Церковь девяти мучеников кизических близ новинского вала

Святейший Патриарх Кирилл: Празднование нового года имеет и духовный смысл

Накануне наступления гражданского нового 2013 года, Святейший Патриарх Московский и вся Руси Кирилл, совершил молебное пение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, перед началом которого он обратился к собравшимся со словом, в котором обратил особое внимание на духовный смысл происходящего. «Новый год, – отметил Патриарх, – помогает людям отсчитывать время жизни

Дата нового года помогает вести хронологию. Это необходимо, и не просто из-за праздного любопытства, — необходимо для того, чтобы у людей было целостное восприятие истории, чтобы не смешивались события и чтобы человек был способен, по крайней мере раз в году, подумать о прошлом и о будущем»

«Новый год, – отметил Патриарх, – помогает людям отсчитывать время жизни. Дата нового года помогает вести хронологию. Это необходимо, и не просто из-за праздного любопытства, — необходимо для того, чтобы у людей было целостное восприятие истории, чтобы не смешивались события и чтобы человек был способен, по крайней мере раз в году, подумать о прошлом и о будущем».

Почитание

Православные верующие чтят память о святых мужах, собравшихся в 3 столетии в Кизике, чтобы обратить язычников в свою религию. Христиане молятся перед иконами с изображением девяти святейших мучеников. В честь святых ежегодно проходит праздничная церковная служба 12 мая. Христиане верят в заступничество святейших мужей и помощь в тяжелых жизненных ситуациях. Девять мужей кизических чтят за их подвиг во имя святейшей веры и Спасителя.

В России святых почитают уже несколько столетий. Во второй половине 17 века казанский митрополит Адриан распорядился поставить храм в честь 9 мучеников и искренне молиться об избавлении христиан от эпидемии лихорадки. Искренние молитвы верующих были услышаны Спасителем. Храм стал местом паломничества. Позже вблизи него был построен мужской монастырь.

Митрополит греческой Кизической епархии даже подарил этой обители частицы мощей мучеников. Правда, реликвия была утрачена в советские годы. Кизический монастырь находится в Казани и в наше время. Недавно московская церковь Кизических мучеников подарила святейшей обители икону и частицы мощей этих святых.

Прошения молитвы мученикам Кизическим

Память святых празднуется 12 мая. Служба им была составлена святителем Дмитрием Ростовским, он же написал молитву, словами которой Церковь уже несколько веков обращается к чудотворцам. В тексте нет слов «дайте мне хорошую работу» или «вразумите моего начальника»

Все внимание молящегося обращается к мученическому подвигу и награде за него от Христа. «Ищите прежде Царства Божиего, а остальное приложится вам» — этот завет Господа помнили святые и мучениями показали крепкую веру в истинного Бога

За это Господь приложил им «остальное» — вечную славу, неистощимое богатство и возможность помогать просящим.


Девять мучеников Кизических с иконой Рождества БМ с иконой Рождества Богородицы Слобода Холуй, конец XVIII в.

Обращаясь в нужде к мученикам Кизическим, молящийся вспоминает, как «собранные от разных стран (городов)» христиане пришли в языческий Кизик, чтобы проповедовать там Христа. Предлагаемых для поклонения идолов они отвергли, не испугавшись мучений.

Важно. Современный мир предлагает человеку множество идолов: вещи, зрелища, достаток соседа

Кто сумеет отвергнуть их — тот легко получает от Господа «остальное» — необходимые средства, здоровье, дом.

Святые мощи и их чудеса

В начале IV века, когда правителем стал святой Константин, настала золотая пора христианства. Все гонения прекратились, вера была официально разрешена. Христиане впервые за три с лишним века вздохнули спокойно и могли не скрывать свою веру, а открыто ее исповедовать, не боясь наказания.

В это же самое время из земли были извлечены тела девяти замученных христиан из города Кизик. Оказалось, что останки сохранились полностью нетленными, превратившись в мощи. В городе, где они погибли за свою веру, был построен храм в их честь, а мощи со всеми почестями были положены в самом центре этого храма.

И для укрепления веры всех христиан, приходивших поклониться святым мощам, Господь щедро одарил верующих чудесами, исходящими от мощей. Множество больных получили исцеления, злые духи изгонялись, слепые прозревали, люди, много лет страдавшие неизлечимыми болезнями, выздоравливали.

Исцеления получали все, независимо от своего статуса. Так, сохранилось предание о том, что один из высокопоставленных мужей города Кизик много лет страдал водянкой, которая практически не поддавалась никакому лечению. Но стоило ему посетить храм девяти мучеников Кизических и с искренней верою и слезными прошениями приложиться к святым мощам — многолетняя болезнь тут же отступила, и он ушел домой полностью исцеленный. И так происходило с каждым, кто действительно веровал в Господа и в то, что обращение к Его святым поможет.


Одноименная икона в храме Святых Девяти Мучеников Кизических. Москва, конец 17 века.

Такие явные чудотворения не могли остаться незамеченными. Множество язычников, видя неоспоримые доказательства истинности христианской веры и получив исцеления от собственных болезней, уверовали во Христа и перестали поклоняться идолам. Рушились языческие храмы и капища, а на их месте воздвигали храмы христианские. Народ Кизика стал очень набожным и благочестивым, в чем также помогли молитвы девяти мучеников за судьбу города, в котором они проповедовали.

Однако после окончания правления Константина снова наступили тяжелые времена для христиан. К власти пришел Юлиан Отступник, который не открыл для себя свет христовой веры. Оставшиеся в Кизике язычники тут же обратились к нему с жалобой на разорение своих языческих капищ и постройку новых христианских храмов. Юлиан приказал языческие храмы восстановить, однако не осмелился ввести гонения на христиан, поскольку их было уже большинство и мог подняться народный бунт.

Но, несмотря на все попытки ярых язычников возобновить идолопоклонство, христианство в Кизике уже нельзя было победить. Под покровительством девяти мучеников Кизических, их святыми молитвами, христианская вера все более и более распространялась теми краями, все больше людей открывало для себя Истинного Бога.


Икона «Девять Кизических мучеников»

Храм

В России церкви в честь 9 кизических мучеников стали строить еще несколько веков назад. Первый храм во имя святых появился в Казани в 17 веке. Увековечить память мучеников решил патриарх Адриан.

В Москве деревянный храм, прославляющий подвиг святых, появился в самом конце 17 столетия, недалеко от Новинского вала. Воздвигнул церковь святейший патриарх Адриан, исцелившийся от паралича благодаря молитвам к мученикам. Когда деревянная церковь сгорела, на ее месте была построена каменная. При советской власти в храме находилась тюрьма. В 1992 церковь в честь 9 кизических мучеников опять начала проводить службу.

В Москве есть еще один старинный храм памяти девяти святых. Это небольшая домовая церковь графа Орлова, воздвигнутая в 70-х годах 18 столетия ради спасения от эпидемии чумы.

Старинный придел во имя 9 кизических святейших мужей находится в церкви Вознесения Господня, что за Серпуховскими воротами. Величественный каменный храм построили еще в конце 17 столетия на средства царевича Алексея Петровича. Посвящение придела святейшим мученикам связано с почитанием их патриархом Адрианом. Этот человек первым ощутил на себе чудеса, исходящие от иконы с их изображением.

Еще один придел в честь девяти святых находится в новгородском Николо-Дворищенском соборе. Каменные храмы, прославляющие подвиг мучеников, строились в разных городах России (в Поволжье, Костроме, Тутаеве). Частицы мощей святых, возможно, возложены в их икону, которая находится в Успенском храме Астрахани. Существует версия, что святейшие останки имеются в Вышенском монастыре.

Житие 9 мучеников Кизических

Первое упоминание жития 9 мучеников Кизических содержится в сборнике Минологий византийского императора Василия II (10 век).

Жили святые мученики в 3 веке. Их имена: Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон. Они были родом из разных городов Малой Азии (современная Турция), разного возраста и социального положения. Этих мужей объединяла вера в Истинного Бога. В городе Кизик, на берегу пролива Дарданеллы, святые способствовали распространению христианства.

9 мучеников Кизических — православная икона

По приказу наместника города проповедников схватили. За отказ приносить жертвы языческим богам христиан подвергли пыткам. Их тела строгали, прижигали горящими свечами, избивали железными палками. Однако Кизические мученики непрестанно молились Богу, стойко перенося все пытки. Видя их непоколебимость, наместник приказал заключить святых в темницу. Через неделю мученики повторно отказались принимать участие в жертвоприношениях. Тогда их обезглавили.

Тела 9 мучеников были выкуплены единоверцами и преданы земле. Место их погребения постепенно стало привлекать к себе христиан, видевших многочисленные чудеса по молитвам святых. Впоследствии здесь была устроена церковь. В 5 веке город Кизик сильно пострадал от землетрясений. Эти стихийные бедствия на протяжении ещё нескольких столетий часто повторялись. В 11 веке местные жители стали покидать это место. Сегодня полуостров, где ранее находился город, необитаем. Частицы мощей 9 мучеников Кизических находятся в разных православных храмах по всему миру.

Девять святых мужей

В третьем веке в Малой Азии было не так много христиан. Общество в то время было в основном языческим. Те, кто все-таки принял истинную веру, был вынужден скрываться, молиться тайно в укрытиях. Очень многие, опасаясь гонений и мучений, уходили из больших городов в горы и леса.

Но были и те, кто считал важным нести свет Христовой веры заблудшим многобожникам, те, кто готов был ценой собственной жизни доказать свою любовь и преданность Богу.

Феогнид, Антипатр, Руф, Феодот, Артема, Магн, Феостих, Фавмасий и Филимон собрались на проповедь в городе Кизике. Все они происходили из разных поселений и сословий. Были среди них воины, священники, ремесленники, простые горожане. Словом, объединяли их лишь боголюбивые сердца и пламенная вера.

Будущие воины Христовы смело проповедовали Христа , обличая при этом идолопоклонников, рассказывая, что все эти так называемые боги – всего лишь бесы. Они призывали местных жителей к покаянию.

Когда воинов Христовых схватили, то приказали отречься от Иисуса и поклониться идолам, принести им жертву, а взамен обещали свободу и богатства. Но мужчины храбро отвечали беспощадным мучителям, что не откажутся от Всевышнего.

Тогда святых подвергли жестокой расправе, различным истязаниям, заключили в тюрьму, а спустя неделю и вовсе казнили, отрубив головы . Один горожанин, бывший тайным христианином, смог забрать тела убитых и похоронить их.

Через несколько лет после мученической кончины в Малой Азии начался расцвет христианской веры – к власти пришел равноапостольный царь Константин.

Христиане, которым теперь не приходилось прятаться, отыскали тела мучеников, оказавшиеся нетленными. Святые мощи положили в ковчеги, а вскоре в Кизике возвели храм во имя девяти мучеников . Сюда-то и перенесли раки со святыней.

Интересный фактОт мощей сразу начали проистекать многие чудеса. По преданию, в храм приводили расслабленных, парализованных и даже бесноватых. Их прикладывали к реликвии, и они получали исцеление. Вместе с тем началось и духовное преображение самого города. Люди, видя чудеса, отворачивались от прежде любимых и почитаемых божков, и находили успокоение в христианстве. Город перестал быть сплошным языческим капищем, но все же время не пожалело его.

Постепенно Кизик разрушался, а жители покидали его. Теперь на том месте остались лишь немногие развалины (это современная территория Турции).

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас со светлым праздником Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Дивное чудо боговоплощения, совершившееся более двух тысяч лет назад, и сегодня наполняет наши души несказанной радостью. Днесь Бог на землю прииде — и человек на небеса взыде (стихира на вечерне праздника). Творец и Промыслитель всяческих явился в мире, ибо по милости Своей не мог видеть от дьявола мучимых людей (последование святого Крещения); будучи любовию побежден, Безначальный и Невыразимый пришел взыскать заблудшее Свое создание (кондак на притчу о потерянной драхме прп. Романа Сладкопевца).

Сбылись удивительные пророчества великих провозвестников Слова Божия, и пред человечеством, тысячелетиями ожидавшим спасения и избавления, изнемогавшим под бременем греха, страдавшим от проклятия не только в земной жизни, но и по кончине, отверзлась дверь небесная. От присноцветущей Девы приял плоть Господь наш Иисус Христос (канон Рождества Пресвятой Богородицы) — и херувим, огненным мечом ограждающий вход в рай, отступает от древа жизни (стихира на вечерне праздника). Родился Божественный Младенец на спасение мира, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал. 4:4-5). 

Семейный святочный праздник 2020

Приход нашего храма — большая семья, в которой мы стараемся делить друг с другом огорчения и трудности, носить бремена друг друга, а также совместно радоваться общим радостям. Конечно, Рождество Христово в этом году не стало исключением: 12 января наши семьи собрались вместе на праздничном концерте для того, чтобы вместе отпраздновать Святочные дни и подарить друг другу частички своего семейного тепла. 

Веселые Дедушка Мороз и креативная Снегурочка вместе со Снеговиком и лесными обитателями погрузили гостей в атмосферу зимнего леса и новогоднего настроения, святочный рассказ, прочитанный Екатериной Краснобаевой, необычная презентация о неизвестных исторических фактах о нашем любимом храме, колядки, танцы и стихи гостей праздника и самый настоящий снег — все это сделало атмосферу дня необыкновенной по-настоящему чудесной и радостной. Спасибо всем, кто причастен к этому событию! 

О том, как это получилось, можно посмотреть небольшое видео-роликот Алены Ковалевой

Также можно посмотреть ее фото с праздника. 

Как правильно молиться девяти мученикам Кизическим

Поскольку святые мученики помогают верующим христианам практически в любой беде, многие задумываются, а как же правильно им молиться.

Важно. Правильная молитва — это не набор механических действий по вычитыванию текста, а живое общение с Богом. Говорить о действенности молитвы можно тогда, когда она идет из самой глубины человеческого сердца

Для того чтобы достичь такого состояния, человеку нужно себя правильно подготовить. Именно для этого в православии существуют посты, церковные богослужения и таинства

Говорить о действенности молитвы можно тогда, когда она идет из самой глубины человеческого сердца. Для того чтобы достичь такого состояния, человеку нужно себя правильно подготовить. Именно для этого в православии существуют посты, церковные богослужения и таинства.

К сожалению, многие новоначальные христиане воспринимают православие как некий свод запретов и строгих правил. Это делать нельзя, этого не ешь, туда не ходи. И вместо радости от единения с Богом получают сплошную тоску и уныние.

Давайте представим себя на месте рассматриваемых нами девяти подвижников. Смогли бы они понести такие мучения и выстоять в вере, если бы только лишь следовали внешнему правилу, не имея внутренней духовной наполненности? Очевидно, что нет. Именно живая, тесная связь с Богом позволила им (как и многим другим подвижникам) противостоять тому злу, которое восстало на них.

Икона «Девять Кизических мучеников»Важно. Говоря о правильной молитве, нужно понимать, что она невозможна тогда, когда сердце человеческое не очищено от грехов и страстей

Невозможно вести духовную жизнь и при этом не посещать богослужений, не исповедоваться, не причащаться. Все таинства и вся деятельность церкви — это помощь каждому человеку стать лучше и познать Бога.

Поскольку Кизические мученики не самые распространенные у нас святые, далеко не в каждом храме можно найти их икону. Расстраиваться не стоит — придя в храм, можно поставить свечу на центральном подсвечнике. Именно там возносятся молитвы всем православным святым.

Молиться Божьим угодникам можно и самостоятельно дома. Для этого хорошо зажечь лампаду, свечи, настроиться на тихое молитвенное состояние. Если текст молитвы на церковнословянском языке кажется слишком сложным и непонятным, можно найти русский перевод или же вообще обратится к святым своими словами.

Девять мучеников Кизических, молите Бога о нас!

Посмотрите видео о девяти Кизических мучениках

Почему святым молятся о помощи в работе?

Девяти мученикам принято молиться о достойной работе, но в их житии нет ничего, связанного с какой-либо деятельностью. Мы знаем, что кто-то из мучеников был крестьянином, кто-то  военным, кто-то клириком, то есть они занимались разными вещами. И это дает нам повод задуматься: о чем мы просим и о чем на самом деле стоит просить?

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:33).

Но, тем не менее, сложилась традиция просить святых именно о помощи в работе, а многочисленные рассказы верующих свидетельствуют, что Кизические мученики исполняют просимое. Они помогли множеству людей найти работу – и тем самым обрести свое место в жизни, сохранить семьи, воспитать детей, поддержать родителей, помочь другим — нуждающимся и больным, престарелым и инвалидам.

Интересный факт Московский храм во имя Девяти мучеников заложен в XVII веке патриархом Адрианом по обету, после того, как святые остановили эпидемию по его молению.

14 февраля 2004 года в церковь возвратилась икона Девяти мучеников Кизических, изъятая во времена богоборчества.

У церкви есть свой сайт, там вы найдете множество рассказов, оставленных теми, кому святые действительно помогли – спастись от беды, излечиться от недуга, найти хорошую работу не во вред душе. Историй таких множество — читая их, понимаешь: всем этим прихожанам пришлось потрудиться, приложить усилия: читать акафисты и молитвы, стоять на молебнах, может быть, издалека ехать в этот храм — ведь образ девяти мучеников есть лишь к немногих церквях. И в каждой такой истории звучит благодарность – девяти мученикам и Господу.

Важно не забывать: молитвами мучеников получив помощь, обретя то, что просим, мы должны взглянуть на то, как жили до этого, и сделать все, чтобы помощь молитвенников о нас оказалась не напрасной

Святая великомученица Варвара

Святая великомученица Варвара была дочерью знатного язычника Диоскора, жила с отцом в городе Илиополе Финикийском, в царствование Максимиана Галерия (305-311). Она рано лишилась матери

Овдовев, Диоскор сосредоточил все свое внимание на воспитании единственной дочери. Варвара радовала его способностями и красотой

Он поселил дочь в башне, скрывая ее от посторонних глаз. К ней имели доступ только языческие учителя и служанки. В уединении Варвара наблюдала жизнь природы, красота которой вносила в ее душу неизъяснимое утешение. Она стала задумываться над тем. Кто создал всю эту красоту? Бездушные идолы, сделанные человеческими руками, которым поклонялся ее отец, не могли быть источником жизни. Руководимая Духом Святым, Варвара пришла к мысли о Едином, Животворящем Боге, Создателе вселенной.

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла

Благословен Бог и Отец
Господа нашего Иисуса Христа,
по великой Своей милости возродивший нас
воскресением Иисуса Христа из мертвых.
(1 Пет. 1:3)

Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В этот дивный и высокоторжественный день, наполненный особой радостью о восставшем из гроба Господе Иисусе, сердечно поздравляю всех вас с великим и мироспасительным праздником Пасхи и обращаю к вам древнее жизнеутверждающее приветствие:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Ныне полнота Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви величает пеньми и песньми духовными воскресение из мертвых Сына Божия и Сына Человеческого Господа нашего Иисуса Христа, разрушившего власть смерти и отверзшего нам вход в Свое Нетленное Царство. Поистине сегодня все наполнилось светом: и небо, и земля, и преисподняя; все творение празднует восстание Христа, в Котором оно утверждается (Канон Святой Пасхи).

Подобно евангельским женам-мироносицам и иным ученикам Спасителя, которые стали первыми свидетелями воскресения, мы призваны возвещать сию великую радость людям — тем, кто нам близок и дорог, тем, кто нас окружает, тем, кого мы знаем. Мы говорим им: Христос воскрес! И как тогда, многие столетия назад, одни из них, веруя, тотчас отвечают: воистину воскрес! Другие, как апостол Фома, сомневаются и говорят: пока не увижу Его сам, пока не прикоснусь к Нему, не поверю (Ин. 20:25). Иные же и вовсе отвергают эту весть.

Текст молитвы

Верующие молятся к девяти святейшим мученикам, которые проповедовали в Кизике. Святые мужи отдали свою жизнь во имя Спасителя и за христианскую веру. За Христа пролилась кровь невинных. За этот подвиг Церковь прославляет девятерых святейших мучеников. Святые приобрели бессмертие и наслаждаются добротой Всевышнего.

Христиане молятся, чтобы мученики донесли их просьбы Спасителю. Святых мужей просят об исцелении от душевных и физических недугов. Верующие искренне верят, что мученикам достался от Бога дар врачевания. Христиане почитают святых за помощь в спасении от тяжелых болезней.

Молитва 9 кизическим мученикам

О всехвальнии святии мученицы, доблественнии раби Христовы, Феогниде, Руфе, Антипатре, Феостихе, Артемо, Магне, Фавмасие, Феодоте и Филимоне, иже Христа ради от различных стран собрастеся и Того совершенна Бога и Человека дерзновенно в Кизице проповедасте;

принуждаеми бывше кумиром поклонитися, идолы попрасте и князя посрамисте, различных томлений и огненных прещений не убоястеся, и по различнем страдании острием меча посечени бысте, и пролиясте за Христа кровь свою, яко воду, и тою, яко багряницею,

Церковь Христову, яко невесту, украсисте; темже и ныне, увенчаннии неувядаемым венцем безсмертныя славы, присно в неизглаголанней радости с лики ангельскими в небесных селениих водворяетеся, Божественным светом облистаеми и зрением Его доброты неизреченныя наслаждающеся.

Сего ради и мы, смиреннии, к вам притекаем и, умильно на святый ваш образ взирающе, молим: вы молите за ны Христа Бога, яко дерзновение к Нему имущии, да вашими святыми молитвами всякаго недуга душевнаго и телеснаго избавимся.

Вам бо от Бога дадеся врачебный дар от всяких скорбей с верою к вам припадающия целити, якоже и онаго славнаго мужа от трясавичныя болезни уврачевасте, да и мы, вернии, тожде получивше, почитаем вас, святии мученицы, толика дарования имущих от Христа Бога, Емуже и слава купно со Отцем и Духом Святым всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь девяти мученикам Кизическим
(глас 8)

Святии девяточисленнии мученицы,/ от различных градов во един лик совокупившеся манием Божественным,/ мужественно за Христа пострадасте, невидимаго врага победисте,/ зловерныя князи и мучители посрамисте вашим терпением,/ огнем же любве Божия разжизаеми,/ вещественно вас огнь мучащий в хлад преложисте,/ темже дадеся вам от Христа Бога благодать трясавичную исцеляти болезнь,/ от неяже и многовидных страстей// милостивно спасайте и нас предстательством вашим, молимся.

Кондак девяти мученикам Кизическим
(глас 2)

Твердый и всесветлый лик мученик девяти,/ Трисолнечнаго Божества исповедницы,/ на судищи Тому начально взываху:/ кровь и души наша с телесы,/ яко непорочную жертву, приносим Тебе, Владыко,/ в лицех Небесных Твоих сопричти,// яко Бог Милостивый.

Святочный семейный праздник

21 января при нашем храме состоялся большой Рождественско-святочный праздник для детей, в котором приняли участие маленькие и большие прихожане, Воскресная школа и Девятинский клуб. Впервые удалось собраться всем от мала до велика, чтобы порадоваться праздничным дням и поделиться этой радостью друг с другом.

Идеей праздника стало то, что дети дарят друг другу творческие подарки, коих оказалось предостаточно: пианино, труба, флейта, скрипка — все было встречено с большой живостью. Дети очень живо и с любопытством откликались на музыку, с удовольствием подпевали. Малыши под руководством Анны Бекетовой организовали оркестр и замечательно исполнили Па-де-де из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского и французскую рождественскую песенку вместе с солисткой Ольгой Ворон.

Широкая масленица 2020

Так сложилось, что традиция праздновать на приходе Масленицу широко и с уличиными гуляниями-развлечениями у нас как-то не приживалась. То дождь мешал, то гололедица и праздник превращался в теплые, но «домашние» гуляния воскресной школы для приходских детишек. В этом году Господь благословил нас хорошей погодой и дети и преподаватели Воскресной школы, участники Девятинского клуба, приходская молодежь, а также все-все-все желающие гуляли по-настоящему широко и весело.

В клубах ароматного дыма от настоящего самовара на дровах приходские красавицы пекли блины и угощали ими всех гостей праздника, предварительно смазав вкусными вареньями или сгущенкой. Дети да и, что уж там, многие взрослые с удовольствием участвовали в конкурсах и играх, встречали Масленицу, пели частушки, танцевали под прекрасное пение храмовых хористок. Этот праздник рождал чувства, пожалуй, очень похожие на те, что представляются, когда читаешь главу про масленичные гуляния из «Лета Господня».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector