Церковь рождества христова — church of the nativity

Город в наши дни

Сегодня Вифлеем – это город, который располагается у реки Иордан, на ее западном берегу. Его в военном и гражданском отношении контролирует Палестинская национальная администрация. Он является столицей одноименной провинции и центром туризма и паломничества. В десяти километрах к северу от него – город Иерусалим. Площадь Вифлеема – около 6 км, население – около 25 тысяч человек.

В наши дни Вифлеем является преимущественно мусульманским городом. Однако, по-прежнему, это дом для большой части общины палестинских христиан. Развитие экономики этого места происходит преимущественно за счет туризма. Своего пика он достигает в рождественский сезон. В это время, уже 2 тысячи лет христианами совершается паломничество к Святому Вертепу.

Храм Рождества Христова построен над пещерой, где родился Иисус, согласно легенде. По сути, данное строение является комбинацией из двух церквей. Само место рождения при этом располагается внизу и называется Пещерой Рождества или Пещерой Яслей, Святым Вертепом, Гротом Рождества. В дошедших до нас источниках храм упоминается около 150-го года. Подземная часть построена во времена императрицы Елены. Она является принадлежностью Иерусалимской православной церкви.

Поле Пастушков

Разумеется, Храм Рождества представляет поистине огромный интерес для православных верующих. Однако не менее популярны и некоторые другие достопримечательности Вифлеема. Недалеко от храма находится еще одна довольно-таки интересная церквушка. На том месте, где когда-то пастухи увидели сияющих ангелов, возвестивших о рождении божественного младенца, та же царица Елена построила небольшую церковь. Однако впоследствии она была разрушена. Подземный же храм остался нетронутым и действует и в наши дни. На поле рядом с ним растут деревья, некоторые из которых сохранились здесь, по преданию, со времен Христа.

Архитектура и интерьер

Здание значимо не только как знак выдающегося мастерства древних зодчих и мозаичистов, но и как исторический памятник. Совсем недавно, в 2012 году, его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внешне храм Рождества Христова – это суровое здание, сложенное из сероватых грубых брусков природного камня. О конфессиональной принадлежности памятника свидетельствуют только скромная белая колокольня над армянским монастырем и небольшие кресты на крыше здания.

Длина здания составляет более 50 м, ширина – около 25. Ряды колонн разделяют храм Рождества Христова до алтарной части на 5 нефов. Сейчас внутреннее пространство церкви действительно напоминает гигантскую пещеру из-за отсутствия естественного освещения. Первоначально же солнечные лучи проникали в храм через десятки ныне заложенных окон. Полы, по которым ступают посетители, это реконструированные останки самой первой, еще константиновской церкви. На стенах частично сохранились более поздние мозаики XII века. Интерьер довольно пышный, вокруг алтаря и часовен много золота, но действительно старинных вещей не так много: основные детали внутреннего убранства поступили в храм Рождества Христова не ранее второй половины XIX века. Справа от входа в храм – баптистерий, купальня, в которой крестят младенцев.

Дом Хлеба

Современный Вифлеем — совсем небольшой город в Палестине с населением в 25 тысяч человек. Сегодня только каждый шестой житель города Рождества исповедует христианство — с середины XX века христиане массово покидают Палестину. Не прекращается эмиграция и сейчас.

Тем не менее, присутствие христиан в Вифлееме, можно надеяться, будет продолжаться еще очень долго: ведь по местному закону даже должность мэра города может занимать только христианин.

Само имя города символично. По-арабски оно произносится «Байт Лахм», что в переводе значит «Дом мяса». Исконное еврейское название — Бейт Лехем — переводится как «Дом хлеба».

Еврейское название — дохристианское, арабское — по случайному созвучию. Но оба оказываются пророческими: здесь родился Агнец Божий, закланный за грех мира, — Христос, Хлеб Жизни.

Какой он — Святой Вертеп?

В Вертеп Рождества из базилики ведут два лестничных проема, стены которых красиво украшены тканью, а входы – иконами, а также резьбой работы XII века. С южной стороны — спуск, а с северной – подъем. Внутрь не попадает солнечный свет, поэтому освещение происходит за счет лампад. Площадь маленькая и узкая. Здесь размещен небольшой престол для служб, а Святое место, где родился Спаситель, украшает серебряная с драгоценными камнями Вифлеемская звезда, освещаемая шестнадцатью лампадами. По центру звезды отверстие, дающее возможность прикоснуться к части скалы.

Пройдя престол, паломники попадают в Предел Яслей. Это маленькая ниша, куда Богородица положила новорожденного Иисуса. Теперь здесь Ясельная часовня.

Прилегает к Святому Вертепу подземная пещера, в которой Иосиф прятал Деву Марию с младенцем от царя Ирода. Здесь же покоятся останки святых мучеников – Вифлеемских младенцев, которые были убиты по царскому приказу, когда тот был занят поисками Христа.

Императрица Елена закладывает Христорождественский храм

Святая императрица Елена, жена императора византийской империи Константина Великого, была истовой христианкой и однажды решила совершить паломничество в Святую Землю.

Во время путешествия она приняла участие в основании Христорождественского храма. Об этом чудесном событии остались записи Евсения Кесарийского.

Фрагмент записей Евсения Кесарийского, посвященный основанию Базилики Рождества Христова:


Евсений Кесарийский
римский историк, отец церковной истории

При этом когда Елена выбирала место она скорее всего руководствовалась апокрифическим Протоевангелием Иакова, так как в простом Евангелие такое место не указано.

Первое упоминание о том, что Спаситель появился на свет в пещере в городе Вифлеем принадлежит Оригену и датируется 247 годом нашей эры.

Альтернативные источники утверждают, что пещера где родился Христос находится в окрестностях города, а то и на полпути к Иерусалиму. Обычно последнее место указывали местные жители тысячам паломникам.

Изображение императора Константина Первого Великого, повелителя Византии и покровителя христианства. По его воле начали строить храм Рождества Христова в Вифлееме

[править] История

Город был основан в 17−16 вв. до н. э.

Возле Вифлеема умерла при родах Вениамина Рахиль, одна из двух жён патриарха Иакова. Её гробница до сих пор здесь почитается.

Город принадлежал колену Иехуды.

Вифлеем упоминается в связи с историей молодого левита, ставшего священником, в рассказе о колодце Давида, неоднократно — в истории о Руфи и Боазе.

Вифлеем присоединил к роду Калеба Хур, первородный сын Калеба от его жены Эфраты или, что вернее, второй сын Хура Сальма. Но, по книге Руфь, здесь, помимо рода Калеба, жил ещё другой иудейский род, от которого вели происхождение, через Боаза, Ишай и Давид. Жители города издревле пользовались репутацией гостеприимных и добрых людей, что явствует не только из истории Руфи, но и из некоторых глав Книге Судей. Отсюда происходили судья Ибцан и множество выдающихся героев и воинов, игравших выдающуюся роль в истории древнего Израиля, например Давид и его братья и многие другие, например Эльханан бен Яир.

В сражении с филистимлянами, происходившем в так называемой Теребинтовой долине, деятельное участие принимали также жители Вифлеема. Здесь Давид совершил свой первый подвиг. Благодаря ему этот город пользовался и в позднейшее время такой любовью народа, что даже пророк Миха из него, а не из Иерусалима, ждал появления народного избавителя.

Здесь Самуил помазал Давида на царство.

Возле этого города во времена пророка Иеремии был посад Кимам (Химам), названный так, возможно, по имени сына Барзилая, друга Давида.

В эпоху Ровоама Вифлеем вместе с некоторыми другими городами был превращён в крепость, которая должна была защищать Иудейское царство с юга и юго-запада.

После Вавилонского пленения выходцы из Вифлеема вновь поселились здесь.

С возникновением христианства Вифлеем получил особое значение в христианском мире благодаря тому, что там родился Иисус Христос. Согласно Евангелиям, когда Ирод Великий приказал убить всех младенцев мужского пола, Святое семейство покинуло Вифлеем и скрылось в Египте.

От эпохи Второго Храма в городе до сих пор остаются остатки акведука, по которому вода поступала из Соломоновых прудов в Иерусалим.

Евреи жили в Вифлееме до подавления римлянами восстания Бар-Кохбы, разрушившими город в 135 году.

В Вифлееме во 2 веке после восстания Бар-Кохбы, на месте рождения Иисуса Христа, римляне поставили святилище Адонису, которое простояло до посещения Эрец-Исраэль Еленой, матерью первого императора-христианина Константина. На месте языческого святилища в 326 году Елена воздвигла над гротом, в котором, по преданию, родился Иисус, церковь Рождества.

В 529 году во время восстания самаритян во главе с Юлианом Цабаром против Византийской империи Храм Рождества Христова (церковь Рождества) был разрушен, но после подавления мятежа Юстинианом Великим, здание было восстановлено сохранилась до наших дней.

В 5 веке Иероним поселился в Вифлееме и основал здесь монастырь. Составляя перевод Библии на латинский язык — Вульгату — он пользовался помощью учёных-евреев, живших в окрестностях города.

В 614 году, во время Восстания против Ираклия, город был захвачен персами, которым евреи, вероятно местные. Эти евреи помогали захватывать и Иерусалим.

В 637 году Вифлеем был захвачен арабами.

Примерно в 1170 году еврейский путешественник Вениамин Тудельский нашёл здесь 12 евреев-красильщиков.

Ещё в начале 20 века здесь жили и евреи.

В 1918 году, во время Первой Мировой войны, город был занят британскими войсками.

В 1922 году Вифлеем стал частью Британской Палестины.

В 1947 году, с созданием государства Израиль, Вифлеем и Иерусалим стали особыми анклавами под юрисдикцией ООН («Большой Иерусалим»).

В 1948 году, в ходе Войны Израиля за независимость, Вифлеем (как и Восточный Иерусалим) были захвачены Иорданией. Здесь поселились арабские беженцы.

В 1967 году, во время Шестидневной войны город сдался израильским властям без сопротивления.

После подписания Норвежских соглашений между левыми властями Израиля и ООП Вифлеем с прилегающими населёнными пунктами (Бейт-Сахур, Бейт-Джала и другими) в 1995 году вошёл в состав Палестинской автономии.

Попадание города под власть Палестинской автономии тяжело отразилось на христианской общине, которая уменьшилась более чем вдвое.

Естественным следствием уступок левых стал арабский террор — с началом террористической войны Интифады, развязанной арабскими террористами против Израиля в конце сентября 2000 года, Вифлеем с пригородами превратился в рассадник террора. Из Бейт-Джалы неоднократно совершался обстрел южных районов Иерусалима — Малхи, Гило, Хар-Хома, а также шоссе Иерусалим—Гуш-‘Эцион. После ответных операций израильской армии в городе наступило относительное затишье.

Современный Вифлеем[править | править код]

Достопримечательности городаправить | править код

Современный Вифлеем

Дорога на Иерусалим

Основная достопримечательность города — более похожая на крепость, чем на храм, базилика Рождества Христова на Ясельной площади с гротом (яслями) Христа, кельей и могилой Святого Иеронима. Этот храм построен в г. при византийской императрице Елене над «Пещерой Рождества», где, по преданию, родился Иисус. В г. она была разрушена во время восстания самаритян против Византии. Сразу после подавления восстания император Юстиниан восстановил её и значительно расширил.

Не менее почитаема верующими разных конфессий гробница Рахили или Куббат Рахиль на выезде из города. Неизгладимое впечатление оставляют церковь Св. Катарины, францисканская церковь на месте дома Иосифа-плотника и греческий монастырь (VI в.) на месте, где царь Давид напился из источника во время битвы с филистимлянами. Неподалёку от Вифлеема находится искусственный холм, на котором царь Ирод Великий построил неприступную крепость Иродион, где он и был захоронен.

Вся история и современная жизнь города «вращается» вокруг святынь, а их в этом городе множество: Пещера Вифлеемских младенцев, пещера св. Иеронима, храм св. Екатерины, «Молочная пещера», Поле Пастушков, монастырь Илии Пророка. Неизгладимое впечатление оставляют церковь Св. Катарины, францисканская церковь на месте дома Иосифа-плотника и греческий монастырь (VI в.) на месте, где царь Давид напился из источника во время битвы с филистимлянами. Неподалёку от Вифлеема находится искусственный холм, на котором царь Ирод Великий построил дворец-крепость под названием Иродион. Это тот самый Ирод, о котором повествует библейское сказание об избиении младенцев (царь Ирод, узнав о рождении Мессии, приказал умертвить в Палестине всех младенцев мужского пола от двух лет и ниже).

Политикаправить | править код

Вифлеем расположен в секторе Западный берег реки Иордан, спорной территорией между Израилем и Палестинской автономией, добивающейся полной независимости, что часто создаёт неспокойную обстановку в городе.

Религияправить | править код

Католическое Рождество

В конце 1940-х гг во время образования Еврейского и Арабского государств, жителями Вифлеема были в основном арабы-христиане (85-90 %), однако, во второй половине XX века происходила массовая эмиграция христиан из Палестины и с Ближнего Востока вообще в Западную Европу и Америку. В году доля христиан среди жителей Вифлеема составляла по разным данным, 15-20 %.

Внутреннее убранство

Колонны и мозаики вдоль южной стены базилики

Мозаика на северной стене базилики

Напольная мозаика византийской эпохи в центральном нефе со словом греч. ΪΧΘΥΣ в центре.

Напольные мозаики

В мраморном полу храма в нескольких местах видны деревянные крышки люков, прикрывающие фрагменты древнейшего мозаичного пола, сохранившиеся от первоначальной базилики времён Константина и Елены. В одном из них, слева от ступенек, ведущих к алтарю, на цветной мозаике с типичным свастическим орнаментом и другими геометрическими фигурами в маленьком квадрате посередине видна греческая надпись: греч. ΪΧΘΥΣ. Это греческое слово, означающее в переводе «рыба», использовалось в раннехристианской символике как аббревиатура: «Иисус Христос Божий Сын Спаситель».

Настенные мозаики

Система мозаик боковых стен, созданная в 1160-х годах на средства византийского императора Мануила I Комнина и иерусалимского короля Амальрика, включала пять рядов, симметрично отражающих друг друга. В нижнем ряду изображалось родословие Христа: на южной стене согласно Евангелию от Матфея и на северной — согласно Луке. На южной стене над лентой орнамента располагались композиции семи Вселенских соборов с надписями о догматическом достоинстве каждого из них. На северной стене были изображены шесть Поместных соборов. Затем вновь шла лента орнаментов. Над ней в проёмах между окнами изображены ангелы, следующие в торжественной процессии лицом к алтарю и славословящие Рождество Христово.

Полностью сохранилось лишь изображение Второго Константинопольского V Вселенского собора. Каждый из Соборов представлен символически сонмом святых отцов-епископов и изображением церкви и городских башен с названием города над ними. В силуэт каждой церкви вписано соответствующее соборное постановление. Мозаики отделены одна от другой декоративным панно тех же размеров, что и мозаики.

Мозаики в северном и южном трансепте сохранились более фрагментарно. В северном трансепте можно увидеть «Уверение апостола Фомы» и «Вознесение Господне», в южном — «Вход Господень в Иерусалим». В алтаре сохранились лишь небольшие фрагменты мозаик — геометрический орнамент на северной стороне и две надписи (на латинском и греческом языках) — на южной.

Колонны

Одной из наиболее выразительных особенностей базилики являются её знаменитые колонны. Большинство из колонн в верхней своей части сохранили древние росписи. Галерея святых, представленная в храме, является одной из наиболее полных в истории византийской живописи того времени. Датированные надписи, сохранившиеся на двух колоннах (1130 и 1169 года) показывают, что они создавались в эпоху крестоносцев. Живопись по стилю чисто византийская, большинство имен написаны как по-гречески, так и по-латыни. Порядок изображений не обнаруживает какого-либо богословского замысла. Возможно, эти изображения были заказаны паломниками.

На 30 из 44 колонн представлены следующие христианские святые:

  • В южном нефе, правый ряд: апостол Иаков Старший, апостол Варфоломей, Богородица с Младенцем, святитель Власий Севастийский, святая праведная Анна с младенцем Марией, святитель Лев Великий, великомученица Марина Антиохийская, Пресвятая Богородица Одигитрия.
  • В южном нефе, левый ряд: преподобный Феодосий Великий, преподобный Савва Освященный, первомученик Стефан, святой Кнуд IV, святой Олаф, мученик Викентий Сарагосский, пророк Иоанн Предтеча, пророк Илия с двумя воронами, преподобный Онуфрий Великий, мученица Фоска, великомученица Марина Антиохийская (повторное изображение).
  • В северном нефе, правый ряд: преподобный Макарий Великий, преподобный Антоний Великий, преподобный Евфимий Великий, великомученик Георгий Победоносец, Святой Леонард, бессребренники Косма и Дамиан, святой Катальд, Богоматерь Млекопитательница, апостол Иоанн Богослов, распятие с предстоящими — тремя Мариями и Саломеей-мироносицами.

Монастырь Дейр Каранталь

Рекомендовать место

6

1

Монастырь Дейр Каранталь возведен в VI веке и располагается он на месте пещеры, где по преданию жил Иисус Христос. Монастырь находится на западной части Иерихона, на отвесной скале в 380 метрах над уровнем моря. Гора имеет несколько названий и одно из них в духе библейских традиций — «Гора искушений». Как повествуется в Библейском писании, именно в этой пещере находился Иисус в течение сорока дней после крещения, искушаемый Сатаной и отказывающийся от всякой еды и питья.

Дорога к монастырю очень тяжела и изнурительна для восхождения. Каждый год все больше туристов стремится побывать в этом диковинном месте, и сравнительно недавно было дано разрешение властями Палестины на строительство канатной дороги, которая ведет почти к подножию монастыря от раскопок старейшего Иерихона.

У подножия горы протекает река Иордан, с каскадами небольших водопадов, располагающихся на расстоянии друг от друга. Несмотря на тяжелый путь, который приходится преодолеть на пути к монастырю, те необычайные красоты, которые открываются перед паломниками, и атмосфера, которая царит в этом особенном месте, действительно стоят этих потраченных усилий. В дни великих праздников, стены монастыря принимают особенно много паломников, желающих помолиться именно в какой-то особенный религиозный день.

Координаты: 31.87405900,35.43614400

Под властью рыцарей-крестоносцев

Войны за Святую Землю сменяли
одна другую. В 619-629 годах Вифлеем оккупировали  персы. Они хотели разрушить Храм, но местные жители
показали им фреску с изображением персидских волхвов, явившихся поклониться Христу.
Персы смутились и оставили святыню в покое. В 630-х годах Вифлеем захватили арабы-мусульмане.
Они были воинственны, но недостаточно многочисленны, чтобы вытеснить коренное население.
Зато постепенно вынуждали местных крестьян принимать ислам. Учёный Джеймс Паркес
пишет: «древнейший элемент палестинских крестьян состоит в основном из бывших евреев
и бывших христиан».

Танкред в Первом крестовом походе (крайний справа)

Крестовые походы XI-XV веков
– вооруженное движение народов христианского Запада, имели главной целью освобождение
Иерусалима, Вифлеема, Назарета.

В июне 1099 года Вифлеем
взял двадцатисемилетний военачальник Танкред Таренский с отрядом в 100 всадников-крестоносцев.
Рыцари были католиками. Они первые учредили здесь Вифлеемскую епархию. В Храме Рождества
короновались Иерусалимские короли Балдуин I (1058-1118 г) и Балдуин II
(1075-1131 г).

Крестоносцы владели Вифлеемом
до 1187 года. Затем его заняла армия султана Салах-ад-дина, повелителя Египта и
завоевателя Сирии. Через 5 лет в Храм Рождества было разрешено вернуться двум католическим
священникам и диакону. Сам он был передан Сирийской православной церкви. Затем городом
владел племянник Салах-ад-дина – Аль-Камиль. В 1244 году Вифлеем вошёл в состав
Мамлюкского Египта.

Под властью ислама христиане Вифлеема терпели притеснения.

В 1263 году был уничтожен
один из монастырей, примыкавших к Храму Рождества. В 1266 году мамлюкский султан
Бейбарс I вывез в Египет мрамор и колонны из базилики.

Мы не знаем, кто вёл переговоры
с мусульманской властью, но с 1271 года Вифлеем опять стали посещать католические
паломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 года по настоящее
время католическая церковь владеет престолом в приделе Яслей пещеры Рождества. Греческая
церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной
стены.

История города[править | править код]

Древний периодправить | править код

В Храме Рождества Христова

Вифлеем — один из самых древних городов на Земле. Основан примерно в XVI—XVII веке до н. э. в земле Ханаанской. Сначала в городе проживали хананеи, после — иудеи. В Ветхом Завете Вифлеем упоминается также как Эфрата (Ефрата). Царь Давид был рождён именно в Вифлееме. Здесь же пророк Самуил помазал его на царствование Израилем.

В Вифлееме во II веке после второй римско-иудейской войны, на месте Рождества Иисуса Христа, римляне поставили святилище Адонису, которое простояло до посещения Палестины Еленой, матерью первого императора-христианина Константина. На месте языческого святилища в году был построен первый христианский храм.

Во время восстания самаритян Храм Рождества Христова был разрушен, но после его подавления Юстинианом Великим в году, здание было востановлено. В году город был захвачен персами, но Храм устоял. В году Вифлеем был захвачен мусульманской армией, однако, второй халиф ислама Умар ибн Хаттаб оставил Храм во владении христиан.

Крестовые походыправить | править код

Иерусалимское королевство и другие государства крестоносцев

Несколько веков Святая Земля находилась под влиянием мусульман, что вызывало недовольство в христианской Европе. В году по инициативе Папы Римского Урбана II был организован Первый крестовый поход. Главной его целью было освобождение Иерусалима, Вифлеема и Назарета. В году Иерусалим был взят крестоносцами, и три самых святых для христиан города вошли в Иерусалимское королевство, которое просуществовало до года, несмотря на то, что сам Иерусалим был взят Саладином ещё в конце года.

Хотя сам Саладин и его потомки весьма толерантно относились к христианам, и был даже открыт свободный доступ всем христианским паломникам в Святую Землю, крестоносцы неоднократно предпринимали попытки захватить Иерусалим.

Османская империяправить | править код

Вифлеем в году (Рисунок Василия Поленова)

С начала XVI века до началаXX века Иерусалим, Вифлеем и Святая Земля были частью Османской империи. За исключением нескольких периодов, доступ христиан-паломников в город был открыт, однако, много пилигримов погибало по пути в Святую Землю.

Лишь с по год Вифлеем был под контролем египетского хедива Мухаммеда Али.

Отказ Османской империи предоставить России руководство христианскими храмами в Святой Земле был поводом для начала Крымской войны.

С конца XIX века влияние Османской империи на жизнь в Вифлееме, как и вообще в мире, стало постепенно снижаться. Это было начало распада Империи, где начиналась борьба не только с покорёнными народами (которая велась постоянно), но и с революционными настроениями младотурков.

XX векправить | править код

После распада Османской империи, в году Вифлеем отошёл к Британской Палестине.

В году с образованием государства Израиль, Вифлеем и Иерусалим стали особыми анклавами под юрисдикцией ООН (Большой Иерусалим). После арабо-израильской войны в году территория Иерусалима и Вифлеема были захвачены Иорданией, под контролем которой Вифлеем находился до Шестидневной войны года. С 1967 года и еврейская и арабская часть города были полностью под контролем Израиля.

Лишь в году, согласно мирным договорённостям, Вифлеем перешёл под контроль Палестинской автономии, став центром одного из гувернората численностью около 130 тысяч человек.

В году в Вифлееме прошли празднования 2000-летия христианства, когда город посетили многие руководители государств и различных христианских конфессий, в том числе и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Внутреннее убранство

Колонны и мозаики вдоль южной стены базилики

Мозаика на северной стене базилики

Напольная мозаика византийской эпохи в центральном нефе со словом греч. ΪΧΘΥΣ в центре.

Напольные мозаики

В мраморном полу храма в нескольких местах видны деревянные крышки люков, прикрывающие фрагменты древнейшего мозаичного пола, сохранившиеся от первоначальной базилики времён Константина и Елены. В одном из них, слева от ступенек, ведущих к алтарю, на цветной мозаике с типичным свастическим орнаментом и другими геометрическими фигурами в маленьком квадрате посередине видна греческая надпись: греч. ΪΧΘΥΣ. Это греческое слово, означающее в переводе «рыба», использовалось в раннехристианской символике как аббревиатура: «Иисус Христос Божий Сын Спаситель».

Настенные мозаики

Система мозаик боковых стен, созданная в 1160-х годах на средства византийского императора Мануила I Комнина и иерусалимского короля Амальрика, включала пять рядов, симметрично отражающих друг друга. В нижнем ряду изображалось родословие Христа: на южной стене согласно Евангелию от Матфея и на северной — согласно Луке. На южной стене над лентой орнамента располагались композиции семи Вселенских соборов с надписями о догматическом достоинстве каждого из них. На северной стене были изображены шесть Поместных соборов. Затем вновь шла лента орнаментов. Над ней в проёмах между окнами изображены ангелы, следующие в торжественной процессии лицом к алтарю и славословящие Рождество Христово.

Полностью сохранилось лишь изображение Второго Константинопольского V Вселенского собора. Каждый из Соборов представлен символически сонмом святых отцов-епископов и изображением церкви и городских башен с названием города над ними. В силуэт каждой церкви вписано соответствующее соборное постановление. Мозаики отделены одна от другой декоративным панно тех же размеров, что и мозаики.

Мозаики в северном и южном трансепте сохранились более фрагментарно. В северном трансепте можно увидеть «Уверение апостола Фомы» и «Вознесение Господне», в южном — «Вход Господень в Иерусалим». В алтаре сохранились лишь небольшие фрагменты мозаик — геометрический орнамент на северной стороне и две надписи (на латинском и греческом языках) — на южной.

Колонны

Одной из наиболее выразительных особенностей базилики являются её знаменитые колонны. Большинство из колонн в верхней своей части сохранили древние росписи. Галерея святых, представленная в храме, является одной из наиболее полных в истории византийской живописи того времени. Датированные надписи, сохранившиеся на двух колоннах (1130 и 1169 года) показывают, что они создавались в эпоху крестоносцев. Живопись по стилю чисто византийская, большинство имен написаны как по-гречески, так и по-латыни. Порядок изображений не обнаруживает какого-либо богословского замысла. Возможно, эти изображения были заказаны паломниками.

На 30 из 44 колонн представлены следующие христианские святые:

  • В южном нефе, правый ряд: апостол Иаков Старший, апостол Варфоломей, Богородица с Младенцем, святитель Власий Севастийский, святая праведная Анна с младенцем Марией, святитель Лев Великий, великомученица Марина Антиохийская, Пресвятая Богородица Одигитрия.
  • В южном нефе, левый ряд: преподобный Феодосий Великий, преподобный Савва Освященный, первомученик Стефан, святой Кнуд IV, святой Олаф, мученик Викентий Сарагосский, пророк Иоанн Предтеча, пророк Илия с двумя воронами, преподобный Онуфрий Великий, мученица Фоска, великомученица Марина Антиохийская (повторное изображение).
  • В северном нефе, правый ряд: преподобный Макарий Великий, преподобный Антоний Великий, преподобный Евфимий Великий, великомученик Георгий Победоносец, Святой Леонард, бессребренники Косма и Дамиан, святой Катальд, Богоматерь Млекопитательница, апостол Иоанн Богослов, распятие с предстоящими — тремя Мариями и Саломеей-мироносицами.

Внутреннее убранство Храма

В центре храма расположена Пещера Рождества, в которую можно спуститься по широким ступеням.

В неглубокой нише – алтарь. На полу – серебряная звезда с надписью: «Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est» («Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа»).

Рядом с пещерой находятся ясли – место, куда Мария положила младенца после рождения; сейчас там лежит кукла. Ближе к южному входу находится Вифлеемская икона Божией матери, высокочтимая православными.

Экскурсия получилась очень насыщенная и интересная, и не только в связи с теми уникальными местами, где удалось побывать, но и во многом, благодаря Александру – нашему гиду. После возвращения в Иерусалим, он с нами попрощался, и мы покатили опять к Мертвому морю.

Но в связи с тем, что автобус, по разным причинам опаздывал (на границе надо быть в определенное время), некоторые люди успели только слегка окунуться в это море; после него надо же еще отмываться; я вообще не пошел, тем более, оказалось, что раздевалка у них не закрывается, как оставлять вещи непонятно.

Обратно границу прошли быстро, и, подождав немного автобус и людей, покатили назад. К отелю приехали, где-то, в час ночи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector