Кто такой кесарь?
Содержание:
- Слепая безличная сила
- В искусстве
- Кто же такой Кесарь в Библии?
- Наставник юного царя
- Обстоятельства
- Создание тайной полиции
- Молчаливая борьба
- Всемогущество Ромодановского
- История появления фразеологизма
- Границы послушания
- Кесарь — кто это такой?
- “Обер-палач” Петра I
- Послушание vs Исповедничество
- А что же с личной жизнью?
- Текст
Слепая безличная сила
Разбирая писания апостола Луки, епископ Кассиан делает акцент на апологетической составляющей текстов апостола:
Но отношения евангелиста Луки с государством не прямолинейны:
И более того:
Далее — про Евангелие от Иоанна и Иоанновы послания:
Епископ Кассиан и здесь подтверждает свой прошлый вывод:
Переходя к Апокалипсису, епископ Кассиан прежде всего отмечает существенный внешний фон, который, как он полагает, определил позицию автора текста:
Автор продолжает:
Здесь, на мой взгляд, присутствует косвенная полемика автора с современными ему последователями концепции «симфонии» Церкви и государства. Кроме того, если Евангелие называет «первый Рим» блудницей, то это может расшатывать фундамент идеи «третьего Рима»… Эта полемика была вполне злободневной во время произнесения речи (1948 г.): почти полстолетия с момента российской катастрофы поклонники «симфонии» не знали, куда на практике применить эту концепцию – ни один режим не подходил на эту роль. С момента победы в войне и в виду начавшихся реверансов в адрес Церкви сталинский режим предоставил для недальновидных церковников-державников такую иллюзорную вакансию.
А вот уже вывод епископ Кассиана:
В искусстве
Христианство и политика | |
Христианские левые · Христианские правые | |
Ключевые понятия | Отделение церкви от государства · Свобода вероисповедания · Религиозная терпимость · Доктрина двух царств · Христианская республика |
Движения | Доминионизм · Евангельские левые · Теодемократия · Теология освобождения · Христианский анархизм · Христианская демократия · Христианский коммунизм · Христианское либертарианство · Христианский пацифизм · Христианский реконструкционизм · Христианский социализм · Христианский феминизм |
Проблемы | Аборт и христианство · Гомосексуальность и христианство · Налоги |
Связанные темы | Государственная религия · Политическое богословие · Религия и политика |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Кто же такой Кесарь в Библии?
Биография Юлия Цезаря
Во времена Христа Римом правил великий кесарь император Тиберий. Однако слово «кесарь» произошло от имени Юлия Цезаря, знаменитого римского полководца и государственного деятеля, принадлежавшего к древнепатрицианскому роду.
Одержав ряд побед в войнах, которые вел Рим, Цезарь заработал непререкаемый авторитет в армии и занялся политикой. В короткие сроки Цезарь расправился с внутренними противниками и добился пожизненного диктаторства с титулом императора.
Он получил высшую военную, судебную и административную власть в стране, изначально бывшей республикой.
Именно поэтому имя Цезаря стало нарицательным, сделавшись титулом, которым называли себя позже различные правители.
Связь с фразеологизмом
Произношение латинской буквы С в разных языках звучало то как Ц, то как К.
По одной из версий русское слово «царь» является сокращенным «цезарь».
До Ивана Грозного все главы российского государства именовались великими князьями, но Иван Четвертый, подобно Цезарю, стал полновластным правителем России и нарек себя царем.
От слова «цезарь» происходит и немецкое слово кайзер.
Теперь все мы произносим фразу «цезарю — цезарево», когда хотим сказать: отдайте кому-либо то, что должно ему по праву принадлежать.
Наставник юного царя
Как полагают историки, будущий “князь-кесарь” появился на свет около 1640 года (точная дата неизвестна). Его отец был боярином, а сам род Ромодановских шёл от Рюрика.
Поскольку Фёдор Юрьевич был сыном одного из главных придворных Алексея Михайловича, он уже с раннего возраста знал о тонкостях обхождения при дворе, нередко общался с царской семьёй, чувствовал себя “своим” среди самых высокопоставленных лиц государства.
Мартын Казаков «Портрет князя Фёдора Юрьевича Ромодановского»
Он был значительно старше Петра (примерно на 32 года), а потому выступал при юном царе своего рода наставником. Некоторые современники говорили, что определённые качества (не самые положительные) юный правитель унаследовал именно от Ромодановского.
В период регентства царевны Софьи Фёдор Юрьевич верно рассчитал, что из двух её младших братьев-царей высот достигнет именно Пётр, а не слабый здоровьем Иван. В боярской книге князь упоминается в числе первых, и это уже является серьёзным показателем.
Клавдий Лебедев «Зотов учит молодого Петра I живописи»
Обстоятельства
Монета
См. также: Библейские денежные единицы
В оригинальном тексте употреблено слово δηνάριον (dēnarion). Традиционно принято считать, что это был римский динарий с изображением правившего тогда императора — Тиберия. Среди нумизматов тем самым «денарием кесаря» (tribute penny) принято считать монету с изображением Тиберия, надписью «Ti Caesar Divi Avg F Avgvstvs» (Тиберий Цезарь Август, сын Божественного Августа
), и сидящей женщиной, возможно, Ливией в образе богини мира Пакс.
Однако, существует предположение, что денарии не ходили широко в Иудее того периода, и на самом деле той монетой могла быть антиохийская тетрадрахма (также с головой Тиберия, и Августом на обороте). Другая версия — денарий Августа с Гаем и Луцием на обороте, также возможно это был денарий Гая Юлия Цезаря, Марка Антония или Германика — так как монеты предыдущих правителей также могли оставаться в обороте.
Восстания
Исследователь Библии У. Суортли указывает, что налог, называемый в Евангелиях, это конкретный налог — подушный, установленный в 6 г. н. э. по результатам переписи Квириния, проведенной незадолго до этого и вызвавшей большое недовольство среди иудеев. Восстание тогда поднял Иуда Галилеянин, оно было подавлено, однако его род и идеи сохранили значение среди партии зелотов даже несколько десятилетий спустя, в описываемый исторический момент.
Создание тайной полиции
В 1686 году при юном Петре был учрежден Преображенский приказ (по названию села, где Петр в основном проводил свое время). Во главе его стал князь Ромодановский. Вряд ли идея создания такого учреждения принадлежала 14-летнему Петру. Вероятнее всего, что именно сам Ромодановский решил «институционализировать» свое положение при царе, который скоро должен был войти в силу.
Преображенский приказ служил первоначально как бы личной канцелярией Петра, в котором сосредотачивались дела, связанные с потешными войсками и прочими «государственными» забавами юного царя. Сам Ромодановский при этом стал еще и «генералиссимусом» потешных полков Петра. Постепенно Преображенский приказ начал специализироваться на охране личной безопасности государя. Эта функция стала преобладать в его деятельности после того, как в 1689 году царевна Софья была лишена власти и заточена в монастырь. Ромодановскому был поручен надзор за заключенной Софьей. Между тем Петр остался единственным монархом, и все дела, связанные с другими функциями управления, сосредоточились в регулярных ведомствах Российского государства (приказах, затем коллегиях).
В 1697 году, отправляясь за границу с «Великим посольством», Петр оставил Ромодановского как бы своим заместителем на троне, причем уже официально дал ему титул князя-кесаря. Петр наделил его полномочиями созывать совещания Боярской думы и глав приказов. Таким образом, Ромодановский, которого историк Василий Осипович Ключевский назвал «заплечным обер-мастером», стал во главе всего правительства, а Преображенский приказ, то есть тайная полиция — высшим ведомством Российского государства, никому не подотчетным.
Молчаливая борьба
Повторю, что епископ Кассиан как экзегет, склонен видеть динамику в раскрытии в новозаветных писаниях интересующей его темы, которая обусловлена хронологически и исторически:
А затем автор переходит к косвенному сопоставлению своего анализа Нового Завета и социальных обстоятельств современного ему мира середины ХХ века:
Здесь еще одна принципиальная мысль автора. В ней — протест не только против обманки сталинизма, но предостережение христианам против обольщения любой государственностью.
Далее автор пытается перейти от теории к практике и попробовать найти практический ответ на текущие недоумения, волновавшие послевоенное эмигрантское сообщество:
Всемогущество Ромодановского
Но и по возвращении Петра из-за границы могущество Ромодановского не уменьшилось. Чтобы сделать себя незаменимым для царя, Ромодановский невероятно раздул значение стрелецкого мятежа 1698 года, разразившегося в отсутствие Петра. Мятеж, как известно, обернулся кровавыми репрессиями для его участников. Было казнено после предварительных жестоких пыток больше двух тысяч человек. Казни продолжались больше месяца, в отдельные дни бывало казнено до двух сотен человек. В Преображенском царь Петр и Ромодановский лично, попытав стрельцов и попьянствовав, рубили им головы.
Когда в 1699 году скончался другой старый «наставник» Петра — Франц Лефорт, то Петр обмолвился по этому поводу: «Осталась у меня она рука — вороватая, да верная». Он имел в виду Александра Меншикова. Характерно, что он не считал Ромодановского своей верной рукой. Ромодановский был самостоятельным властителем, и Петр сам его боялся и трепетал перед ним. Он продолжал подобострастно обращаться к «князю-кесарю», входил к нему на двор пешком, а не въезжал в коляске.
Ромодановский, понятно, не мог занять место Петра, и с этой стороны опасаться царю было нечего. Но в своем ведомстве Ромодановский был полностью самодержавен, и в его «епархию» царь не вмешивался. Пределы же своего ведения Ромодановский определял сам. Ему было позволено рассылать указы всем остальным ведомствам и местным властям об обязательной присылке в Преображенский приказ всех доносов, сысков и арестованных по подозрению в умыслах на жизнь государя. Не подчинявшимся чиновникам других ведомств Ромодановский сам назначал меры наказания. Таким образом, в руках Ромодановского явочным порядком сосредоточились все нити управления, связанные с безопасностью, а тайная полиция была поставлена над всеми прочими звеньями государственного аппарата.
Сам Петр временами упрекал своего «князя-кесаря». «Зверь! Долго ль тебе людей жечь? И сюды раненые от тебя приехали», — писал царь с театра войны, куда доезжали челобитчики, изувеченные в застенках Преображенского приказа, и призывал Ромодановского прекратить пьянствовать. На это всесильный шеф личной безопасности царя дерзко отвечал, что пьянствовать ему, в отличие от самого царя, некогда. «Всегда в кровях омываемся… Нам недосуг», — отрезал он, бравируя своей жестокостью, «вынужденной» государственными нуждами. Царь смущенно смолкал и присылал «князю-кесарю» в подарок приглянувшиеся ему в новых землях топоры — для работы.
Вплоть до самой смерти Ромодановского, последовавшей в 1717 году, царь Петр неизменно оставлял его главным правителем государства при своих отъездах на войну и за границу. Роль Ромодановского не уменьшилась даже с учреждением Сената в 1709 году, так как «князь-кесарь» стоял вне и выше любых учреждений рождающейся империи.
История появления фразеологизма
Как известно, во времена, когда жил Иисус, его родина была уже давно покорена римлянами и превращена в одну из провинций. И хотя захватчики довольно неплохо управляли израильским народом, относясь с уважением к их культуре и вероисповеданию, потомки Авраама мечтали освободиться. Поэтому периодически возникали заговоры и восстания. Но римским властям удавалось их подавлять. Несмотря на это, ненависть к оккупантам в народе была сильна. Знали об этом фарисеи — одна из сильнейших религиозных организаций евреев, которая пользовалась у народа почтением и часто обладала огромной властью.
В то время когда Иисус стал активно проповедовать и творить чудеса, за короткое время Он приобрел огромную власть над народом, и фарисеи стали завидовать Ему. Поэтому отдельные их представители искали способ дискредитировать «конкурента» в глазах общества.
С этой целью Иисусу расставляли различные ловушки и задавали каверзные вопросы. Один из них касался подати: нужно ли ее платить цезарю. Задав подобный вопрос, один из фарисеев рассчитывал поймать Христа на слове. Ведь если Он станет на сторону народа и ответит «Нет, не надо платить», фарисеи смогут объявить Его бунтовщиком и отдать римлянам. Если Иисус согласится с тем, что подати ненавистным римлянам все же нужно платить, народ отвернется от Него.
Но, как указано в Библии, Христос умел читать мысли и видеть намерения людей. Увидев истинную цель хитрого вопроса, Он попросил дать Ему монету. И спросил у человека, задавшего вопрос, чей профиль изображен на ней.
Недоумевающий фарисей дал ответ, что цезаря (кесаря). Молвил Иисус ему на это в ответ: «Отдавайте кесарю — кесарево, а Богу — Богово». Значение фразеологизма в данном случае подразумевало, что нужно отдавать каждому то, что должно. Кесарю – монеты с его ликом, которые он и ввел в завоеванной стране, а Богу – хвалу и послушание.
Границы послушания
Еще о практике – вопрос о границах послушания государству:
Епископ Кассиан не останавливается на отрицательном контексте взаимодействия христиан и государства, на внутреннем праве христиан давать оценку государственной власти. Автор выводит из истории Церкви и позитивную программу: Церковь пыталась привлечь государство на служение Христу, «пронизать государственные учреждения светом Христовым, вдохнуть Его дух в государственные формы».
Однако епископ Кассиан продолжает предостерегать:
Что же делать? Автор адресует слушателей к примеру Христа:
Этим рефератом публикации епископа Кассиана (Безобразова) я в меньшей степени хотел бы дать исчерпывающие ответы на волнующие вопросы или привлечь аргументацию экзегета в поддержку той или иной актуальной политической позиции.
Разговор здесь не столько о политике, а о месте христианина в мире. И о его обязанностях. Я не призываю солидаризироваться с автором. Этой публикацией редкого текста я хотел бы лишь внести разнообразие в хор суждений – и проиллюстрировать логикой епископа Кассиана право на такое разнообразие.
Печальная особенность сегодняшней дискуссии по общественным вопросам в православном сообществе – претензия на исключительную истинность и узурпация права на последнее слово в разговоре. Надеюсь, знакомство с мыслями авторитетного православного богослова снизит градус безапелляционности текущей дискуссии и тем самым повысит ее качество.
Полный текст епископа Кассиана (Безобразова) в ближайшее время будет размещен в электронной библиотеке Правмира.
Кесарь — кто это такой?
Прежде чем узнать об истории появления этого фразеологизма, стоит уточнить, кого называли кесарем и почему кто-то должен был ему что-то отдавать.
Как известно, первым римским императором стал великий полководец и мыслитель Юлий Цезарь. После него Римская империя уже так и не смогла вернуться к республике. После Юлия Цезаря ею всегда управляли императоры. Поскольку все они почитали первого носителя этого титула, то поначалу добавляли к списку своих имен и фамилию великого Гая Юлия – «Цезарь».
Через несколько лет слово «цезарь» из имени собственного превратилось в нарицательное — синоним к «император». С тех пор в Риме каждого властителя называли цезарем.
Из латинского языка, на котором говорили в Римской Империи, слово «цезарь» перекочевало в другие. Однако написанное латиницей слово «caesar» в различных странах читали по-разному, так как буква «c» у одних звучала как , а у других как , а «s» могла читаться как или как . Благодаря этому в иных языках слово «цезарь» произносилось как «кесарь», в частности в славянских, хотя тут использовались оба варианта. Кстати, с годами «цезарь» превратился в «царь» — так стали называть правителей, как и в Римской Империи.
“Обер-палач” Петра I
Однако могущество Ромодановского не ограничивалось временем отсутствия Петра. Царь вынужден был вернуться в Россию из Великого посольства после получения вестей о стрелецком мятеже 1698 года. Ромодановский умышленно раздувал значимость бунта, стараясь подчеркнуть незаменимость себя для укрепления власти Петра.
По итогам расследования множество стрельцов оказались в заключении, терпели пытки, а число казнённых дошло до двух тысяч человек. И, надо сказать, Ромодановского неспроста называли “обер-палачом” Петра Великого.
Кстати, хочу заметить, что и сам царь побаивался своего наставника и близкого соратника. Он был более привязан к Александру Меншикову, нежели к Ромодановскому. Вероятно, Пётр осознавал, что Фёдор Юрьевич действует лишь по собственному усмотрению. Однако в верности его государю сомневаться не приходилось.
Василий Суриков «Утро стрелецкой казни»
Князь Б. Куракин оставил такую характеристику Ромодановского:
Несмотря на свой крутой нрав, Ромодановский действительно всегда оправдывал оказанное царём доверие. В одном из своих писем Пётр обращается к “князю-кесарю”:
Это было одно из множества поручений, с которыми Фёдор Юрьевич справлялся крайне ответственно. На его плечи были возложены поставка снарядов, артиллерийских орудий и провианта — и именно от его работы в немалой степени зависел успех русской армии в военных походах.
Портрет князя Федора Юрьевича Ромодановского.
Послушание vs Исповедничество
Послание к Евреям и Послание Иакова, по мнению епископа Кассиана, написаны перед трагическими событиями иудейского восстания в Палестине и полного разрушения Иерусалима и Второго Храма.
Такова же и философия Послания Иакова:
Разбирая послания апостола Петра, епископ Кассиан видит множество параллелей с философией апостола Павла.
Но дальше автор делает существенную оговорку, определяющую его взгляд на природу послушания власти, – нравственную, но не политическую:
Призыв к послушанию государству может вызвать недоумение, которое автор объясняет сложившейся ситуацией:
Такова версия автора.
А что же с личной жизнью?
Фёдор Ромодановский был женат на Евдокии Васильевне, её происхождение, к сожалению не известно. В браке у ни родилось трое детей:
- Иван, единственный сын Фёдора, называли его также как и отца «князь-кесарь», в будущем стал действенным тайным советником и губернатором Москвы. Был женат на сестре царицы Прасковьи Фёдоровны (жена царя Ивана V) Анастасии Салтыковой. В браке у них родилась дочь Екатерина.
- Ирина, одна из дочерей Фёдора и Евдокии, вышла замуж за Василия Шереметева (капитан-лейтенант морского флота).
- Была еще одна дочь, Федосья. Она вышла замуж за брата царицы Евдокии Фёдоровны (первая жена Петра I) — Абрама Лопухина.
Фёдор Юрьевич Ромодановский был весьма неоднозначной личностью. Он разделял с Петром любовь к разгулу и веселью, проявлял крайнюю жестокость нрава и “лютость” своего характера, демонстрировал абсолютную преданность. В 1717 году “обер-палача” Петра I не стало и, несомненно, это была серьёзная потеря для царя, который пусть немного боялся, но верил своему соратнику.
Текст
Эпизод с «динарием кесаря»
описан в трех книгах Евангелия и относится к периоду проповеди Иисуса Христа в Иерусалиме.
Джеймс Тиссо (1836–1902) , Public Domain Набирающего популярность молодого проповедника попытались скомпрометировать фарисеи. Как бы испытывая его мудрость, его спросили, нужно ли платить налоги цезарю? — болезненный вопрос для покоренной римлянами провинции Иудеи. Ответ «да» дискредитировал бы его перед патриотичными евреями, и вдобавок, оказался бы богохульством — ибо евреи считали себя богоизбранной нацией. Ответ «нет» можно было бы расценить как призыв к мятежу и использовать его для обвинения в восстании (за что Иисуса в итоге и осудили).
Domenico Fetti (1588–1623) , Public Domain
Однако Христос попросил принести ему монету — римский динарий, который ходил тогда в провинции, и естественно, имел изображение императора, и мудро рассудил:
Евангелие | Цитата |
От Марка (Мк. 12:13-17) | И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? Давать ли нам или не давать? Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему. |
От Луки (Лк. 20:20-26) | И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали. |
От Матфея (Мф. 22:15-22) | Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: чтò искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится пòдать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли. |
От Иоанна | Эпизода нет. |
Апокрифическое От Фомы (Фома, 104) | Иисусу показали золотой и сказали ему: Те, кто принадлежит Цезарю, требуют от нас подати. Он сказал им: Дайте Цезарю то, что принадлежит Цезарю, дайте Богу то, что принадлежит Богу, и то, что мое, дайте это мне! |