале 1969 года отечественные ученые и инженеры первыми в мире все-таки совершили стыковку двух пилотируемых кораблей. На орбите удалось создать экспериментальную космическую станцию с четырьмя космонавтами на борту. Тысячи людей вышли на московские улицы приветствовать покорителей космоса.

С Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым, 1968 год Виктор Кошевой/ТАСС

Во время торжественной встречи космонавтов в Кремле 22 января офицер Виктор Ильин, переодевшись в милицейскую форму, совершил покушение на генерального секретаря, обстреляв автомашину «Зил-111», в которой, как он думал, ехал Леонид Брежнев. На подъезде к Кремлю у Боровицких ворот Ильин выстрелил 11 раз по лобовому стеклу, приняв сидящего спереди генерал-майора Берегового за генсека. В итоге погиб водитель, слегка задело пулей летчика-космонавта Андрияна Николаева, а Георгия Тимофеевича лишь поранило стеклами. Ему даже удалось перехватить управление машиной и остановить ее. Стрелявшего тогда задержали.

Другие высоты

Работа Берегового продолжилась, он был назначен заместителем, а в 1972–1987 годах главой Центра подготовки космонавтов. Одновременно с административной работой вел большую научную деятельность. Специализацией он выбрал инженерную психологию в космонавтике и защитил кандидатскую диссертацию в Институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. В 1987 году ушел в отставку в воинском звании генерал-лейтенанта авиации.

В этот период открылся ещё один талант Берегового — литературный. На страницах своих произведений он подчеркивал невероятные ощущения, романтику и динамизм, которые присутствовали при покорении воздушного и безвоздушного пространства.

«Когда Берегового спросили о самочувствии после полета, он отшутился: «Как после хорошей пьянки»

 — Виктор Георгиевич, ко времени первого в истории человечества полета в космос, 50-летие которого мы в эти дни отмечаем, Георгий Тимофеевич уже был Героем Советского Союза, заслуженным летчиком-испытателем. Испытатели — особая каста летчиков, они, как правило, даже на космонавтов поглядывают свысока. Дескать, чем космонавт на орбите управляет? Это ведь им самим управляют с земли. Что же потянуло вашего отца — уже солидного человека — в космос?

 — Тяга к небу, потом и в космос, была, наверное, следствием величайшей любознательности отца, — рассказывает Виктор Береговой. — Заместителем главкома ВВС по космосу был генерал-полковник авиации Николай Каманин — знаменитый летчик 30-х годов, за спасение челюскинцев одним из первых удостоенный звания Героя Советского Союза.

В годы войны Николай Петрович командовал авиакорпусом, в котором воевал Береговой. Каманин поначалу отговаривал отца от этой затеи. Ссылался на приказ брать в отряд космонавтов летчиков не старше тридцати лет. «Георгий, — говорил, — ты хочешь, чтобы тобой командовали мальчишки, уже побывавшие в космосе?»

На снимке справа: Виктор Береговой (1968 год): «Папа хотел, чтобы я стал военным инженером-авиатором. Но мне не хотелось в армию…»

Но все-таки познакомил папу с главным конструктором Сергеем Павловичем Королевым. Береговой как опытный летчик-испытатель сформулировал несколько предложений, как усовершенствовать кабину космического корабля, чтобы им было удобнее управлять. Эти идеи понравились Сергею Павловичу. И Королев пригласил отца в отряд космонавтов.

Да, поначалу Береговому пришлось несладко. Некоторые молодые космонавты поглядывали на пожилого, на их взгляд, летчика искоса…

Потом начались другие проблемы — отец весил 90 килограммов. Многовато для космонавта. После упорных тренировок и диеты он сбросил десять килограммов. Артериальное давление стало, как у 25-летнего, пульс снизился до стабильных 64 ударов в минуту.

Выяснилось также, что папа не умеет плавать! В украинском городе Енакиево, где прошло его детство, подходящих водоемов не было. А космонавтов бросали и в тайгу, и в тундру, и в море. Ничего, вскоре Береговой научился и плавать. Его зауважали за характер, трудолюбие, упорство, открытость, искренность и веселый нрав.

После полета его спросили, как себя чувствует. «Как после хорошей пьянки», — отшутился. Человеком он был компанейским, иногда мог и выпить, но никогда не пьянел и никогда не страдал, так как меру знал. Все, кто побывал в космосе, знали, что там очень непросто: и перегрузки, и невесомость.

После смерти Королева в этой отрасли начались серьезные неприятности. В 1967 году во время приземления Владимира Комарова, испытывавшего корабль нового поколения «Союз-1», отказал один из двух тормозных двигателей. Корабль, спускавшийся на парашюте, начал вращаться, стропы парашюта скрутились, купол сжался, и «Союз» с космонавтом врезался в землю.

Дублером у Комарова был Юрий Гагарин. Он снова рвался в космос. Но главный конструктор решил не рисковать. Второй «Союз» послали на орбиту беспилотным, в автоматическом режиме. Лишь после его успешного приземления третий корабль уже решили запускать с человеком на борту.

Но Гагарин, как вы знаете, вскоре погиб. Представляете, каково лететь после таких ЧП? И здесь отцу пригодился фронтовой опыт: на войне летчики, чуть ли не каждый день терявшие товарищей, научились преодолевать страх, не думать о плохом. Папа говорил: если летчик не верит в успех — не стоит и браться, надо уходить. Наверное, поэтому у него и получилось. Кстати, автомобили, которых у отца за долгие годы было несколько, он страховал. А вот свою жизнь ни он, ни другие летчики и космонавты — никогда! У них суеверие такое было.

Более поздняя жизнь

На публичной церемонии в честь отряда советских космонавтов Береговой был легко ранен во время покушения на Леонида Брежнева в 1969 году .

В октябре 1969 года Константин Феоктистов и Георгий Береговой путешествовали в качестве гостей НАСА по США, посещая любой город по своему выбору и парк развлечений Диснейленд в Калифорнии — в качестве хозяев к ним присоединились американские астронавты, в том числе Юджин Сернан, Нил Армстронг. и другие. Кирк Дуглас и другие устраивали для них приемы в Голливуде — их охраняли специальные агенты Госдепартамента США по запросу НАСА. Почти в каждом месте, куда они побывали в сопровождении Юджина Сернана, если там была группа, играла песня «Fly Me To The Moon» — когда они посещали парк Диснея, им нравилась поездка на поездку на Луну, а затем они шутили с американскими астронавтами, что они пошел в Диснейленд, а не на Луну. Это была поездка, которая понравилась всем, и завязалась международная дружба.

Береговой перешел на работу в Центр подготовки космонавтов , а в 1972 году был назначен директором этого центра.

Консультант фильма Арвазда Пелешяна «Наш век» (1983).

После выхода на пенсию Береговой стал депутатом советского парламента от Донбасского региона Украинской ССР . В этом качестве он, как сообщается, помог Виктору Януковичу начать новую жизнь, добившись того, что два его судимости были исключены из судебных протоколов. Много лет спустя Янукович стал премьер-министром, а затем президентом современной независимой Украины .

Георгий Береговой скончался во время операции на сердце 30 июня 1995 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector