Кивер

Краткое содержание

Молодой солдат просит своего дядю рассказать о сражении возле деревни Бородино. Дядя воздаёт должное своему поколению и отмечает, что нынешняя молодёжь в этом сражении проявила бы себя плохо. После этого опытный воин начинает рассказ. По приказу командования войска сначала отступали, чем старые вояки были недовольны. Потом нашли плацдарм для сражения. Два дня шла перестрелка, и французы ликовали: они победят русских. Потом полковник произнёс речь, вдохновил солдат, и началась Бородинская битва: «Рука бойцов колоть устала, / И ядрам пролетать мешала / Гора кровавых тел». Русские готовы стоять до конца, и французы отступают.

В конце стихотворения дядя молодого солдата ещё раз восхваляет русское войско и заверяет, что «будь на то Господня воля, / Не отдали б Москвы».

Композиция лирического произведения

Стихотворение открывается строфой, представляющей собой вопрос представителя нового поколения о значении Бородинской битвы для России. Это своеобразное вступление, за которым следует основная часть произведения – рассказ о Бородинском сражении от лица его непосредственного участника. Повествование солдата имеет кольцевую композицию. Оно начинается с того, что рассказчик выражает искреннее восхищение воинами, выжившими и павшими, оказавшимися в центре боевых событий. Далее идет подробное описание Бородинского боя, а также чувств, которые испытывали в момент сражения солдаты. Завершается рассказ участника битвы тем же, с чего начался – восхищением подвигом солдат во имя Родины:

Военные словечки

Россия. Московская область. Участники реконструкции Бородинского сражения во время подготовки к празднованию победы России в Отечественной войне 1812 года. Фото ИТАР-ТАСС/ Андрей Лукин

«Бородино» – не такое простое стихотворение, каким может показаться на первый взгляд. Текст Лермонтова населен военной терминологией того времени.

Задание для детей: Проверь себя!

Для современных детей понимание стихотворения может быть сильно осложнено большим количеством малопонятных слов. Предлагаем вам устную игру для лучшего понимания и запоминания стихотворения.

Задание 1: Угадайте слова из стихотворения по их описанию:

  • Высокий головной убор цилиндрической или конусообразной формы, с козырьком и подбородочным ремнем, существовавший в русской и иностранных армиях в XIX – нач. XX вв. (Кивер)
  • Военные, которые могли действовать как в конном, так и в пешем строю (Драгуны)
  • Полевое укрепление в виде квадрата или многоугольника, обведенное земляным валом и рвом, предназначенное для обороны (Редут)
  • Стальной клинок, меч, кинжал (Булат)
  • Место расположения войск под открытым небом для отдыха во время военных действий (Бивак)
  • Иноземец, враг, недоброжелатель, иноверец (Бусурман)
  • Артиллерийский снаряд, начиненный пулями, железом, свинцом и др. При выстреле картечь широко рассеивается, поражая неприятеля (Картечь)
  • Колющее оружие, прикрепляемое на конец ствола военного ружья (Штык)
  • Военные из частей легкой кавалерии, вооруженные пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырехугольный головной убор (Уланы)
  • Станок на колесах, на котором устанавливается и закрепляется ствол артиллерийского орудия (Лафет)
  • Военная одежда для верхней части тела (Мундир)

Задание 2: А теперь вставьте пропущенные слова в стихотворение М.Ю. Лермонтова:

Бородино

Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! – Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать _________ О русские штыки?» И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили _____

. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут. Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до______ !» И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень. Прилег вздремнуть я у_______ , И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш ______ открытый: Кто______ чистил весь избитый, Кто______ точил, ворча сердито, Кусая длинный ус. И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен_______, Он спит в земле сырой. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. _______ с пестрыми значками, _______ с конскими хвостами, Все промелькнули перед нам, Все побывали тут. Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась — как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой… Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны — И отступили ________. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать. Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы!

Использование в невоенных целях [ править ]

В США и на Филиппинах кивер часто носят гражданские оркестры и барабанный корпус . В последней стране курсанты некоторых гражданских институтов, таких как Национальная полицейская академия Филиппин а также некоторые колледжи и средние школы, также используют кивер, хотя в последние годы все более популярными стали стили пиковой «служебной шапки». Те стили кяко, которые все еще используются в маршевых оркестрах, обычно довольно высокие и имеют замысловатые перья. Например, в Университете Нотр-Дам в Саут-Бенде, штат Индиана, ирландский гвардеец в килте.носите высокие черные меховые киверы с ярко-желтыми перьями, доводя их общий рост в форме почти до 8 футов (240 см). Эти киверы типичны для барабанщиков маршевых оркестров, однако кивер Irish Guard уникален по размеру, цвету и дизайну.

В корпусах барабанов и маршевых оркестрах корпусной формы ремешок для подбородка редко надевается под подбородок; вместо этого его носят прямо под нижней губой, как у курсантов Вест-Пойнта .

В Канаде кивер носят добровольцы в различных исторических фортах в униформе 19-го века.

Можайская линия обороны

Бородинское поле, прежде всего, известно одноименным сражением, которое произошло здесь 27 августа 1812 года, но и в годы Великой Отечественной войны велись боевые действия — здесь пролегал знаменитый фронт Можайской линии обороны. В 1941 году немецкие войска стали прорываться по направлению к Москве, и основное их наступление производилось в сторону Можайска. Так уж получилось, что во время двух войн на столицу России наступали именно по Смоленской дороге. Летом 1941 года началось строительство укреплений Можайской линии обороны по направлениям: Волоколамск — Можайск — Малоярославец — Калуга. Центром можайской линии стал город Можайск и 36-й Можайский укрепрайон, который проходил через Бородинское поле.

Не будем подробно рассказывать об операции по захвату Москвы под кодовым названием «Тайфун», которая началась осенью 1941 года — об этом очень много информации. Отметим лишь что, как и в Отечественной войне 1812 года, Бородинское поле стало знаковым местом для советских войск. Главным итогом боев стало то, что 32-я дивизия сумела остановить гитлеровцев и продержаться на этом рубеже почти неделю, дав при этом возможность и время подтянуть резервы и организовать линию нового рубежа обороны. Окончательно остановить врага удалось на 75-м километре Минского шоссе по линии Кубинка — Наро-Фоминск. А уже в декабре 1941 года войска Западного фронта перешли в контрнаступление.

Поэтому рядом с памятниками героям 1812 года находятся памятники, связанные с событиями Великой Отечественной войны: доты, ходы сообщения, братские могилы.

Танк Т-34 — памятник воинам 5-й армии, ДОТы на Бородинском поле

Рядом с главным мемориалом Бородинского поля и Бородинским музеем можно увидеть советский Танк Т-34. Это памятник воинам пятой армии, которые в течение шести суток (12-18 октября 1941 года) держали оборону, чтобы выиграть время для подхода резервных войск. Рядом можно увидеть ДОТ (долговременную огневую точку), который входил в Можайскую линию обороны.

Таких ДОТов на Бородинском поле очень много, и два из них можно увидеть совсем рядом с главным монументом.

Братская могила советских воинов 5-й армии 1941 года

Напротив танка Т-34 находится еще один ДОТ с подземных ходом Можайской линии обороны и Братская могила воинов пятой армии.

Братская могила воинов 32-й стрелковой дивизии

Рядом с памятником М.И. Кутузову в деревне Горки находится еще одна из семи братских могил Бородинского поля — братская могила красноармейцев, воинов 32-й стрелковой дивизии полковника В.И. Полосухина, погибших в ходе октябрьских боев 1941 года с немецко-фашистскими захватчиками.

На всех братских могилах одинаковые надгробные памятники из красного гранита, установленные в 1958 году по проекту архитектора И.А. Француза.

Средства выразительности

Всё повествование состоит из ярких образов, сочных выражений и колоритных сравнений. Гипербола в стихотворении – самый яркий пример выразительности и средства образного описания картин сражения: “Рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”, “земля тряслась…”, “смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий…”, “тогда считать мы стали раны”.

Полной картину боя делают эпитеты: ““грозной сечи”, “кровавых тел”, “удалый бой”, “протяжный вой”, “могучее, лихое племя”.

Встречаются в произведении олицетворения “картечь визжала”, “звенел булат”, “затрещали барабаны”. Они создают эффект участия в сражении даже неодушевлённых предметов. Живописные сравнения “земля тряслась, как наши груди”, “французы двинулись, как тучи”, “носились знамена, как тени” подчёркивают масштабность действия.

Изведал враг в тот день немало

Начавшееся ранним утром и продолжавшееся целый день Бородинское сражение сопровождалось переменными успехами противоборствующих сторон. Наиболее значимые события этого дня зафиксированы в исторической науке под именами собственными.

Багратионовы флеши

4 оборонительных укрепления для артиллерии на высоте вблизи с деревней Семеновское. Они были ключевым фортификационным сооружением не только на участке 2-й армии под командованием П. И. Багратиона, но и для всей оборонительной системы русских войск. Первые активные действия в шесть часов утра французы предприняли именно на этом направлении. На флеши, в обороне которых участвовали 8000 русских (при 50 орудиях), были брошены силы корпуса маршала Даву (25000 человек и 100 орудий).

Несмотря на тройное превосходство, противник не смог решить свою задачу и менее чем через час вынужден был отступить. За шесть часов французы предприняли восемь атак на флеши, пытаясь прорвать левый фланг обороны русской армии. Для этого Наполеон вынужден был постоянно усиливать группировку войск на этом направлении. Естественно, М. И. Кутузов делал все, чтобы не допустить прорыва. В жесточайшем бою последней атаки сошлись 15000 русских и 45000 французов.

Тяжело раненный в этот момент Багратион вынужден был покинуть поле боя. Это заметно отразилось на моральном духе защитников флешей. Они отошли, но закрепились на третьей оборонительной позиции восточнее деревни Семеновское.

Батарея Раевского

Оборона батареи относится к наиболее значимым этапам Бородинской битвы. В ночь перед сражением по приказу М. И. Кутузова на высоте Курганской, оказавшейся в центре русской оборонительной системы, разместили батарею из 18 орудий. Батарея была в составе 7-го пехотного корпуса генерал-лейтенанта Раевского. Ее доминирующее положение над окружающей местностью не могло остаться без внимания французов.

Наряду с Багратионовыми флешами, батарея Раевского подверглась многократным атакам превосходящих сил противника. Защитники этого важнейшего участка обороны и бойцы отрядов, присылаемых на их поддержку, проявляли чудеса героизма. Все-таки ценой огромных потерь (французы потеряли здесь 3000 солдат и 5 генералов) к 16 часам войскам Наполеона удалось захватить люнеты на высоте Курганской. Но развить успех им не дали. Батарея Раевского стала в российской истории нарицательным именем мужества, героизма и стойкости.

Бой за Утицкий курган

Предусмотреть возможные действия противника — важнейшая из способностей военачальника. Учитывая информацию о перемещениях противника, полученную из докладов командиров корпусов, Кутузов предполагал, что первый удар Наполеон будет наносить по Багратионовым флешам. Накануне сражения он приказал поставить засаду в Утицком лесу, где уже находились два егерских полка, 3-й пехотный корпус генерала Тучкова и ополченцев смоленщины и подмосковья, с целью нанесения флангового удара французам, которые пойдут на боевые порядки 2-й армии.

Планы были нарушены 5-м французским корпусом, захватившим Утицкую высоту и устроившим мощный артиллерийский обстрел. Несмотря на это русские воины смогли выиграть время и оттянуть часть французских сил от обороняющихся флешей Багратиона. В этом бою погиб генерал-лейтенант Н. А. Тучков.

Рейд войск Платова и Уварова

Непродолжительная по времени бородинская битва 1812, краткое содержание ее эпизодов не позволяет остановиться на каждом из них. Поэтому историки часто ограничиваются основными вехами сражения, забывая о второстепенных.

Рейд казаков головного атамана Платова (6 полков) и кавалерии Уварова (2500 всадников) по тылам противника, проведенный по приказу М. И. Кутузова, в самый разгар битвы не нанес большого ущерба французам. Но он усилил сомнения Наполеона в надежности своих тылов.

Не исключено, что именно поэтому он не бросил в бой главный свой резерв — гвардию. Неизвестно, что бы было, поступив он иначе.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Истинная дружба Что такое истинная дружба? Каждый человек скорее всего задумывался на этим хотя бы раз в жизни, ведь каждый из нас хочет так сказать, овладеть и получить, ну а точнее найти того друга
  • Сочинение Репортаж (5, 7, 8 класс) Мы начинаем наш репортаж с важнейшего события сегодняшнего дня. В школу привезли компьютеры! Итак, прямая трансляция. Подъехала и теперь паркуется к входу машина типа «Газель», которую уже поджидал наш учитель информатики.
  • Сочинение по картине Вид Константинополя при лунном освещении Айвазовского Перед нами одна из картин великого русского художника-мариниста Ивана Айвазовского. Первое впечатление от вида Константинополя при лунном освещении остается самое приятное

Художественно-выразительные средства стихотворения

Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.

При создании речевого образа рассказчика Лермонтов в изобилии включает в его монолог просторечные слова и выражения: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке». Употребление просторечной лексики способствует созданию истинно народного образа рассказчика и подчеркивает народный характер войны.

Наряду с низкой лексикой в стихотворении используются слова высокого стиля: «на поле грозной сечи ночная пала тень», «ликовал», «сверкнув очами». Это подчеркивает величие боя, его особую значимость в истории страны.

Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:

Бесспорно также величие солдат, не щадивших жизней во имя Отечества, о чем также свидетельствуют риторические восклицания: «Богатыри – не вы!».

При описании полковника автор применяет сравнение, чтобы показать его отношение к долгу и к подчиненным: «Слуга царю, отец солдатам». Всего с помощью нескольких слов перед читателем вырисовывается образ справедливого, благородного и великодушного командира, который, погибнув на поле брани, оставил добрые воспоминания о себе у солдат.

В кульминационном описании сражения Лермонтов не скупится на выразительные средства. Здесь применены и сравнения: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени». И олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». Главную по значению позицию среди художественно-выразительных средств занимает гипербола, ведь она призвана показать необъятный масштаб событий Бородинского сражения:

В описании характера сражения используются эпитеты, подчеркивающие отвагу русской армии: «русский бой удалый», «наш рукопашный бой».

Сочинение по произведению Бородино Лермонтова 5 класс

Во многих произведениях Лермонтова встречается изобличительный тон. Ему не нравится течение общественной жизни николаевской России. Он клеймил тогдашнее общество за нерешительность, нежелание искать новых путей для развития, интересоваться чем-то новым. Предыдущие эпохи, в частности, эпоха наполеоновских войн, казались ему более героическими по своей сути. Люди до последней капли крови сражались за Отечество, находили место для подвига. В любую минуту воин либо завоевать сердце возлюбленной, либо получить картечь в голову.

Именно под влиянием неприятия жизненных принципов своих современников и было написано данное стихотворение.

Оно было создано в 1837 году, в самый разгар реакционерской политики Николая I. Этот год ознаменовал под собой 25-ую годовщину сражения на Бородинском поле

Вообще, в ту пору те события активно обсуждали, и Михаил Юрьевич не мог не обратить свое внимание на данную тематику

В те года он активно размышляет об истории России, анализирует ее конкретные исторические периоды, сопоставляет факты. События 1812 года случились относительно недавно, поэтому писатель мог лично пообщаться с участниками Бородинского сражения. Лермонтов безумно завидовал, завидовал великому прошлому своей же страны. Тема воспевания славных дел прошлого нашла свое отражение и в других произведениях талантливого автора.

Очень символично, что в стихотворении повествование ведется от лица рядового участника сражения. Этот способ изложения придает некую народность и в то же время эпохальность. Читатель может вместе с рассказчиком перенестись в пучину событий и своими глазами увидеть легендарную баталию, где героически погибали солдаты, поле заполонил пороховой дым, трава обагрилась кровью раненных и убитых, трусость и слабоволие перемежались с беспримерной отвагой.

На протяжении всего стихотворения автор дает понять, что настоящими героями он считает именно тех людей, сражавшихся за отечество на боле брани. Особое величие битве придавала мощь противника. Наполеон до событий под Бородино покорил не одну европейскую страну и выиграл немало сражений. Но вот, обыкновенные российские парни, от мала до велика, смогли дать отпор французским военным профессионалам. Любовь к Отечеству проявлял и обычный люд, вступая в партизанские отряды.

Таким образом, можно сделать вывод, что данное стихотворение учит и нынешнее поколение. Нужно быть героями, нужно стремится к новым свершениям.

Появление фуражки

В 1811 году пришло время перемен. Армия получила новый образец фуражной шапки, принципиально отличавшийся от прежнего. Теперь это была почти что современная фуражка, уже ничем не схожая с французским головным убором. А отношения с Францией в то время были натянутые — Российская империя готовилась к большой войне.

Головной убор, как и сейчас, состоял из цветного невысокого околыша и круглой тульи. Кожаный козырёк полагался лишь офицерам, солдаты носили бескозырку. По околышу шла цветная выпушка, отличавшаяся в каждом батальоне полка. На передней части шнуром вышивался — а иногда просто рисовался краской — номер роты, в которой служил солдат.

Слева — фуражные шапки лейб-гвардии Егерского и Финляндского полков, принятые в 1811 году(источник фото) На ту же тему От Петра I до Николая II: рейтинг удобства русской военной формы

В Дунайской армии, находившейся в особых климатических условиях, такая фуражка в следующем году заменила кивер, для чего нижним чинам на головном уборе разрешили носить козырьки. Считается что образцом для нового головного убора послужила шапка мастеровых, широко распространённая в начале XIX века от Петербурга до Лондона.

Офицеры носили щегольски сшитую фуражку без каких-либо надписей и украшений. Её внутренняя часть уплотнялась за счёт многократно сложенного холста, так что шапка идеально сохраняла форму даже во время военных походов.

Новая фуражная шапка была очень удобным головным убором, отчего завоевала огромную популярность. Некоторые офицеры, вроде Кутузова, специально испрашивали разрешение носить её в строю вместо положенных шляпы, кивера или каски, объясняя эту необходимость ранениями головы.

Конный портрет Кутузова(источник фото)

Кстати, строки из знаменитой полковой песни Александрийского гусарского полка:фуражка тёплая на вате, чтоб не болела голова» — относятся как раз к эпохе господства кивера. Ведь в сравнении с этим головным убором подшитая ватой фуражка была очень лёгкой, почти не нагружала голову, да ещё и сберегала тепло в холодные дни. Разумеется, даже плотная ватная простёжка не спасала от удара саблей, так что в бою всё-таки лучше было надеть кивер или каску.

Окончание сражения

Стойкая оборона Багратионовых флешей значительно ослабила армию Наполеона. Она понесла огромные потери в живой силе и технике. Один из офицеров позже вспоминал:

К вечеру дня русские солдаты защищали позиции с тем же мужеством, как и на рассвете. Наполеоновские воины казались уставшими и измотанными. Опытнейший стратег, Кутузов понял, что победа будет на стороне того, кто сумеет выстоять до конца. Так и вышло. С наступлением ночи Наполеон отдал приказ отойти на исходную позицию. Бородинские позиции оставались русскими. Первоначальное расположение войск было практически восстановлено. 12-часовой бой завершился там, где начался. Бородинское сражение состоялось. Все было закончено.

Кутузов рапортовал Александру I:

7 сентября 1812 года – дата Бородинской битвы – стал днем славы русского оружия, примером смелости и патриотизма русских солдат и офицеров. Но главное было в другом: померкла слава наполеоновской армады как непобедимой и несокрушимой. Русские солдаты поверили в свои силы и обрели веру в победу.

Детство и юношество М.Ю. Лермонтова

Лермонтов – один из самых крупных российских поэтов, один из первых русских поэтов XIX столетия. Жил он совсем недолго – неполных 27 лет. Рис. 1. М.Ю. Лермонтов

Стихотворение «Бородино» – одна из его визитных карточек, одно из самых известных произведений на тему русской истории. Написал Лермонтов его в 1837 году, в год смерти Пушкина. 1837 год вообще был переломным в жизни Лермонтова.

Лермонтов был дворянином. Его родители друг друга страстно любили, но их брак оказался несчастным.

Рис. 2. Михаил Лермонтов в возрасте 6–8 лет

После смерти матери мальчика воспитывала его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Эта женщина сыграла огромную роль в жизни поэта.

Рис. 3. Е.А. Арсеньева

У него были прескверные отношения с отцом, Лермонтов его почти не знал, почти не видел.

Рис. 4. Ю.П. Лермонтов

Будущий поэт воспитывался бабушкой в деревне, в усадьбе Тарханы. Он получил замечательное воспитание. Бабушка Лермонтова страстно любила мальчика, была женщиной авторитарной, властной, хотела всецело определять его жизнь, но очень много вкладывала в его воспитание. Были у Лермонтова прекрасные учителя, и он получил хорошую домашнюю подготовку (обычную для дворянского мальчика того времени): иностранные языки и музыка. У Лермонтова были прекрасные музыкальные таланты, с детства он играл на фортепиано, на флейте и был отличным скрипачом. Кроме того, он оказался хорошим художником. Всех дворянских детей тогда учили живописи, но результаты были разные. Лермонтов был почти профессиональным живописцем. Лучшие иллюстрации к его произведениям – его собственные этюды, наброски, акварели.

Рис.5. М.Ю. Лермонтов. «Вид Тифлиса»

Домашнего воспитания было недостаточно, поэтому бабушка перевозит юного Лермонтова в Москву. Он сначала учится в благородном пансионе при Московском университете (одном из лучших учебных заведений того времени), а потом и в самом университете.

Рис. 6. Московский государственный университет

Но курс Лермонтов не закончил. Когда ему было 18 лет, он переехал в Петербург. В Петербурге он стал учиться на офицера, как бы сейчас сказали, то есть стал юнкером. Его будущее определилось – им стала военная служба.

В 1834 году, в двадцатилетнем возрасте, Лермонтов был произведён в офицеры и стал офицером лейбгвардейского гусарского полка, который был расквартирован в Царском селе под Петербургом.

Рис. 7. Франц Крюгер. «Русская гвардия в царском селе»

Рассмотрите портрет, на котором Лермонтов изображён в парадном ментике (в мундире этого полка).

Рис. 8. Офицер Михаил Лермонтов

Этот портрет относится к 1837 году, когда в жизни Лермонтова происходят замечательные события.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector