Храм воздвижения креста господня в алтуфьеве города москвы

Содержание:

История

В период времени, который принято называть смутным, первый Кремль был разрушен. И в 1635 г. царь Михаил Федорович распорядился построить вновь из камня Теремной дворец. При нем выстроили домовые церкви. Эти церкви строились не разом.

Наиболее возрастная церковь дворца — это церковь Екатерины Великомученицы. В 1626 г. она не устояла на пожаре, и в последующем году специалист из Англии Джон Талер построил Екатерининский храм, но уже каменный, «у царицы на сенях», который включили в структуру Теремного дворца.

В 1654 г. государь Алексей Михайлович в указанной церкви в честь матери своей Евдокии Стрешневой устроил приделы: один по именинам царицы — во имя святой Евдокии, который стал потом самостоятельным теремным храмом, другой в память дня ее рождения — святого Онуфрия.

Федор Алексеевич взошел на царство в 1676 г. Его озарили святые и великие мысли создать в Кремле символичный образ, подобный храму Гробу Господня и Воскресения Христова, который в Иерусалиме. Есть мнение о том, что юный царь вдохновился Ново-Иерусалимским Воскресенским монастырем, который находится под Москвой.


Комплекс Теремных церквей, куда входит и церковь Воздвижения Креста Господня

Государем были переделаны эти домовые храмы. В 1681 году святой Евдокии храм заново освятили в память Воскресения Словущего, и уже царь присутствовал на Преображение в нем на службе.

В Воскресенском храме в этом же 1681 году по весне освятили крохотную Распятскую церковь.

В 1681 году данную церковь выстроил Царь Федор Алексеевич выше северного предела в соборе Верхоспасском. Длина ее в пределах 7 м, а ширина в пределах 4 м. Пол изготовлен из плит мрамора (цвета чёрный и белый), обладает сомкнутым сводом.

В конце 17 века зодчий Осип Старцев устроил над домовыми церквями Теремного дворца единый верх.


Верхоспасский собор Московского Кремля. Купола теремных церквей, куда входит и Распятская церковь

Внутреннее убранство

Убранство церкви содержит барочный оттенок. Храмовые двери из дерева, сделанные в XVI веке, доставлены из Троицка-Голенищева.

Установлен в храме четырёхъярусный отчеканенный из меди иконостас, чертежи которого разработал Карп Золотарев.


Иконостас церкви Воздвижения Креста Господня Московского Кремля

Золотарёв выполнил наброски, по которым изготовлены киоты из слюды, в коих размещены иконы с представленными сценами Страшного Суда и Страстей Господних, написанные Иванами Салтановым и Безминым.

Икона «Поклонение Кресту», которую на холсте написал Богдан Салтановый, пребывала в церкви, в алтаре. На иконе изображаются: император Константин и царица Елена, царь Алексей Михайлович, царица Мария Ильинична и патриарх Никон.

В Крестовоздвиженской располагается в меру Креста Господня Распятие, которое изготовлено в 1687 году резчиком Новоспасского монастыря старцем Ипполитом. От этого Распятия имеет место второе название Церкви — Распятская.

Реликвии и святыни


Василий Познанский, «Богоматерь Благодатное Небо»


Василий Познанский, «Богоматерь Умягчение злых сердец»


Василий Познанский, «Спаситель в терновом венце»

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Крестовоздвижения)

Праздник церковный Крестовоздвижения имеет христианский духовный смысл. Он является праздником двунадесятым непреходящим и отмечается ежегодно в один и тот же день 27 сентября (14 сентября по старому стилю).

Данный древнейший праздник в истории трактуется по-разному. Известны 3-и события, которые случились в разные периоды времени и объединены эпизодами, связанными с Крестом.

Первое из событий связано со столкновением Константина в 311 г. с соправителем Максенцием


Константин Великий
римский император

Император Константин на солнце заметил блестящий крест и надпись:

Заметили крест и в его войске. В ночное время Господь Иисус Христос во сне явился императору и велел изготовить знамя с крестом, которое увидел. Император так и устроил.

Победив Максенция, он отдал приказ тоже знамя поместить в руку собственной скульптуры, установленной в Риме на ключевой площади. Константин веру Христову объявил госрелигией и стал покровительствовать христианам.

Римские властители, язычники в 72 году впоследствии погрома города Иерусалима стремились изжить воспоминания о Святой Земле, где принес искупительную жертву и возродился Сын Божий Иисус Христос.

Христианские святыни (Гроб Господень и Голгофу) римский правитель Адриан повелел засыпать землей, а на данном пространстве устроить капище Венере богине языческой.

Через три века по Воле Божьей Гроб Господень и Голгофа вновь были обнаружены.

Случилось это при Константине, который послал в Святую Землю, в Иерусалим мать царицу Елену. Местоположение Святыни оказалось неизвестно, и, применив лишь свое царское воздействие, святая Елена нашла холм, наверху которого идолопоклонники оказывали почести своим богам.

Установка Константином на святом месте храма Воскресения стало триумфом христианской веры.

После утверждения христианской веры, Константин Великий  (IV в.) велел капище уничтожить и предпринять раскопки. С данным эпизодом взаимосвязано возникновение праздника.

После находки святого Креста в честь его стали вставать храмы. В Иерусалиме на месте обретения Креста один из храмов устроила сама царица Елена. 13 сентября 335 г. в день завершения построения храма, произведено его освящение, а день 14 сентября стал праздником Крестовоздвижения.

2000-е

С 15 июля 2016 года владыка Иона, являвшийся на тот момент главой Астраханской митрополии, был почислен на покой, но до конца своих дней совершал богослужения в родном Крестовоздвиженском храме. 

28 сентября 2017 года настоятелем храма Воздвижения Креста Господня назначен протоиерей Кирилл Шевцов, который предпринимал большие усилия по благоукрашению и благоустроению храма и его территории, а также по увековечиванию памяти новомучеников Алтуфьевских. 

4 мая 2020 года отошел ко Господу почетный настоятель Крестовоздвиженского храма митрополит Иона. 6 мая в храме было совершено отпевание, которое возглавил архиепископ Каширский Феогност. Владыка Иона похоронен за центральным алтарем. 

С февраля 2021 года настоятелем храма является протоиерей Михаил Прокопенко.

Внутреннее убранство

Убранство церкви содержит барочный оттенок. Храмовые двери из дерева, сделанные в XVI веке, доставлены из Троицка-Голенищева.

Установлен в храме четырёхъярусный отчеканенный из меди иконостас, чертежи которого разработал Карп Золотарев.

Иконостас церкви Воздвижения Креста Господня Московского Кремля

Золотарёв выполнил наброски, по которым изготовлены киоты из слюды, в коих размещены иконы с представленными сценами Страшного Суда и Страстей Господних, написанные Иванами Салтановым и Безминым.

Икона «Поклонение Кресту», которую на холсте написал Богдан Салтановый, пребывала в церкви, в алтаре. На иконе изображаются: император Константин и царица Елена, царь Алексей Михайлович, царица Мария Ильинична и патриарх Никон.

В Крестовоздвиженской располагается в меру Креста Господня Распятие, которое изготовлено в 1687 году резчиком Новоспасского монастыря старцем Ипполитом. От этого Распятия имеет место второе название Церкви — Распятская.

Реликвии и святыни

Василий Познанский, «Богоматерь Благодатное Небо»

Василий Познанский, «Богоматерь Умягчение злых сердец»

Василий Познанский, «Спаситель в терновом венце»

Как следует готовиться к принятию Тела и Крови Христовых? Исповедь, пост и молитвенное правило

Нет человека, который был бы достоин причащения Святых Христовых Таин, но нужно помнить: в Священной Евхаристии верующим подается священное «лекарство бессмертия», «противоядие, чтобы не умирать», как говорил священномученик Игнатий Богоносец. И потому, несмотря на наше недостоинство, не следует уклоняться от Причастия. Однако по мере сил нужно достойно подготовиться к нему, прежде всего, очистив душу покаянием на исповеди – в присутствии священника как свидетеля попросив у Бога прощения за совершенные грехи.

Исповедь в храме совершается ежедневно перед началом Божественной литургии, а также вечером накануне воскресных и праздничных дней.

К Таинству Причащения приступают натощак, поэтому принято уже с полуночи не принимать пищи и питья. Это правило не применяется во всей строгости к маленьким детям и к людям, которым в силу возраста и состояния здоровья нельзя придерживаться строгих ограничений.

Молитвенная подготовка к Причащению Тела и Крови Христовых по традиции включает пост (воздержание от скоромной пищи – мяса, молока и яиц, при строгом посте – и от рыбы) и чтение трех канонов – Покаянного, молебного ко Пресвятой Богородице и канона Ангелу-хранителю, которые обычно содержатся в любом молитвослове. Вопрос об объеме молитвенного правила и приемлемой мере поста перед Причастием можно задать священнику на исповеди или во время беседы.

Накануне Причащения либо утром перед Литургией по прочтении обычного молитвенного правила читаются молитвы ко Святому Причащению. Эти молитвы, называемые также «Последование ко Святому Причащению», можно найти в любом молитвослове.

В храм нужно прийти к началу службы и внимательно молиться вместе со всеми. В конце Божественной литургии через открытые царские врата священник выносит Чашу со Святыми Дарами и произносит молитву, которую верующие повторяют вслед за ним:

«Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедший в мир грешныя спасти, от них же первый семь аз. Еще верую, яко сие самое есть пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную».

 И еще одну:

 «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя. Господи, во Царствии Твоем. Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь».

По прочтении священником молитвы причащающиеся по очереди подходят к Чаше, сложив руки на груди крестообразно, правую поверх левой. Перед причащением каждый отчетливо называет свое имя. Священник произносит слова: «Причащается раб Божий (имя) честного и святого Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную».

Приняв в себя Тело и Кровь Спасителя, причастник целует край Чаши. После этого он принимает немного теплоты и кусочек просфоры, которые подготовлены в некотором отдалении, на отдельном столике.

Вернувшись домой, следует прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении – это последование также напечатано в молитвословах.

История

В период времени, который принято называть смутным, первый Кремль был разрушен. И в 1635 г. царь Михаил Федорович распорядился построить вновь из камня Теремной дворец. При нем выстроили домовые церкви. Эти церкви строились не разом.

Наиболее возрастная церковь дворца — это церковь Екатерины Великомученицы. В 1626 г. она не устояла на пожаре, и в последующем году специалист из Англии Джон Талер построил Екатерининский храм, но уже каменный, «у царицы на сенях», который включили в структуру Теремного дворца.

В 1654 г. государь Алексей Михайлович в указанной церкви в честь матери своей Евдокии Стрешневой устроил приделы: один по именинам царицы — во имя святой Евдокии, который стал потом самостоятельным теремным храмом, другой в память дня ее рождения — святого Онуфрия.

Федор Алексеевич взошел на царство в 1676 г. Его озарили святые и великие мысли создать в Кремле символичный образ, подобный храму Гробу Господня и Воскресения Христова, который в Иерусалиме. Есть мнение о том, что юный царь вдохновился Ново-Иерусалимским Воскресенским монастырем, который находится под Москвой.

Комплекс Теремных церквей, куда входит и церковь Воздвижения Креста Господня

Государем были переделаны эти домовые храмы. В 1681 году святой Евдокии храм заново освятили в память Воскресения Словущего, и уже царь присутствовал на Преображение в нем на службе.

В Воскресенском храме в этом же 1681 году по весне освятили крохотную Распятскую церковь.

В 1681 году данную церковь выстроил Царь Федор Алексеевич выше северного предела в соборе Верхоспасском. Длина ее в пределах 7 м, а ширина в пределах 4 м. Пол изготовлен из плит мрамора (цвета чёрный и белый), обладает сомкнутым сводом.

В конце 17 века зодчий Осип Старцев устроил над домовыми церквями Теремного дворца единый верх.

Верхоспасский собор Московского Кремля. Купола теремных церквей, куда входит и Распятская церковь

Описание храма, святыни

Храм Всемилостивого Спаса в Митино рассчитан на 500 прихожан. Проект выполнен в традициях владимиро-суздальской храмовой архитектуры. Для нее характерны строгие формы с минимумом декоративных деталей, белые стены с узкими окнами и луковичные купола, позолоченные или выкрашенные в небесно-голубой цвет.

Патриарх Кирилл освятил храм Всемилостивого Спаса в Митино

Собор венчают пять куполов. Это число имеет свою символику. Храм посвящен Спасителю — Всемилостивому Спасу и центральный купол символизирует Христа, а четыре купола чуть поменьше символизируют четверых евангелистов, тех учеников Христовых, которые записали Евангелие и через него донесли до нас весть благую о Спасителе, о Его учении.

Рядом с храмом возведен дом, в котором размещены классы воскресной школы. Кроме этого в храмовый комплекс входит приписной крестильный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

В храме можно приложиться к таким святыням:

  • икона Всемилостивого Спаса;
  • икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская);
  • икона Всех святых;
  • икона святого Николая, архиепископа Мир Ликийского;
  • святой великомученицы Екатерины;
  • пророка Илии;
  • Покров Пресвятой Богородицы;
  • прп. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев;
  • Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Читайте о других православных иконах:

  • Икона Пресвятой Троицы
  • Икона Богородицы «Андрониковская»
  • Икона Богородицы «Державная»

Причащение Тела и Крови Христовых

Главным Таинством Церкви является Евхаристия – Причащение, под видом хлеба и вина, Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную. Установлено это Таинство было Самим Спасителем. Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (см. Мф. 26: 26-28).

Претворение (преложение) вина и хлеба в Тело и Кровь Христовы совершается за Божественной литургией, которая есть повторение, продолжение Тайной вечери, предшествовавшей страданиям и смерти Спасителя на Голгофе. «Не человек претворяет предложенное в Тело и Кровь Христа, но Сам распятый за нас Христос. Представляя Его образ, стоит священник, произносящий те слова, а действует сила и благодать Божия», – писал о Евхаристии святитель Иоанн Златоуст. «Кто сотворил их на той вечери, и ныне совершает их, – отмечает он в другом своем труде. – Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары Сам Христос».

Причащаясь Святых Таин – Тела и Крови Христовых, христианин таинственно соединяется с Господом. Причащение Святых Христовых Таин необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6: 53-54), – говорит Спаситель.

 К Таинству Причащения могут приступать только члены Церкви – православные христиане.

Краткая хронология

1585 г. Первые упоминания об имении Алтуфьево, принадлежавшем ключнику Хлебного двора Неупокою Дмитриевичу Мякишеву; 

1623 г. Хозяевами имения становятся братья Акинфовы;

1687 г. В усадьбе строится каменная церковь Воздвижения Честнаго Креста Господня;

1718 г. Все владения Никиты Акинфова, в том числе Алтуфьево, конфискуются и становятся личной собственностью Петра I; 

1725 г. Имение отходит к дочери Н.Акинфова княгине А.Н. Юсуповой-Княжевой и одной из родственниц семьи Акинфовых – вдове Ирине Ивановне Исленьевой; 

1728 г. Алтуфьево отходит к внуку Никиты Акинфова Николаю Акинфову; 

1755 г. После смерти Николая Акинфова Алтуфьево переходит во владение его сыну Юрию Акинфову; 

1759 г. Имение продается поручику Ивану Ивановичу Вельяминову; 

1760 – 1763 гг. И.И. Вельяминов восстанавливает в Алтуфьеве церковь Воздвижения Креста Господня;

1766 г. Алтуфьево покупает граф Матвей Федорович Апраксин и в том же году перепродает его вдовствующей генерал-майорше графине Наталье Федоровне Брюс, в девичестве Колычевой; 

1768 г. Усадьбу приобретает доктор медицины Андрей Андреевич Риндер, санитарный инспектор;

1770 г. После кончины А.А. Риндера Алтуфьево переходит к его сыну Якову Андреевичу Риндеру и его сестре Софье; 

1786 г. Имение покупает князь Степан Борисович Куракин;

Конец XVIII в. – начало XIX в. С.Б. Куракин разворачивает в Алтуфьеве активное строительство, в том числе перестраивает храм; 

1805 г. После смерти С.Б. Куракина имение переходит его вдове княгине Е.Д. Куракиной;  

1812 г.  Усадьба и храм разорены наполеоновской армией; 

1840 – 1849 гг. Владельцем Алтуфьево является титулярный советник и кавалер Дмитрий Иванович Приклонский;

1849 г. Усадьба переходит действительному статскому советнику Николаю Арсеньевичу Жеребцову; 

1860 г. В ходе крестьянской реформы усадьба и земли с южной ее стороны, в том числе Верхний пруд, остаются у Жеребцова, а северо-восточные земли и Нижний пруд отходят к местным крестьянам;

1868 г. После смерти Н.А. Жеребцова его вдова продает Алтуфьево Глафире Ивановне Алеевой; 

1872 г. Алтуфьево приобретает за 18 тысяч рублей Мария Яковлевна Лачинова;

1884 – 1888 гг. Владельцем Алтуфьева значится Н.В. Корф; 

1888 г. – Алтуфьево переходит к известному нефтепромышленнику Г.М. Лианозову;

Конец XIX в. – начало XX в. Алтуфьево наследуют сыновья Г.М. Лианозова. 

1903 г. Братья Лианозовы продают имение организованному для его эксплуатации обществу;

1914 г. В усадьбе Алтуфьево устроен частный пансион, в котором круглый год могли жить состоятельные москвичи;

1941 г. Храм закрывается на короткое время;

1960-е. Усадьба Алтуфьево и Крестовоздвиженский храм входят в черту г.Москвы, МКАД обрезает территорию усадьбы с севера и становится ее новой границей; 

1970 г. Начинается застройка Алтуфьева и Лианозова современными жилыми домами;

1986 г. К церкви пристраивается небольшая трапезная; 

1989 г. Выстроен двухэтажный дом причта с крестильным храмом святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии;

1993 – 1995 г.г. Трапезную часть заменяют новой, большей по размерам; также строится новая колокольня.

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Крестовоздвижения)

Праздник церковный Крестовоздвижения имеет христианский духовный смысл. Он является праздником двунадесятым непреходящим и отмечается ежегодно в один и тот же день 27 сентября (14 сентября по старому стилю).

Данный древнейший праздник в истории трактуется по-разному. Известны 3-и события, которые случились в разные периоды времени и объединены эпизодами, связанными с Крестом.

Первое из событий связано со столкновением Константина в 311 г. с соправителем Максенцием

Константин Великий

римский император

Император Константин на солнце заметил блестящий крест и надпись:

Заметили крест и в его войске. В ночное время Господь Иисус Христос во сне явился императору и велел изготовить знамя с крестом, которое увидел. Император так и устроил.

Победив Максенция, он отдал приказ тоже знамя поместить в руку собственной скульптуры, установленной в Риме на ключевой площади. Константин веру Христову объявил госрелигией и стал покровительствовать христианам.

Римские властители, язычники в 72 году впоследствии погрома города Иерусалима стремились изжить воспоминания о Святой Земле, где принес искупительную жертву и возродился Сын Божий Иисус Христос.

Христианские святыни (Гроб Господень и Голгофу) римский правитель Адриан повелел засыпать землей, а на данном пространстве устроить капище Венере богине языческой.

Через три века по Воле Божьей Гроб Господень и Голгофа вновь были обнаружены.

Случилось это при Константине, который послал в Святую Землю, в Иерусалим мать царицу Елену. Местоположение Святыни оказалось неизвестно, и, применив лишь свое царское воздействие, святая Елена нашла холм, наверху которого идолопоклонники оказывали почести своим богам.

Установка Константином на святом месте храма Воскресения стало триумфом христианской веры.

После утверждения христианской веры, Константин Великий (IV в.) велел капище уничтожить и предпринять раскопки. С данным эпизодом взаимосвязано возникновение праздника.

После находки святого Креста в честь его стали вставать храмы. В Иерусалиме на месте обретения Креста один из храмов устроила сама царица Елена. 13 сентября 335 г. в день завершения построения храма, произведено его освящение, а день 14 сентября стал праздником Крестовоздвижения.

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Крестовоздвижения)

Праздник церковный Крестовоздвижения имеет христианский духовный смысл. Он является праздником двунадесятым непреходящим и отмечается ежегодно в один и тот же день 27 сентября (14 сентября по старому стилю).

Данный древнейший праздник в истории трактуется по-разному. Известны 3-и события, которые случились в разные периоды времени и объединены эпизодами, связанными с Крестом.

Первое из событий связано со столкновением Константина в 311 г. с соправителем Максенцием

Константин Великий

римский император

Император Константин на солнце заметил блестящий крест и надпись:

Заметили крест и в его войске. В ночное время Господь Иисус Христос во сне явился императору и велел изготовить знамя с крестом, которое увидел. Император так и устроил.

Победив Максенция, он отдал приказ тоже знамя поместить в руку собственной скульптуры, установленной в Риме на ключевой площади. Константин веру Христову объявил госрелигией и стал покровительствовать христианам.

Римские властители, язычники в 72 году впоследствии погрома города Иерусалима стремились изжить воспоминания о Святой Земле, где принес искупительную жертву и возродился Сын Божий Иисус Христос.

Христианские святыни (Гроб Господень и Голгофу) римский правитель Адриан повелел засыпать землей, а на данном пространстве устроить капище Венере богине языческой.

Через три века по Воле Божьей Гроб Господень и Голгофа вновь были обнаружены.

Случилось это при Константине, который послал в Святую Землю, в Иерусалим мать царицу Елену. Местоположение Святыни оказалось неизвестно, и, применив лишь свое царское воздействие, святая Елена нашла холм, наверху которого идолопоклонники оказывали почести своим богам.

Установка Константином на святом месте храма Воскресения стало триумфом христианской веры.

После утверждения христианской веры, Константин Великий (IV в.) велел капище уничтожить и предпринять раскопки. С данным эпизодом взаимосвязано возникновение праздника.

После находки святого Креста в честь его стали вставать храмы. В Иерусалиме на месте обретения Креста один из храмов устроила сама царица Елена. 13 сентября 335 г. в день завершения построения храма, произведено его освящение, а день 14 сентября стал праздником Крестовоздвижения.

Внутреннее убранство

Убранство церкви содержит барочный оттенок. Храмовые двери из дерева, сделанные в XVI веке, доставлены из Троицка-Голенищева.

Установлен в храме четырёхъярусный отчеканенный из меди иконостас, чертежи которого разработал Карп Золотарев.

Иконостас церкви Воздвижения Креста Господня Московского Кремля

Золотарёв выполнил наброски, по которым изготовлены киоты из слюды, в коих размещены иконы с представленными сценами Страшного Суда и Страстей Господних, написанные Иванами Салтановым и Безминым.

Икона «Поклонение Кресту», которую на холсте написал Богдан Салтановый, пребывала в церкви, в алтаре. На иконе изображаются: император Константин и царица Елена, царь Алексей Михайлович,  царица Мария Ильинична и патриарх Никон.

В Крестовоздвиженской располагается в меру Креста Господня Распятие, которое изготовлено в 1687 году  резчиком Новоспасского монастыря старцем Ипполитом. От этого Распятия имеет место второе название Церкви — Распятская.

Реликвии и святыни

Василий Познанский, «Богоматерь Благодатное Небо»Василий Познанский, «Богоматерь Умягчение злых сердец»Василий Познанский, «Спаситель в терновом венце»

В каком возрасте можно крестить детей?

Крестить детей можно в любом возрасте – чем раньше, тем лучше. Родители малыша могут и должны присутствовать в храме и молиться за чадо во время Таинства, в том числе и до сорокового дня со времени родов.

Согласно церковным установлениям, восприемника для ребенка и взрослого выбирают того же пола, что и сам крещаемый. Однако по сложившимся в Русской Церкви традициям у крещаемого бывают два восприемника – крестные отец и мать. Возможно также выбрать крестного родителя иного пола, чем тот, кто принимает Крещение. Главное требование при выборе крестных: это должны быть крещенные в Православии и воцерковленные люди. Восприемниками не могут быть инославные (неправославные) христиане или иноверцы. Кроме того, крестными родителями не бывают супруг или супруга крещаемого. Между восприемником и крещаемой или восприемницей и крещаемым невозможно заключение брака и в будущем. Невозможно стать крестным родителем «заочно», не участвуя в Таинстве.

Реконструкция храма

В 1992–1995 годах было получено благословение приснопамятного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на реконструкцию храма, в результате которой были модернизированы практически все его части, кроме той, что находится под куполом.

20 октября 1992 года архимандрит Иона (Карпухин) на заседании Священного Синода был избран епископом Астраханским и Енотаевским. При этом до дня своей кончины 4 мая 2020 года он остался почетным настоятелем храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве. Исполняющим обязанности настоятеля храма назначили протоиерея Анатолия Алефирова. 

В 1993 году в церкви появилась просторная трапезная, пришедшая на смену прежней небольшой, а также новая колокольня. Площадь сооружения выросла вдвое, изначальные пропорции кардинально изменились. Мастера произвели полноценную отделку интерьера, фасад и внутренние стены украсили мозаикой высокого качества. Была сооружена церковная ограда.

Реконструкция, проводившаяся с 1992 года, изменила первоначальный план архитекторов. Колокольня превратилась в световой барабан – для этой цели строителям пришлось пробить старинный свод собора, срезать балки, державшие колокола, а также застеклить проемы.

Крестовоздвиженская церковь построена в стиле, называемом «под звоном» (также применяются именования и́же под колоко́лы, то есть «который под колоколами», или подколокольный храм). Этот архитектурный тип получил широкое распространение в русском церковном зодчестве в конце XV – первой половине XVI века. Отличительный признак храма типа иже под колоколы: ярус звона в нем сооружается над самим помещением храма. В алтуфьевской Крестовоздвиженской церкви восьмигранный ярус звона располагается прямо над помещением храма. Основной объем круглой формы имеет диаметр 12 метров. К световому барабану храма пристроены три апсиды. Окна второго яруса создавались в стиле позднего московского барокко. 

В 1999 году, в престольный праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Алексий II совершил освящение Крестовоздвиженского храма после реконструкции, после чего отслужил Божественную литургию и молебен совместно с архиепископом Истринским Арсением и епископом Астраханским и Енотаевским Ионой.

После расширения храма и алтаря центральный престол был освящен в честь Воздвижения Креста Господня. Построенные боковые приделы освятили во имя святителя Макария Желтоводского (левый) и святителя Ионы, митрополита Московского (правый). В главном алтаре также имеется приставной престол во имя святого мученика Трифона. 

  • Надгробные плиты на могилах владельцев Алтуфьева М.Я. и А.Е. Лачиновых

В Крестовоздвиженском храме находятся местночтимые иконы: список Казанского образа Пресвятой Богородицы, иконы преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. 

Неподалеку от храма Воздвижения Креста Господня, около МКАД, находится источник преподобного Макария Желтоводского. В 1996 году над источником была возведена часовня, она освящена причтом Крестовоздвиженского храма во главе с настоятелем протоиереем Анатолием Алефировым. 

В 1998 году в причтовом доме был освящен крестильный храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector