Двуглавый орел как символ власти в византии и герб палеологов

Российские видоизменения

Став символом уже Московского государства (а затем Российской империи, Российской Федерации), двуглавый орел претерпел некоторые изменения:

  • Иван Третий совместил это изображение с московским гербом — Георгием Победоносцем, поражающим копьем змия.
  • В XVII веке в лапах у гербовой птицы стали изображать державу и скипетр. Это были традиционные регалии монархических государств.
  • Федором Иоанновичем между головами орла, увенчанного коронами, размещен православный крест. Это неслучайно — в 1589-м было учреждено патриаршество, что означало церковную независимость России.
  • При Михаиле Романове на грудь орла вновь добавили изображение святого Георгия Победоносца.
  • Павел Первый добавил на российский герб мальтийскую символику — корону и крест. При Александре Первом она была убрана.
  • После Отечественной войны орла стали изображать с расправленными опущенными крыльями. В лапах он стал держать венок, факел и молнии вместо державы и скипетра.
  • При Александре Втором геральдического символа коснулись самые серьезные изменения. Правитель для этого создал специальное Гербовое отделение. Изменили изображение как орла, так и Георгия Победоносца. Новый герб был утвержден в 1857 году. В таком виде он просуществовал вплоть до падения Российской империи в 1917-м.

Ее преемник, СССР, отменил царский геральдический знак. Вместо него стал использоваться совершенно иной герб — серп и молот.

Византийская культура

1. Философия и образование. 4

2. Архитектура и музыка. 5

3. Литература в Византии. 7

4. Фресковая живопись Византии.. 9

5. Декоративно-прикладное искусство Византии.. 9

6. Иконопись в Византии.. 11

7. Развитие художественной культуры.. 12

Заключение. 16

Список использованной литературы.. 17

Введение

Рождение византийской цивилизации историки связывают с основанием ее столицы города Константинополя.

Город Константинополь был заложен императором Константином в 324 году. И основан был на месте римского поселения Византии.

Фактически история Византии как самостоятельного государства начинается в 395 году. Лишь в эпоху Возрождения придумали название «византийская цивилизация».

Константинополь, явившийся центром основания византийской цивилизации, был удачно расположен.

Цель данной работы состоит в анализе основных направлений культуры Византии.

Информационной базой работы послужили учебники по культурологи, истории и пр.

1.Философия и образование

Философия

Философская мысль Византии формировалась в период, когда в Восточной Римской империи была создана религиозно-философская доктрина, объединяющая учение Платона и понятие о Логосе как об одной из ипостасей Троицы и о Христе-богочеловеке, примиряющем земное и небесное. Победа официального православия повлекла за собой закрытие Александрийской и Афинской школ императором Юстинианом I в 1529 г.

и означала фактически конец светской философии. С конца IV в. в Византии прочно утвердилась церковная литература. На базе церковных канонов и Священного писания основывается христианское учение.

Наиболее известные отцы восточной церкви — Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, феодорит Критский.

Этот период характеризуется неоплатонизмом как самым распространенным философским учением, в котором сочетаются стоическое, эпикурейское, скептическое учение с примесью элементов философии Платона и Аристотеля.

В V-VI вв. в неоплатонизме появляются два ответвления: дохристианское и более позднее, в котором неоплатонизм является основой идеологической христианской доктрины. Выдающимся представителем этой школы был Псевдо-Дионисий Ареопагит. Его учение было усовершенствовано Максимом Исповедником и прочно вошло в духовную жизнь византийского общества.

Второй период византийской философии — это иконоборчество, идеологами которого были иконопочитатели Иоанн Дамаскин и Федор Студит.

В третьем периоде развиваются рационалистические философские концепции, философия объявляется наукой, которая должна исследовать природу вещей, приводить эти знания в систему (XI в.).

Последний период византийской философии характеризуется развитием религиозно-мистического направления как реакции на рационализм.

Наиболее известен исихазм (Григорий Палама). Имеет сходство с Йогой: очищение сердца слезами, психофизический контроль для достижения единения с Богом, самососредоточение сознания.

Образование

В IV-VI вв. сохранялись старые научные центры (Афины, Александрия, Бейрут, Газа) и возникали новые (Константинополь).

В 1045 г. был основан Константинопольский университет с двумя факультетами — юридическим и философским. Книги переписывались в основном на пергаментах и были очень дороги. Хранилищами книг были монастыри и частные библиотеки.

С конца VII в. по IX в. высшее образование практически исчезло и возродилось лишь в конце века.

Архитектура и музыка

Архитектура

В искусстве Византии неразрывно связаны утонченная декоративность, стремление к пышной зрелищности, условность художественного языка, резко отличающая его от античности, и глубокая религиозность.

Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной красоты. Эти особенности ярко проявились как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве.

Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями.

Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания «слова божьего».

Византийская геральдика

Существовали ли флаг и герб Византийской империи? В первую очередь отметим, что история византийской геральдики охватывает сравнительно небольшой период существования этого могущественного государства. Связано с тем, что геральдика появилась только в XII в.

На официальных государственных мероприятиях нередко использовали некоторые эмблемы и символы. Также их изображали на знаменах и щитах. Самыми распространенными такими символами были лабарум (государственное знамя великого императорского Рима) и крест.

Историкам также известно, что некоторые символы отображались и на печатях. Чаще всего это крест, изображение Богородицы и Иисуса Христа, различных святых. Однако по большей части это была более личная, нежели фамильная символика.

История Византии — кратко об основных событиях

Рассмотрим подробно основные этапы развития государства.

Период Время События
Император Юстиниан 527-565 гг. 1.      Присоединена часть Испании и вся Италия.

2.      Создано законодательство и документально зафиксировано (свод правил).

3.       Развивается торговля, наука и духовная жизнь народа.

Император Ираклий 610-641 гг. Начало правления стало первой предпосылкой к распаду государства:

1.      В первые годы часть земель Византии принадлежала Персии, позже они были отвоеваны.

2.       Император положил начало расколу церкви.

Император Лев III Исавр 717-740 гг. 1.      Присоединение территории арабов.

2.       Установление частичного византийского права (появление первого такого законодательного документа).

Император Лев VI Мудрый 886-912 гг. Восстановление государства:

1.      Войны с болгарами и арабами.

2.       Походы на Русь.

Присоединение Болгарии 1018 г. При Василии II произошел полный захват Болгарии.
Мирный договор Киевской Руси и Византии 1046 г. В результате войны в 1043-1046 годах между Русью и этим государством был подписан взаимовыгодный мирный договор.
Раскол православной и католической церкви 1054 г. Римские церкви не любили власть императора, поэтому ждали ослабления Византии из-за иконоборческого движения.

В 1054 г. представители обеих церквей «проклинают» друг друга.

Император Алексей Комнин 1081 г. Именно при нем Византия пала перед норманнскими войсками, завоевавшими основные ее земли.

В Византии жили не византийцы

На ту же тему

Тест: знаете ли вы историю Византии?

Такого народа как «византийцы» никогда не было. В империи жили римляне, или по-гречески — «ромеи». Всякий гражданин империи, независимо от своей национальности, становился римлянином по праву рождения. Конечно же ромеи прекрасно отличали одни народы империи от других и хорошо понимали разницу между греком, славянином, сирийцем и армянином. Но все они оставались римлянами и говорили на одном государственном языке, порой сохраняя язык предков для домашнего общения.

Была ли Византия государством греков? Культурное возрождение, начавшееся при последней династии Палеологов, стало заключительным взлётом греческой культуры и национального самосознания. На сплочение народа, особенно его образованной части, повлияли такие факторы, как освобождение Константинополя от власти западноевропейцев и попытки отстоять православие, которому угрожали одновременно католицизм и ислам.

Поздняя империя, отрезанная от большинства владений, населяемых другими народами, уже стояла на пути к превращению в греческое государство, но так и не прошла этот путь до конца. Несмотря на тотальное преобладание греческой культуры, Византия так и осталась космополитической страной, в которой встречались представители самых разных народов и где императору могли служить не только его подданные, но и варяги, франки, итальянцы, русы.

Предпосылки распада империи

Такая политика вызывала ответную реакцию во вновь покоренных землях, византийцы, как и их предшественники римляне, повторяли аналогичные ошибки: завоевав огромную территорию, они не могли ее в полной мере контролировать. Поэтому ответить на вопрос: «Какие народы населяли Византийскую империю при Юстиниане?» — можно по-разному, смотря какой временной промежуток из его правления имеется в виду. Но даже в этом случае восстания и нападения славян откалывали от империи то одну, то другую части, и Византии приходилось снова, предпринимая титанические усилия, покорять отложившиеся народы. Однако император Юстиниан не только воевал. Огромное развитие получила архитектура, создаются истинные произведения искусства, именно тогда появляется величественный храм св. Софии в Константинополе, большое развитие получила книгоиздательская деятельность. История Византийской империи — ярчайший пример государственного строительства, потрясающего искусства, соседствующего с небывалой жестокостью и деспотией.

Герб Византийской империи

Византия – государство, созданное на обломках великой предшественницы Римской империи – располагалось на территории нескольких современных государств и трех частей света: Европы, Азии и Африки.
Это предопределило тот факт, что в состав общности, населяющей Византийскую империю, входило, по меньшей мере, с десяток различных народностей.

Европейская часть государства, на территории которой располагалась столица Константинополь, по большей части была заселена греками и этническими группами, из которых позже была сформирована итальянская народность. Что касается восточных территорий империи, то на них преобладающими народами были армяне и сирийцы. За время существования Византии ее границы существенно менялись, поэтому регулярно изменялся и этнический состав населения. Периодически на ее территории проживали племена и группы южных славян, готов, половцев, арабов, печенегов.

Но наибольшее влияние на развитие и жизнь государства оказывали два основных народа, между которыми шла постоянная борьба за власть, – греками на западе и армянами на востоке империи.

Император Константин I – основатель Византийской империи

Дополнительные перекладины

Ставротека. Византия. XII век. Италия. Нонантола. Аббатство Нонантола

Но параллельно с такими крестами встречаются и кресты, напоминающие об изначальной исторической форме (чаще всего, это относится к крестам-реликвариям, содержащим частицу Животворящего Древа). И хотя изображения сохраняют известную степень декоративности, но намеки на табличку и подножие исторического Креста, на котором был распят Спаситель, все же присутствуют в виде дополнительных перекладин. Перекладина вверху, таким образом, напоминает о табличке, а внизу – о подножии.

Часто встречается только верхняя перекладина. Этот вариант креста позднее вошел в западноевропейскую геральдику под названием  «патриаршего» или «архиепископского». Его изображение можно увидеть в гербах католических архиепископов (в отличие от гербов епископов, где крест только с одной перекладиной). Такой же крест с двумя перекладинами встречается в гербах великих герцогов Лотарингских (он так и называется – «лотарингский крест»), в современных гербах Венгрии, Словакии и Литвы.

Крест прп. Евфросинии Полоцкой. Изображение из книги «Белоруссия и Литва», 1889

Такую же форму имел исторический крест прп. Евфросинии Полоцкой – реликвия белорусского народа, который, к сожалению, был утрачен во время Великой Отечественной войны.Нижняя же перекладина, символизирующая подножие, могла изображаться в простой форме, как и остальные перекладины креста, но порой ей придавали некий условный объем (в той мере, как средневековое искусство его понимало).

Со временем нижняя перекладина стала эволюционировать и получила наклон, которому много позднее стали придавать отдельное символическое значение.

Крест восьмиконечный процветший. Миниатюра рукописи. Византия. XI век. Испания. Мадрид. Национальная Библиотека Испании

Такой крест со временем получил большее распространение на Руси, и именно эту форму стали позднее именовать «православной».

Разумеется, рассказать обо всех исторических формах креста в небольшой статье невозможно. Но мы и не ставили перед собой такую задачу. Нам бы хотелось донести одну простую мысль – восьмиконечный крест, который называется православным, – это лишь одна из форм крестов, принятых Церковью. Само наименование «православный», использующееся относительно креста, – довольно условное и позднее. И уж если историческая форма данного восьмиконечного креста и называется православной, то нельзя делать автоматический вывод о том, что другие исторические формы уже «неправославные» или того хуже – «масонские».

Церковь одинаково почитает различные формы крестов, которые так или иначе напоминают нам о крестной смерти и искупительном подвиге Господа Иисуса Христа.

Дмитрий Марченко

Примечание:

1. Цитируется по книге «Древнерусское искусство». М., 1975.

Минологий Василия II

Начало XI века. Ватиканская библиотека

20 тысяч мучеников никомидийских. Миниатюра из Минология Василия II. Начало XI века

X–XI века в Византии стали временем больших агиографических  Агиография — совокупность житий святых и других жанров, посвященных жизни и деятельности святых, таких как чудеса, мученичества и проч. проектов вроде минология  Минологий — сборник житий святых, расположенных в порядке их поминовения в течение литургического года (с сентября по август). Симеона Метафраста, стилистической унификации житийных текстов и составления сборников, свободных от доиконоборческих маргинальных сюжетов.

Рукопись, ныне хранящаяся в Ватикане, была задумана как роскошный иллюстрированный сборник житий святых, преподнесенный императору (976–1025). Каждое житие занимает всего 16 строк на странице, тогда как остальная ее часть отведена под миниатюры. Это уникальный для византийского книгописания случай подчинения текста изображению: миниатюры были написаны первыми (на нескольких страницах область текста так и осталась пустой). Кодекс сохранил имена восьми художников, трудившихся над созданием 430 иллюстраций — беспрецедентный материал для анализа не только почерка мастеров, но и вопроса об их кооперации внутри артели.

Минологий Василия II — блистательный пример зрелого византийского искусства: на миниатюрах с портретами святых и сценами их мученичества найден тонкий баланс между имитацией реальности, характерной для Античности, и средневековой условностью и аскетичностью. Естественные, свойственные природе формы превращаются в геометрические; мягкие полутона — в золотой ассист  Ассист — линии, нанесенные золотом по красочному слою. Символизирует божественный свет.; лица с индивидуально-конкретными чертами — в застывшие симметричные лики.

Откуда пришло изображение двуглавого орла

Двуглавый орел – символ Российской Федерации. Однако на протяжении всей истории он присутствовал во многих культурах: Древней Персии, Римской и Византийской Империи, Скандинавии. Впервые двуглавый орел появился на русских монетах в конце 15 века. Иван III в 1497 году сделал черного орла официальной эмблемой Российского Императорского Двора. Данный символ использовался на официальных и личных гербах, почтовых марках, монетах, военных флагах и знаменах.

Иван III принял двуглавого орла из Византийской культуры после женитьбы на принцессе Софье Палеолог, дочери византийского императора в 1469 году. В 1497 году появилась первая официальная российская печать с двуглавым орлом. Некоторые историки и археологи считают, что символ двуглавого орла появился на Руси раньше, и отмечают, что в Византии он использовался как личный или религиозный символ, а не как государственный. Изображение гордой птицы появлялось на одежде и монетах императоров, символизируя единство. Ученые предполагают, что российские правители переняли этот символ от Священной Римской империи, или же он был завезен в Россию как православный христианский символ, который переняла христианская церковь.

Чей же лук со стрелами

В предыдущей главе мы уже упоминали загадочный герб «короля Руси» — синий щит с изображением двух рук, натягивающих лук перед выстрелом. Точно такой же герб изображен и в практически копии гербовника Конрада Грюненберга — гербовнике Георга Ортенбурга, 1602 года.

Герб «Короля Руси» в гербовнике Конрада Грюненберга. 1480 г.

Тот же русский герб в Гербовника Георга Ортенбурга. 1602 года (фактически — копия рисунка из Грюненберга).

Украинские исследователи считают, что это одно из первых изображений герба города Киева. Действительно изображение самострела, арбалета или куши — первый известный городской символ Киева. Однако есть ряд обстоятельств, заставляющих засомневаться в «киевской» версии:

Как правило, древние гербовники имеют четкую структуру: например, сначала описываются гербы королевств в пределах Священной Римской империи, затем королей, не входящих в империю, затем — восточных владык, информации о которых мало, затем — полуфантастические государства, затем — страны, о которых вообще почти ничего не известно (вроде полумифического царства пресвитера Иоанна или страны людей с собачьими головами); а после завершения описания гербовладельцев королевского сана начинают рассказывать о следующих в феодальной иерархии группах: великих герцогах, герцогах, епископах и т.п.

Давайте посмотрим, в какой части гербовника Конрада Грюненберга расположен якобы киевский герб. Итак листаем гербовник: идет рассказ об императоре Священной римской империи, королевствах в пределах Германии, затем — соседи Германии, потом окраины Европы — короли Сицилии и Калабрии; потом другая окраина — король Польши (вместе с гербами Литвы и Руси с центром во Львове); затем короли Наварры, Гранады, короли Далмации и Хорватии; со следующей страницы начинаются сомнительные гербы короля Эфиопии, библейской Сабы, несколько индийских королей, императоры Китая. Персии, несколько гербов татарских ханов, герб Эдома близ Иудеи, герб библейского короля Балтазара, несколько неизвестных гербов, и наконец — герб «КОРОЛЯ РУСИ». После него идут еще несколько сложноидентифицируемых «королей», а затем автор переходит от фантазий к вполне адекватной информации о следущей ступени иерархии — европейских герцогах.

Будь герб с руками, луком и стрелой действительно гербом Киева, он должен был размещаться либо в разделе Польского королевства (там же, где герб Руси с центром во Львове), либо в разделе великих герцогов (князей), рядом с Мазовией. А фактически руки с луком размещены среди малоизвестных европейцам азиатских «королевств», но именно самостоятельных королевств, а не зависимых от них герцогств или княжеств. Наиболее естественно было бы разместить там именно герб Московской Руси, информации о которой (тем более, достоверных сведений о ее гербе, у европейцев не было).

Вы спросите, а почему же не осталось никаких поздних свидетельств о связи лука со стрелой и герба Московии? Во-первых, герб в гербовнике Грюненберга скорее всего фантазийный, приписанный Москве (равно как и большинство гербов азиатских «королей»), а во вторых — свидетельства остались: на хорошо известной в древности карте Олафа Магнуса рядом с сидящим на троне царем Иваном Васильевичем изображен как раз гербовый щит со всадником, натягивающим лук (а совсем не копейщик).

Морская карта Carta Marina Олафа Магнуса 1539 г. Рядом с царем Иваном Васильевичем (MAGNUS PRINCEPS MOSCOVITAR) изображен герб — всадник, стреляющий из лука.

История

Беркут часто использовался на знамени Персидской империи Ахеменидов . Орел (или связанная с ним царская птица варгна ) символизировал хварену ( данную Богом славу), а семья Ахеменидов ассоциировалась с орлом (согласно легенде, Ахемена был воспитан орлом). Местные правители Персиды в эпоху Селевкидов и Парфян (III-II вв. До н.э.) иногда использовали орла в качестве украшения своего знамени. Парфяне и армяне также использовали знамена орлов.

Европейская геральдика

Мемориальная доска из слоновой кости Каролингов с изображением орла Святого Иоанна с нимбом, музей Виктории и Альберта.

Ранний геральдический орел на печати Вены (1239 г.)

Или два орла, вооруженных соболем, для Хомберга ( Цюрихский гербовник , ок. 1340 г.). В то время орел, изображенный черным на золотом, все еще мог использоваться для семьи низшего дворянства без ассоциации с имперским орлом.

Королевский герб Фридриха IV Германии (1446 г.)

Императорское знамя для Карла V (Якоб Калленберг, 1545 г.)

В Европе иконография геральдического орла, как и других геральдических зверей , унаследована от раннесредневековой традиции. Он основан на двойном символизме: с одной стороны, он рассматривался как символ Римской империи ( римский орел был введен в качестве стандартной эмблемы римских легионов под руководством консула Гая Мариуса в 102 г. до н. Э.); с другой стороны, орел в раннесредневековой иконографии олицетворял святого Иоанна Богослова , что в конечном итоге основывалось на предании о четырех живых существах в Иезекииле .

Однако в ранней геральдике или прото-геральдике XII века орел как геральдический заряд не обязательно был привязан ни к имперской, ни к библейской символике. Англо-нормандская семья Л’Эгль , владевшая замком Певенси и городком Певенси, использовала орла в качестве эмблемы в случае скоса оружия . Самое раннее известное использование орла в качестве геральдического символа можно найти в Большой печати Леопольда IV Австрийского , датированной 1136 годом. Адальберт I, герцог Текский, использовал орла на своей печати в ок. 1190.

К периоду позднего средневековья в немецкой геральдике орел превратился в символ империи и, таким образом, стал сравнительно редким за пределами гербов, заимствованных из имперской эмблемы. Первые свидетельства использования двуглавого рейхсадлера (имперского орла) относятся к середине 13 века ( Chronica Majora , c. 1250; Segar’s Roll , c. 1280). Немецкие короли до сих пор используют одноглавого орла на протяжении 14 века. В Италии , то гибеллины фракция (фракция лояльна к императору в выдвинутый конфликте между императорами и папами) начала показывать или орел соболь главным их гербы, известные как капо dell’impero или «главные из империя ». Точно так же немецкие города начали включать имперского орла в свои печати и гербы, чтобы обозначить имперскую непосредственность . Из-за такого использования использование геральдического орла к концу средневекового периода стало настолько тесно связанным с империей, что орел редко использовался в качестве независимого геральдического заряда. Примеры продолжающегося использования гербов орлов, основанные на традициях 13 века, включают польские , моравские и силезские гербы.

Безусловно, самый старый и самый распространенный способ изображения орла в геральдике — это то, что стало известно как выставленное ( éployée ), в прямом подражании римской иконографии . Тело орла изображено с боковой симметрией, но голова обращена в правую сторону. В позднесредневековых глаголах термин «орел» (среднефранцузский egle ) без уточнения относится к «выставленному орлу». В ранней современной английской терминологии стало общепринятым использовать выражение «орел». Также для английской геральдики характерно различие между «орлом с поднятыми крыльями» и «орлом с перевернутыми крыльями». Это связано с региональным английским соглашением об изображении кончиков крыльев, направленными вверх, в то время как в континентальной геральдике кончики крыльев изображались вниз («перевернутыми»). Позже английская геральдика частично приняла континентальную конвенцию, что привело к ситуации, когда было неясно, следует ли считать эти две формы эквивалентными. В немецкой геральдике не вошло ни в какое отношение, кроме «орла с перевернутыми крыльями», так что простое слово «орел» ( Адлер ) до сих пор относится к этой конфигурации.

Церемониальный знак

Церемониальный миниатюрный лабарум , который носил торжествующий император в 10 векеГюнтертух. С VI века до конца империи византийцы также использовали ряд других знаков различия. В основном они записываются в церемониальных процессиях, особенно в Де Церемониис

10-го века , но, возможно, они также были перенесены в битву. Когда они не использовались, они хранились в различных церквях Константинополя . Среди них были имперскиефламулы из золота и расшитого золотом шелка, а также знаки отличия, известные под общим названием «скипетры» ( σκῆπτρα ,skēptra ), которые обычно представляли собой символические предметы на посохе. Некоторые из них, так называемые «римские скипетры» ( ῥωμαϊκὰ σκῆπτρα ,rhōmaïka skēptra ), напоминали старуювексиллу с развешанной тканью ( βῆλον ,vēlon , от латинскогоvelum ). Другие знаки этого типа включалиэвтихию илиптихию ( εὐτυχία или πτυχία ), которые, вероятно, имели какое-то изображение Победы .

Еще одна группа, известная под общим

названием «скеуэ» (σκεύη), упоминается вDe Ceremoniis , в основном старых военных стандартах, передаваемых веками. Они былиlaboura (λάβουρα), вероятно, формойlabarum ; вkampēdiktouria (καμπηδικτούρια), потомки дубинки позднеримских бурильных мастеров илиcampiductores ;Signa (σίγνα, «знак»);drakontia (δρακόντια) иBanda . Вdrakontia явно потомки старой римскойDraco , а терминДраконарий для знаменосца выжил в 10 — м веке. Однако неизвестно, как выглядели более поздние стандарты. Согласно описанию Никиту Хониат , они по- прежнему включали Windsock , который былДрако ‘s отличительной чертой, но это может быть преднамеренным archaicism. Во всяком случае, использование дракона в качестве изображения хорошо засвидетельствовано еще в 14 веке.

Псевдо-Кодинос также перечисляет различные знамена и знаки отличия, используемые в имперских процессиях: один назван архистратигос

( ἀρχιστράτηγος , «главный генерал»); другой с изображениями известных прелатов и восьми стримеров, известных какоктаподионы ( ὀκταπόδιον , «осьминог»); другой в виде креста с изображениями св. Димитрия , св. Прокопия , св. Феодора Тиро и св. Феодора Стратилата ; другой изображает Святого Георгия верхом на лошади; другой в форме дракона (δρακόνειον,драконейон ); и еще один с императором на коне. Пара каждого существовала, и их несли процессиями, а во время кампании брали одну или две копии, в зависимости от размера императорского эскорта. Им всегда предшествовалискутерионы сдибеллионом (διβέλλιον), личным знаменем императора, вместе с имперским щитом (скутерион ), а за ними следовали знамена деспотов и других командиров со знаменамидемархов (головы кварталов Константинополя), идя в тыл. Вdibellion ‘ сек природа была обсуждена, но его название — скорее всего , смешанный греко-латинская соединение означает „двойнойпарус “ — по- видимому , описывает раздвоенный вымпел , по- видимому , западноевропейского происхождения.

Двуглавое приданое

Как известно, двуглавый орёл был гербом Византийской империи. Большинство историков объясняют его появление на Руси браком Иоанна III с византийской принцессой Софией Палеолог, которая и принесла этот геральдический знак в качестве «приданого». Конечно, Великий Московский князь мог легко отказаться от неорганичной для русского глаза птицы, но набиравшая политические обороты Москва нуждалась в серьёзных идеологических смыслах (сегодня это называют брендом) для международного признания. Дело в том, что на Западе были мало осведомлены в нюансах российской политической картины и полагали, что на Востоке расположена бескрайняя Татария, где люди пьют молоко кобылиц и спят на голой земле.

Двуглавый же орёл давал московским князьям возможность создать более цивилизованное позиционирование на международной арене, продемонстрировав западному сообществу блестящую «генеалогию» — преемство власти из Рима и Византии. Впоследствии при царе Василии III это разовьется в серьезную религиозно-политическую концепцию «Москва – Третий Рим».

Описание (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Представим описание герба Византийской империи. Это гербовая фигура в виде мифического орла, имеющего две головы. Одна из них строго смотрит вправо, другая — влево. Встречались и такие вариации: в гербе было два орла, расположенные друг за другом. От того, что изображен на заднем плане, видна была только голова.

Две головы тут изображены не случайно. Они не просто смотрят строго вправо и влево. Она из них будто обращена на запад империи, а другая — на восток.

Символ, таким образом, олицетворяет собой единство Азии и Европы, Запада и Востока. Двуглавый византийский орел — символ величия власти и ее божественности.

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

Византийская геральдика

Существовали ли флаг и герб Византийской империи? В первую очередь отметим, что история византийской геральдики охватывает сравнительно небольшой период существования этого могущественного государства. Связано с тем, что геральдика появилась только в XII в.

На официальных государственных мероприятиях нередко использовали некоторые эмблемы и символы. Также их изображали на знаменах и щитах. Самыми распространенными такими символами были лабарум (государственное знамя великого императорского Рима) и крест.

Историкам также известно, что некоторые символы отображались и на печатях. Чаще всего это крест, изображение Богородицы и Иисуса Христа, различных святых. Однако по большей части это была более личная, нежели фамильная символика.

В Византии долгое время не говорили на греческом языке

Несмотря на то, что с самого начала большая часть населения Восточной Римской империи состояла из греков и эллинизированных жителей Ближнего Востока, государственным языком империи была латынь. Ну а как ещё? После того, как на берег Босфора переехали сенаторы и органы власти, делопроизводство велось на том же самом языке, что и столетия назад. Да и население Нового Рима долгое время говорило на латыни.

Греческий язык стал государственным только в VII веке, при императоре Ираклии I. Когда влияние эллинистической части общества усилилось, латинский язык постепенно из народного превратился в бюрократический или высокий литературный язык. Но и после латынь долгое время оставалась языком юристов, тем более что корпус законов империи был латиноязычным и лишь дополнялся позднейшими законами, написанными по‑гречески.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector