Христианство

Возникновение христианства

Христианство возникло на почве иудаизма и первоначально расценивалось как секта.

В чем разница между иудеями и христианами? Иудаизм является национальной религией. Основу учения составляет избранность еврейского народа. Христианство является мировой религией. Оно объединяет всех последователей Иисуса Христа.

Разница состоит и в том, как молятся христиане. Конечно, молитва является частью духовной практики во всех религиях. Однако их тексты и исполнение существенно отличается. В христианстве существует несколько молитвенных правил. В иудаизме обязательных молитв нет.

Возникновение христианства[]

Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.

По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов (Деян. 11:26), существительное «Χριστιανοί» — христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом городе Антиохии в I веке.

Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но уже начиная с первых десятилетий, особенно благодаря деятельности апостола Павла, оно приобрело множество последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-й половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

Рождение Спасителя

Возникновение и распространение христианства связано с рождением, деяниями, смертью и воскрешением всего одной личности – Иисуса Христа. Основой новой религии стала вера в божественного Спасителя, биографию которого подают главным образом Евангелия – четыре канонических и многочисленные апокрифические.

В церковной литературе достаточно подробно, в деталях, описывается возникновение христианства. Кратко попытаемся передать основные события, запечатленные в Евангелиях. В них утверждается, что в городе Назарете (Галилея) простой девушке («деве») Марии явился архангел Гавриил и возвестил о предстоящем рождении сына, но не от земного отца, а от Духа Святого (Бога).

Мария родила этого сына во времена иудейского царя Ирода и римского императора Августа в городе Вифлееме, куда она отправилась уже вместе со своим мужем, плотником Иосифом, для участия в переписи населения. Пастухи, извещенные ангелами, приветствовали младенца, который получил имя Иисус (греческая форма еврейского «Иешуа», что означает «Бог-спаситель», «Бог меня спасает»).

По движению на небе звезды об этом событии узнали восточные мудрецы — волхвы. Следуя за звездой, они нашли дом и младенца, в котором признали Христа («помазанника», «мессию»), и поднесли ему дары. Затем семья, спасая ребенка от обезумевшего царя Ирода, отправилась в Египет, вернувшись, поселилась в Назарете.

В апокрифических Евангелиях поведаны многочисленные подробности о жизни в то время Иисуса. Зато канонические Евангелия отражают только один эпизод из его детства – путешествие на праздник в Иерусалим.

Процесс христианизации в мире

Мировая христианизация проходила следующим путем:

  • I век – была сделана апостольская проповедь, созданы общины в Александрии, Антиохии, Иерусалиме и Риме.
  • II-V век – основана миссия в Персии.
  • III век – проникновение религии в Британию.
  • IV век – принятие веры в Армении, Грузии и Эфиопии, указ Константина о свободе деятельности общин христиан в Риме, распространение религии в Сирии, Египте и на Аравийском полуострове.
  • IV-VI век – крещение германцев, франков, народов Кавказа и Скандинавии, повторная христианизация населения Британии.
  • IX век – принятие религии южнославянскими и восточнославянскими племенами.

Истоки учения и первые последователи

Наверняка каждый знает, что христианская религия основывается на Новом Завете — писании, в котором повествуется о жизни, деяниях и учениях Сына Божьего – Иисуса Христа. Однако новозаветные идеи тесно переплетаются с Ветхим Заветом, заимствованным из древнего Священного Писания иудеев Танаха, ведь история гласит о том, что Иисус из Назарета родился евреем, был обрезан, чтил и соблюдал иудейские традиции и праздники, был прихожанином синагоги. Первые единомышленники, верные последователи Христа, а затем и апостолы также были выходцами из еврейской общины. Именно эти люди, согласно Писанию, способствовали распространению христианского учения среди других народов, ранее исповедующих язычество.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что “первопроходцами” и распространителями христианской религии были евреи, населявшие территории Междуречья (Средиземноморье, Палестина), которые входили тогда в состав Римской Империи, а могущественное культурное влияние этого древнего государства позволило эффективно распространять новое вероисповедание среди других этнических групп. Вскоре последователи христианства появились на территориях Сирии, Армении, Эфиопии, затем религиозное течение распространилось среди славян, германских, финских и балтийских народов. Уже в новейшее время благодаря процессу колонизации, активным действиям миссионеров и проповедников религия нашла последователей в Америке, Австралии, Канаде.

Со временем христианская церковь претерпевала множество изменений, а нарастающая проблема в отличии религиозных и культурных традиций у разных народов привела к расколу и образованию трех разных направлений:

  • католицизм или католичество (под руководством Папы Римского);
  • православие (во главе церкви находится Константинопольский патриархат);
  • протестантизм (совокупность независимых церквей и религиозных союзов).

Условия и предпосылки христианства

В середине II века до н. э. Рим постоянно трясли гражданские войны, которые были направлены против рабовладельческой системы государства, социальных и экономических отношений. Ни одно стихийное восстание не переросло в настоящую революцию. Во-первых, Римская империя была очень могущественной, поэтому сломать ее основы обычными восстаниями и массовыми недовольствами было сложно. Во-вторых, низкий уровень самосознания населения. В-третьих, сильные различия между рабами и свободными крестьянами.

Гражданские войны привели к политическому и общественному кризису, распространению среди населения апатии и депрессивных настроений. На этом фоне стали развиваться мистические верования, которые исповедовали рабы, крестьяне, граждане Рима. Люди хотели верить, что волшебный мир и мистика избавят их от бед и проблем.

К другим условиям возникновения и развития христианства в Римской империи можно отнести следующие факторы:

  • Крах национальных религий и неприятие покоренными народами богов Рима.
  • Узкая направленность римских верований, которые ориентировались только на элиту общества.
  • Неудачные попытки императора Августа ввести культ императоров.
  • Распространение разных вариантов восточных культов, носивших земледельческий характер.
  • Появление в верованиях божества, которое умирает, а потом воскресает.
  • Красочная обрядность культов, что радикально отличало их от сухой римской религии.
  • Людей привлекал мистический и тайный характер, но только посвященные могли принимать участие в богослужениях.
  • Мессианизм восточных культов, поэтому быстро нашли отзыв в низах римского общества. Прибытие Мессии ожидали поклонники культа Митры и иудеи.
  • Системный кризис позднеантичной культуры, когда духовный вакуум был заполнен восточными культами и эзотерическими учениями.
  • Активные процессы расслоения общества и нарастание социального недовольства.
  • Деятельность Иисуса Христа, которого люди воспринимали как равного себе.

Митраизм в I веке до н. э. проник в римскую армию, которая постоянно поддерживала контакты с персами. Это способствовало распространению верования по провинциям Римского государства. Сначала митраизм охватил окраины империи, а потом проник в элиту общества. Так, императоры Комод и Аврелиан являлись последователями культа Митры.

Ранние христиане взяли у данного культа обряды, символы, догмы, которые глубоко пустили корни в обществе. В частности, крест, который у митраистов был вписан в круг. Так последователи культа обозначали солнце. Также христиане позаимствовали праздник Рождества Христова.

Митраизм стал основным конкурентом христианства, которое население приняло во многом из-за схожести с культом.

Источники христианства

Самое древние произведение религии – «Откровения Иоанна», в котором упоминаются общины евреев в Малой Азии. Из-за этого историки считают, что христианство возникло не в Палестине.

Малоазиатские евреи не выполняли предписания ортодоксального иудаизма, отказывшись от запретов и обрядов, которые касались одежды, общения с язычниками и пищи. Евреи стали постепенно воспринимать бога Яхве как единого бога, что привело к формированию монотеизма.

Еще одним источником, оказавшим сильное влияние на создание мировоззрения христиан, стало учение Филона Александрийского. Он доказал в I веке н. э. идею единого бога до философской формы, ввел понятие логоса.

Христианство стало активно развиваться и благодаря участникам философской школы стоицизма. Они доказывали бренность бытия, умерщвление плоти, равенство людей, наличие божественного разума, который управляет всем миром.

Идея мессианства в христианстве поменялась. Евреи ожидали, что царь из рода Давида освободит их от Рима. В их сознании освободитель еврейского народа стал общечеловеческим спасителя.

Многие образы и догмы религии сложились на основе земледельческих культов и евангелиях (сочинения христиан, которые писали биографию Христа).

Важным источником христианства стала мифология, развивающаяся на основе культа Исиды и Митры.

Христианские конфессии и учения[]

В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:

  • Католицизм
  • Православие
  • Протестантизм

Католицизм

  • Католическая церковь
    • Римско-католическая церковь
    • Восточнокатолические церкви
  • Старокатолицизм
  • Католики-традиционалисты

Православие

  • Православная церковь
  • Старообрядчество
    • Поповство
    • Беспоповство
    • Беглопоповство
  • Обновленчество
  • Старостильные церкви
  • Украинская автокефальная православная церковь
  • Белорусская автокефальная православная церковь
  • Синод противостоящих

Древневосточное православие

Церкви, не принявшие исповедание веры, утверждённое на Халкидонском соборе 451 г. (IV Вселенском), называются сегодня древневосточными (ориентальными) православными или нехалкидонскими (см. неполный список ниже); Они не имеют евхаристического общения с православными церквями византийской традиции.

  • Армянская апостольская церковь
  • Коптская православная церковь
  • Эфиопская православная церковь
  • Сиро-яковитская православная церковь
  • Маланкарская православная церковь
  • Ассирийская церковь Востока

Основные конфессии (более 10 млн членов)

  • Адвентизм
  • Англиканство
  • Баптизм
  • Кальвинизм
    • Реформатство
    • Пресвитерианство
  • Лютеранство
  • Методизм
  • Пятидесятничество

Православие в годы Советской власти

В 1917 году в нашей стране произошел огромный переворот – после Октябрьской революции монархия пала, власть перешла к большевикам. Начались нелегкие времена для Православной церкви на Руси. Кровавые вожди (Ленин и Сталин) гнали верующих, ссылали в лагеря, где те погибали, отдавали приказ расстреливать священнослужителей. Разрушались храмы, сжигались иконы.

Но, благодаря этим гонениям, было значительно пополнено число ангельское мучениками за веру. Тогда именно и стало понятно, кто же на самом деле истинно верит во Христа. Гонения, как лакмусовая бумажка, показали, чья вера истинная. Верующие без страха, мужественно исповедовали в эти тяжелые времена свою веру, радостно шли в заточения и на смерть.

Революция дала нашей церкви колоссальное число новомучеников, священномучеников (архиереев, священников, пострадавших за веру). В те трудные времена некоторые церкви не закрывались, там шли службы, которые иногда заканчивались расстрелом прихожан и священнослужителей.

Видимо, такое кровавое время нужно было нашему народу для
очищения, прозрения.

В годы Великой Отечественной русский народ от порабощения немецких захватчиков спасла только вера и молитва. Сталин, доселе гнавший церковь, отдал приказ открыть храмы, вернуть священников с поля битвы. Народ воскрес, с верой все молились о победе, ходили крестным ходом с чудотворными иконами. И произошло чудо: несмотря на превосходство вооруженных сил захватчиков, русская армия одержала победу.

Многие приписывают это чудо заступничеству Царицы Небесной, к Которой в то время возносились горячие молитвы. Русь вспомнила о том, что она звалась «святой», и показала свое возрождение.

Однако, после победы в войне не произошло стабильного расцвета православной веры на Руси. Народ как бы расслабился снова, храмов было очень мало, разрушенные храмы не восстанавливались. Люди очень мало ходили в церковь, а участвовали в Таинствах еще меньше. В годы правления Хрущева люди боялись крестить ребенка в храме, опасаясь огласки и увольнения с работы.

Верующих во времена оттепели считали сумасшедшими. А во
времена Брежневского «застоя» отношение к верующим было ни чем не лучше. Над
ними часто смеялись, стыдили. По всей стране, в школах и на производствах
производилась активная атеистическая пропаганда. А накануне больших церковных
праздников верующих уговаривали не посещать храм, завлекали молодежь
популярными концертами по телевидению на Пасху.

Но после того как Советская власть рухнула в нашей стране, вместе с ней пал и атеизм. Россия снова возродилась, начали строиться и реставрироваться храмы, открываться монастыри, которые были часто музеями. Церкви стали отдаваться обратно храмы и монастыри, превратившиеся за годы Советской власти в кинотеатры, клубы, автозаправки, магазины, книгохранилища, овощехранилища и даже жилые дома. Русский народ повалил в церковь толпами. Словно наша страна проснулась от тяжелого сна. И этот расцвет длится, и по сей день.

Дальний Восток

Христиане в Японии появились в средние века, когда на острова прибыли первые миссионеры – католики. К концу 16 столетия количество приверженцев новой веры составляло 300 тыс. человек. Однако вскоре миссионерам запретили быть на острове. В 1596 году было совершено нападение на христиан. Священников обвинили в нарушении запрета и жестоко казнили. Миссионерство было запрещено на последующие двести пятьдесят лет. Христиане создавали тайные общины.

Повторно миссионеры появились в Японии в середине 19 века. Сегодня статистика христиан в Японии насчитывает около 2,5 млн. верующих. На долю протестантов приходится почти 1 млн. человек. В их числе:

  • пятидесятники – 257 тыс.;
  • приверженцы Объединенной церкви Христа – 196 тыс.;
  • прихожане церкви «Дух Иисуса» – 125 тыс. человек.

По преданию первые проповеди христиан в Китае велись еще в апостольские времена. Однако документально подтвержденные свидетельства относятся к 7 веку. Сегодня в стране проживает около 60–70 млн. последователей Христа. В Индии христианство является третьей по численности религией. В 2008 году верующих насчитывалось около 25 млн. человек.

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф 28:19)

Я утверждаю:

Единственные люди на планете, которые всем сердцем приняли Иисуса Христа при жизни, искренне послушались его и пошли за ним до конца, даже на смерть — были ортодоксальные иудеи.

Этот факт практически тривиален. Конечно же, Иисус проповедовал среди евреев, учил их в синагогах, спорил с фарисеями, представителями наиболее прогрессивного на то время течения иудаизма. Апостолы, пошедшие за ним, и первые христиане, создавшие церкви после его смерти и Воскресения, — тоже были евреи. И это, разумеется, не евреи-атеисты, не евреи-язычники, а евреи, искренне верующие в Бога и старающиеся выполнять все Его заповеди. Сегодня их назвали бы «ортодоксальными иудеями». Одна из самых ярких фигур в раннем христианстве — фарисей Павел, ученик знаменитого еврейского мудреца , апостол, фактически создавший христианскую Церковь.

Более того, иудеи — последователи Иисуса — выполнили его волю, высказанную после Воскресения. Они действительно пошли в мир и рассказали языческим народам благую весть: есть Бог, он вас любит, и если вы захотите, то после смерти войдете в Его царство. И они не просто рассказали об этом, но составили Новый Завет — концентрированное изложение проповедей и поступков Иисуса. Лишь одна книга Нового Завета, Евангелие от Луки, написана неевреем, другом и спутником Павла, примкнувшим к первым апостолам-евреям уже после смерти Иисуса. Книги Нового Завета стали той основой, через которую народы мира узнали о Всевышнем.

Бог и историки знают, сколько гонений пришлось пережить первым христианам-евреям, сколько людей было сожжено и распято римлянами. Однако, это было, по-видимому, самое значительное вмешательство евреев в историю мира. Несмотря на жесточайшие испытания, Евангелия и Послания дошли до людей, и с каждым годом все больше неевреев приобщались к знанию о Боге, знанию, которое до Иисуса было дано лишь евреям. Я сам впервые узнал о Боге в детстве, в СССР, именно благодаря Евангелию, в котором еврей Матфей записал по памяти слова Иисуса. Я говорю о Нагорной проповеди, великие слова которой продолжали звучать даже в атеистическом государстве.

Да, при желании можно сказать: евреи не приняли Иисуса. Имеется в виду, что при жизни и после смерти Иисуса его последователями, христианами, стали далеко не все иудеи, а лишь некоторая часть иудейского народа. Но, говоря так, забывают, что в те времена — в I веке нашей эры — во всех прочих народах Иисуса тогда не принял вообще практически никто! И так продлолжалось еще несколько веков, пока языческий Рим не сделал христианство государственной религией. Именно евреи, столь успешно распространившие христианство среди враждебных языческих народов, выполнили пожелание Иисуса, рассказав миллионам язычников о Боге и о Спасении. Именно благодаря этим людям Библия сегодня является самой известной книгой во всем мире.

После принятия христианства Римом работа евреев по распространению Божественного Учения прекратилась. Так распорядился Всевышний: эта задача была переложена на плечи христианской, уже не еврейской Церкви. Евреям же, наказанным Богом изгнанием согласно пророчеству, полученному еще Моисеем, пришлось позаботиться о собственном выживании. Несмотря на рассеяние и неприязнь других народов, они продолжили служить Всевышнему, как и служили всегда, и по-прежнему хранили Божественное Учение во всей его полноте. И сейчас они, слава Всевышнему, получили прощение — оставшись такими же последователями Божественного Учения, изложенного Иисусом Христом, какими были и тогда.

Но теперь, слава Всевышнему, это Учение через христианскую церковь стало известно другим народам. Сегодня христиане есть практически во всех странах планеты. Этим изменением мира мы обязаны Богу и тем первым евреям-христианам, которые употребили свою жизнь на распространение Вести Иисуса. Наверно, это самый яркий пример выполнения евреями заповеди — быть священниками и учителями народов мира.

Этимология

Итак, кто такие христиане и почему они так называются? Термин этот греческого происхождения, но окончание у него – латинское. Само слово «Христос» означает «помазанник». Оно созвучно по смыслу с еврейским термином «Мессия». Считается, что когда Библия переводилась на греческий язык, то именно это слово было использовано для перевода «Мешиах». Латинское же окончание обозначает последователя, того, кто идет за кем-то. Часто в Римской империи так называли рабов, вольноотпущенников или клиентов знатных родов. Затем этим термином стали обозначать приверженцев политических партий или течений. Так, слово «кайсарианос» употреблялось в качестве названия сторонников Юлия Цезаря.

Православие в наши дни

Православная вера породила в нашей стране немало святых (мучеников, преподобных, праведных и т.д.). Русь славилась всегда своими блаженными, это святые, которые приняли юродство ради Христа и оставили этот грешный мир. Всегда в нашей стране были такие юродивые, которые предсказывали будущее, предостерегали, призывали к покаянию. Их уважал народ, почитали даже цари. Ксения Петербуржская, Матрона Московская, Василий Блаженный…Они были и остаются народными любимцами.

С давних пор и доныне народ стремится к святым местам, где покоятся мощи святых. Ласково православные называют любимых святых: «Матронушка», «Ксенюшка», «Серафимушка» и т.д.

После возрождения страны от Советской власти многие мощи святых были заново обретены. Они были спрятаны от осквернителей в музеях, больницах и т.д. Мощи преподобного Серафима были возращены в Серафимо-Дивеевскую обитель. Многие помнят этот знаменательный крестный ход в 90-е года. Русский народ любит своих святых. До сих пор жива с ними молитвенная связь. Пока она есть, пока жива вера русского народа, будет жить и наша страна.

И, несмотря на многочисленные достижения современной техники, нововеяния модных лжеучений, попытки внушить гибельные мысли и чувства нашему народу, православная вера крепко стоит в нашей земле.

Русь была и останется «святой», пока в ней будет жить хоть один православный верующий. За это борется наш народ, правящие церковные власти и каждый верующий человек в частности. А что будет впереди с нашей страной – только Господь знает.

Фильм митрополита Илариона (Алфеева) о православии на Руси

Отличия православия от католицизма

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».

Главные отличия между православием и католичеством можно свести к нескольким пунктам:

  1. Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;
  2. Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.
  3. Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает.
  4. Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;
  5. Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;
  6. Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.
  7. Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы.
  8. Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископами утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов.
  9. Православные крестятся справа налево, а католики слева направо. Католикам долгое время разрешалось креститься любым из этих двух способов, пока в 1570 году папа Пий V не предписал им делать это слева направо и никак иначе. При таком перемещении руки крестное знамение, согласно христианской символике, считается исходящим от человека, который обращается к Богу.

Идеи раннего христианства

Разумеется, такого, чего не было раньше, когда практически везде господствовал политеизм. Чем же принципиально монотеизм отличался от политеизма? Частично выше уже затрагивалась эта проблема, во всяком случае в теоретическом плане. Но теперь вопрос стоит несколько иначе. Чего ожидали от монотеизма те, кто уже давно был знаком с этим видом религиозной культуры, но не был удовлетворен тем его вариантом, который процветал у иудеев — даже если в сектах преобладали те же иудеи?

Ждали, если в двух словах, спасения и умиротворения, причем для всех. Ведь основная идея христианства, как она была разработана уже первыми последователями новой религии, — это именно идея греха и спасения. Люди грешны, причем именно это уравнивает всех их —эллинов и иудеев, варваров и римлян, рабов и свободных, богатых и бедных. В грехе они равны перед Богом, для которого все они тоже должны стать одинаково близкими.

Могут ли люди очиститься от грехов начиная с первородного греха Адама и Евы, который тяжелым камнем висит на человечестве? Да, могут. Но только в том случае, если они сами осознают, что грешны, если исправят свои помыслы в сторону сознательного самостоятельного очищения от грехов и если — последнее, но и наиважнейшее — поверят в великого божественного Спасителя, который не просто указал путь к спасению, но и, взяв на себя грехи человеческие и приняв смертную муку за них, умер, а затем чудесным образом воскрес, став для поверивших в него Богом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector