Святыни страстей христовых в москве

Сергей Григоров

Статья для газеты «Что будет с Москвой», №5 (05) 2014

В этом году исполнилось 700 лет со дня рождения Сергия Радонежского

Сегодня, во время братоубийственной войны на Украине, так важно помнить слова одного из самых почитаемых русских святых: «Любовью и единением спасемся». И время вспомнить, что совсем рядом с нами, в самом начале Ижорской улицы, в Бусиново, расположен храм Сергия Радонежского

Церквей, названных в честь «всея России чудотворца», в Москве не мало. Однако именно храм его имени в Бусиново является самым ярким примером того, сколько чудес и знаков может быть явлено на одном маленьком холмике, затерянном на окраине столицы. Например, здесь, согласно молве, темная икона «Благодатное небо» просветляется и обновляется сама, а икона Николая Чудотворца «плачет». Самой же главной святыней храма является шестисотлетняя Молченская Икона Божьей Матери, о которой говорят, что она исцеляет до сих пор.

Доподлинно неизвестно, когда впервые на этом месте появилась церковь. Деревянный храм в Бусиново, которое тогда было вотчиной Новодевичьего монастыря, упоминается только в XVI веке, первые сведения относятся к 1584 году. Предание же гласит, что место для церкви было выбрано самим Сергием Радонежским (1314–1392), когда шел он из Троицкой обители (Лавры) в Москву к митрополиту Алексею. Скорее всего, тогда и была заложена первая деревянная церковь, освященная позже в честь Георгия Победоносца. Во времена междуцарствия святое место было разрушено. Смутное время выкосило почти всю деревню, согласно переписи в ней значится один двор с одним же крестьянином.

Несмотря ни на что, к 1643 году храм восстанавливают, а в деревню начинают возвращаться жители. В 1763 году (по другим данным в 1770) Бусиново становится государственным, что приносит крестьянам некоторое облегчение от поборов и самоуправства. Деревня начинает процветать, а ее жители уже могут позволить себе «складываться» на новую церковь. В 1770-х-1780-х храм был отстроен заново. Французская оккупация 1812 года почти не затронула Бусиново, в стычках с врагом погибли два человека. К 1854 году деревянная церковь сильно обветшала, и было принято решение о строительстве каменного храма. Деньги дал богатый крестьянин Иван Бусурин, проект был заказан гражданскому инженеру Груздину. В 1858 году храм освящается именем Сергия Радонежского.

После революции бусиновский храм постигла общая судьба русского народа. К 1937 году, к моменту самого пика кровавых репрессий, устроенных коммунистической партией, так же как и соседний Знаменский храм в Ховрино, храм Сергия Радонежского был закрыт. Купол и колокольня были разобраны. В оставшемся «обрубке» были расположены разные хозяйственные службы. После Великой Отечественной войны, когда немецкая армия остановилась в 1,5 километрах от Бусиново, район стал превращаться в промзону, а в само бывшее здание храма была «вселена» фабрика по пошиву матрасов.

После реконструкции МКАД в 60-х годах, Бусиново, как и соседнее Ховрино, вошло в состав Москвы. Через двадцать лет здесь начинается строительство городского микрорайона, у которого, к слову, до сих пор нет своей станции метро, приходится «бегать» к соседям. С 1980 года здание храма стояло бесхозным и разрушалось. В 1988 году была предпринята попытка открыть храм, но от властей был получен отказ, видимо, в разгар Перестройки было еще недостаточно тепло для религиозной оттепели. Храм был передан православной церкви только в 1992 году, первая же литургия в нем была совершена 18 июля 1991 года в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.

С именем «Сергей» связана и очень символическая история, которую во время написания материала рассказал нашему корреспонденту и фотокорреспонденту местный житель, водитель такси Александр Александрович. Новое городское предание гласит, что в день первой службы во вновь открытом храме случились похороны, свадьба и крещение. И новопреставленного, которого отпевали в храме Сергия Радонежского, звали Сергей, и ребенка, принимавшего в тот день крещение, звали Сергей, и жениха на свадьбе тоже звали Сергей. Вот такой тройной символ в день обретения мощей Сергия Радонежского, основателя Троицкой Лавры.

Автобусные экскурсии

В рамках автобусных прогулок приглашаем проведать знаковые религиозные объекты столицы. Так, автобусная экскурсия доставит вас в монастыри:

  • Андроников — в Спасском соборе увидите фрески работы Андрея Рублева;
  • Покровский — сможете поклониться мощам матушки Матронушки;
  • Новоспасский — с усыпальницей рода Романовых;
  • Симонов — помолитесь у почитаемой православными иконы «Умягчения злых сердец»;
  • Зачатьевский, история которого начинается в далеком 1360 году;
  • Новодевичий, где расположен православный архитектурный комплекс;
  • Даниловский — один из первых в московской земле;
  • Донской, который был создан по приказу Бориса Годунова еще в XVI веке.

Мы предлагаем уникальную прогулку в семь храмов Москвы в рамках одного автобусного тура. Вы посетите сооружения:

  • св. Николая (в Котельниках),
  • Николы (в Подкопая),
  • Николы у Таганских ворот,
  • Рождества Пресвятой Богородицы,
  • Троицы (в Серебряниках),
  • Усекновении главы Иоанна Предтечи,
  • Успения (в Гончарах),
  • Петра и Павла.

Версия автора

Было бы нечестно оставить читателя без версии, разбираться самому с этой мешаниной странностей, но озвучивать ее мало, надо приводить тонну примеров и доказательств. Более того, неискушенный читатель вообще не поймет, о чем речь. Мало ли сейчас на храмах разных крестов?

Ну, да ладно….

В очередной раз тут мы видим не что иное как свидетельство явного несоответствия реального прошлого с предложенным официальной историей. Я не знаю, были ли эти кресты частями каких-то энергетических систем (такие версии часто выдвигаются). Но называть эти навершия христианскими крестами язык не поворачивается.

В чем же дело?

Есть многие подтверждения тому, что Московия вплоть до 19 века, да-да, до девятнадцатого, была частью Тартарии, а никакой не России или Руси. Со своей государственностью и религией, в которой, видимо, спокойно относились и к другим конфессиям (в том числе христианству), но оно не было основным.

Войной 1812 года завершился распад Тартарии, Московия была захвачена, столицей государства стал Санкт-Петербург. История была переписана.

Доказательством такого варианта событий служат многие статьи на сайте tart-aria.info. Повторюсь, данное исследование — лишь кусочек пазла, было бы смешно делать такие громкие заявления основываясь только на нем.

Эвтерпа, ты? Куда зашел я, а?
И что здесь подо мной: вода? трава?
отросток лиры вересковой,
изогнутый такой подковой,
что счастье чудится,
такой, что, может быть,
как перейти на иноходь с галопа
так быстро и дыхания не сбить,
не ведаешь ни ты, ни Каллиопа

Иосиф Бродский Новые стансы к Августе

P/S

Тех кто решит спекулировать на теме великих укров и поганых москалей замечу, что в времена о которых идет речь в данной статье существовало ЕДИНОЕ ГОСУДАРСТВО и это, не Киевская Русь, уж извините! Но и не Московия! На то тут и ролик Пыжикова.  В это государство входили как и ныне украинские земли так и Московия и карпаты и многие другие. И даже более того, слово «государство» подрузумевает наличие государя, какового не было, точнее форма управления и названия были иные! Так что, пожалуйста, скачите в другом месте. Эта статья помимо всего была написана чтобы показать единство народов и «наций» — понятие, кстати, повторюсь, возникшее лишь в 19 веке! И да, есть три ярких осколка ПРАязыка — русский, украинский и белорусский которые надо рассматривать вцелом. Ибо исковерканы были они все, но по-разному. И по общим осколкам, возможно еще удастся чтото востановить, только не толкаясь как на привозе выясняя кто за кем стоял и кто арий, а кто нет.

  • 48
  • 42

История

Крестовоздвиженского монастыря

История древней Крестовоздвиженской церкви овеяна множеством легенд.

Так или иначе, но церковь точно известна со времен Ивана Грозного. Тогда она была деревянной, и именно от нее вспыхнул страшный пожар года. За день до пожара к церкви пришел юродивый Василий Блаженный и «плакашеся неутешно» перед ней. Долго народ гадал, от какого горя плачет юродивый, а следующий день был в Москве такой пожар, в котором погибали каменные здания и плавилось железо. После пожара церковь отстроили в камне, и стояла она в этом монастыре.

В петровское время храм был перестроен из плинфы, как тогда называли кирпич, тогда же Воздвиженкой была названа Смоленская улица. Новую церковь возводили около 20 лет — работам помешал указ Петра о запрещении каменного строительства в Москве, когда все силы и средства должны были быть брошены в Петербург. Интересно, что храм возведенный, «иже под колоколы», был одним из самых последних в городе, построенных в традиции допетровского зодчества — в стиле московского барокко. Впрочем, другие исследователи называют стилем церкви южнорусское (в первую очередь украинское) деревянное зодчество. А в году арх. П.П.Буренин построил самостоятельную колокольню.

После упразднения монастыря году соборную Крестовоздвиженскую церковь обратили в приходскую, а на территории бывшего монастыря построили дома для семейств церковнослужителей кремлевского Успенского собора, заселенные в году.

В Крестовоздвиженском храме были похоронены многие русские государственные деятели — канцлер и руководитель внешней политики России М.И.Воронцов, принимавший участие в дворцовом перевороте, который привел к власти Елизавету Петровну, и много сделавший для Ломоносова; московский генерал-губернатор В.Я.Левашов, занимавший этот пост в годы правления Елизаветы, боярин Стрешнев.

В истории Москвы Крестовоздвиженская церковь была знаменита тем, что в ней 6 июня года венчался М.Е.Салтыков-Щедрин с дочерью вятского вице-губернатора Елизаветой Аполлоновной Болдиной.

Но память о Щедрине, весьма чтимого советской властью, не спасла и московский храм от сноса в году — в отличие от храма Большого Вознесения у Никитских ворот, спасенного именно памятью о Пушкине.

Священника Крестовоздвиженской церкви арестовали и сослали в концлагерь, где он погиб, а на месте снесенного храма устроили шахту Метростроя. До зимы года на проспект Калинина выходили только бывшие монастырские ворота, также снесенные при строительстве подземного перехода. Сейчас там простая асфальтовая площадка.

За горами

Последний из четырёх закарпатских комитатов — Мараморош (или Марамуреш), «за горами» даже относительно всего остального Закарпатья.

За Виноградовом Вулканический хребет поворачивает на юг, отделяясь от основного нагорья, и вот котловина за ним — это и есть Мараморош. Единственный вход туда — долина Тисы, по которой в 1918 году комитат разделили между Румынией и Закарпатьем.

Тиса, далеко-далеко на юге впадающая в Дунай, — главная река Трансильвании, и в Марамороше находятся её истоки. Это — самая настоящая Трансильвания, и даже первым хозяином комитата был рыцарь Драгош Водэ, основатель Молдавского княжества, и по известной здесь легенде — дальний предок князя Дракулы.

Столицами Марамороша исторически были Сигет-Марамуршеский (ныне в Румынии) и Хуст, стоящий как раз у входа в эту долину, и ставший центром её чехословацкой-советской-украинской части. Третий по величине город Закарпатья (35 тыс. жителей), крупный транспортный узел, город-базар с несколькими памятниками трансильванского Средневековья.

Вблизи Хуста в нескольких селах сохранились уникальные деревянные церкви, которые называют Мараморошской готикой, или деревянной готикой Потисья.

Самая, пожалуй, известная — Покровская церковь из Каноры.

Извините, я не нашел описания на русском, но о церкви есть много на украинских сайтах.

А вот еще одна:

Церковь в Александровке, Украина.

Их достаточно много.

Закарпатская обл., м.Свалява, поселок БыстрыйСело Гукливый (угор. Zugo) Воловецького района, Закарпатской областиСело Подобовець (угор. Padoc) Межгорского района, Закарпатской областиСело Изки (угор. Iszka) Межгорского района, Закарпатской области

Ну, это Карпаты да западная Украина — вы скажете: «Ладно. Воздействие европейской готической культуры!».

Так ли это?

Святые источники в Подмосковье

Немало чудесных источников, помогающих исцелиться, находится в городах Московской области. Их список довольно внушительный, но самыми посещаемыми и известными являются следующие места:

  1. Мураново. Здесь находится несколько источников. Среди них выделяется колодец в честь Казанской иконы Божией Матери. Ехать сюда нужно по Ярославскому шоссе, на 44-м км повернуть на указателе.
  2. Звенигород. Чтобы попасть к источнику, нужно 10 мин. потратить на пешую прогулку от Саввино-Сторожевской обители. Там оборудована купальня для паломников и небольшая часовня.
  3. Гремячий ключ в Сергиевом Посаде (Взгляднево). Оснащен купелью. Располагается на речке Вондига, около деревни Взгляднево.

Посещая святые источники и монастыри, прикладываясь к чудотворным иконам и святым мощам, прежде всего, нужно иметь крепкую веру и упование на милость и помощь Божию. В противном случае паломничество станет туристическим путешествием, не затрагивающим душу. Если человек окунается в ледяные воды святых источников без веры и молитвы, он может просто заболеть от холода.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Реконструкция храма

В 1992–1995 годах было получено благословение приснопамятного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на реконструкцию храма, в результате которой были модернизированы практически все его части, кроме той, что находится под куполом.

20 октября 1992 года архимандрит Иона (Карпухин) на заседании Священного Синода был избран епископом Астраханским и Енотаевским. При этом до дня своей кончины 4 мая 2020 года он остался почетным настоятелем храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве. Исполняющим обязанности настоятеля храма назначили протоиерея Анатолия Алефирова. 

В 1993 году в церкви появилась просторная трапезная, пришедшая на смену прежней небольшой, а также новая колокольня. Площадь сооружения выросла вдвое, изначальные пропорции кардинально изменились. Мастера произвели полноценную отделку интерьера, фасад и внутренние стены украсили мозаикой высокого качества. Была сооружена церковная ограда.

Реконструкция, проводившаяся с 1992 года, изменила первоначальный план архитекторов. Колокольня превратилась в световой барабан – для этой цели строителям пришлось пробить старинный свод собора, срезать балки, державшие колокола, а также застеклить проемы.

Крестовоздвиженская церковь построена в стиле, называемом «под звоном» (также применяются именования и́же под колоко́лы, то есть «который под колоколами», или подколокольный храм). Этот архитектурный тип получил широкое распространение в русском церковном зодчестве в конце XV – первой половине XVI века. Отличительный признак храма типа иже под колоколы: ярус звона в нем сооружается над самим помещением храма. В алтуфьевской Крестовоздвиженской церкви восьмигранный ярус звона располагается прямо над помещением храма. Основной объем круглой формы имеет диаметр 12 метров. К световому барабану храма пристроены три апсиды. Окна второго яруса создавались в стиле позднего московского барокко. 

В 1999 году, в престольный праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Алексий II совершил освящение Крестовоздвиженского храма после реконструкции, после чего отслужил Божественную литургию и молебен совместно с архиепископом Истринским Арсением и епископом Астраханским и Енотаевским Ионой.

После расширения храма и алтаря центральный престол был освящен в честь Воздвижения Креста Господня. Построенные боковые приделы освятили во имя святителя Макария Желтоводского (левый) и святителя Ионы, митрополита Московского (правый). В главном алтаре также имеется приставной престол во имя святого мученика Трифона. 

  • Надгробные плиты на могилах владельцев Алтуфьева М.Я. и А.Е. Лачиновых

В Крестовоздвиженском храме находятся местночтимые иконы: список Казанского образа Пресвятой Богородицы, иконы преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. 

Неподалеку от храма Воздвижения Креста Господня, около МКАД, находится источник преподобного Макария Желтоводского. В 1996 году над источником была возведена часовня, она освящена причтом Крестовоздвиженского храма во главе с настоятелем протоиереем Анатолием Алефировым. 

В 1998 году в причтовом доме был освящен крестильный храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 

О духовенстве

С 1980 года приход стал двухштатным, вторым священником здесь служил до 1990 года протоиерей Димитрий Смирнов (преставился в 2020 году). В последующие годы в храме служили такие клирики, как протоиерей Михаил Петров, протоиерей Константин Буфеев, протоиерей Алексий Ладыгин, священник Димитрий Оболонков, иеромонах Никодим (Чибисов; в настоящее время – митрополит Новосибирский и Бердский), игумен Павел (Полуков), иеромонах Тихон (Батурин), священник Савва Гаглоев, священник Александр Майстер, священник Сергий Малашкин.

В настоящее время храм является многоштатным. В нем служат протоиерей Николай Аникеев (с 1991 г.), протоиерей Александр Смедюк (с 1999 г.), в седмичные дни богослужения также совершает настоятель соседнего храма святого благоверного князя Александра Невского в Лианозове священник Димитрий Киосе. 

Диаконский чин: в 60-е годы здесь служил протодиакон Ермолай; в настоящее время служат протодиаконы Александр Киреев (с 1981 года), Андрей Тараканов (с 2000 года).

В 1986 г., когда настоятелем прихода был протоиерей Михаил Олейников, удалось добиться разрешения на расширение храма: была сооружена дополнительная каменная пристройка вместо деревянной. Но и этого оказалось недостаточно для того, чтобы храм мог вместить собирающихся на богослужения прихожан, особенно в большие праздники. 

В 1989 году удалось возвести двухэтажный дом причта, где был устроен крестильный храм.

1 марта 1991 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятелем Крестовоздвиженского храма в Алтуфьеве был назначен преподаватель Московской духовной семинарии, благочинный академического Покровского храма архимандрит Иона (Карпухин), в будущем митрополит Астраханский. Этот приход был для него родным, так как отец Иона жил неподалеку и с детства ходил в Крестовоздвиженский храм, прислуживал в алтаре. Архимандрит Иона вспоминал пророческие слова тогдашнего настоятеля отца Стефана Андрусенко, который говорил: «Юра (мирское имя отца Ионы), попомни меня, что через несколько лет на месте этого села будет большой город с большими домами». 

С первых дней своего настоятельства будущий архипастырь проявлял особое попечение о храме, стремился благоустроить церковное здание. В частности, он заменил старые купола на новые с позолоченными крестами. 

Православные храмы и монастыри Москвы

Современная столица России – это не самый старый город страны, но в нем сохранилось множество древних храмов. Сейчас Москва сияет куполами новых обителей, а старые после реставрации не отличаются от только что возведенных.

Храм Христа Спасителя

Молодой храм можно назвать сердцем города. Его возвели еще в XIX ст., но он был полностью разрушен большевиками. Восстановлением занялись только после перестройки. В настоящее время проводятся обзорные экскурсии по этому храму. Он находится на ул. Волхонка 15, ближайшая станция метро – «Кропоткинская».

Храм Христа Спасителя

Покровский монастырь

Обитель известная на весь мир. Здесь находятся мощи матушки Матронушки Московской. Чудесные исцеления в стенах монастыря для насельников стали привычными. Обитель находится на ул. Таганская, в районе кольцевой станции метро.

Покровский женский монастырь

Новодевичий монастырь

Больше всего в обители привлекает внимание Софьина башня. Именно здесь была заперта царевна Софья, когда было поднято восстание против ее брата – будущего императора Петра Великого

Существует суеверие, утверждающее, что загаданные желания в этой башне сбудутся. Разумеется, к православию это не имеет никакого отношения. Обитель находится на Новодевичьем проезде.

Чтобы внимательно осмотреть Новодевичье кладбище и монастырь, стоит записаться на экскурсию.

Совет автора

Новодевичий монастырь в Москве

Часовни на Введенском кладбище

Среди каменных надгробий и склепов на кладбище находится несколько часовен. Одна из них была установлена у места захоронения известного старца Зосимы. Кладбище находится по адресу: ул. Наличная, 1. Ближайшие станции метро – «Лефортово» и «Авиамоторная». Не стоит забывать, что посещения кладбища требует соблюдения определенных правил поведения.

Храм Сергия Радонежского

В храм стекается множество верующих, чтобы приложиться к чудотворному Кийскому Кресту. Предание гласит, что он является точной копией креста, на котором был распят Спаситель. Храм находится на Крапивенском переулке.

Ивановский монастырь

В храме находится чудотворная икона Иоанна Крестителя с обручем. По молитвам перед ней верующие получают исцеления от болезней и помощь в разрешении различных тяжелых ситуаций. Церковь стоит на Малом Ивановском переулке около станций метро «Китай-город» и «Лубянка».

Ивановский монастырь

Храм Сергия Радонежского

Часовни на Введенском кладбище

Свято-Троицкий мужской монастырь

На территории обители в стенах храма Воскресения Христова хранятся мощи вмч. целителя Пантелеимона и его икона. Великомученик Пантелеимон лечил людей во время своей земной жизни и после отшествия ко Господу помогает православным в болезнях. Обитель находится на Сокольнической пл., 6.

Свято-Троицкий мужской монастырь

Успенский собор Божией Матери

Адрес храма: ул. Манежная, 2-10 сооружение 2. Метро «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Арбатская».

Успенский собор Божией Матери

Высоко-Петровский мужской монастырь

Обитель была основана святителем Петром, который в XIV ст. был примирителем в борьбе князей за престол. Основанный им монастырь стал сердцем страны, именно там началось рождение православной Москвы.

Обитель несложно найти на карте и на местности. Она расположена по адресу: улица Петровка, дом 28/2, около станций метро «Трубная», «Чеховская», «Пушкинская», «Тверская».

Высоко-Петровский мужской монастырь

История создания[править | править код]

Храма Христа Спасителя — вид с Москва-реки.

Идея построения храмов-памятников восходит к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы — праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войсками Мамая. В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены храм Всех святых, собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), и собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) на Красной площади.

Храм Христа Спасителя был сооружен в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года.

25 декабря , когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели…»

Внутренний вид храма Христа Спасителя (1883 г.)

Первый проектправить | править код

12 октября , в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, ещё при Александре I был заложен на Воробьевых горах первый храм-памятник по проекту, представленному архитектором А. Л. Витбергом (28 лет, шведский лютеранин, масон, художник, принял православие под именем Александр Лаврентьевич); строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надежностью почвы.

Первый проект храма, утвержденный императором Александром I, не имел ничего общего с тем, который был в итоге реализован. Храм должен был быть в несколько раз больше, иметь колоннаду из 600 трофейных французских пушек и состоять фактически из трех храмов, нижний из которых должен был стать поминальным храмом, в котором непрерывно служили бы панихиды по погибшим участникам войны.

Второй реализованный проектправить | править код

Был проведен второй конкурс на проект храма, и Николай I определил архитектором Константина Тона. Новое место на Чертолье было избрано самим Николаем I-м; бывшие там постройки были куплены и снесены; бывший там Алекссевский монастырь был переведён в Красное село. Московская молва сохранила предание, что игумения Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго.

Строительство по проекту Тона началось 10 сентября и продолжалось почти 44 года на средства казны и частные пожертвования; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей Свод большого купола закончен в ; в были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Петрович Верещагин и другие ивестные художники Российской Академии Художеств.

7 июня 1883 года состоялось торжественное освящение храма, совершённое митрополитом Московским Иоанникием с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Москве незадолго до того.

Архитектурно-художественное достоинство Храма ставилось под сомнение многими деятелями русской культуры; в частности известен отрицательный отзыв И. Э. Грабаря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector