Молитва господи и владыко живота моего
Содержание:
- Духовные недуги
- Молитвы Исаака Сирина
- В чем особенность молитвы?
- Исцеляющие приобретения
- Популярное за 7 дней
- О поклонах во дни Святой Четыредесятницы.
- Житие Ефрема Сирина
- Грехи, против которых помогает молитва
- Другие обращения к святому
- Толкование покаянной молитвы
- Невозможность видеть вещи, как они есть
- Отсутствие интереса к другим людям
- История
- Чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее становимся
Духовные недуги
«Дух праздности»: состояние незанятости, лень. Бог даровал каждому способности, чтобы реализовать их в прославление Бога и для благополучия близких. Создатель заповедовал проводить свой досуг в приготовлении к вечной жизни. Праздность и уныние, сообщающиеся сосуды, они органически связаны друг с другом.
Тоска посещает человека и выражается в холодности в отношении духовного труда: не хочется брать в руки молитвослов, отсутствует желание идти в церковь… И естественно, никак невозможно сделать доброе дело.
Уныние пробуждает к жизни «Дух любоначалия» и тем самым лишает смысла жизнь человека. Компенсацией извращенного взгляда служит жажда первенства, власти: в семейных отношениях, на работе, в политике. Мы ставим себя в центр вселенной.
«Дух празднословия»: как приятно поговорить друг с другом, обсудить последние новости своей и чужой жизни, правда? Часто в таких «перемывающих косточки разговорах» мы собираем в душу урожай грехов: порицание, сквернословие, ненависть, зависть и тщеславие.
Молитвы Исаака Сирина
Начало помрачения ума, первый признак помрачения, усматриваемый в душе, состоит в лености к службе Божией и молитве. Другого пути к обольщению души нет, если она прежде не оставит этого подвига своего. Когда же она лишится помощи Божией, тогда она удобно впадает в руки супостатов своих.
Не будь безрассуден в прошениях твоих, чтоб не прогневать Бога неблагоразумием твоим. Будь премудр в молитве твоей, чтоб сподобиться славных даров. Испрашивай многоценное у Того, Кто чужд скупости, и получишь от Него многоценное, соответственно разумному желанию твоему. Соломон просил премудрости, а с нею получил и земное царство, потому что разумно просил у Великого Царя. Елисей просил сугубой благодати Духа в сравнении с тою, какую имел его учитель, и прошение его не осталось неисполненным. Просящий ничтожного у Царя честь Его унижает. Израильтяне просили ничтожного, и постиг их гнев Божий; они не занялись созерцанием дел Божиих и страшных чудес Его, а просили удовлетворения похотениям чрева.
Приноси Богу прошения твои сообразно величию Его, чтоб возвысилось пред Ним достоинство твое, и Он возрадовался бы о тебе. Если кто попросит у царя небольшое количество грязи: то не только обесчестит себя ничтожностью прошения, как выказывавший большое неразумие, но и царю нанесет оскорбление своим прошением. Так поступает и тот, кто в молитвах просит чего-нибудь земного. Ангелы и Архангелы — эти вельможи Небесного Царя — смотрят на тебя во время молитвы твоей, внимая тому, чего просишь у Владыки их: они удивляются и радуются, когда увидят, что составленный из земли, оставя плоть свою, просит небесного; напротив того они огорчаются на того, кто, оставив небесное, просит своей грязи.
Если молишься Богу о чем-либо, и Он медлит услышать тебя, не скорби об этом. Ты не умнее Бога. Делается это с тобою или потому, что недостоин получить просимое, или потому, что пути сердца твоего не соответственны, но противны с просимым тобою, или потому, что ты не достиг еще той меры, которая нужна для того, чтоб принять дарование, просимое тобою. Не должно нам преждевременно искать того, что свойственно при великом преуспеянии, чтоб дарование Божие, по причине скорости принятия его, не было пренебрежено. Все удобно достигаемое и утрачивается скоро. Все же обретенное с болезнью сердца хранится тщательно.
Преданный суесловию и развлечению душою и телом — блудник; одобряющий его поведение и принимающий в таком поведении участие — прелюбодей; находящийся в общении с ним (из человекоугодия) — идолослужитель.
Любящий беседу со Христом любит быть уединенным. Любящий пребывать в обществе многих есть друг мира сего. Если любишь покаяние, то возлюби и безмолвие, ибо вне безмолвия не бывает совершенного покаяния.
Стяжи мир в себе, и будут иметь мир с тобою небо и земля.
В чем особенность молитвы?
Святой Ефрем не просит просто избавить от определенного вида грехов, а упоминает о духе страстей. Это как вырвать с корнем, чтобы даже духу (следа) не осталось внутри. Не связать супостата, который увлекает в падение, а извергнуть его вон, навсегда.
Это говорит о более глубоком очищении. Поэтому в посты читается покаянная молитва, призывающая Бога, избавить безвозвратно порабощенную греху природу человека, освободить от пагубных бесовских пут навсегда (распять плоть).
Примечание: О покаянном тексте написано много трудов: святителями, священниками, святыми, даже А.С.Пушкиным. Наша статья дает самое краткое объяснение. Тем, кто хочет осмыслить всю глубину, советуем обратиться к более достойным источникам.
Исцеляющие приобретения
Испросивши прощения за самые серьезные грехи, приступаем к обретению добрых наклонностей.
Целомудрие появляется тогда, когда мы культивируем в себе не испорченность в помыслах, высказываниях и поступках. Умение контролировать разрушительные эмоции, и действия приводят нас к состоянию спокойствия и смирения.
«Дух смиренномудрия» — главное достижение сохранения целомудрия. Душевный мир очищается от грехов, гордость умаляется и человек видит себя на своем месте. Больше любви дарит окружающим его людям.
Воспитание терпения дает возможность спокойно относиться к трудностям и верить в лучшее. Ведь именно прегрешение рождает нетерпеливость, толкает на скорый суд и ненависть.
В результате приобретения вышеназванных добродетелей рождается в сердце Любовь. Она-то и помогает приблизиться к Богу! Именно любовь позволяет простить близких, подарить радость и счастье. Нужно правильно поставить задачи в настоящем, и определить роль духовных трудов в будущем – обретение любви и соединение с Богом! Для этого Святая Церковь определила 40 дней подготовки к самому значимому празднику — Пасхе! Под «духом» здесь подразумевается определенный настрой, волевые устремления, определяющие жизнь человека.
Видео на тему: Господи и Владыко живота моего
Популярное за 7 дней
На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33
Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38
Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45
«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39
Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17
Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14
Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21
Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52
Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39
22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21
О поклонах во дни Святой Четыредесятницы.
В дни Святой Четыредесятницы полагаются следующие земные
и поясные поклоны.
При признесении молитвы святого Ефрема Сирина:
Господи и Владыко живота
моего полагается 16 поклонов, из них 4
земных (великих) и 12 поясных. Устав церковный
заповедует читать эту молитву с умилением и страхом
Божиим, стоя прямо и возводя ум и сердце к Богу.
Совершив первую часть молитвы — Господи
и Владыко живота моего, — полагается
положить великий поклон. Затем, став прямо,
по-прежнему обратив мысль и чувства к Богу, следует
произносить вторую часть молитвы — Дух
же целумудрия — и, окончив ее, снова
сотворить поклон великий. После произнесения третей
части молитвы — Ей, Господи
Царю — полагается третий земной
поклон. Затем полагается 12 поклонов поясных
(«излегка утомления ради») со словами:
Боже, очисти мя (меня)
грешнаго. Совершив малые поклоны,
снова читают молитву святого Ефрем Сирина, но не
разделяя на части, а всю целиком, и в конце ее
полагают земной поклон (четвертый). Эта святая
молитва произносится на всех седмичных великопостных
службах, то есть за исключением суббот и воскресений.
На вечерне полагается по одному земному поклону после
песнопений Богородице Дево, радуйся; Крестителю
Христов; Молите за ны, святии апостоли.
На великом повечерии должно внимательно слушать чтение
церковных молитв. После Символа веры, при пении
Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас
грешных и прочих молитвенных стихов, по
окончании каждого стиха полагается земной поклон, в
полиелейные празднования — поясной.
О поклонах при чтении Великого канона Андрея Критского в
Уставе сказано: «Творим же на кийждо тропарь
метания три, глаголюще настоящий припев: Помилуя
мя, Боже, помилуй мя».
На Господи сил, с нами
буди и прочих стихах
полагается по одному поясному поклону.
При произнесении священником великого отпуста —
молитвы Владыко, Многомилостиве
необходимо преклониться до земли, с сердечным умилением
испрашивая у Господа прощение согрешений.
После тропарей часов с их стихами (1-го часа:
Заутра услыши глас мой; 3-го часа:
Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа;
6-го часа: Иже в шестый день же и час;
9-го часа: Иже в девятый час)
полагается по три земные поклона; на тропаре
Пречистому образу Твоему — один
поклон до земли; на всех часах по окончании Богородичнов
(на 1-м часе: Что Тя наречем, о
Благодатная; на 3-м часе: Богородице,
ты еси лоза истенная; на 6-м часе: Яко
не имамы дерзновения; на 9-м часе: Иже
нас ради рождейся) совершается три малых
поклона.
В чине изобразительных, во время пения Блаженн:
Во Царствии Твоем помяни нас, Господи,
после каждого стиха с припевом полагается делать малый
поклон, а при последнем трехкратном пении Помяни
нас полагаются три поклона до земли; по молитве
Ослаби, остави, хотя и нет указания в
Уставе, но древним обычаем принято всегода полагать
поклон (поясной или земной — по дню).
На литургии Преждеосвященных Даров на вечерне, во время
чтения третьего антифона 18-й кафизмы, когда Святые Дары
переносятся с престола на жертвенник, а также при при
появлении священника со свечой и кадильницей в отверстых
царских вратах, произносящего перед чтением второй
паримии: Свет Христов просещает всех!
полагается припадать ниц до земли. Во время пения:
Да исправится молитва моя моление всего
народа совершается с преклонением колен; певцы и чтец
встают на колени поочередно по исполнении положенного
стиха; по окончании пения всех стихов молитвы положены
три поклона до земли (по обычаю) с молитвой святого
Ефрема Сирина. Во время великого входа, при перенесении
Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол, народу
и певцам следует припадать ниц до земли из благоговения
к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых. По окончании
пения Ныне силы
Небесныя полагаются три
поклона до земли, по обычаю, так же с молитвой
святого Ефрема Сирина
Заамвонную молитву
священника надлежит слушать со вниманием, прилагая
ее смысл к сердцу, и по окончании ее совершить
поклон поясной.
В Страстную седмицу земные поклоны прекращаются с
Великой среды. В Уставе об этом говорится так: «На
Буди Имя Господне: поклоны три, и абие
упраздняются совершенно в церкви бываемые земные
поклоны; в келлиях же даже и до Великого Пятка
совершаются. Поклонение Святой Плащанице в Великую
Пятницу и Великую Субботу, подобно как и Святому Кресту,
сопровождаются тремя земными поклонами».
Житие Ефрема Сирина
Создателем молитвы «Господи Владыка живота моего» традиционно считается святой Ефрем Сирин – христианский подвижник, зашедший далеко в любви к Господу. Молитва имеет большую силу, поэтому занесена в молитвослов.
До того, как Господь дал шанс стать ближе к Нему, Ефрем вел свободный образ жизни. Ему нравилось причинять боль людям, особенно беднякам. Он не видел разницы между чужими людьми и близкими, поэтому оскорблял всех одинаково. Основную цель жизни он видел во вреде другим и блудливых делах.
Однажды с ним произошел поворотный момент. В местности, где жил будущий святой, был похищен скот. В списке подозреваемых оказался Ефрем. Обвинение было ложным, он не имел к этому делу никакого отношения, но никто ему не поверил. «Преступника» посадили в тюрьму.
В один из дней его заключения, его посетил незнакомец, который подтвердил, что заключенный невиновен, однако, лежит ли на нем иная вина? Он предложил Ефрему переосмыслить свою жизнь и вспомнить случай, когда он делал больно другим людям.
В этот момент узник вспомнил свои темные дела. Особенно выделился случай его буйного юношества, когда он выпустил корову из загона одного бедняка. Корова побежала в сторону леса. Там ее настиг волк и задрал. Жизнь бедняка только усугубилась, для его семьи наступили голодные времена. Однако Ефрему ничего за это не было.
Он раскаялся и понял, каким ужасным человеком он был до этого момента. Незнакомец пообещал, что виновный обязательно будет найден. И так произошло. Оказалось, никакого хищения скота не было. Стадо задрали волки, потому что пастух не уследил за ним. В итоге, наказание понес пастух, а Ефрема выпустили на свободу.
Выйдя из заключения, будущий святой по-новому посмотрел на Божественный Промысел и стал вести подвижнический образ жизни. Мирская суета была оставлена им, и он стал проповедовать о любви Божьей.
Испытанное чувство глубокого покаяния и благодарности Богу за его блага стало естественным для Ефрема Сирина. На протяжении жизни он старался отблагодарить Господа за все Его милости, проистекающие в наш мир.
Суть молитвы заключается в том, что молящийся, осознавая свою духовную бедность, стремится стать ближе к Создателю, освободиться от мирских пороков страстей.
Ее принято читать во время Поста, когда силы человека направлены на преображение. Обрести желаемое можно лишь с дозволения Божьего. В этот день молящиеся просят о прощении себя и своих близких.
Грехи, против которых помогает молитва
- Лень, небрежение, бесцельное времяпровождение — христианам следует избегать пассивности, они должны стремиться к созиданию, духовному восхождению. А это возможно только в том случае, когда человек ясно видит цель своей жизни. Глубокий же смысл существования можно обрести только через веру, победив свой цинизм.
- Уныние — один из самых опасных грехов, является следствием праздности. Находясь в его власти, человек перестает воспринимать все хорошее, видит вокруг только черные оттенки. Надо понимать, что это козни дьявола, который стремиться отрезать душу человека от света Божия.
- Любоначалие — стремление к власти над другими (здесь не имеются в виду должности). Молитва «Господи и Владыко живота моего» рассматривает этапы духовного падения. Следующий шаг — желание решать свои проблемы за счет других. Более того — человеческое «Я» вытесняет Бога из всех сфер жизни. Так духовное умирание распространяется на окружающих. Человек, лишенный морального стержня смотрит на окружающих лишь как на средство достижения собственных эгоистичных устремлений.
- Празднословие — великий дар речи многие используют безответственно. А ведь именно он роднит нас с Господом. Словом можно исцелить или уничтожить ближнего, дать ему надежду или ввергнуть в соблазн. Язык может быть как источником спасения, так и великого осуждения для человека, ведь с уст слетает то, что рождается в душе — об этом предупреждал Христос.
- Молитва Пансофия Афонского
- Молитва Святому Спиридону о работе и деньгах — найдете здесь
- Молитва Иоанну Милостивому — https://bogolub.info/molitva-ioannu-milostivomu-chitat-i-slushat-tekst-onlajn/
Другие обращения к святому
В день памяти святого (10 февраля) на богослужениях поют тропарь, кондак, величание, акафист.
Глас 8
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, /
и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, /
и был еси светильник вселенней, /
сияя чудесы, Ефреме, отче наш, /моли Христа Бога спастися душам нашим.
моли Христа Бога спастися душам нашим.
Глас 8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо Крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи бессмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобне Ефреме, дух твой.
Кондак
Час при́сно прови́дя Суда́,/ рыда́л еси́ го́рько, Ефре́ме, я́ко любобезмо́лвный,/ де́лателен же был еси́ в де́лех учи́тель, преподо́бне.// Те́мже, о́тче всеми́рный, лени́выя воздвиза́еши к покая́нию.
Ублажаем тя, преподобне отче Ефреме, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.
Молитвы
К преподобному обращаются, когда хотят преодолеть в своем характере гневливость и нетерпимость к чужим недостаткам, испросить у Господа время на покаяние.
Толкование покаянной молитвы
Если вникнуть в молитву поглубже, то можно заметить непривычное словосочетание. В ней просьба к Богу выражается не только от избавления таких и таких-то пороков, а также в получении перечня добродетелей. В ней говорится именно о духе пороков и духе добродетелей. Здесь под духом подразумевается запах, след порока, от которых избавиться гораздо труднее, чем от самого порока. Дух благодетели — это запах благоухания Христа!
Последовательность пороков
Важно рассмотреть очерёдность пороков:
- На первое место Ефрем Сирин ставит дух праздности, тем самым подчёркивая его гибельность, опасность, бесцельность. Праздность — мать многих других пороков: мечтания, безделья, бедности, нищеты, воровства (жить на что-то надо!), лжи, других грехов. Праздность Духа приводит к гибели души.
- На втором месте дух уныния — дух упадка. Это одно из главных орудий дьявола, с помощью которого он человека заставляет терять ревность о Боге, в исключительных случаях, доводит до самоубийства. Часто уныние — это плод праздности, потому что люди сами не могут творить добро, и за помощью к Богу обратиться не способны.
- На третьем месте дух любоначалия — стремление к власти, первенству, вождизму. Причём везде: в семье, в политике, в коллективе. Жажда власти погубила архангела (главного ангела), ставшего сатаною. Часто причиной любоначалия становятся зависть, лень, уныние, потому что они извращают жизнь, лишают её смысла. Дух любоначалия есть в каждом человеке, он проявляется с самого раннего детства.
- На четвертом месте дух празднословия — о котором Сам Иисус Христос в Евангелие от Матфея (гл.12, стих 36) сказал: за всякое праздное слов, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда… Праздные слова — это брань, осуждение, оскорбление, злословие. Даже если сам человек не произносит их, он должен сторониться празднословящих людей, искать общества мудрых немногословных единомышленников. Святые отцы учат, что в Великий Пост Дух жизни должен стремиться подчинить себе плоть, а для этого нужно начать с малого: обуздать свой язык, не позволять ему праздно болтать.
Видео: толкование первой части молитвы Ефрема Сирина
Последовательность добродетелей
Теперь рассмотрим очередность добрых дел:Дух целомудрия — это каждодневная борьба со своей плотью: похотью, похотливостью, блудливостью. Даже старцы, всю жизнь прожившие в одиночестве, просили о духе целомудрия. Эта добродетель даёт духовный контроль не только над телом, но и над эмоциями. Целомудрие — это чистые слова, дела, мысли!
Дух смиренномудрия — это желание стать подлинным воином Христа. Недаром самая первая, самая важная, заповедь блаженства — заповедь о смирении свое гордыни. Чем больше чиститься душа от греховной грязи, тем меньше она любуется собой. Духовное зрение видит — гордиться тут нечем. Нужно помнить, что Бог только смиренным даёт благодать, а гордым противиться.
Дух терпения — это самое надежное средство для спасения души. Сам Иисус Христос сказал: «Терпением вашим спасайте души ваши» Евангелие от Луки 21:19. Только терпение помогало апостолам противостоять скорби, гонениям, преследованиям, мученической смерти. Эта благодетель даёт умение надеяться, ждать, верить.
Дух любви — основа Христианских заповедей, главная цель духовных трудов и подвигов. Именно любовь помогает верующим поменять осуждение к ближним на прощение и милость. Самый яркий пример — земная жизнь Христа, непрерывная проповедь о любви. Если смягчить окамененное сердце, очистить его от грубости, жестокости, то в него придёт любовь, которая приблизит человека к Богу.
Видео: толкование 2-й части молитвы Ефрема Сирина
Молитва Ефрема Сирина заключительная часть
В конце покаянной молитвы произносится черезвычайно важное прошение:
Эта просьба касается рассмотрение прегрешений наших. Забывая о ней человек постоянно грешит, чаще всего осуждением братьев своих. А ведь без поиска нечистот греховных в сердце, нельзя избавиться от них через покаяние и очищение. Только когда человек видит свои прегрешения, тогда он старается всеми силами освободиться от них.
Видео: толкование третьей части молитвы Ефрема Сирина
Знаменитый богословский стих был написан в IV веке великим Отцом Церкви, христианским поэтом — преподобным Ефремом Сириным. Он жил и творил в Сирии, был сирийцем, сочинял на сирийском языке. Ещё при жизни его стихи и молитвы были переведены на греческий язык, переводы которых сохранились до наших дней. Великопостная молитва Ефрема Сирина на сирийском языке утеряна.
Невозможность видеть вещи, как они есть
Целомудрие! Если не придавать этому слову, как это часто делают, только его сексуальное, побочное значение, то его надо понимать как положительную противоположность духа праздности. Праздность прежде всего означает рассеяние, разделение, изломанность наших мнений и понятий, нашей энергии, невозможность видеть вещи, как они есть, в их целом. Противоположность праздности и есть именно целостность.
Если обычно считают целомудрие добродетелью, противоположной сексуальному развращению, то это происходит только благодаря тому, что изломанность нашего существования нигде так себя не выражает, как в сексуальном разврате, в отчуждении жизни тела от жизни духа, от духовного контроля. Христос восстановил в нас целостность, восстановил настоящую иерархию ценностей, приведя нас обратно к Богу.
Отсутствие интереса к другим людям
Любоначалие! Любовь к власти. Как ни странно это может показаться, но именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают все наше отношение к жизни, опустошают ее и лишают ее всякого смысла; они заставляют нас искать возмещения в совершенно неправильном отношении к другим людям.
Если моя душа не направлена к Богу, не ставит себе целью вечные ценности, она неизбежно станет эгоистичной, эгоцентричной, а это значит, что все другие существа станут средствами для удовлетворения ее желаний и удовольствия. Если Бог не Господь и Владыка моей жизни, то я сам превращаюсь в своего господина и владыку, становлюсь абсолютным центром моего собственного мира и рассматриваю все с точки зрения моих необходимостей, моих желаний и моего суждения.
Любоначалие, таким образом, в корне извращает мое отношение к другим людям, стараясь подчинить их себе. Оно не всегда побуждает нас действительно командовать и властвовать над другими людьми. Оно может выражаться также в равнодушии, презрении, отсутствии интереса, внимания и уважения к другим людям. Дух праздности и безнадежности в этом случае направлен на других; и духовное самоубийство соединяется здесь с духовным убийством.
История
Авторство глубокого по смыслу текста приписывают Ефрему Сирину. Учитель церкви жил в 3 веке, родом был из Сирии (отсюда его прозвище). Был очень хорошо образован, сочинения его читались уже тогда в храмах как назидание верующим. Святой оставил после себя не только толкование на Библию, но и составлял молитвы. На русский язык переведена лишь малая часть его трудов. Особое место в творчестве подвижника веры занимала духовная поэзия, из которой составлялись целые сборники духовных песен.
Об этой молитве сам Александр Пушкин написал одно из своих стихотворений. Она подкрепляла духовные силы поэта и будила в нем духовные силы. Такова сила воздействия покаяния, которое вложено в слова великим подвижником христианства.
Чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее становимся
За целомудрием и смирением естественно следует терпение. «Падший» в своей естественной природе человек — нетерпелив, т. к., не видя самого себя, он скор на суд и осуждение других. Это понятия обо всем неполные, изломанные, искаженные; поэтому он судит обо всем согласно со своими вкусами и со своей точки зрения. Он равнодушен ко всем, кроме как к самому себе, поэтому он хочет, чтобы жизнь для него стала немедленно удачной.
Терпение поистине божественная добродетель. Господь терпелив не потому, что Он «снисходительно» к нам относится, но потому, что Он видит реально самую глубину вещей, которую мы по своей слепоте не видим, и которая открыта Ему. Чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее мы становимся, тем более отражаем в себе свойственное одному Богу бережное отношение, уважение к каждому отдельному существу.