Феноменология в контексте философского учения эдмунда гуссерля

Философская концепция Гуссерля

Данная концепция немецкого философа была сформирована посредством влияния главных философов и мыслителей XIX столетия. Особенная роль была отведена взглядам Бернарда Больцано и Франца Брентано. Первый, то есть Больцано критиковал психологизм и считал, что истины существуют независимо от того, являются они выраженными либо нет. Это дало возможность Гуссерлю освободить познавательный процесс от давления психологизма.

В свою очередь, Брентано придерживался мнения, что интенциональность «есть то, что дает возможность психологические феномены делить на типы». Из данной концепции Гуссерлем была перенята идея интенциональности, которую в феноменологии принято считать направленностью сознания на предмет. 

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Свои оригинальные мысли и взгляды Гуссерлем были представлены в произведениях: 

  • «Логические исследования» 1901 год.
  •  «Философия как строгая наука» 1911 год. 
  • «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» 1913 год. «Трансцендентальная логика и формальная логика» 1921 год. 
  • «Картезианские размышления» 1931 год. 
  • «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» 1954 год. 

Особенностью философии Гуссерля стоит назвать то, что она состоит из качественно нового метода, сущность которого заключалась в короткой фразе: «Назад к вещам!». 

Для того, чтобы осознать, что из себя представляют вещи, так, как о них думал Гуссерль, стоит обратиться к характеристике «феноменов», явлений, «которые предстают сознанию после осуществления эпохи, то есть после заключения в скобки нагих философских воззрений и убеждений, которые имеют связь с нашей естественной установкой, самым прямым образом навязывающей нам веру в существование мира вещей».

Замечание

Если обратиться к феноменологическому методу, по мнению Гуссерль, будет достаточно реально постичь сущность вещи, но не факт. Феноменолог не будет заинтересован в какой-либо нравственной норме, он будет заинтересован вопросом, почему она является нормой. Предметом феноменологии стоит считать область чистых истин, общих смыслов. 

Гуссерль обозначал феноменологии в качестве «первой философии», то есть науки о чистых принципах сознания, универсального учения о методах. Познание полагается как поток сознания, являющийся внутреннеорганизованным и целостным, однако, не находящимся в зависимости от определенных психических актов и от субъекта познания. 

Феноменологический метод ориентирован, по мнению Гуссерля, на то, чтобы трансформировать философию в строгую науку, теорию научного познания, которая сможет гарантировать доскональное и точное представление о «жизненном мире». В связи с тем, что старое философское учение не было в состоянии обеспечить глубинный уровень знания, на основе которого человек сумел бы благополучно развиваться, то новая философия и новый метод дают возможность достигнуть этих глубинных знаний. 

Недостаток старой философии является причиной, с точки зрения Гуссерля, кризиса в науке стран Европы, свидетельством чего может стать его работа «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология». 
 

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Что понял Кант, но не поняли его критики

Кант придумал теорию продуктивного воображения априори. Что это за теория? Она говорит об особенностях человеческого тела. Наше тело устроено так, что ведет себя как художник, который смотрит на свою картину со стороны. Чтобы смотреть со стороны, нужно создать себя. Создать себя, но как? Каждый человек может создать априори, то есть до встречи с животным, фигуру животного. Сначала создаваемый нами параллельный мир существует только в нас как способность к галлюцинированию. Затем мы вступаем в коммуникацию с учрежденными образами вне нас. Мы начинаем, как говорит Кант, воображать. Для чего нам это воображение? Для того чтобы создать себя. Но как можно создать себя, если нас нет? Кант говорит, что, когда мы воздействуем на себя, мы есть. Воображать — значит воздействовать на себя. Мы воздействуем на себя даже тогда, когда просто, как животное, воспринимаем предмет.

Этот кантовский ход мысли был никак не понят и не принят общественностью. Почему его не принимали? Потому что считалось, что человек разумен, а разум объективен. А Кант говорит, что человек разумен, но только разум у него субъективен. Почему? Потому что есть три ствола познания. Два из них — это чувственность и рассудок, но оба они коренятся в третьем — в воображении. Но воображение — это ведь некая сомнительная субъективная способность. Где же здесь разум? Разве может такой разум быть основой наших действий, если сам он основан на зыбкой и субъективной почве воображения?

Может быть интересно

Кант попытался исправить свою теорию. Для чего? Для того чтобы никто не мог сказать ему, что он, Кант, ведет в дебри субъективности. И Кант во втором издании «Критики чистого разума» заменил продуктивную способность воображения априори на . Но указание на единство сознания ничего не давало Канту для разъяснения того, откуда берется знание.

Кант — это всё-таки не Гуссерль. Позднее в «Критике практического разума» и в «Критике способности суждения» он вернулся к своей мысли о воображении, без понимания которой сегодня ничего нельзя сказать ни о сознании человека, ни о человеке.

Но Кант спрятал мысль о продуктивном воображении априори в своей теории способности желания.

За что осуждали? За то, что Кант пытается из ничего сделать что-то. Какую же он предложил дефиницию? Способность желания Кант понимает «как способность быть посредством своих представлений причиной действительности предметов этих представлений…». Что из этой дефиниции следует? Что посредством своих грез я делаю действительными объекты этих грез. Вернее, делание объектов грез действительностью делает нас теми, кто мы есть. Оно создает нас, людей. Создает нас благодаря чему? Благодаря пустым желаниям и энергии неудержимых стремлений заполнить эту пустоту. Если бы не было пустых желаний, то не было бы у человека и разума, каузальность которого проявляется в искусстве и морали. Пустые желания обманом переводят нас из мира природы в мир сверхчувственных объектов, в мир свободы.

Природная жизнь в разуме не нуждается. Ей достаточно рассудка.

Только эта параллельная реальность относится к миру свободы, только она является человеческой. Для чего человеку практические идеи? Вот ответ Канта:

Биография

Семейство чешского еврея Адольфа Абрахама Гуссерля не бедствовало. Торговля дамскими шляпками приносила стабильный доход, что позволило отцу философа в 1855 году организовать мануфактуру. Эдмунд был вторым из четырех детей в этой благочестивой семье, говорившей на идиш. Отец не жалел денег на образование сына. Эдмунд окончил реальное училище в Вене, затем поступил в государственную гимназию в городе Ольмюце. В 1876 году он начал учебу в одном из лучших университетов Германии – Лейпцигском. Обширна сфера его интересов, но по-настоящему он полюбил математику, которую продолжил изучать в Берлинском и Венском университетах. В Вене в 1882 году Эдмунд защитил диссертацию на тему «К теории вариационного исчисления», после чего с чистой математикой было покончено.

Учителем Гуссерля по философии станет Франс Брентано, который откроет для него смысл интенциональности и подвигнет к созданию собственного учения. В своей первой публикации «Философия арифметики» Гуссерль еще занимается проблемами математики, но в «Логических исследованиях» он уже подступает к своей главной теме – феноменологии. В 1886 году умирает отец философа, и теперь можно стать настоящим немцем. Гуссерль принимает протестантизм, затем женится и устраивается преподавателем в Галльском университете (Саксония-Анхальт).

«Логические исследования» Э. Гуссерля

Одним из ключевых произведений Э. Гуссерля являются «Логические исследования». В его текстах мыслитель определяет объект, цели и метод философии, где объектом является научное знание и познание, целью – построение науки о науке, иначе говоря, наукоучение. Главная проблема теории познания заключается в проблеме объективности познания.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Э. Гуссерль видел своей целью найти последние самоочевидные, собственно логические принципы. Суть этого он видел в очищении сознания от эмпирического содержания, которое возможно только посредством редукции или сведения высшего к низшему, простейшему. В контексте этого философия освобождается от всех догматических принципов, которые появляются на почве обычной «естественной установки» сознания в собственном отношении к миру. С данной стороны философия получает шанс стать борцом за необходимо человеческое самосознание. Это в результате становится основанием всего логического здания его системы.

Э. Гуссерль призывает к свершению эпохи, иными словами выступал за воздержание от какого-либо утверждения. Как исход редукция оставляет последнее неразложимое единство сознания – интенциональность, что означает фокус сознания на предмете.

Замечание 2

Важно отметить, что, начиная с эпохи античных философов, именно таким образом понимали отношение сознания к объекту. Определение 3

Определение 3

Интенциональность, по мнению Э. Гуссерля – это направленность сознания на предмет как обобщённо-чистую структуру сознания, которая полностью свободна от индивидуально-психологических, общественный и других факторов.

Таким специфическим способом он пытался решить гносеологический вопрос о связи субъекта и объекта. Феноменология в этом отношении должна служить связующим элементом между ними. Но при этом одновременно представлять и духовный мир, и трансцендентный мир сущего. Философ считал, что именно в этом заключается метод постижения сущности событий. Однако собственно сущность по Э. Гуссерлю представлена ка значения. При этом они не могут обладать каким-либо самодостаточным статусом существования.

В достаточно зрелом возрасте мыслитель стал много внимания уделять идеям жизненного мира. Это стало основой для его философии жизни и познанию в этой области. Он активно выступал против полного повиновения сциентизму и натуралистически-позитивистского мировоззрения в целом. Стоит отметить, что именно идеи Э. Гуссерля стали основой для формирования экзистенциализма и герменевтики.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Значение[править | править код]

Трудно даже предположить, в каких областях современной философии, и шире методологии гуманитарных наук не нашла отклика и продолжения хотя бы одна из гуссерлевых мыслей и интуиций. А между тем ещё не издано многое из его, особенно позднего, наследия. Поэтому не случайно уместной здесь будет цитата, в которой Гуссерль вспоминает о своем учителе Брентано — как пророческая самооценка и как предвидение дальнейшего хода феноменологического движения:

Здесь невозможно решить, как долго его методы и теории сохранят свое место. Конечно, его темы получили успех у других в форме, отличной от его собственной. Но они вновь доказали свою исконную продуктивную силу и жизнеспособность. Конечно, это происходило не к его удовлетворению, так как сам он … был уверен в своей философии. Его внутренняя уверенность в том, что он находится на верном пути и является основателем единственной научной философии, была непоколебимой. Придать завершенную форму этой философии в рамках систематической фундаментальной доктрины, которую он считал надежной — именно это он ощущал как свое внутреннее призвание и призвание свыше. Я назвал бы его абсолютно лишенное сомнений убеждение в своей миссии основным фактом его жизни. Без этого невозможно понять его личность и, следовательно, невозможно вынести справедливое суждение о самом человеке.

Последние годы жизни Гуссерля

Дальнейшая судьба философа складывалась следующим образом. Приход к власти нацистов способствовал тому, что Гуссерль как еврей был освобождён от преподавательской деятельности. Ему было запрещено заниматься философской деятельностью и участвовать в различных конгрессах. Но несмотря ни на что немецкий философ Эдмунд Гуссерль, биография которого свидетельствует о большом трудолюбии, не уехал из Фрайбурга. Оставшись один, так как дети уехали из города, он умер от плеврита.

Его ученикам и овдовевшей супруге оказал помощь Герман Лео Ван Бред, благодаря его стараниям вдова осталась на свободе и уехала из города, а труды учёного были спасены от конфискации и возможного уничтожения.

Феномен и феноменология в учениях Гуссерля

Рис. – Э. Гуссерль – (1859–1938)

Эдмунд Гуссерль был немецким философов, а также основателем течения феноменология. Феноменологию принято считать одним из передовых течений в философском учении прошлого столетия. Буквально феноменология есть учение о феноменах, а Эдмунд Гуссерль, о котором мы говорим в данной статье, находился у самих истоков феноменологии. 

Определение

Феноменом называют явление, постигаемое в чувственном опыте.

Гуссерль считал, что феноменом можно назвать любой появляющийся в сознании смысл того или иного предмета. Для выявления чистого сознания, нужно отчистить его от таких «примесей» как натурализм, психологизм, платонизм. Гуссерль видел своей задачей сформировать универсальную науку (универсальную философию и универсальную онтологию), которая могла бы относится к «всеобъемлющему единству сущего», будучи строго обоснованной. Таковой должна была стать феноменология. 

Феноменология Э. Гуссерля

Определение 1

Феноменология – это наука о феноменах, которая понимает их как появляющиеся в сознании смыслы предметов и событий.

Э. Гуссерль предложил собственное определение.

Определение 2

Феноменология, по мнению Э. Гуссерля – это строго научная философия о феноменах человеческого сознания как о чистых сущностях, образующих мир идеального бытия, о самоочевидных логических принципах, которые предоставляют возможность очистить сознание от эмпирического содержания, во всей его частной конкретике посредством многоступенчатого метода феноменологической редукции.

В итоге из исследования вычёркивается весь окружающий мир, все существующие взгляды, научные теории и в принципе сам вопрос о существовании того, что представляет собой предмет исследования. Этот путь создан для того, чтобы вернуться к «самим вещам» под видом сферы сознания, свободной от отношения к действительности, но при этом сохраняет собственное содержание. Данная редукция представляет собой приём интерпретации, идеализации. Из всего этого следует, что феноменология представляет собой науку факта, иными словами максимально обобщённого и приближенного к идеалу.

Замечание 1

Э. Гуссерль называет феноменологию дескриптивной или описательной наукой.

Конец западного логоса

Западноевропейский логос проделал изумительный пируэт, выпрыгнув из хаоса античной мифологии, пролетев через средневековое богословие и философию Нового времени, и, наконец, достиг своей кульминации в феноменологии. Так считает профессор А.Г.Дугин, который долгое время занимался Хайдеггером, а значит, и Гуссерлем. Подходя к концу этого пути, Франс Брентано, учитель Гуссерля, вычленяет интенциональность, как процесс, предшествующий действию логических операций. Интенциональность – это свойство высшей физиологии человека, отвечающее за узнавание. Брентано указывает на то, что в аристотелевской логике этот этап мышления проскакивается, а между тем без него никакое мышление невозможно. Если мы не соотнесем зримый нами предмет с чем-то, уже присутствующем в нашем опыте, мы просто не заметим этот предмет. Так это происходит у дикарей.

На конце интенционального луча сосредоточены все наши представления об этом предмете, и только теперь начинается работа логики. У нее только одна задача – убедиться, соответствует ли этот существующий вне нас предмет тому представлению, с которым луч нашего намерения (интенции) подошел к пределам этого предмета. Таким образом, логика соотносит объективную реальность предмета с нашим субъективным о нем представлением. Брентано называет этот процесс конституированием трансцендентной реальности предмета. Гуссерль подхватывает эту идею, присваивая двум процессам названия, соответственно: ноэзис (интенциональное мышления) и дианоя (собственно, логическое мышление). Он вводит еще один древнегреческий термин – ноэма – то, что является содержанием нашего интенционального акта, которым и оперирует подавляющее большинство обычных людей, погруженных в свой маленький, пищеварительный мир.

Начало деятельности Эдмунда Гуссерля как философа

Рождённый 8 апреля в обычной еврейской семье мальчик изначально начал развивать свои математические способности. Его отец занимался продажей шляпок. Эдмунд Гуссерль был вторым в семье среди остальных детей. Посещал реальное училище, после перешёл учиться в гимназию. Со временем под влиянием некоторых личностей понял своё истинное предназначение и занялся изучением философии. Его первые работы были посвящены математике, затем появлялись труды, относящиеся к философии.

На путь философа его подтолкнул Массарик. Общаясь не только с философами, но и с психологами, Эдмунд Гуссерль начинает заниматься изучением психологических феноменов. И внедрять их в философию, тем самым открывая новое и донося собственные мысли в массы.

На становление Эдмунда Гуссерля как философа повлияли следующие учёные и их труды: Юм, Кант, Лейбниц, Декарт и многое другие. Смешивая психологические знания и философские, он раскрывал всему миру нечто новое, неизведанное до сих пор.

Доминанты его мышления[править | править код]

Философская эволюция Гуссерля, несмотря на страстную его преданность одной идее (а может именно благодаря этому), претерпела немало метаморфоз. Однако неизменным оставалась приверженность к следующему:

  1. идеал строгой науки,
  2. освобождение философии от любых предпосылок,
  3. радикальная автономия и ответственность философствующего,
  4. «чудо» субъективности.

Очевидно, что эти доминирующие положения взаимосвязаны. Не удовлетворяясь строгостью логических и дедуктивных наук и усматривая в их неумении и нежелании поворачиваться к проблемам ценности и смысла в силу их ограниченности позитивными фактами главную причину кризиса науки и всего человечества, Гуссерль апеллирует к философии, способной, по его мысли, восстановить утраченную связь с глубочайшими человеческими заботами. Радикальная строгость, которая при этом подразумевается, есть попытка дойти до «корней» или «начал» всего знания, избегая всего сомнительного, непроверяемого и принимаемого на веру или по привычке. Причём решившемуся на такое предстоит глубокое понимание своей ответственности, которую невозможно препоручить кому бы то ни было, и которая, тем самым, требует полной научной и моральной автономии исследователя. Как писал Гуссерль, «истинный философ не может не быть свободным: сущностная природа философии состоит в её крайне радикальной автономии»

Отсюда и внимание к субъективности, к неустранимому и фундаментальному факту сознания, осознающего собственное бытие и бытие других.
Надо сказать, что жизнь и научная деятельность Гуссерля полностью соответствовали самым строгим требованиям автономности личности, критицизма мысли и ответственности перед эпохой. Эти сильные его качества импонировали многим его ученикам, в плодотворном сотрудничестве которых и сложилось т.н

феноменологическое движение. И хотя никто из них в силу тех же требований долго за Гуссерлем не следовал, все они сохраняли неизменное уважение к тому, кому они были обязаны началом своего мышления.

Эдмунд Гуссерль: феноменология философа

Основная тематика многих трудов философа — это феноменология. Это учение о феноменах, которые воспринимаются сознанием, как возникновение смысловых образов предметов и действий. Переход к идеализму нового типа. Все началось со слов «назад, к самим вещам», своеобразное противопоставление присущему в то время возврату к философии Гегеля или Канта и др. Феноменология Гуссерля — это обращение к опыту познающего сознания. То есть это возврат человеческой мысли к тому, что было до появления всех теорий и направлений. А именно к осознанию и пониманию того, что чувствует, видит и осязает человек во время изучения мира.

Гуссерль предлагал вернуться к пониманию мира, когда структура ещё только создаётся, и мир не наполнен ненужными связями и объектами понимания мира, именно так, полгал он, может открыться истинный смысл.

Мир — это не что-то осязаемое, это всего лишь феномен сознания, который представляет собой основу всех дальнейших действий. Душевная жизнь не подлежит никакому анализу. Это как организм, который можно рассматривать внешне сколько угодно, но для того чтобы понять сущность, нужно будет вернуться к истокам. К тому, с чего все начиналось.

Феноменология положит начало прямой философской интуиции и совместно с ней породит такую науку, которая получит ответы на все вопросы, не прибегая к анализам и доказательствам.

Феноменологический метод позволяет постичь суть вещей, а не то, что вещь вообще собой представляет.

Философия Гуссерля

Основные цели и методы философии Гуссерль раскрывал в своём труде «Логические исследования». В нем он определяет также и объект исследования — это, в его понимании, знание и познания в науке. А целью философии является построение науки о науке.

Гуссерль в своих исследованиях придерживался того, чтобы исключить из сознания догмы и теоретические знания, вернуться к самым истокам. К тому, с чего все начиналось, к философии без навязанных идей. Недостаточно просто знать о том, что происходит с вещами или что происходило с ними

Важно знать о сути вещи. Это он и пытался привнести в свои труды

Эдмунд Гуссерль, немецкий философ, призывал всех к отказу от каких-либо установок, принятых в обществе. Есть только предмет без какой-либо смысловой привязки. Необходимо только откинуть все ненужное, чтобы понять истинную суть. Например, нельзя судить о религии только по тому, что делается, и во что верят люди, необходимо разобраться в том, что представляет собой религиозность в общем смысле этого слова. То есть понять, с чего именно все начинается и как происходит.

Невозможно кратко описывать суть философии Гуссерля, так как для точного понимания всех нюансов и тонкостей требуется детальное изучение его трудов. Основа его философии — это обращение к истокам, корням, то есть самому началу.

Феноменология в его трудах появляется не сразу, но после первого провозглашения идеи она присутствует во всех его последующих трудах.

Что Гуссерль мог сделать, но не сделал

В конце XIX века Гуссерль написал книгу «Философия математики». Фреге прочел ее и сочинил на нее рецензию, в которой обвинил Гуссерля в психологизме. Обвинить кого-либо в психологизме — значило обвинить в ненаучности, в измене науке. А Гуссерль очень хотел быть ученым и очень не хотел быть психологом. Гуссерля интересует сознание. Фреге интересует язык.

В чем состоял психологизм Гуссерля? В том, что он попытался свести математику к актам сознания. А что хотел Фреге? Он хотел математику свести к логике. Гуссерль об этом знал, ибо читал его статью «Значение и смысл». Что говорит Фреге в этой статье? То, что смыслы объективны, но объективны они не так, как значения. Значения приписаны пространству, протяженности, на них можно указать пальцем. Например, это — Наполеон. А на смысл пальцем не укажешь. Но тогда в чем состоит его объективность? В том, говорит Фреге, что смысл не зависит от человека. Но как может быть смысл объективен, если он устанавливается человеком? Фреге говорит, что смысл устанавливается не человеком, а языком. Но кому принадлежит язык? Этот вопрос должен был задать логику Фреге математик Гуссерль. Но Гуссерль его не задал, и поэтому развитие философии сознания пошло, благодаря Гуссерлю, по антиантропологическому пути. Что это значит? Это значит, что на место сознания встанет язык. При этом нужно понимать, что мысли в языке не от языка, а от человека.

Сознание, говорит Гуссерль, это не часть мира, не вещь в ряду других вещей. Изобретение смыслов — единственное, что сознание умеет делать. Язык, говорит Фреге, — это часть мира, вещь среди вещей. Но откуда тогда в нем смыслы? На этот вопрос Фреге не отвечает.

Правота Гуссерля состояла в его убеждении, что сознание для того и существует, чтобы придавать смыслы бессмысленному. Иными словами, сознание — это субъективность. Но если сознание — это субъективность, то учреждаемые им смыслы никак не могут быть объектами, независимыми от человека. В субъективности можно обосновать объективность объекта, но не смысла. Ранний Гуссерль всё это знал и выдвинул одну из своих самых гениальных идей. В чем она заключалась? В том, что если мы вычеркнем сознание, то мы одновременно вычеркнем и весь мир. То есть если мы согласимся с тем, что нет никакого сознания, а есть только язык (интеллект), то мы согласимся и с тем, что нет никакого мира.

Но ученики Гуссерля, услышав его сокровенную мысль, возмутились. Они подняли бунт и потребовали объяснений. Что сделал Гуссерль? Он не стал настаивать на своем. Он сдался, уступил. Он один, а их много. И еще: а вдруг Фреге прав? И он, Гуссерль, принял идею Фреге о том, что смыслы объективны и не зависят от человека. Согласившись с Фреге и учениками, Гуссерль должен быть отказаться от безумной идеи о том, что если нет сознания, то нет и мира. Он согласился, что он не субъективный идеалист, и отделил субъективность от человека. И это была его ошибка.

Образованная публика требовала от философии конкретности. Она требовала отказа от надоевшей всем абстрактности. И Гуссерль пошел ей навстречу. Он стал убеждать всех в том, что его философия хочет вернуться назад, к вещам. Конечно, всякая философия есть личное дело философствующего. Если бы философия была культурным жестом или социальной манифестацией, то она была бы средоточием не смыслов, а всяких предрассудков.

Что же значит вернуться к вещам? Это значит, что нужно решить, что ты выбираешь — вещи или знания о них? Если ты выбираешь вещи, то вместе с ними ты выбираешь и очевидность. Но при этом ты вычеркиваешь знания о вещах. Если ты выбираешь знания, то ты теряешь очевидность. Что дает очевидность?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector