Кирилл павлов
Содержание:
- Письмо с ответами на все вопросы
- Видение Богородицы
- В полузабытьи поднял руку и благословил всех пришедших
- Сочинения и проповеди
- «Порой это было хуже ада»
- «Вы всю жизнь будете помнить эту встречу»
- Детство и юность
- Духовное становление
- Пророчества старца
- Он отстаивал собственную «обыкновенность»
- Пророчества
- Детство и юность
Письмо с ответами на все вопросы
Протоиерей Максим Брусов, настоятель Введенского храма в городе Дмитрове
Протоиерей Максим Брусов
Отец Кирилл сыграл в моей жизни очень важную роль. Родители умерли рано, и вопросы становления – кем быть, куда идти, мне обсудить было не с кем. Отец был священник, и я в память о нем хотел продолжить этот путь, поэтому сразу после окончания школы приехал в Троице-Сергиеву Лавру.
И вот, уже будучи абитуриентом семинарии, я впервые увидел отца Кирилла.
Все как-то разом встало на свои места
Понял, что хочу остаться в церкви и действительно продолжить путь отца, понял, что надо простить родственников и не жить старыми обидами, и самое важное – понял, что пока будет жив отец Кирилл, я смогу обратиться к нему и получить помощь. И такая ситуация возникла
Я служил дьяконом уже несколько лет, и у меня возникли трения с начальством. Как вести себя правильно, говорить или молчать и смиряться – не знал. Батюшка тогда жил в Переделкино и через знакомых я передал ему письмо, где всё подробно описал. Для себя решил, что поступлю именно так, как он посоветует. Не особо рассчитывая на ответ, все же заглядывал в почтовый ящик.
И вот спустя недели две приходит конверт без обратного адреса, а в нем мое же письмо… а в конце ответы на все вопросы. Те ответы старца стали для меня базовыми, их я вспоминаю каждый раз, когда сомневаюсь в правильности своих решений. В этом, наверное, и заключается суть феномена старчества… Когда просто нахождение рядом или несколько предложений, сказанных таким человеком, обнажают для тебя понимание сути жизни.
Видение Богородицы
Существует удивительный рассказ о том, как когда-то Иван Павлов оказался со своим отрядом в немецком плену, где его охватил дикий ужас. И вдруг сердце вспомнило материнский наказ — молиться. И стал Ваня усиленно со слезами молиться Пресвятой Богородице. Как вдруг явился ее образ, и обратилась она к нему со словами: «Стой и не двигайся». Иван остался на опустевшей дороге и долго стоял, пока конвой пленных русских солдат, подгоняемый эсесовцами с автоматами и лающими овчарками, не скрылся с глаз. Именно тогда, в день своего спасения, он поклялся Богородице, что если выживет, то станет монахом и посвятит свою жизнь служению Богу.
Приходила Богородица к нему и во второй раз, но только на сей раз она предупредила его о том, что после его смерти в России опять начнется война, и чтобы россияне вовсю готовились к этому. Когда однажды старца спросили о том, как спасти Россию, он долго думал и ответил, что в России надо поднимать нравственность. А когда задали вопрос о смысле жизни, то старец увидел его в богоуверовании. Его ответы всегда очень просты и лаконичны, но какой огромный и мудрый в них заложен смысл.
В полузабытьи поднял руку и благословил всех пришедших
Иеромонах Аверкий (Белов), настоятель храма Казанской иконы Богородицы в селе Коктал в Казахстане
Иеромонах Аверкий Белов
Я один раз был на исповеди у отца Кирилла в 1995 году. Меня тогда совсем недавно постригли в монашество и рукоположили во священники.
Очень мучил вопрос о подготовке людей к Таинству Крещения. На приходе, где я служил, люди каждую неделю крестились десятками. Но традиции их готовить к Крещению, проводить беседы тогда не было. Я видел, что многие взрослые крещающиеся не понимают, зачем пришли, но отказать в совершении Таинства или отложить его я не мог. Не смел нарушить десятилетиями сложившуюся практику.
Отец Кирилл посоветовал все же постараться готовить людей к Крещению и не бояться откладывать его совершение, если человек явно не готов. Говорил о необходимости полного троекратного погружения при Крещении, что в те годы многими игнорировалось. Потом он подарил мне житие блаженной Матроны и церковный календарь на следующий год. Батюшка был очень благостным, кротким, ласковым.
