Елецкий знаменский монастырь
Содержание:
Святыни монастыря
- Список Тихвинской иконы Божией Матери «корсунской иконописи» XVI — XVII вв., из Брянского Петропавловского монастыря. По молитве перед этой иконой происходили многие чудеса и исцеления, которые записывались в специальную книгу с собственноручными подписями исцелившихся.
- Список Казанской иконы Божией Матери «корсунской иконописи», из Брянского Петропавловского монастыря.
- Икона св. великомученика и целителя Пантелеимона, написана и освящена в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, и подаренная Елецкому Свято-Троицкому монастырю 14 апреля 1872 года.
- Древний образ святителя Николая Чудотворца.
- Икона св. великомученицы Варвары и св. мученицы Параскевы с частицей мощей св. Варвары.
- Образ св. благоверного князя Михаила Тверского и преподобной княгини Анны Кашинской, с частицей святых мощей последней.
- Серебряный ковчег с частицами мощей святых муч. Нестора, великомученика Феодора Тирона, муч. Симеона Персиянина, преп. Сергия Радонежского, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова, святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, мученика Ипатия, великомученика Артемия, мученика Стефана, мученика Меркурия, мученика Аристарха, мученика Прокопия, мученика Кириака, мученика Евстафия Плакиды, мученика Наркиса, великомученицы Христины, священномученика Антипы, княза Константина и чад его Михаила и Феодора Муромских чудотворцев, Авраамия, Исайи и Леонтия Ростовских и др. Вверху ковчега хранилась часть хитона Божией Матери.
- Икона святителя Иосафа Белгородского, с частицей его одеяния, пожертвованная монастырю в 1912 году.
Храмы и часовни
Комплекс Знаменского монастыря на дореволюционной фотографии. В центре — Знаменский собор
- Знаменский собор. Первая каменная церковь монастыря выстроена в 1813 году. В середине 1930-х был закрыт, и начались работы по его разбору для кирпича. С 2005 года начались восстановительные работы, и к 2009 году главный храм обители был полностью восстановлен в своем первозданном виде.
- Христорождественский (Спасовский) храм (Находится не на территории монастыря)
- Церковь Николая Чудотворца. Первый деревянный Никольский храм на Каменной горе был построен в 1657 году. Во время большого пожара 1769 года все монастырские постройки, в том числе Никольский храм, сгорели. Возрождение церкви произошло лишь в 2006 году, когда по проекту елецкого архитектора А.В. Новосельцева заложен деревянный храм. В этом же 2006 году Никольский храм был выстроен и освящён.
- Часовня Иконы Божией Матери Живоносный Источник. Часовня у святого колодца была построена в конце 18 века. До 1930 года была разрушена. Воссоздание её в прежних формах и размерах началось в 2004 году. В 2005 году окончательно выстроена и освящена.
Прогулки по бунинскому Ельцу: Знаменский женский монастырь
Выпуск 9.
Через 80 лет после кончины затворницы, по настоятельной просьбе елецкого врача Холина, которому Мелания неоднократно являлась во сне с требованием перенести гроб с её телом в церковный склеп, подвижницу решили перезахоронить.
Насельница обители, монахиня Пелагея, бывшая свидетельницей открытия святых мощей угодницы в 1916 году, рассказывала своим близким: «Докопали до гроба, а он целёхонек, достали, открыли, а матушка Мелания лежит цела и невредима. Более того – от неё повеяло каким-то благоуханием. Дело было уже к сумеркам. И когда священники подняли гроб, чтобы нести в храм, то над гробом ясно виден был огненный столп очень высокий и в нем все время шествия трепетал белый голубь. Опустили гроб в специально приготовленный склеп, но видно, не было на то воли Божией, чтобы почивала матушка Мелания под спудом. Оба работника, что спустились запечатывать склеп, так и упали замертво. Еле отошли. И тогда решили поставить гроб с её телом посреди монастырского храма. О, Боже мой! Сколько людей приходили приложиться к новообретённым мощам угодницы Божией. Целую неделю они открыто стояли в храме. А сколько исцелилось в те дни: и хромые, и слепые, и бесноватые. Всё это регистрировалось. И Святейший Синод, после тщательного осмотра, решил мощи угодницы Мелании признать нетленными. После стояния её мощей в храме, их снова опустили в склеп, что находится под храмом, и замуровали в нём».
Канонизации затворницы Мелании помешала революция и последовавшая за ней гражданская война. На Знаменский монастырь обрушились гонения. Первые годы было более – менее терпимо, монашеская община, хоть и сильно поредевшая, продолжала здесь жить. В марте 1929 года местные власти, приняв окончательное решение о его закрытии , храм опечатали, с колокольни сбросили колокола, а монахиням велели немедленно покинуть обитель. Территорию переименовали в «Рабочий городок», заселив городской голытьбой.
Фотография с видом на «Рабочий городок» II половины ХХ века
И на Каменной горе все стало стремительно меняться. Как писал Д.И. Нацкий, «деревянные домики монашек, где они жили по двое – трое и больше, очень быстро стали разрушать новые квартиранты. Стоило дому освободиться, как его разламывали соседи, чаще всего просто на топку. Разрушены были и двухэтажные дома. Жить в городке стало опасно из-за участившихся краж.
Лестница, когда-то ведущая в обитель… Фотография середины ХХ века
Городские власти за порядком не следили. Разрушали и перила каменной лестницы, ведущей в бывший монастырь из красивого чугунного литья». Вот тогда-то и вспомнили ельчане о пророчестве последней монастырской старицы, блаженной Варвары, которая говорила, что от обители останется только звонарница, да ограда.
Уцелевшие колокольня и ограда в 70-е годы ХХ века
Старожилы рассказывают, что коммунисты очень хотели вскрыть склеп, где покоилась затворница Мелания и осквернить её мощи. Узнав об этом, группа ельчан в одну из ночей тайно перезахоронила гроб с её телом недалеко от фундамента Знаменского храма. Один из участников, житель Черной слободы, рано утром привел на новое место погребения затворницы свою шестилетнюю внучку, велел его хорошенько запомнить и добавил: «Я уже старый, долго не проживу, а ты, может быть, доживешь до лучших времён, расскажешь тогда, где мы спрятали матушку Меланью. Она ведь до сих пор нетленна. Когда мы гроб вынимали, он сбоку немного треснул и была видна её рука».
Так выглядит место могилы сейчас
Явившись через несколько дней вскрывать склеп,
местные безбожники были неприятно удивлены и озадачены, обнаружив его пустым.
Злость и раздражение выместили на часовне, бывшей на месте её прежней могилы.
Игуменья Антония (Криворотова)
В 1937 году многие насельницы, оставшиеся в Ельце, были репрессированы.
Настоятельница обители, игуменья Антония ( при которой перезахоранивали затворницу Меланию), пройдя тюрьму и ссылку, по возвращении в Елец, на Каменную гору, приняла мученическую кончину.
В 1943 году был разрушен и взорван Знаменский храм.
История
Перло многоценное. Чернигов. 1646. Титульный лист.
Согласно изложенному в летописях преданию, Елецкий Успенский мужской монастырь был основан на месте чудесно найденной на одной из елей 3 февраля (или 3 ноября) иконы Пресвятой Богородицы. От этих елей получили название и икона и обитель. Основателем монастыря считается киевский князь Святослав Ярославич. В 1069 в этом монастыре жил «отец русского монашества» преподобный Антоний Печерский. В середине XII столетия на том месте, где нашли святую икону, строится 25-метровый Успенский собор.
В 1239, в ходе монголо-татарского нашествия монастырь был разграблен и разорён. С 1445 года Черниговом владел князь Иван Можайский, который начал восстановление черниговских святынь. Тогда же был отремонтирован и Елецкий монастырь.
В начале XVI века, по итогам русско-литовской войны, Чернигов вошёл в состав Русского государства. Из-за своего пограничного положения Чернигов становился объектом множества походов и осад, в ходе которых страдал и Елецкий Успенский монастырь, находившийся за пределами городских укреплений. Он был разграблен при польско-литовской осаде 1579 года, но наибольшие разрушения и утраты имели место в Смутное время в ходе разорения Чернигова польскими отрядами Самуила Горностая. Обвалились купола и стены монастырских храмов, была безвозвратно утрачена древняя Елецко-Черниговская икона Богородицы. Уцелевшие монахи бежали в Москву. Попытка Горностая вывезти тяжёлые монастырские колокола окончилась неудачей.
После того, как по Деулинскому договору в 1618 году Чернигов отошёл к Речи Посполитой, польские власти передали монастырь униатам, которые его отремонтировали и восстановили. Униатский игумен Елецкого монастыря Кирилл Транквиллион-Ставровецкий напечатал в 1646 году первую в Чернигове книгу — своё сочинение Перло многоценное.
В 1649 году поляки были из Чернигова окончательно изгнаны, и монастырь вновь становится православным. Среди его игуменов были такие церковные и культурные деятели, как Димитрий Ростовский, Лазарь Баранович, Феодосий Черниговский, Иоанникий Галятовский, и другие. Последний реконструировал Успенский собор, построил трапезную Петропавловскую церковь, устроил в монастыре библиотеку и заказал пышный иконостас (погиб от зажигательной бомбы в 1941 году).
В первой половине XVII столетия иноком монастыря Сергием составлено «Слово о некоем старце», рассказывающее о паломничестве в Святую землю.
Монастырь был богатым собственником: до 1786 года, когда на юг России была распространена секуляризация монастырских вотчин, Елецкому монастырю принадлежали почти 2,5 тысячи крепостных душ, 8 трактиров, винокурня, 9 мельниц, 7 пекарен и т. д.
С 1823 по 1828 год настоятелем Елецкого Успенского монастыря был архимандрит Иероним (Визерский), который, согласно Русскому биографическому словарю, «привел его в отличное во всех отношениях состояние».
В Елецкий Успенский мужской монастырь был закрыт. Вновь передан церкви в и возобновлён как женский.
Прогулки по бунинскому Ельцу: Знаменский женский монастырь.
Выпуск 6.
Конец XIX — начало ХХ были временем расцвета и известности Знаменского монастыря. В его собственности находилось 3 десятины 1810 саженей земли, а сам он представлял собой большой благоустроенный жилой поселок с двумястами деревянными домами. В его стенах искали спасения 310 насельниц: 254 послушницы и 54 монахини, руководимые настоятельницей в сане игумении.
Матушки Знаменского монастыря на порожках храма. Фото начала ХХ века.
Со стороны города обитель была похожа на кремль или какой-то средневековый замок.
Знаменский женский монастырь. Фото начала ХХ века.
Все здания внутри содержались в образцовом порядке. Как отмечал В.И. Немирович – Данченко, «каждый дом строили не по общему плану, не на один раз для всех утверждённому рисунку, а как хотелось его хозяйке.
Территория монастыря в 2005 году. Дома на фотографии — уцелевшие бывшие кельи.
То узенький, в два этажа, по два, по три окна в каждом, то низенький и длинный, то с высокими, острыми, то пологими крышами. И всякая клетушка чувствует свою соседку локтем. Постаревшие – осесть, покривиться не могут – рядом стоящие крепко держит их под руки. Каждый домик в свою краску расписан: голубые, зелёные, красные, серые, бревенчатые, тесом обшитые – но все с крылечками в наружу, то под пестрым навесом, то совсем простенький. /…/Перед некоторыми – палисадники». В палисадниках росли самые красивые в городе цветы и стройные деревья, что придавало необычную живописность каменистой местности…
Как когда-то давно, сегодня в монастыре всё в цветах
Кругом была удивительная чистота. Двор вокруг храма, дорожки к кельям были выложены большими тесаными белыми плитами. Каждую субботу, а также перед праздниками матушки тщательно их промывали, а в будничные дни ограничивались подметанием. Тишина, покой, благоухающий ароматами цветов воздух, сочная зелень травы и листвы иноческого городка производили неизгладимое впечатление на всех, кому посчастливилось там побывать.
Ельчанка Нина Тихоновна Дементьева рассказывала: «Вспоминая своё детство, я всегда
вспоминаю наши приходы в монастырь. Мне всё там нравилось. Необыкновенная
чистота и красота. Казалось, там даже воздух был не такой, как в городе.
Знаменский
монастырь был не общежительный. Каждой монахине давали послушание, но жить она
должна была на свои средства. В монастыре было много келий. Келья представляла
собой небольшой деревянный домик с несколькими комнатами. В одной келье матушки
и послушницы жили по 3 – 5 – 6 человек. Жили они по-разному, и, как правило, на
содержании у купцов. Одни были побогаче,
другие победнее, в зависимости от состояния и щедрости своих благодетелей.
Елецкие купцы занимались благотворительностью, не забывали монастырь. Матушки
жили на их подаяние, и день и ночь молились за них.
Питались они, в основном, овощами. Молоко и
рыба – в праздники и разрешенные дни. Готовили уху, заливное из рыбы.
В кельях обстановка была очень скромной.
Железная кровать, покрытая простым одеялом, шкаф с книгами, нехитрая утварь и
очень много икон. Зато все было вычищено, выскоблено, постилочки чистые, все
ухожено. В святом углу – треугольный столик, на котором лежали Евангелие и
другие церковные книги. Кельи преображались на Пасху и Рождество. Кровати
застилались белыми покрывалами, а на черные металлические спинки надевались
белые накрахмаленные чехольчики. Комнаты становились ослепительно чистыми и
нарядными. Везде горели лампады. Матушки очень любили кошек. В каждой келье жили кошки, которые спасали их
от мышей.
В. Штембер. Портрет молодой монахини
Вся
жизнь насельниц монастыря заключалась в молитве. Далеко за полночь в кельях был
виден свет горящих лампад и силуэты матушек, молящихся на коленях. В свободное
от молитвы время матушки занимались рукоделием.
Одевались они очень скромно. Длинная рубаха,
сверху – платье прямого покроя с длинными рукавами. Надевалось оно через голову
и подвязывалось пояском. Все шилось из простой ткани – ситец, бязь. В этой
одежде они ходили дома, в церковь надевали черную мантию и клобук. Церковь
посещали рано утром и вечером, днем молились дома. Монастырь жил тихой
размеренной жизнью».
История
Основание
Монастырь был основан на месте скита Троицкого мужского монастыря, устроенного в 1629 году на Каменной горе.
Трудами святителя Митрофана, епископа Воронежского, скит в 1683 году преобразован в женский монастырь.
В 1764 году Знаменский монастырь упразднили указом Екатерины II, однако монахини его не покинули.
В 1769 году во время большого пожара в Ельце, монастырь сгорел. На пепелище остались только две старицы, они жили в уцелевшем погребе и неустанно молились.
Постепенно росло число сестёр. В 1778 году в отшельническую обитель была принята будущая местночтимая блаженная затворница Мелания, великая подвижница, прожившая в монастыре 58 лет и скончавшаяся с затворе в 1836 году. Святитель Тихон, бывая в Ельце, навещал отшельницу. В 1779 году он последний раз посетил Елец, благословил монахинь и выбрал место для будущего каменного храма. В период с по 1813 годы велось строительство собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение».
Монастырь оставался на нелегальном положении, но хлопоты ельчан о восстановлении обители не прекращались. Второе официальное открытие монастыря состоялось в 1822 году по указу императора Александра I. Были восстановлены строгие правила монашеского общежития, начато строительство колокольни, тёплой трапезной, новой кирпичной ограды вокруг монастыря с четырьмя башнями и тремя воротами. В 1841 году с южной стороны устроили спуск к святому источнику в виде широкой лестницы.
К 1861 году была завершена постройка трёхъярусной колокольни. К середине XIX века территория монастыря и принадлежавшие ей земли продолжали расширяться, обитель благоукрашалась.
К началу XX века в стенах монастыря проживало 400 человек, на его территории насчитывалось 150 построек.
Главными святынями обители стали чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Знамение» и образ Христа Спасителя, благополучно сохранившиеся после пожара 1769 года. В монастыре находились почитаемые иконы: «Троеручница», написанная на Афоне, и подаренная святителем Феофаном Затворником Казанская икона Божьей Матери.
В Знаменском монастыре хранился прижизненный портрет святителя Тихона Задонского.
Советская Россия
После революции 1917 года монастырь закрыли, но богослужения продолжались ещё некоторое время, а монахини во главе с игуменьей Антонией не покидали святую обитель.
Островок церковного благолепия просуществовал недолго.
В 1929 году наступил делёж монастырского имущества, монахинь начали выгонять из келий, многие из них были отправлены в тюрьмы, вывезены в лагеря.
Настоятельницу монастыря, отказавшуюся покинуть обитель, зверски замучили.
Территория монастыря стала официально именоваться Рабочим городком.
В годы богоборческого режима постройки монастыря пришли в упадок. Знаменский собор был разрушен в 1937 году.
Возрождение
К 2004 году сохранились в сильно разрушенном виде лишь несколько келий, монастырские стены и спуск к святому колодцу.
Ни одного храмового здания не уцелело. По решению Священного Синода Русской Православной Церкви Знаменский женский монастырь вновь открыт в 2004 году.
Восстановление поруганной святыни становится делом реальным и осуществимым.
В 2005 году построена часовня над святым источником, в этом же году началось восстановление Знаменского собора.
В январе 2005 года Знаменской обители был передан для совершения службы Спасовский-Христорождественский храм, находящийся на другой стороне Ельчика и хорошо видимый с территории монастыря. Он в короткое время был приведён в надлежащий вид внутри, и сегодня в храме постоянно совершаются богослужения для насельниц монастыря и прихожан.
В 2006 году был выстроен деревянный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая и освящён Владыкой Никоном 31 декабря того же года.
Окончена реставрация колокольни, частично восстановлена монастырская ограда, построены новые трапезная и келейный корпуса, выкуплены и приведены в порядок несколько бывших келий. Идёт возрождение славной своей историей и духовными подвигами обители.
Настоятельницы обители
- 1683 — 1697 — игуменья Иулитта
- 1700 — 1701 — игуменья Капитолина
- 1706 — игуменья Вера
- 1751 — 1757 — игуменья Пелагия
- 1764 — игуменья Иулита — Упразднение
- 1772 — 1823 — монахиня Матрона (Солнцева) — Начальница Знаменской общины
- 1823 — 1837 — игуменья Глафира (Таранова) — Восстановление
- 1837 — 1867 — игуменья Павлина (Толстая)
- 1867 — 1889 — игуменья Клеопатра (Головачева)
- 1889 — 1900 — игуменья Валерия (Тарновская)
- 1900 — 1914 — игуменья Рафаила (Бредихина)
- 1914 — 1929 — игуменья Антония I (Криворотова) — Упразднение
- 2004 — 2009 — монахиня Херувима (Гончарова) — Восстановление
- 2009 — н.в. — игуменья Антония II (Поликарова)
Вход
- Войти
- Регистрация
- Поддержать сайт
- Добавить наш баннер
- «Колибри» средней полосы России (бабочки — бражник… — 209 077
- 4 закона экологии — 71 854
- Сколия гигантская — крупнейшая оса Европы — 39 667
- Появление богомола обыкновенного в Москве — 31 536
- Баннер портала «ЭкоЕлец» — 28 928
- К вопросу о необходимости возрождения и сохранения… — 28 040
- Альбом для новорожденного «Наш малыш» — 26 140
- Астрономия (13)
-
Атласы
Разделы (1)
(2)
- Без рубрики (50)
-
Биологические виды (50)
- Вредители (3)
- Грибы (2)
-
Животные (46)
- Млекопитающие (7)
- Насекомые (23)
- Птицы (13)
- Рыбы (2)
-
Растения
Хвойные (1)
(3)
- Благотворительность (70)
-
Братья наши меньшие (29)
- Аквариумные рыбки (1)
- Кошки (8)
- Лошади (2)
- Питомцы (8)
- Собаки (13)
- Волонтерское движение «Вместе!» (59)
- Деятельность (78)
- Друзья сайта (61)
- Елецкие праздники (35)
- Забавные животные (4)
- Зелёная аптека (5)
- Информация (4)
-
История России (19)
- Исчезнувшие города и села (2)
- Страницы прошлого (13)
- Книги (5)
- Конкурсные работы (6)
- Конкурсы (6)
- Краеведение (19)
- Любовь да совет (2)
- Научные статьи (4)
- Новости (111)
- Обои (2)
- Объявления (28)
- Патриотизм (27)
- Поздравления (12)
- Помощь природе (1)
-
Православие
Истории из жизни (1)
(50)
-
Природа Елецкого края (60)
- Аномалии (7)
- Виды (1)
- Грибы (1)
-
Животные (36)
- Млекопитающие (4)
- Насекомые (18)
- Птицы (12)
- Рыбы (1)
- Красная книга Липецкой области (2)
- Природные объекты (8)
- Проблемы (2)
-
Растения (6)
- Деревья (2)
- Травы (4)
- Формы рельефа (1)
-
Природа мира (15)
- Абхазия (1)
- Вьетнам (1)
- Египет (1)
- Казахстан (1)
- Канада (1)
- Кипр (4)
- Нигерия (1)
- США (1)
- Таджикистан (1)
- Турция (1)
- Украина (3)
-
Природа России (16)
- Архангельск (1)
- Калининград (1)
- Липецк (2)
- Москва (2)
- Приэльбрусье (1)
- Сахалин (2)
- Сибирь (1)
- Тверь (1)
- Тюмень (2)
- Ямбург (2)
- Природные объекты (3)
- Природные явления (11)
- Проекты (1)
- РосНОУ (9)
- Ситуация (4)
-
Творчество (94)
- Живопись (2)
- Мастер-классы (11)
- Открытки (26)
- Поэзия (5)
- Проза (6)
-
Ручная работа
Скрапбукинг (14)
(33)
- Снежные фигуры (2)
- Сценарии (1)
- Творчество с детьми (9)
- Фотография (7)
- Технологии (1)
- Требуется помощь (1)
- Туризм (7)
- Фотоальбомы (1)
- Эко-люди (22)
- Эко-размышления (11)
-
Эко-рецепты (64)
- Готовим быстро и просто (10)
- Готовим с Митей (1)
- Экологический словарь (2)
-
Экология культуры (136)
- Архитектура (33)
- Виртуальные коллекции (6)
- Достопримечательности (41)
- Искусство (21)
-
Культура России (61)
- Архангельск (1)
- Валаам (1)
- Великий Новгород (1)
- Владимир (1)
- Воронеж (2)
- Елец (18)
- Калининград (1)
- Коломна (2)
- Краснодарский край (1)
- Лебедянь (1)
- Липецк (3)
- Москва (7)
- Орел (5)
- Ростов Великий (1)
- Русский Север (1)
- Санкт-Петербург (3)
- Сахалин (1)
- Севастополь (1)
- Суздаль (2)
- Сургут (1)
- Тамбов (1)
- Тула (3)
- Углич (1)
- Чехов (1)
-
Мировая культура (21)
- Босния и Герцеговина (1)
- Вьетнам (1)
- Италия (1)
- Кипр (8)
- Таиланд (1)
- Турция (1)
- Украина (5)
- Черногория (1)
- Чехия (1)
- По святым местам (12)
- Скульптура (2)
- Традиции (28)
- Юные дарования (15)
Местоположение и архитектура
Елецкий Успенский монастырь расположен на правом, высоком берегу реки Десна, между территорией бывшего черниговского детинца и находившимся поблизости . Елецкий монастырь входит в число историко-архитектурных достопримечательностей Чернигова. К архитектурному ансамблю монастыря относятся:
- Успенский собор строился на рубеже XI и XII веков (точная дата неизвестна) по образцу одноимённого храма Печерского монастыря в Киеве. Это один из первых на Руси храмов, при строительстве которых применялась равнослойная кладка. Чтобы компенсировать потерю декоративности фасадов, зодчие провели их затирку с последующей разбивкой поверхности на манер белокаменных квадров. Отличие от киевского храма в том, что с трёх сторон имелись небольшие притворы, а в юго-западном углу была устроена часовенка с апсидкой — наподобие тех, что известны по памятникам Старой Рязани. Фресковая живопись XII века отличается высокой художественностью, но сохранилась очень фрагментарно. В XVII веке собор был обновлён в стиле барокко, купола переложены.
- Придельная церковь св. апостола Иакова — усыпальница Якова Кондратьевича Лизогуба, 1689 года постройки (освящена 14 сентября 1701 г.). Находится с южной стороны собора
- Надвратная колокольня высотой в 36 метров (1670-75 годов). Возведена на месте более ранней, деревянной колокольни
- Трапезная и Петропавловская церковь XVIII века, построенная над Елецкими пещерами (1069 года) и кельи того же периода (наиболее раннее кирпичное жилое строение на Левобережной Украине)
- Каменные защитные стены
- Руины дома игумена XVIII века
- Деревянный дом святителя Феодосия Черниговского (1688) — старейшая деревянная постройка Левобережной Украины.
Гора, на которой стоит Елецкий Успенский монастырь, изрыта и пронизана множеством подземных ходов, пещерами и катакомбами. Так, подземная галерея длиной в 70 метров соединяет Успенский собор и Петропавловскую церковь. На территории монастыря похоронены выдающиеся деятели российской и украинской истории и культуры — А. С. Милорадович, Леонтий Полуботок, Яков Лизогуб. Рядом с монастырским комплексом находится археологический памятник середины X века, курган Чёрная могила.