Валерий леонтьев

Учёба

В Юрьевце Валерий окончил восемь классов школы и решил продолжить обучение в Муромском радиотехническом техникуме. Несмотря на свои таланты в художественной самодеятельности, пластичность и артистизм, Леонтьев никогда не мечтал стать певцом или артистом. И для дальнейшей учёбы он выбрал земную вполне мужскую профессию.

Однако вступительные экзамены в радиотехнический техникум он провалил, и ему пришлось вернуться домой, где он доучился в средней школе ещё два класса.

В школе Валерий Леонтьев учился неплохо, особенно любимым у него был предмет «Русская литература», он очень увлекался поэзией. Через много лет это детское увлечение выльется в замечательные песни, написанные на стихи Ахматовой, Блока, Цветаевой.

А пока у него появилась мечта связать свою дальнейшую судьбу с работой на море, он даже выбрал учебное заведение, куда хотел поступать после получения аттестата о среднем образовании – Дальневосточный университет, факультет океанологии. Но семья со скромным достатком не могла позволить себе такой далёкий отъезд сына, мечта так и осталась несбывшейся. И быть может, поэтому по прошествии стольких лет так много места в творчестве Валерия Леонтьева занимает именно морская тема.

Тогда Валерий решил поехать поближе, в Москву, где подал документы для поступления в ГИТИС. Однако огромная и суетная столица давила на провинциального юношу, в последний момент из-за нерешительности и растерянности он забрал документы и вернулся домой.

В Юрьевце Валера сразу начал работать, пришлось ему потрудиться в разных местах и освоить немало профессий – электрика, оператора на молочном заводе, разнорабочего на заводе кирпичном, портного и почтальона, тесёмщика-смазчика на льнопрядильной фабрике.

Однако образование получать хоть какое-то, но надо было, на этом настояла старшая сестра. И тогда юноша переехал в Воркуту, там находился филиал от Ленинградского горного института, Валерий стал его студентом. По вечерам была учёба, а днём он подрабатывал в лаборатории научно-исследовательского института оснований и подземных сооружений, а позже трудился в качестве чертёжника проектного института.

Взгляды и убеждения

Леонтьев считал главной опасностью для России и других православных стран либерализм («либеральный космополитизм») с его «омещаниванием» быта и культом всеобщего благополучия, выступал против эгалитаризма («бессословности»), «демократизации». Проповедовал «византизм» (церковность, монархизм, сословная иерархия и т. п.) и союз России со странами Востока как охранительное средство от революционных потрясений. Леонтьева иногда относят к «поздним» славянофилам, но он скептически относился к славянофильству и славянству.

Написал довольно тонкие литературно-критические этюды о Л. Н. Толстом, И. С. Тургеневе, Ф. М. Достоевском. Критиковал Толстого и Достоевского за «розовое христианство».

Вслед за Н. Я. Данилевским делил человечество на культурно-исторические типы, неминуемо проходящие в своем развитии определённые стадии: юности, зрелости и старости (в терминологии Леонтьева — первичной простоты, цветущей сложности и угасания, ведущего к смерти). Таким образом, Леонтьев применил эстетический принцип к оценке общества, государства, культуры, истории («эстетизм» Леонтьева).

Интересовался социалистическими учениями: читал П. Прудона и Ф. Лассаля; предрекал европейской цивилизации политическую победу социализма, описывая его в виде «феодализма будущего», «нового корпоративного принудительного закрепощения человеческих обществ», «нового рабства».

В греко-болгарском конфликте, который был одним из ключевых вопросов Восточной политики для России в 1860-е—1870-е, полагал, что Константинопольский патриархат («фанариотское» духовенство) стоял на канонически безупречных позициях, в то время как болгары отошли от единства со вселенской Церковью.

Наука и жизнь

  1. Революционные события захватили юношу, и он увлекся философией и вопросами устройства государства и общества. Вернувшись в Москву, он решил пойти в МГУ на факультет общественных наук.
  2. Одним из преподавателей Алексея был Г.И. Челпанов — профессор философии, который вел также семинар по психологии. Это человек, создавший Психологический институт в рамках университета, который в 1926 году стал самостоятельным учебным заведением. Учась у Челпанова, Леонтьев начал изучать психологию.
  3. В 1924 году получил диплом и остался работать в Психологическом институте. Занимался научной и педагогической деятельностью, в том числе в Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, во ВГИКе и ГИТИСе.
  4. С 1925 года вместе с Л.С. Выготским и А.Р. Лурией исследует механизм формирования и работы памяти. Их совместные изыскания приведут к возникновению культурно-исторической теории, на которой будет основана дальнейшая научная работа Леонтьева.
  5. В конце 1920-х годов многие учебные заведения попали в опалу, и их преподаватели стали преследоваться из-за подозрений в пропаганде оппозиционных настроений. В 1930 г. Леонтьеву пришлось покинуть ВГИК, а в следующем году его уволили из Академии коммунистического воспитания, которая была распущена и перенесена в Ленинград.
  6. Леонтьеву и его сторонникам было трудно найти работу в столице и невозможно продолжать свои исследования. Вскоре им удалось получить места в Харьковском педагогическом институте, и Леонтьев переехал в этот город и вступил в должность в 1931 году.
  7. В этом же году выходит книга Алексея Николаевича«Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций», в которой он описывает результаты многолетнего изучения памяти.
  8. В 1933 г. стал заведующим кафедрой психологии института. Здесь вокруг него и его коллег образовалась группа ученых, взгляды и деятельность которых позже назовут Харьковской психологической школой. Их целью было продвигать изучение психологии и смежных дисциплин (например, психиатрии и педагогики) посредством экспериментальных исследований.
  9. В это время Леонтьева интересуют вопросы формирования психики человека. Вместе со своей харьковской группой он исследует детское поведение, что приводит к более глубокому пониманию работы и развития психических процессов в сознанииребенка.
  10. В 1930-е годы, продолжая идеи Выготского, основывает собственную теорию деятельности. Ее предметом является установление связи между сознанием и деятельностью и характера их взаимного влияния друг на друга.
  11. В 1936 году смог вернуться в Москву и снова преподавать в Психологическом институте, а также в МГУ, во ВГИКе и ГИТИСе. Одновременно до 1938 года он продолжал работу в Харькове, регулярно путешествуя между двумя городами.
  12. Теперь его время посвящено изучению чувствительности кожи, ее реакций на раздражители, а в сотрудничестве с С.М. Эйзенштейном он исследует психическое восприятие фильмов. Алексея Николаевича волновала роль и функция творчества в жизни человека, что привело его к анализу психологии искусства. Занимается и психическим развитием животных, что позволит ему выдвинуть новые теории эволюции сознания.
  13. В 1940 году Леонтьев защищает докторскую. В своей диссертации он рассматривает психику в ее историческом развитии — филогенезе — и разбирает устройство памяти, восприятия, воли, произвольности и эмоций. Эта работа была опубликована в виде книги «Развитие психики».
  14. В 1960-е гг. интересуется вопросами личности и ее связи с обществом. В 1977 г. выходит книга «Деятельность. Сознание. Личность», подводящая итоги его расследованиям в этой области.
  15. В 1966 г. Леонтьев полностью переходит на работу в МГУ и становится деканом и заведующим кафедрой психологии. Эти должности он неизменно занимает до конца жизни. Именно он основал факультет психологии в Московском университете.
  16. Алексей Николаевич скончался 21 января 1979 года.

Восхождение на творческий олимп

После отчисления из института в 1972-м году он дает сольный концерт в Воркуте. Несмотря на практически полное отсутствие опыта серьезных выступлений, его первый концерт в Доме культуры имел успех.

Затем Валерий становится лучшим на конкурсе молодых талантов. Немного подучившись эстрадному мастерству на московских курсах, он становится солистом в музыкальном коллективе «Эхо». После этого начались его первые гастрольные туры, правда, в основном они проходили на небольших сценах в разных городах.

Серьезный успех пришел к Леонтьеву в 1978-м, когда он успешно выступил на ялтинском конкурсе. Следующая пара лет стала для артиста триумфальной. Валерий был желанным гостем на любом крупном концерте. Тогда же он открывает себе путь на телевидение и знакомится с известным композитором Тухмановым.

3 года «отечественный Мик Джаггер» вынужден выступать на небольших региональных концертах, так как в столице ему дают понять, что он здесь пока не нужен. На ТВ Леонтьев также становится нежелательной персоной.

Не теряя времени, Валерий поступает в институт культуры и получает диплом. При этом он старается найти время и для концертов, чтобы поклонники не забыли его. Уже к 1983-м году Леонтьев вновь на пике популярности и чиновники больше не мешают ему.

Валерий несколько раз экспериментирует с разными жанрами, включая юмор («Светофор») и экспрессивную романтику («Казанова»). К 1993-му году Валерий уже выпустил 11 музыкальных дисков. Пройдет еще три года и яркий певец взойдет на вершину творческой карьеры, став народным артистом.

В 2000-х Леонтьев, несмотря на обилие новых и молодых звезд, удерживал одно из лидирующих мест на эстраде. На концерте в Сочи он даже оказался на одной сцене с Путиным. Когда артист пел на бис «Надежду», президент неожиданно начал подпевать. Леонтьев не растерялся и передал ему микрофон, после чего они вместе закончили исполнение песни.

Взлет карьеры

В 1947 году А.Н. Леонтьев подал заявку на вступление в партию. Без членства в ВКП(б) невозможно было в те времена построить карьеру и заниматься научной деятельностью. В 1948 году заявка ученого была одобрена и его приняли в партию. С этого момента карьера психолога пошла в гору.

В 1950 году Алексей Николаевич стал действительным членом Академии педагогических наук. Здесь он занимал сначала должность академика-секретаря отделения психологии, позже, в 1959 году, Алексей Николаевич Леонтьев стал вице-президентом академии.

Параллельно с научной деятельностью Алексей Николаевич занимался и педагогикой. В 1951 году он вновь приходит в Московский государственный университет, теперь на должность заведующего кафедрой психологии на философском факультете.

В 1966 году Леонтьев и вовсе основал в МГУ новый факультет — факультет психологии. Он существует и по сей день. Через десять лет Алексей Николаевич Леонтьев совершает новое открытие. На этот раз открытие психологической лаборатории, в которой изучалось восприятие. Эта лаборатория также работает и сейчас.

Умер А.Н. Леонтьев в 1979 году, 21 января. До самой смерти ученый занимался исследованиями. После себя он оставил множество трудов, которые и на сегодняшний день не потеряли своей актуальности и используются студентами в качестве учебников. Вклад в психологию Алексея Николаевича Леонтьева неоценим. Кроме этого дело Алексея Николаевича продолжают его сын Алексей Алексеевич и внук Дмитрий Алексеевич. Оба они пошли по стопам отца и стали изучать психологию.

На этом закончим краткую биографию Алексея Николаевича Леонтьева. Перейдем к его основным трудам.

Библиография

Первым его напечатанным произведением стала повесть «Благодарность» (в рукописи — «Немцы»), появившаяся в «Московских ведомостях» (1854. — № 6—10) за подписью «***».

  • Исповедь мужа (Ай-Бурун), повесть (1867)
  • О всемирной любви (по поводу речи Ф. М. Достоевского на Пушкинском празднике), статья (1880)
  • Воспоминания загорского грека Одиссея Полихрониадеса, роман (1876-1882)
  • Византизм и славянство (1875)
  • Из жизни христиан в Турции. В 3-х т. — М., 1876
  • Египетский голубь. Дитя души. — Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1954
  • Записки отшельника. — М.: «Русская книга», 1992
  • Избранное. — М., «Московский рабочий», 1993

Сборник «Восток, Россия и Славянство» выдержал, за период 1912—2007 годов, 21 издание на трёх иностранных языках. Собрание сочинений К. Н. Леонтьева за период 1912—1975 годов издавалось на трёх иностранных языках девять раз. Полное собрание сочинений и писем К. Н. Леонтьева в 12 томах было начато в 2000 году издательством «Владимир Даль» (Санкт-Петербург).

Оптина

Спасительным для Леонтьева, пребывавшего в состоянии раздвоенности и борения, стало присутствие в его жизни Оптиной пустыни. Он приезжал туда и подолгу жил при монастыре. Но лишь когда Константин Николаевич получил большую пенсию, он поселился там основательно, рассчитывая и смерть встретить у монастырских стен. Это «укоренение» случилось в 1887 году. До сих пор неподалеку от знаменитого Оптинского скита стоит небольшой двухэтажный домик, получивший ласковое прозвище «консульского». Там жили когда-то два значительных православных писателя: бывший консул Константин Леонтьев и, позднее, Сергей Нилус.

Там, в Оптиной, Леонтьев нашел тех собеседников и учителей, которых ему не хватало. Одним из них стал великий оптинский старец Амвросий, светильник нашего монашества. Перед его умом и духовным авторитетом Леонтьев преклонялся. Но долгие интеллектуальные разговоры он чаще вел с высокоученым иеромонахом Климентом (Зедергольмом), когда-то оставившим Протестантизм ради Православия.

Леонтьев, великий спорщик, человек изощренного ума и широкой образованности, с трудом принимает умственную строгость, характерную для Оптиной пустыни. Он живет в двух шагах от обители, но он все еще не монах. Леонтьев ведет жизнь обедневшего дворянина и литератора, хоть и не добившегося громкой славы, но сумевшего обзавестись кругом преданных поклонников. Он любит принимать гостей, заводить с ними разговоры на политические темы, его очень интересует жизнь российских столиц. Константин Николаевич не прочь завести полемику, поучаствовать в борьбе публицистов.

Душевные сдвиги происходят медленно, но верно. На посланиях Леонтьева друзьям и поклонникам появляются фразы, свидетельствующие о том, что Константин Николаевич берет у старцев благословение на переписку. При всем многообразии интересов, при всей яркости леонтьевских публицистических произведений того времени, он признает: «…я не позволяю себе вносить ничего своего в церковное учение и готов подчиняться всему, что велит духовенство». А ведь когда-то смирение было наименьшей добродетелью этого человека! На дипломатической службе в Турции он не постеснялся ударить хлыстом французского консула Дерше за оскорбительную шутку о России. А позднее Константин Николаевич из-за принципиального расхождения насчет российской политики в отношении болгар поссорился со своим покровителем и начальником — послом Н. П. Игнатьевым. Мог бы повиниться, прийти к нему с прошением, но вместо этого отправил дерзкое письмо…

Теперь же всякая мятежность покинула его.

В последние годы жизни это уже в полной мере христианский писатель. Он создает житие Климента Зедергольма, пишет замечательную статью «Добрые вести», прославляя поворот аристократических семей России к Православию. Здесь же Константин Николаевич говорит о благом воздействии православного монашества на семейную жизнь мирян: «Для семьи нужна православная мистика. Она смягчает горести несчастной семьи, она озаряет счастливую семью светом наивысшей поэзии… Для сохранения основных начал этой мистики, для накопления ее объединяющих преданий необходимы монастыри. Их влияние на семейную жизнь, прямое и косвенное, незаменимо ничем — никакой иной педагогией, никакой своевольно мягкой моралью».

Леонтьевский эстетизм не исчез, но подчинился вере, перестал быть для нее соперником даже в самой малой степени. В 1887 году Константин Николаевич напишет: «…если, наконец, я стал… предпочитать мораль поэзии, то этим я обязан, право, не годам… но Афону, а потом Оптиной… Из человека с широко и разносторонне развитым воображением только поэзия веры может вытравить поэзию безнравственности…» А ведь когда-то прослыл сущим Казановой! В 1888-м: «Когда страстную эстетику побеждает духовное (мистическое) чувство, я благоговею, я склоняюсь, чту и люблю…» В 1891-м: «Христианству мы должны помогать даже в ущерб любимой нами эстетике из трансцендентного эгоизма, по страху загробного суда, для спасения наших собственных душ…»

Оптина вычистила душу Константина Николаевича, Оптина сделала для него монастырь родным домом. Он прямо говорит в 1888 году, что веру в загробную жизнь, прежде дававшуюся ему, медику по образованию, с трудом, Бог, наконец, утвердил в его сердце. Теперь могло, наконец, состояться то, о чем Леонтьев мечтал вот уже два десятилетия, со времен Афона…

Пострижение состоялось так же легко, как последний осенний лист отрывается от черной ветки под действием легчайшего ветерка. Философ Леонтьев исчез в Оптиной, чтобы родился инок Климент.

Юные годы певца

Родом Валерий из маленького села Усть-Уса. Ничто в его простой семье не предрасполагало к тому, что он пойдет по творческому пути. Отец Леонтьева трудился ветеринаром и разводил оленей. О матери певца известно лишь то, что она родом с Украины и родила его достаточно поздно – в 43 года.

Многие близкие Леонтьева замечали, что у мальчика непреодолимая страсть к творчеству. Он рисовал лучше большинства сверстников и быстро осваивал танцевальные движения. Вокальные данные также были на достойном уровне, поэтому он был зачислен в школьный хор.

Впрочем, даже всего этого маленькому Валерию было мало. Вскоре он вступил в школьную самодеятельность и даже выкроил время на посещение драмкружка.

1966-й год мог стать началом творческого пути Леонтьева. Именно в тот год юный талант приехал в столицу, желая поступить в ГИТИС. Хотя Валерий уже подал документы и имел все шансы быть зачисленным, нерешительность молодого провинциала сыграла свою роль и он передумал.

В то время родители Леонтьева проживали в Юрьевце, куда он и вернулся. Пытаясь забыть свою мечту о творческой карьере, Валерий с головой уходит в работу. Будущий артист поверхностно освоил следующие профессии:

  1. Почтальон;
  2. Портной;
  3. Электрик.

При этом он находил время для учебы в горном институте.

Уже на третьем курсе желание покорять творческий Олимп все же взяло верх. Леонтьев отчисляется из института и уже твердо решает стать певцом.

Философия К. Н. Леонтьева

Антропологические воззрения

В своей антропологии К. Леонтьев выступает резким критиком абсолютизации человека, характерной для секулярной культуры. В современной Европе, по мнению мыслителя,

К. Леонтьев указывает на то, что европейская мысль поклоняется не личности, достигшей особой степени развития, но просто индивидуальности всякой, и всякого человека желает сделать равноправным и счастливым. Такая мораль Леонтьевым отвергается. Ей он противопоставляет иную мораль: Леонтьев утверждает движение к Богочеловеку, путь к которому, по мнению мыслителя, не лежит через эвдемонизм.

Согласно Н. А. Бердяеву, мораль К. Леонтьева — есть

Согласно воззрениям мыслителя, большей частью человеческие помыслы социально опасны, а потому свободу человека должно уравновешивать различными политическими и религиозными институтами. В этом Леонтьеву созвучно консервативное человекопонимание, так называемый антропологический пессимизм. Однако леонтьевское охранительство имеет своей особенностью ярко выраженную религиозную окраску.

Детство и юность

Валерий Леонтьев родился в марте 1949 года в селе Усть-Уса, в Коми. Его семья не имела никакого отношения к искусству. Леонтьевы жили скромно. Отец Яков Степанович был помором из Архангельской области, занимался оленеводством и работал ветеринаром. Мама Екатерина Ивановна Клюц родилась в Украине. Мальчик был поздним ребенком – он родился, когда матери исполнилось 43 года. Кроме него, в семье подрастала старшая сестра Майя (умерла в 2005 году).

Вскоре из Усть-Усы семья перебралась на родину отца, в Архангельскую область. Раннее детство Валерия прошло в деревне Верхние Матигоры. Когда сыну исполнилось 12 лет, Леонтьевы снова переехали, на этот раз в Ивановскую область. Остановились в городе Юрьевце, на живописном берегу Волги.

Валерий Леонтьев в молодости

Много слухов ходит по поводу национальности Валерия Леонтьева. В Сети часто появляется информация о том, что он не русский, а манси.

В детском и юношеском возрасте родные Валерия замечали, что мальчика тянет к творчеству. Он неплохо рисовал, был пластичен и хорошо пел, даже солировал в школьном хоре. А еще он участвовал в школьной самодеятельности и с удовольствием ходил в драмкружок. Но о том, чтобы заниматься музыкой и стать артистом или певцом, мальчик из небогатой семьи даже не мечтал.

По окончании 8-го класса Леонтьев сдал документы в радиотехнический техникум в Муромске, но провалил экзамены и вернулся доучиваться в родную школу. Видимо, гены отца-помора сказались, и Валерий все больше начинает мечтать о работе, связанной с морем. В старших классах он практически решился по окончании школы уехать во Владивосток и поступить на океанолога, но для скромной в доходах семьи такие траты оказались не под силу.

В то время Валерий Леонтьев осознал, что есть еще одна профессия, с которой хотел бы связать жизнь. И он рискнул и в 1966-м подал документы в московский ГИТИС, выбрав актерский факультет. Но нерешительность и комплекс провинциала сделали свое дело: в последний момент Леонтьев передумал поступать.

Костюмы Валерия Леонтьева

Возвратившись в Юрьевец, Валерий сразу же пошел на работу. В молодости будущая звезда эстрады перепробовала много профессий: электрик, почтальон, разнорабочий на кирпичном заводе и даже портной. Но образование надо было получить, и Леонтьев поступил в горный институт в Воркуте.

Вечером он учился, а днем зарабатывал себе деньги на жизнь, трудясь лаборантом в НИИ и чертежником проектного института. Доучился Леонтьев только до 3-го курса и бросил учебу – душа не лежала к будущей профессии. Зато чем дальше, тем больше хотелось петь и выступать на сцене. Огни софитов и полные залы аплодирующей публики влекли парня все сильнее.

Основные положения деятельностной теории мотивации

Ранее выполненный нами анализ преследовал цель устранить противоречия в традиционно цитируемых текстах А.Н. Леонтьева, обусловленные тем, что понятие «мотив» в них несло чрезмерно большую нагрузку, включая в себя много разных аспектов. В 1940-е гг., когда оно только вводилось как объяснительное, этой растяжимости вряд ли можно было избежать; дальнейшее же развитие этого конструкта привело к его неизбежной дифференциации, появлению новых понятий и сужению за их счет семантического поля собственно понятия «мотив».

Отправной точкой для нашего понимания общей структуры мотивации выступает схема А.Г. Асмолова (1985), выделившего три группы переменных и структур, которые отвечают за эту область.  Первая — общие источники и движущие силы деятельности; Е.Ю. Патяева (1983) удачно назвала их «мотивационными константами». Вторая группа — факторы выбора направленности деятельности в конкретной ситуации здесь и теперь. Третья группа — вторичные процессы «ситуативного развития мотивации» (Вилюнас, 1983; Патяева, 1983), которые позволяют понять, почему люди доводят до конца то, что они начали делать, а не переключаются каждый раз на все новые и новые соблазны (подробнее см.: Леонтьев Д.А., 2004). Таким образом, главный вопрос психологии мотивации «Почему люди делают то, что они делают?» (Deci, Flaste, 1995) распадается на три более частных вопроса, соответствующих этим трем областям: «Почему люди вообще что-то делают?», «Почему люди в данный момент делают то, что они делают, а не что-то другое?» и «Почему люди, начав что-то делать, обычно доводят это до конца?». Понятие мотива чаще всего используется для ответа на второй вопрос.

Начнем с основных положений теории мотивации А.Н. Леонтьева, более подробно рассмотренных в других публикациях.

  1. Источником человеческой мотивации служат потребности. Потребность есть объективная нужда организма в чем-то внешнем — предмете потребности. До встречи с предметом потребность порождает только ненаправленную поисковую активность (см.: Леонтьев Д.А., 1992).
  2. Встреча с предметом — опредмечивание потребности — превращает этот предмет в мотив целенаправленной деятельности. Потребности развиваются через развитие их предметов. Именно благодаря тому, что предметами человеческих потребностей выступают предметы, созданные и преобразованные человеком, все человеческие потребности качественно отличаются от иногда сходных с ними потребностей животных.
  3. Мотив — это «тот результат, то есть предмет, ради которого осуществляется деятельность» (Леонтьев А.Н., 2000, с. 432). Он выступает как «…то объективное, в чем эта потребность (точнее, система потребностей. — Д.Л.) конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность как на побуждающее ее» (Леонтьев А.Н., 1972, с. 292). Мотив — это приобретаемое предметом системное качество, проявляющееся в его способности побуждать и направлять деятельность (Асмолов, 1982).

4. Человеческая деятельность полимотивирована. Это означает не то, что одна деятельность имеет несколько мотивов, а то, что в одном мотиве опредмечиваются, как правило, несколько потребностей в разной степени. Благодаря этому смысл мотива является сложносоставным и задается его связями с разными потребностями (подробнее см.: Леонтьев Д.А., 1993, 1999).

5. Мотивы выполняют функцию побуждения и направления деятельности, а также смыслообразования — придания личностного смысла самой деятельности и ее компонентам. В одном месте А.Н. Леонтьев (2000, с. 448) прямо отождествляет направляющую и смыслообразующую функции. На этом основании он различает две категории мотивов — смыслообразующие мотивы, осуществляющие как побуждение, так и смыслообразование, и «мотивы-стимулы», только побуждающие, но лишенные смыслообразующей функции (Леонтьев А.Н., 1977, с. 202—203).  

Разница между целью и мотивом в деятельности

По мнению Леонтьева, цель — желаемый результат, на который рассчитывает человек, планируя какое-либо действие. Мотив — то, ради чего субъект идёт к поставленной цели.

Между мотивом и целью всегда существует определённая связь. Однако, если цель всегда  осознаётся, то мотив может быть и скрытым. Например, цель человека — поступить в ВУЗ. Для этого он подаёт документы, сдаёт экзамены, необходимые для его специализации.

Мотивов же может быть несколько. Лежащий на поверхности — убеждение человека в том, что именно к получению данной профессии он стремился. Скрытый — быть ближе к девушке, молодому человеку или подруге, которые выбрали этот же университет и факультет.

Начало творческого пути

В Воркуте учёбу и работу Валера совмещал с участием в художественной самодеятельности. В местном Дворце культуры он выходил на сцену, как певец в театральных постановках. Его первыми работами стали музыкальные выступления в спектаклях:

  • «Цирк зажигает огни»;
  • «Чёрный дракон»;
  • «Затюканный апостол»;
  • «Дон Ренальдо идёт в бой».

И чем дальше, тем больше у Леонтьева проявлялась тяга к пению и выступлениям на сцене. Горная специальность была ему неинтересна и, отучившись два полных курса, он ушёл из института.

В конце 1971 года в Воркуте проводили региональный конкурс «Песня-71», где Валера участвовал с музыкальной композицией «Карнавал на севере» и стал в итоге вторым.

Уже в 1972 году в Воркутинском Доме культуры строителей и шахтёров состоялось первое сольное выступление Валерия Леонтьева. Это было весной, а к концу года он поехал в Сыктывкар на конкурсный фестиваль «Мы ищем таланты», который проводился среди творческой самодеятельной молодёжи, где одержал победу.

Победителю полагался приз – обучение у Георгия Виноградова в его творческой мастерской эстрадного искусства. Леонтьев вновь поехал в столицу, но до конца не доучился и вернулся в Сыктывкар, где стал солировать в местной филармонии с музыкальным коллективом «Мечтатели».

В 1974 году за выступления с программой «Радость в пути» Валера был удостоен первого почётного звания – «Отличник работы на селе».

Заключение: качество мотивации в подходах теории деятельности и теории самодетерминации

В данной статье прослеживается линия развития в теории деятельности представлений о качественной дифференциации форм мотивации деятельности в зависимости от того, в какой мере эта мотивация согласуется с глубинными потребностями и с личностью в целом. Истоки этой дифференциации обнаруживаются в некоторых работах К. Левина и в работах А.Н. Леонтьева 1930-х гг. Полный ее вариант представлен в поздних идеях А.Н. Леонтьева о видах и функциях мотивов.

Другое теоретическое осмысление качественных различий мотивации представлено в теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, в терминах интернализации мотивационной регуляции и мотивационного континуума, в которых прослеживается динамика «вращивания» внутрь мотивов, изначально коренящихся во внешних требованиях, иррелевантных потребностям субъекта. В теории самодетерминации предложено гораздо более четкое описание качественного континуума форм мотивации, а в теории деятельности лучше проработано теоретическое объяснение мотивационной динамики. Ключевым выступает понятие личностного смысла, связывающего цели с мотивами и мотивы с потребностями и личностными ценностями. Качество мотивации представляется актуальной научной и прикладной проблемой, в отношении которой возможно продуктивное взаимодействие между теорией деятельности и ведущими зарубежными подходами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector