Иуда искариот — биография, новости, личная жизнь

5. В чем разница, умер Иуда до или после распятия?

Тем, кто задастся этим вопросом, следует сказать, что здесь мы не просто
пытаемся найти точное время смерти Иуды. Один этот факт не имеет большого
значения, ЕСЛИ у нас нет сомнений относительно точности Слова Божиего.
Конечно, у меня не возникло бы сомнений по поводу того, что Иуда умер до
распятия, ЕСЛИ бы в Слове было так сказано. Напротив, у меня возникли бы
сомнения, если бы в одном месте в Слове, согласно традиции, было написано,
что он умер до распятия, а в другом сказано, что он был жив после
Воскресения. В таком случае это исследование было бы не просто исследованием
вопроса, когда умер Иуда, а исследованием точности Слова Божиего

Поэтому
время, когда умер Иуда, все-таки важно, очень важно: разница между точным
Словом Божиим, коим и является Библия, и словом, где есть место ошибкам
согласно традиции, являющимся только похожим на Библию

Примечания

Греческое слово,
переведенное как «сопричислен» в данном отрывке – глагол «сугкатапсепхизо». Этот
глагол состоит из слов «солнце», означающем «вместе с», «ката», обычного
греческого префикса с множеством значений (список слов из Нового Завета, где
употребляется этот префикс, см. J. Strong: «The Exhaustive Concordance of the
Bible», номера 2596-2736) и глагола «псепхизо». Последний глагол, отвечающий за
значение слова « сугкатапсепхизо», употреблен в Евангелии От Луки 14:28, где мы
читаем: «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит
(«псепхизо») издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее». Он также
употребляется в книге Откровений 13:18, где мы читаем снова: «Кто имеет ум, тот
сочти («псепхизо») число зверя». Итак, очевидно, что «сугкатапсепхизо» означает
« быть причисленным к », «числится» или «считаться» и обозначает прибавление
чего-либо/кого-либо к определенной группе (см. также E.W. Bullinger: «A Critical
Lexicon and Concordance to the English and Greek New Testament», Zondervan
Publishing House, Grand Rapids, Michigan, 1975, стр. 540).

Это не означает, что Матфий
не видел Воскресения Христова. В действительности, в своем предложении, данном в
книге Деяний апостолов 1:15-23, Петр говорит: «Итак надобно, чтобы один из тех,
которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами
Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся
от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его». (Деяния апостолов
1:21-22). Предложили Матфия (Деяния апостолов 1:23), что означало – он выполнил
все необходимые условия. То, что, за исключением двенадцати остальных, видевших
воскрешенного Христа, освещено апостолами (см. Евангелие от Луки 24:33-36) и 1-м
посланием к Коринфянам 15:6, глаголющем о «пятистах братиях». Дело не в том, был
ли Матфий очевидцем Воскресения, хотя он несомненно был. Главный вопрос
заключается в том, был ли он сопричислен к одиннадцати во время Воскресения. Как
мы видим, не был.

Эти ученики не принадлежали
к группе двенадцати.

Хотя в стихе точно не
говорится, что это был первый день недели вечера, изучение события показывает,
что это был первый день, когда была создана группа одиннадцати. Согласно другим
Евангелиям, первое событие произошло в первый день недели вечера, что позволяет
заключить, что это то же самое событие, которое описано в Евангелии от Иоанна и
Евангелие от Луки.

О финальной части
соглашения см. книгу Иеремия 32:6-15.

В стихе 11, после
описываемых событий, дело Иисуса было на той же стадии, что и в стихе 2, т.е.
Иисус стоял перед правителем.

Другие версии предательства

Также существует мнение, что Иуда выступил как “орудие Божьего Промысла”. Для искупления грехов человечества Спаситель должен был пострадать и быть преданным в руки палачей. И кому-то предстояло выступить в качестве предателя как посредника для совершения необходимой Жертвы. Им якобы и стал Иуда Искариот для совершения Промысла Божьего. Помимо того, что эта версия слаба с точки зрения богословия, с ней сложно согласиться и с позиции логики. Первосвященники могли найти способ казнить Иисуса Христа без посторонней помощи людей из Его окружения.

Еще одна версия предательства – это желание Иуды “подтолкнуть” Христа к его миссии Царя ради собственных интересов. Видя, что Иисус Христос не торопиться брать власть в свои руки, Искариот решил создать ситуацию, которая заставила бы Его во избежание казни действовать более активно. Но при сопоставлении характера Иуды с этой версией становится понятным, что мелкий вор, крадущий у своих же братьев, не мог решиться на столь серьезный переворот. 

Человек дурной славы

Никто из апостолов не заметил появления Иуды. Как ему удалось войти в доверие Учителя? Иисуса Христа много раз предупреждали, что это человек очень дурной славы. Его следует остерегаться. Иуду осуждали не только люди «правильные», но и негодяи. Он был худший из худших. Когда ученики спрашивали Иуду о том, что побуждает его совершать ужасные поступки, он отвечал, что каждый человек грешен. То, что он говорил, созвучно было со словами Иисуса. Никто не вправе осуждать другого.

В этом философская проблема повести «Иуда Искариот». Автор, конечно, не сделал своего героя положительным. Но он поставил предателя в один ряд с учениками Иисуса Христа. Идея Андреева не могла не вызвать резонанс в обществе.

Ученики Христа спрашивали не раз Иуду о том, кто был его отцом. Тот отвечал, что не знает, быть может, дьявол, петух, козёл. Разве может он знать всех, с кем его мать делила ложе? Подобные ответы потрясали апостолов. Иуда оскорблял своих родителей, а значит был обречен на погибель.

Однажды на Христа и его учеников набрасывается толпа. Их обвиняют в воровстве козленка. Но человек, который уже совсем скоро предаст своего учителя, бросается на толпу со словами о том, что учитель вовсе не одержим бесом, он просто любит деньги так же, как и все. Иисус в гневе покидает селение. За ним следуют его ученики, проклиная Иуду. Но ведь этот маленький, омерзительный человек, достойный лишь презрения, хотел спасти их…

Католическая Церковь 74

Симон «Зилот» I век; праздник Симона в Восточных церквях 1 июля, традиционный день их смерти; у Иуды на Востоке свой собственный праздник 19 июня; в наши дни он может быть связан с днём переноса их останков в собор Святого Петра в Риме в VII-VIII вв.

Согласно Мф. 10:4 и Мк. 3:18, Симон родился в Кане, месте первого чуда, сотворённого Иисусом, или даже может быть тем самым женихом, к которому оно было обращено

Это было просто маленькое чудо превращения воды в вино, помощь молодожёнам, но оно важно, поскольку произошло по просьбе Его Матери. Некоторые считают, что причиной тому было обращение Симона в последователи Иисуса

Лука также говорит нам о том, что Симон был «Зилотом» (Лк. 6:15 и Деян. 1:13), что означает, что он был сторонником иудейских патриотов, поднявших впоследствии восстание против римлян, захвативших Израиль, хотя это могло отражать и его рвение, с которым он проповедовал иудейский закон до его призвания Иисусом. Современные исследователи полагают, что Симон скорее всего был галилеянином, и что «кананеянин» и «Зилот» имеют значение «усердный».

Святого Иуду (Лк. 6:16 и Деян. 1:13), или Фаддея (Матфей, Марк), или Левия (Ин. 14:22; Мф. 10:3) в Новом Завете называют родственником (adelphos) Иисуса (Мф. 13:55 и Мк. 6:3), а также братом Иакова Меньшего (Послание Иуды). Также может быть автором самой короткой книги Нового Завета, письма Иуды (хотя стих 17 этого письма позволяет нам считать, что апостолы Иисуса к тому времени уже умерли «Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа.» Ид. 1:17).

Письмо Иуды написано человеком, сильно обеспокоенным как чистотой христианской веры, так и доброй репутацией христианского народа. Автор, как он говорит нам, планировал написать другое письмо, но, узнав о ложных воззрениях некоторых учителей христианского сообщества, срочно предупреждает Церковь остерегаться их.

В Западной традиции, основанной на апокрифических Страстях Симона и Иуды, считается, что после проповеди в Египте Симон присоединился к Иуде, и они оба с миссией отправились в Персию. Начиная с VI века легенды гласят о мученичестве, принятом Симоном и Иудой в Персии в Суфиане (Sufian, Siani), в Восточной же традиции считается, что Симон мирно почил в Эдессе. Иуду, именуемого святым Фаддеем, путают с святым Аддеем (Addai) из Месопотамии. Считается, что Симона и Иуду убили пилой или коротким мечом (falchion) (Attwater, Bentley, Delaney, Farmer, Walsh, White).

В искусстве святой Симон — человек средних лет с пилой и книгой, или лодкой. Иногда он держит весло или рыбу (Roeder). Или же его изображают распиленным наполовину (по Золотой легенде таким образом его убили языческие жрецы). В Реймсе и Тулузе, Франция, считают, что там находятся почитаемые останки этих святых. (Encyclopedia, White).

Иуда Фаддей. Апостол

Иуда Фаддей обычно держит дубину — орудие своей смерти. (Его часто путают с Иаковом Меньшим, изображение которого обычно напоминает нашего Господа, тогда как Иуды — не напоминает.) Иногда Иуду показывают (1) держащим топор или алебарду (часто путают с Матфием); (2) держащим пилу; (3) держащим книгу (на которой может быть написано «Иуда»); (4) со свитком, своим посланием, с Carnis resurrectionem; (5) держащим плотницкую линейку (из-за чего его можно спутать с Фомой Близнецом); или (6) держащим корабль, и Симоном, держащим рыбу (поскольку оба были рыбаками). Обычно он в виде молодого человека или средних лет. К святому Иуде прибегают в безнадёжных ситуациях (Roeder).

Когда Симона и Иуду изображают вместе, один держит пилу, а второй — короткий меч, но их часто путают. Рыба, корабли и вёсла могут быть добавлены к изображениям каждого святого единственно из-за того, что оба были двоюродными братьями сынов Зеведеевых, которые были рыбаками (Appleton).

Молитва святому Иуде

Наиправеднейший апостол, святой Иуда, верный слуга и друг Иисуса, Церковь почитает тебя и обращается к тебе всюду, как к покровителю в безнадёжных, самых отчаянных случаях. Молись за меня, я так беззащитен и одинок. Умоляю, особенным правом, данным тебе, сделай видимой и быстрой помощь там, где она особенно нужна. Стань помощником в этой великой нужде, чтобы я смог получить утешение и помощь небес во всех моих потребностях, несчастьях и страданиях, особенно в (здесь изложите свою просьбу) и чтобы я мог восхвалять Бога с тобой и всеми избранными вечно. Обещаю, о блаженный святой Иуда, помнить об этом великом благоволении, всегда почитать тебя как своего особенного и могущественного покровителя, и с благодарностью быть преданным тебе. Аминь.

via

Очень краткий пересказ повести «Иуда Искариот».

Проповеднику Иисусу и его апостолам на пути постоянно попадается Иуда. Постепенно он втирается в доверие и входит в круг избранных учеников Христа. Учитель относится к Иуде с добротой и лаской, но ровно до тех пор, пока Искариот не показывает свою ненависть к людям. Однако, когда обнаруживается, что Иуда крадет деньги из общей казны, Иисус Христос защищает его и призывает всех относится к нему, как к брату.

На самом деле, Иуда любит только Иисуса, и его обижает охладевшее отношение Христа. Искариот идет к первосвященнику Анне, убеждает его в опасности, которую несет Иисус церкви. И вот, когда Анна предложил Иуде 30 серебряных монет за предательство своего учителя, он согласился.

В последние дни жизни Назарея предатель окружает его нежностью и заботой. Он даже пытается помешать сбыться кровавому предательству: крадет два римских меча и предупреждает всех об опасности.

Одной лунной ночью Иисус, взяв с собой апостолов, ночует в Гефсиманском саду. Его одолевает смутное предчувствие надвигающейся беды, поэтому он велит ученикам не спать, а сам уходит в чащу. Уставшие апостолы засыпают, их будят слова Христа о том, что час предательства настал.

В этот момент в сад врываются вооруженные воины, они окружают Иисуса и его учеников. Иуда говорит им, что тот, кого он поцелует, и есть Назарей. После поцелуя, солдаты связывают Божьего Сына, а ученики, испугавшись, сбегают.

После продолжительных пыток и допросов, Иисуса представляют на площади перед людьми. Судья Понтий объявляет его невиновным, но толпа начинает негодовать, требуя казни проповедника. Понтий Пилат умывает руки, в знак своей невиновности в убийстве Христа, а затем Назарея казнят.

На следующий день после распятия Иисуса на кресте, Иуда приходит ко всем судьям и убийцам, приговорившим Назарея к смерти, и бросает им в лица 30 серебряников, полученных за предательство.

Потом Искариот навещает апостолов, обвиняя их в бездействии и трусости. Те оправдываются своей беспомощностью и бессилием перед вооруженными солдатами.

На вершине горы, с которой открывается вид на весь Иерусалим, Иуда обращается к Иисусу с просьбой поверить ему и простить, и вешается на ветке дерева над обрывом. Его труп находят на следующее утро, и бросают тело предателя в ущелье.

Как живет наследие Христа сейчас

После смерти Иисуса его ученики должны были основать собственные конфессии, что они с успехом и сделали. Сегодня существует православие, более распространенное в России, да и вообще среди славянских народов, а также католичество, присущее западным странам. Кроме того, имеется множество иных течений, к примеру, протестантского (харизматического), автокефального и альтернативного плана.

Стоит знать

В нынешнее время существуют также псевдохристианские религиозные организации, которые принимая некоторые догматы и положения, отвергают другие. Также им присуще смешивать христианство с другими религиозными направлениями, к примеру, с восточными (буддизм, индуизм). Такие организации принято называть сектами. К ним относятся Белые братья, Санта Муэрте, Сайентологи, Жидовствующие еретики, Свидетели Иеговы, Скопцы и многие другие.

Мнения других религий об Иисусе Христе

Мировые религии, не считая самого христианства, сегодня имеют по отношению к Спасителю собственное мнение. Иудаизм, как и две тысячи лет назад, не видит в его персоне совершенно никакой особой ценности. Они не считают его ни сыном Бога, ни мессией. Более того, в Талмуде нет упоминания о таком человеке. Только в нецензурном варианте священной книги евреев (Вавилонском) есть человек по имени Иешу. Он мошенник, плут и преступник. А вот в исламе такой персонаж имеется и даже является ближайшим помощником и подручным великого Аллаха.

Мормоны предпочитают думать, что Иегова и есть Иисус, то есть принимают триединство Бога, как духа, отца и сына. Зато буддисты пошли дальше всех: в Центральной и Юго-Восточной Азии считается, что от момента взросления до тридцатилетнего возраста пророк путешествовал именно там. Они считают его взгляды вполне соответствующими их вероучению.

Бессмертный образ Спасителя рода человеческого

Если принимать на веру библейские рассказы про жизнь Иисуса Христа, можно сказать, что сложилась она далеко не лучшим образом. Ему пришлось рано повзрослеть, помогая матери и Иосифу по хозяйству, а потом и покинуть дом, чтобы постичь науки в скитаниях. В итоге он оказался казнен, как преступник, хотя таковым не являлся. Зато память об этом человеке сохранилась на протяжении более двух тысячелетий, а Библия, повествующая о нем, стала самой востребованной и печатаемой книгой в мире. В Португалии, Бразилии, Польше, Испании, Боливии и многих других странах есть статуи и мемориалы в честь него.

Непростая дорога философа отражена в музыкальных произведениях, к примеру, существует рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда», а также много иных сочинений. О нем снято множество художественных и документальных кинолент: «Нетерпимость» (1916), «Царь царей» (1928), «Святое семейство» (2006), «Страсти Христовы» (2004), «Сын божий» (2014). В литературе он тоже оставил неизгладимый след, достаточно вспомнить роман знаменитого русского писателя Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», где автор освещает собственное видение истории Иисуса Христа — божьего сына.

Явление перед двенадцатью

После всего этого, читатель может задать вопрос: где сказано о появлении перед двенадцатью? Хотя нет необходимости писать о каждом появлении после Воскресения Христова, которые пересчитывает Слово Божие в 1-м послании к Коринфянам 15, появление двенадцати также описано в одном из Евангелий, в частности в Евангелии от Иоанна.

Евангелие от Иоанна 20:24 «Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус».

Это «с ними» относятся к ученикам, присутствующим во время явления, которое произошло вечером в первый день недели , когда отсутствовал Фома. Согласно другим отрывкам из Евангелий, мы видим, что, кроме Фомы, все остальные одиннадцать учеников были там.

Евангелие от Иоанна 20:25-26 «Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!»

Кто были ученики, присутствующие при этом появлении? Одиннадцать и еще Фома, т.е. «двенадцать». Очевидно, это то же появление, о котором сказано в Слове Божием в 1-м послании к Коринфянам.

Найдя в вышеупомянутом подтверждение того, что это были «двенадцать» и что Иуда был там, когда это произошло, мы продолжим исследование отрывка, непонимание которого стало причиной появления традиционного взгляда, заключающегося в том, что Иуда умер до распятия Христа.

История жизни

В официальных источниках жизнь Иуды лишена детальных подробностей. В Библии это один из 12 апостолов Иисуса, к тому же на него возложена миссия казначея маленькой общины. Ответственная должность досталась герою за бережливость, умение отказываться от бесполезных и необоснованных трат денег. В канонических документах описан момент, когда Иуда упрекает Марию из Вифании за то, что та умастила ноги Иисуса миром стоимостью в 300 динариев. Деньги-то серьезные, вполне хватило бы накормить множество нищих.

Иуда Искариот

В следующий раз персонаж появляется во время Тайной вечери: Иуда и другие ученики Иисуса ужинают за общим столом, и учитель пророчит предательство со стороны одного из присутствующих.

Неканонические источники более щедры на подробности биографии предателя. Иуда родился 1 апреля (с тех пор день считается самым несчастливым в году). Ребенку не повезло с самого начала: перед рождением мать увидела ужасный сон, который предупреждал, что новорожденный сын погубит семью.

Иуда Искариот и Иисус Христос

Поэтому родители решили сбросить младенца в ковчеге в реку. Но Иуда остался жив и невредим, попал на остров Кариоф, а когда вырос и возмужал, вернулся в родные пенаты. Страшное пророчество исполнил – убил отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью.

Затем Иуда прозрел и раскаялся. Чтобы замолить грехи, он 33 года ежедневно, набрав в рот воды, поднимался на гору и поливал высохшую палку. Чудо свершилось – мертвое растение выпустило новые листочки, а Иуда подался в ученики Иисуса.

В других апокрифах утверждается, что герой с детства жил по соседству с Иисусом. Болезненный мальчик попал на лечение к малолетнему целителю, но во время процедуры в него вселился демон, поэтому Иуда укусил Иисуса за бок. В оставшийся шрам позже попало копье римского легионера. Часть легенд и вовсе говорит о родстве Иуды и Иисуса – персонажей даже называют братьями.

Иуда Искариот в числе 12 апостолов

По поводу значения прозвища «Искариот» нет единого мнения. Сын Симона иш Кариофа Иуда (хотя имя отца прямо не называется) получил второе имя для отличия от своего тезки, еще одного ученика Иисуса. Искариот появилось как переиначенное название родины – герой единственный из всех апостолов родился в городе Кариот (или Кариоф), остальные были уроженцами Галилеи.

Некоторые исследователи предполагают, что слово «кериййот» означает просто «пригород», деревня близ Иерусалима. Другие углядывают аналогию с греческими и арамейскими словами, что переводятся как «лживый», «убийца», «вооруженный кинжалом».

Иуда Искариот задумывает предательство

Образ Иуды сложился из описаний древних апокрифов. Персонаж представлен как невысокий и смуглый мужчина с темными волосами, крайне суетливый, любящий серебро (казначей нередко крал из денежного ящика).

В Евангелии цвет волос не указывается, этой особенностью внешности героя наделили литераторы. А позднее укоренилось мнение, что Иуда был рыжим. Например, Эмиль Золя и Оноре де Бальзак в своих произведениях использовали выражение «рыжий как Иуда». Апостол носил одежды из белой ткани, которые обязательно украшал кожаный передник с карманами. В исламе Иуда выглядит, как Иисус, – Аллах сделал так, чтобы его распяли вместо Мессии.

Икона Иуды Искариота

Смерть Иуды точно описана в Библии, правда, в двух вариантах. Предав своего учителя, казначей пошел и повесился. Легенда гласит, что для этих целей мужчина выбрал осину. Именно с тех пор листья деревьев стали дрожать на ветру, а само растение обрело удивительные свойства. Из древесины осины выходит отличное оружие против нечисти (вампиров), из нее нельзя возводить жилье, исключительно надворные постройки.

Вторая каноническая версия утверждает:

Священники не видят здесь противоречия, считая, что веревка, на которой повесился Иуда, оборвалась, и он «низринулся». По некоторым источникам, предатель Иисуса умер в глубокой старости от непонятной неизлечимой болезни.

Было ли пре­да­тель­ство Иуды необ­хо­ди­мым звеном в деле Искуп­ле­ния чело­века?

В насто­я­щее время нередко при­хо­дится стал­ки­ваться с предубеж­де­нием отно­си­тельно роли Иуды в Боже­ствен­ном Про­мысле. По мнению ряда мыс­ли­те­лей, если бы он не предал Спа­си­теля, Его бы не схва­тили и не рас­пяли, а значит, и не было бы Иску­пи­тель­ной Крест­ной Жертвы, не было бы про­ще­ния грехов и спа­се­ния. В более осто­рож­ном вари­анте эта фило­соф­ская идея под­ме­ня­ется другой: в случае отказа Иуды от пре­да­тель­ства, его роль непре­менно должен был испол­нить кто-нибудь другой, ибо в этом состоял Божий план Искуп­ле­ния.

В русле подоб­ных кон­цеп­ций нрав­ствен­ная оценка Иуды варьи­ру­ется.

По одной версии, он был моти­ви­ро­ван вовсе не жаждой наживы (трид­цать среб­ре­ни­ков – цена раба), а жела­нием ско­рей­шего про­яв­ле­ния Боже­ствен­ной славы Христа. В рамках этого суж­де­ния, Иуда будто бы пола­гал, что когда Гос­подь сде­ла­ется добы­чей врагов, тогда непре­менно про­явит и все­на­родно обна­ру­жит скры­тую мощь Своего Боже­ства, чем вызо­вет все­об­щее при­зна­ние Своей Боже­ствен­но­сти, послу­ша­ние, спа­се­ние.

Ещё более ори­ги­наль­ное утвер­жде­ние гласит, что Иуда, продав Христа, в дей­стви­тель­но­сти Его не пре­да­вал, а совер­шил подвиг сми­ре­ния и само­уни­чи­же­ния, будто бы он, испол­нив задачу пре­да­теля, осу­ще­ствил пору­че­ние Гос­пода, чем и послу­жил реа­ли­за­ции Божьего замысла, вклю­чав­шего взятие Христа под стражу, допрос, Крест­ные Стра­да­ния, смерть. Стало быть, будучи пору­гаем за пре­да­тель­ство, он пору­га­ется неза­слу­женно. Сле­до­ва­тельно, ком­мен­та­рий к этой исто­рии сле­дует пере­пи­сать, ведь в очах Божьих Иуда — вели­кий святой.

Что можно на это ска­зать? Мнение о том, что Иуда Иска­риот — как бы и не пре­да­тель, явля­ется сквер­ным. Следуя этой воль­ной интер­пре­та­ции легко прийти к заклю­че­нию, что опре­де­лен­ная заслуга в деле Спа­се­ния при­над­ле­жит и убий­цам Христа. Ведь и о них можно (но не нужно) ска­зать: если бы не убийцы, не было бы Крест­ной смерти, не было бы победы над адом и Вос­кре­се­ния.

Но это — не так. И дело здесь вот в чём. В отли­чие от людей детали зем­ного слу­же­ния Сына Божия были известны Ему ещё прежде тво­ре­ния мира. Он от веч­но­сти знал, что многие иудеи, в силу жесто­ко­сер­дия и без­рас­суд­ства, не примут Его Бла­го­ве­стия, и от веч­но­сти знал, что один из Его уче­ни­ков, польстив­шись нажи­вой, не устоит в бла­го­че­стии. Если бы собы­тиям тех времен, по каким-либо при­чи­нам, суж­дено было раз­ви­ваться иначе, это повли­яло бы на отдель­ные детали плана Спа­се­ния, но не на замы­сел в целом. Спа­се­ние все равно состо­я­лось бы.

Зло­дей­ство Иуды прямо запе­чат­лено сло­вами Еван­ге­лия, сви­де­тель­ству­ю­щими, что пре­да­тель­ство он совер­шил не по душев­ной про­стоте и, тем более, не по тай­ному бла­го­сло­ве­нию Божию, а осо­знанно, по наитию сатаны (Лк.22:3). Кроме того Спа­си­тель лично назвал его диа­во­лом (в то время как под­стре­ка­тели к Его убий­ству были названы «лишь» детьми сатаны Ин.8:44, Ин.6:70).

***

про­то­и­е­рей Димит­рий Юревич, заве­ду­ю­щий кафед­рой биб­ле­и­стики Санкт-Петер­бург­ской духов­ной ака­де­мии

Экранизации

На заре кинематографа первым примерил образ Иуды американец Фрэнк Гейлор в фильме «Игра страсти Обераммергау». Затем последовала череда экранизаций на тему жизни Христа, в которой ярким пятном стала картина «Царь Царей» (1961) режиссера Николаса Рэя. Роль апостола под номером 12 досталась Рипу Торну.

Карл Андерсон в роли Иуды

Критики по достоинству оценили киноинтерпретацию мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда». Канадец Норман Джуисон снял одноименный фильм в форме спектакля, где предателя сыграл Карл Андерсон.

В Иуду Искариота перевоплощались актеры Ежи Зельник, Иэн Макшейн, Харви Кейтель, Джерард Батлер. Поразительной картиной признан фильм «Страсти Христовы» (2004) в авторстве Мела Гибсона, где Иуду блестяще изобразил Лука Лионелло. Последним на экран в облике Христова предателя вышел Джо Редден – в 2014 году в прокат поступила лента «Сын Божий».

Игорь Верник в роли Иуды

В России под гримом Иуды скрывались два актера, и оба – в постановках романа «Мастер и Маргарита». В 1994 году Юрий Кара снял фильм по мотивам произведения Михаила Булгакова, однако он дошел до зрителя только в 2011 году. На роль Иуды режиссер пригласил Игоря Верника.

Дмитрий Нагиев в роли Иуды

В 2005 году на телевидении состоялась премьера «Мастера и Маргариты» от Владимира Бортко. В этой ленте зрители наслаждались игрой Дмитрия Нагиева, который убедительно изобразил евангелистского предателя.

Смерть Иуды

Во всех четырех канонических евангелиях говорится, что Иисуса выдал властям, взявшим его под стражу, Иуда Искариот. В объяснении причин этого поступка Иуды четыре повествования расходятся. У Марка причины не названы, хотя нам сообщают, что за предательство Иуде пообещали деньги, так что он вполне мог быть движим алчностью (Мк 14:10–11). Матфей (Мф 26:14) недвусмысленно заявляет, что Иуда совершил предательство ради денег. Но Лука утверждает, что причиной поступка Иуды был «вошедший» в него сатана (Лк 22:3). Иными словами, его попутал или заставил бес. У Иоанна Иуда сам назван «диаволом» (Ин 6:70–71); предположительно он предал учителя потому, что был порочен до мозга костей.

Еще интереснее вопрос о том, что случилось с Иудой после совершения предательства. Марк и Иоанн не вдаются в подробности: Иуда просто исчезает со сцены. Как и в Евангелии от Луки, но Лука пишет второй том своего труда, книгу Деяний. В Деяниях говорится о том, что происходит с Иудой после предательства, подобный рассказ есть и в Евангелии от Матфея, но, как ни странно, эти два фрагмента не согласуются друг с другом по ряду моментов.

Распространенное убеждение, что Иуда «пошел и повесился», исходит из Евангелия от Матфея (Мф 27:3-10). Увидев, что его предательство повлекло за собой казнь Иисуса, Иуда раскаивается и пытается вернуть уплаченные ему тридцать среб-ренников иудейским первосвященникам, говоря: «Согрешил я, предав Кровь невинную». Так как деньги у него не берут, он бросает их в храме, уходит и вешается. Тогда первосвященники собирают деньги, но решают не возвращать их в сокровищницу храма, поскольку это «цена крови» — деньги, запятнанные кровью невинного. Деньгам находят другое применение: на них покупают «землю горшечника», предположительно место, где горшечники брали глину, и предназначают ее для погребения странников, умерших в Иерусалиме. Нам объясняют: поскольку это место куплено на запятнанные кровью деньги Иуды, «называется земля та “землею крови” до сего дня».

В повествовании Луки, входящем в Деяния, есть некоторое сходство с предыдущим: смерть Иуды связана с покупкой поля, названного «землей крови». Но другие подробности явно не согласуются с историей, рассказанной Матфеем, и даже напрямую противоречат ей. В Деян 1:18–19 нам объясняют, что сам Иуда, а не иудейские первосвященники, купил «землю неправедною мздою» на деньги, полученные за предательство. О повешении не упоминается: вместо этого мы узнаем, что он «низринулся», и тогда «расселось чрево его, и выпали все внутренности его». У Луки поле получает свое название, «земля крови», потому, что на нем пролилась кровь Иуды.

С давних пор читатели пытались увязать эти два рассказа о смерти Иуды. Как он мог и повеситься, и «низринуться», чтобы у него лопнул живот и на землю вывалились кишки? Изобретательным толкователям, стремящимся объединить два повествования в одно достоверное, представляется прекрасная возможность проявить фантазию. Возможно, Иуда пытался повеситься, но веревка оборвалась, и он рухнул на землю вниз головой и распорол живот. Или он вешался, но неудачно, и тогда забрался на высокую скалу, а затем спрыгнул с нее на землю. Или же… словом, объяснение может быть каким угодно.

Суть в том, что в двух источниках совершенно по-разному говорится о том, как умер Иуда. Как бы загадочно ни звучали слова «низринулся, и расселось чрево его», в любом случае это не означает «повесился». Кроме того, противоречие наблюдается еще по двум пунктам: кто купил землю (первосвященники, как у Матфея, или Иуда, как в Деяниях) и почему ее назвали «землею крови» (потому что она куплена на деньги, запятнанные кровью, как пишет Матфей, или потому, что на нее пролилась кровь Иуды, как говорится в Деяниях)?

Леонид Андреев

Это довольно неоднозначный автор. Творчество Андреева в советские времена читателям было незнакомо. Прежде чем приступить к изложению краткого содержания «Иуды Искариота» – повести, вызывающей как восторг, так и негодование, – вспомним основные и наиболее интересные факты из биографии писателя.

Леонид Николаевич Андреев был человеком неординарным и очень эмоциональным. Будучи студентом юридического факультета, начал злоупотреблять алкоголем. Некоторое время единственным источником дохода для Андреева было написание портретов на заказ: он был не только писателем, но и художником.

В 1894 году Андреев пытался покончить жизнь самоубийством. Неудачный выстрел привел к развитию сердечного заболевания. На протяжении пяти лет Леонид Андреев занимался адвокатской деятельностью. Писательская известность к нему пришла в 1901 году. Но уже тогда он вызывал у читателей и критиков противоречивые чувства. Леонид Андреев с радостью встретил революцию 1905 года, но вскоре разочаровался в ней. После отделения Финляндии оказался в эмиграции. Умер писатель за границей в 1919 году от порока сердца.

Земной путь апостола закончился в Арарате, к которому святой долго и упорно шел

В непосильных трудах им был достигнут армянский город Арарат, на своем нелегком пути Святой Иуда отвратил большое количество люда языческого от греховного поклонения различным идолам. Благодаря стараниям эти люди, которые чуть было не ступили на губительный путь, стали благочестивыми, верующими в Бога.

Все было хорошо, пока здешние языческие священнослужители не прознали про Святого Иуду. И тогда они задумали страшное преступление: поймать и убить его. В итоге апостол был схвачен палачами. Они долго мучили апостола, а после страшных мук он был распят на кресте, а тело пронзено отточенными стрелами.

Страшная казнь Святого Иуды произошла в Арарате в 70-е годы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector