Кафизма
Содержание:
По 8–й кафисме, Трисвятое по Отче наш:
Таже тропари, глас 5: Во глубины́ мя греха́ попо́лзшася, треволне́ние обурева́ет отча́яния, но предвари́, Христе́, я́ко Всеси́лен, Упра́вителю всех, и ко приста́нищу ти́хому устреми́ безстра́стия, за благоутро́бие, Спа́се, и спаси́ мя.
Слава: Душе́, я́же зде привре́менна, та́мо же ве́чна, зрю суди́лище, и на Престо́ле Судию́, и трепе́щу изрече́ния: про́чее, душе́, обрати́ся, суд непроща́емь.
И ныне: Наде́жде ненаде́емых, По́моще безпомо́щных, Заступле́ние на Тя упова́ющих, свята́я Влады́чице Богоро́дице, по́мощь Твою́ низпосли́ нам.
Го́споди, поми́луй (40) и молитва:
Го́споди Ще́дрый и Ми́лостивый, Долготерпели́ве и Многоми́лостиве, внуши́ моли́тву и вонми́ гла́су моле́ния моего́: сотвори́ со мно́ю зна́мение во бла́го, наста́ви мя на путь Твой, е́же ходи́ти во и́стине Твое́й, возвесели́ се́рдце мое́, во е́же боя́тися и́мене Твоего́ Свята́го, зане́же ве́лий еси́, и творя́й чудеса́. Ты еси́ Бог Еди́н, и несть подо́бен Тебе́ в бозе́х, Го́споди, Си́льный в ми́лости, и Благи́й в кре́пости, во е́же помога́ти и утеша́ти, и спаса́ти вся упова́ющыя на и́мя Твое́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Видео на церквонославянском языке.
Видео на церквонославянском языке, русский шрифт.
Кафизма 17
17-ая кафизма известна тем, что содержит всего один псалом — 118-ый. Он делится на три части и зовется «Непорочны». 17-я кафизма рассказывает о блаженстве ходивших в законе Господнем. То есть о радости исполнять заповеди, которые дал Господь. 17 кафизму традиционно читают родные усопшего в третий, девятый и сороковой день по смерти человека.
Поскольку в воскресенье вечером кафизма не читается, 17-я кафизма, как и 16-я переносятся на субботу, а не читается в пятницу. В будние дни эта кафизма читается на полунощнице. Если праздник имеет полиелей, то на вечерне рядовая кафизма не читается. Вместо нее принято читать первую славу первой кафизмы. Накануне великих Господних праздников на вечерне кафизмы не бывает, но это не распространяется на вечера субботы, когда положена 1-я кафизма, и вечера воскресенья, когда читается 1-я статия 1-ой кафизмы. На утрени кафизмы положены даже в великие праздники, но это не распространяется на Пасхальную седмицу с ее особым богослужебным уставом. На Светлой Седмице не читают кафизмы.
В домашней молитве, келейно 17-я кафизма читается так:
https://youtube.com/watch?v=O7lHbrrbrQ4
Псалтирь. Кафизма 8. Псалом 61
1 В конец, о Идифуме, псалом Давиду, псалом 61. Святой Давид преимущественно рассуждает в этом псалме о терпении, которым укрощается душевная раздражительность и совершенствуется смирение. Ибо только достигнувший высоты смирения удерживается от гнева во время злословия и, признав в себе еще большую ничтожность, сможет не возмутиться в душе от безчестных слов. Псаломник научает подвижников добродетели, каких помыслов надлежит им держаться во время нашествия сопротивных (Василий В., Феодорит). 2 Не Богу ли повинется душа моя; от Того бо спасение мое. Пророк начинает недоумением, как бы беседуя со своею душею. И препираясь с искусителем (диаволом), говорит: для чего ты понуждаешь меня быть рабом, кому не должно? У меня есть Владыка, я знаю Царя (Василий В.). 3 Ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой, не подвижуся наипаче. Только Спаситель прекращает волнение, производимое в душах от искушений. Ибо невозможно не быть волнению в душе от грехов – по мере возрастания которых оно соответствующе усиливается (Василий В.). 4 Доколе належите на человека; убиваете вси вы, яко стене преклонене, и оплоту возриновену. Укоряет сопротивные силы в том, что нападают на человеческую природу, преклонную ко злу, и по естественной немощи уподобляет ее стене приклоненной, готовой упасть, и оплоту разрушенному (Афанасий). 5 Обаче цену мою совещаша отринути, текоша в жажди: усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху. Одна у них цель – лишить человека Божьего о нем промышления, от которого вся цена и слава человеку, и ввергнуть его в пучину нечестия (Феодорит). 6 Обаче Богови повинися, душе моя: яко от Того терпение мое. 7 Ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой, не преселюся. 8 О Бозе спасение мое, и слава моя. Бог помощи моея, и упование мое на Бога. Блажен, кто не восхищается никакою житейскою высотою, но Бога имеет своею славою (Василий В.). 9 Уповайте на Него весь сонм людей, излияйте пред Ним сердца ваша: яко Бог помощник наш. Невозможно нам соделаться способными к принятию божественной благодати, не изгнав из себя порочных страстей. Необходимо излить пред Ним от всего усердия слезы за грехи, посвятить Ему все свои помыслы и возлюбить Его от всей души и от всего сердца (Василий В., Афанасий, Феодорит). 10 Обаче суетни сынове человечестии: лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати: тии от суеты вкупе. Пророк знал, что люди более полагают надежды свои на суеты житейские, нежели на Бога. Лживи – потому что растлилось в них мерило совести и судилище души (Василий В.). 11 Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте: богатство аще течет, не прилагайте сердца. Свойство богатства – текучесть, так как переходит от одного к другому. Удобнее удержать сжатую в руке воду, нежели надолго сберечь у себя богатство. Не порабощай помысла своего богатству, но пользуйся им как служебным орудием (Василий В.). 12 Единою глагола Бог, двоя сия слышах: зане держава Божия, Однажды было явление Божие Пророку, но о двух предметах говорил ему Бог: во-первых, что гневом воздаст тем, которые множеством грехов требуют гнева, и, во-вторых, что уделит милость тем, которые соделали достойное милости. Ибо держава означает гнев и строгость к достойным того (Василий В., Афанасий). 13 И Твоя, Господи, милость: яко Ты воздаси комуждо по делом его. Господь положил, чтобы за каждым делом, добрым или злым, приличное ему воздаяние следовало естественно. Ибо еюже мерою мерите, возмерится вам (Лк. 6, 39). Оскорбил ты ближнего? – И себе ожидай равного. Ожидай воздаяния за это. Ведь еже сеет, – каждый, – тожде и пожнет (Гал. 6, 7). Зная этот закон, апостол говорит: имже бо судом судиши друга, себе осуждаеши (Рим. 2, 1). Впрочем, если и доброе что сделано тобою, то и за это ожидай многократно большего воздаяния (Василий В., Марк Подвижник).
Псалтирь. Кафизма 8. Псалом 57
1 В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, псалом 57. Настоящий псалом продолжает содержание предыдущего псалма и сохраняет то же надписание (Афанасий). 2 Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии; Давид эти слова обращает к Саулу и его сообщникам, но относятся они и ко всем подражателям лукавства Саула. Рассмотри и ты, согласны ли дела твои со словами? (Феодорит). 3 Ибо в сердце беззаконие делаете на земли, неправду руки ваша сплетают. Господь тайные грехи души поставляет наравне с грехами наружноявными. Словами: в сердце беззаконие показывает, что источником и началом всякого греха бывает преобладание зла, которое проявляется через помышление в делах: неправду руки ваши сплетают. Ибо начало греха в сердце, а конец – в делах; касательно же обращения к Богу, началом его бывает отступление от злых дел, концом же – чистота сердца (Макарий В., Григорий Нисский). 4 Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу. Пророк с негодованием оплакивает лишивших себя спасения. С самого рождения (от ложесн) нечестивые отчуждишася; от утробы матери (чрева) – заблудиша, говоря ложь. Бог и до создания знал дела их. Так Иеремии пророку сказал Он: прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя, и прежде неже изыти тебе из ложесн, освятих тя (Иер. 1, 15), и фараону: на истое сия воздвигох тя, яко да покажу тобою силу Мою (Рим. 9, 17). Но не предведение Божие сделало фараона злым, а Иеремию – святым; напротив того, Господь, как Бог, предузнал только, каковы они будут (Григорий Нисский, Феодорит). 5 Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои: 6 Иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра. Быть человеком в том состоит, чтобы благоугождать Богу, а кто не хочет даже слышать о том, как это исполнить – что есть иное, как не зверь? Аспид затыкает уши свои от чрезмерной злости, чтобы не быть очаровану обаяниями заговаривающих зверей мудрецов. Не по природе он глух, но затыкает уши, чтобы не допустить до себя слышания обаятельных слов. Ярость их по подобию змиину, то есть в памятозлобии и злокозненности подражают они змею (Златоуст, Феодорит). 7 Бог сокрушит зубы их во устех их: членовныя львов сокрушил есть Господь. Бог сокрушит зубы и членовная (челюсти) львов, т.е. всю силу и ухищрения врагов. У львов глаза извращены, потому что естество их плотоядное и кровожадное. Поэтому узнаешь загадочный смысл и извращения глаз у тех, которые смотрят непрямо, и неприятного дыхания у тех, которые на хулу употребляют уста свои и от того имеют сродство со зловонием греха (Григорий Нисский, Феодорит). 8 Уничижатся яко вода мимотекущая: напряжет лук свой, дондеже изнемогут. Напряжет лук свой дондеже изнемогут – не перестанет (Господь) поражать наказаниями, пока не сокрушит их силу (Феодорит). 9 Яко воск растаяв отъимутся: паде огнь на них, и не видеша солнца. Подобно воску, который вблизи огня тает – будут они ввержены в вечный огнь и не увидят Солнца – Правды Иисуса Христа (Афанасий). 10 Прежде еже разумети терния вашего рамна, яко живы, яко во гневе пожрет я. Священное Писание всякий грех называет тернием, а рамн – есть самое большое терние, похожее на дерево. Поэтому Пророк говорит: прежде, нежели лукавство ваше возрастет и уподобится рамну – постигнет вас казнь Божия и обратит в ничто. Это угроза скорого наказания нечестивым (Феодорит). 11 Возвеселится праведник, егда увидит отмщение: руце свои умыет в крови грешника. Праведник будет радоваться не о наказании грешника, но о вразумлении его, а через это и сам сделается осторожнее по поводу наказания грешника и умыет руце свои, т.е. очистит действия свои от всякой скверны, когда увидит, что грешник наказывается смертью. Ибо не кровью умывает, как полагали некоторые, но умывает при виде крови, как не имевший никакого общения с грешником (Златоуст, Феодорит). 12 И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли. Каждый благоразумный, видя как злочестивый подвергается наказанию, исповесть, что есть Бог Судия земли, Который воздает соразмерные трудам награды и достойные беззакониям казни (Феодорит).
Псалтирь. Кафизма 8. Псалом 62
1 Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей, Псалом 62 Блаженный Давид, спасшись бегством от Саула, пришел в пустыню, в которой и написал этот псалом, изливая в нем чрезвычайную свою любовь к Богу. А где любовь к Богу – оттуда убегает всякое зло; где память о Боге – там презрение всех скорбей и печалей, там растворение благочестивых размышлений, там царство неба на земле (Златоуст, Феодорит). 2 Боже, Боже мой, к Тебе утренюю: возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя в земли пусте, и непроходне, и безводне. Не имея сил изобразить свою любовь словом, Пророк везде ищет сравнения, чтобы хоть как-то показать нам свою любовь и сделать нас участниками любви. Посмотри, с каким особенно возвышенным расположением обращается Пророк ко Господу: не сказал: Боже, Боже, – но Боже, Боже мой, по преизбытку любви к Нему. Возжада Тебе душа моя. Не душа только исполнена божественной любви, но множицею и плоть. Ибо не в благочестии только должны мы упражняться, но и угождать Богу самим телом, как-то: в посте, в частой молитве, в рукоделии для снабжения нуждающихся… Кто что любит – того непрестанно желает. Любящий Бога вожделевает всегда с Ним пребывать и беседовать. Достигается же это нами чистою молитвою. Об ней и следует нам заботиться всеми силами, потому что она присвояет нас Владыке нашему. Ибо утренюет к Богу тот, кто удалив ум свой от худого, непрестанно уязвлен бывает божественною любовью (Златоуст, Афанасий, Феодор Эдесский). 3 Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою. Давид показывает, что и там, когда молился в скинии, и здесь, в пустыне, тако сохранял он одинаковую расположенность и любовь свою к Богу. Напротив, грубые же и суеверные люди, пока видят пред очами своими священные обряды стремятся с усердным жаром в молитве к Богу, но как скоро священное зрелище заканчивается, – тотчас и вера исчезает в них (Афанасий). 4 Яко лучши милость Твоя паче живот, устне мои похвалите Тя. 5 Тако благословлю Тя в животе моем, о имени Твоем воздежу руце мои. Приступившие к милости Божией, т.е. ко Христу, вменяют ни во что жизнь настоящего века. Они полагают в себе твердое намерение не только благословлять Бога устами, но и прославлять Его добродетельной жизнью (Афанасий, Кирилл). 6 Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя. Все это гадательно изображает веселие и утешение, подаваемые Духом Святым. Небесное веселие Духа выражается явственно в душах достойных. Ибо они еще здесь приемлют залог и начатки того наслаждения, той радости и духовного веселия, которых святые в Царстве Небесном приобщаться будут в вечном свете (Макарий В.). 7 Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя. Хотя и всегда нужно помнить о Боге, но, особенно – ночью, когда ум и душа находятся в мире и спокойствии. Хотя и днем следовало бы помнить об этом, но так как развлекают заботы и житейские дела – то размышляй о нем хотя бы в утреннее время; тогда без всякой опасности будешь выходить на дела свои. Ибо молитва – есть великое оружие против искушений (Златоуст). 8 Яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся. Кровом крил называет охранение Божиим покровом (Феодорит). 9 Прильпе душа моя по Тебе: мене же прият десница Твоя. Вот каковы должны мы быть! Так благонастроить нас требует Дух Святый. Прильпе душа моя по Тебе, а далее показывает и плод любви: мене же прият десница Твоя. Даже на малое время не желает Пророк отвлечь своего помысла от памятования о Боге, но пламенея памятованием о Нем, привязывается к любви Божией (Афанасий, Феодорит, Студит). 10 Тии же всуе искаша душу мою: внидут в преисподняя земли. 11 Предадятся в руки оружия: части лисовом будут. Давид говорит здесь, каким именно образом погибнут враги его: предадятся в руки оружия (оруженосцев), а этим указывает на неизбежность меча и смерти, после которой они внидут в преисподняя земли, т.е. во ад. Лисицами называет Пророк людей коварных. Здесь намек на человека, исполненного коварства, душу – насыщенную ложью, злобой и предательством. Именно такими-то ничтожными и коварными людьми будут растерзаны (тии), те, которые ищут погибели праведника (Златоуст, Афанасий). 12 Царь же возвеселится о Бозе: похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная. Уверовавшие во Христа справедливо называются царями (1Кор. 4, 8). Похвалою воцарившихся будет Христос (Афанасий).
Псалом 63
1 В конец, псалом Давиду, Псалом 63 И этот псалом одного содержания с предыдущим: ибо описывает злоумышления Сауловы, и предсказывает о будущем избавлении от них, почему и надписан: в конец. Приличен (же) и всякому верующему, неправедно преследуемому гонителями (Феодорит). 2 Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе: от страха вражия изми душу мою. 3 Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду. Вражий страх происходит от бесов и противен дерзновению (смелости) Христовой. Он омрачает душу и выводит ум из себя, подобно действию вина. Сонм лукавых – собрание зломыслящих (Василий, Феодорит). 4 Иже изостриша, яко мечь, языки своя, напрягоша лук свой вещь горьку, 5 Состреляти в тайных непорочна: внезапу состреляют его, и не убоятся. 6 Утвердиша себе слово лукавое: поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их; Давид сравнивает языки врагов с мечами, а ядовитые и огорчительные слова со стрелами. Они презирают страх Божий и стыд человеческий, думая, что нет никакого Судии над делами их (Феодорит). 7 Испыташа беззаконие, исчезоша испытающии испытания: приступит человек, и сердце глубоко. Благоразумный и рассудительный ум тщательно замечает добродетели, какие в ком-либо заметит; безумный человек отыскивает пороки и недостатки. О нем-то и сказано: испыташа беззакония, исчезоша испытающии испытания (Лествичник). 8 И вознесется Бог: Стрелы младенец быша язвы их. Должны мы быть готовы во всю жизнь при многих искушениях сохранять исповедание, – не устрашаясь злых духов и никаких нападков человеческих, но почитая воистину страшным Единого Бога и боясь одних вечных мук. Настоящее же все – и радостное, и прискорбное – скоро, подобно снам, преходящее, почему и написано: стрелы младенец быша язвы их (Студит). 9 И изнемогоша на ня языцы их: смутишася вси видящии их. 10 И убояся всяк человек: и возвестиша дела Божия, и творения Его разумеша. 11 Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него: и похвалятся вси правии сердцем. Вред же обратился на самих нападавших. Увидев, что обманулись в своих замыслах, они исполнились смятения и страха от праведного божественного возмездия. Правые сердцем – люди чистосердечные, устремляющие помысл свой к Богу, исполнившись радости и веселия, утвердятся в уповании на Бога (Афанасий, Феодорит).
Псалом 56
1 В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру, псалом 56. Давид, скрываясь бегством от Саула, убежал с воинами своими в пещеру. Когда они были уже в пещере, вошел за ними в устье ее и Саул исправить некоторую нужду. Все, бывшие с Давидом, возымели решительную мысль броситься на врага и пришедшему для убийства отомстить, когда казалось Сам Бог дал врага в руки гонимым на смерть. Но Давид не решился убийством истребить гонителя и приобрести царскую власть, мысленно говоря себе: да не растлиши добродетель непамятозлобия. И он не только укротил собственный гнев, но и оруженосца, стремившегося поразить Саула, удержал произнесением облагодатствованных слов: не убивай христа Господня (1 Цар. 26, 9). Писание этой историей научает нас, что рассудительный оказывает мужество свое не против озлобленных демоном людей, но против собственных страстей (Григорий Нисский, Феодорит). 2 Помилуй мя, Боже, помилуй мя: яко на Тя упова душа моя, и на сень крилу Твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие. 3 Воззову к Богу Вышнему, Богу, благодеявшему мне. Давид произносит песнопение от лица человечества. Двукратное испрашивание помилования указывает на чрезмерность опасности. Беззаконие – есть досаждение (докучание) греха. И то, что оно проходит, показывает, что оно временно. Ибо беззаконие, а следовательно и страсти, и бесы, и грехи есть гнев Божий на человека, как говорит к Богу Исаиа: се Ты разгневался, и мы согрешихом (Ис. 64, 5)
Избегнуть же этого гнева человек может непрестанным вниманием сердца в молитве (Феодорит, Дидим, Иоанн Карпафский). 4 Посла с Небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя: посла Бог милость Свою и истину Свою, Посла с небесе Бог силу свою: Единородного Сына Своего (милость и ипостасную истину Свою), Который посредством Святаго Духа спас род человеческий от злодейства скимнов (демонских сопротивных сил) (Афанасий, Григорий Нисский, Дидим, Евсевий)
5 И избави душу мою от среды скимнов, поспах смущен: сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их меч остр. Мы не имеем от природы этих чувственных стрел, которые были бы во устах человеческих, кроме зубов; но когда кто принимает на себя подобие страсти и преобразуется по виду господствующего в нем зла, тогда, потеряв естественный образ, становится зверем. Поэтому-то скимнами (молодыми львами) называет сынов человеческих, имеющих зубы и язык наподобие военных оружий, чем означает клеветников (Григорий Нисский, Афанасий). 6 Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя. Пророк просит Бога вознестися на небеса с тем, чтобы показать врагам могущество Своей державы, крепость и великолепие славы (Феодорит). 7 Сеть уготоваша ногам моим, и слякоша душу мою: ископаша пред лицем моим яму, и впадоша в ню. Душе более всего необходимо иметь предусмотрительность, чтобы и на самое короткое время не уловила ее сила противника. Как животное, когда и один его член запутывается в сеть, теряет свободу и отдается в руки ловцам, подобно этому терпит и душа от врагов. Слякоша – наклонили вниз, скорчили душу демоны. И каждый мыслящий низко имеет душу согбенную, не способную к горнему, доколе она находится в таком положении (Макарий В., Дидим). 8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей. Умоляет даровать ему Духа Святаго, указывая, что сердце его соделалось готовым к принятию Его (Афанасий). 9 Востани слава моя, востани псалтирю и гусли: востану рано. Утреннее время наиболее удобно к богомыслию и хвалению Бога, почему Пророк и призывает к славословию псалтирь и гусли, то есть самую душу и мысли (Златоуст). 10 Исповемся Тебе в людех, Господи, воспою Тебе во языцех: 11 Яко возвеличися до Небес милость Твоя, и даже до облак истина Твоя. Господь имеет и милость безмерную и истину несравненную, от которых зависит все небесное и земное (Феодорит). 12 Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя. По подобию небесного славословия Господа святыми ангелами, Пророк желает, чтобы подобная слава Богу возносилась и по всей земли (Кирилл).
Трисвятое по Отче наш:
Тропари, глас 8: Оком милосердным, Господи, воззри на моё смирение: ибо понемногу жизнь моя сокращается, и от дел нет мне спасения. Потому молюсь: «Оком милосердным, Господи, воззри на моё смирение и спаси меня!»
Слава: Как бы стоя пред Судиёй, позаботься, душа, и о наступлении страшного дня помышляй, ибо суд без милости не оказавшим милости. Воззови же Христу Богу: «Сердцеведец, согрешил я, прежде осуждения моего помилуй меня!»
И ныне: Страшного Твоего и грозного и неподкупного суда, Христе, во уме представив день и час, трепещу, как злодей, собравший постыдные дела и поступки злые: их я один творил усердно. Потому со страхом повергаюсь пред Тобою, взывая в сокрушении: «По молитвам Родившей Тебя, Многомилостивый, спаси меня!»
Господи, помилуй (40) и молитва:
Господи Святой, на высотах живущий и всевидящим Твоим оком зрящий всё творение! Пред Тобою мы склонились душою и телом, и Тебе молимся, Святой святых: простри руку Твою невидимую от святого жилища Твоего, и благослови всех нас, и, если мы чем пред Тобою согрешили вольно и невольно, Ты, как благой и человеколюбивый Бог, прости, даруя нам и отмирные и неотмирные блага Твои. Ибо Ты милуешь и спасаешь нас, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
По 13-й кафисме
Трисвятое по Отче наш:Таже тропари, глас 8: Оком благоутробным, Господи, виждь мое смирение, яко помале жизнь моя иждивается, и от дел несть мне спасения. Сего ради молюся: оком благоутробным, Господи, виждь мое смирение и спаси мя.
Слава: Яко Судии предстоящу, попецыся, душе, и страшнаго дне час помышляй, суд бо немилостив есть не сотворшым милости. Возопий убо Христу Богу: Сердцеведче, согреших, прежде даже не осудиши, помилуй мя.
И ныне: Страшнаго Твоего и грознаго, и неумытнаго суда, Христе, во уме прием день и час, трепещу, яко злодей, студа дела и деяния имеяй лютая, яже един аз содеях прилежно. Темже страхом припадаю Тебе, вопия болезненно: молитвами рождшия Тя, Многомилостиве, спаси мя.
Господи, помилуй (40) и молитва:
Господи Святый, Иже в вышних живый, и всевидяшим Твоим оком призираяй на всю тварь. Тебе приклонихом выю души и телесе, и Тебе молимся, Святый святых: простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего, и благослови вся ны: и аще что к Тебе согрешихом волею и неволею, яко Благ и Человеколюбец Бог прости, даруяй нам и мирная благая Твоя. Твое бо есть, еже миловати и спасати, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Чтение кафизм в храме
Деление Псалтири на кафизмы удобнее обозначить в форме таблицы:
Кафизма | 1 Слава | 2 Слава | 3 Слава |
---|---|---|---|
I | 1—3 | 4—6 | 7—8 |
II | 9—10 | 11—13 | 14—16 |
III | 17 | 18—20 | 21—23 |
IV | 24—26 | 27—29 | 30—31 |
V | 32—33 | 34—35 | 36 |
VI | 37—39 | 40—42 | 43—45 |
VII | 46—48 | 49—50 | 51—54 |
VIII | 55—57 | 58—60 | 61—63 |
IX | 64—66 | 67 | 68—69 |
X | 70—71 | 72—73 | 74—76 |
XI | 77 | 78—80 | 81—84 |
XII | 85—87 | 88 | 89—90 |
XIII | 91—93 | 94—96 | 97—100 |
XIV | 101—102 | 103 | 104 |
XV | 105 | 106 | 107—108 |
XVI | 109—111 | 112—114 | 115—117 |
XVII | 118:1—72 | 118:73—131 | 118:132—176 |
XVIII | 119—123 | 124—128 | 129—133 |
XIX | 134—136 | 137—139 | 140—142 |
XX | 143—144 | 145—147 | 148—150 |
Во время богослужения в храме обычно не читается 151-ый Псалом, который в греческой традиции примыкает к концу 20-й кафизмы.
О том, в каком порядке читать кафизмы — говорит Устав. По Уставу Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается полностью, а во время Великого поста – дважды за неделю. Кафизму, положенную для чтения в данный день по уставу называют «рядовой».
В недельном Богослужении кафизмы читаются так:
- Одна на вечерне.
- Две на утрени.
При этом церковная неделя начинается с воскресенья и первая кафизма читается в субботу вечером, что соответствует воскресной вечерне. Если в праздник накануне служилось Всенощное бдение, то вечерняя кафизма отменена. Устав допускает совершение бдения накануне каждого воскресенья, поэтому в воскресенье вечером кафизмы не бывает.
Особый порядок чтения кафизм у Великого Поста:
День | Вечерня | Утреня | 1 Час | 3 Час | 6 Час | 9 час |
---|---|---|---|---|---|---|
Вс | 1 | 2, 3 | — | — | — | — |
Пн | — | 4, 5, 6 | — | 7 | 8 | 9 |
Вт | 18 | 10, 11, 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Ср | 18 | 19, 20, 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Чт | 18 | 6, 7 ,8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Пт | 18 | 13, 14, 15 | — | 19 | 20 | — |
Сб | 18 | 16, 17 | — | — | — | — |
Псалтирь. Кафизма 8. Псалом 59
1 В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение:псалом 59. 2 внегда сожже средоречие Сирийское, и Сирию Совальскую, и возвратися Иоав, и порази Едома в дебри Солей дванадесять тысящ. История предлагаемого псалма, которая бы соответствовала вполне его надписанию, до сих пор не отыскана ни в каком из боговдохновенных сказаний. Без сомнения, все это было, но только не описано священными писателями, как и многое из другого не написано, – как это показывает книга Паралипоменон. Сила написанного относится к концу, то есть к тому, что случится при скончании веков. А изменитися хотящими называет тех, которые будут изменять свои нравы с евангельской строгостью. Столпописание указывает на то, чтобы хранить слова псалма написанными в душе, как на столпе, навсегда укорененными в памяти. Псалом приложим к Вавилонскому плену; в нем усматриваются мольбы еврейского народа о возвращении в свое отечество. Лице Давида в этом псалме прилагается к лицу Господа, Который в последние времена дал всему миру изменение и обновление, и попрал иноплеменные народы, т.е. темные силы (Василий В., Афанасий). 3 Боже, отринул ны еси, и низложил еси нас: разгневался еси, и ущедрил еси нас. Бог отревает удаляющихся от Него грехами своими (Василий В.). 4 Стрясл еси землю, и смутил еси ю: исцели сокрушение ея, яко подвижеся. В переносных словах изображает бедственное состояние народа от нашествия врагов (Феодорит). 5 Показал еси людем Твоим жестокая: напоил еси нас вином умиления. Вино умиления – слезы раскаяния (Псалтирь с толкованием). 6 Дал еси боящымся Тебе знамение, еже убежати от лица лука. Знамение – Крест Христов, защищающий верных от демонского стреляния (Златоуст). 7 Яко да избавятся возлюбленнии Твои, спаси десницею Твоею, и услыши мя. 8 Бог возглагола во святем Своем: возрадуюся, и разделю Сикиму, и юдоль жилищ размерю. Дух Святый не может солгать, вещая, как Ему угодно, устами святых Своих… Ибо Бог говорит устами вопрошаемого и кто этому не верует, такой считается неверным (Варсонофий). 9 Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий, и Ефрем – крепость главы Моея, Иуда – царь Мой. Галаад – это потомок Манассии (см. 1 Пар. 7, 17). Этим показывает нисходящий от Бога последовательный ряд патриархов, от нихже Христос по плоти (Рим. 9, 5). Словами Галаад и Манассий указывает, что в пришествие Свое иудеям прежде проповедует благодать. Но и Ефрем и Иуда, два царственные колена в Израиле, приимут также благодать. Сказано же: крепость главы моея – вместо: крепость властительства Моего, потому что Ефрем был крепостью Израиля; ибо от Ефрема произошло Израильское царство. Иуда – царь, от колена Иудина Христос – Царь Иудейский. Итак, расторженные колена соединяет единомыслием (Василий В., Афанасий). 10 Моав – коноб упования Моего, на Идумею простру сапог Мой: Мне иноплеменницы покоришася. Моав и Аммон – сыны Лота, родившиеся через беззаконные браки от дочерей его. Моав был отверженный, имевший запрещения входить в Церковь Господа. Да не внидет Аммонитин и Моавитин в Храм Господень: и даже до десятого рода да не входят в Храм Господень, и даже до века (Втор. 23, 3). Коноб – сосуд для омовения. Итак, моавляне – этот прежде безбожный народ возымеет надежду на Бога посредством омовения водами святого Крещения. На Идумею простру сапог мой, то есть пройду и по Идумее, заселенной иноплеменными народами. И этим дает знать, что и язычники приимут веру в Него, почему и говорит: мне иноплеменницы покоришася (Василий В., Афанасий, Феодорит). 11 Кто введет мя во град ограждения; или кто наставит мя до Идумеи; 12 Не Ты ли, Боже, отринувый нас; и не изыдеши, Боже, в силах наших. Кто же иной введет нас во град ограждения – т.е. в святую Церковь, кроме Тебя Самого, Бога Спасителя нашего, отринувшего нас за беззакония наши (Афанасий). 13 Даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо. 14 О Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающыя нам. Убедим себя во время искушения прибегать не к человеческим надеждам, и не здесь, на земле, искать себе помощи, но совершать моление со слезами и воздыханиями, с прилежною молитвою, с напряженным бдением, потому что тот только получает помощь от скорби, кто человеческую помощь презирает, как суетную, и полагает всю надежду во Христе (Василий В.).