Иверская часовня — одна из самых почитаемых московских святынь
Содержание:
- Что такое Иверская икона Заступницы
- Воскресенские ворота и Иверская часовня
- Копии
- Разрушение и возрождение часовни
- Как была построена первая часовня
- Уничтожение и воскрешение
- История первой часовни
- Копии
- Как выглядит часовня сегодня
- Изъятие ценностей и уничтожение
- Церковь Иверкской иконы Божией Матери строят на деньги купца
- Часовня в XIX — начале XX века
- После Революций церковь Иверской иконы Богоматери переделывают в клуб
- Воскресенские ворота сегодня
- Современный вид Иверской часовни
- Иверская икона Божией Матери
- Как выглядит часовня сегодня
- Первая часовня
- Копии часовни, построенные в других городах
- Строительство каменного храма
- Восстановление
- Иверская часовня на Красной площади в литературе и живописи
- Как была построена первая часовня
Что такое Иверская икона Заступницы
Основной алтарь храма на Большой Ордынке освятили во славу Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Оригинал иконы храниться в Иверском монастыре на Святой Горе Афон, откуда она и получила свое название.
Считается, что образ девы Марии с младенцем Иисусом на руках чудодейственен и полон благодати. Точная датам написания иконы разнится, но историк университета Инстбрука Томас Штеппан датирует ее создание началом седьмого века, а Никодим Кондаков просто VII веком.
Иверская икона Богоматери или Привратница, датируется VII веком от Рождества Христова. Сейчас находится в Иверском монастыре Афона. По приданиям спасла монахов от персидских пиратов и голодной смерти
В чем помогает Иверская икона Богоматери
Начать стоит с одной истории.
Гора Афон находится рядом с берегом Средиземного моря. А это море в то время просто кишело пиратами и лихими людьми. Монастыри Святой Горы часто подвергались набегам этих негодяев, что приводило к их разорению.
Однажды персидские пираты решили ограбить Иверский монастырь. Монахи, вязанные обетами, не могли дать тем достойный отпор и лишь истово молились иконе Богоматери о защите.
Молитва была столь сильна, что через некоторое время разразилась буря и потопила корабли захватчиков. С тех пор к иконе часто обращаются с мольбой о заступничестве. Ее даже стали так называть — Заступница или Привратница.
Так, о чем молятся пред иконой Иверской Заступницы:
- В первую очередь об исцелении от болезней и недугов;
- О защите от набегов лихих людей и варваров;
- Как ни странно, о пополнении погребов припасами.
Текст молитвы перед ликом Богородицы на Иверской иконе о защите и исцелении:
О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам, милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.
Молитва вторая, обращение к лику Заступницы на Иверской иконе:
О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни, и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во Втором Пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 1:
«От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая».
Кондак, глас 8:
«Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице, от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов, но явилася есть хранительница Афона и вратарница обители Иверския, враги устрашающая и в православней Российстей стране чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая. Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши».
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Воскресенские ворота и Иверская часовня
Парадный вход на Красную площадь – Воскресенские ворота Китай-города с Иверской часовней. Каждый человек, прежде чем войти на главную площадь страны, останавливает свой взор на Воскресенских воротах с парой арок и высоких башен, увенчанных двуглавыми орлами – символами царской власти. Это место испокон веков считалось началом Москвы. Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь воины-победители. Сюда в первую очередь приходили москвичи после возвращения в город. Перед Воскресенскими воротами находится сегодня бронзовый знак нулевого километра Москвы. На него, по современной московской традиции, кидают через левое плечо монетки на счастье.
Китайгородская стена – длиной две с половиной тысячи метров и с двенадцатью башнями – была построена в 1530-х годах по приказу матери царя Ивана Грозного Елены Глинской. Это было первоклассное фортификационное сооружение средневековой Москвы. Руководил строительством итальянский архитектор и инженер Петрок Малый – строитель церкви Вознесения в великокняжеском селе Коломенском. Через Воскресенские ворота можно было попасть из торгового Китай-города на мост через реку Неглинную. Поэтому первоначальное их название – Неглинненские ворота. В XVII веке над воротами возвели дополнительное сооружение с двумя стройными башнями.
В 1648 году по просьбе митрополита (будущего патриарха) Никона афонские монахи привезли в Москву копию Иверской иконы Божией Матери, почитаемой во всем христианском мире. Встречать монахов к Воскресенским воротам Китайгородской стены пришел царь Алексей Михайлович с семьей, патриарх Иосиф, бояре и весь честной народ московский. На месте встречи в 1681 году была установлена деревянная Иверская часовня. Иверская икона стала одной из главных московских святынь. Москвичи называли это икону просто «Матушкой» и даже придумали пословицу «Кто «Матушку» не видал – тот в Москве не бывал». А Воскресенские ворота вскоре стали иначе называть Иверским.
По древнему обычаю российские цари и царицы, приезжая в Москву, останавливались у Воскресенских ворот и молились в Иверской часовне. Поклониться чудотворной иконе приходили даже неверующие жители Москвы и иноземцы, которые говорили, что «эта Мадонна творит чудеса». В 1746 году деревянная часовня стала каменной, а еще несколько десятилетий спустя ее перестроил знаменитый московский архитектор М.Ф. Казаков. После поражения Наполеона в 1812 году Иверскую часовню стали воспринимать как памятник в честь победы России над Францией. На самом верху установили позолоченного ангела с крестом. Голубой купол часовни усыпали звездами, как небесный свод.
После революции в 1923 году возле Иверской часовни провели кощунственную акцию под названием «комсомольское рождество». Ряженые, изображавшие священников и монахов, пели «акафист Марксу». В 1929 году Иверскую часовню разобрали. На одной из фотографий того времени видно, что вместо святыни была установлена скульптура рабочего. В 1931 году года снесли и Воскресенские ворота. Официальная причина – освобождение проезда для тяжелой военной техники, участвовавшей в ежегодных парадах на Красной площади. После окончания советского режима, в 1990-е годы, ворота и часовня были восстановлены в формах XVIII века архитектором-реставратором О.И. Журиным.
Воскресенские ворота с Иверской часовней упоминаются в произведениях многих известных писателей: Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, И.С. Шмелева, М.И. Цветаевой и даже англичанина Г. Уэллса. После восстановления они возвратили себе звание одной из известных достопримечательностей столицы. На Афоне современными монахами Иверского монастыря был сделан новый список Иверской иконы, которую, как и триста пятьдесят лет назад, привезли в Москву. Двуглавые орлы на башнях Воскресенских ворот перекликаются с орлами, венчающими Исторический музей. Здесь вообще все сооружения великолепно сочетаются друг с другом, в каком бы веке они не были построены.Денис Дроздов
Копии
Часовня, став неким символом российского патриотизма (например, в борьбе с Наполеоном Бонапартом) и православной набожности, была очень популярна на закате империи. Многие города начали строить похожие здания. Иверская часовня у Воскресенских ворот в Москве послужила образцом для маленького храма в Томске. Там копия была сооружена в тысяча восемьсот пятьдесят восьмом году. Во время советской власти и этот провинциальный храм был снесен, а на его месте разбили сквер. Но жители Томска восстановили свою часовню в двух тысяч втором году. Ее, как и столичный оригинал, освятил патриарх Алексий Второй. Существует как минимум еще одна копия Иверской часовни в Москве. Правда, находится она не в России, а в Белграде. Она была построена на Новом кладбище на деньги эмигрантов из СССР в тридцать первом году. Много лет эта часовня стояла заброшенной, но летом 2014 года была полностью восстановлена и отреставрирована. Есть еще часовни Иверской Богоматери, где хранится один из «списков», но они не являются копиями московского храма.
Разрушение и возрождение часовни
Судьба небольшого храма круто изменилась с приходом советской власти. Весной 1918 года рядом с часовней на здании думы повесили красную звезду и большой антирелигиозный плакат. Потом храм ограбили. Московская милиция возбудила уголовное дело о краже, однако воров так и не нашли.
В 1922 году в стране проводили кампанию, в ходе которой ценности принудительно изымали их храмов и монастырей. В часовню пришли люди и забрали из нее чудотворную икону и всю богослужебную утварь. Так москвичи утратили одну из своих главных святынь. В 1923 году на Сочельник перед Рождеством комсомольцы развели перед храмом огромный костер и демонстративно сожгли в нем предметы религиозного культа.
В 1928 году в городе было подготовлено решение о сносе культовых зданий и последующей реконструкции главной площади Москвы. Летом 1929 года храм закрыли для верующих и в течение суток разобрали до самого основания. Воскресенские ворота снесли чуть позже — в 1931 году. Ведущий на Красную площадь проезд освободился и через него стали пускать колонны демонстрантов и технику для парадов.
Московскую святыню возродили в середине 1990-х годов под руководством архитектора О. И. Журина. Осенью 1995 года вновь отстроенную часовню освятили и поместили в нее новую копию со знаменитой иконы, созданную афонскими мастерами.
Ангел на куполе часовни
Как была построена первая часовня
Списки или копии со знаменитой афонской иконы начали делать очень давно. Верующие считали, что они, как и оригинал, обладают чудотворными свойствами и помогают в решении жизненных проблем и исцелении от недугов. В 1648 году настоятель Новоспасской обители архимандрит Никон попросил насельников афонского монастыря привезти в русскую столицу оригинал иконы. Монахи не захотели расставаться со святыней, и тогда изограф Ямвлих Романов создал ее точную копию. Умелый мастер нарисовал список на кипарисовой доске, использовав краски, замешанные на святой воде.
К царскому двору икону привез сам настоятель Иверской обители архимандрит Пахомий. Вначале образ разместили в Никольском монастыре, а потом переправили в Валдайскую Иверскую обитель. Согласно летописям, в 1651 году, благодаря новой иконе, сумела выздороветь царская дочь. Обрадовавшись, российский государь Алексей Михайлович щедро отблагодарил Иверский монастырь и подарил ему обитель Святого Николая, расположенную в Московском кремле.
Через 8 лет специального для Москвы афонские изографы создали еще одну копию с иконы и привезли ее в столицу. В 1669 году возле Неглименских ворот построили небольшой навес, чтобы новая икона имела надежную защиту в дождь и снегопад. Место для чудотворной иконы возле сдвоенных ворот Китай-города было выбрано не случайно. Через них русские государи торжественно въезжали на Красную площадь.
1680 году навес заменили на деревянный храм. Примечательно, что в 1722 году по Синодальному Указу были уничтожены почти все московские часовни, однако, Иверскую часовню тронуть не посмели.
Уничтожение и воскрешение
Сразу же после победы Октябрьской революции Иверская часовня испытала на себе неприязнь новой власти к религии. Уже весной восемнадцатого года здание было разграблено. Потом была закрыта Николо-Перервинская обитель, к которой была приписана часовня. В двадцать втором году оставшиеся ценности были «экспроприированы в пользу голодающих». А еще через семь лет пришел конец и часовне. В последних числах июля двадцать девятого года, под покровом ночи, маленькое здание было снесено. Находившиеся в ней «списки» были при этом утрачены навсегда. Еще через два года исчезли и Воскресенские ворота. Они якобы мешали проезду военной техники для парадов на Красной площади. Весь архитектурный комплекс (ворота и часовня) был восстановлен в девяносто пятом году. А для православной паствы иконописцами Афона был сделан новый список. Сейчас с «нулевого километра», от Иверской часовни, стартуют многие экскурсии по Москве на автобусе. И маленькое здание у Воскресенских ворот – первый экспонат в списке.
История первой часовни
Некоторое время от дождя и снега, ветра и солнечных лучей «список» защищал только небольшой навес. В тысяча шестьсот восьмидесятом году было решено построить небольшую деревянную часовню для образа. То были времена, когда икона пользовалась славой помогающей при болезнях. Поэтому лик часто доставлялся в дом недужного или тяжело рожавшей женщины. Ее доставлял эскорт из священников и стражников, а на время отсутствия иконы ее заменял в часовне новый «список». Со временем и здание, в которой хранился чудотворный лик, стало предметом поклонения набожного народа. Купцы перед заключением сделки, школяры перед экзаменом, путешественники приходили к нему, чтобы «благословиться». Но это строение до наших дней не дошло. В восемнадцатом веке Иверская часовня на Красной площади как минимум дважды перестраивалась. В середине столетия она опять стала деревянной и только в 1791 году — каменной.
Копии
Часовня, став неким символом российского патриотизма (например, в борьбе с Наполеоном Бонапартом) и православной набожности, была очень популярна на закате империи. Многие города начали строить похожие здания. Иверская часовня у Воскресенских ворот в Москве послужила образцом для маленького храма в Томске. Там копия была сооружена в тысяча восемьсот пятьдесят восьмом году. Во время советской власти и этот провинциальный храм был снесен, а на его месте разбили сквер. Но жители Томска восстановили свою часовню в двух тысяч втором году. Ее, как и столичный оригинал, освятил патриарх Алексий Второй. Существует как минимум еще одна копия Иверской часовни в Москве. Правда, находится она не в России, а в Белграде. Она была построена на Новом кладбище на деньги эмигрантов из СССР в тридцать первом году. Много лет эта часовня стояла заброшенной, но летом 2014 года была полностью восстановлена и отреставрирована. Есть еще часовни Иверской Богоматери, где хранится один из «списков», но они не являются копиями московского храма.
Как выглядит часовня сегодня
Проезд возле небольшого храма и Воскресенских ворот давно стал популярным променадом, где любят гулять жители города и гости российской столицы. Восстановленная часовня занимает место между двумя арками исторических ворот. Единственным входом она обращена на север — в сторону Манежной площади.
Изящная одноэтажная постройка покрашена в зеленый, белый и золотой цвета. Темно-синий купол декорирован золотыми звездами, и, как и несколько веков назад, его венчает фигура ангела с крестом. Часовня — действующий православный храм, и богослужения здесь проходят каждый день с 8.00 до 20.00.
Изъятие ценностей и уничтожение
Место снесенной Иверской часовни, 1929 год
После прихода к власти большевиков для Иверской часовни наступили тяжёлые времена. К первому празднику первого мая в Советской России декретом СНК от 14 апреля 1918 года было предписано подготовить декорирование города. Возле часовни на стене Городской думы были помещёны красная пятиконечная звезда и доска с лозунгом «Религия есть опиум для народа». В ночь на 28 апреля 1918 года часовня была ограблена, из неё были похищены ценные дары, привешенные к иконе по обету, а также пытались украсть драгоценный оклад с главной чудотворной иконы. Милиция не нашла грабителей. Николо-Перервинский монастырь был закрыт, и монахи, обслуживающие часовню, жившие в доме бывшего Губернского правления, были выселены. Образовавшаяся община верующих при часовне заключила договор с Моссоветом, по которому верующие получали право использовать её. Во время кампании изъятия церковных ценностей в 1922 году из часовни были изъяты вся утварь, оклады, ризы, сосуды, кресты, украшенные драгоценными камнями и почти все иконы, включая и саму почитаемую чудотворную Иверскую икону. 19 апреля 1922 года из часовни были похищены многочисленные драгоценности. Перед Рождеством Христовым 1923 года на площади перед Иверской часовней силами комсомольской атеистической пропаганды была проведена акция, пародирующая церковные службы и традиции, закончившаяся большим костром перед часовней, в котором сожгли святыни. В 1928 году по инициативе Емельяна Ярославского, руководителя атеистической пропаганды, было принято решение о сносе Воскресенских ворот и Иверской часовни. Часовню закрыли и снесли за одну ночь — с 28 на 29 июля 1929 года. На её месте ненадолго была поставлена фигура рабочего, а уже в 1931 году были снесены Воскресенские ворота.
По одним данным, Иверская икона была перенесёна в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где находится и поныне на левом клиросе северного придела. Пётр Паламарчук говорил, что московские старожилы неоднократно подтверждали ему, что в храме находится именно подлинник списка Иверской иконы, привезённый из Афона. По другим же сведениям, в храм попал список с чудотворной иконы, заменявший икону в часовне во время её отсутствия, а главная пропала при разрушении часовни. Комсомольский поэт Александр Жаров в 1933 году, «отвечая» Щербине, писал: «Ах, нет, поэт! / Все в вихре изменения, / Мошенничий / Мы выжигаем след. / Ловитвы нет, / Нет густоты моленья… // А главное — / Часовни нет».
Церковь Иверкской иконы Божией Матери строят на деньги купца
Документально известно, что нынешний храм не был первым на этом месте.
До него на Всполье возвышалась церковь, освященная в честь святого Георгия. Здание состояло из каменных блоков и точная дата его постройки овеяно мраком веков. Археологи предполагают, что храм уже стоял в конце семнадцатого века, задолго до старта строительства нынешней церкви в этом районе.
Удалось узнать и имя спонсора, на средства которого отстроили старый храм. Им оказался торговый человек, по-современному – бизнесмен, по имени Потапов.
Храм Иверской иконы Богоматери построили всего за 11 лет.
А вот дата постройки нынешней церкви хорошо известна. Ее возвели на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого века, а точнее в период с 1791 по 1802 года. Основную статью расходов опять взял на себя купец, И. Савин.
Судьба старого храма неизвестна, скорее всего его снесли для строительства новой церкви. Ее также выполнили из камня и мрамора, она имеет всего один купол и колокольню, которую в советское время снесли.
1791
год начала строительства храма Иверской иконы Богоматери
На протяжении девятнадцатого века существенных перестроек с церковью не производили, лишь иногда наводили косметический ремонт.
Касаемо внешнего облика здания, то он выполнен в стиле классицизма, очень популярного в те годы. Форма здания напоминает цилиндр с главой в виде единственного купола.
Внутри постройка разделена на три отдела. Основной объем занимает центральный алтарь, освященный в честь Иверской иконы Богоматери. По бокам располагаются придела освященные в честь Иоанна Воина и Георгия Победоносца.
Внутреннее убранство храма уже после возвращения здания в лоно Русской православной церкви. До этого там размещался музей современного искусства
Над главной аркой входа уходит вверх колокольня, на ее вершину можно подняться по боковой лестнице, что сужало трапезную в том месте.
Кто именно стал автором проекта церкви точно не установлено. Однако специалисты предполагают, что автором мог быть И. Еготов. Именно он в конце восемнадцатого века придавал своим работам вид аскетичного классицизма и усеченных форм.
Часовня в XIX — начале XX века
Воскресенские(Иверские) ворота с Иверской часовней. 1884 г.
Фото начала XX века
По традиции, всякий, идущий на Красную площадь или Кремль, перед входом в ворота прикладывался к иконе, под воротами мужчинам полагалось проходить без шапки. Часто Иверскую икону в особых каретах возили по домам москвичей, просивших отслужить молебен у постелей больных или просто под своим кровом. Чтобы часовня не пустовала, был сделан точный список с иконы, который замещал её во время отсутствия. Тесный храм, открытый круглые сутки, всегда был заполнен молящимися. Часовня упоминается в произведениях Льва Толстого, Ивана Бунина, Ивана Шмелёва, Герберта Уэллса, Марины Цветаевой:
А вон за тою дверцей,
Куда народ валит, —
Там Иверское сердце
Червонное горит.
Маркиз Астольф де Кюстин в книге «Россия в 1839 году» свидетельствует, что икону почитали и неправославные москвичи, в частности, итальянцы-католики, утверждавшие, что «эта мадонна творит истинные чудеса». Нередким было карманное воровство в переполненном храме, о чём иронически писал поэт XIX века Николай Щербина:
Здесь воздух напоен дыханием молитвы.
Сюда мошенники приходят для ловитвы.
Здесь умиление — без носовых платков
И благочестие — нередко без часов.
После Революций церковь Иверской иконы Богоматери переделывают в клуб
Как уже упоминалось церковь на Большой Ордынке не подвергалась в течении XIX века радикальным перестройкам и лишь слегка ремонтировалась. Именно в изначально виде она простояла до Февральской буржуазной революции и Великой Октябрьской революции.
И хотя ряд церквей начали демонтировать в начале двадцатых годов XX века, то этот храм продолжал функционировать до 1930 года. Именно в этот год до него все таки добрались. По приказу руководящих органов снесли колокольню, демонтировали полностью внутренне убранство и даже часть экстерьера.
После проведенных работ, опустошенное здание передали в собственность вагоноремонтного завода. Руководство предприятия использовало постройку по своему усмотрению и организовало в храме клуб для досуга своих сотрудников.
Чуть позже постройку передали в ведомство министерства культуры.
В минкульте зданию бывшей церкви нашли более достойное назначение – внутри нее организовали музей современного искусства. С этими целями под купольное пространство разделили на три этажа.
Храм отметил свое 200-летие в 2002 году.
Обратно Русской православной церкви храм вернули только в 1994 году. Он находился в отличном состоянии. Позже все лишнее внутри демонтировали, вернули убранство, заново освятили алтарь и приделы.
Сейчас храм функционирует. Рядом с церковью в 2000 году установили памятник под названием «Возрождение».
Воскресенские ворота сегодня
Проезд у Воскресенских ворот давно стал одним из самых популярных променадов столицы. Москвичи и туристы любят гулять по аккуратным мостовым и любоваться псевдорусскими фасадами зданий. Небольшая Иверская часовня стоит ровно посредине между арками со стороны Манежной площади. Пешеходы проходят под одной из арок ворот, а другая почти всегда закрыта металлической решеткой.
Возле ворот находится популярная туристическая достопримечательность — «Нулевой километр автомобильных дорог России».
Традиция отмечать символическое место, откуда ведется учет расстояний, есть во многих странах мира. В Москве такой памятник появился в 1995 году. Бронзовый знак был изготовлен под руководством скульптора Александра Рукавишникова и вмонтирован в булыжную мостовую. Он сделан специально для туристов. Настоящий нулевой километр находится у здания Центрального телеграфа, расположенного на Тверской улице, в 500 м от Воскресенских ворот.
Двуглавый орёл на одной из башен ворот
Современный вид Иверской часовни
Итак, конец восемнадцатого века ознаменовал новую эпоху. Икона Иверской Богоматери встречала всех проходящих через Воскресенские ворота. Мужчины должны были снимать шапки, христиане – прикладываться к образу. Иверская часовня на Красной площади не замыкалась на ночь. В любое время там толпился народ. Но русский архитектор Матфей Казаков решил не делать часовню чересчур просторной. Она и сейчас вмещает самое большее пятьдесят человек. Архитектор спланировал простое квадратное одноярусное здание, увенчанное куполом. Во время наполеоновского нашествия часовню разграбили. Для ее восстановления князь Николай Юсупов пригласил итальянского художника Пьетро Гонзаго. Он украсил здание снаружи, усыпал купол металлическими звездами, поместил на самую верхушку позолоченную скульптуру ангела с крестом, оформил интерьеры. И как-то так само собой получилось, что часовня стала символом триумфа русского народа в войне с Наполеоном.
Иверская икона Божией Матери
Иверская икона, дни памяти: 25 февраля (12 февраля по старому стилю)- в этот день произошло перенесение списка Иверской иконы в монастырь на Валдае. Этот список был написан Афонским иконописцем специально для Иверского монастыря, построенного на Валдае по точному подобию Афонского. 6 мая (25 апреля по старому стилю)- второе обретение списка иконы. В 2012 году икона была торжественно передана Русской Православной Церкви и установлена на свое место в Новодевичий монастырь, где она находилась с 1648 года. В годы советской власти, после закрытия монастыря, святыня находилась в фонде Государственного Исторического музея. 26 октября (13 октября по старому стилю) — день торжественной встречи, когда Афонская Иверская икона появилась в Москве в 1648 году Во вторник Светлой седмицы — по преданиям именно во вторник Светлой седмицы монахи Иверского монастыря увидели, что по воде к ним плывет икона Божьей Матери.
В чем помогает молитва Божией Матери через Ее Иверскую икону История обретения Иверской иконы Божьей Матери Акафист Пресвятой Богородице, ее иконе Иверская Молитвы Богородице перед ее Иверской иконой Величание Видеофильм — икона Божией Матери Иверская
Как выглядит часовня сегодня
Проезд возле небольшого храма и Воскресенских ворот давно стал популярным променадом, где любят гулять жители города и гости российской столицы. Восстановленная часовня занимает место между двумя арками исторических ворот. Единственным входом она обращена на север — в сторону Манежной площади.
Изящная одноэтажная постройка покрашена в зеленый, белый и золотой цвета. Темно-синий купол декорирован золотыми звездами, и, как и несколько веков назад, его венчает фигура ангела с крестом. Часовня — действующий православный храм, и богослужения здесь проходят каждый день с 8.00 до 20.00.
Первая часовня
Впервые точный список с Иверской иконы Божией Матери был привезён с Афона в Москву 13 октября 1648 года и временно помещён в греческом Никольском монастыре. Спустя некоторое время его отправили в Валдайский Иверский монастырь (последнее упоминание о нахождении точного списка относится к 1913 году в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря), а для Москвы по повелению Алексея Михайловича монастырю заказали сделать точную копию с привезённого из Афона списка. Прибывший в Москву список, сделанный русскими иконописцами, поместили при триумфальных Неглиненских воротах Китай-города, через которые традиционно совершались въезды русских царей на Красную площадь. В 1669 году эти ворота были перестроены и названы Воскресенскими. Для защиты иконы от ветра и дождя был сделан небольшой деревянный навес, а позже в 1680 году воздвигли часовню, где служили монахи Иверской общины.
Копии часовни, построенные в других городах
Точная копия Иверской часовни была открыта в Томске в 1858 году. В 1932 году было решено её закрыть и снести, а на её месте устроить площадь или разбить сквер. В 2002 году часовня была восстановлена. На открытии часовни присутствовал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Копия Иверской часовни была открыта русскими эмигрантами в 1931 году на Новом кладбище в Белграде. Часовня в Белграде была заброшена много лет, но полностью отреставрирована в августе 2014 года.
В 1933 году копия Иверской часовни была построена в Харбине в ограде Никольского собора. В 1966 году в разгар «культурной революции» часовня, как и сам собор, была полностью разрушена.
Строительство каменного храма
Деревянный храм простоял до конца XVIII века и сильно обветшал, поэтому его решили заменить на каменный. Проект новой часовни выполнил талантливый российский зодчий Матвей Казаков, а украшать ее доверили итальянскому мастеру Пьетро Гонзаго. По его эскизам часовню оббили жестью и декорировали позолоченными звездами и медными пилястрами. Наверху храма появился изящный золоченный ангел, держащий крест.
Маленький храм освятили в 1791 году, и он сразу понравился москвичам. Хотя в часовню и не могло попасть больше 50 верующих, сюда приходили помолиться из разных частей города. К чудотворной иконе шли не только православные. Она почиталась и католиками, которые приезжали в Россию по государственным или торговым делам. Купцы обязательно заходили в часовню перед важными сделками, а гимназисты и студенты просили у Богородицы хороших оценок на экзаменах.
Время от времени знаменитая икона покидала часовню. По заказу жителей города образ возили по домам для исцеления больных и помощи роженицам. Для того чтобы Иверская часовня не оставалась пустой, с образа сделали копию и вешали ее на освободившееся место.
Несколько веков в Москве была традиция, по которой прибывающий в город государь первым делом ехал приложиться к Иверской иконе. Это правило было нарушено только один раз.
В 1699 году молодой Петр I вернулся в Россию из первого путешествия по Европе. Вместо Иверской иконы он поспешил к своим друзьям в Лефортово, и это поступок вызвал резкое осуждение горожан. После этого Петр I и другие российские государи, приезжая в Москву из Санкт-Петербурга и возвращаясь в северную столицу, обязательно молились в Иверской часовне.
Перед нашествием французских войск в начале осени 1812 года знаменитую икону вывезли из Москвы. Чтобы враги не могли надругаться над православной святыней, ее спрятали в одном из владимирских монастырей. Однако, через два месяца, после того как французы покинули город, икону вернули в московскую часовню. Затем храм отреставрировали, и в городе ежегодно стали проводить крестный ход в честь освобождения страны от Наполеона. Во время него толпы верующих с чудотворной иконой на руках обходили вокруг стен древнего кремля.
Восстановление
Часовня в начале XX века
4 ноября 1994 года патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот, они были восстановлены по решению московского правительства (автор проекта — архитектор О. И. Журин, автор фигур апостолов Петра и Павла и архангела Михаила — скульптор Юрий Иванов). В Иверском монастыре на Афоне был сделан новый список Иверской иконы, и 25 октября 1995 года часовня вновь была открыта.
Ежедневно раз в два часа с восьми часов утра до восьми вечера в часовне совершаются молебны с чтением акафиста Пресвятой Богородице. Служит всё московское духовенство поочерёдно. Этот новый образ уже прославился многими чудесами.
Иверская часовня на Красной площади в литературе и живописи
Этот небольшой храм стал определенным символом православной России. Когда Петр Великий, вернувшись из военного похода, не поехал приложиться к иконе Иверской Богоматери, москвичи почти взбунтовались. Известно, что здесь молился перед казнью Емельян Пугачев. Иверская часовня в Москве часто упоминается в художественной литературе, как в поэзии, так и в прозе. У И. Бунина это рассказы «Чистый понедельник» и «Воспоминания», у И. Шмелева – «Богомолье», у Б.Зайцева – «Голубая звезда». Антон Чехов в Москве всегда останавливался в гостинице «Большая Московская», причем просил номер, выходящий окнами на Иверскую часовню, чтобы наблюдать за ночными молебнами. Лаконично, но в то же время символически описал храм у ворот между Красной и Манежной площадями Лев Толстой в «Войне и мире». Пьер Безухов, миновав Иверскую часовню с ее бесчисленными свечами под золотыми ризницами, почувствовал, наконец, себя дома. Храм упоминается у Солженицына, Мандельштама, Цветаевой, Ходасевича. А в живописи ему посвящена картина А. Лентулова «У Иверской».
Как была построена первая часовня
Списки или копии со знаменитой афонской иконы начали делать очень давно. Верующие считали, что они, как и оригинал, обладают чудотворными свойствами и помогают в решении жизненных проблем и исцелении от недугов. В 1648 году настоятель Новоспасской обители архимандрит Никон попросил насельников афонского монастыря привезти в русскую столицу оригинал иконы. Монахи не захотели расставаться со святыней, и тогда изограф Ямвлих Романов создал ее точную копию. Умелый мастер нарисовал список на кипарисовой доске, использовав краски, замешанные на святой воде.
К царскому двору икону привез сам настоятель Иверской обители архимандрит Пахомий. Вначале образ разместили в Никольском монастыре, а потом переправили в Валдайскую Иверскую обитель. Согласно летописям, в 1651 году, благодаря новой иконе, сумела выздороветь царская дочь. Обрадовавшись, российский государь Алексей Михайлович щедро отблагодарил Иверский монастырь и подарил ему обитель Святого Николая, расположенную в Московском кремле.
Через 8 лет специального для Москвы афонские изографы создали еще одну копию с иконы и привезли ее в столицу.
В 1669 году возле Неглименских ворот построили небольшой навес, чтобы новая икона имела надежную защиту в дождь и снегопад. Место для чудотворной иконы возле сдвоенных ворот Китай-города было выбрано не случайно. Через них русские государи торжественно въезжали на Красную площадь.
1680 году навес заменили на деревянный храм. Примечательно, что в 1722 году по Синодальному Указу были уничтожены почти все московские часовни, однако, Иверскую часовню тронуть не посмели.