Сохранились его фотопортреты со времен учебы и первых лет жизни в Лавре. Они тоже очень одухотворенные.
Рассказывали мне, что когда отец Кирилл уже лежал в полузабытьи, к нему приехали с поздравлениями около 20 его духовных чад. Они пели возле него, молились, но батюшка не открывал глаз. Когда все собрались уходить, старец поднял правую руку и, не открывая глаз, стал многократно всех осенять крестным знамением. Кто-то посчитал количество благословений, оно оказалось в точности равным количеству приходивших.
Одному иеромонаху, строившему храм, отец Кирилл молча подарил несколько луковок. Это было, возможно, ответом на его вопрос о количестве куполов храма, а может быть, и предсказанием о слезах.
Особенно меня волнует сейчас распространение слуха о том, что старец Кирилл предсказывал начало войны после своей смерти. От его духовных чад я о таком пророчестве не слышал. Может быть, кто-то подтвердит или опровергнет эту информацию.
Несомненно, мы запомнили высказывания отца Кирилла о проблеме ИНН и электронных паспортов. Печально, что в церковной среде есть два крайних ложных мнения по этому вопросу. Первое – опасности никакой нет, всё можно принимать, заговора против России не существует, глобализация – явление полезное. Второе – всё пропало, все предатели и в Церкви, и в правительстве, везде масоны, надо сжечь все документы и уйти жить в леса.
Почему-то мы забыли, что существует документ, принятый Архиерейским собором – «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных». Думаю, что батюшка Кирилл согласился бы со многими положениями этого послания. И верю, что он молится о том, чтобы мы избежали и бунтарства, и наивной успокоенности в оценке сложных явлений современности.
Сочинения и проповеди
Не перечесть всех тех, кто обращался к отцу Кириллу. Он насыщал их сердца радостью и оптимизмом. Число их — вся святая Русь. Батюшка являлся духовником многих архиереев РПЦ, настоятелей (-ьниц) монастырей, монахов и монахинь, а также множества мирян.
К нему приезжали не только из России, но и из многих других стран. Сегодня, с каждым днем, все более ценными становятся воспоминания о встречах с батюшкой, его напутствия и советы.
Наставления батюшки были всегда очень просты, доходчивы, потому что шли не от книг, а диктовались богатым жизненным и духовным опытом. Целью христианской жизни старец называл стяжание Духа Святого, то есть благодати Божьей. Большинство его поучений записано в эпистолярном жанре.
Книга Кирилла Павлова «Бесценный дар Божий»
Он писал много писем своим духовным чадам: архиереям, рядовым священнослужителям, монахам, мирянам. Его проповеди собраны в нескольких печатных сборниках, выпущенных под его именем:
- «Ищите прежде царствия Небесного»;
- «Время покаяния»;
- «Похвала Божьей Матери»;
- «Проповеди».
Старец написал вступление к книге о маршале Жукове, написанной его дочерью Марией Жуковой «Маршал Жуков — мой отец». В 2012 году вышла книга о самом старце Кирилле под редакцией протоиерея В. Кузнецова «Старец архимандрит Кирилл (Павлов)». В ней собраны рассказы очевидцев о знаменитом старце, воспоминания о нем.
«Порой это было хуже ада»
О том, что отец Кирилл — участник Великой Отечественной войны, что он был несколько раз ранен, воевал в Сталинграде, потом с боями дошел до Австрии, было известно давно. Он и сам в своих проповедях и разговорах с духовными чадами часто вспоминал войну. А однажды сказал: «Кто там не был, тот ничего не знает. Порой это было хуже ада. Пережить такое крайне тяжело…».
Он говорил, что особенно трудно было переносить подлость и трусость. Ведь война — это не только массовый героизм, это еще и предательство, и «сотрудничество с органами», и стремление улизнуть с передовой в тыловые службы. И человек все время словно в круговой обороне — без чувства надежного тыла: «Враг был прямо перед тобой, но рядом все время появлялись новые люди, и ты не знал, не был уверен в них. Это и было хуже ада. В аду все страдают одинаково, там не выслужишься. Ад — это и страшное духовное страдание здесь, на земле…».
По словам святителя Николая Сербского, есть неумолимый закон греха — война человека против человека является следствием войны против Бога: «Мир без Бога есть колыбель войны. В мире плодятся и растут бациллы войны, а когда они размножатся и вырастут, то война неизбежна».
Саперы расчищают проходы в противотанковых заграждениях. Фото Ф. Левшин
Будущий архимандрит Кирилл, а тогда просто Иван Павлов встретил ее начало практически на границе с Китаем, в селе Барабаш Хасанского района — солдатом-срочником в 96-м саперном батальоне 92 стрелковой дивизии. А уже осенью 1941-го оказался вместе со своей частью на Волховском фронте. Там, на станции Хвойная под Тихвином в первом же бою сложили головы многие его однополчане.
«Только-только мы сошли с эшелона, нас в лес отвели — а немецкая разведка уже узнала. Сразу, моментально — бомбят, только щепки летят. Немецкий бомбардировщик как все равно коршун летает над головой и из пулемета строчит. Людей — и мирских, и военных — расстреливает в упор. Сразу — и убитые появились, и раненые. Зима была, снег кровью обагрился…», — рассказывал отец Кирилл.
Но Ивана Павлова Господь хранил. Когда весной 1942 года его, раненого, эвакуировали в госпиталь в Кировскую область, это спасло ему жизнь. Келейница батюшки монахиня Евфимия (Аксаментова) рассказывала с его слов: батальон вскоре отправили очищать минные поля, и никто из 400 бойцов с задания не вернулся.
«Вы всю жизнь будете помнить эту встречу»
Виталий Кучерский, врач-уролог клиники «Мосмед» в Москве
Виталий Кучерский
В 1994 году мы с супругой потеряли дочь. Она внезапно умерла, ей был 21 год. Мы были в ужасном горе.
В то время я, еврей по национальности, искал путь спасения души и крестился. У меня был друг, иеродиакон Серафим, он является моим духовным братом. Он служил в храме сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище. Он проложил нам путь к вере: мы с моей женой Надеждой, которая тоже очень тяжело страдала, стали читать Евангелие, ходить в храм, причащаться.
Он-то и посоветовал нам с женой ехать в Переделкино к старцу Кириллу. Это было начало зимы, шел снег, и мы поехали. Было множество разных обстоятельств, которые мешали нам туда доехать: то поезд отменили, то опоздал, то снегопад. Мы еле добрались, хотя ехать-то всего ничего.
Мы приехали туда, был очень сильный снег. Было очень много людей, которые пришли за помощью духовной к отцу Кириллу, и были большие сомнения, что мы сможем к нему попасть. Но отец Серафим нам во всем помогал. Когда матушка вышла к народу и спросила, кто хочет убирать снег, мы с диаконом Серафимом пошли – убирали снег на территории храма.
Через некоторое время вышел архимандрит Кирилл, покормил птичек. Я подбежал к нему под благословение, хотя еще даже не знал, как и руки-то складывать. Он посмотрел на меня добрыми глазами, было видно, что это человек, исключительно много в жизни переживший и, в общем, нездоровый. Как на большинстве фотографий он есть – таким он и был.
Мы пошли через внутреннюю калитку к храму – он должен был там служить. Много народу бросилось к нему, но он позвал мою жену, и они поговорили о том, как она страдает. Было очень холодно, она продрогла и сильно плакала.
Потом, когда я ее спрашивал, что ей сказал отец Кирилл, она отвечала, что ничего особенного, просто погладил и сказал: «Ты очень страдаешь, но все это потихонечку пройдет». Просто проявил доброту, участие.
И вот прошло с тех пор 33 года, но я с того времени всегда его помню.
Вторая встреча была через год. В 1995 году мы съездили в Израиль: это была туристическая поездка с посещением святых мест. У нас было время походить самостоятельно по Иерусалиму. Мы добрались до Горненского монастыря, где начинал свою жизнь Иоанн Креститель, где встречалась праведная Елисавета с Богородицей. Там мы пообщались с послушницами, и настоятель храма, когда узнал, что мы встречались с отцом Кириллом, передал для него коробку ладана.
Архимандрит Кирилл
Вернувшись оттуда – это было уже в следующем году – мы отправились передать отцу Кириллу этот ладан. И я опять не знал, как же я к нему попаду: толпы людей ждали встречи с ним.
Он вышел, всех пригласили в церковь, и он тогда прочел молитву «Символ веры» с выражением. Не так, как мы ее в храме поем обычно, а с выражением, как чтец, даже немного как поэт. И это было новое для меня прочтение, и я тогда понял, что молитвы можно читать по-разному. Он ничего особенного не делал, он показывал пример. Я же был тогда совсем еще необразованный в этом деле человек.
Потом нас вывели на улицу, и надо было дождаться своей очереди. Я понимал, что он может и не принять всех. И тогда я сказал послушнице, что из Иерусалима привез ладан и не буду отца Кирилла долго занимать, и попросил разрешения зайти и передать ему.
Она ему сказала, и он меня пригласил. Я вошел, он так же тепло меня встретил, благословил. Я передал подарок от насельников Горненского монастыря, он с удовольствием принял. А потом спрашивает:
– Ну, а ты что делаешь?
Я ответил:
– Ну, как, читаю… Евангелие читаю, Псалтирь начал читать, апостолов пытаюсь.
А он мне говорит:
– Ну, ты муж мудрый!
Это он меня запомнил. Подарил мне иконку, эта небольшая бумажная иконка и сейчас при мне хранится.
С тех пор мы с женой очень серьезно воцерковились, вели православный образ жизни, очень друг друга поддерживали. Я жену свою очень люблю. Но дело в том, что 1 апреля 2013 года ее не стало. Она умерла от рака крови. И с тех пор я остался совсем один. Но я хочу сказать, что для меня и моей жены архимандрит Кирилл был проводником ко Христу, к вере, к пониманию благодати. Также почил и наш друг отец Серафим. Но остались в памяти его слова о том, что мы будем помнить эту встречу всю жизнь – так оно и есть.
Детство и юность
Иван Дмитриевич Павлов (известный как архимандрит Кирилл) был рожден 8 октября 1919 года. Малой родиной старца считается деревня Маковские Выселки, ныне находящаяся на территории Рязанской области. Родители Ивана, как обычные крестьянские люди, занимались сельским хозяйством. В семье мальчику с рождения прививалась вера в Бога и любовь к ближним.
В деревне юноша не мог получить полноценное образование. Даже обычная семилетняя школа отсутствовала в Маковских Выселках. Поэтому было решено Ивана отправить в город Касимов, где он жил с братом. Так в возрасте 12 лет будущий священнослужитель покинул отчий дом.
Вместе с переездом изменилось и нравственное воспитание подростка. Дело в том, что атеизм в те годы овладевал умами как раз жителей средних и больших городов. Старший брат поддался безбожному веянию времени и негативно повлиял на Ивана. По прошествии времени архимандрит Кирилл рассказывал про себя: «С 12 лет жил в неверующей среде, у брата, и растерял свою духовность».
1934 год ознаменовался для Ивана поступлением в индустриальный техникум в городе Касимов. После завершения обучения в 1938 году Павлова младшего принимают на работу на металлургический завод в Челябинской области, где юноша проработал совсем не долго – в сентябре 1939 года его призвали в армию на Дальний Восток.
Этот переломный момент жизни будущего архимандрита делит его путь на два этапа, оставляя атеистическое мировоззрение позади и открывая новое видение мира, пропитанное истинной верой в Бога.
Архимандрит Кирилл Павлов на службе в армии
Духовное становление
Служба в армии Ивана Павлова началась в конце 30-х годов XX столетия на Дальнем Востоке. В 1939-1940 гг. молодой человек участвовал в Финской войне солдатом пехотных войск.
Возвращение к религиозным убеждениям произошло во время Великой Отечественной войны, которая совпала с его службой. Свою военную деятельность Иван Дмитриевич начинал в звании сержанта. Самым тяжёлым из его военных воспоминаний было ожидание Сталинградского сражения в нереально суровых условиях. В Сталинградской битве он участвовал уже в звании лейтенанта.
После освобождения города произошло событие, изменившее восприятие суровой реальности. В апреле 1943 года лейтенант Павлов, карауля заброшенный дом, нашел истрепанную книгу – Евангелие. По мере прочтения Священного писания мужчина получал ответы на вопросы, мучившие его на протяжении долгих лет войны. Впоследствии он вспоминал, что с того момента страх смерти отступил.
За последние годы Великой войны Иван Павлов воевал в Румынии, Венгрии, Чехословакии, Украине. Победа застала лейтенанта Павлова в Австрии.
После демобилизации в 1946 году непреодолимое желание стать священником привело Ивана Дмитриевича в Московскую духовную семинарию при Новодевичьем монастыре.
По завершении семинарского обучения там же он поступил в Московскую духовную академию, позже примкнувшую к Троице-Сергиевой лавре.
25 августа 1954 года в Троице-Сергиевой лавре Павлов Иван, недавно разделяющий атеистическое мировоззрение, принял монашеский постриг под именем Кирилл в честь преподобного Кирилла Белозерского, чей день поминовения, что символично, отмечается 22 июня.
В конце 1954 года брат Кирилл окончил академию и 8 октября принял сан иеродиакона, а немного позже – иеромонаха. Так началась его многолетняя пастырская служба.
Служил монах Кирилл с 1954 года пономарем, через 16 лет был назначен на должность казначея. В 1965 году он стал духовником монашества обители.
В том же 1965 году смиренная служба отца Кирилла Русской Православной Церкви и величайшая любовь к Богу были отмечены возведением духовного отца братии в сан архимандрита.
Духовное величие отца Кирилла не осталось без внимания и за пределами лавры. Со всех уголков Русской земли за советом и благословением тянулись к нему как простые миряне, так и высокопоставленные чины. Кроме того, он был духовником трёх русских патриархов. Со временем патриарх Алексий II перевел его в свою резиденцию в Переделкино, где отец Кирилл продолжил принимать людей. Не оставил он без своих наставлений и монашескую братию лавры, куда старец периодически наведывался. В свободное время архимандрит Кирилл писал проповеди и поучения, священникам, архиереям и простым мирянам отправлял систематически письма с поздравлениями и назиданиями.
В конце своей жизни духовник был удостоен орденов Святого князя Владимира и Преподобного Сергия Радонежского.
В середине 2000-х годов отец Кирилл после перенесенного инсульта оказался прикованным к постели на оставшиеся 12 лет его жизни. Но болезнь не сломила мужественный характер старца, закалённый ещё в годы Великой Отечественной войны, он терпеливо принимал все испытания, не требуя утешения, а наоборот отдавая, даже в эти тяжёлые для него годы, духовную поддержку окружающим.
Кроме наставнической и проповеднической деятельности, духовник занимался восстановлением монастырей. При его участии возродились следующие обители: Валаамский, Дивеевский, Толгский, Горненский в Иерусалиме монастыри.
Отец Кирилл не был чудотворцем или предсказателем, но в духе духовной трезвости и смирения высказывал опасения по поводу процветающих процессов глобализации и компьютеризации. В том числе он был озабочен внедрением ИНН
Старец призывал людей проявлять осторожность в век широкого распространения высоких технологий и нововведений, заботиться о сохранении духовности внутри человека, ведь отречение от Христа, как подчёркивал отец Кирилл, начинается незаметно: с повседневной суеты и ставших обыденными грехов.
Сердце старца остановилось 20 февраля 2017 года. Он прожил 97 лет
Отпевание и погребение архимандрита было назначено на 23 февраля, в День защитника Отечества, что символично, как и многое другое при жизни старца. Отпевание проходило в Успенском соборе во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и с участием многочисленных священнослужителей, обитателей Троице-Сергиевой лавры, а также неравнодушных прихожан. На отпевании собор был переполнен, поэтому многие молились на улице. Похоронен архимандрит также на территории лавры за алтарем церкви Святого Духа.
Архимандрит Кирилл Павлов
Пророчества старца
Беседы верующих прихожан со старцем сводились к тому, что его спрашивали о будущем. А воспринимали ответы архимандрита Кирилла Павлова как пророчества. Старец очень серьезно относился к таким диалогам. Монахини вели записи, некоторые вещи передавали от одного к другому.
Монахиня Феофилакта очень беспокоилась за судьбу Урала. Что китайцы смогут завладеть им. Своими переживаниями она поделилась со старцем Кириллом. На это он ответил, что китайцы получат сапогом, как немцы в свое время в России. Никогда уральская земля не будет принадлежать другому государству.
Много вопросов задавали отцу Кириллу о новой войне и тяжелых временах. На что получали ответ, что в любое время могут возникнуть военные действия. Возможен голод и запасы должны быть, они не помешают.
Старец благословлял на то, чтобы иметь дом и землю на трудное время.
Одному прихожанину Старец настоятельно советовал трезвиться. Это значит реально оценивать ситуацию. Возможно, предстоят скорби, и принимать их нужно безропотно. Вот такие ответы люди считали пророческими.
Он отстаивал собственную «обыкновенность»
Фото с сайта stsl.ru
«Рядом с ним у тебя всегда было право на ошибку, — пишет в своей книге «Тихий свет подлинности» инокиня Евфимия (Аксаментова), —
Мало того, у тебя было право иметь собственное мнение.
Несогласие не вызывало у отца Кирилла ни недоумения, ни огорчения (огорчения он, по крайней мере, не показывал). Он с интересом и уважением выслушивал иную точку зрения и, если убеждался в ее обоснованности, мог изменить свою.
Отец Кирилл никогда не доминировал и никому не навязывал своих представлений о жизни.
Выслушав вопрошавшего, неспешно расспросив о подробностях дела, он деликатно предлагал свой вариант решения проблемы, а дальше — наше право выбирать. Жизнь сама открывала впоследствии, что его совет был единственно верным.
Отец Кирилл относился к человеку предельно бережно, взвешивал каждое свое слово, чтобы не задеть чужого самолюбия, не поранить немощную душу.
А на ошибку он — не то что грубо не указывал, но вообще делал вид, что ничего не происходит. Давал человеку возможность самому разобраться в заблуждении. Недаром один из его любимых фрагментов «Отечника» — история с Пименом Великим, не обличившим дремавшего на клиросе во время службы брата, но давшим ему спокойно отдохнуть.
Его умение предпочитать ученичество учительству, послушничество начальствованию поражало до глубины души.
Другое дело, что нам самим следовало иной раз догадаться — не столько делиться с ним своими соображениями, сколько помолчать в его присутствии. Пользы от этого было несравненно больше».
По ее словам, «единственное право, которое решительно оставлял за собою отец Кирилл, — это право отстаивать собственную обыкновенность, незначительность… Не думаю, что кто-то вспомнит хотя бы одно его откровение о случаях сверхъестественной ему помощи, о небесных знамениях и чудесных явлениях — всего того необычайного, что могло поставить батюшку в исключительное положение среди людей».
Пророчества
Предсказания старца в основном связаны с будущим России. Он предвидел, что до прихода Антихриста, осталось совсем немного времени. Духовные чада и другие верующие его часто спрашивали о природе ИНН, что это и нужно ли этого бояться?
Интересно! Старец считал, что такое явление современной жизни, технического прогресса как ИНН, электронные паспорта еще не являются печатью антихриста. Но это уже первые предвестники грядущих испытаний для всех верующих.
За ними придут новая система учета и контроля над людьми — чипы, вживляемые внутрь тела, под кожу. Такие устройства уже получат доступ к физической системе человека и смогут влиять на его душу (психику), подчиняя ее своему контролю.
Архимандрит Павлов считал, что уже сейчас, на этом этапе, нужно отказаться от принятия новых документов, сохранив возможность пользоваться документами старого образца. Такого права для верующих необходимо добиваться на государственном уровне. Если этого не сделать, в будущем будет намного труднее сохранить верность Богу.
Детство и юность
Семья маленького мальчика проживала в Рязанской губернии, в небольшой деревеньке под названием Маковские Выселки. Родители Ивана были глубоко религиозными людьми. С малого возраста они прививали сыну любовь к Богу.
Когда мальчику исполнилось 12 лет, его вместе с братом отправили учиться в город Касимов. В родном селе невозможно было получить семилетнее образование. Не было такой школы, а обучение продолжить нужно было. Сопровождал Ивана Дмитриевича родной брат, который очень отрицательно относился к религии. В больших городах в это время в моде было безбожие.
Когда мальчику исполнилось 15 лет, Иван Павлов сдал вступительные экзамены и был зачислен в индустриальный техникум Касимова.
В 1938 году молодой человек окончил учебное заведение и получил диплом. Далее он пошел работать на металлургический комбинат в Катав-Ивановске. Устроился он на должность технолога. Вскоре Ивана Дмитриевича призвали на воинскую службу.
Простого крестьянского паренька послали служить на Дальний Восток. Не очень просто служилось в войсках молодому парню. В последующем Иван прошел всю Великую Отечественную войну, отстаивая Сталинград в лице командующего взвода. Участвовал в ужесточенных боях около венгерского озера Балатон.
Большой праздник, День Победы, Иван встречал в Австрии. Увольнение из армии было оформлено в 1946 году.