Причащение на светлой седмице
Содержание:
- Домашние молитвы Светлой Седмицы
- Подготовка к Причастию на Светлой Седмице
- Домашние молитвы второй седмицы по Пасхе и до Троицы
- Задостойник
- Кратко об особенностях причащения в Светлую Седмицу
- Исповедание грехов
- Пост и молитвы перед Причастием
- На Светлой не грешите и причащайтесь хоть каждый день
- Суть и алгоритм процедуры
- Правила ко Святому причащению
- Как готовиться к Причастию тем, кто Причащается регулярно
- Суеверия про таинство причастия
Домашние молитвы Светлой Седмицы
Итак, давайте разберем, как меняются домашние молитвы Светлой Седмицы и чем они отличаются от привычных нам. Я допускаю, что мою страницу могут читать люди, которые только воцерковляются, и начну с малого вступления.
Одним из важных моментов церковной жизни христианина является ежедневное домашнее (т.н. «келейное») чтение утренних и вечерних молитв. Это можно сравнить с «добрым утром» и «спокойной ночи», которые любящие дети говорят своим родителям утром и отходя ко сну. Утренние и вечерние молитвы — это набор молитв, составленных разными святыми, которые Церковь рекомендует как содержащие самые необходимые для каждого православного славословия и прошения к Богу, Богородице и святым на день и грядущую ночь.
От праздника Пасхи и до праздника Троицы домашние молитвы изменяются для того, чтобы выразить почтение святому празднику на протяжении Светлой Седмицы и затем показать понимание верующим основных библейских событий, последовавших за нею.
Самое главное изменение, о котором нужно знать верующему: во все дни Пасхальной недели (Светлой Седмицы) – первой недели после праздника Воскресения Христова, до утра субботы включительно, – вечерние и утренние молитвы дома не читаются. Вместо них поются или читаются Часы Пасхи. Их можно найти в больших молитвословах и молитвословах-канонниках.
Также любые другие домашние молитвы Светлой Седмицы — каноны, акафисты и пр. обязательно предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи:
Псалмы и молитвы, обычные для домашних молитв при чтении канонов и акафистов с Трисвятого по “Отче наш…” (с тропарями после него) при этом не читаются.
Вместо молитвы «Достойно есть…», обычно завершающей чтение любых молитвенных правил читается т.н. «задостойник» (см. ниже).
Часы Пасхи поются также вместо Повечерия и Полунощницы.
На протяжении Светлой Седмицы христианином дома не читаются Псалтирь и никакие покаянные молитвенные правила.
Со дня Святой Пасхи до дня Святой Троицы отменяются земные поклоны. Подробнее о поклонах можно прочесть здесь.
Подготовка к Причастию на Светлой Седмице
Если христианин провел в воздержании и молитве Великий пост, то на Светлой Седмице он может приступать ко Причащению натощак (т.е. не принимав пищи и воды с полуночи), но без поста накануне. Разумеется, следует сделать оговорку, что перед Причастием и разговлятьсяРазговение — разрешение, по окончании поста, употреблять скоромную пищу, запрещенную во время поста нужно в меру, не переедая и не предаваясь пьянству, курению табака.
Домашние молитвы Светлой Седмицы, составляющие правило ко Святому Причащению, изменяются таким образом: вместо трех канонов (Покаянный, Богородице и Ангелу-Хранителю) читается Канон Пасхи, затем — Часы Пасхи, Канон ко Причастию с молитвами.
Как уже говорилось выше, все молитвословия, в том числе и благодарственные молитвы по Святом Причащении, предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи, а псалмы и молитвы с Трисвятого по “Отче наш…” (с тропарями после него) — не читаются.
Что касается исповеди перед Причастием: если вы исповедовались на Страстной седмице и не совершали тяжких грехов, тогда необходимость исповеди непосредственно перед Причастием лучше определить со священником храма, где вы хотите причаститься или своим духовником.
Домашние молитвы второй седмицы по Пасхе и до Троицы
Со второй седмицы по Пасхе (вечер первой субботы) возобновляется чтение обычных утренних и вечерних молитв, а также Правила ко Святому Причащению, включающего каноны ко Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и Последование ко Святому Причащению.
Однако необходимо обратить внимание на следующие особенности: до праздника Вознесения Господня (40-й день по Пасхе), накануне которого совершается отдание праздника Пасхи, вместо молитвы Святому Духу “Царю Небесный…” трижды читается тропарь Пасхи “Христос воскресе из мертвых…”. От Вознесения же до праздника Святой Троицы (50-й день) молитвы начинаются с Трисвятого “Святый Боже…”, молитва Святому Духу “Царю Небесный…” не читается и не поется до праздника Святой Троицы
От Вознесения же до праздника Святой Троицы (50-й день) молитвы начинаются с Трисвятого “Святый Боже…”, молитва Святому Духу “Царю Небесный…” не читается и не поется до праздника Святой Троицы.
Еще раз напоминаю, что до дня Святой Троицы отменяются земные поклоны не только дома, но и в Храме, в частности — на возглас «Святая — Святым» и при выносе святой Чаши.
Задостойник
От понедельника Светлой Седмицы до Вознесения вместо обычного окончания молитв «Достойно есть…» поется задостойник:
По материалам сайтов azbyka.ru и foma.ru
Видишь ошибку в этой статье? Пожалуйста выдели ее и нажми Shift + Enter или , чтобы сообщить мне о ней.
Кратко об особенностях причащения в Светлую Седмицу
- Как часто. 66‑е правило VI Вселенского Собора предписывает всем христианам всю Светлую Седмицу ежедневно причащаться.
- Пост. Евхаристический пост, как всегда, начинается в полночь. “Соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи” (Об участии верных в Евхаристии).
- Молитвы. Подготовительные молитвы состоят из Часов Пасхи и Последования ко Святому Причащению без псалмов. Если есть возможность, то полезно прочесть также и Канон Святой Пасхи. Следует учитывать и особенности молитвенного правила в дня Святой Пасхи.
- Исповедь. Во многих приходах существует практика Причастия без Исповеди на Светлой Седмице для верных, которые причащались в период с Великого Четверга до дня Пасхи включительно.
***
протоиерей Димитрий Смирнов
66‑е правило VI Вселенского Собора предписывает всем христианам всю Светлую Седмицу ежедневно причащаться Святых Христовых Тайн. Это правило Вселенского Собора.
У многих людей до сих пор существует еретическое представление (это ересь – настоящая, осужденная Вселенским Собором), что мясо и причастие несовместимы. Туда привносят какие-то индуистские соображения: что это убитое животное и прочая ерунда. Как будто картошка – это не убитое растение. Это совершенно не христианское представление, потому что сказано: «Кто гнушается мяса по причине нечистоты, анафема да будет». Но у многих людей к мясу какое-то специфическое отношение. Был пост – человек постился, сейчас нет поста – человек не постится.
Я не запрещаю причащаться. А я сам? Я сам вчера ел мясо, а сегодня я служу. Если я, священник, это делаю, значит, получается, что мне можно, а ему нельзя? По какому такому праву? Непонятно. Священник должен жить строже, чем мирянин. Получается, что священник сам-то себе все позволяет, а другим нельзя. Это же лицемерие.
***
Исповедание грехов
Чтобы принести покаяние в грехах необходимо разобраться и понять, что такое грех. Католическая традиция, восходящая к Ансельму Кентерберийскому, определяет грех в юридической плоскости. Грех воспринимается как нарушение закона, совершение преступления.
Православная традиция всегда относилась к греху как к болезни, что и было зафиксировано в постановлении VI вселенского собора. А в литургической практике Православной Церкви такое понимание греха выражено в многочисленных молитвословиях, самые известные из них – в чине Исповеди. Человеку, исповедающему свои грехи, говорится: «Внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши». Да и само греческое слово амартиа, переводящееся как «грех», имеет еще несколько значений, одно из которых – болезнь.
Святитель Григорий Нисский говорит о грехе так: «Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее. Подобно тому, как и болезнь и уродство не присущи нашей природе, но противоестественны, так и деятельность, направленную к злу, нужно признать искажением врожденного нам добра».
Ему вторит преподобный Ефрем Сирин: «Грех совершает насилие над природой».
Притча о блудном сыне. Современная греческая икона.
Пост и молитвы перед Причастием
Сколько поститься перед причастием?
Строго говоря, в «Типиконе» (уставе) говорится, что желающие причаститься должны поститься в течение недели. Но, во-первых, это монастырский устав, а «Книга правил» (каноны) содержит лишь два необходимых условия для желающих причаститься: 1) отсутствие накануне причастия интимных супружеских отношений (не говоря уже о блудных); 2) причастие должно приниматься натощак. Таким образом, получается, что пост перед причастием, чтение канонов и молитв, исповедь рекомендованы для готовящихся к причастию для более полного вызывания покаянного настроения. В наше время на круглых столах, посвященных теме причастия, священники пришли к мнению, что, если человек соблюдает в течение года все четыре больших поста, постится в среду и пятницу (а это время занимает минимум полгода в году), то для такого человека достаточно евхаристического поста, т. е. причащаться натощак. А вот если человек 10 лет в храм не ходил и надумал причаститься, то для него понадобится совсем другой формат подготовки к причастию. Все эти нюансы надо согласовывать со своим духовником.
Можно ли читать каноны и последование ко причастию в течение недели?
Лучше со вниманием, вдумываясь в смысл читаемого, чтобы это была действительно молитва, распределить рекомендуемое правило к причастию на неделю, начиная с канонов и заканчивая молитвами ко причащению накануне принятия Тайн Христовых, чем вычитать бездумно в один день
На Светлой не грешите и причащайтесь хоть каждый день
Протоиерей Александр Авдюгин, настоятель храма-часовни святых Богоотец Иоакима и Анны в честь погибших шахтеров города Ровеньки Луганской области
Причащение на Пасху не только не возбраняется, но и приветствуется – особенно если человек достойно прошел Страстную седмицу и исповедовался в Великую Субботу или даже в Великий Четверг. Если, конечно, он не совершил за это время что-то, что возопиет об исповеди. Такой человек может спокойно приходить и причащаться не только на Пасху, но и в каждый день Светлой седмицы. Скажу даже, что на Светлой человек обязан причащаться – ибо Торжество из торжеств. Господь позволяет в это время причащаться любому верующему человеку. Любому!
Правило о том, что к каждому причащению нужно готовиться особым образом, на Светлой седмице не действует. Ходишь каждый день в эти дни на службу – каждый день и причащайся! Поститься перед причастием на Светлой седмице тоже не нужно. Нет поста в эти дни! Многие богословы и священники считают, что Светлая седмица исключает пост, а причастие в эти дни – в радость Воскрешения.
У меня на приходе прихожане, которые исповедовались в субботу, все дни Светлой седмицы, если не нагрешили, причащаются без исповеди и подготовки. Ведь и мы, священники, когда ездим в эти дни по приходам, не постимся, а вкушаем любую пищу и потом причащаемся. Это единственный период в году, когда не нужно поститься перед причастием (если не считать другие дни, когда человека может благословить не поститься его духовник – и только он!).
Конечно, на сельских и небольших приходах проще – я, например, своих прихожан всех знаю. На городских, больших приходах священник тоже может допустить к причастию без исповеди только известных ему прихожан, а с другими – побеседовать. Это если на Светлой седмице, а на Пасху, напомню, не исповедуют.
Иногда на частое причащение смотрят с опаской из-за якобы “обесценивания” Таинства таким образом через какое-то “привыкание”. Это досужее мнение – отголоски начала ХХ века, когда была распространенной практика говеть 4 раза в год, а то и еще реже. Оно не имеет под собой никаких оснований и не должно становиться препятствием для желающего причащаться на Светлой седмице каждый день.
Суть и алгоритм процедуры
Традиция исповедоваться перед Пасхой направлена на необходимость православного верующего выплеснуть волнующие его проблемы, тревоги, сомнительные вопросы. Служители церкви считают, что очищение исповедальным таинством не позволяет загнивать душе.
В христианской вере таинство исповеди регламентировано канонами. Православные верующие должны обязательно причаститься в церкви, рассказав священнослужителю о своих пороках. Прохождение процедуры в Страстную седмицу способствует искреннему осознанию неправильного образа жизни или греховных мыслей. После честного рассказа духовник отпускает грехи, если видит, что человек правдив, твердо уверен в желании жить по заповедям, желает иметь чистую душу и идти по светлому пути.
Верование в Господа не может быть без исповеди, так как люди имеют слабости и не совершенны. Церковные правила предусматривают для очищения человека от душевной грязи прохождение двух этапов:
- покаяния – повествования и раскаивания в греховных действиях, которые отпускает духовное лицо от имени всевышнего;
- причащения – вкушения церковных угощений.
Полезное! Священнослужители советуют не откладывать поход в храм Божий для прохождения исповедального таинства. Вы можете регулярно очищать душу в течение года, не дожидаясь Страстной седмицы. Это необходимо для сохранения духа здоровым, непоколебимым, чистым.
Прощение пороков от священнослужителя является отпущением грехов от самого Всевышнего. Возможность прощать греховные поступки и помыслы была дана Сыном Божьим своим ученикам, которые передали ее в церкви к епископам. Исповедальная процедура является обязательным условием христианской жизни. Она включает в себя рассказ духовнику, покаяние и причастие – ритуал употребления освященного церковного хлеба и вина.
Подготовка
Процедуру духовного очищения планируют в один из дней на Страстной Седмице. Священнослужители рекомендуют посещать церковь для причащения в субботу, перед Пасхой. До наступления праздника христиане соблюдают пост, молятся, отмечают все события, связанные с предпасхальным чудом воскрешения Господня.
Много думайте о пути Сына Божьего, его вкладе в общество, становление христианской вере, мучениях и наказах. Осмыслите данные им заветы и поручения. Соотнесите, правильно ли вы живете, соответствует ли ваша жизнь заповедям. Записывайте ваши мысли в блокнот. Возьмите записи с собой в церковь.
Во время визита в храм Божий не волнуйтесь, сосредоточьтесь. Церковь является обителью, которая примет каждого. Беседа с батюшкой поможет обрести душевный покой, найти облегчение. Отнеситесь к процедуре со светлым чувством, словно, наконец, избавитесь от тяжести. Нужно читать перед исповедью и причастием ежедневно текст Покаянного канона. В предшествующие мероприятию дни можно вести размеренный образ жизни, работать, скромно отдыхать, посвящать свободное время мыслям о христианстве.
Важное! Исповедь на пасхальной службе не проводят. Процедура требует спокойного разговора и осмысления
Празднование главного христианского праздника не способствует совершению полноценного ритуала. Позаботьтесь заранее о посещении божьей обители для покаяния и причастия.
С полуночи соблюдайте строгое воздержание:
- не ешьте;
- не пейте;
- не курите.
Утром перед походом в дом Бога также не разрешается завтракать. Принимать жизненно важные лекарственные препараты можно.
Как проходит исповедь
Заранее узнайте график работы церкви и время начала службы. Если вы никогда не исповедовались и не причащались, лучше пройти общую исповедь перед Пасхой. Усердно молитесь вместе с прихожанами, слушайте текст, который произносит батюшка. Для твердо уверенных пройти таинство необходимо подождать приглашения к ритуалу.
Батюшка принимает причастников на удалении от скопления прихожан. Дождитесь своей очереди. Перед разговором с духовником трижды перекреститесь, поцелуйте крест с распятием Божьего Сына и Евангелие.
Правила ко Святому причащению
Подготовка к Причастию ради того, чтобы принять участие в Таинстве — духовные упражнения, которые проходят под надзором духовника, ради достижения особого нравственного настоя. Духовником может стать священник, которого особо уважаешь. Подготовка заключается в чтении молитв, общем покаянии
Но — важно не только выполнять определенные правила, но и жаждать соединения с Христом
Существует 2 виде молитв — церковная и домашняя. Нужно не только посещать службы, но, чтобы подготовиться, постоянно проводить богослужения дома, вслух или в душе, про себя. Обязательное правило — в канун Пасхи обязательно посещать молитвы в Божьем храме. Дома нужно прочитать:
- Последование к причащению или Православного молитослова;
- каноны: покаянного к Иисусу, молебного — к Пресвятой Богородице, к ангелу-хранителю;
- акафист ко Святому причащению.
Некоторые священники рекомендуют всю Светлую седмицу — вне зависимости от времени суток — читать Пасхальный канон. Его считают равноценной заменой.
Нельзя вкушать Христово тело и кровь без исповеди и тем, кто не соблюдал посты. Если человек недостаточен подготовлен, он должен обязательно рассказать это духовники. В этом случае назначают покаяние — рекомендуют поститься определенное количество дней, от 3 до 7, перед Причастием.
В это время нужно не только отказаться от скоромного. Ограничивают в питье, отказываются от духовных развлечений — не только посещения общественных мест, ресторанов, театров и кино, но и от домашних просмотров кинофильмов, прослушивания светской музыки. Ограничения ставятся на телесную близость супругов.
Строгий пост начинают не после Пасхи, а перед Причастием. В храм идут на голодный желудок, как перед тем, чтобы определить уровень сахара в крови. Но нельзя не только пить, есть, но и курить.
Внимание! Если требуется постоянно принимать лекарства, от которых зависит жизнедеятельность, церковь никаких ограничений не ставит
Уже на Пасху нужно настроиться на особое состояние души. В это время никому нельзя делать замечания, осуждать, сплетничать. Когда есть возможность, следует выбрать уединение. Даже если близкие молчат, поневоле наблюдаешь за происходящим, из-за чего полностью сосредоточиться не получится. Но, когда в это время читаешь Евангелие, изучаешь житие Святых или пересматриваешь книги с духовным содержанием, не отвлекаться на мирское. Желательно отказаться от встречи с людьми, которые не думают о божественном, могут подтолкнуть к греху.
Перед Причастием нужно очиститься — перечислить грехи священнику. Духовника выбрать не просто. К сожалению, в настоящее время ни раз встречались духовники, не соблюдающие тайну исповеди. Покаяние не ограничивается разговором со священнослужителем. Нужно извиниться перед обиженными, постараться помириться с теми, кто причинил тебе боль. Перечисляя проступки, следует отдавать отчет своим деяниям, не перекладывать вину на других.
Если посещаешь церковь впервые, поскольку раньше не задумывался о душе, то подойти к духовнику следует накануне, пока храм не наполнился прихожанами. Но можно это сделать до литургии. У верующих считается хорошим тоном приходить заблаговременно. Опоздание рассматривается как пренебрежение. В некоторых церквях исповедь продолжается после литургии — исключение делают для детей, больных. Прихожанам, возраст которых младше 7 лет, исповедоваться не обязательно. Им достаточно получить благословение 1 раз.
Когда Святые дары выносят из алтаря, прихожане должны пропускать всех, кто в силу физических ограничений не может увидеть таинство из-за спин. В этой группе относятся немощные, в том числе инвалиды на колясках, дети. Заблаговременно следует подготовиться до подхода к Чаше: сложить руки на груди. Креститься в этот момент нельзя — вокруг много людей, можно кого-то нечаянно оттолкнуть. Подойдя к дарам, громко произносят христианское имя, а затем открывают рот и вкушают Святые дары. Тут же следует проглотить, не удерживая во рту и не смакуя, поцеловать край посуды, быстро отойти к столу и вкусить просфору. Теперь запивают теплой водой.
Но сразу уходить не принято, нужно обязательно дождаться, пока священник освободиться и поцеловать Святой крест. В дальнейшем сутки следует вести себя благочинно, полностью воздерживаясь от криков и ругани. Иначе смысла в Святых действиях нет.
Как готовиться к Причастию тем, кто Причащается регулярно
– Отец Федор, вы рекомендуете прихожанам причащаться чаще или соблюдать какую-то временную дистанцию между причащениями?
– В нашем приходе мы стараемся, чтобы прихожане храма причащались чаще. Канон, по которому христианина, пропустившего без уважительной причины три воскресных литургии и не причащавшегося, на время отлучали от Церкви, – по-прежнему существует.
Конечно, мы сейчас не отлучаем человека от Церкви, если он долго не приступает к Чаше. Но этот канон о трех воскресных литургиях не случаен, видимо, это время без причащения, после которого христианин начинает разрушаться изнутри, начинает опустошаться, начинает разрушаться его душа.
Поэтому, я наших прихожан прошу стараться причащаться не реже, чем раз в три воскресных дня. Постепенно многие из них дорастают до того, что их душа начинает жаждать более частого причастия. Я радуюсь и, конечно, не препятствую. Но прошу внимательно относиться к внутреннему настрою и внутренней подготовке ко Святому причащению.
Есть периоды, когда я настойчиво приглашаю христиан причащаться чаще. Это Великий пост, особенно Страстная седмица. Мне кажется, что начиная с Вербного воскресенья надо причащаться и в этот день, и на литургии Преждеосвященных Даров, обязательно в Великий четверг, желательно в Великую субботу и обязательно на Пасху.
– Как нужно готовиться тем, кто причащается регулярно?
– На Страстной седмице настолько роскошные в духовном смысле богослужения, что нет смысла заменять их чтением трех канонов. Лучше как можно больше сил и времени посвятить вниманию молитве на богослужении. Поэтому, я думаю, что в это время для всех достаточно только самого Последования ко Святому Причащению.
Для всего года нужно смотреть по устроению конкретного человека. Есть люди, которые причащаются раз в неделю, у них одно правило подготовки. Есть те, кто причащается раз в месяц, – у них другое правило.
В целом мы всем рекомендуем как подготовку чтение трех канонов и Последование ко Святому Причащению, за исключением тех прихожан, которые очень давно в Церкви и очень давно и часто причащаются.
Такой человек к Последованию, на мой взгляд, может прибавить то, что он считает нужным, если чувствует необходимость в этом. Кто-то почитает Священное Писание, кто-то просто постоит, читая Иисусову молитву перед иконами.
У нас уже достаточно много взрослых христиан, за которыми нет необходимости следить в этих вопросах и, тем более, нет необходимости решать за них эти вопросы. Это люди, которые имеют уже глубокий навык радости причастия и сами прекрасно чувствуют, когда они, может быть, неправильно готовятся к нему.
Я здесь стараюсь не вмешиваться. Они могут молиться на трех литургиях в неделю, а причащаться, скажем, на двух в неделю. И хорошо. Но это касается действительно тех, о ком сердце священника более-менее спокойно.
В определенный момент, когда я чувствую, что это уже духовно взрослый человек, я предлагаю ему по возможности чаще причащаться, поститься вечером накануне Святого причастия, готовиться помимо Последования в этот раз так, как он считает нужным.
Но всем прихожанам я всегда напоминаю, что есть несколько условий, более важных, чем то, из чего состоит само Правило, необходимых, то есть тех, которые нельзя обойти. Это истинная вера, покаянный и сокрушенный настрой сердца человека, мир со всеми, жажда причаститься Тела и Крови Христовых.
Если ты прочитал все Правило, но при этом ты с кем-то в ссоре и не сделал все, что от тебя зависело, чтобы помириться, то, возможно, ты будешь причащаться «в суд и осуждение».
Суеверия про таинство причастия
Можно ли в день причастия есть мясо?
Человек, когда собирается на прием к врачу, принимает душ, меняет белье… Подобно этому Православный христианин, готовясь к причастию, постится, читает правила, приходит чаще на Богослужения, а после причастия, если это не постный день, можете кушать любую пищу, в том числе и мясо.
Слышал, что в день причастия нельзя ничего выплевывать и никого целовать.
В день причастия любой человек принимает пищу и делает это ложкой. Т. е. фактически и, как ни странно, облизывая много раз ложку во время еды, человек ее не съедает вместе с пищей :). Многие боятся после причастия целовать крест или иконы, но ложку «целуют». Я думаю, вам уже понятно, что все действия, которые вы упомянули, можно совершать после запивки причастия.
Неправда. Свой крест мы несем до могилы.