Искушения — это… понятие и виды искушений

Что такое искушение

Это слово всем давно знакомо, но задумывались ли вы, что оно значит на самом деле? А ведь у него очень интересная история.

Происхождение слова

Этимологический корень этой словоформы — искус. Он заимствован из старославянского глагола «искусити», что значило «испытать». Глагол этот происходит от глагола «кусити», имеющего такое же значение и заимствованного из германских языков. Затем в результате исторических процессов произошло чередование звуков, «с» перешел в «ш», и сейчас перед нами — корень «искуш».

Как мы видим, история этого понятия уходит глубоко в древность.

Значение понятия

По толковому словарю Д. Н. Ушакова оно означает соблазн, желание чего-либо недозволенного, запретного.

Также одной из тем этого определения по толкованию Д. Н. Ушакова является «действие от глагола искусить», значит , оно сохраняет за собой семантику испытания. Несомненно, так мы тоже выражаемся в своей повседневной жизни.

Но есть такие понятия, как искушенный зритель и искушенный человек . Обозначают они опытного человека, который многое повидал в жизни, и которого сложно чем-либо удивить. Значение этого слова претерпело некоторые изменения, но все же изначально употребление этого понятия было связано с библейскими сюжетами.

Упоминания в Библии

Как известно, Библия — это самая важная книга для христиан. Ее догматы указывают человечеству, как нужно жить, и как жить нельзя. И естественно, что понятия из этой книги часто фигурируют и в нашем современном языке. Одно из таких понятий — искус. В библии оно трактуется как испытание, которое дается человеку, дабы проверить крепость его веры. Если человек пройдет испытание, то обретет вечную жизнь в Царствии Небесном, если не пройдет, то душа его попадет в ад.

Также испытанию своей веры и любви к Богу подвергся Люцифер, и, как мы знаем, он его не прошел, предал своего создателя, в результате чего пал.

Еще одной известной Библейской фигурой, поддавшейся соблазну, был Адам, который вслед за своей женой Евой вкусил запретный плод. Судьба обоих также незавидна, ведь они были изгнаны из Райского сада.

Как видим, со временем библейская семантика утратилась, и это слово перестало указывать на испытание конкретно в православии , теперь оно обозначает просто испытание человека в чем-либо.

Искушение прелюбодеянием

Немного иначе относится нынешняя общественность к греховным мыслям о прелюбодеянии. Современные люди относятся к сексу и сексуальным отношениям как к нормальному процессу. Искушение Евы в райском саду, в библии считаемое тяжелейшим грехом, ныне таковым не является. Более того, сегодня плотские утехи считаются одним из любимых занятий людей, состоящих в отношениях, в браке, связанных семейными узами и чувствами любви. Здесь, скорее, речь идет о физиологическом искушении, синонимом которого является соблазн. Соблазн предаться плотской любви, соблазн предаться страстному порыву.

В словаре Даля

искусить кого, чем, в чем; испытывать, изведывать,
убеждаться опытами в образе действий или мыслей, чувств; | подвергать
кого испытанию; | соблазнять, прельщать, смущать соблазном, завлекать
лукавством; стараться совратить кого с пути блага и истины. Не искусив
человека не узнаешь. Держать в исправности пожарные снаряды — искушать
Бога, почему пожарная бочка и стоит без обручей. -ся, быть искушаему,
подвергаться искушению; доходить до чего опытом, навыкать,
приспособляться, натореть. Золото огнем искушается, а человпк напастьми.
Он искусился предложением этим, поддался, соблазнился. В этом деле я
искусился, много испытал, навык, умею за него взяться. Искушенье ср.
искус м. об. действ. по знач. глаг.; | также сост. искушаемого; самое
дело, предмет, чем искушают или что искушает; пора, время, срок, когда
кто искушается; испытание, дознание на деле; соблазн, прельщение. Искус,
опыт, проба, попытка. Искусом до всего дойдешь. Он не монах еще, а белец
под искусом. Деньги искус любят. Искуситель м. -ница ж. соблазнитель,
прельститель, совращатель; искушающий кого, что; лукавый, сатана,
дьявол. Искусительный, к искушению или искусу относящ. Искусный,
относящ. к искусу, опыту, испытанию, искусившийся, испытанный, дошедший
до уменья или знанья многим опытом; | хитро, мудрено, замысловато
сделанный, мастерски сработанный, с уменьем и с рассчетом устроенный.
Искусное время, срок. Он искусен и доточен во всех делах управления. Не
видал я ничего искусное этой машины, как по выдумке, так и по отделке.
Не зрел виноград — не вкусен, а молод человек- не искусен. Свят, да не
искусен, о ханже. | В искаженном говоре псковичей, искусный пирог,
вкусный. Искусность ж. свойство, принадлежность искусного. Искусность
этого мастера всеизвестна. Искусность этой работы замечательна.
Искусноватый, искусненек, изрядно искусный. Искусник м. -ница ж.
искусный в чем-либо человек, мастер, дока. Искусство ср. принадлежность
искусного, искусность; знанье, уменье, развитая навыком или учением
способность; отвлеченно: ветвь или часть людского образования,
просвешения; наука, знание, прилагаемое к делу; рукоделье, ремесло,
мастерство, требующее большего уменья и вкуса. Военное искусство,
стратегия, тактика, фортификация. Искусство книгопечатания, токарное;
искусство плавания. Изящные искусства, все художества. Искусство также
противополагается природе и тогда означает всякое дело рук человеческих.
Искусство половина святости, лицемерие, лукавство. Искусственный, с
искусством сделапный; но вообще | сделанный руками человека, неприродный
или несозданный, деланный. Искусственность ж. состояние, принадлежность
искуственого. Искусничать, мастерить, работать что, требующее искуства.

Значение слова «искушение»

В отличие от религиозной трактовки данного понятия, сегодняшняя терминология исключает из него факт конкретно грехопадения. Искушение – это спровоцированное желанием получить нечто запретное, чувство, характеризующееся проявлением слабоволия в отношении чего-либо недопустимого.

Этому чувству может бессознательно поддаться любой человек без исключения, поскольку оно не выбирает, кого посещать. Искушение – это порочное влечение, желание произвести грешное деяние вод воздействием постыдной наклонности или страсти, которое провоцирует людей на измену своим идеалам, убеждениям, принципам.

Главное паразитирующее свойство этого греховного чувства заключается в неумении и невозможности людей препятствовать его воздействию на собственное сознание. Можно его пытаться тормозить, контролировать, но полностью избавиться от мыслей об объекте искушения очень и очень сложно. Поэтому оно активно распространяет свое влияние на тех, чья совесть не способна его остановить.

Искушение на примере измены

Самый типичный пример: мужчина намеревается изменить своей жене с другой женщиной, но пока никак не решится на это, поскольку все-таки ценит свой брак. И вот он ходит, смотрит на эту женщину, в лице которой видит потенциальную любовницу, думает о ней беспрестанно, начинает ощущать нервозность. В конце концов, он, приходя с работы домой, начинает в первую очередь придираться к своей жене по любому поводу, искать ее оплошности, чтобы хоть как-то для самого себя оправдать свое же негожее поведение, проявляющееся в желании совершить акт плотских утех не с той женщиной, которую когда-то взял в жены, а с молоденькой сексуальной и невероятно привлекательной девушкой из соседнего дома.

Доходит до того, что мужчина плохо спит, практически теряет аппетит, у него ухудшается мозговая активность, и на работе он тормозит собственный производственный процесс. В итоге его терпение лопается, искушение страстью берет над ним верх, и он поддается порочному влечению, изменяя супруге с такой желанной для него женщиной.

ИЗБЕГАЯ САМОНАДЕЯННОСТИ

— В молитве «Отче наш» есть прошение: «И не введи нас во искушение». Почему Сам Господь учил просить не вводить нас в искушения, если без них все равно не обойтись? О чем конкретно мы просим в этой молитве?

— Нужно понимать, что искушение – это экзамен, который мы можем и не сдать. По сути, мы просим Творца минимизировать количество бед, которое на нас находит, потому что не уверены, что справимся с ними. С одной стороны, христиане — воины на духовном поле, но с другой — мы в своих силах не уверены, поэтому просим Бога, чтобы война зла против нас была менее интенсивна. Христианин не должен думать о себе, что он в духовной борьбе этакий крутой спецназовец, ему ничего не страшно, он может вступить в любую схватку со злом. Победить зло сам человек не в состоянии, он может лишь присоединиться к Христовой победе.

— То есть для христианина вера в свои силы, даже когда речь идет о противостоянии греху, — это самонадеянность?

– Для любого человека самонадеянность — самое опасное заблуждение. Нужно различать рассудительность, способность трезво оценивать свои силы, взвешивать свои слова и поступки и самонадеянность, то есть нежелание просить помощи у Бога. Когда человек живет без Бога, надеясь только на себя, искушения наваливаются на него одно за другим и побеждают его. Даже если по мирским представлениям человек кажется победителем, достиг всего, чего только можно, наступит час, и за ним придет смерть, которой он уже ничего не сможет противопоставить.

— Когда человек приходит в Церковь, Господь словно авансом осыпает его духовными радостями. Но пора церковного детства проходит быстро, и начинаются искушения. Почему так?

— Это говорит о том, что человек окреп и готов приступить к духовному учению. Нужно поблагодарить Господа за «оказанное доверие» и мужественно принимать все, что нам посылается. Не нужно относиться к искушениям, как к шишкам, которые валятся с утра до ночи на нашу голову. Это признак особого попечения Господа о нас. А если искушения приходятся на большие церковные праздники, можно сказать, что нам оказывается честь. Значит, угодили мы Господу и одновременно сильно разозлили врага. Но нужно помнить: если бы Господь не знал, что это искушение пойдет нам на пользу, Он бы его не попустил.

— Отец Дорофей, как бороться с искушениями?

— Научиться их правильно переживать. К примеру, часто приходится слышать от людей, поддавшихся искушению блудной страстью, что сила ее была столь велика, что они не могли ей противостоять. Это всего лишь попытка оправдать собственное нежелание бороться со злом. Нет таких искушений, с которыми человек не мог бы справиться

Собственно, любое искушение заставляет нас отвечать на главный вопрос в жизни: «Кем я хочу быть? Хочу ли я быть человеком нравственным, живущим согласно духовным законам, которые дал людям Бог, или мне это неважно?»

Можно выбрать второй путь — выйти из круга, очерченного Богом заповедями, но тогда надо быть готовым к тому, что в твоей жизни произойдет духовная катастрофа. Не надо питать иллюзий, она неизбежна. Я это как священник вижу каждый день. Не было еще ни одного случая, когда человек, нарушивший нравственный запрет, после этого был бы счастлив. Люди разрушают семьи, надеясь, что во втором браке им больше повезет. Иногда им даже кажется, что они счастливы в новых отношениях, но это счастье отравлено горечью. И человек живет, не понимая, почему у него ребенок растет наркоманом, или на работе сплошные проблемы, или болезни преследуют… Он все ищет какие-то причины, а причина одна: он перешел нравственную черту и стал беззащитным перед злом. В конце концов, помотавшись по бесконечному кругу мирских «утешений», которыми обычно пытаются заглушить эту горечь, человек понимает, что все-таки нужно договориться с Богом, и приходит на исповедь. Пока покаянием с души не смоется тяжесть греха, человек будет подвергаться искушениям. Поэтому, если преследуют испытания, нужно проанализировать свою жизнь, вспомнить о нарушенных заповедях и принести Богу покаяние.

Если вы думаете, что согрешили или вышли из общения с Богом

Юридически вы прощены. Иисус простил все ваши грехи. Но случилось так, что вы далеко зашли и поэтому думаете, что Бог вас не принимает. Хочется исповедаться, чтобы снова стать дитём Божьим. Это мышление многих людей, которые в зависимости. Они думают, что долго должны исповедовать свои грехи.

Мы исповедуем свои грехи не для того, чтобы получить прощение, а потому что уже прощены.

Даже если мы забываем исповедовать свои грехи, у нас есть Спаситель, Который умер за нашу забывчивость. Задумайтесь об Иисусе.

Если вы, будучи верующим, упали или согрешили, то для вас нет осуждения. Но идите и больше не грешите. Начните жить в чистоте и непорочности. Иисус всегда даёт шанс.

Придет время, и вы ощутите всю славу своей непорочности — это Божий путь.

Помните, что грех сильнее, чем ваша плоть. Только Христос может победить всякий грех. Смотрите на Иисуса Христа и Его благодать.

История понятия «искушение»

Что представляет собой искушение как понятие? Берущее свои истоки из запредельного прошлого, оно находит свое отражение в библейских писаниях в главе о человеческом грехе. Наверное, нет ни одного православного верующего, христианина, который бы не был посвящен в писание о райском саде и о прелюбодеянии Адама и Евы, которое было совершено ими вследствие искушения.

Ева имела неосторожность попробовать злосчастное яблоко, такое красивое и аппетитное с виду. Гремучий змей порока и грешной страсти поработил мужчину и женщину, подверженных эйфории и наслаждению от съеденного греховного плода, и отравил их ядом пошлости и порока

Отсюда и идет отождествление понятия искушения с грехом, оплошностью, проступком, постыдным деянием. Но что обозначает данное понятие в современном мире?

Как победить сексуальные искушения

Брак — это Божья идея. Бог задумал так, чтобы муж и жена стали одним целым. Но, диавол вывел секс за пределы брака, и он хочет, чтобы секс влиял не только на тело, но и на разум человека. Враг хочет, чтобы мужчины и женщины спали со всеми подряд и думали, что это нормально.

Вы хотите прожить хорошую и долгую жизнь?

Сексуальная чистота — это одна из сфер, за которой нужно следить.

В разных вопросах Библия предлагает разные решения. Но когда дело касается искушения, она говорит: беги от сексуальных искушений.

(1Кор 6:18) Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.

Не говорите: «Я с этим справлюсь». В каждом искушении есть такой цикл.

  1. Искушение.
  2. Чувство вины.

Искушение может прийти неожиданно. Вы этого не планировали, когда проснулись утром. Вы планировали ходить с Богом, читать Библию. У вас было хорошее намерение, но появилось искушение.

Искушение, а за ним: «Я справлюсь с этим фильмом». «Я с ней справлюсь, она ведь просто попросила подвезти ее». «Да, она красивая, но я справлюсь». Библия называет это упованием на плоть, и это приводит ко греху, даже если имеют хорошие намерения и не планируют заняться прелюбодеянием.

После греха появляется чувство вины.

Психологи и психиатры говорят: «Чем сильнее чувство вины, тем больше вероятность, что человек это повторит». Получается замкнутый круг и у них нет ответа, что с этим делать. Ответ есть только у Иисуса.

Когда Иисус приходит, то разрушает эту связь.

Но ведь все грехи одинаковы?

Сексуальный грех больше.

Когда вы грешите против своего тела, то это отличается от других грехов

(1Кор 6:16-18) Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.

Блуд — это порния (разврат). Все сексуальные отношения за пределами брака считаются блудом.

Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела. Сюда входит страх, волнение, тревога, ропот.

Блудник грешит против собственного тела, не против разума и духа.

А где появляются болезни? В теле.

Бог показывает разные грехи, и они имеют разный эффект.

Если человек болен, то это не обязательно указывает на блуд в его жизни.

Но, откуда тогда берутся хронические болезни?

Многие говорят, что такому человеку нужно освобождение или исповедание грехов. Да, но не с целью получить прощение, а исповедаться из-за прощения. Ведь Иисус искупил все грехи

Здесь важно покаяние

(1Кор 6:19) Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

Христиане в Коринфе ходили к храмовым проституткам, вот о чем здесь идет речь.

В наше время говорят так: «Если ты переспал с блудницей, то теперь в тебе живет злой дух, и ты нуждаешься в глубоком покаянии».

Но, обращаясь к Писанию, Павел сказал им: «Тела ваши все еще храм Святого Духа, надежда не потеряна».

Влияние на человека

Всем известно, что потакание своим слабостям к добру не приводит. Опять же, посмотрим на правителей, послушавших свою гордыню и вступивших в войну за власть: Калигула, который погиб от рук своих же людей, Гитлер, который возжелал захватить мир, но, не добившись ничего, застрелился и т. д.

Наша психика — вещь очень тонкая, на нее влияет множество факторов, один из которых — соблазн. Люди, которые поддаются ему, зачастую становятся зависимыми от своих желаний, у них подавляется воля, внутренняя сила исчезает. И напротив, у тех, кто борется с искушениями, вырабатывается огромная сила воли, они способны контролировать себя практически в любой ситуации, и, конечно, уровень их жизни существенно выше.

ИСПЫТАНИЕ НА ВЕРНОСТЬ

— Как человеку, который не связан с Церковью, не знаком с тонкостями христианской жизни, понять, что является искушением, а что таковым не является?

— Не будем делить людей на церковных и нецерковных. Искушение — не сугубо христианский термин для какой-то касты посвященных

Раз уж мы договорились, что борьба с искушением — источник нравственного роста человека, неважно, к какой религии он принадлежит и религиозен ли в принципе. Если человек оказывается в ситуации нравственного выбора в пользу добра или зла — это искушение

И человек будет проходить через данное испытание в любом случае, осознавая его духовный смысл или не осознавая. В совести Творцом изначально заложены критерии добра и зла. Когда человек сталкивается с искушением и не знает, что это такое, он посылает информационный запрос к своей совести, и она ему говорит, как поступить. В этом смысле любое событие, даже самое незначительное, если оно сопряжено с нравственным выбором, является искушением.

В искушениях человек испытывается: как поведет себя, что скажет, останется ли верен евангельскому образу жизни или ожесточится, перевесит ли в нем любовь к ближним или верх возьмет самолюбие. Каждый из нас в искушениях имеет возможность убедиться, чего он стоит на самом деле.

— А на практике это в чем может выражаться? Давайте приведем примеры.

— Самое распространенное мысленное искушение — беспокойство за свое существование и за обеспечение себя и своих ближних всем необходимым для жизни, сожаления о каких-либо упущенных возможностях или ошибках при достижении материальных благ, зависти к чужому преуспеянию, недовольство своим материальным положением. Пораженная этим искушением душа часто впадает в бестолковую суету.

Другой вид мысленных искушений — боязнь воображаемых опасностей и предвидение возможности различных несчастий. Душа полна беспокойства и тревоги. Кажется, что все опасения сбываются, человек уже переживает в мыслях несчастья и мучается понапрасну.

Сожаления тоже могут быть искушением. «Как жаль, что так получилось», — думаем мы, расстраивая себя бесплодными сожалениями, и грешим против надежды на Промысел Божий о нас.

Самоукорение имеет смысл только тогда, когда мы укоряем себя в грехе. В житейских же делах оно вредно, так как рождает уныние и поэтому на руку нашему врагу. Даже если мы ошиблись, это случилось не без Промысла Божия. Чаще всего жизненные неудачи обличают нас в том, что мы в делах надеемся на себя, а не на помощь Божию.

Часто искушения нападают, когда человек совершает какое-то доброе дело. Враг в этих случаях более, чем обычно, злобится на нас и старается свести на нет результаты нашего усилия, испортив его каким-нибудь проступком. Например, оказав милость ближнему, мы можем пожалеть об отданных деньгах. Или, тщеславясь, расскажем кому-то о совершенном благодеянии. В другом случае испортим хорошее дело одновременным осуждением ближнего.

Одним из наиболее тяжелых искушений является искушение против любви — вражда или неприязнь к близким людям. На сердце искушаемого словно камень лежит, в голове непрестанно крутятся мысли о неприятном человеке, вспоминаются ссоры, укоры, обидные слова, несправедливые обвинения. Человек накручивает себя все больше и больше, душа полна горечи, раздражения, досады, обиды, и это признак, что лукавый властно господствует над нею, то есть во всех случаях, когда на сердце нет любви, радости, мира, значит, человек либо совершил грех, либо находится в искушении против любви.

Как бороться с искушениями

Можно еще долго говорить о различных видах соблазнов, порочных мыслей, запретных деяний. Но существует ли панацея от этого греховного чувства? Можно ли избежать влияния пагубных ощущений, провоцирующих людей на непристойные, а порой и преступные действия и поступки? Здесь все зависит от вида искушения и силы пагубного влияния на сознание человека.

Как побороть искушение деньгами:

  • прекратить считать чужие средства;
  • найти достойную высокооплачиваемую работу и предаться самоотверженному труду;
  • составить план своих целей в виде схемы и отмечать на ней каждый победный скачок в их достижении.

Как побороть зависть:

  • перестать себя сравнивать с другими;
  • начать стремиться сегодня себя сделать лучше, чем вчера;
  • совершенствовать свои навыки и умения, чтобы гордиться собой, а не завидовать кому-то.

Как побороть честолюбие:

  • найти свое предназначение в благотворительности;
  • чтобы люди говорили о человеке хорошо, ему нужно заслужить их благосклонность хорошими поступками и достойным поведением;
  • помогать ближним, и тогда они ответят тем же в ответ.

Как побороть искушение алкоголем:

  • обратиться в клинику по борьбе с алкоголизмом;
  • попросить помощи у родных и близких;
  • определить для себя стойкую необходимость стать нормальным независимым человеком и планомерно двигаться к достижению своей цели.

Как побороть желание изменить супруге:

  • прекратить искать в жене изъяны;
  • побольше уделять ей своего внимания – от заботливого участия мужчины жены очень часто расцветают и начинают выглядеть и относиться к мужу по-новому;
  • перестать искать утешения в объятьях девушек легкого поведения и направить все усилия на сохранение своих отношений.

Как побороть искушение в религии:

  • продолжать веровать;
  • быть приверженцем собственных убеждений;
  • никогда не сомневаться в том, что является силой душевного равновесия, – никогда не сомневаться в собственной вере.

Отказавшись от греховных порывов, мыслей и действий, направив все свои усилия на достижение собственного превосходства над самим собой в прошлом, люди смогут жить и радоваться жизни намного чаще, чем в постоянном искушении «запретным яблоком».

Искушение деньгами

На самом деле видов пресловутого порочного желания согрешить существует масса. Один из наиболее распространенных из них – искушение деньгами.

Человек по своей натуре отличается желанием постоянно находиться в зоне своего комфорта. А комфортно люди зачастую себя чувствуют, когда они счастливы. В свою очередь, счастье у очень многих людей на сегодняшний день заключается в деньгах. Точнее – в их количестве. Ведь их постоянно мало. Мало денег на себя, на проведение собственного досуга в таком ракурсе, котором хочется, мало денег на детей, ведь нужно оплатить дорогостоящее обучение, мало денег на реализацию своих желаний, которые заключаются в отдыхе за границей.

Желание иметь большое количество денег провоцирует человека поддаться искушению и совершить какое-либо неприличное, постыдное, а иногда и вовсе противозаконное действие. Совершить на работе незаконную финансовую операцию; подставить ради получения премии коллегу и испортить его труд; украсть, ограбить банк или жилой дом с непредвиденными последствиями – все это мерзко, отвратительно, неприемлемо, но люди идут на это, претерпевая назойливое искушение души.

Как человек может искушать Бога?

Обратим внимание на слова «не искушай Господа Бога твоего»: оказывается, человек может искушать Бога. Как такое возможно? Искушать Бога можно тем, чем искушали Христа иудеи — они требовали от Него чуда: «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение» (Мф

12:38). Что же ответил Христос? Мы помним: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 12:39).

Человек, который искушает Бога, ищет чуда от Него, находится на очень скользкой дорожке. Он возводит здание своей веры на зыбком песке, без основания. Вера в чудо и вера, основанная на нём — это вера в антихриста. Люди будут очарованы чудесами, которые он будет творить направо и налево. Если вера человека основана на чудесах, значит, он выбрал ложный духовный путь.

Так что же делать, чтобы не поддаваться искушениям?

Наблюдать за собой — если не в течение дня, то хотя бы несколько часов в сутки. Молитва, изучение Священного Писания, участие в таинствах — это наше вечное оружие в борьбе с дьяволом. В монастырях есть ещё практика исповедания помыслов, когда более опытные воины Христовы — духовники — раскрывают козни врага ещё в зачаточном состоянии. Бороться с сатаной трудно: у него многовековой опыт искушения людей, он тысячелетиями сражается с человечеством. А человек рождается на несколько десятилетий всего, и как ему противостоять искусным козням? Только с помощью изучения опыта предыдущих поколений, а это Священное Писание и труды святых отцов.

Также в борьбе с искушениями важно, в каком обществе мы вращаемся, с кем общаемся. Мне вспоминается «Исповедь» блаженного Августина, в которой он рассказывал о себе такой случай

Однажды друзья-язычники пригласили его на гладиаторские бои. Он не хотел идти, так как считал, что христианину не должно развлекаться таким образом. Однако его всё же уговорили пойти, предложив просто посидеть за компанию, пообщаться и не смотреть на арену. Конечно, не смотреть не удалось, и через некоторое время, увлёкшись кровавым зрелищем, он уже кричал вместе со всеми, как бесноватый, поднимая палец то вверх, то вниз. Эта история показывает, насколько прав был апостол Павел, который учил: «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Очень важно, каких мы выбираем друзей и единомышленников. Во все времена лучше быть одному, чем вместе с кем попало. Не стоит гнаться за количеством друзей, лучше пусть они будут с вами одной веры, одного уровня культуры, с такой же шкалой ценностей, что и у вас.

В заключение скажу: не надо бояться искушений. Всё движимо Промыслом Божиим, Господь даже зло заставляет служить добру. Если Он и попускает какие-то искушения, они никогда не бывают больше наших сил. Если страх всё же одолевает, мы можем просить Его: «Ты знаешь мою немощь, не попусти больше, чем я могу понести», — и Он обязательно услышит.

УВИДЕТЬ СЕБЯ В ИСТИННОМ СВЕТЕ

— Но искушения преследуют и тех людей, которые стараются жить внимательно и тяжких грехов не совершают. Какой тогда для них смысл в подобных испытаниях?

— Мы подошли к очень важному моменту в понимании смысла искушений: они также служат лакмусовой бумажкой для проявления наших внутренних духовных червоточин. Например, если нас, по нашему же мнению, несправедливо притесняет начальство, возможно, мы слишком много о себе думаем

А когда на нас ни с того ни с сего накидывается с бранью человек, возможно, стоит вглядеться в себя и увидеть в себе гордость, которая потребовала такого врачевания.

В нашей жизни постоянно происходит что-то, что нас возмущает, особенно когда мы слышим нелицеприятные оценки в свой адрес. Как мы обычно действуем в ответ? Стремимся себя оправдать, изыскиваем аргументы для доказательства нашей правоты. Если оставаться на той же позиции, аналогичные искушения будут повторяться вновь и вновь, до тех пор, пока мы не увидим, что все наши неудачи в отношениях с людьми имеют корень в нашей гордости. Но стоит изменить подход — относиться к нападкам со смирением, как мы обнаружим, что они прекращаются. Бог смиренным подает благодать.

Вообще, искушения полезны. Проходя через них, человек получает возможность правильно понять свою жизнь и трезво себя оценить. Рушатся льстивые предположения о себе и уничижительные о других. Полагал себя достойным большего успеха, чем другие? И вот, скатился на самое дно. Непрестанно требовал что-то от других, не вникая в их ситуацию? Теперь тебя притесняют, гонят, злословят. Считал себя лучше других— и столкнулся с грубым насилием греховных помыслов. Благочестивому человеку проще, чем грешнику, впасть в духовную прелесть по поводу своих духовных дарований и успехов, и лекарством от этой болезни служат искушения. В таких обстоятельствах человек воочию видит свою немощность в суждениях, поступках, делах, эмоциях и смиряется. Хорошие ученики быстро усваивают уроки и исправляют ошибки. Поэтому если мы в искушениях становимся духовно более зрелыми, смиренными и искусными, то и искушения переносятся нами несравненно легче. Часть их может и вообще миновать нас в будущем. Но если упорствуем в гордости, самомнении и ропщем, то экзамен нами проваливается, и для нашего смирения потребуются уже более тяжелые испытания, чем те, что были.

— Как справляться с внутренними искушениями — к примеру, с таким, когда преследуют нехорошие мысли об обидевшем нас человеке? Иногда такое состояние длится очень долго.

— Для борьбы с помыслами необходимо считать себя хуже других людей. Ставьте любого человека, который вас обидел, задел, проявил по отношению к вам несправедливость, неуважение, грубость, выше себя. Смотрите на него снизу вверх, и тогда неприятные столкновения с людьми будут предельно минимизированы, потому что ты всегда будешь готов уступить, не ответить злом на зло, извиниться. Можно не верить в действенность этого рецепта и искать тысячи причин не прибегать к нему, но это единственный способ, чтобы добиться душевного мира. Когда внутри себя человек считает, что он самая последняя букашка, его невозможно обидеть. Когда в мир пришел Христос, он показал, что единственный выход из мира зла, который нас окружает, — дать этому злу абсолютную свободу, дать злу возможность сделать с тобой все, что угодно, но при этом не терять надежды на Бога. «Бог своих не оставит», — такая у христиан присказка. Вот это сочетание готовности не отвечать злом на зло и упования на Бога делает христианина абсолютно непобедимым. Мы думаем, что, если всем подряд уступать место в очереди, не дойдешь до прилавка, но я знаю человека, который решился на такой эксперимент и был препровожден к кассе бабушками под аплодисменты всей очереди.

В современном мире человек настолько привык защищать свое пространство — личное и семейное, что он постоянно находится в состоянии готовности отразить агрессию окружающего мира. Сегодня желание уступить, помочь кому-то, отложить свое дело и заняться чужим воспринимается людьми как какой-то подвиг. А между тем посмотрите, как жили святые. Святая блаженная Матрона. Казалось бы, какое положение может быть ниже: слепорожденная, неходячая, не покидавшая дома, а между тем она оказывала влияние на судьбы миллионов. Поэтому единственный путь если не удалить, то минимизировать искушения — это уничтожить себя как самоценную личность, сказать: «Я себе не принадлежу, я принадлежу Богу. Он решает, что для меня хорошо, а что плохо». С такой внутренней установкой зло в виде искушений к человеку не пристает. А если пристает, то быстро отступает.

«И не введи нас во искушение»

Мой знакомый батюшка как-то ехал в общественном транспорте, и кто-то ему то ли на ногу наступил, то ли сумкой задел, в ответ на что он вскрикнул: «Ох, искушение!». Услышав это, стоящая рядом женщина ответила: «Как же вы, юноша, красиво ругаетесь!». Так что же такое искушение? Чтобы не уподобиться той женщине, давайте разберёмся.

Слово «искушение» на современном русском языке — «испытание». Каждому верующему человеку это слово известно по молитве «Отче наш», которую людям дал Сам Господь: «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Произнося эти слова, мы признаём свою немощь, слабость перед лицом греха, осознаём всю глубину человеческого поражения грехом. Мы просим: «Не дай мне споткнуться и упасть на пути к Тебе, поддержи меня, не дай мне сорваться в пропасть»

Не Бог бросает в пропасть — человек в неё срывается из-за неосторожности. «Не введи во искушение» значит «сохрани меня в момент искушения, зная мою слабость»

Неслучайно в конце этой молитвы мы признаём свою немощь пред Богом.

Верующие очень любят повторять: «На всё воля Божия». В Священном Писании таких слов нет, есть более точная формулировка: ничто не происходит без воли Божией. Существуют два понятия, которые не надо путать: это благословение Господне и Божие попущение. Разница хорошо видна на примере Иова Многострадального. Помните, дьявол приступал к Богу с просьбой строить праведнику Иову разные козни? И только с попущения Божия это ему удавалось.

Откуда ещё мы знаем об искушениях? Из Евангелия. Одним из самых ярких эпизодов Нового Завета стало искушение Господа нашего Иисуса Христа. Мы помним, что ко Христу как к человеку приступал сатана, пытаясь искусить Его так, как искушает людей. Он искушал Его хлебом, а также властью и чудом, явив три основных оружия против любого человека. Удивительно, что Господь, Который был не только Богом, но и человеком, Сам Себе попускал искушения дьявола, которые отражал словами из Священного Писания, а именно — из Второзакония: «Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4), «написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф.4:7), «отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10).

Почему люди соблазняются

Безусловно, этому греху подвержены все без исключения, но почему же так происходит? Почему страсть к запретному так сильна в каждом из нас?

Историческая справка

Изначально, как уже было сказано выше, искушением считали «тест на веру в Бога», поэтому все люди православной веры проходили через это. А если кто-то не выдерживал испытания, это значило, что его сманил дьявол. Считалось также, что у сатаны есть цель — обольстить как можно больше людей, чтобы они отвернулись от Господа. И он неустанно занимался этим, впрочем, небезрезультатно.

Особенности психики и характера

Чаще всего поддаются соблазну именно те люди, у которых слабая сила воли, и они просто не могут противостоять запретному удовольствию. Их «хочу» перевешивает «нельзя».

То же самое с детьми, у них еще не сформированная психика, и родители стараются внушить им, что хорошо, а что плохо. Но дети, даже понимая, что есть много конфет — это плохо, все равно тянутся к заветному мешочку со сладостями.

И наоборот, люди, у которых твердый характер и большая сила воли, легче борются с желанием запретного. Они понимают, что сиюминутные радость и наслаждения могут обернуться несчастьем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector