Николай гумилёв о слове и в слове+1

«Огненный столп»

Азартным путешественником и мечтательным романтиком был Николай Степанович Гумилев. Стихотворение «Слово» – одно из его поздних произведений. Оно было написано в год смерти поэта.

В молодости Гумилев посетил яркие южные страны. В его раннем творчестве преобладают красочные экзотические образы. Но был русский поэт не только мечтательным авантюристом, но еще и бесстрашным воином, и человеком чести. Он никогда бы не смог отречься от своих товарищей, а потому был расстрелян в 1921 году за обвинение в участии в антиправительственном заговоре.

В позднем творчестве экзотика и лирика уступили философской теме. Обнаружить это можно, проведя анализ стихотворения «Слово». Гумилев использовал в нем символы, но произведение все же выдержано в духе акмеизма. Стихотворение вошло в сборник «Огненный столп», который полностью пронизан философскими идеями. С трактовки темы бытия и символических образов следует начинать полный анализ стихотворения Н. Гумилева.

Слово средь земных тревог

В пятой и шестой строфах Гумилев изображает современную ему действительность. Многозначительный союз «но» повторяется неоднократно. С помощью него автор указывает на восприятие слова современными людьми и теми, кто жил в ветхозаветную эпоху. В древности люди ценили его высокое значение, но со временем позабыли об этом. Поэт чувствовал, что время, в котором он живет, знаменательно страшными событиями

Рушилось нечто важное. Эти ощущения перенес в свое произведение Николай Гумилев

Анализ стихотворения «Слово» позволяет понять основные философские идеи в зрелом творчестве поэта. Поэт полагал, что, забыв высокое значение Слова, люди утратили веру. Главные христианские добродетели были заменены бездуховными суждениями и попытками организовать земную жизнь без Бога.

Поэзия и религия

Теме, которая затронута в этом стихотворении, Николай Гумилев посвятил несколько статей. Они занимают не последнее место в его творчестве. Полагая, что поэзия и религия являются сторонами одной монеты, русский поэт говорил о необходимости духовной работы. Этот труд должен преследовать не эстетическую или этическую цель, а более высокую, неизвестную простому смертному. Благодаря этике человек адаптируется в обществе. Эстетика развивает его способность получать наслаждение. Религия и поэзия находятся выше этих категорий. Неспособность людей постигать высшее предназначение Слова, по мнению Гумилева, приводит к тому, что оно становится мертвым.

Стихотворение «Слово» охватывает разные эпохи в истории человечества. В этом произведении поэт говорит в первую очередь о высоком духовном начале человека, о забвении духа, которое было характерным для времени, в котором он жил. Спасти человечество может лишь религия и поэзия – сферы, которые находятся выше обычного разума. А основной их категорией является Слово.

Автор

Автор «Слова» — поэт Николай Гумилёв, к моменту написания стихотворения он широко известен в России, у него вышло немало поэтических сборников.

Фотография Максимилиана Волошина, Гумилёв Н. С. в Париже, 1906 г.

Революцию Гумилёв не принял и со всем патриотическим воодушевлением заявляет, что он — монархист. Поэт читает революционным матросам поэтические строки о «портрете государя», никогда не отказывается от своих взглядов, но публично против советской власти не выступает. Веря в то, что Россия все-таки встанет на истинный путь, Гумилёв занимается самым главным своим делом — литературой. Он читает лекции, руководит поэтическими кружками, переводит и подчас ведет себя абсолютно аполитично:

Вы знаете, что я не красный,

Но и не белый — я поэт!

Николай Гумилев. Фотография М.С. Наппельбаума, 1918 год

К.И. Чуковский пишет об еще одной опасной «привычке» Гумилёва: «Он совсем особенно крестился перед церквами. Во время самого любопытного разговора вдруг прерывал себя на полуслове, крестился и, закончив это дело, продолжал прерванную фразу».

Голос Николая Гумилева, стихотворение «Осень»(gumilev.ru)

В августе 1921 года Гумилёв был арестован в Петрограде. Чекисты обвинили его в участии в контрреволюционном офицерском заговоре и расстреляли.

Из следственного дела

В тюремную камеру Гумилёв взял с собой две книги: Евангелие и «Илиаду» Гомера.

«Фамилии лиц я назвать не могу…» Собственноручные показания Н. С. Гумилёва от 20 августа 1921 года. Источник https://gumilev.ru

Один из очевидцев рассказывал о том, как держался Гумилёв перед расстрелом: «Этот ваш Гумилев… Нам, большевикам, это смешно. Но, знаете. Шикарно умер. Я слышал из первых рук. Улыбался, докуривал папиросу… Фанфаронство, конечно. Но даже на ребят из особого отдела произвел впечатление. Пустое молодечество, но все-таки крепкий тип. Мало кто так умирает. Что ж — свалял дурака. Не лез бы в контру, шел бы к нам, сделал бы большую карьеру. Нам такие люди нужны».

О произведении

«Слово» всегда признавалось программным стихотворением Гумилёва, последним и наиболее громким возгласом поэта. Известный издатель, поэт и переводчик начала ХХ в. Николай Оцуп писал, что именно это стихотворение «звучит как церковный колокол, утром изгоняющий ночных бесов».

«Слово» в исполнении Евгения Евтушенко (gumilev.ru)

«Слово» — одно из самых известных и цитируемых произведений Н. С. Гумилёва (наряду с «Жирафом» и «Заблудившимся трамваем»).

Оно было опубликовано в 1921 году в сборнике «Огненный столп», который вышел из печати уже после того, как Гумилёв был расстрелян.

Источник https://gumilev.ru

Стихотворение в образной форме говорит о том, что потеря веры в Бога обесценивает и обессмысливает жизнь, что безбожие губительно, что отказ от веры ведет к распаду самих основ бытия, к смерти духовной.

«Слово»в исполнении Маргариты Тереховой (gumilev.ru)
Полина Агуреева, песня на слова стихотворения «Слово» (gumilev.ru)

«Словом разрушали города»

Николай Гумилев в юности мечтал во что бы то ни стало оказаться в дальних странах. Молодого поэта прельщали экзотика и опасность. Его отговаривали, считая подобные приключения рискованными для жизни. Но он отправился в путешествие, желая насладиться красотой африканского пейзажа. А затем создал ряд замечательных лирических произведений, наполненных далекими экзотическими образами.

В 1918-м в Европу ринулись русские эмигранты. На родине стало небезопасно. Но именно в это время поэт вернулся в Россию из Франции. Это было за три года до гибели. О мировоззрении поэта в последние годы жизни дает некоторое представление анализ стихотворения «Слово». Гумилев не в силах был снова покинуть Россию. Последний сборник стихов он мог создать лишь на родине. Слову он придавал огромное значение и в творчестве, и в жизни. В нем, по мнению поэта, заключалась божественная сила. Но оно, утверждал Гумилев, могло быть и страшным, и дурно пахнущим.

Анализ стихотворения Слово Гумилева

За весь период своего творчества Николай Гумилев достаточно сильно понимал, какую силу имеют обычные слова. Он так же верил, что сказанное и подобранное в нужный момент необходимое слово, сможет вдохновить многих людей на великие дела. Слова могут огорчать, расстраивать, обижать, но самое главное, с помощью слов можно останавливать войны, и предотвращать кровопролития. С самого начала мира, люди умели с помощью слова слушать Бога. Нельзя было бросать слова на ветер, они имели страшную силу, иногда даже разрушающую. В те времена считалось, что сила слова могла стать материальной, поэтому нужно было лишний раз подумать, чем что-то говорить.

В 1919 году Николай пишет стихотворение «Слово», напечатают его лишь только в 1921 году. В данном произведении поэт ярко выражает свое отношение к словам, оно полностью пропитано трепетом. Стихотворение вошло в сборник «Огненный столп». По библейским преданиям некий огненный столп помогал израильскому народу, преодолев пустыню, найти обетованную землю. Скорее всего, не зря Гумилев так назвал свой сборник, ведь он так же пытался всеми способами помочь своему народу найти выход из хаоса, в котором оказалась страна. Стихотворение «Слово» можно смело отнести к главному произведению, размещенному в данном сборнике. Именно в нем можно проследить библейскую мощь.

Слово, в свою очередь, помогает человеку правильно формулировать свои идеи и мысли. В стихотворении можно проследить, что оно необходимо не только в обыденной, но и самое главное, в духовной жизни человека. Стихотворение словно связанно с самим его автором, ведь жизнь автора была такой же короткой и яркой. Оказывается за сказанные слова можно дорого поплатиться, иногда даже самой жизнью. Мир слова словно живет в двух мирах, прошедшее время, будто подтверждение прихода настоящего.

Николай Степанович проявлял большое уважение к словам, он был всегда сдержан перед ними, ведь знал какова их сила воздействия. Слову отведена важная роль — очистить человеческие души, привести их к чему-то прекрасному, установить внутреннюю гармонию.

Кратко по плану

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 6 строф. Первые 4 относятся к тому далёкому времени, когда Слово было почитаемо, а дела его были заметны (остановленное солнце, разрушенные города). В первых двух строфах речь идёт о величии слова, в 3 и 4 оно противопоставляется числам, которые уже в древности были всего лишь «для низкой жизни». Последние две строфы посвящены современности. Лирический герой не находит в наше время равновесия между духовным и материальным. «Скудные пределы естества» поглощают человечество.

Тема стихотворения – сила слова, о которой не помнят сегодня.

Основная мысль: «Дурно пахнут мёртвые слова». Когда слово утрачивает свою божественную сущность, оно теряет святость и величие. Мёртвые слова – как раз лишённые духа, пустые или злые.

Некоторые исследователи утверждают, что стихотворение разоблачает безбожие, утверждает, что жизнь без веры невозможна, приводит к духовной смерти. Гумилёв как поэт, прежде всего, утверждал силу поэтического слова. И действительно, это одно из самых известных стихотворений поэта.

Слово

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это — Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 6 строф. Первые 4 относятся к тому далёкому времени, когда Слово было почитаемо, а дела его были заметны (остановленное солнце, разрушенные города). В первых двух строфах речь идёт о величии слова, в 3 и 4 оно противопоставляется числам, которые уже в древности были всего лишь «для низкой жизни». Последние две строфы посвящены современности. Лирический герой не находит в наше время равновесия между духовным и материальным. «Скудные пределы естества» поглощают человечество.

Тема стихотворения – сила слова, о которой не помнят сегодня.

Основная мысль: «Дурно пахнут мёртвые слова». Когда слово утрачивает свою божественную сущность, оно теряет святость и величие. Мёртвые слова – как раз лишённые духа, пустые или злые.

Некоторые исследователи утверждают, что стихотворение разоблачает безбожие, утверждает, что жизнь без веры невозможна, приводит к духовной смерти. Гумилёв как поэт, прежде всего, утверждал силу поэтического слова. И действительно, это одно из самых известных стихотворений поэта.

Конквистадор

«Поэт, – самоуверенно говорил Гумилев, – всегда господин своей жизни, творящий из нее, как из драгоценного материала, свой образ и подобие. Если она оказывается страшной, мучительной и печальной, значит, такой он ее захотел».

Он сознательно творил легенду о себе – поэт-воин, поэт-путешественник, конквистадор. «Есть поэты, – замечает Валерий Шубинский, биограф Гумилева, – от которых остаются стихи и только стихи. Их биография – всего лишь приложение к текстам, комментарий к ним, история их создания. (…) с Гумилевым все иначе».

Географ, этнограф, зоолог и историк. Теоретик литературы и великолепный лектор. Его легко представить вообще без стихов – увлеченно странствующим по свету или рассказывающим «желторотым поэтам» о будущем символизма и акмеизма…

Ахматова вспоминала: Гумилев признавался ей, что ищет в своих африканских странствиях «золотую дверь». Но в Петербурге 1913 года он осознал: «золотой двери» нет или, по крайней мере, в поисках нее «ходить далече» ни к чему: все самое сокровенное таится внутри человека.

Есть Бог, есть мир, они живут вовек.
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.

Первая книга стихов Гумилева, появившаяся на свет в октябре 1905 года, называлась «Путь конквистадоров». Звучное слово из рассказов о путешественниках и завоевателях сопровождало его с тех пор до последних дней, порождая целый шлейф ассоциаций, в том числе «империалистических». Его конквистадор меньше всего похож на жестокого и коварного воина, искателя несметных богатств. В нем угадывается мечтатель, романтик и поэт.

Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.

Анализ стихотворения «Шестое чувство» Гумилева

Николай Гумилев — великий русский поэт Серебряного века, который начал писать стихи еще с ранних лет. Достигнув совершеннолетия, поэту удалось издать свою первую книгу стихотворений.

Талантливый поэт обладал уникальным даром предвидения. В одном из своих произведений ему удалось очень точно описать свою смерть и убийцу. Николай не знал конкретного дня, но чувствовал, что это произойдет в скором времени.

Своему дару Гумилев и посвятил знаменитое стихотворение «Шестое чувство». Поэт написал его в 1920 году. Произведение не содержит каких-нибудь таинственных пророчеств. В нем автор пытается для себя понять, что такое шестое чувство.

В произведении поэт рассматривает разные стороны жизни человека, при этом подчеркивает, что прежде всего люди стремятся обзавестись материальными благами, которые можно потратить на другие радости жизни.

Намного сложнее обстоит дело с духовными ценностями, ведь с ними ничего нельзя сделать. В своем стихотворении Гумилев приходит к мысли, что уметь наслаждаться прекрасным и довольствоваться им — это великое умение, способствующее развитию пяти главных чувств. Но также это наделяет даром предвидения.

Гумилев сравнивает свой дар с крыльями ангела, так как уверен, что у него божественное происхождение. Чем чище и светлее у человека душа, тем ему проще разглядеть то, что скрывает судьба. Также поэт отмечает, что этот дар может появиться и у человека, у которого нет высоких моральных качеств.

Автор считает, что процесс обретения дара занимает много времени, к тому же он болезненный. В произведении процесс сравнивается с операцией, благодаря которой человек начинает видеть будущее. Но для автора этот дар весьма обременительный, из-за него страдает душа и тело.

Согласно воспоминаниям близких и знакомых, поэт очень сильно страдал от дара предвидения. Зная о событиях, которые произойдут, Николай не мог на них повлиять. К тому же известно о его трагической любви к Анне Ахматовой. Возлюбленную поэт считал порождением темных сил. Свою жену он называл колдуньей. Из-за этого пытался покончить жизнь самоубийством, чтобы это все прекратилось. Поэт знал, что не сможет жить без любимой женщины, но в то же время он был уверен в том, что если она станет его супругой, то его жизнь будет ужасной.

Гумилев знал и желал своей смерти, так как был уверен, что долго не проживет. Именно шестое чувство подсказало ему это. Его расстреляли из-за любви через год, после написания стихотворения.

Большой толковый словарь

РАЗРУШИТЬ, -шу, -шишь; разрушенный; -шен, -а, -о; св. что. 1. Уничтожить, руша, ломая. Р. мост, дамбу, оборонительные укрепления. Р. снарядом. Р. воздушной волной, взрывом, штормом. Грязевые потоки разрушили жилые кварталы. Южная часть города разрушена авиацией.безл. Ферму разрушило ураганом. 2. Ликвидировать, заставить исчезнуть. Р. связи между республиками. Р. командно-административную систему хозяйствования. Р. чьи-л. иллюзии, сомнения, подозрения, замыслы (рассеять). Р. литературные штампы, языковую норму. Случай разрушил все его планы (расстроил, разбил). 3. Привести в упадок, ввергнуть в тяжёлое (обычно болезненное) состояние. Энергосистема города разрушена до основания. Война разрушила экономику страны. Р. своё здоровье. Борьба с самим собой разрушила тело и мозг. Нервная система совсем разрушена. 4. Нарушить, внести беспорядок во что-л. Р. гармонию ансамбля. Р. покой, сон, тишину. Р. симметрию чего-л. 5. Нарушить единство чего-л., тесную связь между членами чего-л. Р. товарищество, семью. Ссоры и перебранки разрушили коллектив. Разрушать, -аю, -аешь; нсв. Разрушаться, -ается; страд. Разрушение (см.).

Библейские аллюзии стихотворения

Прежде всего, библейским представляется противопоставление духовного слова (Словом называется в Библии Бог) и чисел. Книга Чисел в Ветхом Завете повествует об исторических событиях и правилах, то есть о вещах земных. Упоминание остановленного словом солнца есть в Книге Иисуса Навина, который во время битвы за завоевание обетованной земли остановил солнце, воззвав к Богу. Стену города Иерихона тоже разрушил под предводительством Иисуса Навина крик народа и трубы по воле Божьей.

Патриарх, чертящий число на песке – образ скорее античный. Одни связывают его с Пифагором, другие с Архимедом, который умер в Сиракузах, когда на город напали римляне. Архимед сидел над чертежами. Именно сосредоточенность на числах и просьба не мешать стали причиной его гибели. Слово всесильно, а числа губительны.

Некоторые исследователи видят в седом патриархе Моисея, который был косноязычен, слова не давались ему, в отличие от чисел.

Анализ стихотворения «Она» Гумилева

Стихотворение «Она» Николая Степановича Гумилева создано в период перехода поэта от символизма к акмеизму. Образ женщины в произведении раскрыт и с психологической, и с романтической точки зрения. Героиня стихотворения — жена Н. Гумилева поэтесса Анна Андреевна Ахматова.

Стихотворение «Она» появилось в 1912 году на страницах сборника «Чужое небо». Автору в эту пору 26 лет и он женат на любимой женщине — А. Ахматовой. В этом же году у семейной пары родился сын Лев.

По жанру — любовная лирика, размер — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, 5 строф. По композиции условно делится на 3 части. В первой поэт смотрит как бы со стороны на свою возлюбленную, во второй части появляется намек на болезненность их отношений, в третьей он возводит героиню на пьедестал, признавая себя простым смертным перед ней. Он словно в раю, но песок его обжигает, а молнии в ее руке не дают ему приблизиться, мешают им понять, принять и удержать друг друга.

Лексика возвышенная, книжная, много кратких прилагательных: дольней, истоме, томлений, жажду, пред, своеволий, плавен, светла, высокомерна, глуха. Форма слова «счастие» подчеркивает глубину чувства поэта. Третье четверостишие в чем-то перекликается с сонетом Шекспира «Ее глаза на звезды не похожи». Из общего ряда мировой любовной лирики стихотворение выделяется тем, что его героиня не просто любимая женщина, а тоже поэт.

Поэт описывает ее внешность несколькими штрихами: расширенные зрачки, плавен шаг, типичной красавицей не назовешь. Он робеет перед ее молчаливостью, ведь даже шаг ее — «неслышный, неторопливый», а ее холодность причиняет ему боль. Впрочем, лирический герой сознает уникальность этой встречи и отношений, дорожит этой любовью, считает ее единственной в своем роде, сбывшейся мечтой любого поэта. Известно, что жена словно отвечала ему на стихи своими стихами. В том же 1912 году она писала, что ей «надоело быть незнакомкой, чужой».

Много ярких эпитетов: таинственном, медной, отрадной, райском огненном, мудрой сладкой. Есть и сравнение: сны, как тени. Оксюморон: сладкой боли. Метафоры: усталость горькая, медной музыке стиха, душа открыта. Гипербола: держит молнии в руке.

Чувство, которое долго было неразделенным, трудная любовь двух талантливых людей, Н. Гумилева и А. Ахматовой, легли в основу стихотворения «Она». Это произведение — проба сил молодого поэта, искавшего новые пути в литературе модерна.

О произведении

«Слово» всегда признавалось программным стихотворением Гумилёва, последним и наиболее громким возгласом поэта. Известный издатель, поэт и переводчик начала ХХ в. Николай Оцуп писал, что именно это стихотворение «звучит как церковный колокол, утром изгоняющий ночных бесов».

«Слово» — одно из самых известных и цитируемых произведений Н. С. Гумилёва (наряду с «Жирафом» и «Заблудившимся трамваем»). Оно было опубликовано в 1921 году в сборнике «Огненный столп», который вышел из печати уже после того, как Гумилёв был расстрелян.

Стихотворение в образной форме говорит о том, что потеря веры в Бога обесценивает и обессмысливает жизнь, что безбожие губительно, что отказ от веры ведет к распаду самих основ бытия, к смерти духовной.

Изображая взрослого

Пытаясь нащупать в себе взрослом себя прежнего, наивного и скромного мальчика, Гумилев писал:

Самый первый: некрасив и тонок,
Полюбивший только сумрак рощ,
Лист опавший, колдовской ребенок,
Словом останавливавший дождь.

Дерево да рыжая собака –
Вот кого он взял себе в друзья,
Память, память, ты не сыщешь знака,
Не уверишь мир, что то был я.

В разговоре с Одоевцевой Гумилев определил свой внутренний возраст как «тринадцать лет». Ходасевич вспоминал: «Он был удивительно молод душой, а может быть и умом. Он всегда мне казался ребенком. Было что-то ребяческое в его под машинку стриженной голове, в его выправке, скорее гимназической, чем военной

То же ребячество прорывалось в его увлечении Африкой, войной, наконец – в напускной важности, которая так меня удивила при первой встрече и которая вдруг сползала, куда-то улетучивалась, пока он не спохватывался и не натягивал ее на себя сызнова. Изображать взрослого ему нравилось, как всем детям»

Дворец в Абиссинии (Эфиопии)

По-детски жадная страсть к путешествиям, вероятно передалась ему от отца – корабельного врача Степана Яковлевича Гумилева (кстати, побывавшего во время одного из морских походов в Африке) и многочисленных моряков – предков по материнской линии. Немного в нашей литературе поэтов с такой любовью к странствиям – как реальным, так и выдуманным. Абиссиния, Мадагаскар, Египет, Китай, Лаос, Византия, Исландия, Флоренция, Рим… Какие удивительные имена, какие неслыханные названия! В некоторых его стихотворениях плотность экзотики просто зашкаливает.

Абиссинец поет, и рыдает багана
Воскрешая минувшее, полное чар;
Было время, когда перед озером Тана
Королевской столицей взносился Гондар.

Не удивительно, что словосочетание «Муза дальних странствий» вошло в плоть и кровь русского языка именно благодаря Гумилеву.

Слово средь земных тревог

В пятой и шестой строфах Гумилев изображает современную ему действительность. Многозначительный союз «но» повторяется неоднократно. С помощью него автор указывает на восприятие слова современными людьми и теми, кто жил в ветхозаветную эпоху. В древности люди ценили его высокое значение, но со временем позабыли об этом. Поэт чувствовал, что время, в котором он живет, знаменательно страшными событиями

Рушилось нечто важное. Эти ощущения перенес в свое произведение Николай Гумилев

Анализ стихотворения «Слово» позволяет понять основные философские идеи в зрелом творчестве поэта. Поэт полагал, что, забыв высокое значение Слова, люди утратили веру. Главные христианские добродетели были заменены бездуховными суждениями и попытками организовать земную жизнь без Бога.

«Словом разрушали города»

Николай Гумилев в юности мечтал во что бы то ни стало оказаться в дальних странах. Молодого поэта прельщали экзотика и опасность. Его отговаривали, считая подобные приключения рискованными для жизни. Но он отправился в путешествие, желая насладиться красотой африканского пейзажа. А затем создал ряд замечательных лирических произведений, наполненных далекими экзотическими образами.

В 1918-м в Европу ринулись русские эмигранты. На родине стало небезопасно. Но именно в это время поэт вернулся в Россию из Франции. Это было за три года до гибели. О мировоззрении поэта в последние годы жизни дает некоторое представление анализ стихотворения «Слово». Гумилев не в силах был снова покинуть Россию. Последний сборник стихов он мог создать лишь на родине. Слову он придавал огромное значение и в творчестве, и в жизни. В нем, по мнению поэта, заключалась божественная сила. Но оно, утверждал Гумилев, могло быть и страшным, и дурно пахнущим.

Библейские аллюзии стихотворения

Прежде всего, библейским представляется противопоставление духовного слова (Словом называется в Библии Бог) и чисел. Книга Чисел в Ветхом Завете повествует об исторических событиях и правилах, то есть о вещах земных. Упоминание остановленного словом солнца есть в Книге Иисуса Навина, который во время битвы за завоевание обетованной земли остановил солнце, воззвав к Богу. Стену города Иерихона тоже разрушил под предводительством Иисуса Навина крик народа и трубы по воле Божьей.

Патриарх, чертящий число на песке – образ скорее античный. Одни связывают его с Пифагором, другие с Архимедом, который умер в Сиракузах, когда на город напали римляне. Архимед сидел над чертежами. Именно сосредоточенность на числах и просьба не мешать стали причиной его гибели. Слово всесильно, а числа губительны.

Некоторые исследователи видят в седом патриархе Моисея, который был косноязычен, слова не давались ему, в отличие от чисел.

«Пятно на ризе революции»

Приговор Гумилёву вызвал большой резонанс. Его пытались спасти. Хлопотали ученики и коллеги, повлиять на ход событий пытался Максим Горький — лично обращался к Дзержинскому и Луначарскому. Последний дошел до Ленина, но Ленин отказал. Сотрудники издательства «Всемирная литература», где работал в последние годы Николай Степанович, дошли до председателя ЧК Петрограда Семенова. Говорят, услышав, что арестован поэт, равный Блоку, тот поинтересовался, что еще за Блок…

Гумилёв был арестован по подозрению в участии в «таганцевском заговоре», названном по фамилии преподавателя географии в Петрограде. Росчерк в деле поставил следователь, который не знал даже имени подследственного — называл его Станиславовичем. Что касается гибели, тут есть несколько версий: поговаривали, что охрана забила его в камере еще до расстрела — за непокорность и высокомерное отношение к тюремщикам.

Есть и более романтическая версия, известная со слов женщины, чей друг служил в расстрельной бригаде.

Раннее утро. Ржевский полигон. В предрассветной мгле солдаты вытаскивали из заброшенного порохового склада осужденных — в исподнем, халатах, изодранных гимнастерках без погон — и гнали к ямам. Человек в помятом черном костюме вышел сам, не спеша, даже вальяжно, сонно закурил… И тут на лесной дороге появился черный «бьюик». «Поэт Гумилёв, выйти из строя!» — приказал щеголеватый офицер. «А они?» — усмехнувшись, Гумилёв указал на шеренгу за спиной. «Николай Степанович, не валяйте дурака!» Человек в потрепанном костюме улыбнулся, затушил папироску: «Здесь нет поэта Гумилёва, есть офицер Гумилёв», — и сделал шаг назад, в строй…

«Гибель Гумилёва — единственное пятно на ризе революции», — отозвалась об этой трагедии красный комиссар, поэтесса и красавица Лариса Рейснер. А в письме матери написала: «Если бы перед смертью его видела, всё ему простила бы, сказала бы, что никого не любила с такой болью, с таким желанием за него умереть, как его, поэта Гафиза, урода и мерзавца».

Гумилёв умер с той самой «бабочкой, бьющейся в его сетке» — этой бабочкой были Набоков, Мандельштам, акмеисты-эмигранты и их король Георгий Иванов, политзаключенные в ГУЛАГе, шестидесятники с их самиздатом и даже современные поэты, любители неторопливых штудий. Его отношение к поэзии как к ремеслу — снова в тренде. Именно Гумилёв открыл путь к стихосложению как общедоступной сфере познания, сфере коммуникации открытых знаков, требующей искренней эмоции и только потом мастерства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector