Крестово-купольный храм

Современная архитектура церкви в Ливане

Расположенная в 50 км от Бейрута (Ливан) церковь разработана парижским архитектором (Maroun Lahoud). Перед ним стояла серьезная задача, поскольку церковь должна была содействовать примирению между христианской общиной и этноконфессиональной группой друзов.

После 15-летней гражданской войны в Ливане многие дома были разрушены. И многие сельские жители несли оставшиеся от их жилищ камни для строительства новой церкви. Поэтому, можно сказать, что она стала символом единения народа.

Благодаря крестообразным отверстиям в стенах и большим окнам, в храм поступает много естественного света, который к тому же отражается от белоснежных стен и мраморного пола.

Уродливая икона?

Филипп Давидов, руководитель мастерской «Живая традиция», говорил об иконе и напомнил о забытой истине: икона, как элемент проповеди, вовсе не обязана быть красивой.

Ирина Языкова и Филипп Давидов

-Всем нужно, чтобы было также, красиво, как раньше. Но миловидность и красота в иконе — не главное. Огромное количество древних икон не просто некрасиво — они уродливы с точки зрения вкуса, воспитанного на Леонардо да Винчи и Рафаэле.

Напоминая о богословии иконы, Филипп Давидов обращает к первоисточникам:

-Я читал деяния Седьмого Вселенского собора — это детектив! Отцы обсуждают два качества икон: какие чудеса производят (это вне нашей компетенции) и какое впечатление и какую силу воздействия имеет то или иное изображение.

Фактически, по тому, как реагируют на икону люди, можно ввести термин «актуальное христианское искусство», уверяет докладчик.

Икона вообще не была украшением — это была речь.

-Человек купил себе айфон не потому, что ему требовались особые функции этого удивительного устройства, а потому что в этом сезоне были в моде белые телефоны. Так вот, мне кажется, дорогие коллеги, что мы очень часто занимаемся тем же самым. Выбираем стиль — цвет корпуса, технологию — пластик и металл. А могли бы приложить усилия к тому, чтобы заставить устройство выполнять тысячи разных нужных действий.

Работа иконописца и должна быть ближе к производству мобильников, а не копированию — проводит смелые аналогии Филипп Давидов.

-Икона была провокацией, — очевидно, что в иконописи много общего с современным актуальным искусством. — По тому, как реагируют люди, можно ввести термин «актуальное христианское искусство».

Но одно отличие колоссально.

-Иконописцы прошлого не собирались «делать искусство». Они передавали визуальное сообщение.

Екатерина Шеко, Андрей Анисимов

Церковь Спаса Нерукотворного

Абрамцево, Московская область, XIX век

1 / 4

Церковь Спаса Нерукотворного, АбрамцевоVladimir Gor / CC BY-NC-ND 2.0

2 / 4

Церковь Спаса Нерукотворного, АбрамцевоVladimir Gor / CC BY-NC-ND 2.0

3 / 4

Часовня церкви Спаса Нерукотворного, АбрамцевоAndrey Sapronov / CC BY 3.0

4 / 4

Фрагмент резьбы на фасаде РИА «Новости»

Это небольшая семейная церковь в усадьбе известного предпринимателя Саввы Мамонтова. И все-таки в истории русской культуры и русского храмового зод­чества оно занимает особое место. Задумав строительство, участники знамени­того абрамцевского кружка  Абрамцевский художественный (мамон­товский) кружок (1878—1893) — художе­ственное объединение, в которое входили художники (Антокольский, Серов, Коровин, Репин, Васнецов, Врубель, Поленов, Несте­ров и др.), музыканты, деятели театра. стремились воплотить в этом произве­дении сам дух русского православия, его идеальный образ. Эскиз храма создан художни­ком Виктором Васнецовым, реализован архитектором Павлом Самари­ным. В работе над убранством приняли участие Поленов, Репин, Врубель, Антоколь­ский, а также члены семьи Мамонтовых, в том числе ее глава — успеш­ный скульптор-любитель.

Хотя строительство было предпринято с вполне практической целью — по­строить церковь, куда могли бы приходить жители окрестных деревень, — глав­ной художественной задачей этого предприятия стал поиск средств выра­жения истоков и специфики русской религиозности. «Подъем энергии и худо­же­ствен­ного творчества был необычайным: работали все без устали, с соревно­ва­нием, бескорыстно. Казалось, опять забил ключом художественный порыв творчества Средних веков и века Возрождения. Но там тогда этим порывом жили города, целые области, страны, народы, а у нас только Абрамцев­с­кая малая художе­ствен­ная дружеская семья и кружок. Но что за беда? — дышалось полной грудью в этой зиждительной атмосфере», — писала в своих воспомина­ниях Наталья Поленова, жена художника  Н. В. Поленова. Абрамцево. Воспомина­ния. М., 2013..

На самом деле архитектурные решения здесь достаточно просты. Это кирпич­ный бесстолпный храм со световым барабаном. Основной кубовидный объем сложен сухо, он имеет ровные стены и четкие углы. Однако применение наклон­ных (подпорных стен), их сложная форма, когда венчаю­щая, более пологая часть зубчиком нависает над крутой основной, придали постройке древний, архаический вид. Вместе с характерной звонницей над вхо­дом и пониженным барабаном этот прием порождает стойкие ассоциации с архитектурой древнего Пскова. Очевидно, там, вдали от суеты столичной жизни, инициаторы строительства надеялись найти корни исконной право­слав­ной архитектуры, не испорченной сухостью стилизаторских решений русского стиля. Архитектура этого храма явилась замечательным предви­де­нием нового художественного направления. В конце века в Россию пришел модерн (аналог европейских ар-нуво, югендстиля и сецессиона). Среди его вариантов был и так называемый неорусский стиль, черты которого можно усмотреть уже в Абрамцево.

См. также лекцию «Архитектура на службе у Бога» и материалы «Инструкция от Господа по устройству храма» и «Церкви для будущего» из курса «Архитек­тура как средство коммуникации». 

Гид по православному искусству

Музыка

Живопись

Поэзия

Архитектура

ХРАМЫ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

К примеру Католическая церковь (от греч. καθ – по и όλη – целая; όικουμένη – вселенная) не приняла традицию возведения иконостасов в храмах и мы прекрасно можем наблюдать полностью открытые алтарные пространства, но при этом сохраняется ритмика самого храмового пространства от входа к алтарю.

Наряду с этим в художественную практику католиков вошло широкое использование скульптур, вместо икон, хотя последние так же встречаются в католических церквах, но в виде фресок.

Ритмические ряды скульптур и скульптурных композиций, богатая пластика форм и мощная эмоциональная нагрузка, характерная скульптуре вцелом, создают неповторимые интерьеры католических храмов.

Так же уместно будет вспомнить храмы Армянской Апостольской церкви, особенностями которых является отсутствие иконостаса, икон как таковых, правда не всегда и настенных изображений. Внутренне пространство так же подчинено ритму и обращено к алтарю.

История

Храм Христа Спасителя в Москве , в мире самый высокий православный храм

Собор Святого Саввы в Белграде , Сербия

Разделяя многие традиции, восточное христианство и западное христианство с самого начала начали расходиться друг с другом. В то время как базилика , зал с длинными проходами с апсидой на одном конце, была наиболее распространенной формой на Западе, более компактный централизованный стиль стал преобладающим на Востоке.

Эти церкви изначально были « мучениками », сосредоточенными на гробницах святых — в частности, мучеников , погибших во время гонений на христиан, которые полностью прекратились только с обращением императора Константина (337 г. н.э.). Они копировали языческие гробницы и были покрыты куполом, который символизировал небеса . Центральный купол тогда часто был окружен структурами в четырех точках компаса, образующими крестообразную форму — они сами часто были увенчаны башнями или куполами. Централизованные и базиликовые структуры иногда объединяли, как в церкви Святой Софии в Константинополе (строительство началось в 360 году нашей эры). Затем в восточной части базилики было возведен иконостас , ширма, на которой вешаются иконы и которая скрывает алтарь от молящихся, за исключением тех мест на литургии, когда его двери открываются.

Вариант формы централизованной церкви был разработан в России и приобрел известность в 16 веке. Здесь купол был заменен на гораздо более тонкую и высокую шатровую или коническую крышу, которая, как говорят, возникла из-за того, что снег не оставался на крышах. Одним из лучших примеров таких церквей с шатрами является собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве .

Долгое время искусство архитектуры было в первую очередь связано с дизайном церквей и аристократических дворцов , поэтому эволюция православных церквей представляет собой большую часть истории византийской архитектуры и русской архитектуры . Более подробная информация представлена ​​в этих статьях.

В отличие от западной христианской архитектуры с ее тенденциями к современности (см., Например, Ливерпульский кафедральный собор или Нотр-Дам-дю-О ), православный архитектурный стиль остается в значительной степени консервативным и традиционным

Одно заметное и архитектурно важное исключение — это проект Фрэнка Ллойда Райта Греческой православной церкви Благовещения в Воватозе , штат Висконсин , США.. Архиепископский Собор Святой Троицы в Нью — Йорке Верхний Ист — Сайд является крупнейшей православной церковью в Западном полушарии .

Архиепископский Собор Святой Троицы в Нью — Йорке Верхний Ист — Сайд является крупнейшей православной церковью в Западном полушарии .

АРХИТЕКТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ ПРАВОСЛАВИЯ

Вероучительными особенностями христианских конфессий является понятие о Боге-Троице, явленном в земной жизни в личности Иисуса Христа. Центром христианской жизни является богослужение-Евхаристия (греч. εὐ-χᾰριστία — благодарение), а целью всеобщее спасение.

Отсюда можно видеть определенные особенности построения христианских храмов, где центром является алтарь, как образ Горнего мира, а все остальное пространство, олицетворяющее дольний мир, динамично и как бы ведет зрителя по направлению к алтарю.

В интерьере характерен ритм пучков или отдельных колонн, пилястр, рисунок пола, ряды икон и окон, ряд паникадил или хоросов и все это завершается алтарной преградой-иконостасом, который стоит перпендикулярно основному пространству и чаще всего выполняется как перспективный портал, что еще более усиливает движение пространства от входа к алтарю.

Так же можно отметить как особенность – обращение главной частью храма, алтарем на Восток.

Где бы храм не располагался, он непременно будет обращен главным входом (чаще всего) на Запад, а алтарем на Восток, который определяется при закладке храма восхождением солнца, так как в христианской религии Христос именуется Солнцем правды.

Эти особенности характерны для Православных церквей, Древлеправославных (Дохалкидонских) церквей: коптских, сиро-яковитских, Старообрядческих (Белокринницкое согласие).

Наряду с перечисленными церквами есть ряд христианских деноминаций, которые по тем или иным причинам отклонили решения церковных соборов и другие правила христианской жизни того времени, а зачастую и просто по политическим мотивам, что повлекло за собой изменения в их богословской науке, а следовательно и архитектуре храмов.

Тверская область

Часовня-усыпальница О.Л. КорсаковаИоанна Кронштадтского, часовняХристорождественский монастырь. Часовня при кладбищеХристорождественский монастырь. Кафедральный собор Воскресения ХристоваУспения Пресвятой Богородицы, церковьЧасовня на месте убийства губернатора П.А. СлепцоваВеры, Надежды, Любови и матери их Софии, церковьНеизвестная церковь при усадьбе Е.С. Рахлина-РумянцеваТихвинской иконы Божией Матери в Кузнецове, церковьГефсиманский скит. Церковь Успения Пресвятой БогородицыВоронцовский Благовещенский монастырь. Собор Благовещения Пресвятой БогородицыТроицы Живоначальной, церковь

Враг в городе

-Пока мы обсуждаем, что такое современное христианское искусство, имеет ли оно право на существование — враг уже в нашем городе, он развешивает флаги, раскрашивает дома и устанавливает свои правила движения, — подвел итог отец Андрей. — Если мы будем только защищаться, как Патриарший совет по культуре называть это духовным терроризмом, ничего этому не противопоставляя — то мы проиграем.

Мы уже проигрываем на всех фронтах. Нам надо создавать свое искусство. Нам надо строить современные храмы, нам надо писать современные иконы и складывать мозаики, собирать музеи и выставочные залы. Нам надо занимать пространство. Потому что свято место пусто не бывает. Они заняли святое место.

Сергей Чапнин в ответ на доклад отца Андрея внес конструктивное предложение: создать рабочую группу и написать резолюцию конференции, по содержанию представляющую собой богословский ответ на манифест Багдасарова.

Рабочая группа была тут же и создана, так что соответствующая резолюция будет составляться и обсуждаться.

Профанация?

Андрей Яхнин в своем докладе затронул важную проблему современного храмостроительства: важность личного религиозного опыта для храмоздателя. Андрей Яхнин

Андрей Яхнин

-Только будучи верующим, церковным человеком, я понял, что в отсутствии личного литургического опыта занятие храмоздания — мертвое дело. Это профанация, даже если это делают грамотные архитекторы.

С этой проблемой тесно связаны два основных упрека строительному буму в Церкви последних двадцати лет.

-Научились золотить купола, а духовной жизни не прибавилось. Мне это кажется наследием нашего тяжелого прошлого последних ста лет. В первую очередь, это отразилось на нашей архитектуре. Архитектура — не просто схоластические определения «польза-прочность-красота», а живое отражение человеческого духа. По архитектурной ткани можно реконструировать смыслы даже ушедшей цивилизации. Как инкорпорировать храм в тот архитектурный кошмар, который в основном составляют наши русские города?

На этот вопрос у Андрея Яхнина ответа пока нет.

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Моя малая родина очень богата на деревянное церковное зодчество

— Какие традиционные стили лично Вам больше по вкусу? Римские базилики, храмы Византии и домонгольской Руси, украинское барокко, классицизм, модерн…— Все вышеперечисленные стили хорошо сочетаются в народном деревянном храмостроении. Это огромный пласт нашей культуры, который выявляет трепетное, благоговейное отношение украинского народа к православному храму. В этом проявляется и этнокультурная особенность каждого региона нашей страны. Это близко и мне. Моя малая родина – Закарпатье – очень богата на деревянное церковное зодчество, в котором органично переплетаются многовековые христианские и народные традиции.

Русская деревянная архитектура

В XV-XVII веках в России сложился значительно отличный от византийского стиль построения храмов.

Появляются продолговатые прямоугольные, но непременно с полукруглыми абсидами на восток одноэтажные и двухэтажные с зимней и летней церквами храмы, иногда белокаменные, чаще кирпичные с крытыми крыльцами и крытыми арочными галереями — гульбищами вокруг всех стен, с двускатной, четырехскатной и фигурной кровлей, на которой красуются один или несколько высоко поднятых куполов в виде маковок, или луковиц.

Стены храма украшаются изящной отделкой и окнами с красивой резьбой из камня или с изразцовыми наличниками. Рядом с храмом или вместе с храмом над его притвором воздвигается высокая шатровая колокольня с крестом наверху.

Особый стиль обрела русская деревянная архитектура. Свойства дерева, как строительного материала, обусловили и особенности этого стиля. Плавных форм купол создать из прямоугольных досок и балок трудно. Поэтому в деревянных храмах вместо него является остроконечной формы шатер. Более того, вид шатра стали придавать церкви в целом. Так явились миру деревянные храмы в виде огромного остроконечного деревянного конуса. Иногда кровля храма устраивалась в виде множества конусообразно восходящих вверх деревянных маковок с крестами (например, знаменитый храм на погосте Кижи).

Покровская церковь (1764 г.) О. Кижи.

Успенский собор в Кеми. 1711 г.

Храм Святителя Николая. Москва

Церковь Преображения Господня (1714 г.) Остров Кижи

Часовня в честь Трех Святителей. Остров Кижи.

Покровская церковь (1764 г.) О. Кижи.

Успенский собор в Кеми. 1711 г.

Храм Святителя Николая. Москва

Церковь Преображения Господня (1714 г.) Остров Кижи

Часовня в честь Трех Святителей. Остров Кижи.

Не видим будущего…

Церковное искусство не просто отстает от времени — оно и не стремится его догонять, к такому неутешительному выводу пришел Сергей Чапнин.

-Если мы говорим и об архитектуре, и о церковных искусствах в целом — мы не перешагнули рубеж XXI века. Мы находимся в прошлом, может быть, немножко осознаем настоящее, но, безусловно, не видим будущего.

Между тем, необходимость актуализовать церковное искусство назрела в первую очередь в столице — не имеющая аналогов не только в России, но и во всем христианском мире программа «200 храмов» поставила вопрос том, каким будет лицо города и, следовательно, самосознание москвичей.

Храм создается в общине

Научный сотрудник музея современного искусства Анна Чукина увидела проблемы современного храмового искусства в неожиданной стороне: в общине, вернее, в ее отсутствии.

-Исторически последовательность была такой: сначала община, потом священник, потом церковное здание (недвижимость), а потом — спонсоры и благотворители, если они есть и нужны. Сейчас в огромном большинстве случае последовательность прямо противоположная: сначала спонсоры, потом недвижимость, потом священник, потом община, если она нужна.

Между тем, храм создается в общине.

-Церковный художник, в том числе и архитектор, — это член общины. Только община способна создать для себя специалиста. В этом смысле, можно говорить о церковном гражданском обществе — креативно-созидающей основе, на которой выступают все последующие степени и ступени.

Община же выращивает искусствоведа — человека, указывающего на ошибки художника.

Собор Василия Блаженного (Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву)

Москва, XVI век

1 / 7

Собор Василия Блаженного, МоскваAna Paula Hirama / CC BY-SA 2.0

2 / 7

Собор Василия Блаженного, МоскваBradjward / CC BY-NC 2.0

3 / 7

Роспись на стенах собораJack / CC BY-NC-ND 2.0

4 / 7

Богоматерь с Младенцем. Фрагмент росписи собора Olga Pavlovsky / CC BY 2.0

5 / 7

Иконостас одного из алтарейJack / CC BY-NC-ND 2.0

6 / 7

Фрагмент росписи собора Olga Pavlovsky / CC BY 2.0

7 / 7

План собораWikimedia Commons

Пожалуй, это самый узнаваемый символ России. В любой стране, на любом кон­тиненте его изображение можно использовать как универсальный знак всего русского. И все-таки в истории отечественной архитектуры нет более загадочного здания. Казалось бы, о нем известно все. И то, что оно построено по приказу Ивана Грозного в честь покорения Казанского ханства. И то, что строительство пришлось на 1555–1561 годы. И то, что, согласно «Сказанию о святей чудотворней великорецкой иконе святаго чюдотворца Николы о чюде­сах от образов святаго Ионы митрополита и преподобнаго отца Александра Свирскаго чюдотворца» и «Пискаревскому летописцу», его строили русские зодчие Постник и Барма. И все-таки совершенно непонятно, почему появилось это здание, ни на что до того на Руси построенное не похожее.

Как известно, это не единый храм, а установленные на общее основание девять отдельных церквей и, соответственно, девять престолов (позже их стало еще больше). Большая часть из них — обетные. Перед важными битвами казанского похода царь обращался к тому святому, кого в этот день чествовала церковь, и обещал ему в случае победы построить храм, где почитали бы святого-помощника.

Хотя храм православный, кое в чем он близок своим ренессансным собратьям из католического мира. Прежде всего, в плане это идеальная (с небольшой оговоркой) центрическая композиция — такие предлагали Антонио Филарете, Себасть­яно Серлио и другие выдающиеся теоретики архитектуры итальянского Возрождения. Правда, устремленность композиции в небо и многие декора­тивные детали — острые «щипцы», например — роднят его скорее с южноевро­пей­ской готикой.

Однако главное в другом. Здание украшено так, как никогда до этого в москов­ских землях. Оно и многоцветно: к сочетанию красного кирпича и белока­мен­ной резьбы добавлены полихромные керамические вставки. И снабжено метал­лическими деталями с позолотой — коваными спиралями по ребрам шатра со свободно подвешенными металлическими кольцами между ними. И состав­лено из множества причудливых форм, примененных так часто, что почти не оста­лось простой глади стены. И вся эта красота прежде всего обра­ще­на нару­жу. Это как бы «церковь наоборот», под ее сводами не должно было соби­раться много людей. Зато храмом делается пространство вокруг. Как мини­мум сакральный статус обретала Красная площадь. Теперь она стала храмом, а сам собор — ее алтарем. Более того, можно предположить, что, по замыслу Ивана IV, и вся страна должна была стать священной террито­­рией — «Свято­русской империей», по выражению тогда еще входившего в ближний круг царя Курбского.

Это был важный поворот. Оставаясь верным православию, царь Иван видел его по-новому. В чем-то это близко ренессансным устремлениям западного мира. Теперь следовало не игнорировать суету бренной реальности в надежде на сча­стливое существование после конца времен, но с почтением относиться к дан­ному здесь и сейчас Творению, стремиться к тому, чтобы именно его привести к гармонии и очистить от скверны греха. В принципе, ведь и Казан­ский поход воспринимался современниками не просто как расширение терри­тории госу­дарства и подчинение враждебных до того властителей. Это была победа пра­вославия и принесение на земли Золотой Орды сакральности учения Христа.

Храм — необыкновенно нарядный (хотя поначалу увенчанный более скром­ными куполами), симметричный в плане, но триумфально стремящийся к не­бу, не спрятанный за стенами Кремля, но поставленный в месте, где всегда толпится народ, — стал своего рода обращением царя к своим подданным, визуальным образом той православной Руси, какую он хотел бы создать и во имя ко­то­рой позже про­лил столько крови.

АРХИТЕКТУРА ПРОТЕСТАНТСКИХ ХРАМОВ

Протестантские храмы или как чаще их называют – кирхи, являют собой скорее места молитвенных, религиозных собраний, лишенные сакральных (мистических) мест.

После реформы Мартина Лютера, отвергшего гегемонию и формализм Католической церкви и написавшего свои «95 тезисов», небольшое движение его приверженцев (реформация -лат. reformatio — исправление, восстановление) стало набирать силу.

Отвержение Священного предания церкви, обрядовости и ритуалистики, замена Богооткровения индивидуальным человеческим знанием привело к тому, что храмы как таковые стали не нужны «молиться можно где угодно, ведь Бог у тебя в душе». Но тем не менее в дальнейшем протестантские группы верующих стали строить для себя места собраний и общей молитвы.

Характерными особенностями таких зданий являются:

  • отсутствие алтарной части как таковой, а значит и сакральной составляющей храма, так как Бог в душе, то земные (дольние) материальные воплощения горнего излишни или просто не нужны;
  • построение общего молитвенного пространства как лекционной аудитории, обращенной к тому месту, где в православных, Католических и Армянских храмах находится алтарь;

Но, несмотря на это внешний образ протестантских кирх продолжает сохранять особенности храмовой архитектуры Православной или Католической архитектуры. Вместо алтаря появляется кафедра для проповедника-пастора (ивр. רועה‎‎, лат. pastor «пастух» или «пастырь»), все так же сохраняется общее молитвенное пространство, во многих кирхах можно увидеть хоры и даже встречаются органы, которые используются за общей молитвой.

Общей особенностью перечисленных религиозных групп можно назвать свободное расположение своих храмов в окружающей среде. Достаточно пройтись по Невскому проспекту в Санкт-Петербурге, что бы увидеть храмы различных религиозных конфессий, обращенные в разные стороны света. Такое свободное расположение дает просто для архитектурных подходов и решению градостроительных задач.

Наряду с перечисленными церквами необходимо вспомнить беспоповское старообрядчество. Храмовая архитектура этих групп христианских конфессий не отличается большим разнообразием и скорее стремится подражанию старине. Сохранение старинного (исконного) уклада в семейном быту, национальные одежды, консервативное образование, старинное знаменное и демественное пение на богослужениях, повлекло за собой своего рода законсервированность этих групп религиозных меньшинств, что в свою очередь привело к использованию в своей архитектуре только «дониконовских» мотивов, с почти обязательными росписями стен (фресками).

Особенностью является также отсутствие иконостасов, так как духовенства в этих группах отсутствует. К таким группам можно отнести Поморское согласие, темноверы, зольное согласие, островное согласие, кулугуры, федосеевцы, нетовцы и проч. Большинство из этих групп проживало или проживает в Сибири и за Уралом. Многие из них не строят храмы вообще, а для молитвенных собраний используют молитвенные дома, по примеру протестантов с учетом национальных особенностей, порою внешне попросту похожие на избы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector