Что значит канон и чем он отличается от акафиста
Содержание:
- Latin[edit]
- Состав канона
- Отличие канона от акафиста
- В словаре Словарь иностранных слов
- Канон — это…
- Что такое церковные каноны и зачем они нужны?
- Канон и фанон
- Акафист Николаю Чудотворцу
- Гимнографический канон: чем отличается канон от акафиста
- French[edit]
- А какие существуют каноны? И что они регулируют?
- Канон в искусстве
- Как читать канон
- Как читать канон
- Фанфики по мотивам эпопеи «Гарри Поттер»
- Для чего нужны церковные каноны?
- Отличие канона от акафиста
- Иконописный канон
Latin[edit]
Etymology 1edit
Borrowed from Ancient Greek (kanṓn, “measuring rod, standard”), akin to (kánna, “reed”), perhaps from Semitic (compare Hebrew (qaneh, “reed”)).
canōn m (genitive ); third declension
- a measuring line
- () precept, rule,
- a yearly tribute paid to the emperor; (Medieval Latin, by extension) a periodic payment
- (Ecclesiastical Latin) authorized catalog, especially of books of the Bible or of the saints
- (Ecclesiastical Latin) decree of a church synod
- (Ecclesiastical Latin) the Canon of the Mass
- (Medieval Latin) relic
Third-declension noun.
Case | Singular | Plural |
---|---|---|
Nominative | ||
Genitive | ||
Dative | ||
Accusative | ||
Ablative | ||
Vocative |
Descendantsedit
- Catalan:
- English:
- French:
- Irish:
- Italian:
- Russian: (kanón)
- Spanish:
Etymology 2edit
From (“pipe”), compare Italian and Old French .
canōn m (genitive ); third declension
- (Medieval Latin) a cannon (artillery)
- in Charles du Fresne du Cange’s (augmented edition with additions by D. P. Carpenterius, Adelungius and others, edited by Léopold Favre, 1883–1887)
- Niermeyer, Jan Frederik (1976), “canon”, in Mediae Latinitatis Lexicon Minus, Leiden, Boston: Brill
Состав канона
рекомендуем к прочтению
- Молитвы Матроне Московской разные
- Молитвы перед Причастием и Исповедью
- Икона Оптинских старцев
- Ченстоховская икона Божией Матери
Канон – традиционное песнопение, входящее в состав каждого церковного богослужения. Это гимн, посвященный прославлению Спасителя и Бога нашего Иисуса Христа, Святой Троицы, Матери Божией, праздника или святого (такие каноны составлены почти всем святым). Каждый канон имеет отсылки и к Новому, и к Ветхому Завету. Самые первые каноны появились в VII веке – точнее, появилась привычная нам их форма. Возможно, она берет начало еще из греческих песнопений, посвященных языческим богам, или из первохристианских гимнов. Первые каноны написаны двумя святыми: Андреем Критским, он создал Великий Канон, и Иоанном Дамаскиным
-
Если вы читаете канон самостоятельно, в его начале будет название жанра и кому посвящено молитвословие, например: «Канон Ангелу-Хранителю».
Канон составлен из ряда песен, состоящих, в свою очередь, из предначинательной песни – ирмоса и нескольких тропарей (их число колеблется в пределах шести, но в Каноне Великом их может быть до пары-тройки десятков). У каждой песни каждого канона одна тема, взятая из Ветхого Завета: например, тема первой песни – переход народа Израиля под предводительством Моисея по дну Красного моря «как посуху». Раньше, в древности эти библейские тексты читались перед песнями, но со временем (видимо, чтобы не утомлять людей однообразным чтением за каждым богослужением) в каждом каноне появились ирмосы, где библейские темы осмысляются поэтически. Сегодня эти отрывки из Библии в оригинале можно прочитать самостоятельно или услышать во время чтения великого Канона в первые четыре дня Великого поста, на богослужениях утрени.
Важной частью канона в церковном богослужении утрени (служится сегодня за Всенощным бдением вечером) является пение перед девятой песнью канона поется песнь, которую пела Сама Богородица, на русском: «Возвеличивает душа Моя Господа и возрадовался дух мой о Боге и Спасителе моем» – с припевом, прославляющим Богородицу, на русском:
«Пребывающая ближе к Богу, чем Херувимы и более славная, чем Серафимы, без нарушения чистоты Ты родила Бога Слово, Тебя, истинную Богородицу, мы возвеличиваем». Далее: Он снизошел к смирению рабы Своей, и потому с сегодняшнего дня обо Мне радуются все поколения людей. Припев: Пребывающая ближе к Богу… Мое величие даровал Сильный Бог, и свято имя Его, и милость даст Он всем поколениям боящимся Его. Припев: Пребывающая ближе к Богу… Сотворил державу силой Своей Он, и рассеял гордых по лицу Земли из-за замыслов их сердец. Припев: Пребывающая ближе к Богу… Низложил сильных с престолов власти, и возвел на высоту смиренных; нуждающихся одарил благами, а хвастающихся отослал ни с чем. Припев: Пребывающая ближе к Богу… Принял народ Израиля, ребенка Своего, вспомнил обещания милости, которые дал отцам нашим, Аврааму и потомству его навечно. Припев: Пребывающая ближе к Богу…»
Эти слова можно читать дома, во время чтения канона, перед его девятой песней, а также в любое время при желании помолиться Богородице.
В богослужебной русской церковной традиции ирмосы обычно поются, а тропари, то есть маленькие молитвословия внутри песни, читаются. Каждый тропарь сопровождается припевом, например, в Покаянном и Великом каноне: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». Исключение – канон Святой Пасхи, который поется полностью, как раньше в Византии пелись все каноны.
-
В каноне бывает определенное число песен: 2, 3, 4, 8 и 9. Чаще всего их восемь (можно заметить, что в нумерации пропущена пропущена вторая песнь – таким образом, девятипесенный канон становится восьмипесенным; это делается для отличия остальных от торжественного, Великого Канона, самого первого).
Трех- и четырехпесенные каноны принадлежат к кругу богослужения Великого поста и послепасхальных Светлых дней – они читаются во время Великого поста и Пятидесятницы.
Единственный девятипесенный Канон – Великий Канон святого Андрея Критского.
Единственный двухпесенный Канон читается в Великий Вторник.
Отличие канона от акафиста
Молитва — невидимая нить между людьми и Богом, это душевный разговор с Всевышним. Она важна для нашего организма как вода, воздух, пища. Будь-то благодарность, радость или печаль через молитву Господь услышит нас. Когда она идет от сердца, с чистыми помыслами, усердием, то Господь слышит молитву и откликается на наши прошения.
Канон и акафист можно назвать одним из видов бесед с Господом, Пресвятой Богородицей и святыми.
Что такое канон в церкви и чем он отличается от акафиста?
Слово «канон» имеет два значения:
- Принятые Церковью и взятые за основу Православного учения книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, собранных воедино. Слово греческое, приобретенное из семитских языков и изначально означающее палочку или линейку для измерения, а потом появилось и переносное значение — «правило», «норма» или «список».
- Жанр церковного гимна, воспевания: непростое по строению произведение, направленное на прославление святых и церковных праздников. Входит в состав утренних, вечерних и всенощных богослужений.
Канон разделяют на песни, каждая из которых отдельно заключает в себе ирмос и тропарь. В Византии и современной Греции ирмос и тропари канона метрически похожи, что позволяет весь канон петь; при славянском переводе был нарушен единый слог в метрике, поэтому тропари читают, а ирмосы поют.
Только пасхальный канон является исключением из правил — его поют целиком.
Читайте о канонах:
- Канон святителю Николаю Чудотворцу
- Канон покаянный ко Господу
- Канон по исходу души от тела
Мелодия произведения подчиняется одному из восьми гласов. Появился канон как жанр в середине VІІ века. Первые каноны написали св. Иоанн Дамаскин и св. Андрей Критский.
Акафист — в перевод с греческого означает «неседальная песнь», богослужебное песнопение особого хвалебного характера, которое направлено на прославление Христа, Богородицы и святых. Начинается с основного кондака и 24 следующих за ним строф (12 икосов и 12 кондаков).
При этом икосы заканчиваются таким же припевом, что и первый кондак, а все остальные — припевом «аллилуя».
Чтение канона
В словаре Словарь иностранных слов
а, м.
1. Правило, положение какого-нибудь направления, учения. По канонам классицизма.
2. Церковное установление, правило. Канонический — 1) соответствующий канону (каноническое еван-гелие); 2) принятый за образец, твердо установленный (канонический текст).||Ср. ДОГМАТ» title=’ДОГМАТ, ДОГМАТ это, что такое ДОГМАТ, ДОГМАТ толкование’>ДОГМАТ.
3. Церковное песнопение в честь святого или праздника.||Ср. КАНТ II, ПСАЛОМ, ПСАЛЬМА, ТРОПАРЬ.
4. муз. Музыкальная форма, в которой все голоса хора начинают одну и ту же мелодию разновре-менно, в строгой последовательности друг за другом.
Канон — это…
Его происхождение связывают с западносемитским «qānoeh/ḳānu», что в переводе означает «камыш» или «тростник». Дело в том, что финикийские строители использовали в качестве меры длины легкий тростниковый шест, который не деформировался и не усыхал, а значит, обеспечивал максимальную (на то время) точность измерений.
Напоминаем, что западносемитские народы, населявшие некоторые регионы Палестины и Сирии, проживали там за 4 тыс. лет до нашей эры! Позже термин «κανών» вошел в обиход древних греков, и тоже в качестве эталона для измерения длины.
Сегодня же любой словарь неизменно связывает слово «канон» с несколько обобщенными понятиями «эталон», «норма», «образец» – это и есть его прямое значение.
То есть канон – это общепринятое правило, установленная мера соответствия заданным стандартам. При этом понятие канонов как совокупности норм применяется довольно широко – в сфере искусства, науки, религии, общественной жизни.
Некоторые из них были сформированы в ходе адаптации к требованиям эпохи – такую этимологию (историю происхождения) обрели, в частности, математически обоснованные предписания к построению фигуры человека в эпоху Возрождения.
Другие же базировались на религиозных стандартах – «Ветхозаветный канон» и «Новозаветный канон» (Ветхий и Новый Завет). Существуют также научные каноны, которые характеризуются четко регламентированной структурой – например, методические правила, требования к научному труду.
Что такое церковные каноны и зачем они нужны?
Слово «канон» — греческого происхождения, и переводится оно как «правило», «норма». Каноны представляют собой общеобязательные правила поведения, принятые в Церкви. Поэтому можно сказать, что канон в Церкви по своему содержанию и смыслу есть то же самое, что и закон в государстве.
Необходимость церковных канонов в общем понятна. Оказываясь в любом обществе, мы должны соответствовать определенным, принятым в нем правилам поведения. Так и в Церкви. Став ее членом, человек должен подчиняться действующим в ее пределах нормам — канонам.
Можно прибегнуть к такой аналогии. Когда мы поправляем свое здоровье в больнице, мы сталкиваемся с определенными правилами, которым — хотим мы того или нет — должны подчиняться. И эти больничные правила могут поначалу показаться излишними или даже абсурдными до тех пор, пока мы не постараемся в них вникнуть.
При этом в Церкви не может быть канонического формализма. Каждый человек индивидуален, и потому значительную роль в его церковной жизни играет духовник. Зная слабые и сильные стороны приходящего к нему человека, священник, опираясь на каноническую норму, может действовать достаточно свободно. Ведь нельзя забывать, что основной массив канонов сформировался очень давно, еще в первое тысячелетие, и многие каноны не могут буквально применяться в нынешнее время
Поэтому у батюшки остается большое пространство для «маневра» (сами каноны это предполагают, оставляя священнику, например, право сокращать или, напротив, продлевать епитимии), и это очень важно, когда речь идет о таком сложном и чрезвычайно деликатном деле, как пастырство
Канон и фанон
Узнав ответ на вопрос, канон в фанфиках – это что такое, стоит рассмотреть и такое важное понятие, как фанон. Это так называемый фанатский канон
То есть совокупность информации о выдуманном мире, которую его поклонники считают верной, однако она не всегда является таковой, по мнению автора.
Фаноны часто являют собою попытки объяснить различные сюжетные дыры или недосказанности. Кстати, случается, что фаноны могут стать канонами.
К примеру, когда вышла книга «Гарри Поттер и Принц-Полукровка», в ее финале профессор Снейп убивает Дамблдора и присоединяется к Волан-де-Морту.
Однако фанаты этого персонажа сочли его поступок ловкой интригой, чтобы уничтожить Темного мага. Это стало фаноном для большинства из них. И когда был опубликован следующий роман «Гарри Поттер и Дары Смерти», в нем эта теория и этот фанон стал каноном. Фанфики по «Гарри Поттеру» (посвященные этой теме) после этого тоже стали относится к каноническим.
В последние годы при работе над сиквелами или приквелами сценаристы часто используют фаноны, установленные фикрайтерами.
Один из самых свежих примеров – телесериал HBO «Игра престолов». Как известно, Джордж Мартин (по книгам которого и снимается этот проект) выпустил пока только 5 томов. И, работая над сценарием следующих сезонов (6 и 7), создателям телепроекта пришлось самим придумывать, как будет дальше развиваться сюжет. Чтобы облегчить эту задачу, в сценарии использовались идеи многих фанфиков. Кроме того, некоторые фаноны поклонников были превращены в каноны сериала (оставаясь фанонами для книг Джорджа Мартина).
Так что, несмотря на то что официальное литературоведение и кинематография относится к фанфикам и создаваемым ими фанонам как к второсортному явлению, они не стесняются использовать лучшие их наработки для собственных интересов, причем безвозмездно.
Акафист Николаю Чудотворцу
Акафист – хвалебная песнь Богу, Богородице или святым. Первый был написан Пресвятой Богородице в 626 году в честь освобождения Константинополя от персов.
Акафист состоит из икосов и кондаков. Всего в хвалебной песне 24 строф. Каждый кондак заканчивается призывом к восхвалению Бога: «Аллилуиа!» А икос — приветствием воспеваемому святому: «Радуйся!»
Акафист Николаю Чудотворцу был написан через некоторое время после его кончины. По одной из версий хвалебный гимн был написан константинопольскими служителями церкви, по другой — русскими иеромонахами, участвовавшими в перенесении источающих миро мощей святого.
Текст акафиста можно приобрести в церковной лавке, найти на сайтах в Интернете, прослушать на аудионосителях. В первом случае можно быть уверенным в качестве и подлинности текста. Кроме этого, в храмах освященных в честь святителя, раз в неделю читается акафист святому Николаю Угоднику. Сорокадневное чтение акафиста Николаю Чудотворцу можно заказать и в монастырях. При этом необходимо указать имя человека, о здравии которого будет читаться акафист.
Гимнографический канон: чем отличается канон от акафиста
Канон – это один из жанров церковной гимнографии. Он представляет из себя молитвенное песнопение, повествующее о каком-либо священном событии или прославляющее конкретную святую личность. В каноне можно проследить сопоставление пророчеств и образов Ветхого Завета с новозаветными событиями. Все произведения этого жанра имеют общую структуру и состоят из песней. Всего в каноне может быть две, три, четыре, восемь или же девять песен. Они имеют общую тему и, в свою очередь, состоят из ирмосов и тропарей.
Ирмосом открывается каждая песнь. Именно в нём содержатся прообразы Ветхого Завета. Ирмос служит образцом для всех последующих тропарей. Тропари – это короткие песни, повествующие о новозаветных событиях и прославляющие Господа, Святую Троицу (Троичный тропарь), Божью Матерь (Богородичный тропарь) или святого. Большинство тропарей разделены общим для всего канона припевом.
Канон и акафист – это два разных жанра церковных песнопений. Они отличаются структурой и характером использования в церковной жизни. Например, канон обязательно присутствует в вечернем богослужении. Акафист же поётся по желанию и в любое время. Например, в канун великих праздников. И каноны, и акафисты также читаются православными христианами самостоятельно, в домашней молитве.
French[edit]
Etymology 1edit
From Old French , from + , corresponding to Italian .
Nounedit
canon m (plural )
- cannon, (big) gun
- barrel (of firearm)
- cannon for a horse.
Etymology 2edit
From Old French , borrowed from Latin , from Ancient Greek (kanṓn, “measuring rod, standard”).
The ‘attractive person’ sense comes from an of .
Nounedit
canon m (plural )
- (music)
- (religion)
-
() hottie, dish, bombshell (attractive man/woman)
- Synonym:
Etymology 3edit
From the above noun (see sense 4) by .
Adjectiveedit
canon (plural )
-
(, of a person) hot, sexy
- Cette nouvelle coupe de cheveux te va trop bien, t’es canon ! — This new hair really suits you, you’re hot! ― (please add an English translation of this usage example)
+ .
Nounedit
canon m (plural )
- () glass of wine
“canon” in Trésor de la langue française informatisé (The Digitized Treasury of the French Language).
А какие существуют каноны? И что они регулируют?
Церковных канонов очень много. Их можно разделить на несколько больших групп. Есть, например, каноны, регулирующие административный порядок управления Церковью. Есть «дисциплинарные» каноны, которые регулируют жизнь верующих и служение клириков.
Существуют каноны догматического характера, которые осуждают определенные ереси. Есть каноны, которые упорядочивают территориальное управление Церкви. Эти каноны устанавливают полномочия высших епископов, — митрополитов, патриархов, они определяют регулярность проведения Соборов и так далее.
Все каноны во всем их многообразии были сформулированы в первом тысячелетии церковной истории, и некоторые из них в чем-то устарели. Но Церковь эти древние каноны все равно чтит и очень внимательно изучает, потому что уникальная эпоха Вселенских Соборов является своего рода эталоном, образцом для всех последующих веков.
В наши дни из этих древних норм мы извлекаем если не прямые правила поведения, то по меньшей мере их дух, принципы, чтобы установить в поновленном виде такие нормы, которые будут отвечать потребностям сегодняшнего дня.
Канон в искусстве
Каждая эпоха диктовала свои условия для эволюции искусства. Так же, как и формировала его каноны. Появление норм и правил в искусстве связывают с возникновением первых цивилизаций.
Так, в скульптуре Древнего Египта использовался модульный принцип – канон пропорций тела человека
А архитекторы Древней Греции первыми обратили внимание на гармоничность расположения воспринимаемых двумя глазами объектов и вывели «правило золотого сечения», ставшее одним из первых канонов красоты
В эпоху «Темного Средневековья» каноны в сфере искусства формировались исключительно в религиозных рамках. К примеру, художнику отводилась чаще лишь техническая функция, в то время как «изобретение» культовых образов было задачей церкви. И лишь к началу «Светского Возрождения» канон в искусстве устанавливает правила построения идеальных пропорций человеческого тела.
В XVI в. появляется особая музыкальная форма – канон, – которая предполагает использование канонической имитации. Термин «художественный канон» появляется только спустя три столетия, в самый разгар эпохи Просвещения.
И тем более удивительно, что уже через несколько десятков лет, во времена расцвета постмодерна, художники разрушают все ранее предписанные стандарты, устанавливая доминирование смысла над формой.
Как читать канон
Во время домашнего чтения канона берут традиционное начало и окончание молитв. И если эти произведения читаются вместе с утренним или вечерним правилом, то никаких других молитв дополнительно читать не нужно.
Важно: Нужно читать так, чтобы уши слышали произносимое устами, чтобы содержимое канона ложилось на сердце, с ощущением присутствия живого Бога
Читать со вниманием, сосредотачиваясь умом на читаемом и, чтобы сердце внимало мысли, устремленные к Господу
Самыми читаемыми в домашних условиях канонами считаются:
- Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу.
- Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
- Канон Ангелу Хранителю.
Эти три Канона читаются при подготовке человека к Таинству Причащения. Иногда эти три канона объединяют в один для простоты и легкости восприятия.
Все мы в жизни бываем немощны и больны, или наши родные нуждаются в нашем внимании и помощи в выздоровлении, тогда читаем Канон за болящего.
Самый великий и значимый канон — Канон Святого Андрея Критского. Он — полный, вмещает все девять песней, а в каждую входит до тридцати тропарей. Это действительно колоссальный шедевр.
Весь покаянный смысл произведения — это обращенность не только к Богу, но и к самому молящемуся. Человек настолько погружается в свои переживания при чтении канона, будто направляет свой взор внутрь своей души, говорит сам с собой, со своей совестью, прокручивает события своей жизни и скорбит о тех ошибках, которые были им совершены.
Критский шедевр — не просто зов и призыв к покаянию. Это возможность вернуть человека к Богу и принять Его любовь.
Для усиления этого ощущения автор использует популярный прием. Он берет за основу Священное Писание: примеры и великих грехопадений, и великих духовных подвигов. Показывает, что всё в руках человека и по совести его: как можно упасть до самых низин, и вознестись до вершин; как грех может взять в плен душу и как вместе с Господом можно его одолеть.
Андрей Критский уделяет внимание и символам: одновременно они поэтичны и точны по отношению к поднимаемым проблемам. Великий Канон — это песнь песней живого, истинного покаяния
Спасение души — не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями
Великий Канон — это песнь песней живого, истинного покаяния. Спасение души — не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями.
Важно! В первую и последнюю седмицу Великого поста читается Покаянный канон. На первой седмице он наставляет и направляет на покаяние, а на последней седмице Великого поста спрашивает о том, как душа поработала и ушла от греха
Стало ли покаяние действенной переменой в жизни, которая повлекла за собою изменение поведения, мышления, мироощущения.
Как читать канон
Во время домашнего чтения канона берут традиционное начало и окончание молитв. И если эти произведения читаются вместе с утренним или вечерним правилом, то никаких других молитв дополнительно читать не нужно.
Важно: Нужно читать так, чтобы уши слышали произносимое устами, чтобы содержимое канона ложилось на сердце, с ощущением присутствия живого Бога
Читать со вниманием, сосредотачиваясь умом на читаемом и, чтобы сердце внимало мысли, устремленные к Господу
Самыми читаемыми в домашних условиях канонами считаются:
- Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу.
- Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
- Канон Ангелу Хранителю.
Эти три Канона читаются при подготовке человека к Таинству Причащения. Иногда эти три канона объединяют в один для простоты и легкости восприятия.
Святитель Андрей Критский. Фреска церкви святителя Николая. Афонский монастырь Ставроникита, 1546 год
Все мы в жизни бываем немощны и больны, или наши родные нуждаются в нашем внимании и помощи в выздоровлении, тогда читаем Канон за болящего.
Самый великий и значимый канон — Канон Святого Андрея Критского. Он — полный, вмещает все девять песней, а в каждую входит до тридцати тропарей. Это действительно колоссальный шедевр.
Весь покаянный смысл произведения — это обращенность не только к Богу, но и к самому молящемуся. Человек настолько погружается в свои переживания при чтении канона, будто направляет свой взор внутрь своей души, говорит сам с собой, со своей совестью, прокручивает события своей жизни и скорбит о тех ошибках, которые были им совершены.
Критский шедевр — не просто зов и призыв к покаянию. Это возможность вернуть человека к Богу и принять Его любовь.
Для усиления этого ощущения автор использует популярный прием. Он берет за основу Священное Писание: примеры и великих грехопадений, и великих духовных подвигов. Показывает, что всё в руках человека и по совести его: как можно упасть до самых низин, и вознестись до вершин; как грех может взять в плен душу и как вместе с Господом можно его одолеть.
Андрей Критский уделяет внимание и символам: одновременно они поэтичны и точны по отношению к поднимаемым проблемам. Великий Канон — это песнь песней живого, истинного покаяния
Спасение души — не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями
Великий Канон — это песнь песней живого, истинного покаяния. Спасение души — не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями.
Важно! В первую и последнюю седмицу Великого поста читается Покаянный канон. На первой седмице он наставляет и направляет на покаяние, а на последней седмице Великого поста спрашивает о том, как душа поработала и ушла от греха
Стало ли покаяние действенной переменой в жизни, которая повлекла за собою изменение поведения, мышления, мироощущения.
Но современный ритм жизни, особенно в больших городах, не всегда позволяет работающему человеку побывать на богоугодных службах с пением Канона Андрея Критского. К счастью, найти этот удивительный текст не трудно.
Хоть раз в жизни желательно каждому прочесть вдумчиво это творение, которое поистине может перевернуть сознание человека, даст возможность ощущения того, что Господь всегда рядом, что нет между Ним и человеком расстояний. Ведь любовь, вера, надежда не измеряется никакими мерками.
Это милость, которую Бог дарит нам каждую минуту.
Посмотрите видео о трех православных канонах
Фанфики по мотивам эпопеи «Гарри Поттер»
Помимо аниме ФФ часто пишут по книгам. Так, вышеупомянутому циклу «Гарри Поттер» на Фикбуке посвящено почти 62 тысячи сочинений, причем события многих из них сконцентрированы на второстепенных героях, благодаря чему остаются каноничными.
Например, о дружбе Сириуса Блэка и Ремуса Люпина (Reciprocity) или об отношениях Лили Поттер и Северуса Снейпа («Дочь обычного зельевара»). Последний, кстати, неканоничный, поскольку в оригинальной книге у профессора нет дочери.
Однако, наверное, самой популярной темой для фанфиков по «Гарри Поттеру» являются отношения между различными каноническими персонажами и попаданцами, в лице которых их авторы в определенной мере видят себя. ФФ такого рода, несмотря на наличие оригинальных персонажей, неканоничны.
Для чего нужны церковные каноны?
Фото: Hramermogen.ru Канон переводится с греческого как «норма» или «правило». И по своему смыслу они представляют собой для Церкви то же самое, что для государства представляет его законодательство. История общества на протяжении многих веков не раз показала, что происходит с государствами, в которых люди начинают пренебрегать законами. Поэтому каноны Церкви свято проносятся через тысячелетия, изменяясь лишь в зависимости от общественного устройства, но при этом не теряя своей основы – любви к Богу.
Недаром знаменитый зарубежный богословский теоретик и практик, преподаватель предмета Канонического права во Франции, русский по происхождению, Николай Николаевич Афанасьев, говорил студентам, когда начинал курс лекций, об этом. Он начинал курс с заявления слушателям, что самому праву в Церкви места нет, оно появилось тогда, когда иссякла любовь! Как бы ни странно звучали эти слова из уст священника, но они верно отражают тенденции мирового устройства.
Некоторые законы и правила в обычной жизни кажутся нам порой излишними и утомительными, например, правила дорожного движения. Но как только хотя бы один человек грубо нарушит правила дорожного движения, он может создать гигантскую пробку и погубить немало судеб, как физически, так и в общественном смысле. Такую же аналогию можно провести и с церковными канонами.
Но в Церкви все значительно более неформально в индивидуальном плане. Ведь каждый прихожанин имеет свои личностные качества, проблемы, прегрешения, которые когда-то первый раз привели его в Церковь. Исполнить те или иные каноны он не может в силу разных причин, например, физической немощи. И духовник играет в этом очень значительную роль. Он ограничивает каноническую норму для конкретного православного христианина.
Многие каноны были сформированы в первые века после Рождества Христова и применить их буквально совершенно невозможно в наше время. Поэтому избежать формализма, быть гибким и учитывать индивидуальные возможности паствы – вот каноническая обязанность священника.
Отличие канона от акафиста
Молитва — невидимая нить между людьми и Богом, это душевный разговор с Всевышним. Она важна для нашего организма как вода, воздух, пища. Будь-то благодарность, радость или печаль через молитву Господь услышит нас. Когда она идет от сердца, с чистыми помыслами, усердием, то Господь слышит молитву и откликается на наши прошения.
Канон и акафист можно назвать одним из видов бесед с Господом, Пресвятой Богородицей и святыми.
Что такое канон в церкви и чем он отличается от акафиста?
Слово «канон» имеет два значения:
- Принятые Церковью и взятые за основу Православного учения книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, собранных воедино. Слово греческое, приобретенное из семитских языков и изначально означающее палочку или линейку для измерения, а потом появилось и переносное значение — «правило», «норма» или «список».
- Жанр церковного гимна, воспевания: непростое по строению произведение, направленное на прославление святых и церковных праздников. Входит в состав утренних, вечерних и всенощных богослужений.
Канон разделяют на песни, каждая из которых отдельно заключает в себе ирмос и тропарь. В Византии и современной Греции ирмос и тропари канона метрически похожи, что позволяет весь канон петь; при славянском переводе был нарушен единый слог в метрике, поэтому тропари читают, а ирмосы поют.
Только пасхальный канон является исключением из правил — его поют целиком.
Мелодия произведения подчиняется одному из восьми гласов. Появился канон как жанр в середине VІІ века. Первые каноны написали св. Иоанн Дамаскин и св. Андрей Критский.
Акафист — в перевод с греческого означает «неседальная песнь», богослужебное песнопение особого хвалебного характера, которое направлено на прославление Христа, Богородицы и святых. Начинается с основного кондака и 24 следующих за ним строф (12 икосов и 12 кондаков).
При этом икосы заканчиваются таким же припевом, что и первый кондак, а все остальные — припевом «аллилуя».
Чтение канона
Иконописный канон
Что означает канон иконописи? Он подразумевает все утверждённые Церковью правила и приёмы написания икон. Такие нормы не следует считать жесткими рамками, которые ограничивают возможности иконописца. Следование этим правилам вовсе не исключает оригинальности и творческой свободы. Каноны являются духовным стержнем иконы, включающем не только эстетические, но и богословские аспекты. Каноны помогают иконописи свидетельствовать об Истине и не превращаться в обычное рисование.
Последствия пренебрежения иконописными канонами наглядно выражает католическая живопись. Эстетическая составляющая в ней заметно преобладает над духовной. Образы здесь по-мирскому привлекательны, а роскошные интерьеры и пейзажи слишком детализированы. Игнорирование канонов привело к утрате западным религиозным искусством своего священного характера. Православная же икона своим богословием более подобна книге, чем картине.
Православная иконопись основана на Византийском иконописном каноне Седьмого Вселенского Собора 787 года. На нём, например, было установлено, что иконописные образы должны выражать не земную, а духовную, божественную суть. Так, святые, как правило, изображаются в анфас, в статическом положении, слегка вытянутыми, словно устремлёнными в небеса, то есть к Богу. Также в иконописи широко распространён приём обратной перспективы. Предметы и образы на переднем плане изображаются более мелкими, чем на заднем плане. Значимость образа подчёркивается его размерами. Всё это выражает главенство духовного мира над материальным, физическим.